Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: RU-8910

Share with friends in SM

Институт истории Академии наук СССР

Великая отечественная война застала Институт в напряженной работе над двумя капитальными трудами: многотомной "Историей СССР" и многотомной "Всемирной историей". Обе эти работы находились в стадии, близкой к окончанию, а первые томы были сданы в печать.

Над чем же работает Институт истории в 1942 году, втором году великой отечественной войны?

План работы Института на этот год включает свыше сорока отдельных тем и проблем. К ним прежде всего относится работа над "Летописью великой отечественной войны", которая должна, как оказано в плане Института, "отразить организующую и руководящую роль партия Ленина - Сталина в великой отечественной войне, героическую борьбу Красной Армии по разгрому немецко-фашистских армий на фронте, величайший подъем советского патриотизма, трудовой героизм трудящихся СССР в тылу и руководящую роль Советского Союза в едином антифашистском фронте народов Европы и Америки".

В 1942 г. исполняется 25 лет установления советского строя. Институт истории участвует в этом знаменательном юбилее выпуском первой части "Летописи Великой Октябрьской социалистической революции", посвященной событиям ноября - декабря 1917 г., и сборника "Достижения советской исторической науки за 25 лет".

Следующей важнейшей темой в работе Института является история славянских народов. Крупнейшие историки-славянисты (академик Державин, член-корреспондент АН СССР Пичета, профессор Неедлы и др.) работают над серией "Очерков по истории славянских стран", состоящей из 11 монографий, посвященных истории Польши, Чехии, Сербии, Черногории, Болгарии, Хорватии, прибалтийских славян, Словении, Македонии, Закарпатской Руси, лужицких сербов, начиная с древнейших времен и до наших дней.

Крупнейший участок в работе Института отведен изучению истории СССР и созданию многотомной "Истории СССР". В Ташкенте составляются учебники для высших учебных заведений по истории Узбекистана; в Алма-Ате - учебник по истории Казахстана для средней школы. Ведется работа также над историей Татарии, Одновременно готовятся ряд монографий и сборники научных статей по истории народов Средней Азии.

Среди исследований по истории СССР надо назвать монографии академика Готье и членов-корреспондентов АН СССР Бахрушина и Косминского, посвященные истории англо-русских отношений в XVI-XIX вв., монографию академика Б. Грекова "История крестьян в России с древнейших времен до XVIII века", книгу профессора Р. Виппера "Иван Грозный" и др.

Параллельно с "Историей СССР" ведется работа и над "Всемирной историей", в частности над входящей в ее состав историей - Востока.

Одной из важнейших задач Института является разоблачение фальсификации истории человечества в писаниях фашистских "историков". Этому вопросу посвящена монография члена-корреспондента АН СССР А. Удальцова "Единство происхождения и развития народов мира и фашистская фальсификация истории". Кроме того Институт истории готовит специальный сборник статей, разоблачающих фашистскую фальсификацию различных вопросов всемирной истории.

Научные сотрудники Института заняты изучением истории первой мировой войны 1914 - 1918 гг. и роли в ней германского империализма, составлением научной истории германского разбойничьего фашизма, которая должна исторически объяснить, как и почему возник и развивался фашизм в Германии; разоблачить подлинное звериное, разбойничье лицо фашизма; показать антинаучность его "теории" расизма и антисемитизма.

Институт подготовляет к изданию целый ряд научно-популярных брошюр о героическом прошлом русского народа, а также по отдельным вопросам всемирной истории.

Институт устраивает открытые публичные заседания, связанные с важнейшими историческими событиями. Одна ив очередных сессий была посвящена 700-летию Ледового побоища; сессия, состоявшаяся 23 апреля с. г., была посвящена военным вопросам, в частности классику военной науки Клаузевицу, учение которого, как показала сессия, является своего рода научным осуждением военной стратегии немецко-фашистских горе-теоретиков.

И. Смирнов.

стр. 153

Вопросы теория войн на сессии Ученого совета Института истории АН СССР

23 апреля 1942 г. в Ташкенте состоялась сессия Ученого совета Института истории Академии наук СССР, посвященная марксистско-ленинскому истолкованию теории войн.

На сессии был заслушан доклад д-ра исторических наук Ф. В. Потемкина о теории войн в трудах Клаузевица1 .

Учению Клаузевица о роли политического, морального и психологического фактора в войне был посвящен заслушанный сессией доклад научного сотрудника Л. И. Германа.

Д-р исторических наук Ф. О. Нотович сделал на этой сессия доклад на тему "План Шлиффена и его провал в 1914 году".

Актуальность этого доклада состоит в том, что элементы шлиффеновской стратегии - внезапность и быстрота нападения, так называемый блицкриг, -восприняты немецко-фашистской стратегией. Показав несостоятельность плана Шлиффена и его провал в начале войны 1914 - 1918 гг., докладчик доказал далее несостоятельность и безнадежность фашистского стратегического плана.

Ф. И. Нотович показал план Шлиффена как производную функцию общеполитического плана германского финансового капитала и юнкерства конца XIX и начала XX в., нарисовав картину международных отношении новой истории после франко-прусской войны 1871 года. Одновременно докладчиком доказано, что военный потенциал Германии и ее союзников как в войне 1914 - 1918 гг., так и в современной войне ниже военного потенциала противостоящих им держав. Как в 1914 г. гогенцоллернская Германия, так и в нынешнюю войну гитлеровская Германия не могла закончить войну "молниеносно".

Сессия Ученого совета Института истории АН СССР привлекла большое количество научных сотрудников высших учебных заведений УзбССР, пропагандистов, учителей, политработников ташкентского гарнизона, заполнивших большой лекционный зал Куйбышевского райкома ВКП(б).

Б. Горянов, Л. Герман

-----

Работа исторических факультетов педагогических институтов в дни отечественной войны с германским фашизмом

I

С начала занятий на кафедрах всеобщей истории и истории СССР исторического факультета Вологодского государственного педагогического и института имени В. М. Молотова учебные планы и программы были подвергнуты пересмотру. Большое внимание во всех курсах было уделено разоблачению фашистской фальсификации история. На эту тему на кафедре всеобщей истории были заслушаны доклады по древней истории (старший преподаватель М. И. Сперанский), по средней истории (доцент Г. Р. Левин) и по новой истории (доцент И. С. Киссельгоф). В учебном плане курса средних веков увеличено количество часов на темы по истории славянских народов и их борьбы против немецкой агрессии, а также на изложение истории Чехии, гуситских войн и борьбы чешского народа против немецкого засилья. В курсе новой истории уделено внимание разоблачению агрессивного, разбойничьего характера германского империализма, его роли в разжигании пожара первой мировой войны, его коварных, грабительских планов Пересмотрен курс истории послевоенной Германии (1918 - 1940) в целях раскрытия социальной демагогии германского фашизма и его грабительской внешней политики.

Пересмотрена также программа по истории СССР. Ряд тем: "Борьба русского народа против немецких захватчиков", "Характеристика русского народа как народа героев", - цикл лекций: "Мужественные образы наших великих предков" и другие - по-новому зазвучали в курсе истории СССР. Старший преподаватель И. Т. Козлов большое внимание уделил истории развития русского военного искусства. Было увеличено количество часов на темы: Вековая связь южного славянства с восточными славянами, Роль русского народа б семье славянских народов, Партизанское движение в России, Грабительские и коварные планы германского империализма во время русско-японской войны и революции 1905 года, в годы империалистической войны и Брестлитовского мира.

В учебный план по всеобщей истории был введен специальный курс по истории английской революции, прочтенный тов. Левиным на IV курсе.

В начале года на объединенном заседании кафедр истории СССР, всеобщей истории и история марксизма-ленинизма вместе


1 Доклад тов. Потемкина помещен в N 6 "Исторического журнала" за 1942 год.

стр. 154

с научными работниками и студентами был заслушан доклад тов. Козлова о статье товарища Сталина "О статье Энгельса "Внешняя политика русского царизма".

В целях оказания помощи преподавателям истории научные работники исторического факультета приняли участие в обследовании преподавания история в школах города. В марте текущего года по инициативе обкома ВКП(б) областным отделом народного образования была проведена под руководством работников кафедры широкая теоретическая конференция преподавателей истории городских школ. Тема конференции - "Германия как главный зачинщик первой империалистической войны, 1914 - 1918 годов". Конференция продолжалась три дня. Было заслушано восемь докладов учителей истории средних школ на разные темы. Преподаватели имели консультантов в лице указанных научных работников факультета и в течение двухмесячного срока подготовили глубокие содержательные доклады, подчеркнувшие разбойничий характер германского империализма. Кроме того работниками кафедры напечатано, сдано в набор и подготовлено к печати несколько брошюр и статей: Г. Левин "Преподавание истории средних веков в условиях отечественной войны" (напечатана); находится в наборе брошюра И. Киссельгофа "Преподавшие новой истории в дни отечественной войны"; подготовлена к печати брошюра И. Козлова "Преподавание истории СССР в условиях отечественной войны". Сдан в набор ряд статей для "Ученых записок" института: две статьи Г. Левина: "Путнейская конференция" и "Памфлеты Лильберна, Овертона и Уольвина (1645 - 1647 гг.)", представляющие собой извлечения из защищенной автором кандидатской диссертации; статья И. Киссельгофа "Процесс девятнадцати" (из истории республиканского движения в первые годы июльской монархии), извлечение из защищенной автором кандидатской диссертации; статья И. Козлова "Расслоение крестьянства в оброчных вотчинах графа Шереметева в 20 - 50-х гг. XIX в.", извлечение из подготовленной автором к защите кандидатской диссертации. И. Козлов закончил кандидатскую диссертацию на тему "К вопросу о разложении крупного феодального хозяйства в России в 20 - 50-х годах XIX века".

В настоящее время сотрудники кафедр работают над статьями для специального тома "Ученых записок" исторического факультета. Проф. М. Н. Мартынов (недавно начавший работу на факультете) подготовил для печати большую, в 4 печатных листа, работу "Иван Белобородов - пугачевский атаман". Г. Левин пишет статью "Гражданские войны в Англии (1642 - 1648 гг.)". И. Киссельгоф пишет статью "Социально-политические результаты июльской революции во Франции". И. Козлов разрабатывает тему "Историография вопроса о крупном землевладении в России в первой половине XIX века". Два члена кафедры подготовили к сдаче кандидатский минимум (старший преподаватель М. И. Брагинский и преподаватель Э. И. Алурдос).

В семисотлетнюю годовщину разгрома немцев на льду Чудского озера 5 апреля кафедры исторического факультета провели научную сессию. На сессии присутствовало много пропагандистов, учителей и представителей воинских частей. Были заслушаны доклады: М. Мартынова "Состояние русских княжеств в начале XIII в.", Г. Левина "Немецкая агрессия на Восток" и И. Козлова "Разгром немцев на Чудском озере".

В агитационно-пропагандистской работе города и области члены двух кафедр факультета принимают большое участие. Работники факультета участвуют также и в областной газеты "Красный Север".

И. Киссельгоф

II

В целях перестройка учебных планов и программ применительно к условиям отечественной войны против немецких захватчиков кафедрой истории исторического факультета Кабардино-Балкарского педагогического института внесен ряд изменений и дополнений в курсы исторических дисциплин, преподаваемых в институте. Особенно значительным изменениям подверглась программа по истории СССР: расширена тематика, связанная с национально-освободительной борьбой русского народа (борьба с немецкими рыцарями, освобождение от монголо-татарского ига, разгром польско-шведской интервенции, Отечественная война 1812 г., гражданская война 1918 - 1921 гг.). В целях воспитания высокого советского патриотизма показаны героизм русского народа в борьбе с иноземными захватчиками и дружба народов СССР. Проведены семинары на темы "Отечественная война 1812 г.", "Разгром германского империализма в 1914 - 1918 гг.".

Значительно расширен материал по истории войн и военного искусства. На большом конкретном материале показана полнейшая несостоятельность фашистской расовой теории, показана культура яфетидов, семитов, дравидов, китайцев, индусов и других народов и ее значение для европейской культуры.

В программе по методике истории расширен раздел "Изучение войн на уроках истории". Научный сотрудник А. И. Щеголев готовит кандидатскую диссертацию на тему "Колониальная политика царизма на Северном Кавказе в XIX веке". Научный сотрудник по истории СССР И. Ф. Мужев собирает материал для работы "Крестьянская реформа в Кабардино-Балкарии". Преподаватель методики истории Е. П. Вихарева пишет работу "Военные знания на уроках истории в VIII-IX классах". Научный сотрудник по истории древнего мира А. М. Степанов собрал материал для работ на темы: "Ипувер как идеолог древнего Египта", "Калым и похищение женщин в Кабардино-Балкарии в

стр. 155

конце XIX - начале XX в." (по данным Республиканского архива). Подготовлена к печати работа из истории средних веков "Ротман - идеолог Министерской коммуны". Членами кафедры истории проводится также большая общественная научно-популярная работа.

А. Степанов

III

Московский государственный педагогический институт имени К. Либкнехта, переехавший по распоряжению правительства в город Ойрот-Тура, Ойротской автономной области, Алтайского края, открыл регулярные занятия со студентами 15 декабря 1941 года. Из четырех факультетов института исторический факультет смог (отчасти благодаря меньшей сложности оборудования) быстрее других факультетов развернуть свою учебную, научную и общественную работу. Профессорско-преподавательскими силами обеспечены все дисциплины всех трех курсов.

Чтение основных курсов проходило вполне нормально, в точном соответствии с учебным планом Комитета по делам высшей школы. Вопросы истории войн, развития техники военного дела, моменты народного патриотизма, история обороны нашей родины, разоблачение бредовых фашистско-расовых теорий на конкретном материале борьбы германских господствующих классов со славянством в прошлом были особенно заострены в ходе преподавания. Актуальный характер носили также специальные курсы, объявленные и прочитанные профессорами факультета: 1) История Германии в период французской революции и наполеоновских войн (проф. С. Б. Кан); 2) История Украины и Белоруссии (проф. А. А. Савич); 3) История народов Сибири (проф. Кабо). Факультетом, организованы довольно удачно (несмотря на ограниченное количество учебных пособий) практические занятия по истории средних веков и история СССР (проф. Семенов, проф. Новицкий).

Из работников главным образом местных городских школ составилось при институте особое вечернее отделение исторического факультета (1-й курс).

В своих планах научной работы профессора и доценты факультета исходили прежде всего из условий переживаемого исторического момента - великой отечественной войны, - поэтому проблемы современности достаточно полно отражены в тематике научно-исследовательской работы. Проф. А. Савич работает над темами "Русско-польские отношения в XVI в." (трехтомное исследование на основе архивных материалов), "Англо-русские отношения XVI в.", "Иван Грозный" (внешняя и внутренняя политика); проф. Новицкий работает над темой "Колонизаторская политика царского правительства в Средней Азии"; проф. В. Семенов - над монографией "Кромвель - вождь английской буржуазной революции"; проф. С. Б. Кан - "Борьба с русской реакцией в первой половине XIX в."; проф. Милонов - "Учение Ленина и Сталина о войне"; доц. Цветков - "Учение Ленина и Сталина о германском империализме".

Ряд тем работниками факультета взят из истории местного края: дроф. Белоусов работает над темой "Алтайская миссия я ее колонизаторская роль", проф. Кан и доц. Юшкевич изучают партизанское движение в Ойротии, проф. А. З. Ионисиани готовит исследование на тему "Быт горно-алтайцев в освещении русских колонизаторов".

Институт с первых же месяцев пребывания в Ойрот-Тура развернул в городе большую общественную работу. Силами профессорско-преподавательского состава института за период ноябрь - апрель 1941 - 1942 гг. было прочитано около 40 лекций, из числа которых ряд тем по история СССР, всеобщей истории и основам марксизма-ленинизма. Из исторических тем, прочитанных в лектории, следует отметить следующие: "Фридрих II - предшественник современных фашистских агрессоров" (проф. С. Б. Кан), "Иран в период 1914 - 1942 гг. и происки немецких фашистов в Иране" (проф. А. З. Ионисиани), "Бисмарк как вдохновитель немецкой агрессии в прошлом" (доц. Н. И. Юшкевич), "Кромвель - вождь английской буржуазной революции" (к 300-летию английской революции) (проф. В. Ф. Семенов), "Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский" и "Александр Суворов" (проф. А. Савич).

Профессорско-преподавательский состав факультета регулярно участвует в обследовании работы местных городских и отчасти пригородных школ. По инициативе кафедры педагогики при институте работает (два дня в месяц) родительский университет. В ноябре - январе 1941 - 1942 учебного года при институте функционировали педагогические курсы для учителей гор. Ойрот-Тура с преподаванием педагогических и специальных дисциплин, в том числе и исторических (история СССР и история нового времени).

В. Семенов

Orphus

© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ИСТОРИЧЕСКАЯ-НАУКА-В-СССР-2015-09-11-0

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Yanis ValdarisContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Yanis

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА В СССР // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 11.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ИСТОРИЧЕСКАЯ-НАУКА-В-СССР-2015-09-11-0 (date of access: 11.12.2019).

Found source (search robot):


Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Yanis Valdaris
Palanga, Lithuania, Russia
1441 views rating
11.09.2015 (1551 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes

Related Articles
Гравитация, как, свойство материи является постоянной проблемой во все времена во всём многообразии. Со времён Ньютона гравитация, так и остаётся сущностью притяжения. Как бы не были изобретательны мыслители в двадцатых годов двадцатого века, основывали свои мышления на замкнутой системе - звёзды, солнце, планеты, Земля. Галактики, расширение Вселенной, появились чуть позже.
Catalog: Физика 
13 hours ago · From Владимир Груздов
1600 ЛЕТ АРМЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ
2 days ago · From Россия Онлайн
К ПРОБЛЕМЕ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ТАТАРСКОГО АЛФАВИТА НА ОСНОВЕ ЛАТИНСКОЙ ГРАФИКИ
2 days ago · From Россия Онлайн
ЛОКАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ СОВРЕМЕННЫХ РОССИЯН (ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ПЕРЕСЛАВЛЯ-ЗАЛЕССКОГО)
2 days ago · From Россия Онлайн
Медаль была учреждена Декретом № 30 Республики Куба от 10 декабря 1979 года. Она выполняется в металле с различными слоями на поверхности: со слоем золота — I степень, со слоем серебра — II. Награждение ею производится указом Государственного совета Республики Куба за соответствующие боевые заслуги. Медалью «Воин-интернационалист» I степени награждаются «военнослужащие Революционных вооруженных сил, находящиеся как на действительной службе, так и в запасе и на пенсии, которые отличились в высшей степени в совершении боевых действий во время выполнения интернациональных миссий».
Учебное пособие составлено автором из отдельных глав и лекций, предварительно опубликованных онлайн в 2018-2019 гг. В пособии рассматриваются физические основания ряда применяемых моделей; некоторые аспекты нерелятивистского формализма в неупругом рассеянии протонов; взаимодействие нуклонов в свободном пространстве; метод связанных каналов; нерелятивистские и релятивистские подходы в изучении процессов рассеяния и ядерной структуры; релятивистские и нерелятивистские эффекты в рассеянии протонов; деформационная модель в методе искаженных волн, практическое применение деформационных моделей к неупругому рассеянию протонов. оптическая модель ядра в неупругом рассеянии протонов; применение некоторых элементов формализма для анализа экспериментальных данных по неупругому рассеянию протонов.
Catalog: Физика 
5 days ago · From Анатолий Плавко
В 2019 году Российская Федерация и Вьетнам проводят «Перекрёстный год Вьетнама и России», посвященный 25-й годовщине подписания Договора об основах дружественных отношений и приуроченный к 70-летию установления дипломатических отношений между Вьетнамом и Россией (30/01/1950-30/01/2020). Участвуя в мероприятиях в рамках Перекрёстного года, парламенты двух стран играют важную роль в развитии российско-вьетнамского сотрудничества, а также в углублении всеобъемлющего стратегического партнерства между двумя странами.
Рецензии. РЕЦ. НА: Н. Ф. МОКШИН. МИФОЛОГИЯ МОРДВЫ: ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК
10 days ago · From Россия Онлайн
ВЫДАЮЩИЙСЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ СЕВЕРНЫХ НАРОДОВ (К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В. И. ИОХЕЛЬСОНА)
10 days ago · From Россия Онлайн

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
 

Actual publications:

Загрузка...

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА В СССР
 

Contacts
Watch out for new publications:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2019, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones