Libmonster ID: RU-10116

С. НАРЫШКИН, доктор экономических наук, руководитель Администрации Президента РФ

Экономическая безопасность в стратегии посткризисного развития России

С учетом последствий мирового финансового кризиса 2008 - 2009 гг. существенно возросла роль экономической безопасности при выработке и реализации долговременной стратегии социально-экономического развития России. Это одинаково справедливо для всех уровней хозяйственной деятельности - от отдельных хозяйствующих субъектов до региональных и общенациональных органов управления. В таких условиях важно уточнить само понятие "экономическая безопасность", сделать его более системным, конкретизировать соответствующие параметры, ориентировав их на цели модернизации российской экономики. Одновременно нужно идентифицировать экономическую безопасность как особый, самостоятельный объект управления, а также сформировать его субъект, располагающий необходимыми институтами, инструментами и ресурсами.

Современная концепция экономической безопасности государства основана на идеологии комплексного социально-экономического развития, которая охватывает не только экономику, но и философию, геополитику, социологию, политологию, право, культуру, экологию, информатику и т. д. Государственная стратегия экономической безопасности должна прежде всего обеспечитьспособность национальной экономики устойчиво функционировать в режиме расширенного воспроизводства при максимальной независимости от внешних факторов. Для защиты экономической безопасности как национального приоритета требуется многоотраслевое, высокотехнологичное конкурентоспособное производство, продукция которого удовлетворяет потребности ведущих отраслей экономики в качественном сырье и оборудовании; вооруженных сил - в современных видах вооружения и боевой техники; населения - в предметах потребления и услугах, а экспортной сферы - в товарах и услугах, конкурентоспособных на внешнем рынке.

стр. 16

Ответственность за поддержание экономической безопасности не относится к числу исключительных функций государства. Становление конкурентоспособной экономики и укрепление национальной безопасности можно обеспечить только на основе скоординированных действий федерального центра, региональных и местных властей, отечественного бизнеса в рамках государственно-частного партнерства, при участии различных институтов гражданского общества.

Ориентация на поступательное развитие хозяйственного и социального комплекса страны как ключевое требование экономической безопасности позволяет в условиях циклических колебаний объемов производства и инвестиций и даже в период кризиса на мировых рынках товаров и капиталов не допускать существенного ухудшения социально-экономического положения и нарастания внутренних и внешних угроз. Важную роль в этом играют пороговые значения экономической безопасности, то есть предельные величины, несоблюдение которых препятствует нормальному развитию экономики и приводит к формированию деструктивных тенденций в производстве и потреблении. В качестве угроз экономической безопасности должны рассматриваться факторы, приводящие к консервации (ухудшению) существующего положения или препятствующие его улучшению, вызывающие тенденции к неустойчивости производства, инвестирования, занятости, а также доходов и потребления населения.

В целом экономическую безопасность можно определить так: "Состояние национальной социально-экономической системыпри котором она поступательно развиваетсястановясь все более устойчивой к воздействию непредсказуемых или плохо предсказуемых эндогенных и экзогенных факторов". Чем выше устойчивость производства, инвестиций и занятости, шире возможности дальнейшего роста экономики, ее модернизации и повышения конкурентоспособности, тем лучше положение страны с точки зрения экономической безопасности.

В современном мире обеспечение экономической безопасности относится к важнейшим функциям государства. На отдельных этапах развития страны ее роль может существенно возрастать и даже стать приоритетной относительно других компонентов национальной безопасности. В России этому способствует ряд условий:

- негативные хозяйственные и социальные последствия дезинтеграционных процессов на пространстве бывшего СССР;

- затянувшееся реформирование экономики. Реформы идут уже 20 лет, но по многим направлениям (в частности, в области отношений собственности, регулирования бизнеса и пр.) они еще не завершены;

- проведение крупных преобразований в национально-государственном устройстве страны, прежде всего быстрый "рывок" России к модели федеративного государства. Несовершенство экономического механизма федеративных отношений негативно влияет на устойчивость роста и экономическую безопасность страны.

Нестабильное развитие российской экономики в 1990-е годы вызвало потребность в осмыслении и практическом решении проблем

стр. 17

экономической безопасности страны1. Эта работа активно продолжается и в последние годы2.

В настоящее время различные авторы связывают основы экономической безопасности с формированием всех компонентов безопасности личностиобщества и государства, с преодолением наиболее острых конфликтов интересов различных групп населения, устранением чрезмерной экономической дифференциации регионов, отдельных социальных групп населения и пр. Во многом параметры экономической безопасности страны формируются на базе показателей ресурсной, инвестиционной, энергетической и инфраструктурной обеспеченности экономики. В рамках "уровневого подхода" экономическая безопасность страны (региона, отрасли, народно-хозяйственного комплекса) имеет три составляющие: а) безопасность подсистемы рынка; б) безопасность подсистемы государственного регулирования; в) безопасность предприятий.

Безопасность подсистемы рынка определяется ее способностью сохранять устойчивость при воздействии внешних и внутренних дестабилизирующих факторов, а также развиваться и адаптироваться к изменяющимся экономическим и иным условиям. При этом важны эффективное саморегулирование рыночных отношений, сбалансированность предпринимательской конкурентной среды, формирование стимулов и источников инвестиций и инноваций, поиск наиболее выгодных ниш на внешних рынках, включая рынки капиталов.

Безопасность подсистемы государственного регулирования (управления) предполагает сохранение ее независимости при принятии управленческих решений, в частности, от зарубежных партнеров и лоббирующих групп внутри страны. Факторы, влияющие на способность этой подсистемы преодолевать внешние и внутренние угрозы, можно разделить на три группы:

- не поддающиеся изменению в результате управленческой деятельности (размер экономической подсистемы (страна, регион), географическое положение, наличие минерально-сырьевых ресурсов, климатические условия и пр.);

- поддающиеся изменению путем целенаправленных управленческих действий в долгосрочном периоде (внедрение передовых технологий производства, наличие достаточных оборотных средств и валютных резервов, привлечение иностранных инвестиций в экономику страны или региона);

- поддающиеся изменению с использованием мер экономической политики в более короткие сроки (замена торговых партнеров, перераспределение товарных, финансовых и трудовых ресурсов, целевое изменение курса национальной валюты, использование инструментов валютного и таможенного регулирования и пр.).


1 См.: Абалкин Л. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. 1994. N 12; Архипов А.Городецкий А.Михайлов Б. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения. Там же; Бухвальд Е.Гловацкая Н.Лазуренко С. Макроаспекты экономической безопасности: факторы, критерии и показатели. Там же.

2 Козлова А. Экономическая безопасность как явление и понятие // Власть. 2009. N 1. С. 14 - 17; Колосов А. В. Экономические интересы в правовом поле безопасности // Право и безопасность. 2008. N 3.

стр. 18

Безопасность предприятий относится к микроуровню экономической безопасности. На этом уровне, помимо факторов устойчивости и безопасности хозяйствующих субъектов, диктуемых естественными требованиями конкурентной рыночной среды, возникают специфические угрозы, например характерные для трансформационных процессов риски, связанные с периодическим переделом собственности, борьбой за контроль над активами и пр. Эти угрозы могут быть реализованы как в форме слияний и поглощений, так и путем откровенных рейдерских захватов. Подчеркнем: иностранные инвесторы очень чувствительны к безопасности своего бизнеса и рассматривают такие угрозы хозяйственно-инвестиционной деятельности как наиболее значимые в современной России.

Обеспечение экономической безопасности как звено системы государственного управления

Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537 утверждена Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. В этом документе экономическая безопасность определяется как самостоятельный объект государственного мониторинга и управления на основе идентификации (выявления) соответствующих видов угроз и принятия мер к их устранению.

К главным стратегическим рискам и угрозам национальной безопасности в экономической сфере в долгосрочной перспективе относятся сохранение экспортно-сырьевой модели развития национальной экономики, снижение конкурентоспособности и высокая зависимость страны от внешнеэкономической конъюнктуры. Кроме того, к числу рисков и угроз можно отнести: потерю контроля над национальными ресурсами; ухудшение состояния сырьевой базы промышленности и энергетики; неравномерное развитие регионов и прогрессирующую трудонедостаточность экономики большинства из них; низкую устойчивость и защищенность национальной финансовой системы; коррупцию и криминализацию хозяйственно-финансовых отношений; нелегальную миграцию и пр.

Для обеспечения экономической безопасности страны (региона, производственной деятельности и т. д.) необходимо разработать систему соответствующих критериев и индикаторов. Эта система должна быть управляемой, наблюдаемой, идентифицируемой и информационно насыщенной. Все критерии призваны поддерживать устойчивость системы в целом. Надо выделить уровни и критерии безопасности по принципу их относительной самостоятельности. При этом требуется постоянно контролировать изменение всех параметров системы.

В Стратегии сформулированы определенные критерии национальной безопасности. Однако с учетом особо значимых приоритетов страны на предстоящую перспективу (например, модернизации экономики) необходимо совершенствовать и конкретизировать систему индикаторов безопасности.

стр. 19

Отношения, связанные с обеспечением экономической безопасности, должны стать реальным объектом государственного управления. Как объект управления система экономической безопасности включает следующие блоки: концепция национальной безопасности → национальные интересы России в сфере экономики → угрозы в сфере экономики → индикаторы экономической безопасности → их пороговые значения → организация экономической безопасности → ее правовое обеспечение. Таким образом, задача государственного управления в сфере экономической безопасности: своевременно выявлять и предотвращать как внешние, так и внутренние опасности и угрозы, ведущие к дестабилизации и разрушению экономической системы страны (региона, отрасли, предприятия и т. д.), а также обеспечивать защищенность всех сфер хозяйственной деятельности, достижение целей социально-экономического развития.

Представление об основных факторах экономической безопасности страны и существующих угрозах со временем меняется. В обозримой перспективе главной угрозой экономической безопасности России выступает утрата ее самодостаточности в обеспечении инновационного развития производительных сил. Страна может попасть в возрастающую, а затем - необратимую зависимость от зарубежных инновационных разработок (включая технологии, виды продукции, методы управления производством и пр.)3. Это во многом касается структуры наших внешнеэкономических связей, характера участия России в международной торговле и международном движении капиталов4.

Еще до кризиса был принят ряд мер по созданию в стране основ экономики инновационного типа: организованы внедренческие особые экономические зоны (ОЭЗ); введено дополнительное налоговое стимулирование инноваций; учреждены новые федеральные финансовые институты инвестиционно-инновационной направленности и пр. Однако, исходя из опыта кризиса 2008 - 2009 гг., можно утверждать, что этого оказалось недостаточно для радикального изменения облика российской экономики и существенного снижения ее зависимости от внешнеэкономических факторов.

Так, по данным Л. Н. Лыковой, в целом Россия не относится к числу наиболее "торговых" стран мира по показателю отношения экспорта к ВВП5: в 1999 - 2003 гг. он составлял 38,2% (в Ирландии - 94%, в Канаде и Швеции - 44%). При этом в Канаде доля налогов на внешнюю торговлю и внешнеторговые операции в налоговых доходах консолидированного бюджета менее 1%, а в доходах федерального бюджета - 1,6%; в Швеции она еще ниже - 0,1%. В России доля соответствующих налогов составила


3 См.: Александрова Е. Н. Стратегические ориентиры развития национальной инновационной системы России в условиях глобализации инновационного процесса // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2009. N 5.

4 Бекетов Н. В. Проблемы обеспечения экономической безопасности государства в сфере внешнеэкономической деятельности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2009. N 8; Щербакова Т. А. Государственное регулирование прямых иностранных инвестиций в контексте задач экономической безопасности страны // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2008. N 4.

5 Именно по отношению, а не по доле, так как экспорт - часть полной стоимости продукта, а ВВП - стоимостное выражение объема чистого продукта.

стр. 20

в 2007 г. 17,5% (в 2006 г. - 22,7%) налоговых доходов консолидированного бюджета и 36,7% (38,8%) - федерального6. Следовательно, бюджетная устойчивость в стране критически зависит от внешнеэкономических факторов.

Очень сильно влияют эти факторы и на процесс формирования (обновления) производственной базы российской экономики. В настоящее время в структуре российского импорта из экономически развитых стран доминирует машинотехническая продукция, причем ее ввоз во многом зависит от предоставления этими странами кредитов для финансирования инвестиционных проектов или получения иностранных инвестиций. Как правило, одним из условий выступает связанность кредитов, то есть мы обязуемся закупать на них у кредитующей стороны технологическое оборудование, к сожалению, не всегда соответствующее лучшим мировым образцам. В ряде случаев поставлялось (в том числе при реализации проектов иностранных инвесторов) оборудование "вчерашнего дня" и даже бывшее в употреблении в течение 10 - 15 лет. Таким образом, Россия оказывает более развитым странам своего рода "содействие" в замене технологического парка и модернизации производства, а сама часто остается на "задворках" инновационных процессов, утрачивая национальную конкурентоспособность.

В Стратегии национальной безопасности до 2020 г. отмечено, что "успешную интеграцию России в глобальное экономическое пространство и международную систему разделения труда затрудняют низкие темпы перевода национальной экономики на инновационный путь развития". Как подчеркивается в документе, обеспечить национальную экономическую безопасность в современных условиях можно только при развитии национальной инновационной системы, повышении производительности труда, освоении новых ресурсных источников, выдвижении и целевой поддержке приоритетных секторов национальной экономики, совершенствовании банковской системы, финансового рынка. Вместе с тем экономическая безопасность как объект государственного управления предполагает важный социальный компонент: обновление всех форм трудовых отношений; повышение инвестиций в развитие человеческого капитала; контроль миграционных потоков. Необходимо остановить тенденцию к старению населения страны и сокращению доли трудоспособного населения.

Одним из ведущих факторов экономической безопасности России на среднесрочную перспективу становится ее инновационная (технологическаябезопасность. Для решения этой задачи разработана и реализуется государственная инновационная и промышленная политика, получают поддержку фундаментальная и прикладная наука, образование, совершенствуется система государственного заказа на подготовку высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров. Одновременно развивается государственно-частное партнерство в сфере науки и технологий, создаются условия для интеграции науки, образования и промышленности. Однако инновационный прорыв


6 Лыкова Л. Н. Налоговая система России: некоторые результаты реформ и современное состояние. М.: ИЭ РАН, 2008. С. 29 - 30.

стр. 21

в экономике невозможен без высокой инвестиционной активности всех хозяйствующих субъектов.

Инвестиционные компоненты экономической безопасности

До настоящего времени содержание категории "инвестиционная безопасность страны" должным образом не раскрыто (например, отдельного рассмотрения заслуживают угрозы, связанные с инвестициями в банковско-кредитную сферу). На это уже обращали внимание отечественные исследователи7.

Под инвестиционной безопасностью мы понимаем способность национальной хозяйственной системы генерировать инвестиционный процесс, поддерживающий устойчивый рост и стратегическую конкурентоспособность экономики. Политика инвестиционной безопасности может быть реализована по трем направлениям: обеспечение общей достаточности инвестиций для устойчивого развития экономики; оптимизация отраслевой и территориальной структуры инвестиций; наполнение инвестиционного процесса, всех реализуемых инвестиционных проектов инновационным содержанием. При этом необходимо выделить ряд индикаторов, отражающих пороговые уровни инвестиционной безопасности: показатели инвестиционной активности субъектов хозяйствования; динамика и структура инвестиций в основной капитал (в разрезе видов экономической деятельности, в территориальном разрезе, по функциональной структуре инвестиций, а также по источникам их финансирования); интенсивность модернизации производственного аппарата экономики; масштабность и результативность инновационных процессов в экономике в целом.

С точки зрения общей достаточности инвестиций наиболее важен показатель доли накопления в ВВП. Норма накопления - сводный макроэкономический индикатор, отражающий итоговый баланс действия всех экономических, правовых, институциональных и иных факторов, регулирующих объем и структуру инвестиционной деятельности. По опубликованным оценкам, для стран с переходной экономикой минимальное пороговое значение валовых инвестиций -25%. В противном случае нарушается нормальный процесс воспроизводства основного капитала как фундамента постоянной модернизации и конкурентоспособности национальной экономики8. Российская экономика до этого порога пока явно не дотягивает (см. табл.). Она также существенно отстает от экономически развитых стран по показателю душевого валового накопления основного капитала9.


7 Хрусталев Е. Ю.Славянов А. С. Проблемы разработки национальной инвестиционной стратегии в условиях финансовой нестабильности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2009. N 6; Кричевский Н. Инвестор сердится. А собственно почему? // Экономическая безопасность. 2008. N 10.

8 Экономическая безопасность России. Общий курс / Под ред. В. К. Сенчагова. М.: Дело, 2005. С. 85.

9 Душевой объем валового накопления основного капитала в России (США = 100%) составлял в 2005 г. 17%, в том числе по строительству зданий и сооружений - 23, по оборудованию - 14% (Инвестиции в России. 2009: Стат. сб. % Росстат. М., 2009. С. 319).

стр. 22

Таблица

Структура использования ВВП России (в % к итогупо данным в текущих рыночных ценах)

 

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Валовой внутренний продукт

100

100

100

100

100

100

100

100

в том числе валовое накопление

20,1

20,7

20,9

20,2

21,5

24,6

25,5

-

валовое накопление основного капитала

18,0

18,3

18,4

17,8

18,6

21,4 (21,0)

21,9 (22,3)

(20,1)

изменение запасов материальных оборотных средств

2,1

2,4

2,5

2,4

2,9

3,2

3,6 (3,2)

(-2,2)

Примечание. В скобках приведены данные согласно оперативной информации Росстата.

Источник: Российский статистический ежегодник, 2009 / Росстат. М., 2009. С. 318.

Лишь в 2008 г. был достигнут порог минимальной инвестиционной достаточности экономики. Но уже в кризисном 2009 г. доля накопления в ВВП существенно сократилась. Причем впервые за длительное время показатель валовых инвестиций был ниже инвестиций в основной капитал из-за значительного "сброса" материальных оборотных средств. Таким образом, экономика России вновь возвращается к стадии недоинвестирования.

С точки зрения инвестиционной безопасности важна структура инвестиций (в том числе вложений иностранных инвесторов) в разрезе видов экономической деятельности и территориальной локализации. Эти структурные характеристики инвестиционного процесса тесно связаны: переориентация инвестиций с сырьевого комплекса на конечные отрасли российской экономики, прежде всего на отрасли обрабатывающей промышленности, неизбежно приведет к формированию новой территориальной структуры инвестиций.

Напрямую регулировать отраслевую структуру инвестиций можно только при осуществлении инвестиций за счет бюджетных средств или на началах смешанного финансирования инвестиционных проектов (например, с использованием средств Инвестиционного фонда). К проектам иностранных инвесторов такой механизм практически неприменим. Если исключить некоторые формально (административно) закрытые "ниши" для поступления иностранных капиталов в национальную экономику10, связанные с интересами национальной безопасности11, то в современной рыночной экономике возможности государства непосредственно регулировать отраслевую структуру иностранных инвестиций ограничены. Здесь нужны меры косвенного экономического регулирования, причем не только на общегосударст-


10 Они ограничены известным кругом стратегически важных месторождений полезных ископаемых и предприятий оборонного значения, а в финансовой сфере - запретом на открытие филиалов иностранных банков. Российским стратегическим предприятиям (сейчас их останется около 200) запрещено продавать на зарубежных биржах более 25% своих акций, а если они добывают полезные ископаемые, иностранные инвесторы не могут приобрести более 5% их акций. На сделки с более значительным пакетом акций в стратегических предприятиях требуется разрешение правительства России.

11 Иванова Е. А. Обзор нового законодательства об ограничении иностранных инвестиций в стратегические секторы экономики // Нефть, газ и право. 2008. N 3; Щербакова Т. А. Указ. соч.

стр. 23

венном уровне, но и на уровне отдельных регионов. При этом необходимо постоянно балансировать между взаимно противоречивыми позициями. Например, большинство стран, декларируя "открытость экономических границ" и формальное равноправие национальных и иностранных инвесторов, вынуждены считаться с мнением и интересами первых, а также с требованиями экономической безопасности государства, нередко трактуемыми достаточно размыто12.

Система параметров - индикаторов инвестиционной безопасности должна одновременно учитывать особенности различных типов регионов России и быть нацеленной на преодоление значительных разрывов в уровне их социально-экономического развития. Эти задачи решаются путем проведения согласованной инвестиционной политики органов государственной власти федерального и регионального уровней, органов местного самоуправления, а также предпринимательского сообщества.

Например, действенным методом государственного регулирования территориальной структуры инвестиций выступает создание особых или специальных экономических зон как федерального, так и регионального уровня, где государство предоставляет инвесторам дополнительные льготы и иные преференции, стимулируя их к определенной территориальной локализации своих инвестиций. Аналогичный характер имеют меры по бюджетному софинансированию крупных инвестиционных проектов, опережающему развитию инфраструктуры территорий, которые в соответствии с государственными приоритетами должны в первоочередном порядке привлечь как отечественных, так и зарубежных инвесторов. В настоящее время образовано 15 федеральных ОЭЗ промышленно-производственного, технико-внедренческого и туристско-рекреационного типа и две портовые зоны (фактически уже функционирует 13 зон)13.

В современной рыночной экономике государство выступает одновременно и как инвестор, и как инициатор и регулятор инвестиционной деятельности, направленной на удовлетворение интересов общества в целом, реализацию приоритетных целей его хозяйственного и социального развития. Последовательность действий по обеспечению экономической безопасности в рамках государственной инвестиционной политики представлена на рисунке.

При обеспечении инвестиционной безопасности страны важно найти баланс между стремлением увеличить объем привлекаемых инвестиций и необходимостью ориентировать их приток в преимущественно высокотехнологичные отрасли экономики. При этом следует решительно поддерживать инновационный сектор национальной экономики, чтобы иностранные инвестиции способствовали востребованности национальной инновационной продукции, а не создавали для нее "уничтожающую конкуренцию".


12 Так, власти США неоднократно "перекрывали дорогу" иностранным инвесторам (в частности, из стран Азии), намеревавшимся вложить средства в стратегически важные производственные отрасли и инфраструктурные объекты американской экономики. В качестве последнего примера можно указать на аналогичные действия со стороны США и стран ЕС в отношении ряда инвестиционных предложений крупнейших российских компаний.

13 По состоянию на 1 января 2010 г. в ОЭЗ всех типов зарегистрировано 207 резидентов, в том числе 26 компаний с участием иностранного капитала из 18 стран. Объем объявленных резидентами инвестиций составляет 219 млрд. руб., фактически профинансировано 24 млрд. руб.

стр. 24

Система управления инвестиционной безопасностью российской экономики

Рис.

* * *

Кризис 2008 - 2009 гг. убедительно показал, что в условиях рыночного хозяйства, глобализации и усиления взаимозависимости национальных экономик угрозы экономической безопасности страны имманентно присущи естественной среде развития производительных сил. Полностью устранить их сегодня не способна ни одна страна. Однако угрозами национальной безопасности можно управлять и предупреждать их. Для этого необходимо своевременно выявлять относительно более "слабые звенья" каждой экономической системы и принимать меры по их модернизации. Никакие финансовые резервы не могут длительное время обеспечивать стабильность развития экономики без ее радикальной модернизации.

Таким образом, сегодня под влиянием объективных обстоятельств в системе экономической безопасности на первый план выходят факторы инвестиционной безопасности страны, обеспечивающие предпосылки радикальной модернизации национальной экономики. Требования инвестиционной безопасности должны занять ключевое место в формировании долговременной инвестиционной политики. Вся совокупность экономических, правовых, институциональных и иных составляющих инвестиционной безопасности призвана стать объектом углубленного научного анализа, оценки и прогнозирования. Только тогда они будут учитываться как в стратегических документах экономического развития страны, так и в текущей деятельности органов власти.


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ИНВЕСТИЦИОННАЯ-БЕЗОПАСНОСТЬ-КАК-ФАКТОР-УСТОЙЧИВОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО-РАЗВИТИЯ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Sergei KozlovskiContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Kozlovski

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

С. НАРЫШКИН, ИНВЕСТИЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 07.10.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ИНВЕСТИЦИОННАЯ-БЕЗОПАСНОСТЬ-КАК-ФАКТОР-УСТОЙЧИВОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО-РАЗВИТИЯ (date of access: 22.06.2021).

Found source (search robot):


Publication author(s) - С. НАРЫШКИН:

С. НАРЫШКИН → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Sergei Kozlovski
Бодайбо, Russia
5204 views rating
07.10.2015 (2085 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
НОВАЯ КНИГА ПО ИСТОРИИ СОВЕТСКО-АМЕРИКАНСКИХ ОТНОШЕНИЙ (1933 - 1936 гг.)
17 hours ago · From Россия Онлайн
КАК ОТРАЗИТЬ МНОГОМЕРНОСТЬ ИСТОРИИ
Catalog: История 
17 hours ago · From Россия Онлайн
КАУТСКИЙ ПРОТИВ РЕВИЗИОНИЗМА БЕРНШТЕЙНА: НАЧАЛО ПОЛЕМИКИ
17 hours ago · From Россия Онлайн
Чтобы выделить энергию при распаде ядра, её надо накопить при синтезе. При любом распаде масса дочернего ядра увеличивается. Это заложено в основе расширения Вселенной. При любом распаде масса частиц распада увеличивается. Уменьшается структурная энергия, которая является энергией расширения Вселенной.
Catalog: Физика 
ЛЕВ КОПЕЛЕВ И ЕГО ВУППЕРТАЛЬСКИЙ ПРОЕКТ. Под. ред. Я.С. Драбкина. М., 2002
Catalog: История 
2 days ago · From Россия Онлайн
ВСЕ ОНИ ЖИЛИ НА ТОМ ПЕРЕКРЕСТКЕ
Catalog: История 
2 days ago · From Россия Онлайн
К. Ларрес. ХОЛОДНАЯ ВОЙНА ЧЕРЧИЛЛЯ. ПОЛИТИКА ЛИЧНОЙ ДИПЛОМАТИИ. Нью-Хевен - Лондон, 2002
2 days ago · From Россия Онлайн
КНЯЗЬ А. М. ГОРЧАКОВ - МИНИСТР И ВИЦЕ-КАНЦЛЕР
Catalog: История 
2 days ago · From Россия Онлайн
МАТЕРИАЛЫ VII СЪЕЗДА РОССИЙСКОГО СОЮЗА РЕКТОРОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ. Документы VII съезда Российского Союза ректоров высших учебных заведений
2 days ago · From Россия Онлайн
ОТВЕТЫ ДИРЕКТОРА ИСТОРИКО-ДОКУМЕНТАЛЬНОГО ДЕПАРТАМЕНТА МИД РОССИИ П. В. СТЕГНИЯ НА ВОПРОСЫ РЕДАКЦИИ ЖУРНАЛА "НОВАЯ И НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ"
Catalog: История 
2 days ago · From Россия Онлайн

Actual publications:

Latest ARTICLES:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
ИНВЕСТИЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
 

Contacts
Watch out for new publications: News only: Chat for Authors:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2021, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones