Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: RU-8643
Author(s) of the publication: А. Г. ЧУСОВИТИН

Share with friends in SM

Несмотря на многовековую историю развития потребностей практического и методологического порядка, идея взаимодействия, особенно социального, остается до сих пор слабо разработанной. Устойчивый интерес к ней со стороны мыслителей самых различных мировоззрений обусловлен рядом обстоятельств. Во-первых, задачами гносеологического порядка. Поскольку идея взаимодействия включает в себя представления о фундаментальном свойстве бытия, лежащем в основе всех процессов движения и развития материальных и духовных явлений, постольку познание последних, естественно, предполагает исследование содержания категории "взаимодействия". Эта категория способствует сущностному объяснению различных явлений, разработке целостной картины мира, пониманию взаимоотношения людей друг к другу и окружающему миру. На этом основании она привлекла и привлекает внимание практически всех исследователей. История материальной и духовной культуры свидетельствует о том, что нет естественнонаучных, социальных, религиозных и прочих проблем, решение которых было бы свободно от определенных представлений о взаимодействии. Во-вторых, идея взаимодействия, выражая фундаментальное свойство материального и идеального, сущность всех форм движения, живые отношения людей, выступает одновременно методологическим средством постижения бытия. Методологическая результативность категории "взаимодействие" находится, как мы ниже покажем, в прямой зависимости от глубины понимания ее объективного содержания. Поэтому не случайно в ее разработке и использовании принимали участие философы, ученые, социологи и т.д. Значительный вклад в ее развитие внесли и религиозные мыслители.

Мыслители уже на ранних стадиях человеческой истории обратили внимание на существование специфических взаимодействий онтологически различных явлений: материального и идеального, тела и души, совершенного и несовершенного, вечного и преходящего и т. д. Как показывает история духовной культуры, этот интереснейший аспект проблемы взаимодействия все еще практически не разработан. Ситуация в различных науках такова: пока никому не удалось теоретически объяснить, несмотря на многочисленные попытки, каким образом мате-

стр. 74


риальное (мозг) порождает идеальное (мысль), а идеальное воздействует на материальное.

Ипостасное взаимодействие представляет собой одну из форм взаимодействия онтологически различных природ: нетварной (божественной) и тварной (человеческой). Предметом исследования оно становится в связи с теоретическим обоснованием догмата о боговоплощении. Согласно догмату, в Христе органически соединены божественная и человеческая природа, понять их взаимоотношение пытались многие мыслители на протяжении нескольких столетий. Огромный вклад в решение этой проблемы внесли отцы православной церкви, опираясь на идею взаимодействия как методологическое средство. Прежде чем перейти к анализу их воззрений, остановимся на краткой характеристике крайних - взаимоисключающих друг друга - точек зрения и причин их появления.

В понимании соотношения двух природ во Христе существовали две крайние позиции. Одна из них признавала превосходство и несоизмеримость божественного с человеческим, на основе чего отрицалась возможность или полнота боговоплощения. При этом, естественно, умалялась, принижалась человеческая природа, допускалось самоуничижение человека, его поглощение божественной природой. В результате такого соединения две природы сливались в одну - божественную. Противоположная позиция, наоборот, обособляла природы, рассекала Христа на "двоицу сынов", в результате чего утверждалось лишь сосуществование божественного и человеческого. Последние оказывались внешне соединенными во Христе, не образующими личность, ипостась.

Причиной появления крайних точек зрения служили упрощенные представления о взаимодействии, допускавшие существование односторонних воздействий, а вместе с ними активность одного субъекта (бога) и пассивность другого (человека). Они, вообще, отрицали возможность взаимодействия онтологически различных явлений. Упрощенные представления приводили к пониманию соединения двух природ во Христе либо как смешения, слияния, поглощения активным пассивного, либо как их простого сосуществования.

Методология крайних точек зрения изначально противоречила парадигме взаимодействия и приводила тем самым к неприемлемым выводам. Допущение, например, одностороннего воздействия божественного на человеческое вело к признанию резкого изменения человеческого при боговоплощении, его отличию от человеческого в других людях. Получалось, что тело Христа перестает быть единосущным другим людям, а его страдания и смерть являются иными по сравнению с обычными страданиями и смертью людей. Отрицание взаимного влияния божественного и человеческого возводило неустранимую

стр. 75


преграду при обосновании идеи спасения. Спасение становилось невозможным.

Необходимо отметить, что в острых и длительных догматических спорах обсуждался, по сути дела, вопрос о возможности существования и особенностях взаимодействия онтологически различных явлений. Православные отцы, в отличие от авторов еретический учений, положительно решали этот вопрос. Они не сомневались в существовании такого взаимодействия, подчеркивали его таинственность и неизреченность.

Вопрос о том, как описать соединение божественного и человеческого со всей определенностью обсуждался Аполлинарием. Согласно его учению, два совершенных начала не могут взаимодействовать и образовать одно совершенное. Действительного воплощения по теории единения бога и полного трехчастного человека: духа, души и тела не может быть по ряду причин. В указанной парадигме, например, невозможно сконструировать одно лицо Христа при наличии двух умов (божественного и человеческого). Если бы бог соединился с совершенным (полным) человеком, состоящим из духа (ума), души и тела, то действительного воплощения не получилось бы из-за того, что появилось бы два центра (два сына). Один был бы сыном по природе, другой - по усыновлению. В одного крестились бы, а в другого - нет. Более того, поскольку ум по своей природе самодержавен и производит в душе определенные действия, постольку два ума, действуя в одном лице, но в разных направлениях, разрушали бы его единство (целостность). Во избежание "двойства" Аполлинарий отрицает "совершенство" человеческого во Христе, ибо только в этом случае несовершенное, соединившись с совершенным, исключает двойство. Альтернативный вариант - отрицание полноты божественного - для него был неприемлем, поскольку означал прямой отказ от идеи спасения.

По учению Аполлинария, в Христе человечество представлено неполно, поскольку в нем отсутствует человеческий ум. Он заменен божественным умом. Человеческое восполнено божественным, т.е. поглощено им. Христос воспринял только плоть и душу человека, но не его ум. Последователи богослова говорили даже о том, что Христос воспринял лишь человеческое тело, в силу чего не стал полноценным земным человеком, оказался не вполне единосущен людям. Отрицание полноты человеческого во Христе приводило в конечном счете к признанию не двух природ Христа, а только одной - божественной. "Христос Аполлинария, - пишет В.Н. Лосский, - был не столько Богочеловеком, сколько животной природой, соединенной с Богом. В этом уже коренится зачаток монофизитства" 1 . В приниже-


1 Лосский В.Н. Очерк мистического богословия восточной церкви. М., 1991. С. 273.

стр. 76


нии человеческой природы, лишении ее статуса субъекта взаимодействия заключается специфика учения Аполлинария.

Механические представления о соотношении двух природ не позволили Аполлинарию решить и проблему спасения. Если во Христе нет истинного взаимодействия божественного и человеческого, то отсутствует и возможность соединения человека с богом. Учение о спасении в этом случае лишалось своего онтологического основания.

Учение Аполлинария основано на отождествлении человеческой личности с умом. Этот недостаток отцы церкви преодолели на Халкидонском Соборе путем различения природы и личности. Различение утверждало свободу личности по отношению к природе и позволяло говорить в отличие от Аполлинария, о единстве двух совершенных природ. Это единство не уничтожало свойства каждой из природ. В силу этого человеческая природа сохраняла свою полноту. Она не умалялась и не поглощалась. Логос не занимает какого-то элемента человеческой природы, а воспринимает ее во всей полноте.

В критике воззрений Аполлинария ряд мыслителей впадали в другую крайность. Они допускали существование во Христе двух самостоятельных, неслиянных природ, но говорили об их соединении как соприкосновении, относительном явлении. Несторий, например, полагал, что человеческое способно жить и развиваться само по себе. Он обособлял человека Христа и Бога - Слова, храм от живущего в нем. Бог, предвидя высоконравственную жизнь Христа, избрал его в качестве храма.

Соединение божественного и человеческого в момент рождения Христа было неполным. Оно становилось полнее по мере его совершенствования, и в момент подвига Христа обожение человеческой природы стало окончательным.

Божественное и человеческое у Нестория существуют каждое в своих действиях, в своей сущности, в своей ипостаси. Они не смешиваются и не сливаются друг с другом. Не исключалась и связь между ними. Однако последняя признавалась лишь в форме внешнего соприкосновения, которое не способно было привести к образованию единого целого - одного лица. Ипостасное взаимодействие, таким образом, отрицалось. В.В. Болотов замечает: "...Несторий учение о двух естествах положительно развил до учения о двух лицах, разорвав единство Богочеловека" 2 .

Православные отцы показали, что Христос не делится на два лица, внешним образом связанных между собой. По их учению, взаимодействие двух природ вызывает не простое их соприкосновение, а появление одной ипостаси, одной личности.


2 Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви. М., 1994. Т. 4. С. 184.

стр. 77


Ценными являются представления Нестория о взаимообщении двух лиц, аналогией которого может служить феномен обмена знаниями, навыками, действиями. Он говорит о взаимности в их общении как необходимом условии бытия Христа, общественной жизни людей. Бог воплотился для того, чтобы сделать лицо человека своим лицом. Он воспринял лицо человека и сообщил человеку свое лицо. Божество пользуется лицом человечества, а человечество - лицом бога. Единство лиц представляется развивающимся процессом. Для их совершенного общения необходима подвижническая деятельность людей, связанная с преодолением страстей. Страсти должны быть исключены из процесса общения, в противном случае общение не будет плодотворным, бесконфликтным.

Следует подчеркнуть, что общение бога с человеком, своеобразное согласование их совместных действий, по мнению Нестория, происходит только в моральной и волевой сферах. Богослов не признает онтологических оснований взаимодействия божественного и человеческого, без которых невозможно построение христологии. Такой вывод следует из его учения о двух лицах, о чем мы уже говорили выше.

Ипостасное взаимодействие - это взаимодействие онтологически различных природ (божественной и человеческой), обусловливающее появление богочеловеческого единства (целостности). Ему присущ ряд интересных свойств, о которых речь пойдет ниже. Пока же отметим, что это взаимное воздействие природ друг на друга, взаимодействие не механического порядка. Оно существенно отличается от механических взаимодействий, проявляющихся в форме односторонних воздействий (угнетения, насилия, поглощения одного субъекта другим), случайных столкновений, сосуществования (внешних связей) и т. д. Это взаимодействие отличатся и от синергийного, сущностного взаимодействий. Примечательно и то, что концепция ипостасного взаимодействия достаточно глубоко отражает объективную диалектику единого и многого (неслитного двуединства), связи и обособленности.

Идея ипостасного взаимодействия допускает органическое, внутреннее единство (связь) божественного и человеческого во Христе, их взаимное единодушие, в котором не преувеличивается и не преуменьшается значимость ни одной из сторон. Стороны признаются одинаково совершенными, образующими одно лицо. На этом основании нельзя говорить о какой-то наиболее действенной, преимущественной природе в Богочеловеке. С помощью идеи ипостасного взаимодействия отцы церкви обосновали тезис о единстве лица и взаимоотношении его природ, доказали, что божественная и человеческая природы во Христе полностью сохраняют полноту своих свойств и выражают себя в конкретных действиях: божественная действует так, как ей свойственно, а

стр. 78


человеческая выполняет то, что ей присуще. И действуют они только во взаимном общении друг с другом.

В результате ипостасного взаимодействия возникает такое соединение, в котором каждая природа сохраняет собственную сущность и свойства, имеющиеся у нее различия, и не превращается в другую природу. Свойства природ в этом взаимодействии остаются неслитными и неизменными (неповрежденными). "Ради того, что Слово соделалось плотию, ни Оно не оставило область божественного бытия и не лишилось присущих Ему, подобающих Богу совершенств - ни плоть, будучи обожествлена, не потерпела превращения в своем естестве или в своих естественных свойствах. И после соединения как естества остались несмещанными, так и свойства их - неповрежденными" 3 .

Ипостасное взаимодействие приводит к неслитному соединению божественного и человеческого в одном лице. Во Христе две природы соединились без превращения и изменения: божественная не лишилась свойственной ей природы, а человеческая - человеческой. Действия той и другой принадлежат одному лицу, одной ипостаси. Объединение природ в единое целое произошло не по сущности, а ипостасно.

В результате ипостасного взаимодействия божественное и человеческое не только соединяются, но и взаимопроникают друг в друга, действуют как единое целое. "...Слыша о бесстрастии и страдании, и о соединении Божества и человечества, мы говорим, что страдание принадлежит к страстному телу, а бесстрастную природу исповедуем свободной от страданий. Но это тело не есть тело простого человека, но единородного... И, по причине единства, лицо Христа принимает все свойственное каждой природе, - об одном лице сказуется и Божественное, и Человеческое... В страдании и смерти не нарушалось нераздельное единство естеств и от страстной плоти была неотлучна Божественная природа, и во гробе и на кресте, хотя и не воспринимала сама страдания. По природе пострадала плоть. Бог же Слово усвоил себе страдания ее, как своей собственной плоти" 4 . Через это усвоение соединяются бесстрастность божества и страдательность человечества.

Православное христианство повествует о единстве личности Богочеловека. Это означает, что в ипостаси Христа вместе созерцаются свойства двух природ, что свидетельствует о их общении, о том, что свидетельствует об их общении, о том, что иногда человеческие свойства приписываются ему как богу, а иногда свойства божественные приписываются Христу как человеку. "Вследствие этого-то единства лица, мыслимого в той и другой природе... и говорится, с одной стороны, что Сын человеческий сошел с неба, тогда как (соб-


3 Дамаскин И. Точное изложение православной веры. М., 1992. С. 108.

4 Флоровский Г.В. Восточные отцы V-VIII веков. Париж, 1993. С. 93.

стр. 79


ственно) Сын Божий воспринял плоть от той Девы, от которой Он родился; и с другой стороны, можно сказать, что Сын Божий распят и погребен, хотя и распятие и погребение претерпел Он не в божестве самом, по которому Единородный совечен Отцу и единосущен, но в немощи нашей природы" 5 .

Неслитность и неповрежденность двух природ во Христе не дает оснований говорить о том, что результат ипостасного взаимодействия является простой суммой индивидуальных действий божественного и человеческого. Взаимопроникновение природ, действие одной природы совместно с другой, с непременным ее участием, свидетельствует о том, что при взаимодействии природы не остаются абсолютно неизменными. Оказывая взаимное влияние друг на друга, они способствуют обогащению собственных индивидуальных действий и совместного результата. Иными словами, ипостасное взаимодействие порождает некий интегральный эффект. И. Дамаскин отмечает: "Плоть же Господа, по причине теснейшего, то есть ипостасного, соединения с Богом - Словом обогатилась божественными силами, при этом ни мало не потеряв из своих собственных свойств, ибо она совершала божественные действия не своею собственною силою, но по причине соединения с нею Бога-Слова, так как Слово через плоть проявляло свойственное ему действование" 6 . И далее: "То, что свойственно человеку, Иисус Христос совершил не так, как обычно совершает человек, так как он был не простой человек; равно и свойственное Богу совершал не так, как Бог только, потому что был не просто Бог, но вместе Бог и Человек" 7 .

В процессе ипостасного взаимодействия, естественно, преображается человеческая природа. Неизреченное божественное изгоняет из нее тление, смерть, получившие изначальную силу над людьми в результате их грехопадения. Человеческая плоть, смертная сама по себе, в процессе ипостасного взаимодействия с богом становится животворной. Совершается подобное преображение и всех других людей в результате их взаимодействие с Христом. "Нераздельное объединение и как бы "сцепление" в едином лице и ипостаси Христа Божества и всецелого человечества, преобразивши человеческую природу в святость и нетление, совершает подобное преобразование и во всех людях, в меру их соединения с Христом. И во Христе существенно освящена и преображена человеческая природа" 8 .

Взаимодействие двух природ во Христе выступает онтологической основой сотериологических воззрений. Истинным спасителем может быть только Богочеловек, а не "богоносный человек", в котором боже-


5 Болотов В.В. Указ. соч. С. 269.

6 Дамаскин И. Указ. соч. С. 108.

7 Там же. С. 112.

8 Флоровский Г. В. Указ. соч. С. 62.

стр. 80


ственное и человеческое лишь сосуществуют друг с другом, но не взаимодействуют. Спасение состоит в таинственном, неизреченном взаимодействии людей с Христом. Бог воплотился не в одного какого-то человека, а в человеческую природу. Поэтому все совершающееся в Христе непринудительным образом распространяется и на всех людей как "сродников" Его в силу действительного сопричастия всех людей в человечестве Сына. Все люди единосущны между собой и с Христом, их тела однородны с телом Господним. В этом состоит не просто их внешнее сходство, а внутреннее подлинное единство. Христос имеет в себе свойства божественного, посредством которых соединен с Отцом и Духом, и те признаки человеческого естества, благодаря которым соединен с матерью и другими людьми.

Ипостасное взаимодействие - это динамический процесс, в котором постоянно и непрерывно общаются божественное и человеческое во Христе. Последние представляют собой не два изолированные, обособленные друг от друга естества, внешним случайным образом соприкасающиеся друг с другом, а естества непрерывно переплетающиеся в одно целое - жизнь. В. В. Болотов сравнивает их с различными элементами человеческого сознания, которые "реагируют друг на друга и в совокупности определяют собою личное самосознание человека" 9 .

В ипостасном взаимодействии естества взаимно изменяются. Человечество во Христе возвышается на степень славы божественной, конечно, не без собственных усилий и не без заимствования помощи у Бога-Слова. Оно принимает наставления божества и реализует их при его же содействии. Человек тем ближе к богу, чем теснее взаимодействует с ним. Подчиняя свою личность богу, человек не лишается совершенства, а наоборот, усиливает его.

Бог воплотился ради обновления растлевшего естества, преодоления смерти и воскресения. Человеческое в ипостасном взаимодействии подлинно становится само собою. Здесь оно пронизано божественным, представлено в первозданном виде, во всей непорочности и чистоте. Человеческое преображено и свободно от первородного греха.

Ипостасное взаимодействие бесконфликтно. Это совершенное согласие и единство божественного и человеческого, нераздельное их общение друг с другом. Каждая из природ воплощенного Бога сохраняет свою определенность лишь взаимодействуя с другой. "Это взаимодействие - не простое соположение, но соединение, основанное на единстве субъекта Божественного и человеческого действия во Христе: Один и Тот же - и Бог, и Человек" 10 .


9 Болотов В.В. Указ. соч. С. 275.

10 Мейендорф И. И. Христос в восточном православном богословии. М., 2000. С. 24.

стр. 81


В заключение подчеркнем следующее.

Существование ипостасного взаимодействия (взаимодействия онтологически различных явлений) отцами церкви просто постулируется, а его природа объявляется неизреченной. Этот факт не следует оценивать негативно и прилагать при этом усилия для его рационализации. Тем более что свойства взаимодействия выявлены и использованы при построении христологии.

Особенности ипостасного взаимодействия, по нашему мнению, являются общими свойствами взаимодействия всех онтологически различных явлений. Их можно использовать, например, при исследовании такой слабо изученной проблемы, как проблема соотношения материальных и идеальных факторов, их роли в бытии, вообще, и общественной жизни в частности. Нельзя проходить мимо и той методологии, которая показала свою высокую эффективность при обосновании догмата о боговоплощении.

Свойства ипостасного взаимодействия ориентируют, во- первых, на признание органической связи материального и идеального как двух первоначал бытия и, во-вторых, на то, что материальное и идеальное в процессе взаимодействия сохраняют свою качественную определенность, не превращаются друг в друга.

Опираясь на диалектику обособленности и связи можно сказать, что материальное и идеальное обособлены друг от друга в одном отношении и взаимосвязаны в другом. Онтологическая обособленность материального и идеального однако не исключает возможности их взаимодействия.

Orphus

© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ИПОСТАСНОЕ-ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Iosif LesogradskiContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Lesogradski

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

А. Г. ЧУСОВИТИН, ИПОСТАСНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 09.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ИПОСТАСНОЕ-ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ (date of access: 19.09.2019).

Publication author(s) - А. Г. ЧУСОВИТИН:

А. Г. ЧУСОВИТИН → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Iosif Lesogradski
Москва, Russia
920 views rating
09.09.2015 (1471 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes

Related Articles
Преграды к созданью Единой Теории Поля и путь одоления их. Barriers to the creation of the Unified Field Theory and the path of overcoming them.
Catalog: Философия 
5 hours ago · From Олег Ермаков
ЯНТАРНЫЙ ПУТЬ
Catalog: География 
2 days ago · From Россия Онлайн
ПЕРВАЯ В РОССИИ КНИГА О ФРАНЦУЗСКОЙ БУРЖУАЗНОЙ РЕВОЛЮЦИИ КОНЦА XVIII ВЕКА
2 days ago · From Россия Онлайн
АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ БРУСИЛОВ
2 days ago · From Россия Онлайн
ЕГИПЕТ: ЭВОЛЮЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
2 days ago · From Россия Онлайн
А. Т. БОЛОТОВ - УЧЕНЫЙ, ПИСАТЕЛЬ ЭНЦИКЛОПЕДИСТ
2 days ago · From Россия Онлайн
Несмотря на недолгое существование казино Crystal Casino на онлайн-рынке, сейчас оно является одним из самых развитых и уважаемых онлайн-казино. Это российское онлайн-казино предлагает несколько сотен различных игр, доступных на настольных компьютерах, а также на смартфонах и планшетах.
Catalog: Лайфстайл 
2 days ago · From Россия Онлайн
МОСКОВСКИЕ ОХОТНИКИ ПРЕДПОЧИТАЮТ ЯСТРЕБОВ И СЕТТЕРОВ
Catalog: Лайфстайл 
7 days ago · From Россия Онлайн
НЕНУЖНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ
Catalog: Лайфстайл 
7 days ago · From Россия Онлайн

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
 

Actual publications:

Загрузка...

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
ИПОСТАСНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
 

Contacts
Watch out for new publications:

About · News · For Advertisers · Donate $ to Libmonster ($)

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2019, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Germany China India Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Uzbekistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones