Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: RU-8892

Share with friends in SM

1925 год был переломным годом в истории нашей страны. Заканчивался период восстановления народного хозяйства и определялся переход к индустриализация. Как всегда переломные моменты истории Советской страны, партия Ленина-Сталина не только заблаговременно определила момент переходе, но со всей ясностью заметала задачи нового этапа, показала его особенности, трудности развития, наметила новые формы и методы борьбы.

Товарищ Сталин в статье, посвященной 8-й годовщине Октябрьской революции (7 ноября 1925 г.), писал: "Я думаю, что между периодом подготовки Октября, имевшим место восемь лет тому назад, и между нынешним периодом, спустя восемь лет после Октября, несмотря на всю громадную разницу между ними, имеется всё же одна общая черта. Эта общая черта состоит в том, что оба эти периода отражают переломный момент в развитии нашей революции. Тогда, в 1917 году, речь шла о том, чтобы сделать переход от власти буржуазии к власти пролетариата. Теперь, в 1925 году, речь идёт о том, чтобы сделать переход от нынешней экономики, которую нельзя назвать в целом социалистической, к экономике социалистической, к той экономике, которая должна послужить материальной основой социалистического общества"1 .

Переход к индустриализации был намечен XIV съездом партии в декабре 1925 года. В своём докладе на XIV съезде партии товарищ Сталин говорил: "Превратить нашу страну из аграрной в индустриальную, способную производить своими собственными силами необходимое оборудование, - вот в чём суть, основа казней генеральной линии"2 .

В последующих своих выступлениях и прежде всего в докладе "О хозяйственном положения Советского Союза" активу Ленинградской парторганизации 13 апреля 1926 г. товарищ Сталин развивал и конкретизировал основные положения великой программы индустриализации страны: "Основной факт, определяющий нашу политику, состоит в том, что в своём хозяйственном развитии наша страна вступила в новый период нэпа, в новый период новой экономической политики, в период прямой индустриализации"3 .

При переходе к нэпу Ленин поставил задачу построить фундамент социалистической экономики. Но в первый период нэпа (1921 - 1925) построение социалистического фундамента нашего хозяйства, как указывал Ленин, надо было начать с сельского хозяйства.

"Таков был первый период новой экономической политики. Теперь мы вступили во второй период нэпа. Самое важное и самое характерное в состоянии нашего хозяйства состоит теперь в том, что центр тяжести переместился теперь в сторону индустрии. Ежели тогда, в первый период новой экономической политики, вам надо было начинать с сельского хозяйства, ибо развитие всего народного хозяйства упиралось в сельское хозяйство, то теперь для того, чтобы продолжать строительство социалистического фундамента нашего хозяйства, для того, чтобы двинуть вперёд хозяйство в целом, необходимо сосредоточить внимание именно на индустрии. Теперь само сельское хозяйство не может двигаться вперёд, ежели во-время не подашь сельско-хозяйственных машин, тракторов, изделий промышленности и т. д. Поэтому, ежели тогда, в первый период новой экономической политики, дело развития народного хозяйства в целом упиралось в сельское хозяйство, то теперь оно упирается и уже упёрлось в прямое развёртывание индустрии"4 .

Так сформулировал товарищ Сталин в апреле 1926 г. сущность нового периода, в который вступила страна, и показал, в чём отличие первого периода нэпа от второго периода как периода индустриализации.


Настоящая статья представляет собой часть главы (отдельные параграфы) из подготовляемого к печати III тома учебника по истории СССР для высших учебных заведений (публикуется часть разделов из главы учебника - "СССР в период индустриализации").

1 И. Сталин. Об Октябрьской революции, стр. 106. Партиздат. 1932.

2 Стенографический отчёт XIV съезда ВКП(б), стр. 488. М. и Л. 1926.

3 Ленин и Сталин. Сборник произведений к изучению истории ВКП(б). Т. III, стр. 55. Партиздат. 1936.

4 Там же, стр. 56 - 57.

стр. 23

Товарищ Сталин подчёркивал также, что социалистическая индустриализация означает развитие прежде всего тяжёлой промышленности, когда значительно повышается и начинает преобладать удельный вес промышленности в экономике страны, когда индустриализация обеспечивает хозяйственную самостоятельность страны, оберегая её от превращения в придаток мирового капитализма.

В решении XIV съезда партии перед советским народом ставилась важнейшая задача - "вести экономическое строительство под таким углом зрения, чтобы СССР из страны, ввозящей машины и оборудование, превратить в страну, производящую машины и оборудование, чтобы таким образом СССР в обстановке капиталистического окружения отнюдь не мог превратиться в экономический придаток капиталистического мирового хозяйства, а представлял собой самостоятельную экономическую единицу, строящуюся по-социалистически"1 .

Отличие социалистической индустриализации от индустриализации капиталистической заключалось прежде всего в том, что индустриализация капиталистических стран шла за счёт разорения и обнищания широких масс прудящихся, социалистическая индустриализация, наоборот, означала неуклонное улучшение материального положения трудящихся. Социалистическая индустриализация вела к укреплению смычки рабочего класса и крестьянства, поднимала её на новую, высшую ступень производственной смычки.

Именно такая индустриализация на основе социализма и нужна была нашей стране.

Но где же было взять средства для осуществления индустриализации, для всемерного ускорения темпов развития промышленности?

"Что же остаётся делать советскому государству, если старые пути индустриализации страны являются для него неприемлемыми, а приток новых капиталов не на, кабальных условиях всё ещё остаётся исключённым? Остаётся новый путь развития, - говорил товарищ Сталин, - путь, неизведанный ещё полностью другими странами, путь развития крупной промышленности без кредитов извне, путь индустриализации страны без обязательного притока иностранного капитала... Путь этот... не изведан буржуазными государствами. Но это далеко ещё не значит, что он невозможен для пролетарского государства. То, что невозможно или почти невозможно в данном случае для буржуазных государств, - вполне возможно для государства пролетарского"2 .

В СССР был только один путь индустриализации - путь собственных" сбережений, путь социалистического накопления внутри страды. Советское государство в результате победы Великой Октябрьской социалистической революция получило такие источники накопления, каких не имела и не могла иметь ни одна капиталистическая страна в мире.

Национализация земли, банков, фабрик и заводов, монополизация внешней и внутренней торговли - всё это в руках пролетарского государства являлось и является важнейшим источником социалистического накопления. "Вот почему путь развития, невозможный для буржуазных государств, вполне возможен для пролетарского государства, несмотря на все его трудности и испытания"3 .

Надо только, говорил товарищ Стадия в своей речи на активе Ленинградской партийной организации в апреле 1926 г., чтобы излишки накопления в стране не распылялись, а собирались в наших кредитных учреждениях, чтобы были тщательно закрыты все те дорожки, по которым часть излишков накопления могла бы попасть в руки частного капитала, надо в руках государства скапливать известные резервы, надо уметь расходовать накопляемые резервы разумно, расчётливо, чтобы ни одна копейка народного добра не пропадала даром. Необходимо навести "строжайший, зверский режим экономии"4 .

Но при решении задач индустриализации возникли большие трудности. Товарищ Сталин во всех своих выступлениях ориентировал страну и большевистскую партию на необходимость серьёзной и упорной борьбы для преодоления этих трудностей. Задачу индустриализации надо было решать в условиях страны, в основном аграрной, только что залечившей раны, нанесённые ей империалистической и гражданской войнами, и едва достигшей довоенного уровня производства. А ведь это был уровень царской России, страны, отстававшей в технико-экономическом отношении от передовых капиталистических стран. Удельный вес сельского хозяйства в экономике страны составлял в 1913 г. 58%, а промышленности-всего 42%. Казалось, что для достижения полного экономического преобразования страны, на социалистических началах необходим длительный исторический срок. А между тем история не отпустила больших сроков для решения этой основной экономической задачи. Решать эту задачу надо было в обстановке капиталистического окружения, а условиях нараставшей угрозы войны со стороны агрессивных капиталистических государств Надо было, как говорил Ленин в своей последней статье "Лучше меньше, да луч-


1 Ленин и Сталин. Сборник произведений к изучению истории ВКП(б). Т. III, стр. 49.

2 И. Сталин. Вопросы ленинизма, стр. 170 - 171. 9-е изд. (Разрядка моя. - Э. Г. ).

3 Там же, стр. 171.

4 Ленин "Сталин. Сборник произведений к изучению истории ВКП(б) Т. III, стр. 64.

стр. 24

ше", "уметь цивилизоваться" до грядущего военного столкновения, отстоять независимость и экономическую самостоятельность нашей страны. Поэтому Ленин и Сталин так много внимания уделяли вопросу о темпах и сроках решения задач индустриализации, и не случайно именно вокруг этого вопроса развернулась ожесточённая борьба против врагов партии и советского народа.

В 1926 - 1929 гг. империалисты неоднократно пытались сорвать мир и навязать. СССР новую войну. Недаром в эти годы товарищ Сталин говорил о едином фронте врагов советской власти "от Чемберлена до Троцкого". 1929 год - год великого перелома - отмечен так называемым "конфликтом на КВЖД" - попыткой прощупать СССР штыком. Но все эти попытки потерпели крах. Восторжествовала мирная политика советской власти, повысился международный престиж Советского Союза, а тем самым были созданы необходимые международные условия для осуществления индустриализации страны.

Серьёзнейшей трудностью была и проблема создания кадров индустриализации, новых командных кадров, способных руководить строительством крупной социалистической промышленности. Вопрос о подготовке кадров партия поставила как важнейший политический вопрос, как вопрос классовой борьбы. Мы не имели возможности подготовить новые кадры заранее, их необходимо было растить непосредственно в ходе индустриализации. Мало того: вредители - агентура международного капитала - именно в конце 20-х и начале 30-х годов особенно усилили вредительскую, вражескую деятельность. Об этом достаточно красноречиво говорил шахтинский процесс над вредителями, происходивший летом 1928 года. Шахтинское дело и вредительство старых, буржуазных специалистов товарищ Сталин охарактеризовал как попытку экономической интервенции в наши внутренние дела. На апрельском и июльском пленумах ЦК 1928 г. были намечены мероприятия по ликвидации последствий вредительства и по воспитанию новых командных кадров социалистической индустрии - "создание новой технической интеллигенции на людей рабочего класса". Пленум принял решение увеличить вдвое удельный вес инженерно-технических работников в крупной промышленности к концу первой пятилетки, передать ряд втузов и техникумов в ведение ВСНХ, увеличить рабочее и партийное ядро во втузах, расширить сеть дневных и вечерних рабфаков, усилить финансирование технического образования и улучшить материальное положение студенчества. Товарищ Сталин призывал советскую молодёжь к походу в науку, говорил о необходимости "выковать новые кадры большевиков-специалистов, по всем отраслям знаний"1 , о необходимости "учиться, учиться упорнейшим образом".

При огромном размахе нового строительства, осуществлявшегося уже в первые годы индустриализации, необходим был чёткий и ясный план развития народного хозяйства на ряд лет. Ленин ещё на VIII съезде советов РСФСР (1920) говорил, что "нельзя работать, не имея плана, рассчитанного на длительный период и на серьёзный успех... Не бойтесь планов, рассчитываемых на долгий ряд лет: без них хозяйственного возрождения не построишь"2 .

С ещё большей настойчивостью задачи планирования поставил товарищ Сталин при переходе к индустриализации страны. Массовое строительство без плана было невозможно, план должен был ввести систему, осуществить на деле линию на индустриализацию страны.

В 1925 - 1926 гг. Госплан впервые раз работал единые годовые контрольные цифры развития народного хозяйства. Товарищ Сталин, подчёркивая впоследствии огромное значение планирования, говорил о том, что наши планы - это не планы-прогнозы, планы-догадки, это планы-директивы. Необходимо было от контрольных цифр на год перейти к составлению плана хозяйственного строительства на ряд лет. Поэтому IV съезд советов СССР, состоявшийся 18 - 26 апреля 1927 г., поручил советскому правительству в кратчайший срок выработать пятилетний план развития народного хозяйства, а XV съезд партии в декабре 1927 г. утвердил директивы по составлению первой пятилетки. В течение всего 1928 г. шла разработка планов первой пятилетки, которая была окончательно утверждена XVI партийной конференцией в апреле 1929 г. и V съездом советов СССР в мае 1929 года. 1 октября 1928 г. страна приступила к осуществлению первого пятилетнего плана. Правые и троцкисты пытались во что бы то ни стало сорвать взятые партией темпы индустриализации и выдвигали свой лозунг "равнения на узкие мёста". Они кричали; о "нереальности планов", оспаривали каждую цифру пятилетнего плана, настаивая на пересмотре их в сторону снижения. Враги партии и советского народа всячески боролись против индустриализации национальных республик, пытались доказывать, что "роль иностранного капитала" в осуществлении пятилетки должна быть примерно такой же, какой она была в промышленности царской России в 90-х годах XIX столетия, и т. д.

Правые капитулянты в лице Рыкова противопоставляли пятилетке свою "двухлетку", и товарищ Сталин в речи на апрельском пленуме ЦК 1929 г. "О правом уклоне в ВКП(б)" доказал, что "двухлетка" нужна была правым, только для того, чтобы доказать якобы нереальность, неосуществимость пятилетнего плана.


1 И. Сталин. Речь на VIII Всесоюзном съезде ВЛКСМ, стр. 14. "Молодая гвардия". 1938.

2 Ленин. Соч. Т, XXVI, стр. 43.

стр. 25

Вражеское сопротивление было сломлено, индустриализация осуществлялась на твёрдой основе единого перспективного государственного плана, сталинского плана индустриализации страны.

В первые же годы индустриализация пришлось столкнуться с новыми серьёзными трудностями и в области сельского хозяйства. Если в промышленности были рекордные темпы роста, то в сельском хозяйстве темпы развития нельзя было признать удовлетворительными. Медленные темпы развития сельского хозяйства объяснялись чрезмерной отсталостью техники и огромной распылённостью мелких индивидуальных крестьянских хозяйств. На полях в деревне работало в это время еще 5 млн. сох, три четверти посевной площади засевалось из лукошка. К концу 1927 г. колхозы и совхозы давали лишь немногим больше 2% всей сельскохозяйственной продукции и 7% товарной продукций хлеба. Колхозы объединяли в это время 0,8% всех крестьянских дворов, 0,7% всех посевных площадей. В 1928 г. в стране было 33 тыс. колхозов. В колхозы входило 416 тыс. крестьянских хозяйств, т. е. около 2% общего количества дворов.

Индустриализация страны, размах нового строительства означали одновременно рост городского населения, а следовательно, увеличивали спрос на товарный хлеб. Количество же товарного хлеба несмотря на урожайные годы не увеличивалось, а уменьшалось. В 1928 г. возникла серьёзные трудности на хлебном фронте. В начале 1929 г. пришлось опять ввести Карточки на хлеб. Кулак прятал, гноил хлеб и не давал его социалистическому государству.

Товарищ Сталин говорил на апрельском пленуме ЦК 1928 г. о том, что "заготовительный кризис выражает собой первое, в условиях нэпа, серьёзное выступление капиталистических элементов деревня против советской власти"1 и что "на спекулянтский удар кулачества по линии взвинчивания хлебных цен партия должна была ответить таким контрударом, который бы отбил охоту у кулаков и спекулянтов угрожать голодом рабочему классу и нашей Красной Армии"2 .

Товарищ Сталин в своём докладе на XV съезде партии в декабре 1927 г. и в докладе "На хлебном фронте" в мае 1928 г. исчерпывающе показал причину трудностей в сельском хозяйстве и пути ликвидации этих трудностей. Товарищ Сталин показал, что при слабости колхозов и совхозов, при условии, что середняцкие хозяйства дают меньше товарного хлеба, чем давали до резолюции помещичьи и кулацкие хозяйства, одним из важнейших держателей товарного хлеба становится кулак", а кулак устраивает "хлебную стачку" и не даёт хлеба социалистическому государству.

Выход из создавшегося положения заключался "в переходе мелких и распылённых крестьянских хозяйств в крупные и объединённые хозяйства на основе общественной обработки земли, переходе на коллективную обработку земли на базе новой, высшей техники"3 , - говорил товарищ Сталин на XV съезде партии".

Выход был" следовательно, в курсе на коллективизацию страны, и этот курс провозгласил XV съезд партия в декабре 1927 года.

В годы индустриализация партия начала переходить в наступление по всему фронту претив капиталистических элементов и в городе и в деревне. В первые же годы индустриализации создавались условия для решения задачи коллективизации. Курс на коллективизацию, как неоднократно подчёркивал товарищ Сталин, требовал всемерного повышения темпов развития промышленности.

Основные установки партии, определяющие программу индустриализации, должны были овладеть миллионными массами, чтобы претвориться жизнь. Пятилетка должна была стать делом борьбы миллионов. Огромная работа партии по доведению идеи индустриализации до широких народных масс дала вскоре свои результаты. Мощный трудовой подъём, подъём социалистического соревнования, явился ответом масс на пятилетку.

20 января 1929 г. была опубликована историческая статья Ленина "Как организовать соревнование?" Эта статья была написана Лениным ещё в январе 1918 г., через несколько месяцев после победы Октябрьской социалистической революции, и впервые опубликована лишь 11 лет спустя, в январе 1929 года. Ленинская статья явилась призывом к трудящимся всей нашей страны. Начиная с февраля 1920 г. на крупнейших предприятиях стали появляться первые ударные бригады. В марте 1929 г. завод "Красный выборжец" (Ленинград) через "Правду" вызвал на соревнование по снижению себестоимости все заводы и фабрики СССР. Воззвание "Красного выборжца" получило широкий отклик по всей стране. Во всех городах страны, на всех крупнейших предприятиях выросли сотни ударных бригад. На первомайской демонстрации 1929 г. впервые появился лозунг "Да здравствует социалистическое соревнование!".

Стихийно развернувшееся в первые месяцы 1929 г. соревнование принимало всё более организованные формы после обращения XVI партконференции "Ко "всем рабочим и трудящимся крестьянам Советского Союза" от 29 апреля 1929 года.

"Соревнование и пятилетка, - говорилось в обращена, - неразрывно связаны между собой". Обращение XVI партконференции способствовало втягиванию новых слоев трудящихся в соревнование, усиливало руководство соревнованием со стороны партийных и профсоюзных организаций.


1 "Правда" от 18 апреля 1928 года.

2 Там же.

3 Ленин и Сталин. Сборник произведений к изучению истории ВКП(б). Т. III, стр. 235.

стр. 26

Из городов социалистическое соревнование перебросилось в деревню. Соревновались между собой совхозы и колхозы Украины, в поход за урожай и коллективизацию выступили Сибирь, Северный Кавказ, Нижняя и Средняя Волга.

Оценивая значение социалистического соревнования, товарищ Сталин в мае 1929 г. писал: "Соревнование есть коммунистический метод строительства социализма на основе максимальной активности миллионных масс трудящихся. На самом деле соревнование есть тот рычаг, при помощи которого рабочий класс призван перевернуть всю хозяйственную и культурную жизнь страны на базе социализма"1 .

Осенью 1929 г., когда были выяснены результаты хозяйственного года и разработаны плановые намётки на 1929 - 1930 г., впервые появился лозунг, выдвинутый самими массами: "Выполним пятилетку в 4 года!".

6 августа 1929 г. в СССР проводился первый "День индустриализации. В октябре началась подготовка к созыву I-го всесоюзного съезда ударных бригад. Съезд открылся 5 декабря 1929 г. и прошел под лозунгом "От ударных бригад к ударным, образцовым предприятиям!"

К лету 1930 г. организовались первые сквозные ударные бригады. Рабочие завода им. К. Маркса в Ленинграде выдвинули идею встречного промфинплана. На московском заводе "Красный пролетарий" были организованы бригады для осуществления лозунга "Догнать и перегнать капиталистические страны!". Эти бригады создали один из лучших советских станков, названный в честь этого ленинского лозунга "ДИП". Эти станки частично освобождали страну от ввоза иностранного оборудования.

Подводя итоги развитию социалистического соревнования за год, товарищ Сталин на XVI съезде партии говорил: "Теперь дело соревнования и ударничества является делом завоёванным и закреплённым. Это факт, что социалистическим соревнованием охвачено у нас не менее двух миллионов рабочих, а в ударные бригады вовлечено более миллиона рабочих. Самое замечательное в соревновании состоит в том, что оно производит коренной переворот во взглядах людей на труд, ибо оно превращает труд из зазорного и тяжелого бремени, каким ой считался раньше, в дело чести, в дело славы, в дело доблести и геройства"2 .

Во главе великого соревнования масс шла партия Ленина - Сталина.

В январе 1930 г. было опубликовано обращение ЦК ВКП(б) о необходимости участия всех коммунистов и комсомольцев в ударных бригадах. Подобно тому как в годы гражданской войны коммунисты и комсомольцы шли на передовые позиции, на самые трудны участки фронта, так и в годы индустриализации коммунисты и комсомольцы были в первых идах борцов за пятилетку.

Мысль тысяч людей билась над ускорением темпов индустриализации. В эти годы возникла идея непрерывной рабочей недели. С мест шли заявки на новое строительство. Все было поставлено на службу индустриализации. Идея индустриализации стала огромной силой, потому что она овладела массами.

Переход партии в наступление по всему фронту в год великого перелома потребовал, как указывал товарищ Сталин, перестройки рядов армии социалистического наступления. Отсюда перед партией стали основные задачи - поднятие самокритики, борьба с бюрократизмом, чистка соваппарата, создание новых хозяйственных кадров, усиление колхозного и совхозного строительства, наступление на кулака, снижение себестоимости, коренное улучшение практики профсоюзной работы, чистка партии. Разрешение этих задач являлось звеном в выполнении единого плана, плана наступления социализма на капиталистические элементы города и деревни.

Товарищ Сталин, определяя план наступления, неоднократно напоминал о трудностях, стоящих на пути его выполнения. В таком большом и трудном деле, как социалистическая реконструкция страны, говорил товарищ Сталин в 1935 г., "нельзя было ждать сплошных и быстрых успехов. В таком деле успехи могут обозначиться лишь спустя несколько лет"3 . Поэтому надо было призвать партию "вооружиться крепкими нервами, большевистской выдержкой и упорным терпением, чтобы преодолеть первые неудачи и неуклонно итти вперёд к великой цели не допуская колебаний и неуверенности в своих рядах"4 .

Вместе с тем товарищ Сталин говорил об особой природе трудностей реконструктивного периода по сравнению с трудностями восстановительного периода. Трудности перехода к реконструкции народного хозяйства - это трудности роста, трудности, которые таят в себе возможности их преодоления. Только решительное осуществление плана наступления помогло ликвидировать эти трудности.

Так при переходе к индустриализации и в годы индустриализации товарищ Сталин определил основное содержание новой полосы развития, ее отличие от предыдущего этапа, наметил момент перехода к индустриализации, сформулировал


1 И. Сталин. О социалистическом соревновании и стахановском движении, стр. 4. "Молодая гвардия". 1938.

2 И. Сталин. Вопросы ленинизма, стр. 393. 10-е изд.

3 Ленин и Сталин. Сборник произведений к изучению истории ВКП(б). Т. III, стр. 638.

4 Там же.

стр. 27

существо социалистической индустриализации и показал её источники. Товарищ Сталин призвал к комбинированному наступлению, к решению задач коллективизации на основе индустриализации. Он определил трудности индустриализации и показал пути их преодоления. Товарищ Сталин разрешил важнейшие вопросы, связанные с индустриализацией: индустриализация и темпы, индустриализация и кадры, индустриализация и план, индустриализация и массы.

Сталинское учение об индустриализации складывалось в ожесточённой борьбе против врагов партии и советского народа. Серьёзный бой был дан уже на XIV съезде партии. Борьба шла по вопросу о перспективах социалистического строительства, по основному вопросу - о возможности победы социализма в одной стране. Враги пытались помешать созданию кадров индустриализации, сорвать темпы индустриализации, фальсифицировать и исказить план индустриализации, потушить энтузиазм миллионных масс советского народа и добиться провала генеральной линии партии. Но замыслы троцкистско-бухаринско-зиновьевско-рыковского блока об отступлении провалились. Победил сталинский план наступления. Товарищ Сталин вооружил советский народ своим учением об индустриализации, дал конкретную программу действий, определил план великих работ, который был полностью претворён в жизнь.

*

Директива XIV съезда партии о переходе к социалистической индустриализации начала немедленно претворяться в жизнь: строились и открывались электростанции, железные дороги, закладывались фабрики, заводы, шахты. Вся страна ещё до начала выполнения первого пятилетнего плана (1 октября 1928 г.) постепенно превращалась как бы в гигантскую строительную площадку. Новое строительство шло во всех концах огромной страны - в РСФСР и на Украине, в Белоруссии и Сибири, в Казахстане и Узбекистане, в Закавказье и на Дальнем Востоке. Осваивались новые районы, где раньше совсем не было крупной промышленности, развивались и росли старые промышленные центры страны.

Из всех новостроек, начатых в первые годы индустриализации и законченных в основном в период первой пятилетки, наибольшее значение для всей страны имели четыре строительства: Днепрострой, Туркестано-Сибирская железная дорога (Турксиб), Сталинградский тракторный завод и Магнитострой. Они были в центре внимания советского народа в 1926 - 1929 годах. История этих четырёх строительств как бы воплощает всю историю борьбы за индустриализацию страны. Конкретное осуществление сталинского плана индустриализации и руководство партии, обеспечивающее его выполнение, лучше всего проследить на примере истории этих четырёх первенцев пятилеток.

Днепрострой. Проект Днепростроя как идея, имеющая жизненно важное значение для страны, возник задолго до Октябрьской революции в России. Уже в начале XX в, в связи с ростом промышленности на юге страны стал вопрос о создании сплошного водного пути по Днепру. Пороги разделяли Днепр на два самостоятельных и не сообщавшихся друг с другом водных бассейна, Первоначально была поставлена задача - сделать Днепр судоходным. Затем возник вопрос об использовании энергии Днепра в пределах порогов. В дальнейшем возникла проблема орошения причерноморских земель путём вывода на них воды из Днепра, а также проблема приближения донецкого угля к железной руде Кривого Рога путём постройки новой железной дороги сверхмагистрального типа.

В 1914 г. был открыт Панамский канал, освободилась большое количество специальных машин, необходимых для подобного строительства. Ещё до окончания строительства Панамского канала французские и бельгийские капиталисты ставили вопрос об использовании энергии Днепра. За это предложение ухватился крупнейший русский заводчик Путилов. Началась разработка проектов. Но царское правительство отклоняло эти проекты без указания причин. В 1914 г., до начала мировой войны, всё же приступили к изыскательным работам. Но развёртывание работ натолкнулось на препятствие, непреодолимое в условиях царско-помещичьего строя.

"Одной из основных трудностей для изыскательных партий явилась оценка приднепровских земель, подлежащих затоплению после постройки плотин. Берегами Днепра от Александровска вверх до Екатеринослава владели в большинстве лица, имевшие крупные связи при дворе: генерал Синельников, помещица Малова, граф Стенбок-Фермор, граф Коскуль, граф Воронцов-Дашков и др. В своде законов Российской империи была статья об отчуждении земель для постройки железной дороги, но ничего не говорилось о праве государства пользоваться земельными участками для проведения водных путей и вообще для гидравлических целей, чем сейчас же начали пользоваться сиятельные и несиятельные владельцы.

Когда инженер Белоконь явился в имение Стекбок-Фермора, граф вынес ему аз покоев, дарственную грамоту Екатерины П. В грамоте... было написано, что графу Даруется в вечное, потомственное владение "земля, вода и воздух" отмежёванной территории.

стр. 28

- Ну, хорошо, насчет земли мы ещё как-нибудь с министерством договоримся, - снисходительно сказал граф. - А вот относительно права владеть энергией, заключённой в воде, дело будет сложнее.

- То-есть как? - не понял сначала Белоконь.

- За воду придётся тоже платить.

- За Днепр?

- Ну, да. Вы же видите в грамоте государыни совершенно ясно сказано: "земля, вода и воздух". Если министерство изобретёт и захочет поставить на моей территории какие-нибудь заводы, использующие воздух, я буду требовать вознаграждения и за воздух. Старые помещики правы, когда говорят: "Против моего имения и небо моё"1 .

Ни царское, ни Временное правительство не могли реализовать проект шлюзования Днепра. Только после Октябрьской социалистической революции вопрос о днепровском строительстве стал на конкретную почву и рамки проекта были значительно расширены. В 1920 г. Днепрострой был включён в план ГОЭРЛО, а в 1921 г. было учреждено днепровское государственное строительство; в течение пяти лет (1921 - 1926) шла разработка нового проекта Днепростроя. В октябре 1926 г. правительство утвердило проект, а в ноябре 1927 г. произошла торжественная закладка Днепровской станции. Днепрострой был одним из первых гигантских строительств, начатых ещё до первой пятилетки и законченных до конца 1932 года.

28 марта 1932 г. на строительстве был уложен последний кубометр бетона, а 16 апреля 1932 г. была пущена первая турбина. Новый проект Днепростроя предусматривал не только строительство плотины, гидроэлектростанции и шлюза, но и постройку нового гигантского индустриального комбината и нового города - Запорожья.

Ещё в апреле 1927 г., т. е. в самом начале строительства Днепрогэса, в решении IV съезда советов СССР по докладу правительства было записано: "Съезд одобряет решения правительства о постройке мощной гидроэлектрической станции на Днепре и Семиреченской железной дороги, считая, что эти крупные сооружения являются началом переустройства всей экономики страны в соответствии с генеральным планом электрификации"2 .

Таким образом, две крупнейшие стройки положили начало переустройству всей экономики страны, и обе эти стройки были развёрнуты в национальных республиках: Днепрострой - на Украине, Турксиб - в Казахстане.

Турксиб. Строительство Туркестано-Сибирской железной дороги также началось в 1927 году. Турксиб должен был соединить хлебные и лесные районы Западной Сибири с хлопковыми районами Средней Азии. Строительство дороги вмело огромное хозяйственно-политическое значение: дорога должна была обслуживать новый, почтя лишённый железнодорожного сообщения район, главным образом Казахской ССР.

Казахстан - огромная по пространству республика: на её территории могли бы разместиться две Франции и две Германии. Между Алма-Ата и Семипалатинском расстояние более чем тысяча километров. До постройки Турксиба республиканская газета "Советская степь" доходила в Семипалатинск только на двенадцатые сутки. Фурманов в своём романе "Мятеж" описывает путь из Ташкента в "таинственное Семиречье", который проделала группа работников Реввоенсовета Туркестанского фронта весной 1920 года. 600 вёрст надо было проехать через степи и горы на лошадях от одной почтовой станции к другой. А через десять лет к Верному (Алма-Ата) и дальше, до Семипалатинска, была проложена новая железнодорожная колея Турксиба.

Строительство дороги проходило в очень тяжёлых условиях. Летом 60 градусов жары, зимой бушуют бураны. Наиболее трудным по климатическим условиям был Прибалхашский район, "самое злое" место Турксиба. На протяжении двухсот километров тянулись сплошные пески, в которых увязали машины и верблюды. Строителям дороги приходилось вести борьбу со змеями, тарантулами, фалангами, охотиться на волков. Не было воды. Но несмотря на все эти трудности 1442 километра пути, от ст. Луговой до Семипалатинска, было проложено за 40 месяцев. На строительстве работала почти 50-тысячная армия рабочих, среди них много казахов. Здесь выковывались кадры казахского пролетариата. Укладку железнодорожного полотна начали одновременно со стороны Луговой и Семипалатинска. 28 апреля 1930 г., на 17 месяцев раньше установленного правительством срока, на ст. Айна-Булак произошла смычка рельсовой колеи между северной и южной частями строительства. Строительство Турксиба было закончено раньше срока благодаря упорной и самоотверженной работе строителей.

Сталинградский тракторный завод. Вопросы развития тракторной промышленности в России привлекли внимание партии и правительства уже в первые годы советской власти. Ленин сказал на VIII съезде партии, что если бы мы имели 100 тыс. тракторов, крестьяне были бы за коммунизм. А в 3920 г. в России было всего 660 импортных тракторов, в большинстве устаревших и технически изношенных. Когда после окончания гражданской войны началось восстановление на-


1 "Странички истории заводов". Сборник" стр. 272. Харьков. 1934.

2 "Съезды советов СССР в постановлениях и резолюциях", стр. 125. М. 1939.

стр. 29

родного хозяйства, со всей остротой был доставлен вопрос о создании собственной тракторной промышленности. В апреле 1923 г. Совет труда и обороны СССР признал необходимым организовать серийное производство тракторов. При Госплане была создана специальная тракторная комиссия, разрабатывавшая типы тракторов, намеченных к производству.

В первую очередь тракторы качали производить на Путиловском заводе (Ленинград). Но в 1923 - 1924 г. путиловцы выпустили всего два трактора. Желая порадовать больного Владимира Ильича, они повезли свой первый трактор к Ленину в Горки. Трактор попыхтел, сдвинулся с места и остановился. Владимир Ильич печально улыбнулся, и путиловцы поняли, что нужна ещё огромная работа, чтобы наладить производство тракторов в России. Товарищ Сталин, отвечая на вопросы студентов Свердловского университета, в июне 1925 г. говорил: "Необходимо насаждение тракторов в деревне, как средство технического революционизирования сельского хозяйства"1 .

Вместе с Лениным и Сталиным немало труда на создание тракторной промышленности в России положил и Ф. Дзержинский. В одном из своих выступлений он говорил: "Потребность в тракторах у нас огромная, и, конечно, будущность нашего тракторостроения в СССР колоссальная. Если мы на наши пространства пустим десятки тысяч тракторов, то мы такой дешёвый хлеб будем иметь, что никто в мире не сможет с нами конкурировать. Это произойдёт только при том условии, если мы крестьянину дадим, хорошее орудие - трактор. Поэтому в программу наших заводов мы включаем тракторостроение"2 .

В 1925 г. в СССР было произведено 457 тракторов, в 1926 г. - 732, в 1927 г. - 660. Ввозилось значительно больше тракторов, чем производилось в стране. Предстояло кардинально разрешить проблему тракторостроения путём строительства новых заводов, производящих тракторы. Первым таким заводом в стране был Сталинградский тракторный. В 1925 г. было принято специальное решение о постройке в СССР крупного тракторного завода. Была создана комиссия для определения места постройки завода. Конкурировали города Таганрог, Ростов, Запорожье. Воронеж. Челябинск, Харьков, Сталинград. 11 ноября 1925 г. комиссия высказалась за Сталинград. При Совете труда и обороны была создана специальная комиссия под председательством Серго Орджоникидзе для окончательного разрешения вопроса о типе трактора, который будет производить Сталинградский тракторный завод. Первоначально проектная мощность завода устанавливалась в 10 тыс. тракторов в год, потом эта цифра была доведена до 20 тыс., а затем и до 40 тыс. тракторов в год. 1 мая 1926 г. произошла торжественная закладка завода. Летом 1927 г. на площадку завода пришли первые строители. Но первое время только заготовлялись строительные материалы, подводились подъездные пути, строились бараки для рабочих и сараи для хранения инструмента. Основные цехи проектировались в Америке, и надо было ждать, пока прибудут чертежи. 8 феврале 1939 г. было принято окончательное решение о производственной мощности завода: "Утвердить план общего расположения цехов завода им. Дзержинского производительностью в две смены 40 тыс. тракторов в год мощностью 15 - 30 лошадиных сил". Летом 1929 г. приступили к строительству основных цехов, а 17 июня 1930 г. с конвейера Сталинградского завода сошёл первый трактор3 . Завод-гигант был построен в рекордный срок - в течение 11 месяцев, намного раньше установленного правительством срока. Заводу было присвоено им Феликса Дзержинского, одного из первых инициаторов и энтузиастов тракторостроения в СССР.

На строительстве Сталинградского тракторного завода сконцентрировалось внимание всей страны. Завод в полном смысле этого слова стал символом индустриализация. В эти годы строилось много крупнейших заводов, но с особенной любовью советские люди следили за стройкой тракторного завода в Сталинграде. Завод занял особое место в истории индустриализации нашей страны, это объясняется следующими причинами. Масштабы завода свидетельствовали о масштабах предпринятой технической реконструкции народного хозяйства. 40 тыс. тракторов в год это означало 144 трактора в день, каждые 5 минут с конвейера должен был сходить один трактор. Самые большие заводы в США выпускали 100 - 110 тракторов в день и притом меньшей мощности, в наиболее отдаленных деревнях и сёлах СССР крестьяне, вступающие в колхоз, сообщали друг другу с волнением и радостью, что в Сталинграде будет построен завод, который каждые 5 минут будет давать по трактору. В те годы его казалось легендой, мечтой, но люди верили и знали, что это будет действительностью.

Но суть была, конечно, не только в гигантских масштабах завода. Это был также первый объект первоклассной техники, завод, на котором было сконцентрировано самое лучшее современное оборудование. Это требовало новой системы организации производства, внедрения конвейера и потока.

Не случайно также то, что первый крупнейший завод первой пятилетки был трак-


1 И. Сталин. Вопросы ленинизма, стр. 147. 9-е изд.

2 Кон Ф. Ф. Э. Дзержинский, стр. 99. "Молодая гвардия". 1939.

3 Хроника строительства и пуска СТЗ. Журнал "Наши достижения" N 10 за 1932 год.

стр. 30

торным заводом. Здесь как бы сливались воедино сталинская идея индустриализации и сталинская идея коллективизации. Поэтому строители завода особенно стремились поднести первый трактор "СТЗ" XVI съезду партии - съезду развёрнутого наступления социализма по всему фронту. Строительство завода было в полном разгаре, когда миллионные массы крестьян двинулись в колхозы. Товарищ Сталин подчёркивал, что одним из решающих условий массового движения крестьян в колхозы был тот факт, что "советская власть правильно учла растущую нужду крестьянства в новом инвентаре, в новой технике"1 .

Со всех концов страны в Сталинград шли и ехали ходоки от крестьян посмотреть, правда ли, что строится завод, который будет давать 144 трактора - почти 6 МТС - в день.

Крестьяне приезжали в Сталинград для того, чтобы, как они сами говорили, "посмотреть, разузнать, а может быть, и пару тракторов закупить". Осенью 1929 г. приехала группа делегатов с Украины и оставила письмо, которое кончалось словами: "Хай живе индустрия, скорше трахтор на село".

В адрес начальника строительства беспрерывным потоком шли такие телеграммы: "Сталинград. Тракторострой, рабочим завода, ячейке ВКП(б), дирекции. Батраки, бедняки и середняки в количестве 1400 человек изъявили согласие на создание крупного колхоза. Десятого ноября (1929 г. - Э. Г.) в Преображенском районе, Хопёрского округа, на учредительном съезде этот колхоз создан под названием "Смерть кулакам". Колхоз объединяет 620 хозяйств с 3354 едоками, Принято единогласное постановление просить Сталинградский тракторострой принять шефство над новым колхозом"2 .

Такие же телеграммы приходили из Белоруссии: "Мы, бывшие бедняки и середняки, в количестве 12 человек, обсудив настоящее положение сельского хозяйства, пришли к заключению, что дальше вести индивидуальное хозяйство невозможно, решили организовать коллектив, название которому присвоили имя павшего борца на поле брани за социализм - "Феликс Дзержинский"... Сегодня, собравшись на общее собрание коллектива постановили... обратиться к вам... с просьбой принять над нами шефство. Колхоз наш находится в Белорусской ССР, Оршанского округа"3 .

Из Центрально-Чернозёмной области писали еще более конкретно: "Правление крупного колхоза им. Шевченко в Центрально-Чернозёмной области обращается к вам с просьбой взять шефство над нашим колхозом... Желательно знать, а чём будет выражаться ваша потребность, чтобы к весне подготовить и выполнить ваши требования взамен полученных от вас тракторов"4 .

Все эти письма и телеграммы были посланы осенью 1929 г., накануне XII годовщины Октябрьской революции, к которой была приурочена статья товарища Сталина "Год великого перелома". Понятно, почему именно в год великого перелома, когда миллионные массы крестьян шли в колхозы, колхозники так торопили строителей Сталинградского завода скорее дать тракторы селу. Понятно также, что в этих условиях строители завода шли на великие трудовые подвиги, чтобы как можно скорее и лучше удовлетворить нужду крестьянства в новой технике и новом инвентаре.

Рабочие, получавшие такие письма и телеграммы, приняли решение строить завод зимой. Впервые такое строительство велось в широких масштабах в зимних условиях. В пургу, в жестокие морозы комсомольцы Сталинградского тракторного завода на большой высоте стеклили крышу основного, механосборочного цеха. Когда сейчас читаешь слова Горького о героизме молодёжи Сталинградского тракторного, очень важно сопоставить чти слова с письмами и телеграммами колхозников, и тогда понятнее станет подлинная основа великого трудового подъема, охватившего страну в 1929 году. Курс на индустриализацию, провозглашенный XIV съездом партии в декабре 1925 г. и курс на коллективизацию, провозглашенный XV съездом партии в декабре 1927 г., объединили усилия рабочих и крестьян под руководством партии для решения задач развёрнутого социалистического наступления по всему фронту.

1929 год стал годом великого перелома и в городе и в деревне. Крестьяне массами шли в колхоз, а рабочие в городе развернули социалистическое соревнование и ударничество, поднимал производительность труда, ставили мировые рекорды строительства. На Сталинградском тракторном заводе американская фирма на установку железных конструкций механосборочного цеха дала 163 дня. Управление Тракторостроя снизило этот срок до 52 дней, а рабочие выполнили эту работу за 28 дней.

Серго Орджоникидзе, выступая в Сталинграде в 931 г., оказал: "Нужно ли говорить о том, какое значение имеет для нас Сталинградский тракторный завод? Каждому из нас совершенно ясно, что та колоссальная борьба, которую мы ведем сейчас на селе, переводя все старое, допотопное, раздробленное крестьянское хозяйство на социалистические рельсы, может быть закреплена и увенчана успехом только в том случае, если СТЗ будет давать этим коллективным хозяйствам один трактор за другим. Мы этот завод строили


1 И. Сталин. Вопросы ленинизма, стр. 270. 11-е изд.

2 Булыжник и Ханкин. Краснознаменный тракторострой, стр. 24. Изд. газеты "Поволжская правда". Саратов. 1930.

3 Там же, стр. 24 - 25.

4 Там же, стр. 26.

стр. 31

не для того, чтобы удивить мир тем, что вот, мол, мы на пустыре, где много столетий ничего кроме пыли не было, воздвигли завод, - ничего подобного. Мы с вами люди практические. Если мы строили "этот завод, тратили миллионы золота, то явно представляли себе, для чего мы его строим. Нам нужны тракторы для нашего социалистического хозяйства"1 .

Когда Сталинградский тракторный завод был уже построен, когда было смонтировано в кратчайший срок новейшее оборудование, когда с конвейера сошёл первый трактор, завод ещё долго не мог освоить свою проектную мощность. Только в апреле 1932 г., почти спустя два года после пуска завода, он начал давать 144 тракторов в день. В июне же 1930 г. он дал только 8 тракторов за месяц, в июле 1930 г. конвейера не сошёл ни один трактор. Враждебная нашей отраде зарубежная печать злорадствовала, злобно доказывая; что построить самый крупный в мире тракторный завод большевики смогли, но освоить его и заставить работать на полную мощность им не удастся. Честь рабочего класса нашей страны, будущее индустриализации как бы сконцентрировалась в это время в цехах Сталинградского тракторного. Политбюро ЦК партии каждую декаду обсуждало вопрос о работе Сталинградского тракторного завода. Как сводку с фронта боевых действий читали советские люди ежедневно в газетах и сообщения о ходе работ на Сталинградском тракторном. Вся страна пришла на помощь Сталинграду. Краснопутиловцы, соревновавшиеся со сталинградцами, писали им: "Товарищи дзержинцы! Не вам, пролетариям-металлистам, топтаться на месте. Пусть топчутся трусы и маловеры. Вы должны пойти вперёд и других за собой повести".

Сталинградцы долго не отвечали краснопутиловцам. Они решили ответить не письмом, а тракторами. На заводе шла напряжённая борьба за освоение новой техники. Тысячи рабочих завода впервые пришли на производство, многие из них никогда не работали в крупной промышленности, не видели машин. Пришлось обучаться в процессе работы. В беседе с металлургами в 1934 г. товарищ Сталин говорил: "Мы пошли открыто и сознательно на неизбежные при этом издержки и перерасходы, связанные с недостатком технически подготовленных людей, умеющих обращаться с машинами. Правда, у вас наломали за это время немало машин. Но зато мы выиграли самое дорогое - время и создали самое ценное в хозяйстве - кадры"2 .

Сталинский лозунг "овладеть техникой" стал лозунгом миллионных масс. Сталинградский тракторный завод, испытавший все трудности индустриализации, своей работой доказал, что нет таких крепостей, которых не могли бы взять большевика. Новая техника вопреки злобным предсказаниям врагов Советской страны была освоена, и первенец пятилетки - Сталинградский тракторный - выполнил свой долг перед страной.

Вот почему первый в истории Советского Союза тракторный завод сыграл такую выдающуюся роль в решения задачи индустриализации нашей страды.

Магнитострой. Огромный размах нового строительства вызвал острую и всё нараставшую нужду страны в металле. Вопросы развития металлопромышленности, и в первую очередь чёрной металлургии, всё больше выдвигались на первый план. Металл нужен был для того, чтобы воздвигать цехи заводов, прокладывать рельсовую колею Турксиба, выпускать 144 трактора в день на Сталинградском тракторном заводе. Между тем к началу периода индустриализации в стране было серьёзнейшее отставание чёрной металлургии. Если в целом по промышленности довоенный уровень был достигнут к 1926 г., то в области чёрной металлургии - только в 1929 году.

В своём докладе на XVI съезде партий товарищ Сталин говорил: "Имейте в виду, что мы достигли довоенной нормы производства чугуна и перевыполняем её только в текущем 1929/30 году. Это большая угроза для всего нашего народного хозяйства. Чтобы ликвидировать эту угрозу, надо наладить форсированное развитие чёрной металлургии"3 .

Основной угольно-металлургической базой нашей страны в этот период, как и до революции, был Донбасс. В первые годы индустриализации старые промышленные районы росли особенно быстро, так как здесь можно было в полной мере использовать исторически сложившиеся преимущества. Освоение новых районов до начала первой пятилетки и даже в первые годы пятилетки шло ещё очень медленно. Однако установка на форсированное развитие окраин нашей страны была дана сразу же при выработке плана первой пятилетки. Новое размещение производительных сил, индустриализация окраин были основными задачами при разработке перспективного плана развития промышленности.

Огромные рудные богатства Урала, и в частности горы Магнитной, ещё до революции привлекали внимание промышленник ков. Но строительство крупных металлургических заводов здесь тормозили трудности двоякого рода.

Старейшая в России уральская металлургия была технически чрезвычайно отсталой. Она работала исключительно на древесном угле. Выплавка чугуна на Урале в конце XIX - начале XX в. составляла 28% общей выплавки. На долю юга России (Донбасс) приходились остальные 72%. Это соотношение оставалось неиз-


1 Орджоникидзе Г. Избранные статьи и речи, стр. 268. Госполитиздат. 1939.

2 "Правда" от 29 декабря 1934 года.

3 Ленин и Сталин. Сборник произведений к изучению истории ВКП(б). Т. III, стр. 470.

стр. 32

менным до 1917 года. Только в годы гражданской войны и интервенции, когда Донбасс длительный срок находился в руках врага, удельный вес Востока в выплавке чугуна и добыче угля резко повысился. Удельный вес Урала в выплавке чугуна в 1920 г. составлял 71%, в 1921 г. он снизился до 58%, а в 1922 г. - до 39%. Удельный вес добычи угля на Урале и в Кузбассе в 1920 г. составил 24,3%, а в 1921 г. - 19,8% против 7% в 1913 году1 . Чтобы ликвидировать отставание уральской металлургии и использовать огромные рудные богатства Урала, необходимо было не только коренным образом реконструировать старые предприятия, но и построить новые, технически совершенные гиганты металлургии.

Урал, в противоположность Донбассу, не располагал собственной мощной топливно-энергетической базой. В Кузнецком бассейне имеются колоссальные запасы угля (свыше 400 млрд. т, что примерно в 7 раз превышает запасы угля в Донбассе), но угольная промышленность здесь почти не была развита. К началу первой мировой войны Кузнецкий бассейн насчитывал около пятнадцати мелких, примитивно оборудованных шахт, давших в 1913 г. всего 0,8 млн. т угля. Естественно, что возникали серьёзные трудности при разрешении вопроса о строительстве новых мощных шахт в ранее совершенно необжитых районах с отсталой техникой. Мало того: сибирский уголь находился от уральской руды на расстоянии свыше двух тысяч километров. Раньше, как правило, железную руду подвозили к углю. С прогрессом техники руда стала определяющим фактором в развитии металлургии, начали подвозить уголь к руде. Разрешение проблемы как будто было найдено, но в условиях капитализма идея Урало-Кузбасса не могла быть осуществлена.

Ленин уже в апреле 1918 г. в своей программной работе "Очередные задачи Советской власти" поставил вопрос об Урало-Кузбассе как об одной из важнейших очередных задач советской власти.

"Подъём производительности труда требует, - писал Ленин, - прежде всего, обеспечения материальной основы крупной индустрии: развития производства топлива, железа, машиностроения, химической промышленности. Российская советская республика находится постольку в выгодных условиях, что она располагает - даже после Брестского мира - гигантскими запасами руды (на Урале), топлива в Западной Сибири (каменный уголь), на Кавказе и на юго-востоке (нефть), в центре (торф), гигантскими богатствами леса, водных сил, сырья для химической промышленности (Карабугаз) и т. д. Разработка этих естественных богатств приёмами новейшей техники даст основу невиданного прогресса производительных сил"2 .

В ленинской постановке вопроса об Урало-Кузбассе нельзя не заметить ещё один новый, чрезвычайно важный момент, а именно - связь проблемы Урало-Кузбасса с интересами обороны Советской страны. Не случайно Ленин указывал, что даже после Брестского мира (т. е. после временного захвата Украины немецкими оккупантами) Россия имела возможность создать вторую угольно-металлургическую базу на Востоке. Так, проблема Урало-Кузбасса, как и вся проблема размещения производительных сил и индустриализации страны, с самого начала была неразрывно связана с вопросами дальнейшего укрепления обороноспособности Советской республики.

Тогда же, в апреле 1918 г., ВСНХ предложил Сибирскому обществу инженеров разработать вопрос о создании единой хозяйственной организация, "охватывающей область горно-металлургической промышленности Урала и Кузнецкого каменноугольного бассейна - путём использования огромных рудных богатств Урала и, в первую очередь, горы Магнитной"3 .

Сибирское общество инженеров в период 1918 - 1921 гг. разработало урало-кузнецкий проект о создании четырёх металлургических заводов производительностью в 820 тыс. т, работающих на кузнецком минеральном топливе.

Проблема Урало-Кузбасса ставилась также и в плане ГОЭЛРО. Но приступить конкретно к её осуществлению и, в частности, к строительству Магнитогорского завода стало возможно только при переходе к индустриализации.

Материалы Сибирского общества инженеров Госплан использовал при разработке первого пятилетнего плана. Но при решении вопроса о создании на Востоке угольно-металлургической базы пришлось столкнуться со злостным сопротивлением врагов, в частности украинских буржуазных националистов, всячески обосновывавших монопольное положение единственной угольно-металлургической базы на юге страны.

Вредители и буржуазные националисты тщетно доказывала, что "нет нигде примеров существования металлургических предприятий, которые работали бы на топливе, доставляемом за 1800 вёрст по железной дороге", что проблема Урало-Кузнецкого комбината является "временной установкой", так как "перевозка сырья и топлива, за две тысячи километров всё же не может считаться рациональным модусом, сколько бы при этом ни ссылались на американские образцы".


1 См. "Урало-Кузнецкий комбинат". Сборник. Соцэкгиз. 1931.

2 Ленин. Соч. Т. XXII, стр. 453.

3 "Магнитострой. Строительство и эксплоатация Магнитогорского металлургического комбината имени Сталина". Свердловск. 1934.

стр. 33

Но все эти вражеские "доводы" до конца опроверг и разоблачил товарищ Сталин в своём выступлении на XVI съезде партии: "Сейчас дело обстоит так, что наша промышленность, как и наше народное хозяйство, озирается в основном на угольно-металлургическую базу на Украине. Понятно, что без такой базы немыслима индустриализация страны. И вот такой базой является у нас украинская топливно-металлургическая база. Но может ли в дальнейшем одна лишь эта база удовлетворять и юг, и центральную часть СССР, и север, и северо-восток, и Дальний Восток, и Туркестан? Все данные говорят нам о том, что не может. Новое в развитии нашего народного хозяйства состоит, между прочим, в том, что эта база уже стала для нас недостаточной. Новое состоит в том, чтобы, всемерно развивая эту базу и в дальнейшем, начать вместе с тем немедленно создавать вторую угольно-металлургическую базу. Этой базой должен быть Урало-Кузнецкий комбинат, соединение кузнецкого коксующегося угля с уральской рудой"1 .

Ещё до XVI съезда партии решение ЦК ВКП(б) от 15 мая 1930 г. "О работе Уралмета" поставило важнейшую задачу - добиться, чтобы "Урал стал главной базой снабжения страны качественной сталью и чугуном". Весной 1930 г. комиссия под председательством В. В. Куйбышева пересмотрела пятилетний план восточных районов и наметила резкое повышение темпов их развития. Так, капитальные вложения в промышленность Урала были определены в 5873 млн. руб. против 1962 млн. руб. по пятилетнему плану, по Сибири - в 2422 млн. руб. против 610 млн. руб., по Казахстану - в 923 млн. руб. против 346 млн. руб., намеченных первоначально2 .

В соответствии с этими новыми установками были значительно расширены и масштабы Магнитогорского завода, строительство которого развернулось полным ходом в 1929 году. Постановление ЦК ВКП(б) от 25 января 1931 г. "О строительстве Магнитогорского металлургического завода" так определило значение этого гиганта металлургии: "Народнохозяйственное значение Магнитогорского завода, определяемое его производственной мощностью (2,5 млн. т чугуна с развитием до 4 млн. т), усиливается его географическим расположением на стыке промышленного Урала, цветной металлургии Востока и Казахстана и огромных земельных площадей сельскохозяйственного назначения в Сибири, Казахстане и Средней Азии"3 .

Масштабы Магнитогорского завода красноречиво определяет одна только цифра - 2,5 млн. т чугуна в год. Магнитогорский завод должен был работать на кузнецком привозном угле. А чтобы не пустовали вагоны, привозящие уголь и идущие обратно, на другом конце пути, в Кузнецке, начали строить другой гигант металлургии - Тельбесский завод. Эти два завода должны были давать стране 4 млн. т чугуна в год, т. е. продукцию, равную всей довоенной продукции царской России. Непрерывным потокам шла руда горы Магнитной в Кузнецк, уголь Кузбасса - в Магнитогорск. Урал должен был дать Кузбассу 3 млн. т руды в год, Кузбасс Уралу - 4 млн. т угля. Это было связано с большим железнодорожным строительством и постройкой мостов через Обь и Иртыш. Недаром в ходу было тогда двустишие:

"Разбудим гудками сибирскую тишь,
Построим мосты через Обь и Иртыш".

В центре плана Урало-Кузбасса, этого гигантского строительства, стоял Магнитогорский завод. Масштабы Магнитостроя стала в стране синонимом большевистских темпов, синонимом величия во всех областях хозяйства. На помощь Магнитострою, так же как и Сталинградскому тракторному, пришла вся страна. В адрес начальника строительства поступали телеграммы со всех концов Советского Союза от желающих работать на строительстве этого гиганта:

"Магнитострой. Директору мирового гиганта. Я ударник. Имею даже премии за хорошую работу. Желая буксировать Магнитострой, прошу вашего разрешения прибыть на мировой гигант. Ответа не пишите, потому что наша бригада уже снялась из Москвы и едет до вас. Комсомолец Лященко".

Рабочие Магнитостроя получали письма и несколько иного рода, от тех, кто воодушевлён был героическими темпами строительства и всячески хотел помочь, но сам приехать в Магнитогорск не мог.

"Товарищи магнитостроевцы! - говорилась в одном из многих таких писем. - Я работаю телеграфистом на вашей ст. Амосово. Я много читал о вашем героизме. Так вот и представляется мне сибирский мороз, и в нём огни горят. И из морозного тумана поднимаются леса вокруг будущих домен. Вокруг тех самых, что насытят кашу справу железом, сталь которых хлестнёт по крыльям вражьих самолётов, если они задумают на нас налететь. Хотелось мне попасть к вам, но я больной и прикованный к станции... Смотрю я на поезда, хожу по станции и "вижу в тупиках на вагонах мелком написано: "Груз Магнитостроя". Или на платформе лежит какая-то железная диковина - я даже и не знаю, что такое, - и опять написано: "Груз Магнитостроя". И стоят эти вагоны... То идёт, другое идет, а они стоят. Взял я и тайно (не знаю, можно ли так?), только написал я сам плакаты, да и наклеил на


1 И. Сталин. Вопросы ленинизма, стр. 540. 9-е изд.

2 "Урало-Кузнецкий комбинат", стр. 36.

3 Савельев. М. и Поскрёбышев А. Директивы ВКП(б) по хозяйственным вопросам, стр. 821. Соцэкгиз. 1931.

стр. 34

вагоны. А написал так: "Товарищ! Здесь срочный груз гиганту металлургии Магнитострою. Не будь преступником перед страной, жаждущей его железа. Проталкивай груз в первую очередь". И что же? Ушли все вагоны. Не показываю я виду, спрашиваю у начальника про них. А он говорит: "На них надпись какая-то неудобная. Неловко их на станции держать". Я про себя посмеялся. Мне стало радостно своей помощи. Захотелось с вами поделиться. Вот и написал. Алексей Барышев".

Таких добровольных помощников и энтузиастов Магнитостроя в нашей стране было очень много. Каждый помогал, как мог, а все советские люди напряжённо следили за ходом гигантской стройки. В марте 1931 г. состоялся общемосковский слёт ударников по вопросу о выполнении январского решения ЦК ВКП(б) о Магнитострое.

Слёт принял следующее решение: "Сооружение Магнитогорского и Кузнецкого гигантов является делам большевистской чести для каждого пролетария, для каждого специалиста, преданного делу социалистической стройки"1 . И дальше шёл счёт каждому московскому предприятию-поставщику, что и в какие сроки он должен дать Магнитострою и Кузнецкстрою.

Помощь страны поднимала дух строителей завода. И здесь, как и на Сталинградском тракторном, рабочие показывали чудеса трудового героизма. По окончания строительства Сталинградского завода на Магнитострое появилось немало сталинградцев.

"Плотничья бригада Козлова, награждённого орденом Красного знамени за работу на строительстве Сталинградского тракторного завода, с красным знаменем подымалась на седьмой этаж ЦЭС'а и ставила опалубку при 42 градусах мороза. Лишь раз в смену спускалась бригада Козлова обедать. С тем же красным знаменем входила она в столовую, обогревалась, обедала ровно час и снова подымалась наверх. Внизу люди жались от холода и поражались мужеству козловцев".

Сталинградцы в Магнитогорске перекрывали свои собственные рекорды.

1 февраля 1932 г., к открытию XVII партийной конференции, с магнитогорской домны N 1 был получен первый чугун. Товарищ Сталин телеграфировал строителям завода: "Телеграф принёс известие об окончании, пускового периода и развертывании первой в СССР гигантской домны, дающей в день свыше 1000 тонн литейного чугуна, а в переводе на передельный чугун - около 1200 тонн в день. Поздравляю рабочих и административно-технический персонал Магнитостроя с успешным выполнением первой части программы завода! Поздравляю с овладением техникой первой в Европе гигантской домны-уникум! Привет ударникам и ударницам Магнитостроя, с боем преодолевшим трудности пуска и развёртывания домны в условиях зимнего ненастья и с готовностью принимающим на себя основную тяжесть работы по строительству завода! Не сомневаюсь, что магнитогорцы также успешно выполнят главную часть программы 1932 года, построят ещё три домны, мартен, прокат и, таким образом, с честью выполнят свой долг перед страной"2 .

Так была пущена первая домна Магнитогорска, а к 1 января 1937 г. были введены к эксплоатацию все четыре домны завода.

Согласно директивам партии и правительства, в дальнейшем обе угольно-металлургические базы - южная и восточная - должны были развиваться параллельно, но с тем, чтобы Урало-Кузнецкий комбинат к концу второй пятилетки занял в металлургии, по крайней мере, такое же место, какое занимает южная база.

Такие же изменения произошли и в добыче угля. Добыча угля в Донбассе росла из года в год. Но удельный вес Донбасса в угледобыче уменьшился с 77,5% в 1927 - 1928 г. до 69,9% в 1932 г., 53,9% в 1937 г. и должен был составить 46,2% в 1942 году.

Роль второй угольно-металлургической базы на Востоке в экономике страны возрастала с каждым годом. Значение этого факта для укрепления обороноспособности страны уже в те годы поняли отдельные, вдумчивые наблюдатели за рубежом. Крупнейший политический деятель Франции, Эррио, посетивший в 1933 г. вторично Советский Союз, в своей книге "Восток" уделил очень много внимания Урало-Кузбассу. "Украина, - писал он, - является базой металлургической промышленности и добычи угля для Советского Союза. Но теперь уж и этот источник кажется недостаточным. Теперь преступают к эксплоатации недр Урала - одной из богатейших в мире областей, где находятся залежи почти всех минералов, но преобладает, а особенности на восточном склоне, железная руда. В двух тысячах километров от этой сокровищницы - залежи Кузнецкого бассейна, содержащие огромные запасы каменного угля. Советская власть намеревается комбинировать уральскую руду с коксующимся углем Сибири... Можно надеяться, что один только Урал даст в 1937 г. 20 млн. т чугуна. Если это предположение оправдается, Советский Союз станет одной из первых стран в мире в области металлургии. Гора Магнитная содержит огромные рудные богатства, эксплоатация которых не представляет никаких трудностей. Она становится центром кипучей деятельности".

С особым чувством Эррио писал о строительстве кузнецких заводов в труднейших климатических условиях Сибири:


1 "Москва - Магнитострою", стр. 24. Изд. ВЦСПС. 1931.

2 "Правда" от 30 марта 1932 года.

стр. 35

"Даже не коммунисту и человеку, принадлежащему к старому миру, нетрудно понять, если только не обладать совершенно иссушенным рутиной мозгом, энтузиазм тех, кто создал такое строительство".

Анализируя данные об Урало-Кузбассе, Эррио говорил о все более явственной тенденции "к перемещению на Восток экономической базы Союза. Угольный и металлургический Урало-Кузнецкий бассейн должен для Сибири играть такую же роль, какую Донецкий бассейн играет на западе... Индустриализация восточных областей идёт очень быстрыми темпами. К естественным причинам присоединяются также и соображения стратегического порядка, разобраться в которых нетрудно. Сибирь должна стать большим арсеналом".

И в заключение - общий вывод о впечатлении, которое осталось у Эррио после посещения Советской России в 1933 г.: "Со своей мощной промышленностью Советский Союз может предоставить своей армии такие возможности, что относиться к этой армии надлежит с величайшим уважением".

В конце 20-х и начале 30-х годов в СССР, кроме Днепростроя, Турксиба, Сталинградского тракторного и Магнитостроя, строилось много других крупнейших предприятий. К концу 1931 г. были сданы в эксплоатацию Харьковский тракторный завод, Горьковский автомобильный завод, реконструированы полностью завод АМО в Москве (завод имени Сталина) и многие другие предприятия. Но перечисленные выше четыре стройки были первыми крупнейшими стройками страны. Они представляли основные звенья индустриализации - электроэнергию, транспорт, металл, топливо, машиностроение (тракторостроение). В этих стройках наиболее конкретно и наглядно воплотилась генеральная линия партии на индустриализацию нашей страны.

*

На V съезде советов СССР, в мае 1929 г., был утверждён первый пятилетний план развития народного хозяйства. Это был великий план переустройства страны, который вкорне менял её прежний облик. На сцене Большого театра в Москве, где происходил съезд, докладчик Г. Кржижановский демонстрировал электрифицированную карту первой пятилетки. По ходу доклада места новостроек, электростанций, железных дорог освещались лампочками. Когда в конце доклада Г. Кржижановский сказал: "Прошу осветить карту! Дайте электростроительство! Дайте топливо! Транспорт, металл, текстиль, химию!" - карта расцветилась сотнями разнообразных огней, и перед взорами делегатов съезда предстала наша страна такой, какой она должна была" стать по большевистскому, сталинскому, плану первой пятилетки. Огромное волнение охватило зал. Делегаты встали со своих мест, звуки пролетарского гимна потрясли здание театра, и с особым смыслом звучали слова гимна: "Мы наш, мы новый мир построим!"

Прошло не пять, а только четыре года, и то, что на карте было "помечено символическими звёздочками, квадратами, треугольниками, то, что было раньше планом, стало действительностью. К концу 1932 г. Магнитогорский завод давал стране 343 тыс. т чугуна, Кузнецкий завод - 243 тыс. тонн. 15 домен, построенных в период первой пятилетки, выплавляли в сутки 7 тыс. т чугуна. Новые тракторные и автомобильные заводы и заводы комбайнов дали к концу 1932 г. 27550 автомобилей, 105850 тракторов, 13500 комбайнов. В январе 1933 г. на Макеевском заводе был пущен первый блюминг, а с конвейера Тракторного завода в Сталинграде сошёл 50-тысячный советский трактор. Задача индустриализации страны была выполнена в максимально короткий исторический срок.

На XV съезде товарищ Сталин говорил: "Наша страна становится индустриальной страной". На XVI съезде пар гаи эта формулировка была дополнена указанием, что страна находится "накануне превращения из аграрной в индустриальную". На январском пленуме ЦК партии можно было уже констатировать, что "наша страна из аграрной стала индустриальной", а на XVII съезде партии стало возможным подвести окончательные итоги: "Страна каша стала прочно и окончательно индустриальной страной". В это время удельный вес промышленности в экономике страны составлял уже 70,4%, а сельского хозяйства - 29,3%.

Эти четыре основные формулировка товарища Сталина определяют путь борьбы за индустриализацию, этапы и вехи этой борьбы. Победа сталинского плана индустриализации вместе с тем означала успешное выполнение важнейшего ленинского указания - успеть осуществить индустриализацию до- возможного грядущего нападения агрессивных капиталистических стран на Советский Союз. Недаром сейчас, в ходе войны, мы говорим о сталинской политике индустриализации как о политике, спасшей родину в её борьбе против своего злейшего врага - германского фашизма. Ибо одним из решающих факторов нашей победы в Великой отечественной войне являлась и является могучая советская индустрия, созданная трудящимися нашей страны под руководством партии и товарища Сталина в годы великих сталинских пятилеток.

Orphus

© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ИЗ-ИСТОРИИ-ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ-СССР

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Valentin GryaznoffContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Gryaznoff

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

ИЗ ИСТОРИИ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ СССР // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 11.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ИЗ-ИСТОРИИ-ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ-СССР (date of access: 17.09.2019).

Found source (search robot):


Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Valentin Gryaznoff
Ufa, Russia
1394 views rating
11.09.2015 (1467 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes

Related Articles
МОСКОВСКИЕ ОХОТНИКИ ПРЕДПОЧИТАЮТ ЯСТРЕБОВ И СЕТТЕРОВ
Catalog: Лайфстайл 
5 days ago · From Россия Онлайн
НЕНУЖНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ
Catalog: Лайфстайл 
5 days ago · From Россия Онлайн
Российское онлайн-казино предлагает нам игры производства NetEntertaiment, Microgaiming и других менее известных разработчиков.
Catalog: Лайфстайл 
5 days ago · From Россия Онлайн
Рассматривается гравитационное поле, как энергетическая структура взаимодействия гравитирующих объектов. Предлагается расчёт гравитационных взаимодействий с точки зрения гравитационного потенциала взаимодействия частиц. Даны определения потенциала гравитационного пля. Вводится понятие ГРАДИЕНТА гравитационного потенциала взаимодействующих частиц. Вычислена энергия Вселенной, которая является постоянной величиной.
Catalog: Физика 
6 days ago · From Владимир Груздов
В событиях электорального Майдана 2019 года, приведшего к власти команду Зеленского, прямо явила себя Мать живущих Луна, устремив Украину, корабль наш, стезею Добра.
Catalog: Философия 
7 days ago · From Олег Ермаков
Симультанный синестетический образ "Музыка красоты", созданный Ириной Мирошник для синестетической музыкотерапии, объединяет комплементарные (взаимодополняющие) и скоординированные художественные образы: изобразительный — картина «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли и музыкальный — «Музыка Первичного Океана» Ирины Мирошник. Создание симультанных (от франц. simultane — одновременный) художественных образов в синестетических композициях — это новая тенденция персоналистической культуры будущего — синестетический симультанизм. Синестетический симультанизм основывается на законах и принципах Координационной парадигмы развития (КПР), как общенаучной теории координации, альтернативной диалектике и метафизике.
Причина утраты людьми смысла древних имен. The reason of loss of the meaning of ancient names by people.
Catalog: Философия 
15 days ago · From Олег Ермаков
За последние месяцы международным общественным мнением очередной раз была выражена крайняя обеспокоенность напряженностью в споре о суверенитете в Южно-Китайском море, внезапно обострившемся после ряда внезапных и необоснованных действий Китая в районе ЮКМ
20 days ago · From Марина Тригубенко
3 июля 2019 года крупнейшее исследовательское судно Китая «Морская геология 8» в сопровождении двух тяжелых кораблей береговой охраны и целой флотилии вспомогательных судов незаконно вошла в район отмели Ты Тинь в блоке 06-01 в юго-западной части архипелага Спратли, расположенный в исключительной экономической зоне (ИЭЗ) и континентальном шельфе в Южно-Китайском море. Ряд китайских морских судов спровоцировали действия против вьетнамской береговой охраны вокруг буровой установки проекта Нам Кон Шон - проект совместного предприятия Вьетнама с Россией. Китайские морские геологи сразу начали проводить сейсмические исследования дна. Одновременно они потребовали вывода оттуда японской буровой платформы Хакури 5, которая по контракту с «Роснефтью» и «Петровьетнам» уже более месяца ведёт разведочное бурение в этом же месте.
26 days ago · From Марина Тригубенко

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
 

Actual publications:

Загрузка...

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
ИЗ ИСТОРИИ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ СССР
 

Contacts
Watch out for new publications:

About · News · For Advertisers · Donate $ to Libmonster ($)

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2019, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Germany China India Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Uzbekistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones