Libmonster ID: RU-9056

Постановка проблемы философско-эстетического сознания актуальна и осуществима при допущении возможности антропологического анализа философии, эстетики, искусства, а также их внутренней связи. Интерес к человеку как субъекту и объекту философского познания очевиден. Внимание художника прямо или опосредованно всегда нацелено на человека. Эстетическое сознание рождается из потребности удержания человеческой индивидуальности в ценностях культуры. Все эти утверждения представляют данности, не нуждающиеся в обосновании. Но бытийность, онтология, субстанциальность человека как феномена и понятия в философии, с одной стороны, и в эстетике и искусстве, с другой, проявляют себя по-разному.

Согласно проводимой в данном исследовании личностной концепции эстетического сознания, а, следовательно, и искусства как имплицитной его сферы в качестве онтологического основания того и другого утверждается человеческая, личностная индивидуальность, которая раскрывается как индивидуально-личностное бытие всех общественных отношений и социальной деятельности1. В XX в. некоторые направления в центр философии выносят человеческую субъективность, которая рассматривается при этом со стороны ее личностной уникальности. Именно этим в значительной степени объясняется "эстетизация современного философского сознания"2. Онтологический статус искусства абсолютизируется;


1 Домбровская Т. И. Эстетика как философская наука. Курск, 2003.

2 Долгов К. М. И. Кант: Критика вкуса и эстетическая критериология // Вопросы философии. N 8. 2005. С. 55.

стр. 173


оно становится парадигмой реальности, моделью, источником конструктивных идей гносеологии и метафизики. Эта тенденция берет свое начало в философии и эстетике Канта. Его эстетика и в особенности "Критика способности суждения" представляет попытку "обратить взор человека на самого себя как существа активного, а не только созерцающего звездное небо и осознающего моральный закон внутри себя"3. Телеология, лежащая в основе эстетики, позволяет Канту включить природу в человеческую жизнь, а ее соизмерить с законами природы, человеческую деятельность осмысливать в категориях целесообразности, а не в рассудочных понятиях.

Далее мы проследим в самом общем схематическом плане историческое развитие философско-эстетического сознания, относительная целостность и единство которого выражается даже в морфологической взаимосвязи философии и искусства, в наличии художественно-философских и философско-художественных жанров, промежуточных между философией и искусством4.

Выделим в историческом процессе познания два неразрывно связанных, отчасти взаимопроникающих этапа:

1. Движение от конкретного в действительности, чувственно-конкретного к абстрактному (донаучный период).

2. От абстрактного к конкретному в познании.

Так называемая докритическая (докантовская) философия пребывает на первом этапе этого пути. Начиная с Декарта и особенно Канта, когда философия как поиск причин и начал бытия и познания превращается в науку о познании, в мышление о мышлении, поднимается на второй уровень, двигаясь от абстрактного к конкретному в познании, по существу игнорирует первый этап, исключает его из своей сферы. Следует сделать важную оговорку: здесь не принимается нами во внимание философия или, точнее, философская методология К. Маркса и вся эта, пустившая корни, философская традиция. Материализм изгоняется из истории философии как нечто вульгарное и ее недостойное. Упускается органическая потребность человека, которая вызвала к жизни философию первоначально в VI в. до н.э., породила ее как любовь к мудрости, к осмыслению человеком своего места в мире, к осознанию своего предназначения в нем. Замалчивается важнейшая функция


3 Там же. С. 48.

4 Домбровская Т. И., Домбровский И. Ю. Философия и искусство. Промежуточные жанры // Философские исследования. 2004. N 2.

стр. 174


философии, которая делает возможной внутреннюю самоидентификацию ее при всех изменениях, которые она претерпела в процессе исторического развития - функция мировоззрения.

Вытекающая из самой ее природы денатурализация и деонтологизация философии приводит в конце концов к полной утрате ею своих изначальных оснований, предпосылок: действительного мира и реального индивида. Окончательно отрываясь от своих корней, она сжигает мосты к отступлению, заходя в тупик собственной аннигиляции, негации. Солипсизм (субъективный идеализм), отказ от какой бы то ни было дистанцированности объекта и субъекта (феноменология), абсолютная трансцендентальность субъекта познания (Кант) и, напротив, отрицание субъекта вообще (постструктурализм), неразумие трансцендентного волевого начала мира (Шопенгауэр), культ разума (Просвещение) и недоверие к нему, доходящее до иррационализма неклассической философии - это подводные рифы, которые трудно обойти философии, западня, ловушки, в которые она попадает.

Возможно ли наведение разрушенных мостов философии с реальным миром и эмпирическим индивидом? Лишь единицы создают философские системы, и их имена вошли в мировую философию. Более того, далеко не каждый может вести диалог с Декартом как с живым (Мамардашвили М. К.). Но даже не изучая философию, каждый отдельный индивид мыслит ее категориями: случайность, свобода, возможность, содержание и форма и т.п. Эти понятия проникают в сферу обыденности, "жизненного мира человека" (Гуссерль). Человек по-своему, индивидуально ставит и решает вопросы о смысле собственного существования, предназначения в жизни, в обществе, в мире. Не только в Древней Греции в процессе своего становления философия являла собой любовь к мудрости; она сохранила эту свою роль и поныне, утвердившись в качестве одной из форм общественного сознания.

Не будучи непосредственным предметом и объектом метафизики, эмпирический отдельный индивид выступает как субъект философского сознания, как и нравственного, эстетического, религиозного. Он является носителем религиозных переживаний, эстетических вкусов, нравственных чувств, а также убеждений по поводу своего места в мире, в социуме (мировоззрения). Все философские абстракции самого высокого порядка (мировой дух, мировой разум, Бог и др.) имеют, в конечном счете, своим источником реального индивида. Философия не должна упускать в качестве предпосылки реальных живых индивидов и их деятельность (К. Маркс и

стр. 175


Ф. Энгельс "Немецкая идеология"), хотя их жизнь и деятельность подчиняются особым статистическим законам. Поэтому в результате получается нечто непредвиденное никем в отдельности, существенно отличное от субъективных намерений отдельных участников социальных процессов и событий (объективность), нечто надличностное.

История философии знает много таких периодов, когда в центре ее внимания оказывался человек. В философии Сократа наметился совершенно очевидный поворот от натурфилософских проблем к человеку и его нравственной жизни. Эпоха Возрождения возвысилась благодаря ее антропоцентризму. Кант утвердил самоценность человека, который не должен превратиться в средство достижения даже самых высоких целей. Поворот к человеку в неклассической философии происходит как противовес сциентизму, техницизму, новому культу теперь уже научно-технического разума, который отказывается от его личностного измерения. Речь идет об экзистенциализме, персонализме и отчасти о феноменологии.

Смыкаясь с экзистенциализмом в вопросе абсолютизации человеческой субъективности, ее онтологизации, определяя сознание лишь как регион бытия (Гуссерль), феноменология в известном отношении расходится с экзистенциализмом, лишая человеческую субъективность индивидуально-личностной окрашенности. Для феноменологии мир представляет чистый феномен сознания, трансцендентного, абсолютно безличного Я. Экзистенциализм, который помещает человека в центр философии, отстаивает уникальность человеческого Я. Место, которое определенный индивид в каждый данный момент занимает в бытии, неповторимо.

Обоснование уникальности человеческой личности объясняет тяготение экзистенциальной философии к искусству, а философов-экзистенциалистов к созданию многочисленных произведений особого философско-художественного жанра. Экзистенциальная философия в силу ее антропоцентризма, отличного от Возрожденческого, рождается на пересечении философского сознания с эстетическим, с литературой и искусством, где уникальность индивида представляет и содержание, и предмет. В художественных произведениях писателей-экзистенциалистов живут и действуют персонализованные идеи, а сюжетные линии развертываются как проблемы человеческого бытия в образно-художественной форме. Категории экзистенциальной философии (забота, заброшенность в мир, покинутость, тревога и др.) очеловечены.

стр. 176


Выступая против натурализации, биологизации индивида, экзистенциализм не решает проблему его уникальности даже художественными средствами; он отрывает существование человека от его сущности, рассматривая его вне социальности. Говоря о трагизме человеческого бытия в мире, экзистенциализм не раскрывает истоки самого этого трагизма. Многообразие живых реальных индивидов с их неповторимыми судьбами ускользает от экзистенциальной философии, которая в качестве модели философствования рассматривает человека только в условиях кризиса, в пограничной ситуации, а поэтому односторонне и неисторически. Человек ищет опору лишь в самом себе; мир его замкнут на его индивидуальности, тесен и ограничен. Экзистенциализм не приемлет путь от бытия мира к бытию человека. Он допускает только обратный путь от человеческого Dasein к миру, как он выстраивается вокруг человека. Мир как Универсум и как социум всегда враждебен отдельному человеческому индивиду, который вопрошает о себе и мире и как правило не находит удовлетворяющих его ответов.

Идея философско-эстетического сознания передается в стихотворно-образной форме как образец философско-художественного жанра.

МИР ЧЕЛОВЕКА

  
  
 Как жар-птицы перо не могу я схватить,  
 Пустоту в своих чувствах и в мыслях,  
 Виртуальность безликую в сердце вместить,  
 Наделить человеческим смыслом. 
  
 Лишь любовь и мечта в стих ложатся легко,  
 Или ненависть, страсть и надежда;  
 Человеку, поэту к Ничто далеко,  
 Не узришь пустоту, не удержишь. 
  
 Без Другого - никак, без Другого - не жизнь;  
 Пустота никому не по силам;  
 Как несчастен влюбленный, прекрасный Нарцисс!  
 Сам с собой, без Другого он сгинул. 
  
 Робинзон и рабу несказанно был рад;  
 И в товарищи горную птицу 
  
 

стр. 177


  
  
 Раб, невольник и узник готов был избрать,  
 Заключенный в сырую темницу. 
  
 Человек обречен на союз, на любовь,  
 На вражду, на борьбу с человеком;  
 Так бывало и есть, и во веки веков  
 Так с людьми приключалось от века. 
  
 Человеческий мир - лишь другой человек;  
 Так на счастье устроены люди;  
 И отшельник, святой, тот, что к Богу прибег,  
 Устремился к Другому в безлюдьи. 
  
 

© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЙ-СМЫСЛ-ФИЛОСОФСКО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО-СОЗНАНИЯ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Galina SivkoContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Sivko

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Т. И. ДОМБРОВСКАЯ, ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ ФИЛОСОФСКО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 14.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЙ-СМЫСЛ-ФИЛОСОФСКО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО-СОЗНАНИЯ (date of access: 22.06.2021).

Found source (search robot):


Publication author(s) - Т. И. ДОМБРОВСКАЯ:

Т. И. ДОМБРОВСКАЯ → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Galina Sivko
Краснодар, Russia
1745 views rating
14.09.2015 (2108 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
Чтобы выделить энергию при распаде ядра, её надо накопить при синтезе. При любом распаде масса дочернего ядра увеличивается. Это заложено в основе расширения Вселенной. При любом распаде масса частиц распада увеличивается. Уменьшается структурная энергия, которая является энергией расширения Вселенной.
Catalog: Физика 
an hour ago · From Владимир Груздов
Актуальные советы по ставкам
Catalog: Экономика 
5 hours ago · From Россия Онлайн
А ларчик просто открывался. Загадка электрического тока объясняется, во-первых, тем что, токи бегут не внутри проводников, а вокруг них, в прилегающем к проводнику слое эфира. А, во-вторых, тем, что квантами электрической энергии являются правые и левые электроны. Различие определяется инверсией их магнитных полюсов. Инверсия магнитных полюсов электронов определяет их противоположное движение в пространстве. Правые электроны генерируют отрицательную полуволну переменного тока. Левые электроны генерируют положительную полуволну переменного тока. Левые электроны открывают p-n переходы, ими же заряжаются и разряжаются аккумуляторы, левые электроны образуют плюсовую полуволну переменного тока, правые и левые электроноы могут превращяться друг в друга. Левые электроны являются квантами электрической энергии, и в других взаимодействиях не наблюдались.
Catalog: Физика 
НОВАЯ КНИГА ПО ИСТОРИИ СОВЕТСКО-АМЕРИКАНСКИХ ОТНОШЕНИЙ (1933 - 1936 гг.)
Yesterday · From Россия Онлайн
КАК ОТРАЗИТЬ МНОГОМЕРНОСТЬ ИСТОРИИ
Catalog: История 
Yesterday · From Россия Онлайн
КАУТСКИЙ ПРОТИВ РЕВИЗИОНИЗМА БЕРНШТЕЙНА: НАЧАЛО ПОЛЕМИКИ
Yesterday · From Россия Онлайн
Чтобы выделить энергию при распаде ядра, её надо накопить при синтезе. При любом распаде масса дочернего ядра увеличивается. Это заложено в основе расширения Вселенной. При любом распаде масса частиц распада увеличивается. Уменьшается структурная энергия, которая является энергией расширения Вселенной.
Catalog: Физика 
2 days ago · From Владимир Груздов
ЛЕВ КОПЕЛЕВ И ЕГО ВУППЕРТАЛЬСКИЙ ПРОЕКТ. Под. ред. Я.С. Драбкина. М., 2002
Catalog: История 
2 days ago · From Россия Онлайн
ВСЕ ОНИ ЖИЛИ НА ТОМ ПЕРЕКРЕСТКЕ
Catalog: История 
2 days ago · From Россия Онлайн
К. Ларрес. ХОЛОДНАЯ ВОЙНА ЧЕРЧИЛЛЯ. ПОЛИТИКА ЛИЧНОЙ ДИПЛОМАТИИ. Нью-Хевен - Лондон, 2002
2 days ago · From Россия Онлайн

Actual publications:

Latest ARTICLES:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ ФИЛОСОФСКО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ
 

Contacts
Watch out for new publications: News only: Chat for Authors:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2021, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones