Libmonster ID: RU-16715
Author(s) of the publication: С. Б. Веселовский.

1922 год

5 апреля ст. cт.

Вчера выставили пчел- 20 ульев. Второй день не только тепло, но даже жарко. На солнце 27 градусов по Реомюру. Последний снег быстро исчезает, и завтра вероятно пруд очистится ото льда.

Из прочитанных мною за последнее время французских] пьес заслуживают внимания L'alibi, Gabr. Trarieux и Les Mouettes, par Paul Adam. Основная мысль последней: Il faut bien renoncer a vivre, quand on na pas de courage de faire souffrir 1 . Чайки совершенно не при чем, и недаром автор давал другие заглавия своей пьесе: то "Робкие сердца", то "Боязнь победы", то "Жертвы", то "Ивонна Кервиль", то "Столкновение", то "Разлучница" (l'intrus). По-видимому автор полагает, что он дал развязку, а по-моему решения не дано. По-видимому современным французам не дано ставить и решать подобные проблемы. 7 апреля

Первые известия о Генуэзской конференции не дают возможности еще судить, какое она будет иметь значение для нас. По своему обыкновению советские газеты не прилагают старания сообщить полные и верные факты, а разражаются обычным наглым хвастовством, ложью и исступленной бранью по адресу своих противников, т. е. всего культурного мира и всего, что есть культурного в мире. "Правда" пишет: "Наше первое выступление является нашей первой мировой победой". Пока победа состоит только в том, что их пустили в общество порядочных людей. И это, конечно, много. Само по себе это позор для европейской культуры.

"Газета Варшавска" правильно характеризует положение: "Антагонизмом политических и экономических интересов отдельных государств, которого не удалось скрыть даже в торжественный день открытия конференции, и объясняется то обстоятельство, что большевики заседают в Генуе не на скамье подсудимых, а за общим столом в качестве равноправных участников конференции".

Ллойд Джордж 2 в своей речи формулировал 4 условия, которые должны принять все, кто желает участвовать в конференции: 1) признание ненарушимости денежных и имущественных обязательств к другим странам и их подданным при смене правительств в стране. 2) Отказ от агитации и нападений против общественного строя другой страны. 3) не нападать на территорию. 4) право граждан всех стран на беспристрастный суд.


Продолжение. Начало см. Вопросы истории, 2000, NN 2, 3, 6, 8, 9, 10.

стр. 59


Первое условие касается только Сов. России, 2 и 4 пункты - главным образом или даже м[ожет] б[ыть] исключительно ее же. Но будет ли раб.-кр. правительство придерживаться этих условий. Первое условие оно не в состоянии выполнить, даже если бы добросовестно того хотело. Второго условия оно не может соблюдать по своей природе (одновременно с конференцией - съезд 3-х итернационов [так в рукописи. - А. Ю.]).

В общем все-таки странный collage. Трудно предположить (хотя это предположение невольно приходит в голову), что Л-Джордж и Ком[пания] не понимают, что такое Сов. правительство и не знают каково состояние России. Если они понимают и знают, то следует допустить, что они намереваясь вступить в договоры с заведомыми жуликами, которые открыто и нагло нарушают принятые на себя обязательства (Брестский мир с Германией), не желают остаться в дураках и надеются обойти и обмануть. Мы-де вызовем и добьемся от них уступок, которые поведут, по логике вещей, к ликвидации, если не всего Сов. правительства, то по крайней мере его наиболее темных сторон, и с течением времени вызовет его перерождение. Наивное предположение.

Б[ольшеви]ки вступают в переговоры с открытым намерением "использовать" все, что пригодится: слабые стороны и ошибки контрагентов, их порядочность, их карман, лояльность и проч. и проч. В этом добром намерении они, по своему обыкновению, не остановятся ни перед чем, ни перед изменой, вероломством, жестокостью, подлостью и т. д.

Странная игра. Джентльмен садится играть в карты с заведомым шулером.

Уничтожение свободной прессы положительно развратило самих б[ольшеви]ков. Они совершенно утратили всякий стыд и всякое сознание ответственности за свои слова и поступки. Постоянные противоречия, ложь и глупости, тем более бесцеремонные, что устранена всякая опасность быть разоблаченным и наказанным, хвастовство и, что особенно отвратительно - клевета и издевательства по отношению к своим обезоруженным врагам.

Вот очередная стекловица в N 83 Известий. Мировой капитализм "обанкротился на попытке восстановить свои старые позиции без и против Советской] России". Это - здорово и лестно для советского патриотизма. Но тут же оказывается, что "с своей стороны Советская] республика идет на конференцию для того, чтобы путем некоторых частичных уступок (как мягко и тонко выражается) мировому капиталу, попытаться привлечь его к делу хозяйственного восстановления России". Странная задача, когда тот же Стеклов и другие совписатели ежедневно говорят о гнилости, бессилии и близкой гибели мир[ового] капитализма.

Дальше хвастовство. Оказывается, что центральное место на конференции принадлежит не Германии и никому другому, а Сов. России. Еще ниже уже совершенная mania grandiosa. Шаман вертится в исступлении и сам себя возбуждает своими воплями. Советск. делегация представляет 150-миллионный народ (считая, очевидно, в том числе женщин и детей, всех сидящих по тюрьмам и лагерям, грамотных и безграмотных мужиков, которые еще не успели умереть от голода и лишений). Еще несколько прыжков и поворотов и - она представляет "нечто гораздо более широкое и величественное"... "все угнетенные народы мира и угнетенные классы всех буржуазных государств". Еще несколько прыжков - сотни миллионов, "подавляющее большинство эксплуатируемого и угнетенного человечества", "передоверили" защиту своих интересов Чичерину и Комп[ании] (в том числе и мне - Стеклову). Дальше - кажется, некуда. Но, нет! Ниже еще чище. Никто, оказывается, не может оспаривать "за российской делегацией право считать себя моральной представительницей всех угнетенных и порабощенных наций, на каком бы языке они не говорили и к какому бы государственному образованию не принадлежали".

С[теклов] по-видимому не подозревает, что "бесспорность" подобной нелепости возможна только в доме умалишенных или ... в Сов. России, где монополия печатного слова принадлежит С[текло]вым и им подобным и где

стр. 60


некому "оспаривать" вообще что бы то ни было, а не только стекловицы. Во всех других странах всего мира слова о "бесспорности" прав совделегации будут приняты за бред сумасшедшего.

Вот образец, до чего можно договориться при монополии слова. Какой-то Н. Овсянников пишет в N 51 "Рабочей Москвы": "Нет и не было в истории партии, более изолгавшейся, более разложившейся, более преступной, чем социалисты- революционеры". 12 апреля

Заключение договора между б[ольшеви]ками и Германией в самом начале конференции нельзя рассматривать иначе как демонстрацию, как преднамеренный скандал, подстроенный Германией.

Такое вызывающее поведение со стороны Германии пока непонятно. Быть может, она имеет в виду сорвать всю конференцию. Трогательна преемственность этого взаимного тяготения Германии и б[ольшевико]в. Императорское правительство Германии дало им средства на "обзаведение" и помогло им на первых порах. Теперь Герм[анская] республика, проглотивши Брест-Литовск и смерть Мирбаха, вновь раскрыла свои объятия б[ольшеви]кам. Интересно, что оно даст им? Ясно одно, что золота дать оно не может, а для б[ольшеви]ков это самое главное.

Под впечатлением этой новой "победы", б[ольшеви]ки, забывши свое предложение о всеобщем разоружении, начинают поговаривать о том, что в союзе с Германией они расколошматят союзников. Любопытно, кто кого использует в этом союзе.

По статье Кейнса, корреспондента на Г.[енуэзской] конференции, Англия требует от России 1) довоенных долгов около 800 мил. ф. стерлингов, 2) военных долгов около 600 мил. ф. стерлингов и 3) возмещение убытков, сумма которых не установлена, приблизительно 20-40 мил. Затем предполагается дать мораториум на 5 лет из 5%, тогда по истечение 5 лет сумма долгов возрастет до 2 1/2 миллиардов ф. стер., т. е. около 25 миллиардов рублей на старую валюту.

13 апреля

По поводу брани Овсянникова по адресу эсеров. В истории мы видим постоянно повторяющийся факт - чем ближе друг к другу секты, чем более похожи их верования, чем ближе друг к другу политические] партии, тем более они ненавидят друг друга, тем ожесточеннее их споры и борьба. Аммиан Марцелин говорит, что христиане (секты) в распрях друг с другом хуже диких зверей (Epist. 52).

14 апреля

Неделю тому назад Стеклов писал, что совет, делегация в Генуе представляет "подавляющее большинство" угнетенного капиталом человечества. В успешности этого представительства, как оказывается, можно сильно сомневаться. В N 91 Известий С[текло]в разражается очередной передовицей: "Кто же ответит на провокацию? (капитализма)". Ответ, по обыкновению С[текло]ва, очень бравурный, но вывод из него довольно печальный. Как всегда, противореча себе, С[текло]в пишет, что "провокационная политика милитаристической Франции натолкнулась на сопротивление в среде самой конференции. Но этого, конечно, мало". Кстати, тот же Стеклов и другие советские борзописцы раздувают и преувеличивают существующую между зап[адно]-евр[опейскими] государствами рознь и злорадствуют по этому поводу открыто. Больше того - едва ли будет ошибкой сказать, что вся сов. политика в Генуе построена на использовании этой розни, им же самим всячески раздуваемой (союз с Германией). С[теклов] прекрасно знает, что если не все, то многие вопросы конференции могли бы быть разрешены буржуазн. правительствами, если бы не было этой розни, но это не мешает ему, как и другим коммунист, писателям, одновременно - ставить себе целью посильно раздувать эту рознь и всячески клеймить буржуазный мир за эту рознь и за его бессилие (?) в решении "мировых" вопросов, которое б-кам угодно ему навязать. А что же делается у самих к[оммунисто]в, которые обладают рецептом разрешить все мировые вопросы?

стр. 61


Стеклов пишет: "Единственная сила, которая в состоянии положить предел разгулу всесветного хищничества, это - международный пролетариат. Где же голос этого пролетариата? К сожалению, до сих пор он раздается очень слабо". С[теклов] по-видимому совершенно не подозревает всего комизма этих фраз. Ведь на деле оказывается, что этого "голоса" нет, а есть разноголосица и раздоры, еще более ожесточенные, чем в буржуазном мире. И[нтернациона]л взял на себя инициативу восстановления "единого пролетарского фронта", но эта благая цель, что называется, музыка будущего. В той же передовице С[теклов] ниже называет вождей II И[нтернациона]ла "предателями" и "агентами буржуазии", говорит об "обманутых массах". Сомнительно, чтобы было возможным установить согласие при таком отношении к своим предполагаемым союзникам. С[теклов] пишет, что в Германии, вопреки вождям-предателям, состоялись демонстрации "единого фронта", "но из Англии у нас нет аналогичных сведений", а в Италии дела еще хуже. Там (в Риме) съезд Амстердамского Интернационала профсоюзов "далеко не оказался на высоте задачи, поставленной перед рабочим классом всего мира наступлением буржуазии".

Не нужно быть особенно прозорливым, чтобы понять, что демонстрации 20 апреля в Германии вовсе не есть начало и залог "единого фронта", а носят чисто немецкий и притом националистический характер, что в основе их лежат идеи реванша и Vaterlanda. И все-таки С[теклов] с удовлетворением отмечает эти "первые робкие шаги" единого пролетарского фронта. Передовица кончается обычным для С[теклова] эффектом- он предостерегает весь мир, что упорство французского] капитализма грозит "ввергнуть Европу в новый период кровавых потрясений". О, отвратительные гады. Вопят о кровавых потрясениях, о милитаризме и проч., а в действительности они не могут не желать всего этого самым горячим образом, т. к. все их упования, все их планы, их самое существование зависит и обуславливается тем самым злом, против которого они так лицемерно разражаются громкими и жалкими словами.

Трафарет для подобной лжи дан давно, первыми апостолами марксизма. Бьющее в глаза противоречие между действительностью и марксистской теорией не смущает товарищей] коммунистов 3 . По их теории в Генуе должны были столкнуться два "единых" фронта - с одной стороны буржуазный, а с другой - пролетарский. В действительности сталкиваются не фронты, а чрезвычайно разнообразные интересы и факторы: национальные, экономические, культурные и т. д. А о пролетарском фронте нет и речи - он еще делает свои "первые робкие шаги", да и то только в Германии, а вожди этого фронта считают друг друга - предателями, агентами буржуазии или безумцами и провокаторами. Словом, вместо мирового пролетарск. фронта - два жида в четыре ряда.

Требования Сов. делегации (новый займ, признание Р[еспубли]ки, мораториум на 20 лет, как условие признания Сов. правительством своих долгов, признания на словах, т. к. 20 лет очень большой срок) наглы до смешного. Подобные требования со стороны совершенно разоренного и голодающего государства, в состоянии анархии, государства, средства которого приходят к концу, есть верх нелепости. И подумать, что Л. Джордж и другие инициаторы конференции как будто нарочно устроили это вавилонское столпотворение для того, чтобы дать б[ольшеви]кам возможность и высокие подмостки для их злого шутовства. 17 апреля

В N 93 (28/IV) Известий Стеклов предается "печальным размышлениям". Судя по последним известиям, дело обстоит действительно печально. Жаль только, что С[теклов] в предшествующие дни говорил преждевременно с торжеством о победах и только теперь начал предаваться размышлениям.

Контрпредложения сов. делегации таковы, что их можно рассматривать как вызов на конфликт, а не как на добросовестную попытку найти практическое решение спорных, сложных вопросов.

С[теклов] пишет, что "провокация" французов "была бы не страшна,

стр. 62


если бы она встретила всеобщий отпор". Как раз этого и не случилось. Попытка Сов. делегации изолировать Францию и тем нанести ей удар совершенно не удалась. Даже Л. Джордж, который по-видимому очень хотел найти почву для соглашения, мог только пожать плечами, выслушав предложения сов. делегации.

Стекловица кончается весьма необычно - признанием. "Мы не скрываем, что Россия живо почувствует этот (колоссальный) ущерб". Впрочем по обыкновению С[теклов] утешает себя и всех, кто склонен верить всякой чепухе, что для других стран этот ущерб будет еще ощутительнее. Что это привычная ложь и самообман или глупость? Разве не ясно, что для России и в первую очередь для миллионов голодающих этот вопрос есть вопрос жизни и смерти, тогда как для ее кредиторов это вопрос о временной отсрочке или в худшем случае потере возможных барышей 4 .

20 апреля

Сегодня еду в Москву после почти 2-месячного пребывания в Т[атаринов]ке. Это время прошло незаметно. А теперь начались огородные и полевые работы, и время летит еще быстрее и незаметнее. Вчера посеяли 1/4 дес. пшеницы и овса - первый участок разработанный нами самостоятельно и при том на нови. Сейчас разрабатываем другой участок, с 1/2 дес. тоже нови, под картофель 5 .

28 апреля

Исход конференции выяснился почти вполне. Сов. дипломатам не удалось вызвать розни в лагере зап[адно]-европ[ейских] государств и использовать эту рознь в своих целях. Этот главный козырь оказался битым. Второй козырь - массовые демонстрации рабочих по всей Европе, при помощи объединенных Интернационалов, совсем не удалось пустить в игру. Только в Германии удалось инсценировать довольно жидкие демонстрации, имевшие к тому же ясно националистический характер.

Стеклов в своей передовице (в N 100 Известий) пишет без присущего ему поддельного пафоса и хулиганского brio: "...может быть, нам придется еще подождать". По обычаю он утешает: "Что же, подождем, пока они образумятся и пока борьба внутренних сил в их странах не принудит их отказаться"... и т. д. Стеклов и ему подобные, конечно, могут "ждать", но русский вымирающий от голода обыватель едва ли дождется этого вожделенного момента, когда "борьба" и т. д.

Т[оварищи] б[ольшеви]ки официально и неофициально не раз заявляли, что они не в состоянии самостоятельно справиться с голодом и остановить вымирание миллионов голодающих. Однако это не помешало им арестовать и устранить от помощи голодающим интеллигенцию (Всероссийск. Прокукиш) и так повести переговоры с Международным Комитетом и его председателем Нулансом, что и эта помощь была устранена. Аналогичное положение создается и теперь. Ген[уэзская] конференция выяснила вполне, что соглашение невозможно. После того, как коммунисты отказались от всех своих затей и программы, их пребывание у власти стало еще большей чем раньше аномалией. Отказ или, вернее, провал всех затей помимо воли ком. деятелей, нисколько не приблизил их к культурным народам и не создал более благоприятных условий для соглашения, т. к. этот ?отказ" был вынужденным, во-первых, а во-вторых - неискренним и, что еще важнее, непоследовательным.

Если идея "диктатуры пролетариата" была и раньше довольно большой нелепостью (не говоря о том, что на деле это была д[иктату]ра не пролетариата и крестьян, а д[иктату]ра небольшой группы отбросов из всех классов, в первую очередь из интеллигенции, во вторую - из мастеровых и рабочих, и в последнюю - из крестьян), то теперь, с точки зрения марксизма, это - чудовищное извращение всякого смысла и логики общественных отношений 6 .

Удивительно, как легко забывают люди свои символы веры, когда они им не выгодны. В насмешку над теорией великого Маркса, оказалось возможным над мелкобуржуазным обществом "надстроить" пролетарскую диктатуру.

стр. 63


1 мая

В N 100 Известий напечатан ответный меморандум Сов. делегации. Среди трезвой, но большею частью неубедительной речи, много красных перлов революционного пустословия. Эти люди так привыкли лгать, говорить глупости и ослеплять других и самих себя революционными фразами, что совершенно утратили чувство самокритики и боязнь быть смешными.

Говоря о необходимости для Европы прикупать хлеб, они заявляют, что потеря русского хлеба равносильна "серьезнейшему продовольственному кризису и полной невозможности дальнейшего развития". Это имело бы хотя некоторый смысл только в том случае, если бы Европа, заключив договор с Сов. властью, стала получать русский хлеб. Но ведь ни для кого не секрет, что Россия еще много лет не будет в состоянии не только вывозить хлеб, но должна будет покупать американский хлеб, который "уже теперь для Европы слишком дорог".

Совсем курьезно заявление, что Сов. власть предоставляет иностранцам "совершенно достаточные гарантии", и что "их интересы и правосознание встретят обстановку, вполне обеспечивающую их успешную работу".

Хорошо заявление, что рус[ские] профессиональные раб. организации "совершенно отстраняются от вмешательства в управление производством". Эволюция, с Божьей помощью!

Ниже - предоставляемые Сов. властью "публично-правовые гарантии не менее прочны, чем гарантии любой другой суверенной державы". Здорово сказано.

Ниже уже полное бесстыдство. Сов. власть отклоняет "безусловно всякую свою ответственность за те разрушения иностранного имущества, которые произошли от экономического кризиса, вызванного войной и ее последствиями, или вследствие оставления имущества уехавшими за границу владельцами его". А декреты об изгнании хозяев из имений, и домов? А террор вообще и издевательства над буржуями, возведенные сов. декретами в систему? "Иностранное имущество было брошено на произвол судьбы". Как это мило! Оказывается теперь, что собственники сами виноваты.

Вся это пустословие не может изменить положения дела. Русский народ получит помощь и кредит только тогда, когда он сам и его правительство будут вызывать доверие. Это будет не скоро, и во всяком случае не при теперешнем правительстве.

1 мая

Вернувшийся с конференции Иоффе заявил, что Г[енуэзская] конференция имеет "чрезвычайные следствия": 1. она "лишний раз подтвердила, что буржуазная Европа не может и не хочет давать много денег России", 2. "что в Европе не все благополучно" (Общая, пустая фраза на утешение дураков. А где все благополучно?), 3. "обнаружился развал и острый антагонизм между буржуазными государствами", "...в дальнейшем единого фронта буржуазии против нас быть не может, ибо буржуазия сама раскололась". А до к[оали]ции разве был этот единый фронт? Разве не отсутствием его объясняется то, что уже 4 года на задворках европейской культуры существует наш Бедлам?

5 мая

Бесправие, анархия, необузданный разгул эгоизма и низких страстей, необеспеченность личности и собственности, словом война всех против всех, приводят к полной утрате веры в людей и в людскую справедливость. На этой, главным образом, почве зарождается и крепнет монархическая идея, представление о лице, стоящим выше всех, стоящим настолько высоко, что оно совершенно не заинтересовано в мирской суете с ее злом и страстями и является поэтому символом беспристрастия и справедливости. При этом безразлично, если зло, насилия и несправедливости проистекают от лиц и властей, выдвинутых революцией, т. е. на первых порах восстанием самого народа, или зло совершают другие элементы и при других обстоятельствах.

В нормальное время разумный гражданин говорит (англичанин французу), король нам очень нужен, хотя бы уже для того, чтобы никто не занял

стр. 64


его место. К этому же выводу приходит народ, неспособный создать после революции удовлетворительную сильную власть, основанную на принципе народного суверенитета.

6 мая

Наконец наступило тепло, зацвели сливы и вишни, появились полевые цветы. Черемуха в полном цвету.

В нынешнем году посадили 45 мер картофеля, посеяли по 1/4 десятины яровой пшеницы и овса (по 1/8), и посеем на этих днях 1/2 дес. гречихи. Летом распашем под рожь 1 десятину.

Заниматься с пчелами нет времени и сил.

11 мая

Половина огорода уже засеяна и засажена. Сегодня посеяли 10 борозд фасоли. Я еще не втянулся в работу и сильно устаю. К вечеру чувствуешь такую усталость, что не хватает сил и энергии, чтобы написать письмо или сделать запись в дневник.

14 мая

Последние десятилетия наука и публицистика интересовалась почти исключительно теоретической стороной марксизма - его философскими, социальными и экономическими положениями. Для нас, людей переживших революцию, в которой идеи марксизма, как революционного учения, играли видную роль, интересна более практическая сторона, те практические выводы, которые делали вожди и чернь революции, и проявления, часто совершенно неожиданные, которые мы можем наблюдать 7 .

Какое убожество мысли вообще и юридической мысли в частности! Какой-то тов. Бранденбургский (в N 115 Известий от 25 мая 1922 г.) пишет статью "Советское гражданское право". Права собственности и гарантии этих прав "в первой в мире трудовой Республике" предоставляются не всем без исключения, а "исключительно тем, кто принимает участие в развитии производительных сил. Только в интересах развития хозяйственной жизни"... и т. д. Товарищу очевидно не приходит в голову, что право ч[астной] собственности вообще, если смотреть на вопрос его возникновения, развития и существования, вызвано в истории народов интересами хозяйственной деятельности. Убедившись на деле в неизбежности част[ной] собственности, коммунисты, признавши ее, хотя бы с увертками и оговорками, в сущности предлагают русскому обывателю начать с азов человеческой культуры. Восстановление в правах прежних собственников, говорил Б[ранденбургс]кий, было бы "несправедливо в отношении трудящихся масс" (? почему?) и не вызывалось бы никакой необходимостью с точки зрения возрождения нашего хозяйства".

Итак, с точки зрения пролетарской справедливости экспроприация и разорение прежних собственников одобряется. Почему? Потому, конечно, что это были кровопийцы, эксплуататоры, мошенники, воры и т. д. 8 . А новые собственники будут лучше? Для всякого сколько-нибудь разумного человека ясно, что при современных хозяйственных и денежных условиях, при советской власти всякая хозяйственная деятельность неизбежно принимает характер отчаянной спекуляции и постоянного плутовства. Без этого теперь не может существовать и работать ни одно предприятие. С моральной точки зрения пути и средства обогащения теперь неизмеримо ниже, чем раньше. Единственное, не сознаваемое может быть, товарищами] коммунистами преимущество новых эксплоататоров будет состоять в том, что многие из них будут происходить из недавних коммунистов и вообще лиц, принявших участие в революции для того, чтобы уничтожить прежних собственников и занять, всеми правдами и неправдами, их место. Справедливость в отношении трудящихся масс здесь совершенно не при чем. Во всем этом можно скорее видеть идею "юбилеев" древнего еврейства, возродившуюся в XX в. и протащенную в русскую действительность под знаменем коммунизма. (Еврейский юбилей - каждые 50 лет. Срок аренды под постройки по советскому праву - 49 лет, т. е. в 50-й год аренда кончается).

Что касается "возрождения нашего хозяйства", то и тут позиция, занятая к[оммуниста]ми, не выдерживает никакой критики. Место упраздненных

стр. 65


прежних собственников, из которых многие (по крайней мере) обладали большими знаниями дела и имели солидную техническую подготовку, дорожили своей фирмой и добрым именем, займут большей частью невежественные и бессовестные проходимцы, без деловой чести и без знаний дела.

Здесь еще раз можно убедиться, что коммунизм, не как теоретическая программа, а как известное настроение, которое в некоторые моменты революционных движений захватывает стихийно широкие массы населения, есть идеология мелкого буржуя, а никак не мифического пролетария, строителя будущей новой жизни. Это подтверждается и другими сторонами революционного процесса ограбления и последними постановлениями сов. власти. Наследование по завещанию и закону допускается только до 10.000 рублей золотом. Этим укрепляется одна из позиций мелкого буржуя. Затем признается собственность на строения за теми прежними собственниками, которые благодаря счастливому стечению обстоятельств, не были "муниципализированы или национализированы", т. е. преимущественно за мелкими собственниками и за всеми крестьянами. Этим подтверждается предсказание некоторых экономистов. Напр. Ш. Жид, в своем руководстве по полит. экономии писал (7 изд. 1901 г. 439- 440 стр.), что различие между предметами производства и потребления n'est qu'un trompe - l'oeil 9 и что когда дело дойдет до осуществления, то коллективизм придет к самому грубому уравнительному социализму былых времен, т. е. к ограблению только крупных собственников.

"Правда" в передовой 17 мая (N 100) заявляет, что "мы дальше определенных границ в своих уступках идти вовсе не намерены" и что "складывающаяся международная и внутренняя обстановка отнюдь не диктует линии дальнейшего отступления". Это достаточно утешительно для того, кто хочет утешиться, но странно, как они не понимают, что их программа настолько целостна и негибка, что уже сделанные ими уступки частной собственности (совершенно недостаточные для того, чтобы эта форма с[обственнос]ти проявила свои положительные социальные и экономические свойства) ведут к отрицанию всей экономической программы к[оммуниз]ма. От к[оммуниз]ма осталась только политическая сторона- диктатура "пролетариата", то есть "надстройка" без соответствующих предпосылок в области производственных отношений и порядка обмена.

А в области финансовой политики! Если оставить в стороне растрату золотого запаса, в чем нет никакой политики, то остаются три кита: безобразный и преступный выпуск бумажных денег, ряд косвенных налогов на предметы первой и второй необходимости и сборы натурой, продналог, мельничные сборы и т. п., т. е. все архибуржуазные способы покрытия расходов, а частью возврат к глубокой старине, чуть не к средним векам. Попытка получить деньги за границей, как и следовало ожидать, кончилась неудачей. Теперь - жалкое измышление хлебного займа, в котором следует видеть не столько кредитную операцию, сколько попытки антеципировать продналог.

В этом займе все вызывает только удивление. 1) Занятно со стороны коммунистов то, что они строят свою операцию на приманке получения приобретателями займа нетрудового барыша - 5% скидки с номинальной цены (иными словами - уплата %% вперед) и возможная выгода на повышении облигаций. Стеклов 10 пишет: "Наш первый государственный заем дает такие выгоды подписчикам, какие не давали ни один государственный заем во всей истории кредита капиталистического мира" (Известия, N 115). Нашел, чем хвастаться! В истории всегда так бывало, что некредитоспособное правительство бывало вынуждаемо давать кредиторам очень большие выгоды. Итак - пожалуйста в нашу лавочку! Как это восхитительно слышать из уст коммуниста.

2) Пуд ржи оценен в 6 мил. руб. или в 600 руб. образцов 1922 г. Это значит, что везде, где рожь стоит дешевле 6 мил., заем не будут покупать, а где она стоит дороже, там казна будет давать премию. Без фиксации займа в хлебе и деньгах он был бы совершенно невозможен. С другой стороны фиксация, при большой разнице в цене на хлеб, поведет неминуемо

стр. 66


к спекуляции. Можно предвидеть, сверх того, что облигации, купленные в урожайных местностях будут вывезены в большом количестве в неурожайные. Интересно, как и где казна будет расплачиваться тогда хлебом.

3) Что будет с "выгодами" подписчиков, о которых так красноречиво говорит Стеклов, если операция удастся и цены на хлеб упадут? Ведь одна из главных целей займа изъять из обращения 60.000.000.000.000 бумажных рублей, т. е приблизительно половину того, что находится в обращении.

Если действительно половина бум. денег будет изъята, то деньги повысятся в цене, хотя конечно не вдвое. Положим, что средняя цена пуда ржи будет осенью 4 мил. Тогда подписчики потеряют 1/3 своих денег, не считая того, что 6 м[иллионов] они уплатили за заем на несколько месяцев раньше, т. е. лишатся процентов и 1/3 капитала. Тут возможны конечно очень различные комбинации и остается широкий путь для спекуляций.

4) Совершенно неясно и, по-видимому, не предусмотрено, каким образом будет заем погашен к 1 декабря с. г. Мож[ет] быть коммунистические финансисты представляют себе дело просто, так: все изъятые бумажки уничтожаются, а к 1 декабря из продналога 10 мил. пудов ржи идет на погашение займа.

17 мая

Сегодня- 24 года, как мы обвенчаны. По этому поводу - у нас небольшой праздник. К обеду испекли пироги с рисом из белой муки, а на второе было тоже праздничное блюдо - шпинат с оладьями и каждому по яйцу. К чаю пирог из драчены с битыми сливками. Немного вспоминали прошлое. Наши неизбалованные дети были очень довольны угощением.

Нет, кажется, ни одной затеи раб. кр. власти, которую ей удалось бы осуществить хоть сколько-нибудь сносно и провести в жизнь. Система главков, совхозы, концессии, электрификация, торговые договоры и многое другое все оказалось мыльными пузырями. Вождь мирового пролетариата выдумывает и изрекает очередную глупость, газеты и ком. организации муссируют эту глупость, повторяют ее, забавляются как дети и затем через некоторое время бросают, чтобы перейти к другой. Поистине неисчерпаемый родник человеческой глупости. Было время, когда так наз. советский строй в государственном и местном управлении был провозглашен каким-то открытием, новой формой будущего общежития для всего мира. И эта, самая капитальная "идея" большевизма вырождается во что-то нелепое, во что-то очень старое, испорченное невежеством и бесчестностью исполнителей. В нашем уезде осенью волсоветы были сокращены и в исполкомах были оставлены по 3 чел. вместо прежних пяти. Теперь с 1 мая оставлен 1 человек, которого крестьяне иронически называют красным старшиной. При нем раз в неделю будут происходить совещания сельских депутатов. При красном старшине оставлен секретарь, вместо большой канцелярии с несколькими отделениями. Еще шаг - упразднить еженедельные совещания, бесполезность которых наверное скоро обнаружится, и в волости останутся, как было раньше, старшина и вол[остной] писарь. Характерно, что все это проделано самостоятельно Серпуховским исполкомом, а в соседнем Подольском у. в волисполкомах по 3 члена.

Крестьяне относятся к этой реформе довольно безразлично. На мое замечание, что коллегиальный исполком существенно отличается от единоличной власти старшины, они говорили совсем в другом порядке идей: один будет воровать не меньше прежних троих, т. к. все будет шито-крыто; те друг друга боялись, опасались огласки.

Теперь сов. власть на пути восстановления старых судов, прокуратуры и адвокатуры. Все эти откровения пролетарского самосознания - нар. суды по революционной (красной?) совести, рабкрины, как орган надзора и контроля, оказались, как и все прочее, синицей, намеревавшейся зажечь море.

Наши волостные рабкрины известны крестьянам как постоянно пьяные бездельники. Никто их не видит, не знает их дел и в волости они совершенно незаметны, настолько незаметны, что никто не знает, как и где они достают деньги, чтобы пьянствовать. Народный судья В. И. Ушаков, крестьянин села Вельяминове, более трех лет ерничал и стяжал себе

стр. 67


определенную худую славу, человека, хотя и не злого, но скверного. Последнее время он увлекся и стал так пьянствовать без всякой меры и приличия. С 1 мая он уволен по жалобе крестьян. Вообще у нас сейчас в Михневе, резиденции сов. власти, курьезное сборище лишившихся престола царьков. Одни уволены за пьянство и вымогательство, другие за пьянство и казнокрадство, третьи за сокращением штатов, четвертые за упразднением "учреждений", в которых они сидели. Вместо сотни негодяев и бездельников, сидевших на шее у народа, осталось десяток отборных дельцов.

Отвратительна жадность, с которой все эти отбросы общества набросились на всевозможные блага, которые дает власть в бессовестных руках при невежественном и глубоко деморализованном народе. Один объедается и пьет, другой завел 2-3 любовниц одновременно (в разных местах), третий обстроился и обзавелся хозяйством (таких, впрочем, немного), четвертый - женился на полуинтеллигентной "сознательной" девице и мнит себя почти что буржуем. Подобрать оторванную от семьи или лишившуюся родителей, полуголодную и забитую нуждой девушку из буржуазной среды - самая заветная мечта этих гадов, разжиревших от власти и советских хлебов.

18 мая

Француз В. Берар (Персия и персидская смута. Изд. Брокгауза-Ефрона. 1912 г.) так говорит про рев. движение 1905 года. "Оно носило совсем персидский характер: французы устраивали баррикады, англичане - митинги и процессии, русские - метание бомб, турки - убийства, а персы - садились в "бест", т. е. обращались в бегство (287 стр.). Эта характеристика несколько напоминает нашу революцию: немцы и евреи - устраивали митинги и издавали газеты и прокламации, латыши, армяне и грузины организовывали убийства и мятежи, дезертиры и хулиганы всех наций - грабежи и убийства, а русские - одни садились в "бесты", другие - делали вид, что вся эта вакханалия им приятна, а третьи, пользуясь уничтожением полиции, бросились грабить и убивать своих сограждан.

Про революционные организации Берар пишет, что кроме меджлиса и провинциальных собраний "в каждом городе, в каждом местечке, в каждом квартале, на каждой улице существовали другие собрания, которые с ними соперничали или являлись их отделениями. Эти собрания, возникавшие путем таких же фантастических выборов, требовали такой же власти хоть над маленьким владением. И т. к. достаточно двух персов, как и двух греков, чтобы составить собрание, обсуждающее, решающее и разделенное на две партии, то скоро вся Персия превратилась в хаос советов, собраний и клубов, "энджуменов". И не было возможности отличить, которые из них обладают законными полномочиями и которые являются простыми узурпаторами прав и обязанностей" (289 стр.).

Эта черта в значительной мере проявилась и у нас, как результат слабой дифференциации классов, с одной стороны, и крайней общественной и политической невоспитанностью населения, ставшего легкой добычей демагогии и всевозможных проходимцев и политических авантюристов.

27 мая

Тов. А. Гастев в Правде (N 122, 3/VI, 1922г.) поместил довольно сумбурный фельетон, в котором есть однако очень интересное признание. "Бьет час" - заглавие а lа Стеклов, но довольно неподходящее.

"Картинно-героический, иллюминационный период революции прошел. Наступила эпоха созиданий, работы, но она лишь дикларирована"... "Россия психологически вступила в такую полосу, которая требует разряжения". Первое совершенно верно. Период разрушения кончился. Все, что можно было разрушить, разрушено. Бесноватые нигилизма, смерти и разрушения разряжали свою энергию. Теперь энергия бесноватых нуждается в новых объектах разряжения. Трудиться они не умеют и не желают, для них всякий труд всегда был синонимом рабства. Напрасно они (и т. Гастев) говорят о святости труда и приглашают к творчеству. Для труда, для творческой работы нужна совершенно другая психология личности. Жорес

стр. 68


говорил, что только ненависть плодотворна. Если бы он был жив, то мог бы видеть глупость и гнусность своего изречения. Для труда нужна не ненависть и не зависть, а как раз обратное, чего у разрушителей нет. Между тем их болезненно повышенная жажда проявлять свою волю нуждается в разряжении. Наши вожаки это понимают и все время стараются давать выход этой энергии, чтобы она не сконденсировалась, как пар в котле, и не разорвала самого котла, т. е. не обрушилась на них самих. И действительно, мы видим, что все время вожди заняты тем, чтобы занимать поднятые ими массы то действительными, то какими- нибудь вымышленными и искусственно раздутыми делами. За последнее время - это травля Вандервельда и К о и правых эсеров. Перед этим - травля духовенства по поводу церковных ценностей. Интересно, как, не сознавая ясно, Гастев описывает то, что бывает обычным следствием "иллюминационных" периодов в жизни народов. Все охвачены одним настроением "и революционеры и контрреволюционеры, попы и атеисты, старики и юноши, рабочие и капиталисты". "Эта черта - раздумье, неверие, скептицизм, ожидание". Проще и точнее сказать: усталость, разочарованье, отрезвление. "Даже партийные рамки, по-видимому, неспособны обеззаразить широкие массы от этих настроений". Витиевато сказано. Проще - массы перестали верить своим недавним вождям.

"Безумная чехарда перемен амплуа... продолжается. Только вчера он был председателем треста, завтра он уже занят организацией труппы. Сегодня он спец по калориям, завтра заведует банями. Революционная эпоха требует, конечно, скачки, но наступила эпоха отстоя". Этого-то не хотят понять и подчиниться наши разрушители. В их психологии есть что-то обезьянье - они за все быстро хватаются, нелепо подражают людям дела и труда, и очень быстро это им надоедает. К этой черте присоединяется бесовская черта - разрушать все, что сделано другими. Разрушать, причинять людям горе и боль - им доставляет наслаждение, особенно острое тем, что это проделывается над людьми, превосходство которых они в душе сознают и которые еще вчера были их господами.

Конечно такое занятие не может долго воодушевлять человека, за исключением совершенно безумных, патологических личностей. И вот после вакханалии "миллионы... людей пребывают в спячке; чтобы их заставить задуматься, воодушевиться (!), надо чуть не обливать кипятком или, во всяком случае, составить протокол". Г[асте]в проговорился очень хорошо. Это чисто большевистское средство "воодушевлять" людей кипятком и протоколами (Чеку еще забыл)". Но всего тягостнее - скептицизм, неверие. Огромные массы работников теперь пребывают в состоянии косного ожидания сторонних неведомых сил. Они убеждены, что придет заграница и "даст", придут какие-то люди и "ох, и заработают". Утрата веры в свои силы и в свое дело есть один из главных признаков наступающей реакции.

Хорошо следующее признание: "В разоренной, бедной стране мы ведем себя так, как будто земля стонет под тяжестью амбаров (!). Нам вовсе не некогда, мы не спешим". Напрасно только Г[асте]в ищет для этого сложные объяснения ("недаром у нас в России там много философов и психологов". Это - новость). Дело объясняется просто и совсем не тем. Революция, анархия и террор вытравили у людей слабые начатки чувства солидарности и понимания общенародных и государственных интересов. Отсюда - звериный эгоизм и "наплевать" на все, на разоренье, голод, смерти соседей и т. д. Каждый думает только о своей шкуре. В этом чудовищном эгоизме, забвении всех общих интересов, я вижу одно из главных свидетельств ложности и лживости людей, которыми вдохновляется и живет наша революция.

Любовь к разрешению, походя, мировых вопросов и к болтовне на эту тему вовсе не противоречит отмеченному мною развитию эгоизма и утрате чувства человеческой солидарности. Всякий сектант, всякий новатор стремится вызвать подражание, чтобы не быть одиноким, а злодей - ищет соучастников; негодяй стремится прикрыться лицемерием и очень охотно

стр. 69


говорит о морали вообще и о безнравственности других. Даже самые заядлые революционеры не могут отделаться совершенно от общечеловеческих ("буржуазных") предрассудков и нуждаются для прикрытия своих звериных аппетитов в фиговых листках. Когда они грабят, то кричат, что делают это с целью облагодетельствовать всех и каждого; когда они разжигают гражд. войну, то кричат, что стремятся к миру во всем мире.

Хорошо следующее. "Что случилось у нас в России? Пронесся военно- социальный смерч, с небывалой силой разрушения". Именно - военный бунт. Со временем будут удивляться, как мало было внесено в этот "смерч" коммунизмом и социализмом, и как много, в сущности, в нем было заимствованного и проделано из войны и внесенной ею в головы обывателей путаницы и деморализации. Все эти расстрелы, заложничество, вышвыривание людей из квартир, вообще действия как бы в захваченной, но не покорившейся еще стране, все это внесено войной, принесено с фронта в тыл. "Социальный" элемент смерча свелся к бесформенному, стихийному грабежу всех и всего и их нелепому разрушению 11 .

26 мая

Советские газеты подводят итоги Генуэз. к[онферен]ции. Итоги получаются каждый день разные. Очевидно, что берутся разные "слагаемые". Теперь уже ясно, что попытка шантажа и использования розни зап.-европ. держав оказалась столь же неудачной, как и выступление "единого пролетарского фронта". Фронт развалился, не успевши выступить. Грызня по поводу процесса эсеров и приезда Вандервельда и Ком[пании] обнаружила вполне, что о едином фронте с участием русских к[оммунисто]в не может быть и речи. Кажется даже, что никогда, с начала рус. революции отношения между ними и западно-европейскими социалистическими партиями не были такими обостренными.

Если дела будут развиваться в таком же духе, то через год можно будет сказать с уверенностью, что рабочее движение всего мира не желает иметь ничего общего с людьми, которые взялись быть бойцами и вождями мирового пролетариата. Мне всегда казалось, что недостаточно внимательное, а иногда даже [недоброжелательное отношение зап. евр. социалистических организаций к совет, правительству являются весьма плохими симптомами для дела мирового раб. движения. Последнее оказывается совершенным мифом, плодом воспаленной фантазии небольшой шайки маленьких Геростратов. В каждой стране - по несколько грызущихся между собой партий и организаций. То же еще в большей степени в международных отношениях. Пролетариат, как единый класс с определенными и однообразными интересами, диктующими ему политику и формирующими определенное мировоззрение, есть миф. Еще более фантастична солидарность этих мифических пролетариатов в международном масштабе. Если бы этот мировой пролетариат не был мифом, то он никогда бы не претерпел профанации и втаптывания в грязь своих заветных идей, какие проделываются у нас так наз. III И[нтернационало]м.

27 мая

Гладстон как-то сказал: "Достойно уйти от власти так же трудно, как и получить ее".

10 июня

Вчера вернулся из Москвы, где пробыл 3 дня. Получил в Университете 13,5 мил. жалованья за апрель, и из Кубу (Комиссия по улучшению быта ученых. - А. Ю.) 75 мил. за январь - март. Это - первый раз, что получил сразу значительную сумму. Вот как она была израсходована. Записываю, т. к. это характерно нашей жизни (2 мил. было у меня).

1 пай и вступит, взнос в Кооператив Кубу 3.250.000

5 пудов соли бузуна 12.500.000

За выделку 4 кож, добавок к муке и соли деньгами 16.000.000

7 шт. воблы 2.100.000

2 ф. сахарн. Песку 2.200.000

1 ф. кофе 2.300.000

стр. 70


1 ф. колотого сахара (для Москвы)

 

 

1.300.000

1 лимон

 

 

700.000

 

 

резиновые каблуки к туфлям

 

 

1.200.000

 

 

2 куска простого мыла

 

 

1.800.000

 

 

1/4 ф. лимонной кислоты (для салатов)

 

1.500.000

 

 

 

 

44.850.000

 

 

Привез домой на мелкие расходы

 

6.250.000

 

Дал Нине взаймы по случаю болезни Зин. Ник. 12

 

 

10.000.000

 

 

6 билетов на трамвае

 

 

900.000

 

 

билет на жел. дороге

 

 

1.200.000

 

 

2 ф. табаку 1 сорта

 

4.000.000

 

1 ф. - III сорта для Бор. и Жен. 13

1.200.000

 

 

50 грамм строфанта для Лены 14 в Рославль

 

 

3.000.000

 

 

Коса

 

4.000.000

 

Борины билеты ж. дор. и трамвай

 

 

2.100.000

 

 

Проел в Москве за 2 дня белого хлеба

 

 

850.000

 

 

Налог в пользу голодающих

 

 

1.000.000

 

 

N Известий

 

 

100.000

 

 

1 пуд черной муки в Кубу (долг Ал. Вас.)

 

 

5.000.000

 

 

1 ф. монпасье для детей (Кубу Кооператив)

 

1.400.000

 

Книг по истории революции в Госуд. Изд.

 

 

4.950.000

 

 

Всего

 

 

89.9 мил.

 

 

15 июня

Наши работы в полном разгаре. Почти ежедневно роятся пчелы, на огороде много мелких работ; окучивает и пропахиваем картофель; начался покос. Дети встают в 3 час. и отправляются косить. Спят днем.

17 июня

С большим интересом прочитал 1 том Архива Русской революции. Прекрасно написаны и интересны воспоминания Набокова о Временном Правительстве. Ценна для истории революции статья ген. Краснова "На внутреннем фронте". Очень интересна, живо и литературно написана статья проф. Московского университета Донского (псевдоним) "От Москвы до Берлина в 1920г.". Живая и верная картина московской жизни при большевиках. Написано правдиво, без преувеличений. Почти все, описанное Донским, мне пришлось пережить и видеть самому. Можно только заметить, что жизнь известных мне профессоров не- врачей была, пожалуй, еще тяжелее, чем профессоров врачей.

Вся статья Донского является как бы объяснением и оправданием его бегства из Совдепии. Теперь жизнь стала значительно легче, чем та, от которой бежал Донской, но, продумывая положение в целом, все-таки приходишь к заключению, что он поступил правильно. С материальной точки зрения жизнь стала легче, а для некоторых и вполне сносной, но с моральной точки зрения положение совершенно непереносимое. Правда, нет террора, нет былой травли интеллигенции, отношение к ней простонародья и "чернокожих" стало лучше, вообще жизнь стала спокойнее, но с другой стороны выяснилось, что такой "спокойной" жизнью предстоит жить многие годы. Нет совершенно иллюзий и надежд на радикальный и скорый поворот к лучшему. Пройдет еще много-много лет, пока наступят условия, при которых станет возможной научная деятельность.

21 июня

Русский посланник в Швеции Н. А. Неклюдов напечатал на английском языке книгу, отрывок из которой "Предсказание революции" напечатан в 1 т. Архива р. революции. В середине января 1917 г. болгарский посланник в Берлине Ризов пытался завязать переговоры о мире с Неклюдовым и сказал ему между прочим (по телефону): "Через месяц или самое позднее через полтора, произойдут события, после которых, я уверен, что с русской стороны будут более склонны к разговорам с нами".

По-видимому, ему было известно, что немцы подготовляли революционный взрыв. Но какая точность! И в этом видна рука немецких точных

стр. 71


и дельных мастеров. Все было сделано с точным расчетом, чтобы к началу летней кампании русская армия была деморализована и доведена до негодности воевать.

Там же (стр. 288-294) напечатан доклад немецкого публициста Колина Росса начальнику операционного отделения германского] восточного фронта о положении дел на Украине в марте 1918 г. Между прочим: "Евреи были всецело на стороне большевиков и большинство руководителей большевиков - евреи".

22 июня

Я так устаю, что не могу ничего делать, думать, читать что-либо кроме пустяков. По целым дням работаю на огороде и окучиваю картофель в поле. Когда припоминаю работу прежних лет, то мне кажется, что в сравнении даже с прошлым летом у меня меньше сил и энергии.

24 июня

После сильных гроз с теплыми дождями наступила жара. По целым дням мы заняты уборкой сена. Нынешним летом прекрасные травы. Большой овраг и поляны расцвечены разными цветами; сильно цветет гречиха; местами ковер цветов пестрый, местами белый от клевера и ромашки, местами желтый или голубой. После гроз, при духоте все это издает сильный, приторный запах. Пчелы работают вовсю.

12 августа

В статье "Третий фронт" Луначарский делает откровенное признание (Известия N 190, 25 августа 1922 г.) "Необходимо увеличить средства Наркомпроса. Я пишу эту статью из провинции, и еще раз вижу с кошмарной ясностью, что отсутствие притока средств из центра при отсутствии местных средств (пока это - правило для огромного большинства губерний) погружает Россию в настоящее азиатское варварство и грозит для будущего поколения огромным скачком вниз, даже ниже линии элементарной грамотности".

Как правоверный большевик Л[уначарс]кий, конечно, не унывает, а только "бьет тревогу", и совершенно, по-видимому, не подозревает, что это - не случайное и временное, а неизбежное и длительное явление.

5 октября cт. cт.

Альфред Фулье пишет:

"Toutes les revolutions produisent un accroissement d'immoralite. Depuis la revolution de 1789 et celles qui l'ont suivie, Ie resultat a ete visible en France. En Italic, non seulement les revolutions ont remue, comme il atait inevitable, les elements fangents que contient toutes societe, mats 1'unite italienne s'est realisee en antagonisme direct avec la papauteet Ie catolicizme, c'est-a-dire avec les educateurs moraux d'une nation ou morale et religion avaient toujours ete fondues ensemble; de la, dans la peninsule, cet amoindrissement simultane du sentiment Religieus et du sentiment moral que nous avons constate".

(Esquisse psychologique des peuples europeens. 2 ed. Paris. 1903, p. 535 - 536.) 15 .

7 октября

В заседании Центр, бюро печати т. Бубнов докладывал:

"Финансово-хозяйственный кризис печати продолжается. Количество газет уменьшается и тираж их падает. На 1/1 было 803 газеты по всей федерации, на 1/VIII их оставалось 299. Тираж всех газет на 1/1 равнялся 2.661.000 экз., на 1 августа - 993.000 экз. Нет ни одной газеты, которая не испытывала бы величайших финансовых затруднений".

Положение, нечего сказать, блестящее: тираж всех газет по всей Совдепии немногим больше тиража только Рус[ского] Слова и Рус[ских] Ведомостей.

10 октября

Ф. О. Гертц (Аграрные вопросы в связи с социализмом) по адресу близоруких фанатиков догмы социализма употребляет хорошее сравнение: "точь в точь как тот ребенок, которому удается взогнать вверх ртуть в термометре, и который думает, что он тем самым изменил температуру окружающего воздуха". Это сравнение особенно хорошо идет к нашим

стр. 72


коммунистам, которые, зажав рот противникам, изо дня в день в своей "советской" прессе, на съездах и собраниях подымают ртуть в термометре, который держат в руках, и воображают, что весь мир готов загореться от нестерпимого жара. 11 октября

Andre Cherodame. Le monde et la guerre russo-japonaise. Paris. 1906 16 .

Русско-японская война: "est assurement Fevenement le plus considerable qui se soit produit dans le monde depuis 1870" "conflit qui marque un bournant de 1'histoire du monde" (Предисловие) 17 .

Б[ыть] м[ожет] это несколько преувеличено, но для России это - так. Для России это событие может быть поставлено в сравнение только с такими фактами и явлениями как покорение ее татарами, свержение татарского ига, объединение уделов под властью Москвы, завоевание берегов Балтийского моря.

"Dans un pays aussi peu homogene que la Russie, de grandes reformes brusques sont particulierement perilleuses et difficiles" 18 .

"Un fait reste certain: la Russie ne peut pas s'organizer socialement en suivant les votes pratiquees par les pays d'Occident" 19 .

"le tsarisme fait corps avec le pays, et qu'il subsiste par ce fait qu'il est presentement impossible de le detruire sans restreindre dans son etendue la Russie ellememe" 20 .

После удачной революции и введения представительного строя "1'element juif exercerait dans la Russie de demain une influence predominante; une reaction a peu pres inevitable determinerait dans quelques annees une crise populaire antisemite comme on n'en a encore jamais vu". (409) 21 .

16 октября cт. cт.

За сентябрь и октябрь нов. ст. мы истратили около 3 миллиардов.

 

Приход такой

 

 

За помидоры около

 

 

350 мил.

 

 

Из Кубу 200+100

 

 

300 мил.

 

 

Из Университета

 

 

260 м.

 

 

За столовую: болш. буфет, стол. 12 стульев и servant

 

 

1.500 м.

 

 

За кожаную мебель: диван и 2 кресла

 

 

1.000 м.

 

 

Продано мелких вещей

 

 

около 10 0

 

 

Всего 3510 мил.

 

 

Из них получено 280 мил. золотыми по курсу (начало сентябре за золотой. Они не истрачены и составляют запас. Вот крупные расходы, которые помню За 5 саж. берез, дров в Коопертоп.

а) 100 руб. 225м.

 

 

Материалы для 3 печей, сложенных Женей: 250 шт. кирпича по 30 м. за сотню, трубы, по 4 м. за аршин, заслонки, воз глины (15 мил.) и т. п.

 

 

около 140 м.

 

 

 

 

 

365

 

 

Нине в долг

 

100

 

10 п. ржи по 4,5

 

45

 

20 п. ржи по 5,5

 

 

110

 

 

6 п. муки по 6,5

 

 

39

 

 

5 п. муки по 12

 

 

60

 

 

2 0 арш. бязи у Журова по 2,8

 

 

56

 

 

25 арш. миткаля у него же по 0,8

 

 

20м.

 

 

Копии, взятки, у нотариуса по бесплодной попытке получить обратно дом 22

 

 

52м.

 

 

5 пар буц себе и детям

 

125м.

 

Туфли В. П-е

 

 

50м.

 

 

Феклуше на платье и ее сыну на сапоги

 

 

130м.

 

 

Севе и его жене на шитье платья

 

 

200м.

 

 

Портному за шитье мне пары и 2 брюк Юре и Игорю

60м.

 

 

стр. 73


Глебу башмаки (40 м.) и галоши

 

 

53 м.

 

 

Членский взнос в Кубу

 

 

5 м.

 

 

Мне 2 пары кальсон

 

20 м.

 

- " - вязан, рубашка и кальсоны

 

8 м.

 

Мне и детям 5 пар туфель в

 

 

35 м.

 

 

 

 

 

1533 м.

 

 

В ЦКубу 3 ф. какао

 

 

3,3 м.

 

 

- " - 5 ф. какао месяц спустя

 

 

7,5 м.

 

 

12 шт. ножей к безопас. бритве

 

6 м.

 

49 1/2 арш. полотна у Журова по 4 м.

 

 

198 м.

 

 

1/2 ф. табаку

 

 

7 м.

 

 

За квартиру, воду и электричество

 

 

около 40 м.

 

 

В школу за Юру и Игоря

 

34 м.

 

Севе на расходы по демобилизации

 

 

50 м.

 

 

При получении пайка в У-те

 

 

5 м.

 

 

- " - в Кубу

 

10 м.

 

Клейникову за переделку шапки Глебу

 

 

25 м.

 

 

Боре на штаны 1 3/4 арш. чер. сукна

 

 

56 м.

 

 

10 пар носков на всех про всех

 

 

30 м.

 

 

30 ф. подсоли, масла по 1,8

 

54 м.

 

Жене на масл. краски 23

 

 

15 м.

 

 

20 ф. мыла для стирки по 0,8 в ЦКубу

 

 

16 м.

 

 

6 к. туалет, мыла в ЦКубу

 

 

6 м.

 

 

1/2 ф. америк. шоколада

 

 

4,5 м.

 

 

4 ф. конфект

 

 

3 м.

 

 

3 бут. америк. сиропа

 

 

12 м.

 

 

 

 

 

582,3

 

 

 

 

 

1533

 

 

 

 

 

2115,3

 

 

29 ф. керосина в Михневе, по 300.000

 

 

-8,7 м.

 

 

2 электрич. лампочки

 

3 м.

 

Поездки в Москву (жел. дор-га и трамваи) мои, детей и В. П-ны

 

 

около 120 м.

 

 

Пара поросят для откорма

 

 

95 м.

 

 

Современный анекдот.

Советский "корреспондент", вернувшийся из Генуи, рассказывает своим соотечественникам.

Как же! Был у Л-Джорджа. Он меня так любезно принял; вынул золотой портсигар и угостил папироской. А на портсигаре у него награвировано: Л- Джорджу от тред-юнионов.

Ну, что ж, был и у наших делегатов?

Как же! Был у Раковского. Он меня очень любезно принял; вынул золотой портсигар, угостил папироской. А на портсигаре у него написано: "Викуле Саввичу от благодарных рабочих". Тоже от рабочих!

Вокруг съезда III Интернационала в Петербурге. А! Янкель, тебя ли я вижу! Как попал в П-д? - говорит старый сослуживец Янкеля в царской армии.

Янкель, боязливо озираясь? "Тс. тише. Я здесь не Янкель, а представитель аргентинского пролетариата на съезде И[нтернациона]ла.

Как расплачивались в Генуе в ресторане представители разных держав.

Англичанин заплатил золотом.

Француз дал несколько бумажек.

Австриец подал кельнеру, вынимая из чемодана, целый ворох бумажек.

Русский, запустил руку в карман и, вынимая горсть золотых и серебряных вещей, сказал небрежно кельнеру: выбирайте любую!

стр. 74


[декабрь]

 

 

 

 

 

Счеты Веры Петровны расходов к Рождеству Моего жалования

 

 

225 мил.

 

 

Продан золотой (10 руб.)

 

 

226 мил.

 

 

 

 

 

451 мил.

 

 

Послано в Татариновку на расходы

 

 

75 м.

 

 

Севе с женой на дорогу

 

10 м.

 

В. П-не

 

 

100 м.

 

 

17 ф. подсолнеч. масла

 

 

45,900

 

 

Селедки 5 ф.

 

17 м.

 

2 рыбца

 

24 м.

 

5 ф. сахарн. песку

 

 

14,500

 

 

Игрушки Глебу

 

 

17 м.

 

 

Юре и Игорю

 

4 м.

 

18 ф. черн. хлеба

 

 

6,460

 

 

Точка ножниц

 

1 м.

 

2 ф. луку

 

 

0,9

 

 

3 ф. изюма

 

 

9 м.

 

 

15 ф. мыла

 

 

45 м.

 

 

Мандарин Глебу

 

 

2 м.

 

 

1/4 ф. табаку

 

5 м.

 

Сахарин

 

 

1 м.

 

 

3 ф.соли

 

 

3,1

 

 

3 билета детям по ж. д.

 

 

12,9

 

 

Им же на трамвай

 

 

3 м.

 

 

Леньке и Петьке на трамвай (везли наши вещи)

 

 

35

 

 

Дрожжи

1,5

 

 

за квартиру за декабрь

 

 

20 м.

 

 

Боре на билет и проч.

 

 

12,240

 

 

Жене на расходы

 

 

15 м.

 

 

(Окончание следует)


Примечания

1. "Надо иметь достаточно мужества, чтобы жить, когда нет смелости страдать".

2. Ллойд Джордж (1863-1945), английский политический и государственный деятель, один из лидеров либеральной партии, премьер-министр Великобритании в 1916-1922 годах.

3. В беловой редакции дневника С. Б. Веселовский добавил: "Tanta stultitia mortalium", как любил говорить один из героев Вальтер Скотта.

4. В беловой редакции дневника С. Б. Веселовский добавил: "Говорят, что в предварительных переговорах наши уполномоченные получили директивы сделать некоторые уступки, и что Л. Джордж пошел на созыв конференции, имея в виду эти уступки. С такими же директивами наша делегация приехала в Геную, а затем некоторые элементы компартии воспользовались тяжелым заболеванием Ленина, дезавуировали уступки, поставили делегацию в нелепое положение и сорвали соглашение. Кто знает? У тайной дипломатии всегда дела бывают темные".

5. В тетради вырвана страница с записями. Карандашом подписано на соседней странице "25 апреля". Возможно, здесь были записи, которые включены в беловик под датой: "апрель".

Апрель

В N 84 характеристика партийной жизни в Сибири. В парторганизации проникли белогвардейцы, что вызвало так называемый красный бандитизм, "сущность которого сводится к тому, что под видом борьбы с примазавшимися к партии учинялись расправы и с отличными партийными работниками". "Ясно, что в сибирских деревенских ячейках нередко орудуют кулаки и белогвардейцы". Известия N 86 (20 апреля)

Корреспонденция о голоде в Ставрополь(ской) губернии. В 1913 г. было засеяно 2.899.000 дес., собрано 143 мил. пудов, из которых 1/3 вывезена за пределы губернии. В 1921 г. засеяно всего 897.455 дес., из которых погибло от засухи 587.373. С весны 1921 г. голодает более 400.000 человек и заболело на почве голода 60.706 чел. "Многие села пустынны

стр. 75



и мрачны". Из хат слышатся стоны, а по вечерам крики о помощи. Это - грабежи уголовников-бандитов, в небывалых размерах. Тиф, цынга и желудочные заболевания. В городе вспышки холеры.

В некоторых селах, особенно туркменских, валяются неубранные трупы. Все кто может, бегут, куда глаза глядят. Хищническое истребление скота, падеж и распродажа. Помощь голодающим ничтожна - 2-3 фунта муки.

В целях урегулирования массового бегства утвержден план переселений, "вводящий бегство крестьян в рамки регулярного переселения". "Так, когда-то богатые, тучные и прекрасные ставропольские степи стали голодными, мрачными, страшными".

В том же N Известий из Самары пишут. "Город Николаевск вымирает". В уезде 85% населения голодает. Съедено все - старые тулупы, обрезки кожи и т. д. "Собаки и кошки - роскошь", из-за них споры доходят до кровопролития.

В Царицине на улицах парни нападают на детей и старух и отнимают хлеб. На базарах голодающие набрасываются на крестьян, привозящих хлеб и др. продукты и грабят. Под заборами и у церквей "обычное явление умирающие от голода". Город заполнен беженцами с Кавказа, Кубани, возвращающимися в родные места Среднего Поволжья: "страданий их описать невозможно: питаются они тем, что ловят по городу собак и кошек; ночуют, где придется, смертность среди них колоссальная".

В N 105 Известий (13 мая) вести с Украины. Голод принял значительные размеры. В Екатеринославской губ. из 1.700.000 человек 695.000 голодают. В уезде за февраль умерло от голода 12.000 чел. В Херсоне в марте подобрано на улицах 1.264 человека, среди которых 536 детей. На улицах Одессы в марте подобрано умерших от голода 1.336 чел., а за последнюю неделю 276 чел.

В Криворожье смертность так велика, что мертвецов хоронят в общие могилы, да и их не успевают рыть. Имеются случаи людоедства. Подкинутые родителями дети переполняют детские дома.

Вместо хлеба - суррогаты. Скот кормят соломой, снятой с крыш.

Везде огромный недосев полей.

В N 100 Известий (7 мая) глупая корреспонденция т. Г. Нерадова о положении рабочих на Урале.

По письмам с заводов южного Урала "положение тамошнего рабочего населения поистине катастрофическое". Холостые рабочие держатся с трудом, а семейные "переживают невыразимые муки". Рабочие и их семьи ходят в отрепьях и отсюда - крайняя нечистоплотность и насекомые. На Л. (так в рукописи.- А. Ю.) заводе 1000 рабочих. Хозяйственный отдел завода почти ежедневно выписывает 5-6 гробов. "Три человека заняты исключительно изготовлением гробов, и гробов не хватает - придется увеличить кадр(ы) гробовщиков".

Однако т. Нерадов находит утешение в героизме, который проявляют рабочие: они "до последнего момента продолжают стоять у своих станков и работать буквально до тех пор, пока не падают от истощения". "Выполняют полностью задание и с сознанием исполненного долга (!!) закрывают навеки глаза и уходят (!!!) в могилу. Вот, как умирают сознательные рабочие Урала!"

В заключение несколько забавный пафос. "Снимите шапки, буржуазные лицемеры, перед этим зрелищем умирающего у станка от изнеможения и голода рабочего, умирающего после выполнения производственного задания! Разве в условиях капиталистического производства мыслимы такие рабочие". (Конечно, немыслимы). "И что еще поразительнее - ни стона, ни жалоб". "Глубокое молчание... как будто все обстоит вполне благополучно!" В заключение автор резонно говорит, что если пролетарий умирает молча на своем посту, то мы не должны относиться "к этому делу с полным равнодушием".

Ну, довольно. Чего можно ожидать, если люди, подобные Нерадову, гуляют на свободе.

6. Во второй редакции С. Б. Веселовский добавил: "Никакой диктатуры мифического пролетариата в России не получилось. А то, что вышло в действительности, есть, с точки зрения марксизма, чудовищное извращение всякого смысла и логики - ?марксизм" одержал победу в самой отсталой в Европе (экономически и социально) стране".

7. Во второй редакции добавлено: "Странными кажутся нам теперь теоретические писания и споры русских ученых и публицистов по разным вопросам марксизма. Никто из них не предвидел, да и не мог предвидеть, что увидели мы с 1917 года".

8. Во второй редакции добавлено: "Прежние собственники, если не все, то многие, обладали техническими знаниями и организационным опытом, которых у новоиспеченных буржуев нет. Как и когда они приобретут эти свойства и когда станут полезными?"

стр. 76



9. "Не только обманывает вид" (фр.).

10. Во второй редакции добавлено: "Хитроумная выдумка бердических финансистов".

11. Во второй редакции добавлено: "Фронтовики, воткнувшие свои штыки в землю, и тыловые герои запаса, потерявши надежду одержать победу над немцами, бросились (сначала стихийно) на свою родину, завоеванную без больших затрат у буржуев и помещиков. К этому завоеванию своей родины и свелся весь социальный элемент смерча. А наши вожди революции могли бы сказать то же, что сказал один французский вождь рабочих в 1830 г.: "Nous sommes lews chefs, II faut les suivre". Мы - их вожди и должны за ними следовать".

12. Нина Борисовна Кальнинг (3.12.1872-1962) - старшая сестра Степана Борисовича, Зинаида Николаевна - вероятно имеется в виду жена младшего брата, Сергея Борисовича, перебравшаяся вместе с детьми в 1921 г. из Саратовской губернии в Москву и устроившаяся при помощи Нины Борисовны Кальнинг заведующей детским домом в Сокольниках.

13. Борис и Евгений - сыновья С. Б. Веселовского.

14. Елена Борисовна Воронцова (17.04.1879-18.08.1923), младшая сестра Степана Борисовича, проживавшая с семьей в г. Рославле Смоленской губ.

15. "Все революции производят переворот в морали. Это мы видим во Франции со времен Великой Французской революции 1789г. В Италии, например, революции неизбежно затрагивали общество в целом. Единение нации сопровождалось противостоянием папству и католической церкви, т. е. боролись с "воспитателями" нации, у которых мораль и религия были всегда тесно связаны. И эту потерю чувства веры и морали мы можем теперь констатировать" ("Психологические портреты европейских народов").

16. АНДРЕ ШЕРАДОМ. Мир и русско-японская война. Париж. 1906.

17. "Бесспорно самое значительное событие в мировой истории с 1870 года. Это - поворотный момент в мировой истории".

18. "В стране столь неоднородной (homogene) как Россия, крупные и резкие реформы особенно трудны и гибельны".

19. "Одно несомненно, что социальное переустройство России не может пойти по западноевропейским путям".

20. "Царизм являлся основой страны и его существование такой факт, который невозможно уничтожить без уменьшения территории самой России".

21. "После введения представительного образа правления в России еврейство займет доминирующее положение, что вызовет через несколько лет неизбежно реакцию и невиданный еще народный антисемитизм".

22. Дом С. Б. Веселовского у Патриарших прудов мог быть возвращен, но он уже был заселен фронтовиками, которые не позволили этому осуществиться.

23. Сын С. Б. Веселовского, Евгений, учился во ВХУТЕМАСе.


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ИСТОРИКИ-О-ВРЕМЕНИ-И-О-СЕБЕ-Дневники-1915-1923-1944-годов

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Россия ОнлайнContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Libmonster

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

С. Б. Веселовский., ИСТОРИКИ О ВРЕМЕНИ И О СЕБЕ. Дневники 1915-1923, 1944 годов // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 18.04.2021. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ИСТОРИКИ-О-ВРЕМЕНИ-И-О-СЕБЕ-Дневники-1915-1923-1944-годов (date of access: 11.05.2021).

Publication author(s) - С. Б. Веселовский.:

С. Б. Веселовский. → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Россия Онлайн
Москва, Russia
63 views rating
18.04.2021 (23 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
Дионис, а не Аполлон был жизненным маяком великого Сократа. Dionysus, not Apollo, was the life lighthouse of the great Socrates.
Catalog: Философия 
9 hours ago · From Олег Ермаков
Стандартная модель рассматривает четыре фундаментальных взаимодействия: гравитационное, электромагнитное, сильное и слабое. Но её курьез определяется тем, что в объективной реальности существует ещё одно фундаментальное взаимодействие, и называется оно чисто магнитным взаимодействием, ибо магнитное поле в этом взаимодействии распространяется без помощи электрических зарядов и их токов, а посредством магнитных зарядов, которые называется гравитонами.
Catalog: Физика 
Л. В. МИЛОВ. ВЕЛИКОРУССКИЙ ПАХАРЬ И ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Yesterday · From Россия Онлайн
КРЕСТЬЯНСТВО РОССИИ В ПЕРИОД ВОЙНЫ И РЕВОЛЮЦИИ 1917-1920 гг. (ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ)
Catalog: История 
3 days ago · From Россия Онлайн
АНГЛИЙСКИЙ ДИПЛОМАТ О ПОЛИТИКЕ И ДВОРЕ ЕКАТЕРИНЫ II
Catalog: История 
3 days ago · From Россия Онлайн
Н. Е. КУТЕЙНИКОВ И А. Н. КРЫЛОВ: СПОР О ПРИЧИНАХ ГИБЕЛИ БРОНЕНОСЦА "ПЕТРОПАВЛОВСК"
Catalog: История 
3 days ago · From Россия Онлайн
ВЕЛИКОКНЯЖЕСКАЯ ПЕЧАТЬ С ДВУГЛАВЫМ ОРЛОМ ГРАМОТЫ 1497 ГОДА
Catalog: История 
3 days ago · From Россия Онлайн
Данная книга представляет собой сборник Йога сутр (афоризмов) в стиле Веданте и Йоги, которые в свою очередь являются частью индуизма и ведической культуры в целом. Книга рассчитана на широкий круг читателей вне зависимости от веры исповедания, для людей мыслящих и ищущих. Книга не является коммерческим проектом, и я не принадлежу ни к одной коммерческой или религиозной организации. Я являюсь учителем классической йоги Павлу с 30 летним опытом духовной практики, который был инициирован в традицию школы Веданте йоги известного учителя и проповедника Свами Шивананды.
Catalog: Разное 
4 days ago · From Павел Калягин
Тяж Любви, о котором не знает наш мир. Cord of Love, which is not known to our world.
Catalog: Философия 
5 days ago · From Олег Ермаков
Кавалеры Георгиевского креста Нижние чины 10-го Кубанского пластунского батальона 1915–16 гг. (I степень №№ 1–42 480, II степень №№ 1–85 030)

Actual publications:

Latest ARTICLES:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
ИСТОРИКИ О ВРЕМЕНИ И О СЕБЕ. Дневники 1915-1923, 1944 годов
 

Contacts
Watch out for new publications: News only: Chat for Authors:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2021, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones