Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: RU-8257

Share with friends in SM

Чтобы добиться наглядности и конкретности в преподавании истории, я применяю различные приемы.

1. Использование высказываний классиков марксизма-ленинизма. При прохождении соответствующих тем знакомлю учащихся с высказываниям классиков марксизма-ленинизма, например со словами Маркса о культурной роли Византии, о Петре Пустыннике и т. д.; с высказываниями Энгельса, о реформах Клисфена; с высказыванием товарища Сталина о смене рабовладельческой формы эксплоатации феодальной формой эксплоатации.

2. Работа с историческим документом. Эта работа занимает видное место и в V и в VI классах. Отрывки из различных, доступных детскому пониманию документов были прочитаны ребятам с указанием, что это за документы. Например содержание речи Перикла на народном собрании мы узнали из сочинения современника Пелопоннесской войны - Фукидида, Впоследствии на уроке о греческой науке я рассказала учащимся о жизни и политических взглядах греческих историков и предложила ученикам вспомнить, какие отрывки ив сочинений Геродота, Фукидида, Ксенофонта они знают. Получился своеобразный урок повторения ранее пройденного материала.

В VI классе я прочла детям страничку из учебника, составленного по поручению Карла Великого, а также высказывание Григория Турского о состоянии образованности в его время ("Я чувствую себя мужиком, ничего не понимающим в словесности, смешиваю по латыни мужской и женский род, падежи и предлоги. Я похож на быка, принявшегося танцовать, когда начинаю писать по латыни. Никто не мот меля научить чистой латинской речи. Старые римские школы закрыты"). Такой живой пример дает ученикам представление о состоянии грамотности.

Дети громко смеются, когда видят автографы Пипина Короткого и Карла Великого, ставивших кресты вместо своей подписи.

Большое место я уделяю фольклору, пословицам и поговоркам разных народов. Дети познакомились с содержанием "Песни о Роланде", романом Гартмана фон Ауэ "Бедный Генрих". Особенное, оживление вызвал городской роман "О хитром Лисе" и стихотворный перевод новеллы "О Буренке - поповской корове".

В этом году в издании Гослитиздата впервые вышли переведенные с санскрита индусские сказки "Двадцать пять рассказов Веталы". Я прочитала ребятам 3 сказки из этой своеобразной серии. При пользовании этим сборником надо учесть, что рассказы Веталы не могут быть рекомендованы учащимся для самостоятельного чтения. При чтении этих сказок преподаватель должен сделать соответствующие, купюры.

Знакомя учащихся с расцветом поэзии в Китае во времена Танской династии, я назвала имена крупнейших китайских поэтов. Китайцы почитают этих поэтов так, как мы почитаем Пушкина. Сравнение с любимым поэтом заинтересовывает детей. Еще больше они заинтересуются, если добавить, что сейчас, в годы борьбы китайского народа против японских захватчиков, члены Китайской коммунистической партии берут с собой на фронт томики этих стихов о любви, о верности, о дружбе.

В "Истории китайской литературы" Грубе можно подобрать образцы китайской средневековой литературы.

Приведем пример:

"Ревет ли зверь в ущельи мглистом.
Дракон ли пляшет в небесах,
В долинах вихрь летит со свистом.
Клубятся тучи на горах, -
Влекутся силы к сродным силам,
Созвучье музыку творит;
Так с человеком сердцу милым
Любовь навек меня роднит.
      Нам подают вино в двух чашах, 
      Но от одной лозы оно; 
      И рис, что в двух тарелках наших, 
      Произвело одно зерно.
стр. 112

И нам нигде вдвоем не скучно,
Как два Юнь-Яна мы живем.
Мы в жизни парой неразлучной
Как в море камбалы плывем. 
И нам в пути не расходиться, 
Две жизни слить в одну судьбу. 
И после смерти также слиться 
В единый прах в одном гробу".

(Пояснение: Юнь-Ян - особая порода уток - считаемся символом дружбы и нежной любви. Точно так же образцом любви считается камбала; по поверью китайцев, одноглазые камбалы плавают всегда вдвоем, чтобы лучше видеть).

3. Наглядные пособия. Для того чтобы учащиеся ясно представляли себе раннее средневековье в разных странах, я совместно с учащимися 29-й и 41-й школ изготовила в этом году серию наглядных пособий но этому курсу.

В эту серию входят следующие изображения:

1. Представителя различных классов общества (их внешний вид, одежда).

2. Портреты выдающихся политических деятелей.

3. Вооружение привилегированных и неимущих классов. Изображения важнейших исторических, битв. Маршруты походов.

4. Археологические памятники, отображающие жизнь и быт народов: а) архитектура, б) скульптура, с) живопись, г) мелкая пластика, д) предметы обихода.

5. Реконструкция сцен из жизни различных народов.

6. Автографы и образцы письменности.

4. Стимулирование детского внеклассного чтения. Дети охотно приносят имеющиеся у них книги по- истории и историческую художественную литературу. В этом году ребята приносили в класс, книгу проф. Куна "Что рассказывали греки о своих богах и героях", старинные иллюстрированные издания "Илиады" и "Одиссеи", учебники Виппера, сказки "1001 ночь" (в издании Детиздата), книги: Успенского "Двенадцать подвигов Геракла", Данько "Китайский секрет", Фрейтага "Лесной вождь", Флитнера "На берегах Тигра и Евфрата", "Саламбо" Флобера, "Песнь о Роланде", Альфреда. Фелье "Жизнь знаменитых греков", "Историю инквизиции в Испании" и другие. Я указывала детям, какие из этих произведений стоит прочитать целиком или частично. Дети охотно показывали товарищам иллюстрации из книг, давали ДРУГ другу читать интересные книги.

5. Детские доклады. Дети охотно посещали исторические вечера в библиотеке имени Н. К. Крупской. Многие записывали дома после вечера рассказы, слышанные в библиотеке, и это служило материалом для детских докладиков, когда мы подходили к изучению данной темы в классе. Так были записаны рассказы об Александре Македонском, Марии и Сулле, Спартаке, Ричарде-Львиное сердце.

Содержательный и интересный доклад во внеклассное время сделал один из учеников VI класса. Он использовал материал романа Фрейтага "Лесной вождь", выделив из него картины жизни варваров к их борьбы с римлянами. Докладчик показал сражение, бегство, обычай гостеприимства, состязание в ловкости, пир, поединок, прием варваров римских императором.

6. Профессора в школе. Во время каникул в 29-й школе был профессор Кун. Он рассказал учащимся несколько мифов: греческий солнечный миф о Фаэтоне и японский солнечный миф о богине. Аматерасу, греческие мифы об Аэдон и Гермесе. Проф. Кун сообщил детям, что он является автором книги "Что рассказывали греки о своих богах и героях".

Рассказанное проф. Куном ребята записали и оформили в небольшой серии самодельных книжечек под общим названием "Что рассказывал нам профессор Кун".

Когда мы изучали историю крестовых походов, у нас побывал А. Д. Эпштейн. Он прочел учащимся VI и VII классов свои очерки о 2-м и 4-м крестовых походах, подготовленные к печати для сборника "Книга для чтения по истории средних веков". Ребята остались очень довольны.

В 41-й школе был организован вечер, посвященный знаменитому русскому полководцу А. В. Суворову. Детский писатель С. Пелов прочел учащимся V, VI, VII, VIII классов свою пьесу "Генерал Вперед".

Прослушав пьесу, ребята задавали автору вопросы о Суворове и Кутузове. В зале были вывешены большой портрет Суворова в окружении его поговорок: "Пудра - не порох, букля - не пушка, коса - не тесак, и я не немец, а природный русак"; "Каждый солдат должен понимать свой маневр и быть дерзновенным" - и серия фото с картин из жизни Суворова.

7. Самодеятельное книгоиздательство. В 1940 году в Москве открылось два новых "издательства" - это "Детиздаты" 29-й и 41-й школ, как назвали их сами дети.

Редакторами и издателями являются сами учащиеся V и VI классов.

"Детиздаты" задумали и осуществили целую серию самодельных книг. В обеих школах выпущены серии "Греческие ми-

стр. 113

фы". В 41-й школе вышла серия "Галерея великих путешественников".

Учащиеся писали заметки к портретам великих путешественников с древнейших времен до наших дней. Заметки оформлены ввиде книжечек. Большинство книг выпущено тиражом в 1 экземпляр, но есть книги с тиражом в 3 экземпляра, например книжечки о Геродоте, о Колумбе. В серию вошли Геродот, Афанасий Никитин, Семен Дежнев, Магеллан, Колумб, Кук, Скотт, Пржевальский, Нансен, Пири, Амундсен, Стэнли, Седов, Чкалов, папанинцы и другие.

Для составления этих книжек дети брали материал из самых разнообразных изданий: из датского календаря, из журналов "Наша страна", "Новый мир" и из газет.

Обращает на себя внимание работа ученика VI класса "А" (41-я школа). Она оформлена не ввиде книжечки, а ввиде тетрадки в 17 страниц. В ней тщательно подобран материал по теме "Великий Северный морской путь".

Изготовлена серия самодельных книг-монтажей, вырезок из "Пионерской правды" и других газет.

Очень часто в изготовлении одной книжки участвуют два ученика. Один изготовляет обложку - это "художник" книги, другой оформляет текст - это "редактор" книги. Ребята пишут иногда: "Редакция под руководством V класса "Г", 41-я школа".

Ввиде книжечек сделаны словарики-справочники, например "Римские поговорки и слова римского происхождения" (41-я школа, VI класс "Б", VI класс "В").

В 29-й школе в VI классе изготовлены издания: "Пушкин о римских поэтах" в обложке с силуэтом Пушкина, "Три памятника" ("Памятники" Горация, Державина, Пушкина), "Арабские поговорки и слова арабского происхождения".

В конце года в 41-й школе мы устроили в историческом кабинете выставку нашего "Детиздата". Учащиеся, бывая в кабинете и просматривая книжечки в витринах, воодушевлялись хорошим примером и создавали новые книжечки.

В дальнейшем мы предполагаем выпустить серию "Сказки народов Востока", куда войдут сказки египетские, ассиро-вавилонские, индусские, китайские, японские.

В этой работе очень большое значение имеет самый факт детской самодеятельности, даже в том случае, если книжечки выглядят не очень красиво.

Все эти мероприятия классного и внеклассового характера создают у детей большой интерес к истории и искусству, помогают учащимся усваивать программный материал, развивают детскую самодеятельность и творчество.

Orphus

© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ИЗ-ОПЫТА-ПРЕПОДАВАНИЯ-ИСТОРИИ-В-29-й-И-41-й-ШКОЛАХ-ФРУНЗЕНСКОГО-РАЙОНА-МОСКВЫ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Julia GaponContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Gapon

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

О. ФИЛИППОВА, ИЗ ОПЫТА ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В 29-й И 41-й ШКОЛАХ ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА МОСКВЫ // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 31.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ИЗ-ОПЫТА-ПРЕПОДАВАНИЯ-ИСТОРИИ-В-29-й-И-41-й-ШКОЛАХ-ФРУНЗЕНСКОГО-РАЙОНА-МОСКВЫ (date of access: 17.09.2019).

Found source (search robot):


Publication author(s) - О. ФИЛИППОВА:

О. ФИЛИППОВА → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Julia Gapon
Pskov, Russia
235 views rating
31.08.2015 (1478 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes

Related Articles
МОСКОВСКИЕ ОХОТНИКИ ПРЕДПОЧИТАЮТ ЯСТРЕБОВ И СЕТТЕРОВ
Catalog: Лайфстайл 
5 days ago · From Россия Онлайн
НЕНУЖНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ
Catalog: Лайфстайл 
5 days ago · From Россия Онлайн
Российское онлайн-казино предлагает нам игры производства NetEntertaiment, Microgaiming и других менее известных разработчиков.
Catalog: Лайфстайл 
5 days ago · From Россия Онлайн
Рассматривается гравитационное поле, как энергетическая структура взаимодействия гравитирующих объектов. Предлагается расчёт гравитационных взаимодействий с точки зрения гравитационного потенциала взаимодействия частиц. Даны определения потенциала гравитационного пля. Вводится понятие ГРАДИЕНТА гравитационного потенциала взаимодействующих частиц. Вычислена энергия Вселенной, которая является постоянной величиной.
Catalog: Физика 
6 days ago · From Владимир Груздов
В событиях электорального Майдана 2019 года, приведшего к власти команду Зеленского, прямо явила себя Мать живущих Луна, устремив Украину, корабль наш, стезею Добра.
Catalog: Философия 
7 days ago · From Олег Ермаков
Симультанный синестетический образ "Музыка красоты", созданный Ириной Мирошник для синестетической музыкотерапии, объединяет комплементарные (взаимодополняющие) и скоординированные художественные образы: изобразительный — картина «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли и музыкальный — «Музыка Первичного Океана» Ирины Мирошник. Создание симультанных (от франц. simultane — одновременный) художественных образов в синестетических композициях — это новая тенденция персоналистической культуры будущего — синестетический симультанизм. Синестетический симультанизм основывается на законах и принципах Координационной парадигмы развития (КПР), как общенаучной теории координации, альтернативной диалектике и метафизике.
Причина утраты людьми смысла древних имен. The reason of loss of the meaning of ancient names by people.
Catalog: Философия 
15 days ago · From Олег Ермаков
За последние месяцы международным общественным мнением очередной раз была выражена крайняя обеспокоенность напряженностью в споре о суверенитете в Южно-Китайском море, внезапно обострившемся после ряда внезапных и необоснованных действий Китая в районе ЮКМ
20 days ago · From Марина Тригубенко
3 июля 2019 года крупнейшее исследовательское судно Китая «Морская геология 8» в сопровождении двух тяжелых кораблей береговой охраны и целой флотилии вспомогательных судов незаконно вошла в район отмели Ты Тинь в блоке 06-01 в юго-западной части архипелага Спратли, расположенный в исключительной экономической зоне (ИЭЗ) и континентальном шельфе в Южно-Китайском море. Ряд китайских морских судов спровоцировали действия против вьетнамской береговой охраны вокруг буровой установки проекта Нам Кон Шон - проект совместного предприятия Вьетнама с Россией. Китайские морские геологи сразу начали проводить сейсмические исследования дна. Одновременно они потребовали вывода оттуда японской буровой платформы Хакури 5, которая по контракту с «Роснефтью» и «Петровьетнам» уже более месяца ведёт разведочное бурение в этом же месте.
26 days ago · From Марина Тригубенко

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
 

Actual publications:

Загрузка...

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
ИЗ ОПЫТА ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В 29-й И 41-й ШКОЛАХ ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА МОСКВЫ
 

Contacts
Watch out for new publications:

About · News · For Advertisers · Donate $ to Libmonster ($)

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2019, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Germany China India Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Uzbekistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones