Каждый исследователь являет себя во времени и пространстве как нечто вечное и свободное, смотрит на предмет со своей точки зрения и наполняет априорные формы познания особым и неповторимым содержанием, отвечающим его воспитанию, телесной конституции, наследственности, представлениям о благе и способностью к интуитивным прозрениям. Таким образом, общность предмета и метода, даже если этот метод математический, не может быть препятствием для проявлений каждым исследователем своей творческой индивидуальности, то есть оригинальности, стиля мышления, особенностей мировоззрения и т. д.
Освоение метода предполагает прохождение стадии рационализации, т. е. осознание полезности и смысла каждого действия мышления, предписанного формулами метода, запоминание пройденного, а затем возврат к истокам, т. е. осуществление того, что К. Юнг называл индивидуацией. О смысле индивидуации замечательный исследователь творчества Юнга Л. А. Мирская пишет: "Прошедший через дифференциацию дух не может обрести первозданную бессознательную цельность, его цельность явится "союзом" бессознательного и сознания. При этом индивидуация невозможна в отрыве от самого архаического опыта, позволяющего воспринимать мир таким, какой он есть" [2. С. 81].
Автор не случайно обращается к понятию "индивидуация" в данном контексте, так как полагает, что открытые И. Кантом априорные формы понятий всех уровней мышления, применяемые в методе, являются архетипами коллективного бессознательного разума, т. е. они по природе такие же, как и все прочие архетипы души человека, но обитают только в тех нитях и движениях души, которые пронизывают все сферы и уровни мышления и называют-
ся нами разумом. Поэтому к их характеристике относится все то общее, что Юнг говорил о природе архетипов. А он говорил, что у архетипов нет определенного содержания. "...Архетипы определены не содержательно, а формально, да и то лишь в очень незначительной степени. Изначальный образ определен в отношении своего содержания лишь тогда, когда он становится сознательным и таким образом обогащается фактами сознательного опыта. Тем не менее, как я объяснял в другом месте, его форму можно сравнить с осевой структурой кристалла, которая до известной степени предустанавливает кристаллическую структуру матричной жидкости, хотя сама по себе материально и не существует. Это происходит согласно специфическому способу группировки ионов и молекул" [3. С. 217].
О характере связи философского исследования и разума наиболее яркий представитель экзистенциализма, этого основного течения современной философии, К. Ясперс говорил: "...Не будучи само чем-то осязаемым, то, посредством которого мы, собственно говоря, и живем в философском понимании, называется разумом. Разум никогда не бывает без рассудка, но бесконечно превосходит рассудок. В философскую веру разум входит как необходимый момент. Любое чувство истины раскрывается лишь тогда в чистом виде, когда оно очищено в движении разума". И далее: "Разум сопоставляет все уровни истины, показывая значимость каждого" [1. С. 440]; "Разум требует ничего не упускать, вступать в соотношение со всем, что есть, искать за пределами любой границы то, что есть и должно быть, охватывать даже противоположности и всегда постигать целостность, всякую возможную гармонию.
Но вместе с тем разум пытается также в каждой целостности найти возможность необходимого прорыва. Он запрещает завершенную гармонию. Он доходит до крайности, чтобы узнать подлинное бытие"... Разум - это объемлющее в нас, которое не имеет подлинных истоков, но есть орудие экзистенции. Со стороны экзистенции он - безусловное, направленное на то, чтобы явить истоки в их осуществленности, как глубочайшее откровение... Разум - связь всех модусов объемлющего" [1. С. 441]. "Разум пробуждает дремлющие истоки, освобождает скрытое, допускает подлинность борьбы. Он настойчиво направляет к единому, которое есть все, и устраняет заблуждения, преждевременно, неполно и партийно фиксирующие это единое.
Разум требует беспредельной коммуникации, он сам - тотальная воля к коммуникации. Поскольку во времени мы не можем
объективно обладать истиной как единой и вечной и поскольку наличное бытие возможно только наряду с другим наличным бытием, экзистенция постигает себя лишь в сообществе с другой экзистенцией, коммуникация являет собой образ открытия истины во времени... истина есть то, что нас соединяет [1. С. 441 - 442]... Путь мыслящего человека - это жизнь в философствовании... Он действительно знает себя как человека только тогда, когда, будучи открыт для бытия в целом, живет внутри мира в присутствии трансценденции" [1. С. 455]. И еще: "С точки зрения психологии, глас Божий может быть выражен во времени только как суждение человека о себе. В этом суждении, которое при подлинном стремлении, в напряженности возможностей и широте горизонта может внезапно появиться как несомненное, человек обнаруживает, хотя не окончательно и всегда двойственно, божественное суждение. Но услышано оно может быть лишь в моменты возвышенного состояния. Исходя из них и в направленности к ним мы живем" [1. С. 445].
Согласно учению Юнга об индивидуации человек способен услышать божественное суждение при наполнении определенным содержанием архетипа Самости. И автор находит, что эта высшая стадия индивидуации отвечает тому общему, что есть в мышлении экстравертного и интровертного интуитивных психологических типов, т. е. состоянию мышления, в котором, согласно математическому методу философии, категории эмпирического и теоретического интуитивного мышления относятся как единое к единому (1/1) [4. С. 152 - 153]. Характеристика этого состояния мышления, выраженного в формуле 1/1x2/1, соответствует словарному определению понятия Самости, согласно которому: "Будучи и архетипом, и трансцендентной функцией, Самость включает в себя как бессознательное, так и сознательное содержание. В сновидениях, мифах, сказках Самость проявляется через символы героя, короля, пророка, бога или через абстракции - круг, квадрат, крест и др. Являясь высшим единством души, Самость в то же время и самое напряженное состояние противоположностей. Она обладает грандиозной энергией бессознательного, аккумулировавшего нуминозные аспекты бытия. Потому Самость переживается как трансперсональная сила, превосходящая эго, например Бог. Самость, по Юнгу, подобна вещи в себе Канта" [2. С. 91 - 92].
Процесс индивидуации, как известно, состоит из последовательного наполнения определенным, индивидуальным содержанием трех архетипов - Тени, Анима-Анимус, Самость, и он "в основном
протекает во второй половине жизни. Первая половина посвящена развитию здорового "эго"..." [2. С. 54].
При соотнесении идей Юнга о развитии души, Ясперса о природе разума и математического метода философии автор пришел к выводу, что в первой половине жизни человека его разум в основном проявляет свою "тотальную волю к коммуникации" (Ясперс) в сферах диалектического анализа, которым, как правило, отвечают пять первых шагов метода: 7/5x7/5 = 49/25, 4/3x3/2 = 2/1, 5/4x8/5 = 2/1, 6/5x5/3 = 2/1, 9/8x16/9 - 2/1. Во второй половине жизни, или, как говорил Платон в "Государстве", после 50 лет, в зрелом возрасте человек наиболее подготовлен к самостоятельному философствованию и управлению государством [5. С. 81, 266 и др.]. И это связано с диалектическим синтезом шестого шага метода: 16/15x15/8 = 2/1 и с выбором седьмого шага метода: 1/1x2/1 = 2/1, "в присутствии трансценденции", когда "человек обнаруживает, хотя не окончательно и всегда двойственно, божественное суждение" (Ясперс).
Как показано автором [4. С. 154], зрелый диалектический синтез продуктов анализа первой половины философской жизни имеет три уровня. И то, что происходит с тремя вышеназванными архетипами Юнга во время индивидуации, как полагает автор, в точности отвечает происходящему на этих трех уровнях диалектического синтеза.
Содержание архетипа коллективного бессознательного разума, пронизывающего, по мнению автора, юнговский архетип Тени, складывается из абстракций, полученных разумом ранее в результате глубокого диалектического анализа (на этапе развития здорового "эго") и их частичного диалектического синтеза. Формы этих абстракций представлены в таблице категорий чистого созерцания и чистого рассудка Канта. Напомним, что согласно математического метода философии первичный синтез этих абстракций представляет собой следующую сеть: "1) Единство + Множественность = Целокупность, или, в снятом виде, Количество. 2) Реальность + Отрицание = Ограничение, или, в снятом виде, Качество. 3) Присущность и самостоятельное существование + Причинность и зависимость = Общение, или, в снятом виде, Отношения. 4) Возможность-невозможность + Существование-несуществование = Необходимость-случайность, или, в снятом виде, Модальности" (там же). Как видим, эти абстракции довольно далеки от реальности, и в этом смысле их можно назвать тенью реальности, поэтому работа с ними затруднительна даже для философов профессионалов само-
го высокого уровня. И такое положение дел полностью отвечает понятию Тени Юнга. Его словарное значение: "Тень - архетип, включающий в себя те бессознательные аспекты личности, которые отвергаются сознанием. Не обязательно эта негативность связана с неприятными или морально ничтожными качествами. В силу какой-то несовместимости этих качеств с их носителем они не допущены к жизненному проявлению. Тень всегда бывает компенсаторной по отношению к сознанию" [2. С. 92].
Содержание архетипа второго уровня коллективного бессознательного разума, пронизывающего, по мнению автора, юнговский архетип Анима-Анимус, складывается из абстракций, весьма близких к реальности и поэтому часто употребляемых даже на уровне обыденного сознания. Напомним, что согласно предложению автора это есть: Целокуиность + Ограничение = Место, или в снятом виде, Пространство. Общение + Необходимость-случайность = Длительность, или в снятом виде, Время. Между тем, согласно концепции Юнга, понятия Анима и Анимус имеют следующие словарные значения: "Анима (anima - лат. душа) - бессознательная женская сторона личности мужчины. Отражает принцип эроса, влечения к своей скрытой, бессознательной стороне личности и проецируется на женский образ. В сновидениях персонифицируется женскими образами, выражающими как инстинктивное начало, так и душевные женские качества. Содержание анимы у мужчин определяется как архетипическими женскими образами той культуры, которую он наследует, так и опытом реальных отношений с женщинами, начиная с матери. Идентификация мужчины с анимой ведет его к утрате "мужественности"; Анимус (animus - лат. дух) - бессознательная мужская сторона личности женщины. Отражает принцип эроса, стремление женщины к своей скрытой, бессознательной стороне личности и проецируется на мужские образы. В сновидениях персонифицируется в образах, выражающих как инстинктивное проявление мужского начала, так и душевные мужские качества - мужество, смелость, рациональность и т. п. Содержание Анимуса у женщин определяется как архетипическими образами мужчин той культуры, к которой она принадлежит, так и опытом реальных отношений с мужчинами, начиная с отца. Идентификация женщины с Анимусом ведет ее к утрате "женственности" [2. С. 86 - 87].
Из приведенных определений мы получаем очень мало информации о самих женских или мужских качествах. Ясно лишь одно. В женщинах больше женского начала, чем мужского, а в мужчинах
больше мужского начала, чем женского. Но если мы посмотрим на противоположности, единство и борьба которых, по мнению автора, и составляет содержание понятий длительности или времени холона, то мы найдем, что в них женских качеств больше, чем мужских. Ведь женщины более склонны к общению и к операциям с необходимостями и случайностями жизни, чем мужчины. И если мы посмотрим на противоположности, единство и борьба которых, по мнению автора, составляет содержание понятий места или пространства холона, то найдем, что в них мужских качеств больше, чем женских. Ведь мужчины более, чем женщины, склонны рассматривать каждую ситуацию исследуемой вещи в целокупности, и учитывать ограничения, накладываемые этой ситуацией на ее деятельность.
Если мы теперь коснемся "практически всех философских и научных построений в Китае", в которых "теория универсального дуализма инь-ян была синтезирована с учением о "пяти элементах", то увидим, что в наших представлениях о природе времени, или длительности существования холона содержится больше характеристик космического начала инь, чем характеристик космического начала ян. Например, если время холона темное, то его пространство светлое, если его время спокойное, то его пространство подвижное, если время холона земное, то его пространство космическое. И "каждое из этих начал содержит в себе потенцию другого... и любая сторона инь, и любая сторона ян в свою очередь делятся на инь и ян" [6. С. 110]. Соответственно, в наших представлениях о природе пространства холона содержится больше от характера ян, чем инь.
Наконец, содержание архетипа третьего уровня коллективного бессознательного разума, пронизывающего, по мнению автора, юнговский архетип Самости, складывается из непосредственных представлений о реальности исследуемого холона, т. е. из интуитивного ощущения и осмысления единства и борьбы противоположностей его места и длительности.
С характеристикой этого высшего уровня диалектического синтеза результатов анализа можно соотнести следующие интуитивные прозрения Ясперса. "Можно сказать, философское объяснение достигает своей цели, когда вещь становится беспредметной, причем в двояком смысле, который заключается в том, что для позитивиста ничего не остается потому, что он не видит больше предмета, тогда как для философа благодаря этому возникает свет. В исчезновении предмета он, правда, не может охватить подлинное бытие,
но может быть наполнен им" [1. С. 434]. И действительно, поскольку, согласно Ясперсу, "диалектикой называется то, что реально происходит под действием противоположностей" [1. С. 429], то исчезновение противоположностей, наблюдающееся на стадии заполнения архетипа Самости определенным содержанием и выражающееся в математическом методе философии как отношение 1/1, может восприниматься как исчезновение предмета философии. Но что же тогда за свет возникает, по мысли Ясперса, для философа?
Для выяснения сущности и природы этого таинственного света попробуем понять смысл заключительного этапа индивидуации разума, выраженного в формуле 1/1x2/1.
Автор полагает, что наука исследует вечные, неизменные законы взаимодействия холонов, а философия исследует, как эти законы взаимодействия холонов проявляются в единстве и борьбе противоположностей исследуемого холона, т. е. то, что автор называет вечной, неизменной, бесконечной сущностью холона.
Поскольку в каждом взаимодействии холонов есть нечто от гармонии, то можно сказать, что в единстве противоположностей холона должна проявляться высшая гармония противоположностей, т. е. должна быть искомая философией вечная, неизменная, бесконечная гармония противоположностей холона.
О тенденции развития соотношения противоположных сфер практического и теоретического мышления Гегель говорил: "Каждая из двух различенных сфер, рассмотренная сама по себе, завершается в тотальности и в этой-то завершенной тотальности деятельно приводит себя к единству с отличной от нее сферой" [7. С. 423]. О заключительном этапе познания в Ведах, согласно Кришнамачарьи, говорится, что познающий "живет в точке внутри себя. Затем точка погружается в вечность, и тогда говорится, что он существует в самадхи" [8. С. 409]. Между тем, единица - это древнейший символ точки и, следовательно, Гегель пришел к той идее, которая есть в Ведах. Согласно древнейшим представлениям число 1 это: "Символ мудрости. Графическое изображение - точка. По Пифагору, число 1 символизирует монаду.
Единица: начало, первичное единство (первопричина), создатель (Бог), перводвижитель, сущность...".
В свою очередь число два, которое есть в формуле 1/1x2/1, графически изображается, как "линия или угол". И "для появления числа 2 нужно разделение единства". "Поэтому двойка символизирует также грех, отклоняющийся от первоначального блага, и
тем самым указывает на преходящее и подверженное порче" [9. С. 44].
Итак, надо полагать, в завершающей формуле математического метода философии 1/1x2/1 на языке центростремительной математики, т. е. на языке математики философии, высказана искомая нами высшая и неизменная гармония противоположностей холона.
Между тем, поскольку математика науки, т. е. центробежная математика, также исследует математическую природу гармонии, то, следовательно, она в первую очередь должна бы знать и меру этой гармонии, как нечто самое совершенное и неизменное, проявляющееся во всех взаимодействиях холона с окружающей средой. Ведь если неизвестна мера исследуемого предмета, то как же вообще можно проводить какое-либо измерение и счет исследуемого?!
И действительно, в основаниях центробежной математики издревле, практически с самого момента появления математики, по крайней мере европейской, лежит знание такой меры и всего круга связанных с нею основных понятий, как то: теорема квадратов, несоизмеримые отрезки, иррациональные числа, числа п и е, корни чисел 2, 3, 4, 5 и т. д.. Эту меру назвали числом фи, поскольку ее активно использовал великий древнегреческий скульптор Фидий. С легкой руки Леонардо да Винчи эта мера получила название Золотого сечения или божественной пропорции. А открытие этой меры или введение ее в европейский оборот приписывается отцу европейской науки и философии Пифагору.
Между тем, эта мера гармонии, если только она действительно является мерой, должна быть неизменной, т. е. вечной и бесконечной и, следовательно, такой же, как и мера гармонии противоположностей холона, которую ищет философия. И действительно, замечательные математические исследования диапазона проявления Золотого сечения, проведенные нашим современником профессором А. Стаховым, показали, что этот диапазон связан с двумя числами: 2/1 и 1/1, т. е. охватывает эти числа как свои крайние выражения и определенные, частично вычисленные Стаховым числа, расположенные между этими крайностями.
Подводя некоторый итог исследованиям Золотого сечения, группа ученых пишет: "Таким образом, между двумя числовыми константами 2 и 1 на числовой оси находится бесконечное число новых иррациональных чисел, золотых р-пропорций, которые выражают более сложные "гармонии", чем классическая золотая пропорция равная 1,618 ... То есть золотых пропорций существует бесконеч-
ное количество. Это первый методологический вывод, который вытекает из открытия профессора Стахова" [10. С. 114 - 115]. Автор попытается доказать, что, несмотря на безупречность математических расчетов и оригинальность подходов замечательного математика Стахова, его философская интерпретация собственного открытия ошибочна, и Золотая пропорция по-прежнему только одна, но по-разному выражается в разных измерениях. И первое философское заблуждение состоит в том, что в исследованиях Золотой пропорции фигурируют граничные отношения 2/1 и 1/1, а Стахов по привычке всех центробежных математиков единицу в знаменателях этих граничных отношений в своем методологическом выводе не называет. Между тем без знаменателей не может быть никакой пропорции в решении задачи о делении отрезка в крайнем и среднем отношении.
Итак, автор пришел к выводу, что формула 1/1x2/1, завершающая индивидуацию разума, является мерой гармонии противоположностей холона во всех его возможных измерениях, в процессе которой истины центробежной и центростремительной математик переходят друг в друга.
Как известно, так называемая геометрическая задача о делении отрезка в крайнем и среднем отношении изложена в "Началах" Евклида во времена Птолемея 1 в Александрии конца четвертого - начала третьего столетия до н. э. В задаче предлагалось взять отрезок линии и разделить его на две неравные части так, чтобы большая часть отрезка так относилась к меньшей части отрезка, как весь отрезок относится к своей большей части. Далее, в результате простых математических операций, это уравнение принимает вид тривиального квадратичного алгебраического уравнения и его решением являются два корня: положительный и равный: в числителе единица плюс корень квадратный из пяти, в знаменателе двойка; и отрицательный и равный: в числителе единица минус корень квадратный из пяти и та же двойка в знаменателе (10, 42).
Учитывая так называемый "физический смысл" (10, 25) пропорции считается, что ее решением является положительный корень данного уравнения. Во всяком случае, та же пропорция получается если взять отношение суммы малой стороны и диагонали "двойного" квадрата к большей стороне этого же двойного квадрата.
О том, что эта пропорция касается гармонии и красоты любого холона, было известно уже в древности. Но откуда пришла формулировка этой пропорции - неизвестно. С чем связана эта форму-
лировка - неизвестно науке и сейчас. Поэтому эту пропорцию и сейчас называют кодом природы, кодом да Винчи и т. п. И в наше время все понятия математики, связанные с этой пропорцией, окружены тайной, ореолом мистических прозрений, замалчиваются школьной программой обучения и т. д.
Но если мы попробуем отождествить выделенный на линии отрезок с выделенным из окружающей среды холоном, а две неравные части этого отрезка - с противоположностями этого холона, то есть с его временем и пространством, то мы как раз попадем в таинственный мир идей, понятий и представлений, связанных с Золотым сечением. Правда этот мир уже во многом лишится своих мистических, оккультных идей и предложений, и поможет нам лучше понять природу противоположностей холона, природу взаимодействий, природу гармонии и дисгармонии и т. п.
Так, например, оказывается, что математическое понятие несоизмеримых отрезков, или разнородных несоизмеримых величин, является математическим выражением несоизмеримости места (пространства) и длительности (времени) холона. А также несоизмеримости холона с его местом (пространством). И, соответственно, все бесконечное разнообразие иррациональных чисел, получающихся, как известно, при делении друг на друга несоизмеримых отрезков, есть математическое выражение деления друг на друга многообразных проявлений: пространства и времени холона, и холона и его пространства.
В связи с этой идеей, или предложением автора становится понятно, почему "все основные отношения сакральной геометрии выражаются иррациональными числами" (10, 117), а само открытие несоизмеримых отрезков и иррациональных чисел, приписываемое Пифагору, "стало поворотным пунктом" (10, 36) в развитии математики древней Греции, то есть заложило фундамент, основы европейской математики, а значит и философии и науки.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.
2. Мирская Л. А. Карл Густав Юнг. М" Ростов н/Д, 2006.
3. Юнг К. Г. Душа и миф. Шесть архетипов. Киев, 1996.
4. Заволотный В. Г. Обоснование нового принципа разделения труда в философии // Философские исследования. 2007. N 3 - 4.
5. Платон. Собр. соч. в 4 т. Т. 3. М., 1994.
6. Современная философия: Словарь и хрестоматия. Ростов н/Д, 1995.
7. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики. М., 1974.
8. Кришнамачарья Э. Духовная психология. Оккультная анатомия. Духовная астрология. М., 2004.
9. Энциклопедия символов / Сост. В. М. Рошаль. М., СПб., 2007.
10. Стахов А., Слученкова А., Щербаков И. Код да Винчи и ряды Фибоначчи. СПб., 2007.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Libmonster Russia ® All rights reserved.
2014-2024, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Russia |