Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: RU-16132

Share with friends in SM

IZZ ad-DIN ibn al-AHIR al-DJAZARI. Annales du Maghreb et de I'Espagne 22 - 603 de I'Hegire/642 - 1207 ap. J. C. Alger. Editions Grand-Alger Livres. 2007. 572 p.

ИЗЗ ад-ДИН ибн аль-АСИР аль-ДЖАЗАРИ. Летопись Магриба и Испании 22 - 603 гг. хиджры / 642 - 1207 гг. христианского летосчисления. Пер. с арабского Э. Фаньяна. Алжир. Гранд-Алжир Ливр. 2007. 572 с.

Давняя традиция арабской историографии предписывает рассматривать историю Магриба (Алжира, Марокко и Туниса) в средние века в неразрывном комплексе с историей мусульманской страны Аль-Андалус, занимавшей территорию Иберийского полуострова в 711 - 1492 годах. Произошло это вследствие довольно раннего, с середины VIII в. н. э., отделения основной части Магриба от Арабского халифата Аббасидов и одновременного обособления от халифата Аль-Андалуса, где к власти пришла свергнутая в Дамаске династия Омейядов, основавшая в Аль-Андалусе самостоятельный эмират со столицей в Кордове. Впоследствии, в X в. н. э., Кордовский эмират был тоже провозглашен халифатом и стал независим не только политически, но и идеологически, ибо обрел собственного духовного властителя-халифа, избавившись от формального религиозного подчинения Багдаду.

Магриб в средние века сильно отставал от Аль-Андалуса в экономическом, социальном и культурном отношении и учился у него буквально всему. Более тысячи лет с момента прихода арабов в Магриб важную роль в его жизни играли кочевники с их постоянными набегами, войнами, разрушительными и разорительными для оседлого населения походами. В то же время Аль-Андалус, отделенный от Магриба всего 14 км пролива Гибралтар, характеризовался высокоразвитой городской жизнью. Его культура, начиная с IX в., стала образцом для подражания во всем Средиземноморье, включая Западную Европу, а его поэзия и музыка, философия и медицина, архитектура и ремесла определяли взгляды, представления и вкусы образованных магрибинцев и, в сущности, всех правителей Магриба.

Для современных магрибинцев Аль-Андалус- часть исторического Магриба, а его культурное наследие - их бесспорное национальное достояние. Политический и религиозный деятель Алжира, писатель, публицист и историк Ахмед Тауфик аль-Мадани гордился званием "аль-Гирнати" (Гранадец), удостоверенным хранящимися в его семье документами. И таких, как он, потомков эмигрировавших в Магриб из Аль-Андалуса мусульман, много, особенно в среде музыкантов, художников, дипломатов, преподавателей университетов. Более того в официальных справочных изданиях стран Магриба прямо называют Тлемсен (центр западного Алжира) "Гранадой Африки", хотя известно, что сюда прибывали в основном эмигранты из Кордовы, в старинную столицу Марокко - город Фес - выходцы из Гранады, а в город Тунис - беженцы из Севильи. Главная мечеть на базаре Туниса так и называется "Ишбилийя" (Севилья). Даже не имеющий андалусских корней Ахмед Мессали Хадж, основоположник алжирского национализма, восхищается Аль-Андалусом и "величием арабской империи от Аль-Андалуса до Китая"1.

Во всех странах Магриба наблюдается всплеск интереса к своей истории. В частности, в Алжире в книжных магазинах можно увидеть 16 книг серии "История". Это - переводы старинных арабских и латинских хроник, свидетельства посещавших Алжир иностранцев, их рассказы о правителях страны, начиная со знаменитых братьев Аруджа и Хайраддина Барбаросса. Переиздаются и некоторые труды XIX-XX вв., в том числе работавших в то время в Алжире французских авторов, отношение к которым сразу после независимости было преимущественно негативным. Теперь многое изменилось: стала преобладать объективная оценка этих трудов, независимо от происхождения и политических симпатий того или иного автора.

Наиболее значительной из недавно вышедших в Алжире исторических работ является пе-

стр. 172

ревод французским арабистом XIX в. Э. Фаньяном посвященных мусульманскому Западу 642- 1207 гг. частей хроники Изз ад-Дина ибн Аль-Асира "Аль-Кямиль фи-т-таарих" ("Полная история"). Это довольно подробное описание первых шести веков жизни Северной Африки после ее исламизации и (более долгой) арабизации, процесса, который Эмиль-Феликс Готье назвал "преодолением пропасти между Западом и Востоком" и даже сравнил с "прыжком в неизвестность, в сравнении с которым наши революции, французская и русская, кажутся малозначительными"2. Готье высоко оценил и Ибн аль-Асира, и его труд, посвященный периоду, буквально перевернувшему жизнь и Магриба, и Аль-Андалуса, и Сицилии, арабо-мусульманскому периоду в истории которой (IX-XI вв.) Ибн аль-Асир уделил более 20 разделов книги, ибо в его время Сицилия (как и Сардиния, и Балеарские острова) тоже считались компонентом Магриба.

Изз ад-Дин Абу-ль-Хасан Али ибн аль-Асир родился 12 мая 1160 г. в городке Джазират Ибн Омар (к северо-западу от Мосула) и умер в Мосуле в 1233 году. Второй сын высокопоставленного чиновника, он начинал карьеру с выполнения поручений при дворе халифа в Багдаде, но в дальнейшем отказался от придворной жизни, всецело посвятив себя литературе и историографии. Блестящий историк и летописец, Ибн аль-Асир был автором многих произведений, которые до нас не дошли, что неудивительно: он умер всего за 45 лет до нашествия монголов, уничтоживших в феврале 1258 г. Багдадский халифат, да и почти весь Багдад с его дворцами, мечетями и хранилищами рукописей. В этих обстоятельствах надо благодарить судьбу за то, что не все культурное наследие халифата было уничтожено. Но, судя по всему, значительная часть написанного Ибн аль-Асиром погибла. Недаром современные арабские историки (в частности алжирец Абд ар-Рахман Ребахи) обращают внимание на то, что годы жизни Ибн аль-Асира почти совпадают с таковыми Чингисхана (1162 - 1227 гг.). Кроме того, известно, что Ибн аль-Асир был свидетелем первых набегов монголов на земли мусульманского Востока и испытывал боль и горечь в связи с несчастиями и разрушениями, постигшими его единоверцев.

Из дошедших до нас произведений Ибн аль-Асира известны биографический словарь сподвижников пророка Мухаммеда и сочинения по истории атабеков (тюркско-курдских правителей) Мосула, но в первую очередь - "Китаб аль-Кямиль фи-т-таарих" (Книга полной истории) в 12 томах - главное произведение этого историка. И, естественно, основная его часть посвящена Арабскому Востоку, где автор жил и имел возможность пользоваться документами и другими источниками по истории ислама, арабов и созданного ими халифата. Некоторые ученые считают, что Ибн аль-Асир взял за основу своей хроники классический труд арабо-иранского автора Абу Джафара ат-Табари (839 - 928 гг.) "Анналы", который давно уже представлен в западном востоковедении как подлинная энциклопедия всеобщей истории, описывающая мировые события вплоть до 915 года. Однако ат-Табари очень мало сведений давал о Магрибе и вообще об Арабском Западе, включая Аль-Андалус. Кроме того, полностью новым у Ибн аль-Асира является описание периода 915 - 1231 гг., ибо он заканчивает повествование событиями, происходившими за 2 года до его смерти.

Отрывки из сочинений Ибн аль-Асира можно встретить в работах известных русских востоковедов А. Е. Крымского и Н. А. Медникова, исследователей истории халифата Е. А. Беляева и О. Г. Большакова. Труды Ибн аль-Асира о Магрибе и Арабском Западе привлекают пристальное внимание современных алжирских, тунисских и марокканских историков-медиевистов, например, исследователя Аль-Андалуса Мхаммада Бен Аббуда, историографа Алжира Махфуда Каддаша, знатока халифата Фатимидов в Магрибе Фархата Дашрауи3. Заслугам Ибн аль-Асира воздавали должное, не говоря уж об арабских историках, практически все видные арабисты Европы, среди которых стоит выделить прежде всего француза де Сляна и итальянца Микеле Амари, специалиста по арабам Сицилии.

Рецензируемая книга издана в серии "История", которой руководит Камаль Шехрит. А. Ребахи, выступил в роли редактора и автора введения критико-библиографического характера (с. 7 - 11). Содержание книги составили 287 фрагментов хроники Ибн аль-Асира, отобранных и переведенных с арабского Э. Фаньяном, впоследствии получившим известность в качестве переводчика "Книги о харадже" автора VIII в. Абу Юсуфа Якуба аль-Ансари. По мнению Ребахи, работа Фаньяна - не "простой прозаический перевод", а плод больших знаний и "несравненной эрудиции", позволявшей переводчику в ряде случаев "подниматься до уровня соавтора, обсуждая и восстанавливая даты, отмечая и заполняя по мере возможности пропуски в арабском тексте" (с. 10). Читатель может убедиться в справедливости этой высокой оценки, обратившись к 1097 комментариям Фаньяна к тексту Ибн аль-Асира (с. 483 - 557). Эти комментарии имеют научное значение, строго выверены и обоснованны, изобилуя ссылками на труды арабских историков и географов (Абу-ль-Фида, аль-Бакри, аль-Балазури, аль-Идриси, Ибн аль-Ку-тыйя, Ибн Абд аль-Хакама, Ибн Хаукаля, аль-Маккари, Ибн Халдуна, Ибн Халликана и

стр. 173

многих других), также как на сведения и оценки известных востоковедов (Режи Блашера, Вильяма Марсэ, Сильвестра де Саси, Рейнхардта Дози, Микеле Амари, Эдуарда Катрмера, Игнация Гольдциера). Издатель только в двух случаях позволил себе поправить Фаньяна (см. сноски N 625 и 641 на с. 526 и 528), когда тот слово "кабаиль" перевел не в его первоначальном значении ("племена"), а во втором и более позднем ("кабилы", берберская народность Алжира).

Впервые Фаньян опубликовал перевод специально подобранных им "магрибинско-андалусских" глав Ибн аль-Асира в журнале французских историков Алжира в 1896 - 1901 годах4. Он уже тогда установил, что не все экземпляры рукописи главного труда Ибн аль-Асира идентичны, а некоторые даже содержат ошибочные написания имен собственных и "сомнительные пассажи". Как писал Фаньян в предисловии к переводу 1896 г. (оно вошло в книгу на с. 13- 14), "часто и без оснований считают, что восточные хроникеры мало или плохо осведомлены о событиях в Магрибе. Но Ибн аль-Асир в этом плане представляет собой блестящее исключение. Не цитируя используемых им источников, он их очень хорошо подбирает. И они многократно подтверждают или дополняют то, что нам стало известно другим путем... Я склонен думать, что переведенная часть его труда заслуживает не меньших похвал, нежели его рассказ о делах Востока".

И это действительно так. С первого же раздела - "Завоевание варварийского Триполи и Барки" - автор погружает читателя в героическую атмосферу завоеваний и конных походов арабских воинов на севере Африки, подвигов их полководцев и предводителей Амра бну аль-Аса и Окбы бну Нафи, яростного сопротивления им берберских племен и их вождей Кусайлы и Кахины, похода Тарика бну Зияда на Иберийский полуостров. Последующие события, связанные с выдвижением династий Омейядов, Аглабидов, Рустумидов, Убайдитов (Фатимидов), с вторжением в Магриб племен хилалийцев и сулаймитов, с приходом Альморавидов и Альмохадов, так же как и расцвет цивилизации Аль-Андалуса, в общем-то известны. Однако Ибн аль-Асир удивительным образом обогащает наши прежние представления, сообщая, например, что берберы племени Лувата вынуждены были продать своих детей, дабы выплатить дань пришедшему в Магриб из Египта Амру бну аль-Асу. Наряду с этим он излагает легенду о том, что "берберы прежде жили в Палестине, Сирии и эмигрировали в Барку (восток современной Ливии. - Р. Л.) и Магриб после насильственной смерти их короля Джалута (Голиафа)" (с. 18). Если вспомнить, что библейский Голиаф был из филистимлян, то есть эгейцем, а не бербером, то остается лишь одно объяснение этому преданию: в отличие от воспринятого арабами из Библии и ближневосточного фольклора, представления о филистимлянах, как об одном из "народов моря", нападавших на Сирию и Палестину с запада, а потом якобы туда и ушедших, на самом деле они остались на ливанско-палестинском побережье (дав, кстати, название Палестине как стране) и ассимилировались с местными жителями лишь в эпоху эллинизма.

Мы читаем у Ибн аль-Асира, что еще третий "праведный" халиф Осман ибн Аффан где-то около 646 г. дал приказ совершить поход в Испанию, аргументируя это тем, что "Константинополь можно завоевать только через Испанию". Ссылаясь на Абу Джафара ат-Табари, Ибн аль-Асир пишет, что Окба ибн Нафи, став в 661 г. наместником Ифрикийи, "завоевал часть Судана..., а также всю страну берберов" (с. 24 - 25). Фаньян в примечаниях оспаривает это как "не согласующееся ни с тем, что мы знаем из других источников, ни с последующим изложением" (с. 486). Но вполне возможно, что Ибн аль-Асир прав, так как известно, что арабам, в том числе Окбе, несколько раз приходилось подчинять строптивых берберов, так до конца и не смирившихся с властью халифата, от которого они отделились уже во второй половине VIII века.

Автор хроники, наряду с политическими событиями, обращает внимание и на погоду, и на стихийные бедствия, нередко влиявшими на их ход. Он пишет, в частности, что в 879 г., когда разбитый христианами мусульманский флот укрылся в Палермо, "отсутствие дождей вызвало сильнейшую засуху в Ифрикийе (нынешнем Тунисе. - Р. Л.), где стало нехватать продовольствия". Тогда же "в Сирии, Египте, Месопотамии, Ифрикийе и Испании произошло разрушительное землетрясение со страшным грохотом" (с. 199). Рассказывая о мятеже Исмаила бну Мусы против эмира Кордовы в 883 г., Ибн аль-Асир сообщает в то же время, что Исмаил начал восстанавливать разрушенный "франками" (христианами) город Лерида и отбил нападение пытавшегося ему помешать "франкского князя" Барселоны, "обратив многобожников (так он называет христиан за поклонение святой Троице) в бегство и убив их в большом количестве" (с. 201). По поводу этого известия, как и многих других, Фаньян указывает в примечаниях, что прочие источники "ничего не говорят об этих делах" (с. 522).

Повествует Ибн аль-Асир и об интересной практике христианско-мусульманского противостояния на Сицилии, Иберийском полуострове и других территориях Европы, где мусульмане, выдержав долгую осаду в том или ином городе,

стр. 174

могли капитулировать в конечном итоге, но с условием "получить квартал" (с. 202 и др.), своего рода этнорелигиозный сеттлмент со своими обычаями, образом жизни и самоуправлением. В сущности, следы этой практики сохранились до наших дней в виде старинных районов "морерия" в городах современной Испании.

Для автора хроники очень важны наглядность, конкретность описываемых им событий и особенно людей, в них участвовавших. Портреты некоторых из них довольно живописны: "Этот принц был высок, большеглаз и смугл, имел орлиный нос и длинную бороду, красился хной. У него было 45 детей мужского пола. Он знал литературу и писал стихи, любил девушек-рабынь и особенно прославился страстью к одной из них по имени Таруб" (об эмире Кордовы Абд ар-Рахмане II, 822 - 852 гг.) (с. 179); "Он был высокого роста, смугл, отмечен следами оспы, имел вьющиеся волосы и густую бороду. Проявлял щедрость, особенно по отношению к поэтам, ибо был любителем поэзии. Он имел 6 сыновей, но наследником стал его брат Абдаллах" (об эмире Кордовы Мунзире, 886 - 888 гг.). В то же время отец его Мухаммед (852 - 886 гг.) был "рыжеватый блондин с короткой шеей", имевший 100 детей мужского пола и насаждавший в стране "королевскую помпезность и королевские замашки", считая себя "слишком высоко вознесенным для того, чтобы общаться с простым народом" (с. 179,203). В то же время Ибн аль-Асир не может сдержать востоженного тона, когда речь заходит о правителе Севильи Мутамиде бну Аббаде (1069 - 1091 гг.): "Он был украшением своей эпохи благодаря своему великодушию, учености, мужеству и своему превосходству над другими во всем". Процитировав стихи этого эмира, бывшего одним из лучших арабских поэтов своего времени, Ибн аль-Асир заключает: "Если бы мы сказали о всех достоинствах и заслугах этого принца, рассказ о нем был бы долог. Поэтому мы на этом и остановимся" (с. 397 - 398). Ибн аль-Асир не одинок в оценке эмира Мутамида: примерно то же писали о нем и его современники, в частности знавшие его поэты сицилиец Ибн Хамдис, севилец Абу Бакр аль-Лаббана, арабо-андалусский историк Ибн Бассам. Но Ибн аль-Асир был первым или одним из первых историков Арабского Востока, воздавшим должное столь выдающемуся деятелю Арабского Запада, каким был эмир Мутамид.

Не вызывает удивления, что наиболее подробно Ибн аль-Асир осветил период доминирования в Магрибе династий Альморавидов и Аль-мохадов (с. 360 - 482). Он родился на закате деятельности первых, а умер, когда вторые тоже пришли в упадок и катастрофически быстро теряли позиции. Но автор довел повествование о событиях на Арабском Западе только до 1207 года. Он явно не стремился побыстрее рассказать о последовавших после этой даты 25 гадах, которые он прожил у себя на родине, не имея в распоряжении надежных источников по Магрибу. Возможно, он был слишком занят событиями на Востоке, в частности, все возраставшей угрозой монгольской экспансии, или же был не в силах работать с прежней интенсивностью. Но в любом случае его труд имеет непреходящее значение важного источника по истории почти 600 первых лет арабо-исламской цивилизации в Северной Африке и на западе Средиземноморья. Более того, издание этого труда на французском языке в отличном переводе Э. Фаньяна и с его ценными комментариями имеет огромное значение для изучения Магриба и Аль-Андалуса. Оно делает сочинение Ибн аль-Асира доступным для многократно большего, чем раньше, количества историков, социологов, культурологов и студентов, расширяя возможности взаимопознания и взаимодействия народов Средиземноморья и других регионов мира.

Примечания

1. Les Memoires de Messali Hadj. 1898 - 1938. P. 1982, p. 49 - 50.

2. GAUTIER E. -F. L'islamisation de I'Afrique du Nord. Les siecfes obscure du Maghreb. Alger, 1927. Cite par Ch. -A. Julien. Histoire de I'Afrique du Nord. De la conquete arabe a 1830. Tunis. 2003. T. II, p. 9 - 10.

3. БЕН АББУД М. Джаваниб мин аль-вакый аль-анда-лусий фи-ль-карн аль-хамис аль-хиджрий. (Аспекты положения Апь-Андалуса в пятом веке хиджры). Тетуан. 1987, с. 7; DACHRAOUI F. Califatfatimide au Maghreb (296 - 365 H. / 909 - 975 J. C.). Histoire politique et institutions. Tunis. 1981, p. 72, 83,166; KADDACHE M. L'Algerie medievale. Alger. 1982, p. 122 - 123.

4. Revue Africaine. Alger. 1896 - 1901, N 40 - 45.

Orphus

© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ИЗЗ-ад-ДИН-ибн-аль-АСИР-аль-ДЖАЗАРИ-Летопись-Магриба-и-Испании-22-603-гг-хиджры

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Россия ОнлайнContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Libmonster

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Р. Г. Ланда, ИЗЗ ад-ДИН ибн аль-АСИР аль-ДЖАЗАРИ. Летопись Магриба и Испании 22-603 гг. хиджры // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 04.07.2020. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ИЗЗ-ад-ДИН-ибн-аль-АСИР-аль-ДЖАЗАРИ-Летопись-Магриба-и-Испании-22-603-гг-хиджры (date of access: 06.08.2020).

Found source (search robot):


Publication author(s) - Р. Г. Ланда:

Р. Г. Ланда → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
96 views rating
04.07.2020 (33 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes

Related Articles
31 мая газета «South China Morning Post», сославшись на военный источник при Народно-освободительной армии (НОАК), раскрыла информацию о том, что Пекин начал разрабатывать план создания зоны идентификации ПВО (ADIZ) в Южно-Китайском (Восточном море) с 2010 года. В том же году Китай заявил, что рассматривает возможность применения аналогичных мер по контролю воздушного пространства в Восточно-Китайском море, и этот шаг подвергся широкой критике всего мирового сообщества.
2 hours ago · From Марина Тригубенко
При любом взаимодействии масс, на любом уровне, создаются потенциалы взаимодействия в любых процессах расширения Вселенной. Этим определением будем решать вопросы, связанные с массой и энергией взаимодействующих объектов. Когда объекты (частицы, молекулы) потенциально взаимодействуют, они создают градиенты потенциального взаимодействия. Эти градиенты регулируют энергию и массу объектов и Вселенной в целом. Есть предположение, что потенциал взаимодействия всех масс Вселенной равен квадрату скорости света.
Catalog: Физика 
5 days ago · From Владимир Груздов
Дворцовые резиденции князей Юсуповых в 1890-1914 гг.
8 days ago · From Россия Онлайн
Мензелинская ярмарка в системе российской торговли. XIX - начало XX в.
Catalog: История 
8 days ago · From Россия Онлайн
Магомед Алибекович Далгат
Catalog: История 
8 days ago · From Россия Онлайн
Борьба церкви с язычеством в королевстве Меровингов
8 days ago · From Россия Онлайн
Переселение оружейников Золингена в Россию в начале XIX в.
8 days ago · From Россия Онлайн
Е. Ю. ТИХОНОВА. Русские мыслители о В. Г. Белинском (вторая половина XIX - первая половина XX в.)
Catalog: История 
8 days ago · From Россия Онлайн
Престолонаследие в Древней Руси. Вторая половина IX - середина XI в.
Catalog: История 
12 days ago · From Россия Онлайн
Русский флот в борьбе с хунхузами. Конец XIX - начало XX в.
12 days ago · From Россия Онлайн

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
 
Наталья Свиридова·jpg·25.22 Kb·85 days ago

Actual publications:

Загрузка...

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
ИЗЗ ад-ДИН ибн аль-АСИР аль-ДЖАЗАРИ. Летопись Магриба и Испании 22-603 гг. хиджры
 

Contacts
Watch out for new publications:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2020, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones