Libmonster ID: RU-9214

Искушение - это соблазн уступить доводам Разума, когда спит Дух

Антуан де Сект Экзюпери

Несмотря на очевидное и, наконец, признанное фиаско аналитической философии в вопросе редукции сознания к физико-химическому структурному уровню, попытки продолжать это малопочтенное дело всё ещё не прекращаются [1, 2]. Как никакая другая проблема сознания стоит на совершенно особом месте. Действительно, даже отдельное человеческое сознание, будучи привязано к малюсенькому комочку материи, вмещает в себя всю бесконечность Вселенной и даже замахивается на то, что может находиться за её пределами. Одно это соображение выводит сознание на онтологический уровень, обусловливая его познание в контексте общего представления о Вселенной. Именно поэтому огрехи в логике при попытках познать эту "неявно явленную" нам сущность должны быть сведены к совершенно ничтожному уровню. Имеется в виду применение системного подхода как метода, наиболее полно учитывающего все взаимодействия субъект-объектных и объект-объектных пар, тем самым приближая нас к адекватному описанию Вселенной.

Начну с повторения общеизвестного - с определения системы, которое всё ещё, как ни покажется странным, обсуждается. Приведу не слишком длинную цитату из собственной работы пятнадцатилетней давности [3]: "...Казалось бы, при мировоззренческом уровне общности ... понятия <системы> его определение должно

стр. 175

быть давно отработано и превращено в ... незыблемый фундамент наук. Тем не менее, по известным автору литературным данным формулировка определения системы всё ещё обсуждается. Именно в силу нетривиальности проблемы здесь не место для проведения критического разбора имеющихся определений, равно, как и их обоснований, так как это, по крайней мере, тема отдельной большой статьи. Однако мы вынуждены, хотя бы и конспективно, высказаться на эту тему, так как логика построения модели Вселенной - Системы требует от нас применения точного, философски грамотного и, следовательно, логически завершённого определения системы. Рассмотрим два из многочисленного семейства определений, непосредственно обслуживающих эту тему, взятых из Философского энциклопедического словаря (2 издание, М., "Советская энциклопедия" 1989, с. 584, 629).

Определение 1: "Система - (буквально целое, составленное из частей) совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая создаёт определённую целостность, единство".

Определение 2: "Структура - (буквально строение, расположение, порядок) совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, сохранение основных свойств объекта при различных внешних и внутренних изменениях".

Анализируя приведенные определения с помощью элементарной логики можно сделать вывод, что определение 1 является необходимым условием существования такого объекта, как система. Действительно, множество элементов тогда и только тогда образуют некоторую целостность, единство, когда они находятся в отношениях и связях друг с другом. Какое же известное явление или, может быть, новое обусловленное свойство может служить достаточным условием существования системы? По-видимому, это должно быть имманентное системе свойство, являющееся обязательным признаком описываемого объекта, обеспечивающее его целостность в процессе взаимодействия с внешним миром и во взаимодействии себя проявляющим. На роль условия достаточности вполне подходит определение 2, в котором учтены перечисленные нами требования. В связи с тем, что мы строим именно материальную систему, с активно взаимодействующими элементами, целесообразно избавиться от "вялых" и маловыразительных терминов связь и отношение в определении 1, заменив их одним, предложенным ещё Берталанфи, термином взаимодействие.

стр. 176

После дополнительной коррекции, объединив оба цитированных определения в одно, мы получим полное, философски грамотно организованное определение: "Система представляет собой совокупность взаимодействующих элементов, образующих определённую целостность, которая обеспечена совокупностью же относительно устойчивых внутренних и внешних взаимодействий, называемых структурой"".

Определение, как видно из цитаты, сформировано для материальных систем. При необходимости анализа нематериальных систем допускается замена термина "взаимодействие" на термин "отношение". Важнейшим признаком системности является образование целостности - свойства, не сводимого к сумме свойств элементов, составляющих данную систему. Отсюда, казалось бы, следует вывод, что систему невозможно создать "снизу" путём приведения во взаимодействие элементов, если заранее неизвестно генеральное свойство образуемой целостности. Действительно, запрет существует, но не следует понимать его как абсолютный. В пределах частного структурного уровня систему возможно создать и снизу, так сказать естественным путём. Однако какой бы сложности данная система не достигла, её целостность останется в пределах данного структурного уровня, если её формирование не стимулировалось с вышележащего уровня. Грубо говоря, собака в условиях физико химической среды никогда не будет отождествляться этой средой в качестве собаки. Только развитая биологическая структура или человек способны воспринять собаку как целостность, да и то с оговорками. В последнем примере выделяется важнейшее положение системности - обязательное наличие у системы свойства целостности. Целостность - это внешняя характеристика системы, полноценное восприятие которой доступно лишь стороннему, взаимодействующему с ней объекту. Это следует не только из общих соображений, но прежде всего из определения системы, в котором содержится чёткое и непреложное условие системности - "...относительно устойчивые внутренние и ВНЕШНИЕ взаимодействия"1, так как именно при внешних взаимодействиях у системы обнаруживается свойство целостности. Оно определяет условия существования данного объекта-системы. Ещё раз специально выделю мысль, что системность - это взаи-


1 По сравнению с приведённым определением системы здесь появилась оговорка "относительно устойчивые... связи", что связано с постепенным развитием теории и чем подтверждается признание мироустройства принципиально вероятностным.

стр. 177

модействие открытых систем, которые, выражаясь математическим языком, связаны иерархической логикой сети необходимых и достаточных условий существования, обусловленных структурой.

Далеко не секрет, что в реальности осуществляется принцип вложенности систем, который, вообще говоря, можно представить в виде некоторых структурных уровней. Чем выше структурный уровень, к которому приписан данный объект, тем большее число аспектов содержит его генеральное свойство - целостность. При этом данный объект взаимодействует с объектами соответствующих структурных уровней сугубо аспектами собственной целостности, проявленными на этих структурных уровнях, осуществляя необходимую, в том числе управляемую коммуникацию на лежащих ниже уровнях. Таким образом, в самых общих чертах мы представили иерархическое устройство структуры нашей Вселенной. Традиционно (как генеральное членение) рассматривают трёхчастное подразделение структурных уровней. Обычно они именуются как Физический, Биологический и Социальный. В современной литературе существует великое множество вариантов более тонкого расщепления структурных уровней, конкретность которого во многом зависит от задачи, которую решает исследователь. Каждый из названных уровней, пока без учёта нюансов внутренней структуры, представляет собой некоторое системное целое, объединённое и ограниченное собственной организацией исходной субстанции - предыдущими (лежащими ниже) уровнями.

Здесь полезно немного порассуждать о содержании трёхчастного деления структурных уровней. Строго говоря, если несколько отвлечься от существования некоторой исходной материальной субстанции, то уровни разделения структурных особенностей Вселенной должны иметь иное, отличное от традиционного наполнение. Назовём их Физико-химический, Биологический и Духовный. Если наименования первых двух достаточно точно характеризуют собственное содержание, несколько смещая их границы, а по сути, повторяя исходные названия, то в названии третьего, социального, содержится двусмысленность, связанная с существованием социальности как у человека, так и у животных, которая является просто видом системности, присущим всей биосфере. Имя "Духовный" выделяет человеческое сознание и сознание вообще (как особенное явление) в отдельный уровень, не смешивая его ни с чем иным. По отношению к Биологическому и Духовному Физико-химический уровень может быть условно расщеплён на сугубо природную часть и часть, организация которой зависит от

стр. 178

взаимодействия объект-субъектной среды двух последних уровней между собой и с физикохимическим уровнем. Можно отдельно выделить подуровень, на котором царит биосфера и подуровень, который формирует человек- сознание. Существует, разумеется, и обратная связь с лежащих ниже уровней на более высокие, но только в форме изменения среды существования объектов высоких уровней в той части их системной организации, которая относится к данному структурному уровню.

Важнейшей "образующей", обеспечивающей системную организацию, является, как известно, информация. Информация на явленных уровнях не может быть сведена к простейшим формам вида количества информации. Все возможные виды информации подпадают под определение вербальной, характеризуемые сложным внутренним устройством, основой которого является слово [4]. На каждом структурном уровне используется собственный вид вербальной информации, который проще и правильнее охарактеризовать как язык. Из этого установления следует, что каждый структурный уровень обладает собственным языком. Язык структуры более высокого уровня включает все языки лежащих ниже, однако не редуцируется к ним. Проще говоря, язык лежащего ниже уровня, являясь системой и обладая свойством целостности, целиком переходит в качестве элемента в систему языков лежащих выше уровней. Именно в связи с системной организацией языков структурных уровней невозможно редуцировать язык данного уровня к любому из языков нижележащего.

В предложенном контексте, вообще говоря, все теоретические построения, предполагающие развитие Мира от простого к сложному, в рамках которого осуществлялся самостоятельный переход объекта развития через барьер структурного уровня, оказываются несостоятельными. Такой переход возможен, если он стимулирован соответствующей информацией с лежащего выше уровня.

Выводы из этих простеньких рассуждений следуют самые ошеломительные, если считать Вселенную системой. Например, известное всем фиаско аналитической философии при попытках описать сознание средствами физики, является прямым следствием нередуцируемости языка Духосферы к языку современной (неонтологизированной) физики.

Весьма сомнительной выглядит вульгаризованная материалистами (по сути, абсолютизированная) идея Ч. Дарвина о прогрессивных переходах между видами. Действительно, из практических наблюдений невозможно дать окончательный, логически обосно-

стр. 179

ванный вывод в том, что происхождение и эволюция видов происходит без участия сознательного управления этими процессами. Очевидно, что наблюдения могли вестись только в условиях Земли, рождение которой даже по современным представлениям отстоит примерно на десяток миллиардов лет от рождения Вселенной и что за это время во Вселенной уже сложились определённые отношения между сформировавшимися структурными уровнями. С этой точки зрения, практически невозможно простым наблюдением отделить фактор сознательного управления эволюцией от фактора, свзанного с вероятностным изменением под влиянием изменяющейся среды существования объекта эволюции. Автором "естественного отбора" фиксировался сам факт появления видов и их связь между собой, выделялась временная изменчивость, интерпретируемая как развитие в форме усложнения видов объектов биосферы, предлагался "естественный отбор" в качестве существенной причины изменчивости. Именно так: "естественный отбор" как существенная причина изменчивости. Вот что писал сам Дарвин в заключительных словах введения своей книги: "Кроме того, я убежден, что естественный отбор был самым важным, но не единственным средством модификации" [5]. Важно, что сам Дарвин понимал недостаточность естественного отбора. Отбор по вероятностным показаниям не определяет и тем более не задаёт начало процесса отбора полезных признаков, не формирует условия для образования принципиально новых линий развития видов. В качестве примера можно привести переход от массового размножения через открытую яйцекладку к размножению через внутриутробное развитие в сумчатой и плацентарной форме. Такие революционные перемены невозможны без соответствующего внешнего, добавлю, сознательного, участия. Открытым также остаётся вопрос о первичном заселении планеты биологическим материалом. Если в условиях Земли причиной такого заселения можно посчитать, скажем, деятельность инопланетян или падение комет и метеоритов, то вопрос о происхождении жизни во Вселенной в до - Земной период остаётся непроявленым.

С точки зрения подразделения Мира на структурные уровни, нестимулированный биологической организацией переход, например от сложной органической молекулы к живому объекту, просто невозможен - слишком разные языки. Это в некоторой степени подтверждается и прямыми астрономическими наблюдениями наличия в космосе обширных облаков сложных органических соединений (в частности этилового спирта) [6] при, практически,

стр. 180

полной непроявленности органической жизни, исключая, разумеется, Землю. Такие факты, во-первых, позволяют установить Физико-химический структурный уровень в качестве основного - фонового, а во-вторых, в силу экзотичности биосферы дают реальное основание для поддержки мысли о нередуцируемости верхних структурных уровней к нижним.

Следует обратить особое внимание на непреложные условия обнаружения жизни в известных нам биологических формах - стабильность (минимальный дрейф) и минимальная дифференциальная изменчивость физико-химических параметров при конкретном и нешироком диапазоне этих же параметров самих объектов и среды их обитания, позволяющих биосфере быть. Всё это на фоне огромного разброса параметров реальной физической актуализации материальной Вселенной. Экзотичность биосферы в условиях обозримого космоса позволяет предположить, что она не является непреложным и нестимулируемым следствием развития минеральной формы материи (Физико-химического структурного уровня) в биологическую. Кроме того, из практических наблюдений и научного осмысления мы вынуждены констатировать, что вслед за рождением и развитием биосферы на Земле рождается человек, носитель сознания. Можно даже сделать вывод, что биосфера была образована только для создания условий рождения человека как носителя сознания.

Неголословность такого вывода можно обосновать соображениями сравнительной целесообразности образования биосферы без человека и некоторой формы рождения сознания как такового. Биосфера существует в достаточно узком диапазоне изменчивости физико-химических параметров и накрепко привязана к конкретному объекту, обеспечивающему их необходимую стабильность. Это означает, что управленческий и организационный потенциал биосферы строго локализован определённой территорией (в широком смысле). Главное свойство, присущее биосфере - это целенаправленный поиск и использование необходимых ресурсов для самообеспечения, в некотором смысле - зачатки того, что человек потом назовёт желанием, трансформирующимся в волю. Иных функций, кроме новых (по сравнению с физико-химией) возможностей управления организацией местной материей у биосферы нет. Мир прекрасно существует и без биосферы, что вполне наглядно демонстрирует наблюдательная астрономия. Другое дело - сознание, его потенциал управления развитием Мира выходит далеко за рамки его исходной локализации.

стр. 181

С этой точки зрения, и в предположении, что Вселенная нуждается в более тонком управлении, чем это возможно на физико-химическом уровне, целесообразность образования сознания не вызывает сомнения. Итак, биосфера и сознание, с позиции потребности Вселенной в управлении развитием, выстраиваются в соподчинённый ряд: биосфера как условие, как среда для рождения сознания, например, в человеческой форме.

Однако в рассматриваемом контексте совершенно невозможно вывести и представить человеческое сознание продуктом сугубого саморазвития от микроорганизмов до человека. Другое дело, если этот процесс стимулирован, будучи подвергнут прогрессивной организации с помощью языка более высокого уровня. В таком случае объект исходной субстанции, переходя на следующий уровень структурной организации и парциально сохраняя своё присутствие на уровне прежнего структурного статуса, обретает новое качество.

Продолжив развивать мысль о стимулированном характере перехода от исходного структурного уровня к более высокому, следует специально оговорить, что, вообще говоря, внутренняя иерархия языков любого из трёх главных структурных уровней (и даже их внутреннего подразделения) должна быть достаточно развитой и иметь строгое членение между уровнями. За примерами, поддерживающими этот тезис, далеко ходить не надо. Так, в области Физико-химического структурного уровня можно выделить несколько областей размещения артефактов,которые не могут быть заполнены объектами, образованными, так сказать, "естественным" путём. Структуры артефактов, с одной стороны, полностью соответствуют возможностям языков (изготовлены из материалов, сформированых на нижнем уровне), а с другой, наделены свойствами, проявляемыми на более высоких уровнях. После прекращения применения этих артефактов (применение означает включение этих артефактов в структурный уровень Духосферы) через некоторое время они теряют свои "духовные свойства" и возвращаются в лоно исходного структурного уровня - разрушаются. Интересно отметить, что вполне аналогичным образом ведут себя культурные растения, когда человек прекращает о них заботиться: через некоторое время вся территория культурного земледелия возвращается к исходному состоянию дикой природы, которая в данном случае является фоновым структурным уровнем. Такова участь всех объектов, принадлежащих объектам структурных уровней, лежащих выше фонового. В этом, собственно, и заключе-

стр. 182

на непосредственная причина "бренности сущего", в связи с чем невольно напрашивается общий вывод о необходимости постоянного внимания к любым объектам, структура которых выходит за пределы фонового уровня. Определение длительности времени полноценного существования этих объектов в данном контексте следует рассматривать с позиции целеполагания Творца.

Из проведенных рассуждений со всей определённостью можно заключить, что человек как целое принципиально не редуцируем к фоновому материальному структурному уровню. Тем более это касается сознания человека Человек с его сознанием не мог быть результатом самостоятельного развития из фонового - физико-химического структурного уровня. Для появления человека с его сознанием необходима СОЗНАТЕЛЬНАЯ деятельность ИНОГО сознания. Однако только что сделанный вывод не решает проблему сознания как таковую. Думаю, это понятно, так как у породившего нас сознания должен быть собственный родитель, а у того свой и так далее - вплоть до утверждения существования исходного Первоначального Сознания. На это же указывает иерархическое членение структурных уровней, при котором вершину иерархии занимает Духовный уровень. Именно его средствами, по-видимому, исходя из контекста создавались и Физико-химический и Биологический уровень. По сути, налицо проблема признания существования некоторого Исходного Сознания - прародителя нашей Вселенной. Решение этой проблемы возможно двумя путями. Первый - признать проблему "Дурной бесконечностью" и прекратить рассуждения на эту тему. Второй - понять, наконец, что Мир намного сложнее принятого плоского, кусочнокартинного представления об его устройстве и заняться серьёзным поиском системной целостной теории, которая будет приемлемо полно описывать нашу Вселенную, приближая наше видение мироустройства к адекватному.

P.S.

В качестве паллиатива применительно к решению проблемы можно рассмотреть вышедшую из печати в марте 2011 г. работу [7], претендующую на полноту охвата при описании нашей Вселенной как целого. В работе представлена системная модель Вселенной, выращенная из единственного противоречия, в которой оказались слиты в единое целое (на паритетных началах) две главные альтернативные сущности - Дух и Материя. Теория доведена "до цифры", так что возможен количественный анализ. В будущем теория претендует на полноценную онтологизацию, представляя

стр. 183

собой тип трансцендентальной метафизики, позиционируя себя как "Metaphysica generalist" [8].

Краткая аннотация СМВ-теории (Системной Модели Вселенной).

"Системная модель Вселенной (СМВ) это имплицитная теория, описывающая Вселенную как системное целое, выращенная из разрешения одной - единственной - сформированной антиномии: "Мир - это система (в смысле данного определения), в которой существует категорический запрет на существование объектов - несистем и которая, тем не менее, в конечном счете, состоит именно из объектов - несистем". Разрешение противоречия приводит к схеме двухуровневой динамической системы. Первый - латентный (субстанциальный) уровень, на котором происходят все взаимодействия. Второй - явленный (потенциальный), визуализирующий и потенциально объективирующий мир через интеграцию отдельных взаимодействий в привычные нам формы. Из контекста следует, что на субстанциальном уровне масса, пространство и информация оказываются взаимно производящими. На этом же уровне, который характеризуется дискретным процессом, вырабатывается одна единица информации для каждого из участников всеобщего взаимодействия, которая идентифицируется как время. На потенциальном уровне мы имеем дело уже с хорошо известным относительным временем. Теория формализована настолько, что возможен количественный анализ. В общем контексте пансистемности рассмотрены Дух, Душа и Социум. Установлено нераздельное единство Духа и Материи. Показано отсутствие примата одного над другим. Теория охватывает все основные аспекты Вселенной, позиционируя себя как теорию, претендующую на онтологизацию".

В работе показано, что в контексте теории любой материальный объект потенциального уровня представляет собой динамически нарастающую память о всех взаимодействиях, которые можно отнести к данному объекту (так называемая интегральная память). Кроме того выделяется так называемая, дифференциальная память - число взаимодействий, минимально необходимых для полноценного формирования данного объекта. Число таких взаимодействий называется собственным числом объекта или собственным временем объекта (в силу синхронизации акта всеобщего взаимодействия и выработки единицы времени).

В целом Системная модель Вселенной представляет Вселенную как Духоматериальное образование, интерпретируя её в материаль-

стр. 184

ном аспекте как кибернетическую машину, которая непрерывно нарабатывает массу, распределённую в нарабатываемом же пространстве, рождая при этом всеобщее абсолютное время. Единица времени сопоставляется с одной вырабатываемой единицей информации, а пространство соответствует нулевому значению информации. И то и другое значение информации образуются в результате совершения акта всеобщего взаимодействия, как необходимые логические следствия его осуществления.

В СМВ-теории предложена оригинальная концепция Духа как субъектной целостности системы всех целостностей Системы, отражающей целостную Вселенную, существующую в инобытии. При этом Дух обладает и собственным внутренним бытием, являющимся одновременно бытием для нас, для нашей Вселенной.

Дано определение Души (разумеется, в контексте СМВ-теории): Душа (в материальном выражении) - это альтер эго физического тела из Подсистемы... Описанный комплекс: Я - "внутренний" мир, мы предлагаем называть душой... Выше было сказано, что личность - Я - является следствием системных отношений и изначально вырастает из потребностей эмбриона (по сути - генетически обусловленная). В последствии биологическая потребность на стадии образования социального Я преобразуется в потребность осознаваемую - в желание, а требование биологической обеспеченности на осознаваемом уровне становится волей. Таким образом, создаётся некоторая системная целостность, которая активно и избирательно взаимодействует с окружающей материей и духосферой, что и продолжается всю оставшуюся жизнь человека.

Очень важно положение об опоре на идеи и результаты именно СМВ - теории, прежде всего с точки зрения оправдания социума. Опора на результаты этой теории, экстраполирующей идеи пансистемности на духовную сферу, даёт логическое основание возникновению человечества.

Вернёмся к оправданию социума. Рассматривая в заданном контексте человечество, можно предположить, что его появление на Земле явилось следствием потребности в обслуживании управлением непрерывно нарождающейся части материальной сферы. Следует особенно и ещё раз выделить, что именно количественный рост объектов материальной сферы может служить действительной причиной возникновения человечества на Земле. (Речь идёт о непрерывном росте объёма и массы Вселенной, следующее из Системной модели).

С этой точки зрения не будет нелогичным считать, что че-

стр. 185

ловечество могло быть создано как полифункциональная подсистема, полуавтономно (выскажемся осторожно) "производящая" субъектов управления для определённого иерархического уровня Вселенной. Пользуясь предложенной терминологией, управление такой подсистемой можно назвать субъектно-синергетическим. Такая организация модели Вселенной уже позволяет (теория не завершена) обоснованно обсуждать все выявленные к настоящему времени фундаментальные проблемы Мироустройства и получать обоснованные, удовлетворяющие вопрошающих ответы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дубровский Д. И. "Трудная" проблема сознания // Вопросы философии. 2011. N 9.

2. Беломестнова Н. В. Плебанек О. В. Сознание и культура в естественно-научной картине мира // Вопросы Философии. 2012. N 10.

3. Никитенко Л. К. Вселенная, как система. Депонир. в "Информэлектро", 18.11.97/11-ЭТ 97.

4. Никитенко Л. К. Проблема сознания" в контексте СМВ-теории (нестрогие рассуждения) // Философские исследования. 2012. N 3 - 4.

5. Дарвин Ч. Происхождении видов. 1939.

6. Жданов Ю. А. Материалистическая диалектика и проблема химической эволюции. Труды 111 Всесоюзного совещания по философским вопросам современного естествознания. Диалектика в науках о природе и человеке. Эволюция материи и её структурные уровни. М., 1983.

7. Никитенко Л. К. Принципиальные основы системной модели Вселенной. М., 2011. М. 2011; 250 с. 2 рис. ISBN 978 - 5-4253 - 0090 - 4; автореферат теории: http://www.sciteclibrary.ru/rus/catalog/pages/9845.html

8. Никитенко Л. К. Метафизическое обоснование онтологизации Системной Модели Вселенной // Философские исследования. 2013. N 1 - 4.

9. Никитенко Л. К. Система объясняет Вселенную. ISBN: 978 - 3-659 - 23133 - 9.


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ИСКУШЕНИЕ-СОЗНАНИЯ-о-некоторых-аспектах-методики-познания-целого

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Diana FreshContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Fresh

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Л. К. Никитенко, ИСКУШЕНИЕ СОЗНАНИЯ (о некоторых аспектах методики познания целого) // Moscow: Libmonster Russia (LIBMONSTER.RU). Updated: 16.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ИСКУШЕНИЕ-СОЗНАНИЯ-о-некоторых-аспектах-методики-познания-целого (date of access: 05.11.2024).

Found source (search robot):


Publication author(s) - Л. К. Никитенко:

Л. К. Никитенко → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Diana Fresh
Нижний Тагил, Russia
1136 views rating
16.09.2015 (3338 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
ИНВЕСТИЦИИ И ИНФЛЯЦИЯ В КНР: ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ
Catalog: Экономика 
Yesterday · From Вадим Казаков
Работа ветеринарно-санитарной службы 201 МСД по организации ветеринарного обеспечения в республике Таджикистан имеет особенности. Эти особенности обусловлены во-первых - политической, экономической и социальной обстановкой в республике Таджикистан; во-вторых - условиями размещения и спецификой деятельности дивизии; в-третьих - эпизоотической и эпидемической обстановкой в республике Таджикистан.
РОССИЙСКО-КИТАЙСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
Catalog: Экономика 
2 days ago · From Вадим Казаков
ПРАВЛЕНИЕ МУХАММАДА ЗИЯ-УЛЬ-ХАКА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ПАКИСТАНА
2 days ago · From Россия Онлайн
ОБ ЭТИМОЛОГИИ ЭТНОНИМА МОНГОЛ
Catalog: История 
3 days ago · From Россия Онлайн
ВЕДИЙСКИЙ МИФ О ПРИРОДНОМ КАТАКЛИЗМЕ
Catalog: Экология 
3 days ago · From Россия Онлайн
Перевод сайта компании на систему Bitrix24
4 days ago · From Россия Онлайн
Поиск информации о 118 Арсенале ВМФ (в/ч 53140) в г.Новосибирске, Пашино, пос. Флотский, 1951-61гг. Журнал 65 лет ФГУП "118 арсенал ВМФ", 1942-2007 гг. Выходные данные исторического очерка "20 лет из жизни улицы Флотской". Из переписки в "Одноклассниках".
Роль и значение ветеринарной службы в годы войны определялись наличием большого количества конского состава в Советской Армии, численность которого достигала 2 млн. голов, необходимостью сохранения его боеспособности. Главными задачами службы были: ветеринарное обеспечение конского состава и ветеринарный надзор за довольствием личного состава войск продуктами животного происхождения. Об объеме ветеринарного надзора за довольствием личного состава войск продуктами животного происхождения можно судить хотя бы по тому, что только один фронт за месяц войны потреблял на мясо до 60 тыс. голов крупного рогатого скота. 412. На каждой бойне, мясокомбинате, базе, с которых поступало мясо для снабжения войск, дежурили войсковые ветеринарные врачи.

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

LIBMONSTER.RU - Digital Library of Russia

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners
ИСКУШЕНИЕ СОЗНАНИЯ (о некоторых аспектах методики познания целого)
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: RU LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Libmonster Russia ® All rights reserved.
2014-2024, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android