Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: RU-7779

Share with friends in SM

1

В древнейшую эпоху, в эпоху, когда впервые возникла человеческая речь, Поволжье, по данным академика Н. Я. Марра, было заселено многочисленными, но малолюдными тотемическими общинами1 . Эти общины были сходны как по технике производства, так и в общественной организации и в области духовной культуры. Главнейшими видами хозяйства у них были охота, рыбная ловля, собирание желудей, орехов, ягод, грибов, с'едобных кореньев и т. д. Орудиями производства служили камни. Одежда изготовлялась из звериных шкур, а жилищем являлись землянки, пещеры и в некоторых случаях шалаши из кольев.

Все эти утверждения академик Н. Я. Марр аргументирует лингвистическими данными, так как каких-либо других материалов по этому периоду пока еще нет. Задачей археологов является восполнение этого пробела.

В последующий период тотемические группы сменились родовыми обществами. Но и этот период за отсутствием непосредственных памятников археологического характера освещается почти целиком на основании косвенных источников: лингвистических и этнографических данных, которые заставляют предположить, что родовые общества в Поволжье формировались на основе матриархата. Эта стадия развития получила свое отражение у народа мари в древних верованиях с их культом многочисленных женских божеств, носящих название "аба", или "ава" (мать). В марийском языке сохранились специальные названия родственников с материнской стороны.

Вещественные памятники эпохи матриархата представлены памятниками неолита. Следует добавить, что памятники неолита на самой марийской территории пока еще не найдены; они отыскиваются на территории, окружающей Марийскую автономную республику. Поэтому первоочередная задача - отыскать и изучить памятники неолита в самой Марийской автономной республике. Некоторые археологи (например Н. Ф. Высоцкий и А. Ф. Лихачев) признают существование мотыжного земледелия уже в неолитическую эпоху. Другие же (П. А. Пономарев, А. А. Спицын) отрицают это.

В последующий затем период, период патриархата, в Поволжье, согласно нашим археологическим источникам, главную роль играли земледелие и скотоводство, охота отодвигалась на второе место. При этом целью охоты являлось добывание не пищи, а пушнины. Эти же археологические памятники свидетельствуют о повышении техники в изготовлении каменных орудий и усовершенствовании самой формы этих орудий. Обильные находки сверленых орудий из камня на территории Марийской автономной республики наилучшим образом подтверждают это положение. Археологические данные свидетельствуют и о дальнейшем развитии в этот период общественного разделения труда и о зарождении междуродового и междуплеменного обмена. Хотя обычным и наиболее распространенным материалом для изготовления хозяйственных орудий попрежнему оставались камень и кость, но уже зарегистрированы случаи, когда материалом для них являлись медь и бронза (раскопки у Царевококшайска). Орудиями земледельческого типа в это время были мотыги, медные серпы, зернотерки. С земледелием было связано и разведение технических растений: конопли и льна. Постепенно совершенствовались орудия охоты: стрелы для охоты стали делаться различной формы с разнообразной отделкой.


1 Н. Я. Марр "Первая выдвиженческая яфетидологическая экспедиция по обследованию мариев". Л. 1930; его же "Из переживаний доисторического населения Европы". Чебоксары. 1926.

стр. 32

О поселениях периода патриархата на территории Марийской автономной республики можно судить по остаткам укрепленных поселений - городищ, сохранившихся на высоких и крутых берегах рек. Городища эти были центрами родовых общин и местом убежища от нападений соседних таких же родовых общин, боровшихся из-за земельных, лесных и водных участков, запасов добычи и т. д. Большей частью они небольшого размера - 60 - 100 метров длины - и обнесены валом. Называются они костеносными, потому что в них обычно обнаруживаются кости диких и домашних животных и преобладают орудия из кости.

Археологические раскопки дают возможность установить и процесс разложения родового строя на территории Марийской автономной республики. В городищах северной части Марийской автономной республики, в районе Пижмы и Вятки, обнаружен наряду со знакомым уже нам материалом и новый; изделия из меди и бронзы вытесняются железом. Появляются железные топоры, железные ножи, заостренные с одной стороны, посуда из дерева. Железные мотыги и топоры позволили интенсифицировать обработку земли, дали возможность успешнее производить расчистку леса под пашню, строить деревянные избы взамен прежних землянок. Мотыгу сменили железные сошники (вероятнее всего в VI-VII веках). В последней четверти первого тысячелетия нашей эры мотыга большей частью была вытеснена сохой. Все это указывает на громадный сельскохозяйственный переворот, на переход от мотыжного земледелия к пашенно-сошному. С пашенным земледелием связано и введение в обиход железного топора с широким лезвием. С повышением земледельческой техники появилась потребность использовать в земледельческой работе домашний скот.

Все эти усовершенствования делали объединения большого количества людей излишними. На смену им появляются небольшие группы людей, так называемые малые семьи. Прежнее "коллективное" производство дробится. Причина распада "коллективного" производства заключается не только в развитии техники, но и в развитии общественного разделения труда. Последнее в период разложения родового строя выражалось в зарождении ремесленного труда среди отдельных членов разросшегося рода. Сначала это происходило между отдельными большими семьями, составлявшими род, а затем между отдельными членами той или другой большой семьи. База для этого разделения уже имелась налицо: это железные орудия.

О развитии ремесла на территории народа мари свидетельствуют археологические находки, относящиеся ко второй половине первого тысячелетия нашей эры. Эти же археологические данные говорят и о практиковавшемся междуродовом и междуобщинном обмене. В могильниках Волжско-Камского края можно обнаружить несомненно привозные вещи. Установлено, что там, где этот обмен был более развит, процесс разложения родовых общин происходил ускоренным темпом. Процесс обмена сказался и на языке народа. Из однотипной речевой среды стали возникать и формироваться местные языки различных типов. Таким именно образом возникают языки марийский, чувашский, мордовский и другие.

Технически более вооруженные, индивидуальные семьи шли в новые места, захватывая новые участки и вытесняя оттуда прежних жителей. Это переселенческое движение шло с запада на восток. Следы его отразились на географических названиях. Замечено, что движение мари происходило не по рекам, а по лесам. Об'ясняется это тем, что леса давали возможность укрываться от неприятеля и лучше осваивать заселяемый край. Наличие у мари лошадей делало передвижение более удобным и более быстрым. Вскоре вся территория мари покрылась сельскими общинами, называвшимися мэр (старое племенное название). В общинах создавалось и имущественное неравенство, а последнее стимулировало индивидуальные захваты общинных земель. Отсюда уже открывалась возможность к появлению местных феодалов-князей, захватывавших общинные земли в свою собственность и обкладывавших местное население

стр. 33

данью. Марийские предания отмечают наличие князей в различных местностях.

2

Приступая к рассмотрению истории народа мари в той стадии, когда у него происходило деление на классы, мы должны в первую очередь разрешить вопрос о местожительстве мари в это время.

Летопись по Лаврентьевскому описку сообщает, что финские племена, платившие дань Руси, расселены были таким образом: "На Белоозере сидят Весь, а на Ростовьском озере Меря, а на Клещине (Переяславском) озере Меря же; по Оце реце, где потече в Волгу, Мурома язык свой, и черемисы свой язык, Морьдва свой язык"1 . Само собой понятно, что из этого краткого сообщения еще не ясно, где именно обитал народ мари во времена летописца, так как приведенная выдержка из летописи допускает самые широкие толкования. Несомненно одно, что мари жили в близком соседстве с мордвой.

По предположению историка Смирнова, мари обитали между реками Окой и Сурой, пока вятичи и северяне не потеснили мордву с юга. Мордва в свою очередь потеснила марийцев, которые продвинулись на север, за Волгу, и на восток, к беретам реки Суры. Мари уступили мордве нижегородское правобережье еще до основания Нижнего Новгорода (1221 год).

Когда все это происходило? В конце X века мари еще проживали на своих местах. В письме хазарского князя Иосифа к визирю испанского халифа Абдурахмана III - Хозда-Ибн-Шапруту, датируемом 960 годом, в числе данников Иосифа названы и марийцы. Но когда мари проживали на левом (луговом) берегу Волги, то они входили в состав подданных Булгарского царства.

Образовавшееся на Волге и Каме в середине первого тысячелетия нашей эры Булгарское царство очень скоро достигло значительного могущества и культуры. Источники (арабские писатели) свидетельствуют о развитии у булгар земледелия, скотоводства и торговли. Само собой понятно, что мари должны были так или иначе испытывать на себе влияние болгарской культуры. К сожалению, целый ряд вопросов, связанных с историей древнего Булгарского царства, для нас остается невыясненным по состоянию наших источников. Не располагаем мы сведениями и о положении мари в составе Булгарского царства. Принятие булгарами в 922 году ислама не произвело каких-либо изменений в быту подвластных булгарам народов и, в частности, мари.

3

В 1236 году на территории Булгарского царства появились татары под предводительством Бату. Был сожжен главный город Булгар, или Великий, и сильно опустошена вся земля. С образованием Золотой Орды древнее Булгарское царство составило один из улусов державы Бату. Однако скоро были восстановлены разрушенные города и даже выстроены новые, жизнь сельского населения пришла в обычную норму. Отдельные племена, в том числе и мари, имели даже свое правление и своих князей.

Со второй половины XIV века булгарские земли становятся предметом притязаний со стороны претендентов в ханы Золотой Орды. Первую попытку основать в Булгарии самостоятельное царство делает татарский князь Булат-Темир во второй половине XIV" века. Он захватывает булгарскую землю и в течение некоторого времени является в ней правителем. Но окончательное обособление булгарской земли в самостоятельное царство последовало несколько позднее.

В первой половине XV века один из ханов Золотой Орды, Магмет, изгнанный своим братом Кичимом, удалился на территорию бывшего Булгарского царства. Вблизи разрушенного русскими войсками (в 1399 году) Саинова Юрта он основал новый город, назвав его Казанью, и провозгласил себя самостоятельным царем казанским. Таким образом было образовано самостоятельное Казанское царство. Это имело место около 1438 - 1439 годов. Территориальные границы Казанского


1 Полное собрание русских летописей. Т. I, стр. 5.

стр. 34

царства определить трудно, так как оно включало в свой состав татар, мари, мордву, чувашей, удмуртов, мещеряков и башкир.

Под владычеством татар культура и быт мари не испытали сколько-нибудь заметных изменений. Казанское ханство сохранило власть марийских князей. И даже позже, находясь под властью Московского государства, мари имели своих князей-ханов. Вятские мари сохранили очень отчетливое предание о своих древних князьях, столицей которых был Уржум. У козьмодемьянских мари сохранилось предание о князе Акпарсе, который некогда владел всем гарномарийским краем и обширными лесами на летом берегу Волги, по реке Ветлуге.

Сохраняя относительную самостоятельность, марийские феодалы при взаимных столкновениях их соседей избирали, в зависимости от обстановки, ту или другую ориентацию. Например в XIV столетии, когда происходила борьба между костромскими и галичскими князьями, марийские феодалы выступили в качестве союзников князей галичских.

Повинности мари в отношении Казанского ханства выражались, во-первых, в платеже своим господам ясака, во-вторых, в несении воинской повинности. Казанское ханство неоднократно требовало от марийцев выступления против московского великого князя, и нужно сказать, что в борьбе казанских татар с Москвой марийские феодалы оказывались весьма деятельными союзниками казанцев. Так например в 1455 году, по требованию татар, марийцы выставили против московского князя 30 тысяч пехотинцев.

В 1550 году царь Иван Грозный приказал заложить в устье реки Свияги город Свияжск. Свияжск стал мощным оплотом московской политики на территории Казанского царства. "Горные" марийцы (марийцы, живущие на нагорном берегу Волги) вскоре же стали обращаться к московским князьям с просьбой, чтобы государь их пожаловал, не помнил их прежние вины, облегчил им ясак и дал им свою жалованную грамоту. Обращение "горных" марийцев было встречено сочувственно. Царь Иван Грозный, желая привлечь их на свою сторону, дал им жалованную грамоту и на 3 года освободил от уплаты ясака.

Из Москвы последовало распоряжение - привести к присяге "горную черемису" и послать ее воевать с Казанью под наблюдением детей боярских и казанских князей московской ориентации. Воеводы, выполняя распоряжение из Москвы, тотчас же привели марийцев, чувашей и мордву к присяге. Соединенные силы казанцев и крымцев заставили марийцев отступить, оставив 100 человек убитыми и 50 пленных.

С этого времени "горные" марийцы ежегодно стали наезжать в Москву по 500 - 600 человек "за государевым жалованием". Московские цари старались привлечь на свою сторону и марийскую знать, князей, мурз и сотных казаков. В Москве их кормили и поили за царским столом, дарили им шубы, военные доспехи, коней, деньги.

Построение города Свияжска и переход на сторону Москвы "горных" марийцев подорвали удельный вес крымских татар в Казанском царстве.

В марте 1552 года в Москве был об'явлен поход на Казань. В апреле "водою" было отправлено под Казань войско, оружие (артиллерия) и продовольствие, а сам царь Иван Грозный пошел "полем".

Около этого времени (в апреле) в Москве были получены из Свияжска дурные вести. Сообщалось, что началось волнение среди "горных" мари и чувашей, что эти "горные" люди сносятся с Казанью и проявляют "большое непослушание" в отношении пред-

Развалины города Булгар.

Со старинной литографии.

Государственный исторический музей.

стр. 35

Осада Казани.

Со старинной русской миниатюры из царственной летописи.

Государственный исторический музей.

ставителей московской власти. В Свияжск направлены были князья Александр Борисович Горбатый и Петр Иванович Шуйский. Вскоре они прислали Ивану Грозному еще более неутешительные вести: "горные" люди, недовольные самоуправством воевод, поголовно изменили царю, об'единились с Казанью и начали нагадать на воеводские стада у Свияжска. Воеводы выслали против них казаков, но казанцы их разбили. Узнали в Москве и о том, что у казанцев уже новый хан - астраханский царевич Едигер-Магмет.

Все эти вести должны были форсировать продвижение московского войска к Казани. Очень скоро московские войска выступили во главе с самим Иваном Грозным. Двигались они от Мурома к Казани "частым лесом и чистым полем". Напуганные мордва и мари приходили к царю, свидетельствовали свою покорность, приносили хлеб, мед, мясо, чинили и строили на реках мосты и выполняли другие работы. Очень скоро все "горные" люди снова присягнули московскому правительству. Иван пригласил на обед делегатов от "горных" людей и об'явил им, что он прощает им прежнюю вину с тем, чтобы они загладили свое прошлое активной помощью московскому войску.

В другом положении оказывались "луговые" мари. Не пользуясь теми льготами, которые были предоставлены Иваном Грозным "горным" марийцам, которых московский царь привлекал на свою сторону с целью облегчить себе продвижение к Казани, они вели борьбу против московского царя на стороне Казанского царства. По сообщению князя А. М. Курбского, современника и очевидца описываемых событий, "луговые" марийцы доставляли много неприятностей московским воеводам: они отгоняли русские стада, нападали на тыловые московские войсковые части, отвлекая московских воевод от главных операций.

4

2 октября 1552 года Казань была взята московскими войсками. На территории бывшего Казанского ханства был выстроен ряд крепостей, в которых расположились московские войска. Перед московским царем стояла задача подчинения всех народов, входивших в ханство: мордвы, мари, чувашей, удмуртов, башкир, татар. Вскоре же после взятия Казани Грозный разослал по всем бывшим казанским улусам грамоты ясачным людям с призывом без страха идти к нему и платить свой ясак московскому царю, как раньше платили его казанским ханам. В ответ на эту грамоту "луговые" мари прислали к Ивану своих делегатов с челобитьем о милостях.

Но эта покорность диктовалась мари только исключительной трудностью момента. Очень скоро в Москве убедились, что о полном замирении Казанского края говорить преждевременно. Почти непрерывной цепью в XVI веке идут восстания среди марийцев. Один из источников XVI века готов вину за происшедшее сложить на бояр, которые не довели до конца начатое под стенами Казани дело, но "возжелаша богатства, и начаша о кормлениях седети; а казанское строение поотложиша"1 .


1 Соловьев "История России с древних времен". Кн. 2-я, стр. 87 - 90.

стр. 36

Все 20-летие, с 1552 по 1572 год, заполнено восстаниями марийцев против завоевателей. Несмотря на неудачи эти восстания продолжались и после 1572 года. Пермский воевода сообщил царю Ивану, что 40 человек восставших черемисов вместе с остяками и башкирами разгромили на Каме торговых людей. Царь Иван Грозный в специальной грамоте на имя Строгановых писал, чтобы они набрали военный отряд из надежных людей и направили его на государевых изменников: марийцев, остяков, вотяков и нога ев. Тревожные события в центре, связанные с ливонской войной и опричниной, заставляли московского царя в этот период быть сдержанным по отношению к восставшим марийцам и по мере возможности не раздражать их "...а которые будут черемисы или остяки добрые, захотят к своим товарищам приказывать, чтоб они от воров отстали и нам прямили, таких вы не убивайте и берегите их, и мы их пожалуем; а которые прежде воровали, а теперь захотят нам прямить, и правду свою покажут, таким велите говорить наше жалованное слово, что мы их не накажем и во всем облегчим, пусть только собираются и вместе с охочими людьми ходят воевать наших изменников и которых повоюют, тех имение, жен и детей пусть берут себе, и вы бы у них того имения и пленников отнимать никому не велели..."1 .

Приказ царя был выполнен Строгановыми с буквальной точностью. Восстание было подавлено. Ровно через 10 лет вспыхнуло новое восстание "луговых" марийцев. Оно приняло настолько опасный и упорный характер, что казанские воеводы не могли справиться с ним собственными силами. Обеспокоенный Иван в октябре 1582 года послал в Казань войско под командой князя Елецкого. Когда же его оказалось недостаточно, то приказано было идти в помощь Елецкому из Мурома князьям Воротынскому и Хворостинину. Узнали в Москве и о том, что крымский хан Магмет-Гирей, игнорируя мирные отношения с Москвой, вступил в переговоры с восставшими марийцами. Пришлось мобилизовать все силы для подавления этого опасного восстания. Наскоро заключив перемирие со шведами (1583 год), уступив им ряд городов (Ям, Копорье, Ивангород), Грозный направил одно войско на Каму, другое - на Оку, а третье - к Свияжску. Хотя хан не отважился выступить открыто на помощь марийцам, но восстание не было подавлено до конца дней царя Ивана. Для окончательного покорения края пришлось строить еще ряд крепостей в земле восставших, как например: Козмодемьянск, Цивильск, Кокшайск, Санчурск, Уржум.

Когда в начале XVII века началась крестьянская война в Московском государстве, осложнившаяся польско-литовской интервенцией, снова начались восстания и среди народов Поволжья, в частности среди марийцев. Интересно отметить, что марийцы не только сами выступали против (московского царя, но и являлись главными агитаторами среди других народов Поволжья и Прикамья. Об'ясняется это тем, что из всех народов Поволжья мари особенно сильно страдали от притеснений московских вое-

Задаривание Иваном Грозным черемисской знати шубами и конями.

Со старинной русской миниатюры из царственной летописи.

Государственный исторический музей.


1 Соловьев. Цит. соч. Кн. 2-я, стр. 310 - 311.

стр. 37

Карательный поход против восставших черемисов.

Старинная русская миниатюра из Никоновской летописи.

Государственный исторический музей.

вод и православных монастырей. Инициатива марийцев в целом ряде восстаний весьма отчетливо подчеркивается нашими источниками.

Первое выступление марийцев против московского царя в XVII веке происходило в 1608 году, когда марийцы вместе с мордвой и отрядом русских-тушинцев осаждали Нижний Новгород. Осада окончилась неудачей: московские воеводы сделали вылазку и отогнали осаждавших.

Но были среди марийцев и люди, верные Московскому государству. Это была в первую очередь наиболее зажиточная часть, заинтересованная в связях с Москвой. Их имели в виду казанцы в своем письме к пермичам в котором говорилось: "Мы и всякие люди Казанского государства согласились с Нижним Новгородом и со всеми городами поволжскими, с горными и луговыми татарами и луговою черемисою на том, что нам быть всем в совете и соединеньи и за "Московское и Казанское государство стоять..."

Некоторое число марийцев было и в составе первого земского ополчения, собравшегося в Поволжье для освобождения Москвы от поляков. Но из этого факта еще нельзя делать выводов, что марийцы стали вполне лойяльными по отношению к московскому царю. Во-первых, не были устранены причины этих непрерывных восстаний, во-вторых, в ополчение могла направиться только определенная группа народа мари, в целом остававшегося враждебным московскому владычеству. Действительно, в 1616 году в Москве была получена из Казани весть, что "заворочали" и татары и марийцы, что они изменили государю, стали жечь села и деревни, брать в плен людей и заняли дороги от Казани к Нижнему. Пришлось снова отправлять войска против восставших.

Чем же об'ясняются эти непрерывные восстания марийцев, начавшиеся сразу же после подчинения их Москве? Если эти восстания вызваны были различием между новыми русскими и прежними татарскими порядками, то в чем же состояло это различие? Ведь и раньше мари не были политически самостоятельны, как и раньше, при татарах, мари имели своих князьков, и Москва этих племенных князьков не ликвидировала. Роль этих князьков вообще была незначительна, и в рассмотренных нами случаях марийских восстаний об этих князьках наши источники ничего и не упоминают.

Суть дела, очевидно, заключалась в том, что московские цари не довольствовались полузависимым состоянием марийских земель и стремились к полному подчинению марийцев. Марийские земли рассматривались как собственность московского государя, который мог эти земли раздавать в качестве пожалования тем, кому находил нужным. Московское государство сразу же начинает хозяйничать в только что завоеванной стране. Уже в 1555 году Иван Васильевич Грозный специальной грамотой отдает казанскому архиепископу Гурию "земли на пашню на две тысячи четвертей, трои Кабаны, да Тарлаши, да село Кадыш, да село Караишь, да село Карадулат на реке на Меше, со всеми угодьями, с лесами и с лугами и с озерами, и с бортными ухожаями и с бобровыми гонами, потому ж, как было исстари

стр. 38

при царях, да воды, в реке Волге рыбныя ловли и с островами... да рыбную ловлю от Верхней взголови по Нижнюю; да право брать с Камы, с езу зимней ловли 30 рыб, да ловить на себя рыбу в Казани реке и, где похочет, ез бить... да пожни на сено меж Волгою и Тереузиком, да озеро Царево и с иными озерами... да свободу за Булаком, на Кураишеве; от острогу вверх по Булаку на сто дворов крестьянских... да огород у Проломных ворот от острога под татарским кладбищем... да место на посаде у Николы Чюдотворца, за торгом... да место в городе по Большую улицу... да два места под две мельницы, на устье Булака..."1 .

Появление на марийских землях новых владельцев, особенно крупных, не могло не затрагивать прав и интересов марийского населения. Главную массу недовольных правительством составляли народные марийские низы.

Мари не представляли однородной массы. Имеющийся в нашем распоряжении материал свидетельствует о значительной имущественной диференциации среди народа мари в то время. Эта диференциация существовала еще при болгарах, а при Казанском татарском ханстве еще более усилилась. Во время существования Казанского царства среди марийского населения различались две группы: 1) ясачные и 2) тарханные люди. Ясачные платили подать ханским властям (ясак), а тарханные от этой подати были освобождены, но зато обязаны были нести постоянную военную службу. Среди тарханных людей встречались и мурзы - татарская землевладельческая аристократия (русские памятники содержат упоминания о мурзах в марийских поселениях). Вполне понятно, что Московское государство не вносило своих изменений в социальный строй марийского народа, так как этот строй представлял аналогию с московским. Ясачные люди напоминают московских тяглых людей, а тарханные и мурзы - служилых людей и бояр. Когда произошел захват марийской территории, князья и мурзы вошли в состав служилых московских людей под именем "служилых инородцев". Как раньше, так и теперь они за свою службу получали поместья, т. е. земли с сидевшими на них крестьянами. Таким образом между рус-

Осады Нижнего Новгорода марийцами и мордвой. XVII век.

С рисунка Милеева.

Государственный исторический музей.


1 "Акты исторические". Т. I, стр. 162.

стр. 39

Черемиска. Рисунок из книги Георги.

Государственный исторический музей.

скими и марийскими помещиками устанавливалась общность служебных и экономических интересов. Только в том случае, когда московские цари нарушали интересы марийских тарханных людей и мурз, естественно было ожидать с их стороны оппозиции. В ином положении оказывались "ясачные" мари. Ясак в XVI и XVII веках взимался в натуральной форме- пушниной. Мы не можем дать точную цифру ясачных марийцев, как не в состоянии указать количество всех ясачных людей в Московском государстве. С несомненностью можно утверждать, что торговля мехами с заграницей служила одним из главнейших источников дохода Московского государства. По подсчету Флетчера, в царствование Федора Ивановича из Москвы отправляли заграницу ежегодно мехов на 400 - 500 тысяч тогдашних рублей, а весь государственный доход равнялся 1430 тысячам рублей. Следовательно, торговля пушниной составляла более трети всего дохода, поступавшего в казну. Московские цари, по вполне понятным основаниям, высоко ценили этот вид повинности подчиненных им народов. Этим можно об'яснить и тот факт, что царские указы запрещали на землях "инородцев" кому-нибудь, кроме них самих, заниматься охотой, чтобы не случилось недобора в сборе ясака. Как правило, ясак платил тяглый человек не только за себя, но и за всех без исключения членов своей семьи. Не принимались в расчет ни возраст, ни болезненное состояние, ни какие-либо другие причины. Только при Борисе Годунове последовали некоторые изменения в положении ясачного человека: постановлено было не требовать ясака с престарелых, больных и детей. С подростков взимался только половинный ясак, а сбор ясака с лиц, не достигших 18 лет, иногда и вовсе отменялся. Бывали случаи, когда цари освобождали от ясака и просто "худых" людей. Кроме обычного вида ясака тяглые люди вносили "поминочный" ясак царю, его наследнику и воеводам. Сначала это был добровольный дар, а позднее стал обязательным. Все, что оставалось у ясачного человека после взноса обычного и поминочного ясака, могло идти на продажу. Но десятая часть проданного пушного товара также поступала в казну в качестве налога. Это был "десятинный" ясак. Таким образом значительная доля добычи ясачного человека поступала в казну.

Источники свидетельствуют, что ясак в разных местах был неодинаковой ценности. По вычислению профессора Фирсова, в Казанском уезде в XVII веке ясак оценивался в 1 рубль 40 копеек, ясак башкирца в это же время в переводе на деньги составлял 2 рубля 50 копеек, ясак сибирского "инородца" оценивался в 14 рублей. Таким образом Московское государство руководствовалось принципом "брать ясак, смотря по людям и по промыслам, сколько мочно". Но выражение "сколько мочно" местная администрация очень часто понимала своеобразно: "бери, сколько можно, т. е. как можно больше". Копейка на языке мари называлась "игур"; это же слово обозначало и белку. Если в среднем ясак мари оценивался в 1 рубль 40 копеек, то он должен был, следовательно, внести в казну 140 беличьих шкурок в год.

Мари так же, как и другие народности, тяготились ясаком и старались-

стр. 40

всеми возможными способами уклониться от него. В 1627 году царские воеводы жаловались, что "многие черемисы в Цивильском уезде живут дворами, от семей отделились и ясаку денежного и посошного сбора не платят и детей своих женатых и холостых таят"1 . Иногда в целой волости (например Чемуршинской) не отмечено ни одного двора, в которое оказывались бы дети старше 10 лет. Если нельзя было утаить души, то скрывали доходы.

Помимо ясака народы Поволжья обязаны были нести военную службу: из татар, марийцев, мордвы, удмуртов, чувашей, башкирцев, подданных прежнего Казанского царства, составлялось особое ополчение в русском войске. Этому корпусу приписывают разгром Ливонии в первые годы войны в Прибалтике при Иване Грозном. Воинская повинность сохранялась и в XVII веке, ложась тяжким бременем на народы Поволжья.

Следует отметить и роль православной церкви среди марийского населения. Насаждение христианства на территории бывшего Казанского царства началось одновременно со взятием Казани. В Казани был выстроен ряд церквей и монастырей, которые должны были стать миссионерами христианства и проводниками русской политики среди народов Поволжья. Инструкция первому' Казанскому архиепископу Гурию (1555 год) считает необходимым ограничить миссионерскую ревностность казанского архиепископа приказанием "никого не приводить страхом ко крещению". Но тут же указывалось, что, помимо проповеди, духовенство должно было привлекать к христианству местное население ласковым обращением, подарками, временным освобождением от повинностей, обещаниями свободы рабам или холопам, посредничеством пред властями и т. д.

Учреждение (монастырей и церквей отразилось на положении марийского населения еще и с той стороны, что в пользу церквей и монастырей были переданы властями земли с сидевшими на них крестьянами. Таким образом, ряд марийских поселений, не имевших над собою частных владельцев, получил в лице казанского митрополита или монастыря нового сеньера. Вполне понятно поэтому, что в числе активных участников восстания при Разине мы встречаем и марийское население митрополичьих деревень. Христианизации марийского населения московские цари придавали большое значение, особенно поддерживая тех помещиков, которые крестились.

5

Особенно широкий размах приняла московская захватническая политика в марийских землях в середине XVII века. Разгромив восстание поволжских народов в период так называемой "московской смуты", московские цари из дома Романовых стремились упрочить свое господство и среди марийцев. Захват земель и непосильные налоги вызывали протест со стороны (поволжских народов. Поэтому вполне понятным является то обстоятельство,

Мордовка. Рисунок из книги Георги"

Государственный исторический музей.


1 Фирсов "Положение инородцев северовостока России в Московском государстве", стр. 156 - 157. Казань.

стр. 41

Башкир.

Государственный исторический музей.

что когда вспыхнуло восстание Степана Разина, подеялись и народы Поволжья.

Когда осенью (5 сентября) 1670 года Разин с 20-тысячным войском оса-дол Симбирск, к нему отовсюду стали стекаться татары, чуваши и марийцы. В помощь осажденному разинцами в Симбирске воеводе Милославскому был отправлен из-под Казани Юрий Никитич Барятинский. С большим трудом он продвигался к Симбирску, всюду наталкиваясь на отряды восставших народов Поволжья, среди которых особенно выделялись мари и мордва. 3 октября Разин вынужден был отступить от Симбирска. Действия восставших народов Поволжья развивались главным образом в районе Свияжска, Цивильска, Чебоксар и Козмодемьянска. Для подавления восставших сюда направился из Симбирска Барятинский. Чуваши и марийцы оказывали энергичное сопротивление превосходившему их своим вооружением противнику. Однако после упорного сопротивления чуваши и марийцы были побеждены.

К весне 1671 года восставшие ("не пришедшие к шерсти") марийцы были "смирены", или, как говорят наши источники, "приведены в послушание". Вслед за этим произошла жестокая расправа над восставшими: тысячи людей, в том числе много марийцев, были отправлены в Сибирь, брошены в тюрьмы, многие убиты, повешены и разными другим способами "вершены смертью". Источники рисуют картину сильного запустения марийского хозяйства непосредственно после подавления восстания Разина.

В этот период московские цари еще энергичнее проводят свою политику порабощения и грабежа народа мари. В 1681 году, 16 мая, царь Федор Алексеевич издал указ об отобрании у мурз и татар - нехристиан - поместий и вотчин, в которых крестьяне являются лицами христианского вероисповедания. По смыслу этого указа, иноверцы - вотчинники и. помещики должны были получить взамен отбираемых у них земель вотчины и поместья с крестьянами-нехристианами. Но при этом было добавлено: "а будет которые мурзы и татарове похотят в православную христианскую веру креститься, и тех крестить, и отписным крестьянам за ними быть по прежнему, да им же давать жалованье поместным и безпоместным мурзам по 10 рублев, женам их по пяти рублев, детям их против матерей в полы, татарам по пяти рублев, женам их по два рубля с полтиною, детям их против матерей в полы"1 . Этот же указ обещает льготы в податях на 6 лет и мордве, если она крестится. И, наоборот, если мордва проявит упорство и обнаружит нежелание креститься, то, грозит цитируемый указ, она будет роздана в поместья и вотчины некрещеным мурзам и татарам. Результаты этого указа не замедлили сказаться: мурзы и татары старались наперерыв креститься, чтобы сохранить за собой вотчины и поместья. Сильно повлиял этот указ и на христианизацию мордвы, чувашей, марийцев и удмуртов.

Таким образом, церковь становилась могучим орудием политики московского царя среди народов Поволжья.

Отношение царских властей к марийцам в конце XVII века не отлита-


1 Можаровский "Изложение хода миссионерского дела по просвещение казанских инородцев с 1552 по 1867 год", стр. 33.

стр. 42

лось постоянством. С одной стороны, ясачным марийцам доверяли наблюдение над другими народами, например, над восставшими в 1682 гаду башкирами и калмыками, с другой стороны, марийцам было запрещено кузнечное я серебряное дело. Не разрешалось продавать им годного для изготовления оружия металла; необходимое оружие можно было приобретать в Казани и при этом в самом ограниченном количестве. Олово, железо и медь отпускались марийцам только из рук воевод. Марийцы не имели также права брать в заклад оброчные и ясачные земли и писать на них крепости.

Значительно меняется положение марийского населения со времени царствования Петра I. В этот период Московское государство подготавливает почву для полной ассимиляции марийцев с крестьянством центральных районов Русского государства того времени. Попрежнему наиболее подходящим средством для этого считалась христианизация марийского населения. Но в отличие от прежних лет Петр берется за это дело решительно и организованно.

В 1700 году был отправлен в Казань митрополит Тихон со специальным заданием - призывать к христианству и крестить марийцев, живущих в Казанской епархии, т. е. в уездах Уржумском, Яранском, Царевосанчурском и Царевококшайском ("луговые" марийцы). Митрополит должен был привлекать марийцев к христианству, "обнадеживая их милостью и льготными годы".

1 сентября 1720 года Сенат вынес постановление, предоставлявшее принявшим христианскую веру марийцам в государственных сборах и "изделиях" льготу на 3 года. В следующем году после правительственного распоряжения о льготах для "новокрещенцев" митрополиту Тихону удалось крестить 438 марийцев. В письме по этому поводу новгородскому архиепископу Феодосию Тихон сообщает (17 апреля 1721 года), что христианизация мари велась бы еще более успешно, если бы не было "препятствий" со стороны "гражданских командиров", которые не соглашались предоставлять новокрещеным обещанных им, согласно сенатскому указу, льгот.

Митрополит Тихон практиковал и раздачу новокрещеным денежного жалованья. По указу 1 сентября 1720 года, было отпущено на эти надобности по 1000 рублей из неокладных сборов Казанской губернии. Но в действительности эта сумма отпускалась только в одном 1720 году, а затем давать эту сумму Сенат отказался, ссылаясь на то, что она должна поступать из средств синода1 .

В начале XVIII века произошло уравнение мари и русских и в податном отношении. Но черемисы были уравнены с тяглыми русскими крестьянами только в повинностях, а не в правах. В то время как русские могли торговать, заниматься промыслами и ремеслами, - черемисы, за исключением служилых людей, не могли жить в городе. В город они только приносили ясак; могли приходить туда и с другими целями, но в небольшом числе и без оружия. Запрещалось проживать в городе, ночевать, завязывать сношения с русскими, есть и пить с ними. Правительство запрещало ввозить к иноверцам вино и табак. Тор-

Казанский татарин. Рисунок из книги Георги.

Государственный исторический музей.


1 Можаровский. Цит. соч., стр. 37 - 45.

стр. 43

Отправка царских войск против Разина.

Государственный исторический музей.

говать иноверцы могли только после уплаты ясака.

Стеснено было и развитие местной промышленности. Взамен ясака мари должны были платить подушно подать по 1 рублю 10 кореек с души. Мари встретили эту подать враждебно, так как она была тяжелее ясака. При Петре I уравнены были ясачные и тарханные марийцы: ясачные стали отбывать воинскую повинность, а тарханные стали платить подушную подать. В 1722 году указом от 19 января Петр I приказал брать рекрутов с мордвы, марийцев, татар и чувашей наравне с русскими тяглыми людьми. Чтобы сохранить марийцев как тяглую силу, при Петре I запрещалось брать в заклад у них за долги оброчные и ясачные земли.

Политика царского самодержавия и, в частности, энергичная миссионерская деятельность митрополита Тихона сыграли свою роль. В восстании Булавина 1707 - 1708 годов мари уже не выступают как инициаторы и застрельщики восстания в Поволжье. Ведущую роль взяли на себя башкиры и татары. Казанский комендант Кудрявцев 5 февраля 1708 года сообщал царю Петру I, что "вотяки и черемиса к ворам не пристают". Об этом же сообщал Кудрявцев и А. Д. Меньшикову, отмечая, что "черемиса казанские еще от воров крепятца засеками и по се нижеписанное число (19 февраля 1708 года) еще не пристали..." Кудрявцев только опасался, что если башкиры и татары перейдут через Волгу, в нагорную сторону, то может случиться, что они и здешних жителей "возмутят к своему воровству всех".

Интересно отметить, что башкиры не только играли ведущую роль в восстании народов Поволжья в 1707 - 1708 годах, но и от лица всех восставших через казанского толмача И. Овсянникова заявили требование, "чтобы царь пожаловал их, велел с них башкирцов и татар и с вотяков и с черемисы, для их скудости, накладную на них прибыль снять". Если это будет сделано, то они, башкирцы и татары, "отступят и пойдут в домы свои и разоренья никакова чинить не будут и свою братью от такова воровства уймут и... будут послушны по прежнему"1 .

Разгром Булавинского восстания нанес поражение и движению поволж-


1 Булавинское восстание 1707 - 1708 годов. NN 201, 202, 203.

стр. 44

ских народов. Колониальное угнетение усилилось. Невзирая на неплатежеспособность народов Поволжья царское самодержавие нещадно выжимало с них налоги и поборы. На землях их все в большем и большем количестве стали появляться русские помещики и заводчики. По отзыву одного из современников, вовсе не заинтересованного в преувеличении действительного положения вещей, чуваши и марийцы дошли до полного оскудения. Чтобы выплатить подушную подать и разные налоги, они должны были занимать деньги под высокие проценты - по гривне с рубля за неделю. Очень часто бывало так, что задолжавшие чуваши и марийцы за проценты работали у своих заимодавцев, вырабатывая не более 3 рублей в год. Превращаясь в безнадежных должников, они даже жили не в своих домах, а при дворе своих новых господ.

Воевода Свияжской провинции Зыбин особенно прославился своим хищничеством. Он рассылал по уезду подьячих для сбора со всякого селения по паре волов для строения судов. Но так как у чувашей и марийцев волов не оказывалось, то за каждую пару он взимал по 15 рублей и более. Обер-офицеры и другие лица, ездившие по различным надобностям, брали у марийского населения подводы и харчевые припасы совершенно бесплатно и вымогали деньги в большом количестве. От них не отставала и местная царская администрация. Проезжая команда, остановившись в марийском поселении, снимала у своего обоза военную охрану, а взамен ее ставила на караул крестьян. Наутро вдруг об'являли о пропаже каких-либо вещей ("клепали"). Заподозренных грозили отвести в город, где их ждали пытки, тюрьмы и т. д. Оклеветанные платили все, что им назначали, лишь бы их оставили в покое.

Таким образом, совершенно непосильные подати и налоги, сопровождавшиеся полным произволом местной царской администрации, захват земель и закрепощение населения в конечном итоге способствовали активному выступлению марийцев в восстании, поднятом Пугачевым.

Старший атаман пугачевского войска Иван Белоборотов 9 апреля 1774 года требует "для укомплектования и распространения корпуса его величества" (Пугачева) собрать необходимое количество башкир и марийцев "доброго состояния". Несколько раньше, в декабре 1773 года, последовал указ самого "Петра Федоровича" (Пугачева) на имя "графа Ивана Никифоровича" о там, чтобы он "из ближайших башкир, мещеряков, татар, черемисов и русских, какого бы звания ни было, взять на службу с каждых двух домов по человеку..."1 .

В ноябре 1773 года все башкирцы и татары, марийцы и русские крестьяне Казанской губернии, "все, согласясь... склонились к государю Петру Федоровичу и обещались выполнять все", что он прикажет. Марийцы выдвинули из своей среды ряд старшин и сотников для пугачевских отрядов. Так например известны марийские старшины Юкей Егоров, Ахмет Агеев, Байкей Тойкеев, сотники Оска Оскин, Ичубай Ямбаев и др.

Правда, выступавшие в пугачевских отрядах поволжские народы не всегда действовали согласно. Нам известен случай, когда старшина башкиро-татарского отряда Зюлькарней Юсупов жаловался, что отряд мари в 84 человека стал спорить и отказался идти под его команду. Такие случаи источники отмечают неоднократно. Они в значительной степени ослабляли пугачевское восстание. Источники отмечают также случаи, когда марийцы действовали, повидимому, и на стороне правительственных войск. В составленной в Казанской губернской канцелярии ведомости об убитых пугачевцами в разных местах дворянах и всякого звания людях обозначены 221 человек ясашных татар и марийцев.

Правительство, одержав победу над восставшими пугачевцами, отметило ее виселицами, колесами и "глаголями". Карательные правительственные отряды уничтожали целые деревни, крестьянское имущество расхищалось, женщины и дети отсылались на тяжелые работы. Особенно страдали деревни, которые отказывались выдать "пущих завотчиков".


1 Пугачевщина. Издание Центрархива. Т. I, стр. 66, 81, 86, 93, 144, 175, 239, 243; т. III, стр. 366 и 389.

стр. 45

В конце XVIII века народ мари был окончательно порабощен, ограблен до последней нитки.

В XIX веке политика русского царизма в отношении народа мари велась в том же направлении. Руссификацией марийского населения занимались и правительство и русские помещики. Кроме того в марийских деревнях стали появляться русские "припущенники", русские крестьяне, сильно влиявшие на обрусение марийцев. На луговой стороне марийской территории стали орудовать русские лесопромышленники, особенно в районе рек и речек, изрезывающих территорию мари. 4 октября 1867 года было основано Казанское братство св. Гурия, стремившееся с помощью школ проводить пропаганду русификации и христианства среди народов Поволжья.

Навстречу братству пошло и земство, которое в целом ряде случаев брало на свое содержание братские школы. Министерство народного просвещения ее отставало от земства.

Хозяйство у народов мари в XIX веке находилось в печальном положении. Земледелие находилось на более низком уровне чем у русского населения. Культурная отсталость отразилась и на этой стороне народной жизни. По официальным правительственным данным, в Уржумском уезде в 30-е годы XIX столетия только 38% наличного количества дворов имели по 1 лошади, 31% - по 2; 12% - по 3, а 10% совершенно были безлошадными. Аналогичную картину можно было наблюдать и в Малмыжском уезде: 42% дворов имело по 1 лошади; 32% - по 2, 11% - по 3 лошади и 11,7 двора было безлошадных. Недостаток добычи хлеба марийцы пытались восполнить пчеловодством и рыболовством. Отхожие промысла развиты были слабо, невысоко стояло ремесло в крае.

Реформа 1861 года поставила крестьян-марийцев в условия, аналогичные с условиями русских крестьян. В резолюции 1905 года марийские крестьяне принимали активное участие в аграрном движении.

Октябрьская социалистическая революция 1917 года окончательно освободила марийцев от векового колониального гнета. В процессе коллективизации коренным образом улучшилось благосостояние марийского крестьянина. Захудалые деревеньки превращаются в крупные села с прекрасными постройками, больницами и школами. Развиваются деревообделывающая промышленность, стекольное производство. В крае, где прежде средством освещения была примитивная лучина, теперь до двух десятков электростанций. Страна покрывается сетью дорог и железных и автогужевых. В гущу марийского населения проникает просвещение. Мари имеют не только средние школы, но и высшие учебные заведения. Мудрая ленинско-сталинская национальная политика, ярко отраженная в великой Сталинской Конституции, способствовала бурному хозяйственному и культурному расцвету всей Марийской республики. Народ мари вместе с другими братскими республиками твердыми и верными шагами под знаменем Ленина - Сталина идет по пути к коммунизму.

Orphus

© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ИЗ-ИСТОРИИ-НАРОДА-МАРИ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Lidia BasmanovaContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Basmanova

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

А. САВИЧ, ИЗ ИСТОРИИ НАРОДА МАРИ // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 25.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ИЗ-ИСТОРИИ-НАРОДА-МАРИ (date of access: 15.09.2019).

Found source (search robot):


Publication author(s) - А. САВИЧ:

А. САВИЧ → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Lidia Basmanova
Vladivostok, Russia
2214 views rating
25.08.2015 (1482 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes

Related Articles
МОСКОВСКИЕ ОХОТНИКИ ПРЕДПОЧИТАЮТ ЯСТРЕБОВ И СЕТТЕРОВ
Catalog: Лайфстайл 
3 days ago · From Россия Онлайн
НЕНУЖНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ
Catalog: Лайфстайл 
3 days ago · From Россия Онлайн
Российское онлайн-казино предлагает нам игры производства NetEntertaiment, Microgaiming и других менее известных разработчиков.
Catalog: Лайфстайл 
3 days ago · From Россия Онлайн
Рассматривается гравитационное поле, как энергетическая структура взаимодействия гравитирующих объектов. Предлагается расчёт гравитационных взаимодействий с точки зрения гравитационного потенциала взаимодействия частиц. Даны определения потенциала гравитационного пля. Вводится понятие ГРАДИЕНТА гравитационного потенциала взаимодействующих частиц. Вычислена энергия Вселенной, которая является постоянной величиной.
Catalog: Физика 
3 days ago · From Владимир Груздов
В событиях электорального Майдана 2019 года, приведшего к власти команду Зеленского, прямо явила себя Мать живущих Луна, устремив Украину, корабль наш, стезею Добра.
Catalog: Философия 
5 days ago · From Олег Ермаков
Симультанный синестетический образ "Музыка красоты", созданный Ириной Мирошник для синестетической музыкотерапии, объединяет комплементарные (взаимодополняющие) и скоординированные художественные образы: изобразительный — картина «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли и музыкальный — «Музыка Первичного Океана» Ирины Мирошник. Создание симультанных (от франц. simultane — одновременный) художественных образов в синестетических композициях — это новая тенденция персоналистической культуры будущего — синестетический симультанизм. Синестетический симультанизм основывается на законах и принципах Координационной парадигмы развития (КПР), как общенаучной теории координации, альтернативной диалектике и метафизике.
Причина утраты людьми смысла древних имен. The reason of loss of the meaning of ancient names by people.
Catalog: Философия 
13 days ago · From Олег Ермаков
За последние месяцы международным общественным мнением очередной раз была выражена крайняя обеспокоенность напряженностью в споре о суверенитете в Южно-Китайском море, внезапно обострившемся после ряда внезапных и необоснованных действий Китая в районе ЮКМ
18 days ago · From Марина Тригубенко
3 июля 2019 года крупнейшее исследовательское судно Китая «Морская геология 8» в сопровождении двух тяжелых кораблей береговой охраны и целой флотилии вспомогательных судов незаконно вошла в район отмели Ты Тинь в блоке 06-01 в юго-западной части архипелага Спратли, расположенный в исключительной экономической зоне (ИЭЗ) и континентальном шельфе в Южно-Китайском море. Ряд китайских морских судов спровоцировали действия против вьетнамской береговой охраны вокруг буровой установки проекта Нам Кон Шон - проект совместного предприятия Вьетнама с Россией. Китайские морские геологи сразу начали проводить сейсмические исследования дна. Одновременно они потребовали вывода оттуда японской буровой платформы Хакури 5, которая по контракту с «Роснефтью» и «Петровьетнам» уже более месяца ведёт разведочное бурение в этом же месте.
24 days ago · From Марина Тригубенко

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
 

Actual publications:

Загрузка...

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
ИЗ ИСТОРИИ НАРОДА МАРИ
 

Contacts
Watch out for new publications:

About · News · For Advertisers · Donate $ to Libmonster ($)

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2019, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Germany China India Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Uzbekistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones