Libmonster ID: RU-7855

1

В письме к товарищу Сталину по случаю пятнадцатилетия со дня образования своей автономной советской социалистической республики трудящиеся Бурят-Монгольской АССР пишут: "Прошлое наше - это мрачная ночь. Прошлое трудящихся Бурят-Монголии - дымная, душная юрта, жесткий дагатха1 страх перед царскими опричниками, нойоном2 , кулаком, ламой, шаманом, голодом. Прошлое - это социальные болезни, вымирание и вырождение народа". Почти триста лет Бурят-Монголия была, угнетенной колонией царизма.

Первые столкновения царских казачьих отрядов с бурятами, обитавшими по реке Ангаре и верховьям Лены, произошли в 1628 - 1630 годах. Царские казачьи отряды и следовавших за ними купцов манили к себе Предбайкалье и Даурия (Забайкалье) дорогой пушниной ("мягкой рухлядью") и слухами о наличии в крае серебра. В погоне за пушистыми соболями и голубыми белками шли царские воеводы и "сыны боярские", уничтожая и разоряя по пути кочевья и становища туземных народностей Восточной Сибири. Беспощадно вырезывалось население целых улусов (деревень), совершались насилия над бурятками и эвенкийскими (тунгусскими) женщинами, убийства малолетних детей. Буряты и эвенки - скотоводы и охотники, вооруженные лишь стрелами, разрозненные на отдельные племена и роды, - не в силах были устоять перед натиском более организованных и обладавших более высокой техникой, имевших огнестрельное оружие царских казачьих отрядов. В народной памяти завоевание Бурятии царизмом сохранилось как страшное нашествие легендарных чудовищ.

"Когда на Ангаре, - говорит бурятское предание, - явились какие-то белые люди (саган олот) с огромными бородами, владеющие ужасным оружьем, издававшим огненные звуки "бо-бо", и "тур-тур", перебили бурят, то буряты недоумевали, обыкновенные ли это люди или плотоядные мангусы".

Покоряя бурятские улусы, царские отряды облагали завоеванное население непомерными сборами "ясака" (дани), взимавшегося дорогими соболями, скотом, а потом и деньгами. "Ясак" и другие подати взимались с бурятских трудящихся под угрозой порок и дальнейшего закабаления.

Царские агенты и купцы, помимо прямо-

1 Дагатха - одежда.

2 Нойоны - феодально-родовая знать.

стр. 39
го лихоимства и незаконных поборов, скупали (сплошь и рядом под угрозой оружия) за бесценок высокоценную пушнину, сбывая за нее товары низкого качества и всевозможные безделушки, опаивали население водкой. Эта "торговля" сплошь и рядом превращалась в открытый грабеж и разбой, во время которого захватывались заложники - "аманаты", - чтобы принудить их сородичей к выплате "ясака" и выкупов.

Буряты оказывали сопротивление царским казачьим отрядам с первых дней появления казаков, в Прибайкалье и основания военно-опорных пунктов царизма - "острогов". Буряты вступали в вооруженные схватки с поработителями, поднимали восстания, осаждали остроги. Немало потрясающих героических страниц вписали буряты в свою историю в первые десятилетия покорения царизмом их края.

На эти восстания царские отряды отвечали еще более кровавым разгромом мирных бурятских кочевий, угрожая стереть с лица земли бурятские племена. Уже в 1645 году воеводы "тишайшего царя" Алексея Михайловича направили бурятам грозное послание, которое явилось в той или иной мере "программой" на долгие годы порабощения царизмом Бурят-Монголии. В этом послании говорилось: "...А буде вы, воры, вперед государю измените и государева ясака с себя давать не учнете, и за ту вашу измену, по государеву указу, его государевы воеводы Василий Никитич Пушкин с товарищи пошлют на вас и на ваши улусы многих государевых ратных людей с огненным боем и велят за эту вашу измену самих вас и ваших жен и детей и улусных людей, и не только вас - и скот ваш весь побивать и разорять и юрты ваши огнем пожигать без пощады, а в полон имать и на выкуп отдавать не велят, а которых и возьмут, и тех вашу братью велят вешать и казнить, также, что и якутам изменникам было"1 .

Эту угрозу уничтожения бурят-монголов и разгрома их земель и хозяйств царизм периодически повторял на протяжении всех трех столетий царского владычества. Даже в 1904 году, накануне первой очистительной грозы, пронесшейся над Россией - революции 1905 года, - бесславный "герой" русско-японской войны царский министр Куропаткин говорил делегации бурят-монголов: "Имейте в виду, что если ваш народ поведет себя худо, отвечать будете вы. Если же, от чего избавя бог, вздумает ваш народ проявлять какую-либо вольность, сопротивляться велениям государя, тогда знайте, что вы будете моментально стерты с лица земли. От вас не останется ни следа. Вот смотрите, сколько здесь русских войск, а их можно достать сотни тысяч, и вы в один миг будете раздавлены и уничтожены. Требовать вы ничего не должны. Вы можете лишь просить милости"2 . Царский министр в начале XX века обращался к бурятам почти с теми же словами, что и воеводы в середине XVII века.

2

"Ясаком" не ограничивались те поборы и налоги, которые взимались царскими сатрапами с бурят-монголов. Из своего скромного бюджета кочевники платили еще другие многочисленные сборы и подати, не считая незаконных уплат губернаторам и урядникам под видом "подарков". Сильным бичом для бурятского хозяйства были натуральные повинности: дорожная, гоньбовая, почтовая, караульная и др.

Политика царизма шла не только по линии взимания "ясака" и принуждения к: выполнению натуральных повинностей: одновременно "...царизм намеренно заселю лучшие уголки окраин колонизаторским! элементами для того, чтобы оттеснить туземцев в худшие районы и усилить национальную рознь"3 . Захват бурятских земель, использовавшихся в то время не только для скотоводства, но и частично в качестве пахотных угодий, начался вскоре же после захвата царизмом края. Буряты выселялись из речных плодородных долин и экономически богатых районов в сухие, солончаковые степи, "единственно пригодные для скотоводства", как с издевкой выражались царские администраторы. На освобожденных от бурят землях селились "служилые" и "пашенные люди" из русских крестьян, стремившихся в далекую Сибирь, чтобы таким путем уйти подальше от произвола царского правительства и избавиться от гнета крепостничества. Наиболее крупным переселенческим отрядом в первую эпоху покорения Бурят-Монголии были "семейские" - старообрядцы, полупринудительно водворенные в долину Селенги и ее притоков в конце XTIII века. Почти одновременно царизм заселил чересполосно с бурятским населением русскими крестьянами и казаками пограничную полосу вдоль рек Иркута, Джида и Читы. Царское правительство, не доверяя бурятам, все время стремилось оттеснить их от границы и одновременно создавало и раз-

1 Дополнения к "актам историческим", Т. III, § IV-V.

2 М. И. Помус "Бурят-Монгольская АССР", стр. 123.

3 И. Сталин "Марксизм и национально-колониальный вопрос", стр. 61.

стр. 40
жигало национальную рознь между бурятским и русским населением края.

Политика царизма в основном была направлена на создание в крае из русского населения как бы барьеров между бурят-монгольскими племенами. Так в начале XIX века от бурят была очищена долина реки Ингоды. Указом Александра I 9 июня 1806 года был узаконен захват у хоринских бурят земель на 200 километров по обе стороны реки Ингоды и на 40 километров по ее притоку - реке Чите. Благодаря этому хоринские буряты были разделены на две обособленные группы, между которыми основались русские поселения. Хоринские буряты остались на удинских степях, а их сородичи, агинские буряты, были выселены на Онон-Борзинские степи.

Все эти мероприятия царского правительства имели целью в конечном счете руссификацию бурят и эвенков. Эта политика царизма не скрывалась. В записке военного губернатора Забайкальской области Н. П. Дитмара (1868 год) относительно бурят и эвенков прямо говорилось: "...гражданское слияние их ("инородцев монгольского и тунгусского племени"? по терминологии автора записки) с местным русским населением составляет одно из постоянных стремлений нашего правительства"1 .

Одним из резко выраженных методов русификации бурят было принудительное обращение их в "веру Христову". Попы и миссионеры начали свою "деятельность" с первых дней завоевания Бурятии царизмом. В 1681 году, когда еще не вполне закончилось "замирение" завоеванной страны, была основана Даурская миссия, а в 1862 году выстроен первый монастырь - Троицкий - в 50 километрах от Байкала. Монастыри, захватывая ряд лучших пахотных и рыболовных угодий, владея крепостными людьми, также превратились в центры царской колонизации. Приобщение бурят к "святому таинству крещения" проводилось с невероятным издевательством и жестокостью. Бурят крестили группами. Привязав их к жердям по несколько человек, "святые" отцы многократно погружали несчастных людей в прорубь, не считаясь с сибирскими морозами. Эти методы пыток, почти не меняя своей формы, продолжали действовать и в последующие столетия.

С особенной силой вакханалия насильственного крещения развернулась осенью 1891 года среди западных (иркутских) бурят. Союз "двухглавого орла", "креста" и бурятской эксплуататорской верхушки вписал в эти кровавые дни одну из самых жутких страниц в историю существования Бурят-Монголии. В прошении, поданном бурятами, рассказывалось, что местные бурятские власти совместно со священниками "нападали на жилища не крещенных инородцев днем и ночью, и если случалось кого-либо найти в доме, таких запросто пли крестили тут же или тащили ко крещению против желания в миссионерский стан"2 .

Насильственное крещение бурят-монголов. XVII век.

1 ЛОЦИА, фонд N 844, дело N 139589, лист 268.

2 ЛОЦИА, фонд N 917 за 1884 год, дело N 13, ч. 1-я, листы 72 - 74.

стр. 41
Кто сопротивлялся, того били, истязали, связывали веревками, сажали в тюрьму, подвергали голоду и холоду, взыскивали штраф и т. п. Буряты бежали в лес, но их ловили и насильно крестили. Священники, организовывая эту расправу с беззащитным населением, как говорится в прошении, "употребляли в дело физические силы". Бурят секли розгами и силой вынуждали креститься. Жестокая расправа обычно совершалась в присутствии священника, который "сидел и любовался истязаниями". Самый "обряд крещения" обычно проходил так: избитый связывался по рукам и ногам и с помощью служителей погружался в приготовленную бочку с водой, после чего священник и совершал "таинство крещения". В то же время за дверьми стояли казаки с нагайками, каждую минуту готовые ворваться в помещение, где происходило "приобщение инородца" к "миролюбивой вере Христа", для продолжения экзекуции.

3

В своей колониальной эксплуатации Бурятии царизм не только опирался на свои штыки, миссионеров, русское купечество и кулачество, но и создал себе агентуру в среде бурят-монголов из феодально-родовой знати (нойонства), бурятского кулачества и духовных мракобесов - лам.

Нойонство (тайши, зайсаны и др.) выделилось у бурят задолго до появления царских казачьих отрядов в Прибайкалье. Завоевав страну, царизм способствовал консервации сложившихся в Бурят-Монголии социально-экономических отношений, приспособив их к собственным классовым интересам. "Царизм намеренно культивировал на окраинах патриархально-феодальный гнет для того, чтобы держать массы в рабстве и невежестве"1 .

Бурятские нойоны, а затем и кулаки, пользуясь поддержкой царского правительства, захватывали в фактическое пользование огромные земельные пахотные, сенокосные и пастбищные угодья, владели крупными стадами, заставляли своих "родовичей" бесплатно огораживать и унаваживать нойонско-кулацкие земли, ремонтировать постройки, выполнять домашние работы, обслуживать во время кочевок и т. п. Бурятам-тайшам был поручен сбор "ясака" с населения. В своих личных интересах нойоны облагали трудящихся всевозможными "темными поборами", достигавшими в начале XIX века иногда сотни тысяч рублей, цифры по тем временам колоссальной.

Известный академик Паллас, посетивший Бурятию в 70-х годах XVIII столетия, рассказывал, что "подати уплачивают родоначальники от лица рода, а потом сами уже раскладывают и собирают с обильным приращением, посредством чего своих подчиненных держат в зависимости от себя". По данным многих путешественников XVIII и XIX веков, бурятские нойоны владели огромными стадами скота. Сосредоточение в руках нойонской верхушки крупного поголовья и захват ею больших земельных участков приводили к сильному обнищанию основных масс бурятского крестьянства. М. Геденштром, бывший в Забайкалье в 20-х годах XIX века, писал. "...теперь, вероятно, половинное число бурят лишено земли и присуждено из пропадания служить богачам. Все старшины богаты скотом и деньгами и владеют обширнейшими и лучшими землями, простолюдины же, напротив, более и более беднеют"2 . В одном из документов хоринской степной думы (высший орган управления и суда среди бурят отдельных племенных групп) указывалось, что в связи с выделением земель тайше Дамбо Дугарову "...кочующие в окольности оных земель ясачные инородцы совершенно от стеснения пришли в неописуемую бедность"3 .

Владея огромными стадами, нойоны отдавали скот своим "родовичам", которые за "бесплатное" пользование молоком должны были пасти и выращивать молодняк. Таким путем, не тратя никакого труда и средств, нойоны обеспечивали себе крупное приращение своих стад. Наряду с этил владельцами скота применялась также отдача скота на прокорм за отработки. Отработки были самые различные: пастьба нойонских табунов, стрижка овец, выделка кожи и войлока, уборка сена и хлеба, молотьба, пахота и т. п.

4

Завоевание Бурятии царизмом открыло торговый путь из Московии в Китай. Через Кяхту пошли сперва казенные, а затем и частные караваны, приносившие китайский чай и шелк. Благодаря кяхтинской торговле стали проникать в Бурятию изделия русской промышленности в обмен на местное животноводческое сырье и пушнину, подчас скупаемые почти за бесценок под воздействием кяхтинской торговли, некоторого оживления горной промышленности (добыча золота, графита, меди) и, главное, превращения края в военный плац-

1 И. Сталин "Марксизм и национально-колониальный вопрос", стр. 61.

2 М. Геденштром "Отрывки о Сибири", стр. 68. 1830.

3 Архив хоринской степной думы, 1838, дело N 1/12, лист 15.

стр. 42
дарм царизма для новых захватов на Дальнем Востоке в Бурятии началось строительство дорог, слобод, зимовий, а также мелких промышленных предприятий, главным образом винокуренных и кожевенных вводов, и т. п. Все это, надламывая местное натуральное хозяйство, постепенно создало местный, хотя и крайне ограниченный, внутренний рынок. Под давлением растущего рынка и проводимой царизмом колонизации, суживающей земельные просторы примитивного скотоводческого хозяйства, буряты постепенно переходят к земледелию. По животноводство, в особенности в восточных районах Бурятии, осталось до наших дней главной отраслью сельского хозяйства. Под тяжелым грузом феодальной и капиталистической эксплуатации бурятское крестьянство в значительном своем большинстве разорялось и попадало в полную кабалу к нойонам и кулакам.

К началу XX века бурятское крестьянство постепенно лишалось основных средств производства - скота и земли. По данным, относящимся к районам современного Агинского бурят монгольского национального округа, процент крестьянских безлошадных хозяйств за десять лет (с 1897 по 1908 год) увеличился с 4,7 до 9,7; не имеющих крупного рогатого скота - с 1,2 до 8,3; без овец - с 17,1 до 21,6. Если в 1897 году почти все агинские буряты имели скот (среди них было лишь 0,5% бесскотных хозяйств), то в 1908 году были лишены всякого скота 5,7% крестьянских хозяйств. При этом надо учесть, что агинские буряты при царизме почти совсем не знали земледелия, и скотоводство являлось основным средством существования бурятского населения края. Перед нищавшим бурятским крестьянином путь был один - идти в батраки.

Одновременно в Бурятии шел процесс роста кулачества, использовавшего в значительной мере нойонские методы эксплуатации. От 10 до 16% бурятских хозяйств в западных районах имело наемных годовых рабочих. Социальное расслоение еще резче происходило в деревне, с русским населением. "Случайные заработки по поставкам и подрядам за последние годы породили немалое число деревенских богачей-кулаков. Явление это и тем еще нежелательно, что в общем и здесь заметно сильное оскудение деревни1 . Год от году прибавляется бедняков; условия жизни делаются труднее, отсутствие заработков и неурожаи гонят население или вон из деревни или же заставляют по необходимости закабалить себя навеки такому кулаку-ростовщику" - такова была картина деревни южных районов Бурятии, нарисованная одним из либеральных публицистов (1906 год).

Процесс развития капитализма и расширения внутреннего рынка наиболее интенсивно развернулся в Бурятии после постройки Забайкальской железной дороги. Но процесс этот задерживался царизмом и патриархально-феодальным гнетом.

К моменту Великой Октябрьской социалистической революции, освободившей все народы бывшей царской России из-под гнета, помещиков и капиталистов, бурят-монголы оказались в числе тех многих невеликорусских народностей, которые не успели пройти капиталистического развития, не имели своего промышленного пролетариата. Вся промышленность довоенной Бурятии ограничивалась четырьмя десятками мелких предприятий да несколькими десятками золотых приисков. Во всей промышленности работало не более четырех тысяч рабочих. Бурят среди них почти не было.

В результате колонизаторской политики царизма размеры земельных угодий западных бурят с конца XIX века по 1917 год сократились на 53,3% (у нижнеудинских бурят - даже на 77,4%). Всего за эти годы царским правительством было изъято у предбайкальских бурят 1263 тысячи десятин. Сокращение земельной площади коснулось главным образом бурятского трудового крестьянства; нойоны же и кулаки в основном сохранили свои земельные наделы.

Посевные площади сократились на 34%, пашни - на 40%, сенокосы - на 60%. Одновременно снизилось поголовье скота: у иркутских бурят - на 5,6%, у забайкальских - на 13%. Бурятское хозяйство перед войной переживало глубокий кризис.

Техника сельского хозяйства находилась

Войлочная юрта в дореволюционной Бурят-Монголии.

1 Г. М. Осокин "На границе Монголии", стр. 75. СПБ. 1906.

стр. 43
на самой низкой ступени. Соха, деревянная борона, серн, коса, цеп - такими орудиями производства была вооружена деревня Бурятии.

Скотоводство в бурятских улусах было преимущественно пастбищным. Скот пасли круглый год на подкожном корму. Большие гурты скота гибли от бескормицы, гололедицы и волков.

Жили буряты в узких и задымленных деревянных и войлочных юртах; обитавшие в северных таежных районах эвенка пользовались шалашами (чумами или урасами) из березовой коры. Бытовые условия бурят и эвенков были весьма примитивны. Ели из общих чашек, банями не пользовались, не меняли одежду, а многие, в особенности беднота, не знали мыла. Питались главным образом мясом, молочными продуктами, хлебными лепешками и кирпичным чаем, так называемым зеленым, или карымским, заправляемым молоком или сметаной и солью.

Еще по определению декабриста Н. Бестужева, язвой бурятского племени являлось ламство. Ламаизм (тибетская форма буддизма), проникнув в Бурятию в конце XVII и начале XVIII века, нашел активную поддержку со стороны бурятского нойоната.

Царизм, так же как и христианскую религию, использовал ламство как один из рычагов закабаления бурятских трудящихся масс, как только оно внедрилось среди населения (особенно восточные районы). Ламы в свою очередь были верными слугами царизма. Так, в 1912 году глава бурятской церкви в Забайкальской области Хамбо-Лама Итыгэлов писал военному губернатору Забайкальской области: "...Во всех дацанах1 , куда стекался народ для получения моего благословения, я публично говорил проповедь нравственно-религиозного содержания, увещевал быть довольными существующим положением общественной жизни, и благосостоянием народа, создавшимися заботами всемилостивейшего царя и его правительства"2 .

В Бурят-Монголии было 44 дацана и 14 тысяч лам. В забайкальских районах, где главным образом был развит ламаизм, 1 лама приходился на 14 бурят. Народные массы вносили огромную дань этим мракобесам в виде приношений скота и различных подарков. В одном из сохранившихся религиозных документов говорится: "Нижайший жертвоподноситель Арсалак для того, чтобы вся его семья жила без причинения ей злодеяний и бед как снаружи, так и изнутри, - просит отслужить следующие освобождающие молитвы от всевышнего: восхвалебную молитву богине мудрости Гувилхаа, хвалу хранителю веры, молебен перед богом Шухурте. За все это преподношу одного верблюда-самку с верблюжонком и одного бычка трех лет с ходаком" (ходак - толковый пояс, шарф и т. п.). Другой "жертвоподноситель" просил 10 тысяч раз прочесть похвалу богине Долме, молитву Шогжу, Мунсел, поймать и запереть детского дьявола Шенсерее и за этот "труд" преподносил одного вола, одну нетель, шесть голов отборных овец и ходак.

Буряты платили молитвенную дань не только своим ламам, но и ламам, проживавшим в пределах Внешней Монголии, где находилось местопребывание хутухты (главы монгольского ламаитского духовенства). В довоенное время буряты-бедняки платила монгольским ламам около 25 рублей, а богатые - до 300 рублей. Дацаны владела стадами скота и большими земельными наделами (в конце XIX века в их пользовании было более 15 тысяч десятин удобных земель).

В предбайкальских районах сохранялся наряду с православием шаманизм. Шаманские "камлания" (религиозные обряды) и "тайлаганы" (общественные заклания скота) обходились бурятскому крестьянству во многие сотни тысяч рублей ежегодно. Деревню с русским населением опутывали паутиной мракобесия попы и старообрядческие начетчики, подвизавшиеся в "семейских" деревнях. 326 церквей, мечетей, синагог наряду с дацанами плели липкую, грязную паутину религиозного дурмана.

Царили мрак, невежество и бескультурье. Грамотных насчитывалось среди широких бурятских масс не более 3 - 4%.

В особенности закабалена была женщина бурятских улусов. На положении рабыни находилась она в мрачные годы царизма. Ее продавали, как скот, выдавая замуж. За невесту платили выкуп - "калым" - как за какой-нибудь товар. Выходя замуж, она становилась рабыней мужа навеки. В обычном праве селенгинских бурят сохранялись такие "законы": "Если жена уйдет от мужа, то ее приводят насильственно до двух раз, а третий раз наказывать лозами с принуждением жить с мужем, как купленной"3 . Грамотные бурятки насчитывались единицами. Женщина была целиком во власти домашнего очага, хозяйства и мужчины.

Медицинская помощь населению почти отсутствовала. Народные массы в этом отношении были целиком во власти невеже-

1 Дацан - ламаитский монастырь.

2 Архивное управление Бурят-Монгольской АССР, фонд 604, дело 33.

3 Обычное право селенгинских бурят, раздел VI, статья 61.

стр. 44
ственных шарлатанов и жуликов: лам, знахарей, бабок.

Под гнетом всех видов эксплуатации, в условиях тяжелого хозяйственного быта, в котором находилась страна при царизме, буряты находились перед революцией на оратаи вымирания. За двадцатилетие (1897 - 1917 годы) количество предбайкальских бурят сократилось на 12,7%. Бурятская народность была обречена на физическое уничтожение.

Бурятия была не только сырьевой колонией царизма и военно-стратегическим плацдармом, но и краем каторги и ссылки. Сюда были сосланы декабристы, народовольцы, сюда шли в ссылку и пролетарские революционеры-большевики. В затхлом удушье царской ссылки последние не сложили революционного оружия и подготовили среди трудящихся масс Прибайкалья кадры для борьбы с царизмом, за социализм. Узники царизма несли в бурятскую и русскую крестьянскую массу, в трудовое население городов Бурят-Монголии лучшие достижения человеческой мысли и труда.

Многие из ссыльных были крупными исследователями края. Они боролись со страшным ядом национальной розни, усиленно насаждавшейся царизмом и попами. В противовес шовинистическим писаниям великодержавных агентов царизма и капитала ссыльные звали трудовые массы всех народов Бурят-Монголии к единой, совместной борьбе с общими врагами трудящихся. Они сумели разглядеть в туземных народах, презрительно именовавшихся "инородцами", "дикарями", могучие творческие силы, способные вырваться в освежительную грозу народной революции. Еще восемьдесят лет назад, в мрачную эпоху режима Николая Палкина, декабрист Н. Бестужев писал: "Что касается до умственных способностей бурят, то, по моему мнению, они идут наравне со всеми лучшими племенами человеческого рода"1 .

Ссыльные большевики и передовые рабочие промышленных предприятий соседних с Бурятией городов и железной дороги явились стойкими организаторами трудящихся масс Прибайкалья в годы борьбы с самодержавием, с белогвардейщиной и чужеземными захватчиками. Бурят-монголы и эвенки, возрожденные социалистическим Октябрем, никогда не забудут лучших сынов великого русского народа, принесших в "край изгнания" светоч мировой культуры и красное знамя борьбы за светлое будущее человечества - за социализм.

5

Великая Октябрьская социалистическая революция освободила от национального и социального угнетения все народы, населяющие нашу обширную родину. Но едва советская власть приступила к разрешению задач, стоявших перед истерзанной царизмом и буржуазией Россией, как на Востоке стали собираться грозовые тучи контрреволюции и иностранной интервенции. В июле - августе 1918 года захватили власть по всей Сибири иностранные войска, передавшие ее в руки оголтелой белогвардейщины. Восточное Прибайкалье оказалось во власти японцев и семеновцев. Озверелые банды колчаковцев и семеновцев производили массовые аресты, порки и расстрелы. Всякому, заподозренному в большевизме, грозило быть "выведенным в расход". По линии железной дороги передвигались "паровозы смерти", в топках которых сжигались захваченные революционеры. В деревни, отказывавшие давать рекрутов в белогвардейские армии контрреволюции, посылались карательные отряды. На пути своем они сжигали села, расстреливали захваченных большевиков, красных партизан, пороли и насиловали беззащитных женщин.

Особенно потрясающая трагедия произошла в Троицкосавске (ныне Кяхта) в декабре 1919 - январе 1920 года.

В эти страшные дни, предчувствуя свою скорую гибель, семеновские офицеры, следуя наказу из Читы, штабквартиры палача Семенова, уничтожили почти полторы тысячи заключенных в троицкосавской временной тюрьме. Вначале шла комедия "суда". Арестованных одного за другим выводили на суд "чрезвычайной тройки",

Охотники колхоза "Улан-Трактор" отправляются на охоту. Селенгинский аймак, Бурят-Монгольской АССР

1 Декабристы в Бурятии. Сборник статей я материалов. Верхнеудинск, стр. 75. 1927.

стр. 45

Улан-Уденский мясной комбинат. Советская Бурят-Монголия.

откуда без всякого допроса расстреливали. Одних заключенных в подвалах рубили на части саблями, других, истязав, выводили в соседний лес, где группами убивали. Но такой "медленный" способ расправы не удовлетворял семеновских стервятников. Пьяные офицеры врывались группами в казармы и били арестованных шашками, кулаками, стреляли в них. "Взбесившиеся псы" заставляли раненых пить кровь своих товарищей. А тут же озверелые негодяи насиловали женщин и вырезали им груди. Измученных и изуродованных людей гнали в лес, а там стреляли по ним, и по трупам галопом скакали конные офицеры. Бандиты прибегали к отравлению больных, находившихся в тифозном бараке. Когда же яд не действовал, то негодяи врывались в барак, где стреляли в больных, рубили их шашками и били до смерти прикладами.

От семеновских банд не отставали и интервенты. В деле расправы с населением особенно "отличились" японские войска, которыми был сожжен ряд деревень Прибайкалья: Хара-Шибирь, Новая и Старая Зардалы, Пески и др. В своих карательных походах японцы расстреливали партизан и беззащитных женщин и детей, реквизировали хлеб и скот.

Семеновцы и их японские хозяева нашли себе агентуру в среде эксплуататорской верхушки бурят-монголов. Нойоны, кулаки, ламы и буржуазные националисты, продавшиеся японскому империализму, выступали активно на стороне белогвардейщины. Были созданы особые отряды под начальством семеновского офицера Танхаева, о "подвигах" которого до сих пор помнит Восточное Забайкалье. Были организованы шпионаж в пользу японцев и семеновцев и выдача большевиков и "бурят низшего класса", заподозренных в сочувствии к большевикам. Националистическая, контрреволюционная часть интеллигенции открыто призывала "опереться на японцев и Семенова". Иркутские бурятские буржуазные националисты выпустили воззвание, в котором призывали к поддержке колчаковского правительства.

В декабре 1919 года под влиянием побед Красной Армии и под руководством большевиков вспыхнуло партизанское восстание. 2 марта 1920 года регулярными частями советских войск и прибайкальских партизан был взят Верхнеудинск.

Победа социалистической революции и освобождение Прибайкалья от интервентов привели к осуществлению вековых чаяний бурят-монгольского народа. Осенью" 1921 года созданы были две автономные области бурят-монголов: одна - в составе РСФСР, вторая - в пределах существовавшей тогда Дальневосточной республики. В конце 1922 года состоялся I съезд советов автономной Бурят-Монгольской области (РСФСР).

Когда Дальний Восток вошел в состав РСФСР, встал вопрос о создании автономной Бурят-Монгольской республики. По предложению товарища Сталина, Президиум ВЦИК 30 мал 1923 года вынес историческое постановление об организации Бурят-Монгольской Автономной Советской Социалистической Республики с центром в городе Верхнеудинске (ныне Улан-Удэ). 1 августа 1923 года власть на территории новой республики перешла Бурят-Монгольскому ревкому. В сентябре 1937 года были созданы два бурят-монгольских национальных округа: один - Усть-Ордынский - в составе Иркутской области, второй - Агинский - в пределах Читинской области.

6

Прошло пятнадцать лет. За этот небольшой срок неузнаваемо изменилась молодая Бурят-Монгольская советская социалистическая республика. "Громадное расстояние - молено сказать, целая пропасть - лежит между совсем недавним прошлым бурят-монгольского народа и теперешним периодом, когда в Бурят-Монголии поднялось советское знамя"1 .

Былая, отсталая колония царизма - страна кочевого скотоводства - превращается в цветущую индустриально-аграрную республику. Только десять лет тому назад удельный вес промышленности республики составлял 12,2%. На 1 января 1938 года промышленность уже производит свыше 71% всей продукции республики. Во всей промышленности в 1923 - 1924 годах было занято 2 тысячи человек, а на 1 января 1938 года - 32 тысячи, в 16 раз больше. Количество бурят-рабочих в промышленности увеличилось по срав-

1 В. М. Молотов "Великая дружба народов СССР", стр. 48, М. 1936.

стр. 46

Колхозники Тарбагатайского района Бурят-Монгольской АССР выезжают на работу в поле.

нению с первой пятилеткой в 20 раз, а инженерно-технических работников - в 38 раз. Прежний бурят, скотовод-кочевник или охотник, ничего не видавший, кроме дремучей тайги и широких долин, стал прекрасным ударником новых, социалистических промышленных гигантов.

Эти исключительные темпы роста промышленности Бурят-Монголии были возможны только благодаря действительной и длительной помощи передовых народов СССР и в первую очередь великого русского народа. За прошедшие 15 лет было вложено в промышленность республики огромное количество средств, главным образом из бюджета СССР и РСФСР. За две пятилетки капиталовложения в социалистическую промышленность Бурят-Монгольской АССР составили 436 миллионов рублей. Бурят-Монгольская республика имеет невиданные темпы роста промышленности.

За годы сталинских пятилеток выросла крупные промышленные гиганты.

Первенец передовой, социалистической промышленности Бурят-Монгольской АССР - механизированный завод оконного стекла, выпускающий в год 18 тысяч тонн стекла для Восточной Сибири и Дальнего Востока, - возвышается на одном конце города Улан-Удэ, а на другом построены новые многоэтажные корпуса Мясного комбината имени Микояна. Этот комбинат является крупнейшим во всей Сибири.

Построенный в короткий срок, крупный мельничный комбинат производит в год 58203 тонны муки и крупы. Это в 2 с лишним раза больше, чем производилось на всех 8 паровых мельницах, находившихся в довоенное время в Бурятии.

В сосковом лесу, за пределами старого Верхнеудинска, в 1932 году началось строительство крупнейшего паровозо-вагоностроительного и ремонтного завода (ПВЗ). 1 мая 1938 года с конвейера завода вышел первый мощный паровоз "Серго Орджоникидзе".

Вокруг ПВЗ вырос замечательный социалистический город - промышленный район Улан-Удэ, столицы красной Бурят-Монголии, с прекрасными многоэтажными жилыми домами для работников паровозо-вагоностроительного и ремонтного завода со своим замечательным клубом-театром, со своим техникумом, готовящим специалистов нового паровозостроения. Район ПВЗ - лучший район Улан-Удэ, с широкими прямолинейными мощеными улицами, водопроводом и всеми другими видами удобств для граждан.

Промышленные очаги создаются и в глубинных районах Бурят-Монголии. Еще в середине прошлого века были открыты так называемые Баргузинские прииски, раскинутые по притокам реки Витим. До революции прииски принадлежали небольшой кучке купцов. Тысячи старателей вынуждены были почти за бесценок сдавать "золотопромышленникам" драгоценный металл.

Неузнаваемой стала Баргузинская тайга. Здесь выросла крупная золотопромышлен-

стр. 47

Уборка урожая комбайнами на полях Бурят-Монгольской АССР.

ность. Добыча золота далеко перегнала довоенный уровень. В поселке Циникан (Баунтовский аймак) работает паровая драга. Выросли многочисленные кадры рабочих. Созданы новые, благоустроенные поселки.

На берегу Байкала создается мощная рыбная промышленность.

В верховьях реки Джиды, там, где издавна буряты в дремучей тайге, на склонах джидинских гор охотились за белками и пасли стада, ныне строится крупнейший в СССР вольфрамовый комбинат. Создан новый город Джидинского комбината, где живут 20 тысяч жителей.

7

Совершенно другой стала бурят-монгольская деревня. Вместо мелких, распыленных крестьянских хозяйств с их архиотсталой прадедовской техникой ныне Бурят-Монголия стала, как и весь Советский Союз, страной самого крупного, самого передового, социалистического сельского хозяйства. Колхозный строй в Бурят-Монголии победил окончательно и бесповоротно. 91% всех крестьянских хозяйств объединились в колхозы. 98,4% всего скота и 93,5% всей посевной площади сосредоточено в колхозных хозяйствах республики.

Победа социалистического строя в сельском хозяйстве открыла совершенно новую страницу в истории бурятмонгольского народа. Окончательно ликвидированы эксплуататорские классы.

Колхозный строй, перестроив крестьянское хозяйство на социалистический лад, подорвал корни, рождающие эксплуататорские классы в деревне.

Ликвидированы дореволюционные земельные отношения, когда лучшие выгоны и пастбища, наиболее плодородные, пахотоспособные и сенокосные угодья принадлежали кулакам, нойонам и ламам. Теперь благодаря победе социалистической революции в СССР осуществлена вековая мечта трудящихся Бурят-Монголии: буряты, русские и эвенки, по новому сталинскому уставу колхозной жизни, получили землю в бессрочное и бесплатное пользование.

Раньше кочевой и полукочевой образ жизни вели в Бурят-Монголии 31666 хозяйств из общего количества 81990, включая и русские хозяйства, т. е. 38,6%. В настоящее время все эти хозяйства в основном перешли на оседлость.

Переход бурят-монголов от кочевой жизни к оседлой - один из важнейших фактов в деле хозяйственного и культурного развития бурят-монгольского народа.

Победа колхозного строя, обеспечившего перевод кочевников на оседлость, создала возможность перевооружения сельского хозяйства совершенно новой, передовой техникой. В Бурят-Монгольской АССР ныне работают 25 МТС вместо 3, имевшихся в 1931 году. Еще в первые годы существования республики на полях Бурят-Монголии не было ни одного трактора. Решающее значение в сельском хозяйстве имели соха и коса. Ныне на социалистических полях работают уже 1168 тракторов, 344 комбайна, 262 сложных молотилки, 390 сеялок и т. д.

Социалистическое преобразование и техническое перевооружение крестьянского хозяйства обеспечили огромные достижения сельскохозяйственного производства Бурят-Монгольской республики.

стр. 48
Решающей, главной отраслью сельского хозяйства Бурятии является животноводство. К январю 1938 года поголовье стада по всем видам скота увеличилось по сравнению с 1933 годом на 59%.

По обеспеченности обобществленным скотом Бурят-Монголия занимает одно из первых мест среди всех областей, краев и республик РСФСР и СССР. В среднем по Бурятии на один колхоз приходится 1325 голов всех видов скота - обобществленного и индивидуального пользования колхозников. Особенно замечательны достижения колхозников Бурят-Монголии по качественному улучшению скотоводства". До революции скот содержался круглый год на подножном корму (тебеневка), без подкормки. Бурят-кочевник не мог обеспечить скот не только кормами, но и простейшими утепленными помещениями. Скот круглый год находился под открытым небом. Теперь скот обеспечен на зиму кормами.

В тяжелые годы царизма и кулацко-нойонской кабалы буряты-кочевники не могли бороться с различными эпизоотиями, причинявшими колоссальный урон скотоводству. Даже в первые годы после образования Бурят-Монгольской АССР имелось всего лишь 1 ветеринарная лечебница и 27 примитивных ветамбулаторий. Благодаря помощи союзного правительства теперь сетью ветеринарных учреждений охвачены все животноводческие районы. В 1937 году республика имела уже 22 типовых ветлечебницы, 26 типовых и 77 примитивных ветамбулаторий. Если в 1924 году было всего лишь 5 ветврачей и ни одного зоотехника, то в 1937 году работали 44 ветврача, 86 зоотехников и 144 ветфельдшера.

Все эти мероприятия по уходу, кормлению, лечению окота, а также меры по улучшению породы скота значительно повысили продуктивность животноводства; например, если раньше бурятская овца, давала 1,2 - 1,3 килограмма шерсти, то теперь есть ряд колхозов, которые получают с овцы свыше 4 килограммов шерсти, т. е., больше чем в три раза; средний удой с бурятской коровы раньше не превышал 300 - 400 литров в год, а в 1937 году передовики животноводства подучили до 2 тысяч литров, а некоторые стахановки получают свыше 3 тысяч литров молока в год с одной коровы.

В колхозном животноводстве республики выросли десятки и сотни передовиков, давших образцы стахановской работы.

Не менее замечательны достижения Бурятии и в области полеводства. Издавна считали, что "буряты склонны к скотоводству", что они не могут заниматься полеводством. Колхозники Бурятия опровергли эту шовинистическую "теорию". Общая посевная площадь республики за 15 лет выросла на 282%, а если взять аймаки, где раньше преобладали буряты-кочевники, то там мы имеем невиданный процент роста посевной площади. Например в Еравинском аймаке посевная площадь еще в 1935 году выросла по сравнению с 1923 годом в 16 раз.

Рост посевных площадей сопровождается замечательными структурными изменениями возделываемых культур: удельный вес пшеницы вместо 13% в 1923 году составляет 33,5% в 1937 году; овса вместо 13 - 19%; сеянных трав вместо 0 - 4,5%. Посевные площади трав выросли с 0 до 17500 га, что имеет очень большое значение, поскольку животноводство является основной отраслью сельского хозяйства.

Колхозный строй обеспечил значительный рост производительности труда. Урожайность по зерновым культурам с 1923 года выросла на. 50%. Многие колхозы получают свыше 20 и больше центнеров с гектара. Колхозники: буряты, русские и эвенки - живут зажиточной жизнью.

8

Советская Бурят-Монголии - один из примеров блестящего доказательства того, что "период диктатуры пролетариата и строительства социализма в СССР есть период расцвета национальных культур, социалистических по содержанию и национальных по форме"1 .

Если взять такой важнейший показатель культурности народа, как грамотность, то Бурят-Монгольская АССР за 15 лет своего существования имеет поистине гигантские достижения. В мрачную эпоху колониального угнетения грамотность бурят едва достигала 3 - 4%. Но и эти грамотные были почти сплошь из нойонской и кулацкой среды. Поэтому не будет преувеличением сказать, что весь бурят-монгольский народ до революции был неграмотным. В 1937 году уже 90% населения Советской Бурятии были грамотными. Это объясняется тем, что советская власть с первых же дней своего существования в центре внимания поставила работу по повышению культурно-политического уровня населения.

На народное просвещение только в одном 1937 году израсходовало 35 миллионов рублей, а в 1938 году ассигновано 46 с лишним миллионов. Бурят-Моногольская республика имеет сейчас 394 начальных школы, 69 неполных средних и 22 полных средних школ и 9 техникумов, готовящих агрономов, зоотехников, педагогов и

1 И. Сталин "Вопросы ленинизма", стр. 426.

стр. 49

На занятиях в школе при племхозе "Иро". Селенгинский район. Бурят-Монгольская АССР.

т. д. Создано 3 вуза, где куются высокоспециализированные кадры по различным отраслям сельского хозяйства и культуры.

В Бурят-Монгольской АССР подготовлено много педагогических работников, и сейчас в школах республики работают 2 тысячи учителей, многие из которых буряты.

Общий рост культуры, и грамотности в частности, вызвал огромный рост массовых политико-просветительных учреждений.

Быстро развивается бурят-монгольская литература. Переводятся на бурятский язык произведения Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина. Бурят, бывший кочевник, на своем родном языке читает сочинения русских классиков: Пушкина, Л. Толстого, М. Горького и др.

Бурят-монгольский фольклор презирался и беспощадно подавлялся царскими сатрапами. Сейчас в Бурят-Монгольской АССР бурно расцветает национальное искусство. Вот уже пятый год работает республиканский театр, где ставятся не только переводные пьесы из классического репертуара, но и оригинальные пьесы, написанные бурятскими драматургами, - "Мэрген", "Один из немногих" и т. д. Всего в республике имеется 4 театра. Организована бурят-монгольская филармония. Создается республиканский дом народного творчества. Давно работает музыкально-театральное училище с контингентом учащихся в 180 человек. Изо дня в день растут кружки самодеятельного искусства: драматические, музыкальные, хоровые и т. д. За последнее время выросло много художников, писателей, поэтов, режиссеров.

Неузнаваемо изменился весь облик Бурят-Монголии. Быт бурят в недавнем прошлом - это мрачная картина нищеты, темноты и бесправия кочевого народа. Все его домашнее имущество можно было увезти на спине одного верблюда; все "богатство" бурята-кочевника: задымленная войлочная юрта, одежда, которая вся была на нем, самая примитивная посуда (котелок, деревянное чашечки и ложки и т. д.) и скот. Раньше бурят-кочевник не знал, что такое мебель, полотенце, баня и т. д. Ламы - эти духовные мракобесы - твердили буряту: "Смывая с себя грязь, можешь смыть счастье".

Все это весьма способствовало распространению среди бурят различных социальных болезней: туберкулеза, сифилиса, трахомы. Бурят-кочевник почти никакой врачебной помощи не получал. На всю Бурят-Монголию 1 врач приходился на 63 тысячи человек.

Советская Бурят-Монголия в корне изменила бытовое положение бурят. 250 медицинских учреждений, 178 врачей и 685 среднего медицинского персонала стоят на страже здоровья трудящихся Бурятии. Развитие социалистической промышленности, победа колхозного строя, перевод кочевников на оседлость, зажиточная и культурная жизнь колхозников обеспечивают полное искоренение всех социальных болезней, физическое возрождение народов Бурят-Монголии.

стр. 50
9

Таковы поистине великие достижения победоносного социалистического строительства в молодой Бурят-Монгольской автономной социалистической советской республике.

Все это плоды Великой Октябрьской социалистической революции, возродившей бурят-монгольский народ. Все это было возможно только в результате проведения ленинско-сталинской национальной политики партии большевиков. Народы Бурят-Монголии волны искренних чувств благодарности всем народам СССР и в первую очередь великому русскому народу, братская помощь которого обеспечила освобождение от эксплуататоров, от бесправия, нищеты и голода.

Народы Советской Бурятии: буряты, русские, эвенки и другие, зная, что счастье народов только во взаимной, нерушимой дружбе всех народов СССР, полны единого желания, как можно лучше работать на благо и процветание своей родины - великого Советского Союза.

Народы Советской социалистической Бурятии единодушно отдали на выборах в советские народные парламенты - Верховные Советы СССР, РСФСР и БМАССР - свои голоса кандидатам непобедимого сталинского блока коммунистов и беспартийных.

Подлые враги народа, буржуазные националисты вкупе с троцкистами и бухаринцами, пробравшись в ряды партийных, советских и хозяйственных учреждений БМАССР, пытались сорвать социалистическое строительство. Буржуазно-националистические и троцкистско-бухаринские шпионы, диверсанты и вредители своей гнусной, подрывной работой причинили большой вред трудящимся Бурят-Монголии: все эти враги народа пытались оторвать Советскую Бурятию от великого Советского Союза и отдать ее в кабалу японского империализма.

Но враги народа просчитались. Славная советская разведка во главе с боевым соратником товарища Сталина тов. Н. И. Ежовым отсекла этим подлым псам фашизма их ядовитые когти. Советский народ под руководством партии большевиков разгромил осиные гнезда шпионов и вредителей.

Советская Бурят-Монголия - непоколебимый форпост СССР на восточных его границах. Народы БМАСОР никому и никогда не отдадут ни одной пяди своей социалистической земли.

Трудящиеся Советской Бурят-Монголии зорко следят за неприкосновенностью советских границ. Доблестные национальные бурят-монгольские части Красной Армии, уже отличившиеся при разгроме беломанчжуров в 1929 году, и весь бурят-монгольский народ готовы в любую минуту, по первому зову великого Сталина и советского правительства, грудью встать на защиту своей социалистической родины и уничтожить врага на той территории, откуда он придет.

Возрожденный бурят-монгольский народ знает, что своей счастливой жизнью он обязан великой партии Ленина - Сталина, любимому другу всех трудящихся вождю народов СССР - великому Сталину. Вот почему в знаменательный день 15-летия бурят-монгольский народ обратился с письмом к товарищу Сталину: "Сегодня исполняется 15 лет со дня образования нашей республики. За это время Бурят-Монголия, освобожденная Великой Октябрьской социалистической революцией от эксплуататоров, превратилась в чудесную, цветущую республику. Первым, кто любовно выращивал и выращивает, возрождал, возрождает и ведет к еще большему расцвету наш народ, являешься ты, безгранично любимый, родной отец, учитель и друг товарищ Сталин. Вот почему мы, сыны и дочери свободного, счастливого бурят-монгольского народа, готовясь к всенародному празднику - выборам ваших верховных органов власти - и отмечая 15-летие республики, первое слово любви, благодарности и преданности шлем тебе, великому вождю всего трудового человечества, непоколебимому борцу за счастье народа"1 .

1 Из письма трудящихся Бурят-Монголии товарищу Сталину. "Бурят-Монгольская правда" от 30 мая 1938 года.


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ИЗ-ИСТОРИИ-БУРЯТМОНГОЛЬСКОГО-НАРОДА-К-15-летию-Бурят-Монгольской-АССР

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Анна СергейчикContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Sergeichik

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

М. ИЛЬИН, М. ПОМУС, ИЗ ИСТОРИИ БУРЯТМОНГОЛЬСКОГО НАРОДА. (К 15-летию Бурят-Монгольской АССР) // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 26.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ИЗ-ИСТОРИИ-БУРЯТМОНГОЛЬСКОГО-НАРОДА-К-15-летию-Бурят-Монгольской-АССР (date of access: 31.07.2021).

Found source (search robot):


Publication author(s) - М. ИЛЬИН, М. ПОМУС:

М. ИЛЬИН, М. ПОМУС → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Анна Сергейчик
Vladikavkaz, Russia
2870 views rating
26.08.2015 (2166 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
Анонс Изучение новой теории электричества, пожалуй, нужно начинать с анекдота, который актуален до сих пор. Профессор задаёт вопрос студенту: что такое электрический ток. Студент, я знал, но забыл. Профессор, какая потеря для человечества, никто не знает что такое электрический ток, один человек знал, и тот забыл. А ларчик просто открывался. Загадка электрического тока разгадывается, во-первых, тем что, свободные электроны проводника не способны
Catalog: Физика 
Как нам без всякой мистики побеседовать с человеческой душой и узнать у нее тайны Мира.
Catalog: Философия 
2 days ago · From Олег Ермаков
АВГУСТ ФОН КОЦЕБУ: ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО УБИЙСТВА
2 days ago · From Россия Онлайн
ОТТО-МАГНУС ШТАКЕЛЬБЕРГ - ДИПЛОМАТ ЕКАТЕРИНИНСКОЙ ЭПОХИ
Catalog: Право 
2 days ago · From Россия Онлайн
ПРОТИВОБОРСТВО СТРАТЕГИЙ: КРАСНАЯ АРМИЯ И ВЕРМАХТ В 1942 году
2 days ago · From Россия Онлайн
ИСТОРИЯ ДВУСТОРОННИХ ОТНОШЕНИИ РОССИИ И БОЛГАРИИ В XVIII-XXI веках
Catalog: История 
2 days ago · From Россия Онлайн
Г. С. Остапенко, А. Ю. Прокопов. НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ XX - начала XXI века.
Catalog: История 
3 days ago · From Россия Онлайн
ЭУДЖЕНИО КОЛОРНИ: АНТИФАШИЗМ, ЕДИНАЯ ЕВРОПА, СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ИДЕЯ И ФЕДЕРАЛИЗМ
Catalog: История 
3 days ago · From Россия Онлайн
МЕЖДУ "ПРОЛЕТАРСКИМ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМОМ" И "СЛАВЯНСКИМ БРАТСТВОМ". РОССИЙСКО-ЮГОСЛАВСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ В СРЕДНЕЙ ЕВРОПЕ
Catalog: История 
3 days ago · From Россия Онлайн
Великая война 1914-18 гг. Наградной лист от 09.06.1915 на Начальника пулеметной команды 10-го Кубанского пластунского батальона, Прапорщика Ивана Дмитриева. Обоснования награждений орденами Св. Анны 4 ст. с надписью "За храбрость" (Аннинское оружие) за бои на ст. Сарыкамыш (Кавказский фронт), Св. Станислава 3 ст. с мечами и бантом, за бои в Галиции (Юго-Западный фронт), производства в чин хорунжего, за бои в с.Баламутовка (Юго-Западный фронт, Буковина,).

Actual publications:

Latest ARTICLES:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
ИЗ ИСТОРИИ БУРЯТМОНГОЛЬСКОГО НАРОДА. (К 15-летию Бурят-Монгольской АССР)
 

Contacts
Watch out for new publications: News only: Chat for Authors:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2021, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones