Libmonster ID: RU-8667
Author(s) of the publication: В. М. ПУЧИНСКИЙ

Идеальности играют большую роль в познании и общественной жизни. Идеальностями можно назвать воображаемые (условные) предметы и зависимости, которыми при познании замещаются реальные или невоспринимаемые предметы и отношения. Тот факт, что реальные закономерности описываются с помощью условных реалий, не является исключительным. Так, наше восприятие происходит с помощью "чувственных данных", не свойственных предмету самому по себе, однако он воспринимается во всей его вещной реальности. Отражение действительности с помощью идеальностей является активным теоретическим познанием, которое приспосабливается к сложностям действительности.

Можно выделить две большие группы идеальностей.

1. Идеальности, служащие познанию объективной действительности.

2. Невещественные предметы, служащие для обозначения психических и познавательных явлений.

1. В науке и технике, в частности, используются идеальности, которые являются пределами, не существующими в реальном мире. Таковы физические идеальности, служащие для описания макроявлений: абсолютно упругое тело, абсолютно твердое тело, идеальный газ, материальная точка и др.

С другой стороны, существует "стандартный" набор относительно простых идеализированных математических форм (от прямой пропорциональности до экспоненциальной зависимости и др.), которые могут прилагаться к различным сторонам действительности и входить в решение различных дифференциальных уравнений.

А. Эйнштейн, выражая восхищение "загадочной гармонией природы и мысли", отмечал, что фигуры, открытые древними в виде сечения конуса плоскостью (окружность, эллипс, парабола, гипербола), в новое время были открыты как фигуры орбит небесных тел, объяснимых с помощью закона тяготения 1 . Такого рода факты, по-видимому, свидетельствуют о том, что возможности познания через идеальности создаются у людей самой познаваемой природой, формирующей их теоретические способности. Идеальности создаются людьми и позволяют


1 Беляев Е. Л., Киселева Н. А., Перминов В. Я. Некоторые особенности развития математического знания. М., 1975. С. 97.

стр. 152


строить теоретические конструкции, отвечающие внутренним особенностям человеческого познания, и одновременно отражаемой действительности.

Большое значение идеальности имеют в познании микромира, явления которого для человека, являющегося макросуществом, непосредственно выступают через макродействия и макроорганизации. Человек может оказывать влияние на макропроцессы через механические (макро) действия (с приборами, реактивами) 2 . Поэтому познание микромира носит в основном опосредованный, теоретический характер. Отмечают, что ныне становится все меньше наблюдаемых объективных фактов и становится все больше "фактов", выводимых и вычисляемых теоретически. Вводятся частицы и субчастицы, в существовании которых подчас сомневаются сами исследователи 3 . Все это не значит, что познание микромира невозможно. Если мы допускаем, что в процесс познания, помимо изменений в сфере знаний и фактов, входит формирование природой способностей субъектов к теоретическому познанию, то должны признать, что опосредствованное познание микромира сильно своей системностью, заменяющей в определенном смысле непосредственные объективные факты. Опосредованное познание привело к выявлению атомного строения вещества как факта и к открытию ядерной энергии.

Идеальности, представляемые как объективные предметы, аффективно действуют при познании объективных явлений и процессов.

2. Перейдем к описанию идеальностей второго рода, обозначающих психические и познавательные явления. Они, в отличие от отмеченных выше, не могут служить познанию явлений, имеющих субъективный характер.

Следует отметить, что в общественной жизни людей участвуют идеальности (содержания, смыслы, значения), которые рефлексируются как находящиеся в материальных образованиях (фотографиях, картинах, монетах и др.). В действительности, содержания, смыслы, значения "находятся" в понимании субъектов, воспринимающих эти материальные структуры. Но то, что содержания "в рабочем порядке" представляются как невещественные вещи, находящиеся в соответствующих материальных предметах, имеет свое значение: представления о таких идеальностях отвечают практической жизни людей в обществе, используются в ней.

Наконец, важной разновидностью идеальностей являются психические и познавательные явления, представляемые объективно в виде невещественных вещей (образов, мыслей, знаний, значений и др.), находящихся в сложных системах (субъекта, общества, текста и др.), которые служат праг-


2 Пучинский В. М. Обусловленность основных представлений философских направлений особенностями психического отражения // Философские исследования. 1995. N 4.

3 Корсунцев И. Г. Был ли Большой взрыв? // Философские исследования. 2002. N 2.

стр. 153


магическому, упрощенному описанию этих систем 4 . Эти идеальности в "рабочем порядке" представляются натурно существующими в сложных системах, хотя в действительности психические и познавательные явления субъективны, скрыты в субъектах и не имеют непосредственного внешнего существования. Но при объективном рассмотрении систем (субъекта, общества, текста и др.) субъективные явления должны быть изображены как "составляющие" системы, т. е. в виде объективных реалий. Этому служат представления субъективных психических и познавательных явлений в виде невещественных, находящихся в субъекте, в обществе, в тексте, в уме, в памяти и др.

Существенно, что идеальности рассматриваемого вида не имеют внутренних механизмов и существуют за счет отношений внешнего, более высокого уровня. Так "образы", "мысли", как идеальности, создаются не механизмами мозга и тела субъекта, а существуют в отношениях внешней жизни людей. Мы пользуемся отраженным содержанием так же, как пользуемся предметами. Мы сопоставляем отраженное содержание с другим и с действительностью, передаем его другим людям, и в этих действиях оно фигурируем как особый предмет. Представление о нем служит общему отличению психического от физического и описанию жизни людей. Оно имеет большое значение в духовной жизни людей, о чем свидетельствует, например, то, что оно живет во множестве философских рассуждений под именем "сознание".

Идеальности "знания" в рабочем порядке условно представляются как натурно, открыто живущие в обществе. Однако эта условность служит средством описания процессов истории науки как эволюции содержания знаний и экспериментов. Можно сказать, что идеальности "знания, находящиеся в обществе" конституируются внешними отношениями "общественного сознания".

В этих отношениях знания выделяются как "особый мир".

Представления идеальностей в системе является отражением того обстоятельства, что психические и познавательные явления, помимо собственных внутренних механизмов, действительно являются частью системы и имеют внешние, содержащие их механизмы.

Однако описание сложных систем с помощью представления в них идеальностей носит упрощенный, прагматический характер. Ибо при этом исключаются связи механизмов функционирования системы с подлинными внутренними механизмами соответствующих психических и познавательных явлений. К тому же и те и другие механизмы в настоящее время, по существу, не известны.


4 Пучинский В. М. О структуре некоторых идеальностей // Философские исследования. 1996. N 2.

стр. 154


* * *

Остановимся на внутреннем, субъективном плане психического, связанном с собственными (мозга, тела) механизмами психического. Здесь мы также сталкиваемся с идеальностью. Во внутреннем плане психическое может характеризоваться или как субъективное явление, или как идеальное. Мы стремимся показать, что "субъективность" является коренной характеристикой психического, связанной с его внутренними механизмами, тогда как "идеальность" есть поверхностная объективирующая характеристика психического, имеющая лишь опосредованную связь с внутренними механизмами. Но сложность ситуации в том, что особенность "субъективность" обычно не дается нашему объективирующему познанию непосредственно, тогда как обобщенное представление о психическом как идеальном явлении (также - более конкретно - как о психическом содержании) является непосредственно очевидным. Представление о психическом обьино исчерпывается представлением его как отраженного содержания или как идеального, невещественного явления. Мы пытаемся подчеркнуть важность особенности "субъективность" в познании психического и построить обобщенную модель обуславливания этой особенности материальными механизмами мозга (тела) субъекта. Необходимой стороной этого является критика нашего естественного, очевидного представления об идеальности психического, которая приводит к снятию мучительного вопроса об обуславливании идеальности механизмами мозга. Суть критики представления об идеальности психического сводится к следующему.

1. Идеальное психическое представляется в виде особых невещественных, несоизмеримых с материальными процессами образований ("образов", "чувств", "мыслей"), которые находятся в нас (или в другом субъекте), в нашем восприятии или уме. Такое представление условно обозначает внутренний план психического: в действительности в субъекте нет особых невещественных (как и вещественных) "образов", "мыслей", они лишь представляются таковыми. Представление об идеальности психического естественно, очевидно, но оно очевидно не потому, что ему соответствует действительная реальность психического, а потому, что оно возникает вынужденно, порождается особенностями психического способа отражения и особенностями общения людей. Очевидность представления об идеальных "образах", "мыслях" так же навязана людям, как и очевидность восприятия движения Солнца над Землей. Реально, вне нашего представления образы, мысли не могут быть невещественными (или вещественными), поскольку они субъективны (субъектны), т. е. понимаемы, переживаемы. Они "уходят" во внутренние материальные смысловые структуры и отношения субъекта и не являются особыми образованиями, каковыми они выступают в нашем представлении.

стр. 155


Представление психического как особых идеальных реалий не бессмысленно, оно служит общему отличению психического от физического, общему описанию психического. Но оно бессмысленно в связи с вопросом о внутренних механизмах психического, обуславливающих реальное (не воображаемое) психическое отражение. Никакое объяснение невещественности психического не способно приблизить нас к пониманию того, как при реальном (не воображаемом) восприятии в сам образ входит реальность вещественного предмета и находимость его во внешнем пространстве. Невещественные "образы", "мысли" не являются тем психическим, которое должно объясняться через механизмы мозга субъекта. Однако существует мнение о том, что именно идеальное психическое объяснимо через механизмы мозга. Считают, что оно связано с нейродинамическими процессами мозга подобно тому, как информация "как таковая" связана со своим материальным носителем 5 . Но информация "как таковая" (в отличие от информации как организации сигнала) не имеет материального носителя и является идеальностью подобной идеальному психическому 6 .

2. Представления об идеальности психического возникает как ответ на общий вопрос типа "что такое психическое"? При этом психическое рассматривается не как определенное отражение действительности, а как особый предмет. Причем, поскольку наше психическое непосредственно близко нам, то мы стремимся ответить на общий вопрос непосредственно- путем представления. Мы не переживаем определенное первичное содержание, смыслы или чувства, а представляем психическое вообще в виде некоего "рабочего тела", находящегося в нашем сознании. Мы способны отвлекаться от определенного содержания психического и представлять его как таковое, как некий особый предмет. Так, можно воспринимать содержание текста, а можно воспринимать текст как таковой. Последнее, по существу, делают корректоры и опытные машинистки, имеющие дело не с содержанием текста, а с его строем - с основными логико-грамматическими отношениями.

Представление о психическом как таковом не отражает первичную реальность психического и может быть названо вторичным. Первично в жизни мы имеем дело не с невещественными образами, мыслями, а с объективными вещественными предметами, определенными смыслами и чувствами. И осознание нашего психического происходит в жизни не в виде представления невещественных образов, мыслей, а в виде проявления переживания (понимания), свойственного восприятию, представлению, мысли. Идеальное психическое как таковое выступает в нашем обобщенном представлении психического. Оно имеет назначение обоб-


5 Дубровский Д. И. Психофизиологическая проблема: информационный подход // Методологические проблемы изучения деятельности мозга. М, 1986.

6 Философские исследования. 1996. N 2. С. 34; 1998. N 1. С. 96; 2002. N 1. С. 218.

стр. 156


щенного, внешнего изображения его, и идя от представления об идеальности, невозможно подойти к внутренним (мозга, тела) механизмам психического.

3. Выделение нашим представлением психического как особого объективноподобного образования обусловлено естественными особенностями нашего сознательного отражения. Важной чертой его является объективация: мыслимое (хотя бы и абстрактно) выступает вне субъекта, а воспринимаемое еще и во внешнем субъекту пространстве. Когда мы рассматриваем мысль вообще как род явления, то она также выступает в сознании вне субъекта. Представлению психического как особого предмета способствует также наша способность воспринимать ситуацию, определенное содержание (например, теоретическую конструкцию), структуру (предмет, слово, текст) в целом, как особый предмет. Важную роль играют и упомянутые выше внешние (коммуникативные) отношения психического содержания, в которых оно "обращается" подобно предмету.

Психическое, представляемое как таковое, обычно мыслится как предмет невещественный. Это связано с тем, что наши образы и мысли могут обращаться в нашем уме как некие безинерционные образования, с легкостью меняющие содержание, переключающиеся с предмета на предмет и т. д. Невещественность с легкостью приписывается представляемому содержанию как таковому, отделенному от предмета.

По своему значению представление о невещественности есть объективация невыразимой стороны психического. Невыразимая сторона, характеризующая субъективность психического во внутреннем плане, состоит в присущности психического субъекту, в неотчуждаемости от него, и она может быть непосредственно выражена объективно только условно. Такой условностью является обобщенное представление психического в виде невещественного образования. Представление психического как невещественного предмета при обобщающей рефлексии отражает обе стороны психического - выразимую и не выразимую. Можно сказать, что представление психического в виде предмета обобщенно отражает выразимую, содержательную сторону психических явлений, тогда как невыразимая, "остающаяся при субъекте" переживательная сторона проектируется в объективном виде как невещественность содержания.

4. Представление об идеальности (как и о материальности) психического не применимо по отношению к первичному психическому и его механизмам. Ибо такое представление возможно только по отношению к особому образованию, особому "предмету" (каковым и выступает психическое при его общем представлении). Но первичное (не воображаемое как таковое) психическое субъективно (субъектно), оно состоит в определенной переживаемости, понимаемости ре-

стр. 157


альных предметов и значений 7 , не отделимо от субъекта и не является особым образованием.

По этой же причине психическое не может являться и материальным образованием. Следует отметить, что такое представление встречается ныне редко. При этом стремятся представить мысль состоящей из наиболее тонкой материи, чтобы приблизиться к ее идеальности. "Формой материи, способной осуществлять процесс мышления, могут быть сверхлегкие фермионные частицы с массой 10 -30 - 10 -31 грамма, т. е. субстанция электромагнитного поля" 8 . Особенностью представления о материальности мысли является то, что оно полностью исключает существенный факт субъективности (субъектности) мысли. Если мысль материальна, существует чисто объективно, то понимание, переживание ее является совершенно внешним по отношению к ней фактором. А так как мысль и состоит в определенной понимаемости, то получается, что представление о материальности мысли излишне.

Мы склонны приписывать смысловость (содержательность) идеальному психическому, т. е. включать понимаемость (переживаемость) в само идеальное образование. Поэтому идеальное психическое может выступать как обладающее собственной процессуальностью ("развитие мысли"), не нуждающейся в материальных механизмах. Однако в действительности понимаемость (переживаемость), составляющая психическое содержание, есть действие субъекта, его материальной структуры. Психические процессы субъекта осуществляются его сложной материальной системой, причем они производятся ею не как некое внешнее системе образование, а внутренне присущие ей как особенности ее структурности. Мы воспринимаем во внешнем пространстве реальные вещественные предметы, мыслим определенные смыслы в предстоянии нам, но само восприятие и мышление не отторгаемо от субъекта, есть свойство его материальной структурности.

* * *

Если стремиться к познанию внутренних механизмов психического, то его следует рассматривать не как идеальное явление, а как субъективное. Субъективность во внутреннем плане можно обобщенно понимать как внутреннюю присущность субъекту предстояния ему явлений внешнего и внутреннего мира. Особенность "субъективность", в отличие от идеальности, принципиально связывается с материальными структурами и процессами субъекта. Характеристики субъективного


7 Здесь под реальными предметами понимаются предметы смыслосуществующие, т. е. завязанные со смысловой структурой субъекта. К таковым относятся и предметы не существующие объективно (например, кентавры).

8 Дрюк М. Л. Философское осмысление некоторых естественно- научных данных о сущности живой материи и человека // Философские исследования. 1998. N 1. С. 34 - 35.

стр. 158


психического - предельная позиционность, чувственность, макроструктурность, принципиальная ненаблюдаемость - обуславливаются особенностями материальной структуры субъекта 9 . Однако, как отмечалось, непосредственная особенность психического "субъективность" не выделяется непосредственно нашим объективирующим познанием. Непосредственно субъективное психическое выступает либо как психическое содержание, либо в виде идеальных предметов.

Существенно, что нейропсихологические исследования также не выделяют особенность "субъективность". Со структурами и процессами мозга связываются не психическое как субъективное явление, а некоторые особенности и стороны психического содержания. В основном нейропсихологические исследования состоят в изучении того, какое воздействие на психику оказывают непреднамеренные (в результате болезней, травм) повреждения различных частей мозга. Эти случаи показывают сложность работы мозга. При повреждении зон мозга нарушаются различные стороны психического процесса (например, речи), которые выделимы исследователем через абстракции 10 . Используют также методы преднамеренного подавления или стимуляции отдельных участков мозга. Известны опыты по электрическому раздражению отдельных точек мозга, вызывающих у испытуемого эмоции, ощущения или представления, о которых он дает отчет. Во всех этих случаях особенность психического "субъективность" не может быть выделена. Психическое (нормальное или нарушенное) как определенное отражение реальности выступает в виде объективированного психического содержания. Субъективность как особенность внутренней присущности субъекту, не есть нечто, предстоящее ему наподобие отраженной содержательности и не сводится к ее особенностям. Особенность "субъективность" не есть предмет эксперимента, а есть его обстоятельство, представленное реальным нераскрытым субъектом11 .

Можно сказать, что в настоящее время познание мозга как органа психики находится на уровне практического познания, которое сопоставляет "вход" и "выход", минуя внутреннюю сущностную сторону. Как пишет К. Прибрам: "Главная проблема нейропсихологических исследований состоит в том, чтобы определить, в каком отношении и до какай степени мозговые процессы и психологические функции скоординированы между собой" 12 . Такое познание отличается от теоретического, при котором предмет воспроизводится теорией, учитывающей его сущност-


9 Пучинский В. М. Субъективность и идеальность как разноплановые характеристики психического // Философские исследования. 2002. N 1. С. 220.

10 Лурш А. Р. Язык и сознание. М., 1979. С. 265, 291.

11 Пучинский В. М. Субъективность психического и психическое содержание // Философские исследования. 1997. N 4. С. 135.

12 Прибрам К. Языки мозга. М., 1975. С. 119.

стр. 159


ную сторону, и позволяющей обобщенно воспроизводить его возможные проявления. Сопоставляя напрямую мозговые структуры и процессы, существующие объективно, с психической содержательностью и ее особенностями, выступающими в позиции самого субъекта (в субъективной позиции), мы обходим сущностную сторону. Ибо мозговые процессы и психическая содержательность не связаны непосредственно, они разделены реальным субъектом, "механизмом" субъективности, выпадающим из поля зрения исследователя. Объяснение психики через ее материальные механизмы предполагает объяснение особенности "субъективность", ибо она существенна.

Отсюда должно быть понятно стремление построить, хотя бы предположительно, модель материального обуславливания особенности "субъективность", как главного момента психического способа отражения. Об этом речь шла в ряде статей автора 13 . Надо отметить, что мы оперируем "материальными смысловыми структурами", находящимися в мозге и теле субъекта, которые в настоящее время не наблюдаются. Исследователи мозга подавлены сложностью множества процессов в нервах и "поперечных волн", которые пока не связываются со смыслами, психическим содержанием (связь эта, по-видимому, не является непосредственной). Поэтому предлагаемая модель носит общий характер. Однако она, по нашему мнению, представляет собой систему взглядов, которая обладает определенной убедительностью. Система, с одной стороны, представляет собой критику естественного, очевидного представления об идеальности психического, на которой мы останавливались выше. С другой стороны, в нее входят общие положения, объясняющие субъективность, сознание и понимание.

Особенность "субъективность" не объясняется частными структурными зонами мозга, но она принципиально связываема с общей структурностью материальных механизмов. Субъективность является коренной, существенной особенностью психического способа отражения, связанной с самой общей схемой материальных механизмов психического. Здесь надо отметить следующее.

1. Психический способ отражения осуществляется сложной материальной структурой субъекта, построенной, так сказать, по схеме субъективности (субъектности). Основу, ядро этой схемы составляет мощное внутреннее материальное смысловое наполнение (система смыслов) субъекта, в котором в ходе развития субъекта был специфически отражен мир и в отношении к которому существует субъективное психическое. Материальное смысловое наполнение субъекта, закономерно складывающееся в течение его жизни, отражает своими структурами в кодированном виде типы предметов и их связей, типы ситуаций и сис-


13 Философские исследования. 1995. N 4; 1996. N 1, 2; 1997. N 1, 2, 3, 4; 1998. N 1, 2, 3; 1999. N 2; 2000. N 2; 2001. N 2, 4; 2002. N 1, 2, 3 - 4.

стр. 160


тем. Оно обуславливает сознание и понимание субъекта и его активное, т. е. исхода из собственной структурности, поведение. Память знаний также исходит из системы смыслов. Она есть регулярное субъективное проявление системы смыслов. Непосредственным проявлением работы материального смыслового наполнения являются несодержательные чувства, входящие в субъективную сторону психического (чувства осознанности, реальности, целостности, важности и др.).

2. Чувственность, "раскодирующая" материальные смысловые процессы в субъективный вид, также обуславливается материальными структурами субъекта. Свойственная всякому психическому (мысли, представлению, восприятию, настроению, чувствам) чувственность обуславливается, по- видимому, процессами жизни тела на их элементарном уровне, отклонениями их от "нормы", вызываемыми внешними воздействиями (через ощущения) и смысловыми процессами мозга. Только процессы жизни тела могут осуществлять чувственность как присущность психического субъекту (переживаемость) и как напряжение субъекта к действиям. Отсюда следует, что субстратом психического является не мозг а неразъемная "пара" мозг - тело.

3. Отраженность мира в материальной системе смыслов обуславливает положение субъекта как особой "системы отсчета", от которой начинается включенность субъекта в мир через деятельность. Внутренней стороной этого направления является субъективное психическое, которое не существует непосредственно в позиции стороннего наблюдателя и может быть восстановлена им только теоретически.

4. Психическое отражение производится целостным субъектом 14 . Главными сторонами целостности являются личностно-мотивационная система, обуславливающая необходимость текущего психического, и система смыслов, обуславливающая возможность его.

При излагаемом рассмотрении психического приоритет отдается материальным структурам и процессам, т. е. полагается, что осмысленная и сознательная деятельность субъекта в определенном смысле сводится к внутренним материальным процессам и отношениям 15 . При этом, из-за нашей склонности представлять психическое как особое идеальное образование может возникать мнение о нем, как о бесполезном приложении к материальному (эпифеномене). Возникает вопрос о назначении субъективного психического. Общий ответ на этот вопрос, по нашему мнению, следующий. Субъективное психическое есть необходимая сторона той сложной материальной структурности субъекта, которая обеспечивает целенаправленное поведение и деятельность. Эта структурность


14 Пучинский В. М. Некоторые особенности смыслового наполнения субъекта // Философские исследования. 2001. N 4.

15 Пучинский В. М О некоторых особенностях речевого отражения действительности // Философские исследования. 2002. N 3.

стр. 161


обуславливает сложное творческое поведение и деятельность субъекта, поскольку в нее входят материальные моменты, организованные, так сказать, по схеме субъективных явлений. Можно полагать, что внутренние материальные смыслы (наполнение системы смыслов) состоят в материальных структурах мозга и тела, представляющих собой возможности множества действий субъекта того или иного уровня. Субъективные чувственные комплексы являются существенным обозначением множеств возможных действий как цельных элементов, что служит построению смысловой системы, осуществляющей сложное поведение 16 . Таким образом, субъективные моменты неотъемлемы от материальной структурности и не являются излишними.

Изложим некоторые общие узловые моменты, характерные для структурности субъекта психики.

1. Творческая мощь материального смыслового наполнения субъекта объясняется объемностью его смысловой структуры. Во-первых, для смыслового наполнения характерна глубина, которая объясняется включенностью в систему смыслов истории развития субъекта. Наличествуют все стадии постижения действительности, начиная с возраста ребенка. Так, материальные структуры системы смыслов, отражающие абстрактные теории, в нижних своих слоях отражают простые реальные отношения, и поэтому абстрактная теория, возникшая естественным путем творчества, не может порвать с действительностью. Во-вторых, для смыслового наполнения характерна возможность самых различных смысловых связей. Связаны разнородные предметы в соответствии с их назначением в деятельности, однородные предметы в определенных областях, физически однородные предметы и др. В-третьих, необходимой стороной смысловости является обобщенное отражение. Это связано с тем, что действие само по себе не имеет смысла и может входить в различные смысловые организации. Смыслом обладает действие в связи с системой, в которую оно входит. Поэтому субъективная смысловость состоит в отражении и действия и его отношения к определенной отражаемой целостности (ситуации, структуры). Материальное смысловое наполнение способно отражать в целом сложные структуры (предметы, ситуации, слова, тексты, теоретические конструкции), что обусловлено возможностью отношения множества смыслов, как элемента, с массивом смыслового наполнения.

2. Основой, так сказать, принципом психического отражения являются действия субъекта, что обуславливает объективность восприятия при субъективных "чувственных" данных. Во-первых, в структуру субъекта входит двигательная система (речевая, изобразительная, натурных действий). Структура субъекта протяженна от внутреннего материально-


16 Пучинский В. М. Целостность субъекта и психическое // Философские исследования. 1998. N 3. С. 89 - 93.

стр. 162


го смыслового наполнения до сложной деятельности и поведения субъекта в мире. Сам психический процесс является родом действия субъекта. Во-вторых, психическое отражает действительность ограниченно, субъектно, под человеческие действия. Восприятие, представление и связанное с ними мышление отражают предметы как предметы действий руками. Наше психическое отражение из бесконечного структурного многообразия мира (которое стремится отразить общественное познание) вырезает ограниченный аспект действительности- мир отграниченных макровещей, структура которых соизмерима с механическими действиями субъекта. Объективность психического отражения ограничена, субъектна. В-третьих, внутренние материальные смысловые структуры субъекта, по-видимому, представляют собой возможности множества действий субъекта (с предметом) того или иного уровня (простые механические действия, действия соответствующие смыслам предмета, действия высказывания о виде предметов). Низший уровень смыслов обеспечивает предметность восприятия в виде совпадения образа с предметом (включенность предмета в образ), ибо множество возможных простых действий по вещи (касаний, захватов), локализованных в системе смыслов субъектов, отвечает макроструктурности вещи. В-четвертых, действия лежат в основе сознания, констатирующего возможность действий, и понимания, выступающего в актуальных действиях. Сознание есть состояние готовности к пониманию и натурной деятельности и проявляется в виде несодержательного чувствования возможности множества действий с предметом без указания того, каковы эти действия. Понимание состоит в содержательном выражении действительности, т. е. в развернутой во времени (речевым действием или текущим представлением) актуальной модели фрагмента или линии действительности. При этом все части высказывания и высказывание в целом охвачены несодержательным чувством осознанности, свидетельствующем о возможности их дальнейшей интерпретации (разворачивании).

3. Для механизмов психического отражения характерна соподчиненность уровней структуры сверху вниз. Высшим уровнем материальной структуры субъекта является личностно-мотивационная система, управляющая нижележащими уровнями на основе требований общества, нравственных норм, претензий субъекта и других требований высшего уровня. Управление со стороны личностно-мотивационной системы обобщенно, но неукоснительно (неотвратимо). Она определяет необходимость и стратегию поведения и деятельности, тогда как подробности определяются системой смыслов и двигательной системой. Личностно-мотивационная система создает мотивационный настрой субъекта на решение проблемы, направляющий и перестраивающий систему смыслов. Благодаря управлению сверху вниз обеспечивается целостность субъекта психики.

стр. 163


4. Целостность субъекта можно определить как связность всех его сторон, задаваемую верхним уровнем организации субъекта. В результате этой связности он выступает во внешней (общественной) системе как некий цельный "элемент", подчиненный определенным закономерностям этой системы. Сделаем одно общее замечание относительно роли целостности субъекта в его внутренней (мозга, тела) структурности.

Если идти только в направлении от материального к психическому, т. е. стремиться понять, как материальные процессы создают субъективное психическое, то возникают трудности. Ведь процессы мозга, возможно, не создают непосредственно субъективную смысловость, содержательность. Они, по-видимому, являются стадией, воздействующей на тело, способное "генерировать" чувственность, и поэтому имеют характер, отличный от смысловой содержательности. Возникает вопрос: как в материальных структурах мозга с необходимостью возникают процессы (системы нервных процессов), вызывающие далее смысловую осмысленность, соответствующие ей. Трудно принять, что такое предварение осуществляется законами материального мозга самими по себе. Более понятно представление о том, что процессы мозга как-то ведутся самой субъективной содержательностью, т. е. здесь имеется некая "обратная связь". По-видимому, в осуществлении этой связи играет роль целостность субъекта, т. е. управление всеми его слоями сверху вниз. Если субъективная содержательность является свойством структурности материальной системы субъекта, то можно сказать, что целостность субъекта является неким эквивалентом психического. И поэтому допустимо считать, что материальные процессы мозга возникают необходимо, поскольку они как-то подчинены смысловости, т. е. целостности субъекта.

5. Материальная личностно-смысловая система субъекта (личностно- мотивационная, смысловая, двигательная системы) является тем образованием, где с психическим отражением сходится (может сходиться) общественное познание. Важно отметить, что частью общественного познания является развитие субъекта (ребенка) к открытию нового. Сфера развития способностей инородна сфере знаний, она включает возникновение особого взгляда на мир, особых интересов и возможностей. Но это канал возникновения знаний, идущих от действительности, и он должен рассматриваться как часть познания, наряду со сферой знаний. Без учета этого канала невозможно понять, например, почему к действительности выходит чистая математика, которая не имеет входной связи с действительностью в виде знаний и развивается в своей собственной сфере. Она вырабатывает знания, приложимые к действительности благодаря тому, что непрерывно связана с ней через возникновение способностей

стр. 164


математиков под воздействием действительности 17 . Можно предположить, что существует специфическая общественная познающая система, которая изменяется под воздействием открывающихся пластов природы. Она формирует материальные личностно-смысловые структуры субъектов, способности к познанию нового. Можно назвать этот процесс формированием априоризма, непрерывно предшествующего возникновению знаний, имеющих, однако, собственный "оборот" на определенном уровне.

Психологами развивается понятие об образе мира как о факторе предшествующем восприятию и пониманию и, как некая априорность, определяющем их 18 . Такое понимание отвечает правильному требованию представлять субъекта психики как мощного носителя возможностей действий, психики и познания, сформированного обществом. Но "образ мира" обычно представляется как субъективное психическое образование, подобное по своей "материи" самому восприятию и пониманию. Это приводит к определенным трудностям. Если образ мира, как некое идеальное образование, формируется восприятиями, то тогда чем определяется восприятие до возникновения образа мира? Возможности восприятия и понимания обуславливаются предварительной отраженностью мира в субъекте, но следует полагать, что эта отраженность не есть некий субъективный образ, а представляет собой систему материальных смысловых структур. Это подтверждается простым фактом: во время сна без сновидений, при потери сознания возможности понимания и восприятия явно сохраняются в материальном воплощении. Смысловая структурность складывается объективно в отношениях жизни субъекта в обществе; восприятие может расцениваться как "запечатление" материальной смысловой структурности определенной организацией. Только материальная структурность может являться априорностью, непрерывно предшествующей субъективному психическому и определяющей его со стороны субъекта.


17 Пучинский В. М. Чистая математика как произведение человеческого ума и как выражение реальности // Философские исследования. 2002. N 2.

18 Баксанский О. Е., Кучер Е. Н. Современный когнитивный подход к категории "Образ мира" // Вопросы философии. 2002. N 8.


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ИДЕАЛЬНОСТЬ-И-СУБЪЕКТИВНОСТЬ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Iosif LesogradskiContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Lesogradski

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

В. М. ПУЧИНСКИЙ, ИДЕАЛЬНОСТЬ И СУБЪЕКТИВНОСТЬ // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 09.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ИДЕАЛЬНОСТЬ-И-СУБЪЕКТИВНОСТЬ (date of access: 18.09.2021).

Publication author(s) - В. М. ПУЧИНСКИЙ:

В. М. ПУЧИНСКИЙ → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex


Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Iosif Lesogradski
Москва, Russia
1204 views rating
09.09.2015 (2201 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
SECRETS OF CORBUNOV
6 minutes ago · From Россия Онлайн
THE UNESCO AWARD
6 minutes ago · From Россия Онлайн
THIS OVERRIDING PASSION
Yesterday · From Россия Онлайн
PATRIMONIAL ESTATE OF THE CZARS
Catalog: История 
Yesterday · From Россия Онлайн
CHIEF THEORIST AND STRATEGIST OF NATIONAL COSMONAUTICS
Yesterday · From Россия Онлайн
OUR DIRECTOR
2 days ago · From Россия Онлайн
ALLIANCE OF SCIENCE, EDUCATION AND BUSINESS
2 days ago · From Россия Онлайн
MASTER OF POLYGRAPHY
2 days ago · From Россия Онлайн
RUSSIAN LAPLAND
Catalog: География 
2 days ago · From Россия Онлайн
This manual is intended for laboratory assistants and young professionals who are beginning to work with a light microscope. The manual discusses the basic theoretical concepts of optics used in microscopy. The device and the principle of operation of the microscope are described. Recommendations for setting up the microscope and taking care of it are given.
Catalog: Биология 
4 days ago · From Денис Васильев

Actual publications:

Latest ARTICLES:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
ИДЕАЛЬНОСТЬ И СУБЪЕКТИВНОСТЬ
 

Contacts
Watch out for new publications: News only: Chat for Authors:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2021, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones