Libmonster ID: RU-7415

Решение ЦК партии и правительства от 16 мая 1934 г. о преподавании гражданской истории в школах потребовало коренной перестройки в преподавании исторических дисциплин во всей системе народного образования.

Отмеченные в этом решении недостатки характерны не только для средней и низшей школы, но они целиком относятся и к специальным историческим учебным и исследовательским институтам.

Естественно, что текущий учебный год Институт красной профессуры истории должен был начать с радикального пересмотра учебных планов, программ и методов преподавания. Проверка знаний слушателей и анализ программ показали, что система учебы в Институте не обеспечивает серьезного изучения исторических дисциплин оканчивающими слушателями. Прежде всего оказалось, что в учебных планах почти целиком отсутствовало преподавание истории народов Запада, Востока, России в древние и средние века. Нельзя считать сколько-нибудь серьезным изучением то, что слушатель ИКП за все время учебы получал по всеобщей истории до XVII в. 6 лекций и столько же по истории XVII и XVIII вв. Примерно столько же лекций он получал по древней и средней истории России. Неудивительно, что при проверке отдельные слушатели не могли точно ответить на вопрос, кто такие были Цезарь, Гомер, Александр Македонский и т. д.

Вторым коренным недостатком учебного плана являлось совершенно неудовлетворительное изучение всего послевоенного периода. История СССР, история гражданской войны, историко-партийная тематика, история Коминтерна, братских партий, вопросы внешней политики послевоенного периода и т. п. были представлены в программах исключительно слабо.

Наконец, третьим коренным недостатком являлось то, что история XIX в. и первых десяти-пятнадцати лет XX в., которая занимала наибольшее место в учебных планах, преподавалась главным образом в разрезе методологических проблем. Наиболее полно была представлена история революций, рабочего движения и совершенно неудовлетворительно давалась гражданская история. Весь курс строился "методологически", т. е. хронологией и знанием фактов пренебрегали.

Преподавание истории Запада этого периода ограничивалось главным образом основными странами - Германией, Францией, Англией и отчасти Соединенными штатами. История западно-славянских стран, Италии и др. совершенно отсутствовала.

Выполняя указания ЦК и товарища Сталина, Институт резко перестроил весь свой учебный план и программы. Прежде всего необходимо было обеспечить прохождение каждым слушателем Института систематических исторических курсов. Этому в значительной степени мешало то, что специализация начиналась прямо с первого курса. Поступающий в ИКП слушатель с первого же года специализировался по определенному разделу истории. В результате, как правило, западники совершенно не знали истории России, народов СССР, а русские историки почти не проходили истории Запада.

В текущем году специализация началась только с третьего курса. Первые два года учебы дают слушателю систематическое общеисторическое образование. Первый год посвящен целиком изучению древней и средней истории и второй год - новой и новейшей истории.

До сих пор слушатели Института работали главным образом в семинарах. Сейчас уже прочное место в преподавании заняли полные систематические лекционные курсы. Каждый слушатель обязан сдать полностью зачет по всем разделам истории как по семинарскому, так и по лекционному курсу.

В ближайшее время Институтом будут опубликованы разрабатываемые стабильные программы, в которых полностью учтены указания ЦК и товарища Сталина. Уже с самого начала года профессора и преподаватели Института построили свои лекции и семинары на основе конкретно-исторических фактов в их хронологическом развитии.

Само собой разумеется, что преподавание исторических дисциплин не может ограничиваться только точным хронологическим изложением фактов. Воинствующая партийность, подлинно научный подход требуют не только изучения фак-

стр. 146

тов, но и серьезного теоретического и политического обобщения их. Этому значительно способствует преподавание философских дисциплин. На 1-м курсе слушатели изучают основные проблемы диалектического материализма, а на 3-м курсе - историю философии.

В системе Института специализация проходит по трем отделениям: истории народов СССР, истории народов Запада и истории народов Востока. Последнее в ближайший период времени будет преобразовано в отделение истории колониальных и зависимых стран. На каждом отделении слушатели специализируются по соответствующим разделам истории (древней, средней и новой); кроме того на отделениях истории народов Запада и Востока специализация идет по линии отдельных стран.

Исключительно большое значение, как показала практика, имеет введение (на третьем курсе) семинара по историографии. Серьезный курс историографии дает возможность познакомиться с развитием исторической мысли и играет значительную роль в приобретении слушателями дополнительного фактического исторического материала и навыка критического подхода к различного рода историческим школам.

Начиная с 3-го курса семинары носят полуисследовательский характер. Слушатель использует не только общую литературу, но в значительной степени и первоисточники. Таким образом еще во время учебы в ИКП слушатели работают над материалами в Институте Маркса - Энгельса - Ленина, московских архивах и т. п. Однако до сих пор Институт еще недостаточно вооружает слушателей знанием техники исторического исследования. Введение преподавания источниковедения, археологии, архивного дела, практический показ преподавателями различного рода исторических источников (летопись, памятники, былины, мемуары, газеты и т. п.), знакомство с архивами, экскурсии - все это должно обеспечить ликвидацию этого крупного недостатка в самое ближайшее время.

Одним из наиболее серьезных вопросов в подготовке слушателя является знание иностранных языков. Совершенно ясно, что не только историки Запада и Востока, но и историки народов СССР не могут вести сколько-нибудь серьезной исследовательской работы без знания хотя бы одного иностранного языка. Институт взял твердую линию на то, чтобы ни один слушатель, не могущий свободно читать на одном из иностранных языков литературу средней трудности, не переводился на 3-й курс.

Имея в виду особую трудность изучения восточных языков, Институт вынужден требовать от поступающих на это отделение знания языка соответствующей страны. В настоящее время происходит набор на восточное отделение. Все 50 товарищей, подавших заявления, знают в разной степени два иностранных языка: один из восточных (китайский, японский, турецкий) и английский. Для всех слушателей западного отделения введен элементарный курс латинского языка, а для специалистов по всеобщей древней и средней истории - полный курс латинского и греческого языков. Все слушатели отделения истории народов СССР кроме изучения иностранного языка (английского, французского, немецкого) обязаны сдать полный зачет по древнеславянскому и языку одного из народов СССР (украинский, белорусский, тюркский и т. п.). В учебном плане значительно увеличено количество часов работы с преподавателями языковых групп. Широко практикуются консультации слушателей.

Для повышения общего культурного развития слушателей введен дополнительный курс по истории русской литературы, народов СССР и народов Запада. Проведенная перестройка учебных планов, разработка новых стабильных программ, совершенствование методов преподавания, введение строгого контроля значительно подняли трудовую дисциплину в Институте, повысили качество усвоения материала. Первое полугодие, несмотря на очень большую нагрузку слушателей по линии учебы, на значительную их загрузку общественной работой, дало хорошие показатели работы слушателей. Планы всех семинаров выполнены полностью.

Оценка выступлений свидетельствует о серьезной работе слушателей. Возьмем для примера 1-й курс. Из 59 устных докладов, сделанных во всех группах 1-го курса, 6 получили оценку "отлично", 6 - "очень хорошо" и 23 - "хорошо". За все полугодие, учитывая все классные занятия всего Института, было лишь 3 пропуска по неуважительным причинам. Все слушатели 2-го курса в феврале сдали письменные доклады.

Значительные успехи имеются и в изучении иностранных языков.

Сильно выросшая потребность в кадрах историков, большая тяга к историческим знаниям требуют значительного расширения института. В 1933 г. Институт принял только 6 чел., в 1934 г. - 35 чел., сейчас принимает 30 чел., в осенний прием необходимо принять 50 - 60 чел. Набор уже начался; серьезная помощь и внимание нашему Институту со стороны партийных организаций, исторических учреждений и наших историков, упорная работа всего коллектива Института обеспечат высококвалифицированный отбор новых слушателей.

Вокруг Института вырос ряд "дочерних" и "внучатных" организаций: заочное отделение, вечерний институт, семинар по подготовке к поступлению в ИКП, семинар секретарей и партактива Фрунзен-

стр. 147

ского района по изучению истории партии.

Полное выполнение решения ЦК нашей партии и указаний, данных историкам товарищем Сталиным, неустанная борьба за партийность и принципиальную непримиримость в исторической науке, разоблачение всякого рода контрреволюционных, буржуазных, меньшевистских, троцкистских, правооппортунистических теорий - обеспечат коллективу Института быструю ликвидацию имеющихся еще серьезных недочетов в программах, в организации учебного процесса и дадут возможность выпускать из Института крепко подготовленных, высокой культуры большевистских историков.


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ИНСТИТУТ-КРАСНОЙ-ПРОФЕССУРЫ-ИСТОРИИ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Lidia BasmanovaContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Basmanova

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Т. ДУБЫНА, ИНСТИТУТ КРАСНОЙ ПРОФЕССУРЫ ИСТОРИИ // Moscow: Libmonster Russia (LIBMONSTER.RU). Updated: 22.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ИНСТИТУТ-КРАСНОЙ-ПРОФЕССУРЫ-ИСТОРИИ (date of access: 18.07.2025).

Found source (search robot):


Publication author(s) - Т. ДУБЫНА:

Т. ДУБЫНА → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Lidia Basmanova
Vladivostok, Russia
1576 views rating
22.08.2015 (3618 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
Посвящается выпускникам 40 выпуска АЗВИ и их военным наставникам. Видимо, это и есть те вериги, те железные цепи памяти, опутавшие меня навеки! Уже далеко не Веригина гора, а непокоренные и невиданные вершины снились и страстно манили своей непревзойденной красотой и недоступностью. Воспитатели на военной кафедре полковники Георгий Петрович Караваев, Иван Федорович Бердников, Николай Федорович Шуклин и общий любимец—подполковник Николай Андреевич Рыбкин давно присматривались к студентам, зарабатывающим себе кусок хлеба не совсем простым способом. И естественно прониклись к этому содружеству, особенно к электрикам, каким-то неуловимым уважением и отчасти состраданием. Это и предопределило нашу дальнейшую судьбу и биографию. Часть офицеров ветеринарной службы запаса, по выпуску были определены в кадры Вооруженных Сил Советского Союза в добровольном порядке.
Catalog: Разное 
PLESETSK SPACE FIRM IS A MYTH, NOT A REALITY
3 days ago · From Вадим Казаков
В преддверие 325 летнего юбилея Тыла Вооруженных сил Российской Федерации и 318 годовщины военной ветеринарии России, которая четвертый век стоит в одном строю с органами материально - технического обеспечения войск и сил флота. В настоящее время служба выполняет; контрольно-надзорные функции, в области ветеринарии; реальное ветеринарно-санитарное обеспечение войск (сил); решает задачи биологической безопасности и защиты от биологических угроз, в части касающейся военной ветеринарной медицины; обеспечивает снабжение ветеринарным имуществом и другие специфические задачи
Ко Дню ветеринарного работника вспоминаем, как происходило становление и развитие отрасли в нашей стране.
В статье в контексте столетнего юбилея «русской революции» обобщаются известные, малоизвестные и неизвестные факты биографии революционера, знаковой фигуры временного «сотрудничества» большевиков и левых эсеров, интересного человека А.И. Бриллиантова.
Catalog: История 
В статье обосновывается необходимость комплексного гуманитарного анализа войн как феноменов политики, экономики и идеологии в их исторической эволюции и взаимодействии. На примере Первой мировой войны показано увеличение роли экономических (ресурсных) факторов в системах причинно-следственных взаимодействий, порождающих войны, в совокупностях обстоятельств, обусловливающих их характер, их стратегическое обеспечение, исход и следствия. Ключевые слова: взаимосвязь мира и войны, обусловленность войн, Первая мировая война.
В статье в контексте общей теории гражданско-военных отношений обобщаются исследования специалистов по проблемам военной деятельности на ранних этапах истории человечества, её роли в возникновении классового общества и государства, процессов обособления «гражданской» и «военной» деятельности как основных критериев разграничения соответствующих сфер общественной жизни. Ключевые слова: гражданско-военные отношения; война и мир в истории; гражданская и военная сферы общественной жизни.
В статье анализируются формирование, развитие и современное состояние военно-экономической мысли как составной части социально-гуманитарного и специального военного знания. Особое внимание уделяется проблемам современной военной экономики
Spiritual monument to sailors
10 days ago · From Вадим Казаков
К 318-ой годовщине Военной ветеринарной службы России. Деятельность военно-ветеринарной службы во время Великой Отечественной войны освещена недостаточно. Новизна работы в том, что ученица, опираясь на ранее не использованный источник и военную литературу, попыталась восполнить пробел в наших знаниях о войне, о деятельности военно-ветеринарной службы, о военных ветеринарах – незаметных тружениках, которые внесли свой вклад в Победу.

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

LIBMONSTER.RU - Digital Library of Russia

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners
ИНСТИТУТ КРАСНОЙ ПРОФЕССУРЫ ИСТОРИИ
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: RU LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Libmonster Russia ® All rights reserved.
2014-2025, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android