Libmonster ID: RU-16707

Социокультурное значение понятия профессиональный имидж, в основном связано с достижениями личностью высокого уровня общей и профессиональной культуры. А поскольку подавляющему большинству специалистов присущ недостаточный уровень профессиональной культуры, то при таком положении дел понятие имидж, которое, по его мнению, включает в своё содержание и необходимость непрерывного самосовершенствования, не могло широко войти в практику использования его специалистами разных рангов. Одной из причин этого исследователь выделяет неправильное понимание многими руководителями акта самопрезентации, как важной составляющей профессионального имиджа. В свою очередь, самопрезентация рассматривается, как умение личности адекватно подавать себя.

              Рассматривая имидж как сложившийся в массовом сознании образ кого-то, что имеет эмоциональную окраску и характер стереотипа, можно предположить, что создание профессионального имиджа не самоцель для современного специалиста. Однако обладание им составляет достаточно существенную его личностную и профессиональную характеристику, имеет глубокий практический смысл. Вследствие этого, многие авторы рассматривают заботу о собственном имидже как попытку оставить положительный след в сознании других людей на основании наилучшей самопрезентации своей личности, таких качеств, которые положительно воспринимаются и могут составить имиджевый потенциал личности. Не случайно, помимо различных аспектов отношения и уважения личности к себе как ведущих показателей её положительного имиджа, практический смысл последнего усматривается в его глубокой мотивационной компоненте, которая проявляется через функцию личного примера и образца для подражания другими людьми [5].

            Обобщая приведённые толкования, можно сделать вывод, что профессиональный имидж - это комплекс своеобразных черт и характеристик различного происхождения, которые являются средством формирования у соответствующей аудитории заданного представления. Из толкований изучаемого понятия авторы выделяют определенные особенности, которые также определяют имидж как результат и идеальную форму отображения присущих объекту моральных, профессиональных и психофизических качеств в собственном сознании и сознании окружающих [4].

          Выделяя понятие профессионального имиджа, нужно подчёркнуть, что оно, прежде всего, отражает культивирование нужных положительных реакций, с учётом социальных ожиданий и требований относительно норм исполнения социальных ролей и соответствующей деятельности. Его положительным аспектом является то, что обе стороны порождают типы поведения, в которых сами заинтересованы. Исследователи также акцентируют внимание на том, что имидж является стереотипом, что уже существует в аудитории, для восприятия которой он предназначен, и какой поддерживается [2].

             Если рассматривать с позиции ролевой теории, сущность профессионального имиджа, его внутреннюю природу и функциональную роль в социальном взаимодействии. В результате такого подхода, можно выделить следующие положения:

- имидж функционально необходим в социальном взаимодействии;

- имидж имеет ролевой характер;

- наличие у индивида многих социальных ролей обусловливает необходимость и возможность иметь несколько соответствующих имиджей.

             Выполняя определенные роли, индивиды, становятся реальными участниками социального взаимодействия. Каждая роль имеет свою внутреннюю дисциплину, но в то же время ролям свойственны и функции. В этом случае есть обязательное согласие или несогласие индивида с определенными ролевыми стандартами, которые могут дифференцироваться в различных социальных группах в соответствии с социальным опытом. При этом одобряется или не одобряется не конкретная личность, а прежде всего её возможность выполнять определенную роль, которая способна соответствовать ожиданиям общества, социальной группе. Имидж, сконструированный личностью в ролевом социальном взаимодействии, способен отвечать таким ожиданиям [8].

            Нужно отметить, что профессиональный имидж вступает действенным социальным рефлексом и простым средством для достижения работником собственных целей. Имидж выражает не только субъективное желание специалиста нравиться многим, но и показывает его возможности, как профессионала своего дела. Имидж представляет собой такую организацию пространства общения, с помощью которого работник, используя образ самого себя, свою пластику, речь, мимику, достигает задуманного. Таким образом, сущность имиджа непосредственно связана с социально-психологической сущности специалиста.

               Проведённый нами анализ научной литературы по изучаемой проблеме показывает, что на сегодняшний день наблюдается значительный рост исследовательского интереса к вопросам формирования и развития профессионально имиджевого аспекта различных специалистов, среди которых особое место занимают современные педагогические кадры. Вместе с тем, несмотря на относительное обилие научных изысканий диапазон терминологического аппарата довольно разноплавный и порой трактуется неоднозначно, т.е. существует множество подходов раскрывающие, например такое основное понятие в этом направлении, как профессиональный имидж. Кроме того, на сегодняшний день понятие имиджевый потенциал в основном применяется относительно каких-либо государств, городов, компаний, учебных учреждений, рабочих коллективов пр. [6; 7; 9]. При этом, данный термин довольно мало используется относительно личности человека. В связи с этим, в рамках исследования, на наш взгляд, полагается целесообразным рассмотреть более подробно сущность и понятие изучаемых явлений, а с учётом дефицита в научных источниках исследований посвящённых профессионально-имиджевому потенциалу учителя начального образования данное понятие рассмотрим преимущественно через основополагающий термин этого направления - профессиональный имидж.

                 Так, одно из первых научное определение и обоснование сущности понятия имидж замечено преимущественно в трудах зарубежных психологов. В частности, Э. Бернейз под данным термином подразумевал процесс создания профессиональной репутации человека с целью его идентификации и привлечения необходимого внимания [11]. Многие исследователи раскрывают профессиональный имидж, как совокупность представлений, знаний и предположений человека об объекте из его окружения [1; 3]. В то же время, для привлечение внимания к понятию профессиональный имидж в различных областях знаний обусловлено необходимостью выделения действенных механизмов влияния положительного образа субъекту деятельности с целью достижения успеха в условиях конкуренции. Кроме того, существует предположение, что понятие имидж происходит из английского языка. Он передаёт как минимум, пять значений (образ, статуя / идол, метафора, икона, сходство). Но, учитывая факт существования этого термина ещё в древние времена, невозможно с уверенностью утверждать, что имидж является производным от французского или английского языков, скорее всего, является заимствованным, как показывает трансформация его содержания годами и почти одновременно позднее появление в обоих этих языках.

            В свою очередь, необходимо отметить, что природу имиджа, имиджевого потенциала в целом, его понятия и формирование в символах, образах групповых норм, были заложены ещё в античные времена (Аристотель, Сенека, Сократ, Платон и др.), во времена Средневекового Востока (Аль Фароби, Ибн Сино, Аль Бируний, Алишера Навои, Джалаладдина Руми, Махмуда Замахшари и др.) и в эпоху Возрождения (Л. Валла, М. Финчио, Н. Макиавелли, ПиккоделлаМиладонна и др.). Они представлены в контексте вопросов взаимодействия души и тела, человека и общества, общения и нравственного самосовершенствования, красоты и гармонии. Именно в античной философии формируется представление о том, что познание каждой вещи начинается с внешнего вида, ведь, как правило, именно по внешнему виду начинается первичное описание чего-либо. Образ вещи (телесная оболочка), по мнению античных философов, не случайно, она (телесная оболочка) закодирована выражением его идеи. В древние времена имидж не только сформировался как социальный феномен, но и оказывался в двух формах:

- реальной, т.е. настоящий;

- фиктивной, т.е. искусственной.

              Он представлял собой определенный элемент культуры, так как основывался на моральных качествах личности, был неотъемлемой частью национальных обрядов, отражал базовые общественные представления о том, как человек должен взаимодействовать с людьми, которые её окружают. Уже тогда имидж был мощной силой, которая формировала поведение человека в различных ситуациях.

        Как показывают результаты проведённых исследований теории и практики исследования имиджа, в том числе и профессионального, как правило, базируется на соответствующем опыте человечества, что в течение своей истории создавало различные имиджи и пользовалась ими. Обобщая в этом плане различные исследования, можно выделить несколько хронологических периодов возникновения и развития данной проблемы:

- первый, донаучный период распределяет существующие исследования на прямые и косвенные. К прямым относятся спонтанные исследования древних философов, историков, теологов и других специалистов, которые решали задачи по выделению понятие имиджа тех или иных лидеров. Косвенные исследования более чётко представлены в художественной литературе, при описании событий, связанных со сменой общественного, личного статуса. Среди них отдельные мысли в виде афоризмов и формы поведения, направленные на создание имиджа;

- второй, научный период связан с чётким определением системного подхода в познании имиджа, который в начале двадцатого века стал исследоваться учёными различных отраслей научных знаний [10].

         Первоначальное понятие профессиональный имидж преимущественно понималось в смысле внешнего проявления, т.е. одежды, внешности, манеры говорить. В такой интерпретации, на уровне внешних атрибутов, сущность этого понятия трактуется весьма поверхностно. Вплоть до середины девяностых годов прошлого тысячелетия относительно принятия и трактовки понятия имидж, в отечественной литературе проявили себя две основные тенденции:

- первая из них указывала на активизацию национальных приоритетов социальной жизни, в связи, с чем возникла проблема противостояния западным стандартам образа жизни и резкой критики заимствования и переноса других стандартов в национальные, что коснулось и феномена имидж;

- другая тенденция, наоборот, указывала на все возрастающую восприимчивость в национальном информационном пространстве до пассивного, автоматического переноса и некритического использования целого ряда новых терминов и понятий иноязычного происхождения, что означали и в некоторой степени объясняли суть объективно существующих новых реалий сугубо отечественного происхождения, проявившие себя на стыке тысячелетий.

            Вышеизложенные тенденции, породили некоторые противоречия, а именно: между требованиями обновления, творчества, инициативы, с одной стороны, и инерцией, бюрократизмом и консерватизмом взглядов на явления нашего общества, которые кардинально обновляются, переходят на условия функционирования в рамках новой - рыночной экономики - с другой. В связи с этим заимствование и распространение диапазона адекватного использования понятия имидж в отечественном обращении и литературных источниках было значительно затруднено.

           На основании выше изложенного, можно сделать следующие выводы:               

        - профессиональный имидж как социально-психологическая проблема, имеет давнюю историю и более активно исследовалась в политической, культурной, экономической и др. направлениях деятельности. Вместе с тем, в педагогической деятельности, исходя из обобщения научно-исследовательского опыта, проблема профессионального имиджа, несмотря на её возрастающую актуальность, ещё недостаточно изучена. Причины, осложняющие научное познание профессионального имиджа в педагогической сфере достаточно различны, среди которых в качестве первоочередной вступает неоднозначность подходов к пониманию сущности и разноплавной интерпретации изучаемого явления;

              - опираясь на обобщённые подходы различных исследователей, полагается целесообразным под профессиональным имиджем учителя начального образования понимать целостный, всегда социально обусловленный, относительно устойчивый эмоционально окрашенный образ-представление сложившиеся в сознании определенного социума, который обеспечивает достижение субъектом-прообразом профессионально-значимых целей, а также способствует и саморазвитию;

           - сущность профессионального имиджа учителя начального образования раскрывается в удовлетворении соответствующей потребности восприятия социального окружения, их ожидания, а также констатации изучаемого явления самой личностью педагога, исходя из потребностей, направленных на самосовершенствования и достижения все большего успеха в профессиональной деятельности. Кроме того, профессиональный имидж призван дать целостное видение характерных особенностей и ценностных ориентаций современного типа личности педагога-профессионала, который эффективно действует в постоянно меняющихся социально-экономических условиях конкурентной среды, рынка образовательных услуг;

            - в свою очередь под профессионально-имиджевым потенциалом учителя начального образования полагается целесообразным понимать имеющийся у педагога комплекс индивидуально-психологических особенностей, позволяющий ему результативно формировать и развивать положительный профессиональный имидж, отвечающий требованиям современного педагогической деятельности, общества, потребностям восприятия социального окружения;

               - по своей сущности, в понятие профессионально-имиджевый потенциал целесообразно вкладывать также умение учителя начального образования осознавать собственный комплекс индивидуально-психологических особенностей и использовать его как можно лучше в повседневной жизнедеятельности. Вместе с тем особое внимание целесообразно уделить тому, что умелое и целенаправленное использование комплекса индивидуально-психологических особенностей позволяет педагогу достигать более высоких результатов.

 

Литература:

 

  1. Виноградова Е.Г. Имидж - профессиональная характеристика руководителя. // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2006. - №6. - С. 79-84.
  2. Емельянова Ф.Н. Имидж фирмы и делового человека: Практ. пособие. - Чебоксары, 2005. - С. 65-66.
  3. Жижина М.В. Имидж личности в контексте интернет-практик: функции и мотивы // Психология образования. Модернизация психолого-педагогического образования. VIII Всероссийская научно-практическая конференция: М., 11-13 декабря 2012. - С. 119-122.
  4. Кондратьева Т.М. Имидж как точная наука. - СПб.: Амфора, 2007. - С. 45.
  5. Морозова. Е.А. Имидж в системе профессионального мастерства специалиста: Материалы четвертого международного симпозиума. - М.: РИЦ АИМ, 2006. - С. 127-132.
  6. Пулькина В.А. Имиджевый подход к типологии городов. // Стратегические коммуникации в бизнесе и политике: материал международной научной конференции. - СПб: С.-Пстерб. гос, ун-т СПбГУ, филол. ф-т, 2015. - С. 56-60.
  7. Свалова В.Е. Структура имиджевого потенциала высокотехнологичной компании. // Режим доступа: https://istina.msu.ru/publications/article/153709459/
  8. Хомуленко Т.Б. Теоретические и практические аспекты исследования имиджа. - Х.: ИД «ИНЖЕК», 2005. - С. 37-38.
  9. Цыренжапов З.О. Информационно-коммуникативный потенциал имиджа Российского государства: Автореферат дис. ... канд. пол. наук: 10.01.10. Москва. - Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации, 2008. - 25 с.
  10. Чумаков М.Б. Специфика формирования эффективного имиджа в профессиональной среде. // Мир образования. - 2005. – №8. - С. 90-98.
  11. Шарков Ф.И. Константы гудвилла: стиль, паблисити, репутация, имидж и бренд фирмы. // Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. - 272 с.

 

 

 


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ИССЛЕДОВАНИЯ-ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ИМИДЖЕВОГО-ПОТЕНЦИАЛА-УЧИТЕЛЯ-С-ТОЧКИ-ЗРЕНИЯ-НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОГО-ИССЛЕДОВАНИЯ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Фируза НарзикуловаContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/RFB

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Нарзикулова Ф.Б., доктор философии по психологическим наукам (PhD), доцент , ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ИМИДЖЕВОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧИТЕЛЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 15.04.2021. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ИССЛЕДОВАНИЯ-ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ИМИДЖЕВОГО-ПОТЕНЦИАЛА-УЧИТЕЛЯ-С-ТОЧКИ-ЗРЕНИЯ-НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОГО-ИССЛЕДОВАНИЯ (date of access: 15.05.2021).

Publication author(s) - Нарзикулова Ф.Б., доктор философии по психологическим наукам (PhD), доцент :

Нарзикулова Ф.Б., доктор философии по психологическим наукам (PhD), доцент → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Publisher
69 views rating
15.04.2021 (30 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
В статье представлена главная идея науки имиджелогии – как особой науке о человеке - главной целью, которой, является самореализация личности. В статье рассмотрен анализ и современное понятие определений “имидж”, “профессиональный имидж”, «профессионально-имиджевый потенциал» “имидж педагога”. Анализ психологической литературы позволил сделать вывод, что сущность понятия “имидж” представлен через категории: “образ”, “мысль”, “суждение”, “представление”, “развитие” и другие. В статье раскрыт психолого-педагогический аспект формирования имиджа в профессиональной деятельности педагога, с точки зрения раскрытия профессионально-имиджевого потенциала учителя начального образования.
В статье представлена авторская модель структуры профессионального имиджа современного учителя начального образования. При создании модели, автор считает целесообразностью учитывать принцип конструктивного моделирования, который предполагает соотнесение получаемых результатов, т.е. современные положения теории с одной стороны и экспериментально-практическая деятельность - с другой. В статье представлено описание по организации и проведению экспертной оценки обобщённых индивидуально-психологических особенностей характеризующих имидж. В целях стандартизации получаемых результатов, упрощения организационных вопросов, экспертная оценка проводилась по заранее подготовленному автором экспертному опроснику. Основу опросника составляют 32 выделенных, по результатам теоретического анализа, обобщённых индивидуально-психологических особенностей - структурные составляющие, характеризующих имидж учителя начального образования.
В данной статье раскрываются индивидуально-психологические особенности, характеризующие имидж учителя. В статье представлен анализ позиций различных исследователей, свидетельствующий о достаточно неоднозначной структуре профессионального имиджа учителя. Личностные особенности учителя, выделяются и подвергаются исследованию большинством ученых. Особенности профессионально-специализированного характера, которые являются сугубо специфическими в пределах педагогической деятельности, также рассматриваются учеными. Социально определенные особенности, которые являются предпосылками для внешней презентации и демонстрации профессионального имиджа учителя, тоже являются предметом исследования.
В статье представлена главная идея науки имиджелогии – как особой науке о человеке - главной целью, которой, является самореализация личности. В статье рассмотрен анализ и современное понятие определений “имидж”, “профессиональный имидж”, “имидж педагога”. Анализ психологической литературы позволил сделать вывод, что сущность понятия “имидж” представлен через категории: “образ”, “мысль”, “суждение”, “представление”, “развитие” и другие. В статье раскрыт психолого-педагогический аспект формирования имиджа в профессиональной деятельности педагога. Рассмотрены структура профессионального имиджа и принципы его построения.

Actual publications:

Latest ARTICLES:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ИМИДЖЕВОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧИТЕЛЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.
 

Contacts
Watch out for new publications: News only: Chat for Authors:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2021, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones