Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: RU-8210

Share with friends in SM

Задачи дальнейшего развитая культурной революции в нашей стране, выдвинутые XVIII с'ездом ВКП(б), и задачи третьей сталинской пятилетки, подготавливающей условия для уничтожения разницы между умственным и физическим трудом, придают решающее значение работе по коммунистическому воспитанию детей в школе.

Эта работа и была в центре внимания школы за истекший учебный год. Под руководством партии советская школа работала над выполнением директив XVIII с'езда ВКП(б) - ввести в третьей пятилетке 10-летнее всеобщее обязательное обучение в городе и 7-летнее всеобщее обязательное обучение в деревне и в национальных республиках, расширяя охват детей десятилеткой в деревне. Уже в истекшем учебном году во многих деревнях были созданы новые неполные средние школы. В связи с этим значительно расширилось к преподавание гражданской история.

Крупнейшее значение в деле строительства советской школы имеет решение X пленума ЦК ВЛКСМ, которое повернуло комсомол к школе, поставив школьную комсомольскую работу в центр внимания ленинского комсомола. Значительно усилилось также и участие светской общественности в работе школ, в частности большое внимание было уделено развитию воспитательной работы с детьми в семье.

Все это способствовало тому, что в школах нашей страны в истекшем учебном году несомненно улучшилось качество работы в области образования и в особенности в области воспитания сознательной дисциплины у детей.

Итоги 1939 - 1940 учебного года показывают, что в преподаватели гражданской истории также наметились значительные улучшения.

История древнего мира

История древнего мира в этой году впервые после перерыва проходилась по нормальному плащу. К началу учебного гота была выпущена программа, по истории древнего мира, которой учителя и руководствовались в своей работе. Большим подспорьем в работе учителя по истории древнего мира явилось "Методическое пособие по истории. Вып. 1-й. Древняя история" под ред. проф. А. В. Мишулина, выпущенное Институтом школ Наркомпроса. В этом пособии учитель находил необходимый конкретный исторический материал, а также целый рад указаний методического характера, сделанных на основе практики лучших преподавателей. В большинстве школ удались выполнить программу, о чем свидетельствуют стенограммы уроков, поступившие с мест материалы областных институтов усовершенствования учителей и сообщения научных корреспондентов кабинета истории Института школ Наркомпроса РСФСР. Однако часть учителей огранизовалась в своем преподавании лишь передачей материала из "Методического пособия", совершенно не раз'ясняя его. К сожалению, худосочные неинтересные уроки имели место даже в Москве.

Преподавание древней истории в истекшем году значительно теснее связывалось с задачами коммунистического воспитания детей. Ведущее руководящее значение для учителей имеет "Краткий курс истории ВКП(б)". Особенно много передовые учителя работали над развитием у учеников исторического подхода к явлениям общественной жизни. Так, при изучении культуры стран Востока лучшие учителя. Останавливаясь на классовом характере этой культуры, в то же время раз'ясняли ее исторически прогрессивное значение в деле развития культуры человечества. Точно так же, рассказывая о рабстве, многие учителя не ограничивались только изложением основных признаков рабства, но, основываясь на указаниях "Краткого курса истории ВКП(б)" ( стр. 104), раз'яснили, что в условиях разлагающегося первобытно-общинного строя рабовладельческий строй являлся шагом вперед.

На конкретном историческом материале учитель далее показывал, как по мере дальнейшего роста производительных сил человеческого общества рабовладение становилось уже реакционной силой, мешавшей дальнейшему развитии человечества. В 5-м классе в качестве примера фигурировала история крушения афинской демократии, которую погубило рабовладение, как указывал Энгельс. В 6-м классе ученики, изучая историю возникновения рабства в Риме и гибели Западноримской империи в результате революции рабов, при-

стр. 118

учались исторически подходить к общественным явлениям.

Но правильный разбор и обобщенно исторических событий даются, к сожалению, не всеми учителями. Что может, например, дать ученикам следующее об'яснение военной реформы Мария (курс 6-го класса): "Марий заявил, что армия из люмпен-пролетариата будет большой силой. Марий обещал люмпен-пролетариям по 25 десятин земли, если они будут хороша сражаться".

Чрезвычайно бедно оборудование уроков по истерии древнего мира. Многие Учителя стараются восполнить пробел в наглядных пособиях путем изготовления самодельных наглядных пособий. В этом отношении особенно интересна работа тов. Филипповой (Москва), создавшей в своей школе ряд исторических выставок по древней истории.

Надо отметить, что уже существующие наглядные пособия ввиде диапозитивов используются не в полной мере. Улучшилось сравнительно с прежними годами использование карты на у ржах.

Основное внимание преподаватели истории древнего мира уделяли в этом году рассказу. Лучшие учителя достигли в этом деле большого мастерства. Так, краткими фразами, собрано и эмоционально, строит рассказ о реформах Гракхов учитель-орденоносец Бурнашев (Покровская НСШ, Сухинического района). Для того чтобы добиться большей активности учеников и овладеть полностью их вниманием, тов. Бурнашев во время своего рассказа задает вопросы ученикам.

Инструктивное письмо Сталинградского института усовершенствования учителей от марта 1940 года отметило следующие недочеты рассказов учителей, являются типичными. Учителям не удается овладеть вниманием учеников и развить в них интерес к излагаемым событиям, так как рассказ ведется монотонно, скороговоркой, причем вместо освещения основных исторических событий рассказ загружается деталями. Поэтому на уменье построить хороший рассказ на уроках истории институты усовершенствования учителей обращают особое внимание.

Очень большое значение в деле закрепления знаний учеников имеет правильная организация спрашивания. Особенно вредной является еще встречающаяся на практике так называемая вопросо-ответная форма спрашивания, при которой дети ограничиваются односложными ответами на поставленные вопросы.

Вот пример неудачных вопросов и неудачных ответов:

"Вопрос. Что нового вводит Перикл?

Ответ. Перикл строит храмы, дворцы, статуи. Культура разрасталась.

Вопрос. Скажите: какой ученый что сказал по этому вопросу?

Ответ. Сказал, что не демократия погубила Афины, а рабство".

В связи с отсутствием учебника большое значение имеет вопрос о записях учащихся. Лучшие учителя выработали такой наиболее подходящий вид записи: учащиеся записывают развернутый план рассказа с включением в него всех необходимых дат, имен, названий. Попытки же давать конспект оказались явно негодными так как ученика 5-х и 6-х классов еще не в состоянии его записывать самостоятельно, и уроки поэтому часто сводились к диктовке.

Некоторые учителя, например тов. Филиплова (Москва), вели запись "после своего рассказа, причем сами ученики принимали деятельное участие в составлении записи. Таким образом, запись в данном случае является закрепляющим моментом и вместе с тем будит самостоятельную мысль учащийся.

Результаты четвертных и годичных оценок показывают повышение уровня знаний учеников по древней, истории и увеличение об'ема знаний (знание большего количества фактов). Значительно помогло четкому усвоению хронологии в истекшем учетном году то, что количество требуемых хронологических дат было точно установлено "Методическим пособием".

Какие же основные пробелы замечены в знаниях учащихся по истории древнего мира? Во-первых, учащиеся еще не достаточно усвоили исторический подход к прошлому, они его обычно осовременивают. Во-вторых, учащиеся те умеют отделить в исторических событиях главное от второстепенного. Это является результатом того, что преподаватели в своем рассказе часто не выделяют основного исторического события и не обращают на него особого внимания учащиеся. В-третьих, учащиеся иногда, не понимают особенностей исторических событий прошлого, их своеобразия. В-четвертых, школьники часто запутываются в летосчислении до нашей эры и нашей эры. В-пятых, в своих ответах ученики нередко ограничиваются только односложной фразой и не дают связного рассказа. Надо отметить, что вообще на культуру речи преподаватели не обращают должного внимания.

Помимо указанных выше причин (отсутствие учебника, недостаточное количество наглядных пособий, плохое качество записей учащихся) на знаниях учеников отражается также недостаточная подготовка самих преподавателей по исто-

стр. 119

рии. Поэтому Институты усовершенствования учителей должны обратить самое пристальное внимание на дело помощи учителям в углублен пои овладении ими историей древнего мира.

История средних веков

В истекшем учебном году нормально "изучали историю средних веков только учащиеся 6-х классов, которые начали этот курс в третьей четверти. Они должны были пройти первый период истории средних веков и часть второго периода, до темы "Франция в XII - XV веках".

К началу учебного года была уже выпущена программа курса "истории средних веков. Большая часть школ выполнила эту программу (она не была выполнена только там, где не было преподавателя истории). Значительную помощь учителям оказало "Методическое пособие. Вып. 2-й. История средних веков", под ред. проф. С. Д. Сказкина. Как указывает отчет Института, усовершенствования учителей Тамбовской области, выпуск "Методического пособия" "устранил пестроту и разнобой в об'еме, характере и освещении учебного материала".

Что же касается программы по истории средних веков для 7-х классов, то во многих школах программа эта не была выполнена, полностью; на одних случаях остались непройденными последние темы курса, в других - было сокращенно пройден ряд тем. Это об'ясняется тем, что в 7-х классах в 1939 - 1940 учебном году изучался за один год полностью весь курс истории средних веков, рассчитанный на 1 1/2 года. Многие учителя сняли вовсе тему "Польша, Швеция и Турция" в XVI - XVII веках" и сократили темы "Тридцатилетняя война", "Германия XVI - XVII веков", "Развитие науки и техники в XVI - XVII веках". При таком сокращении программы большей части школ удалось закончить прохождение курса истории средних веков темой "Англия в XVII веке", и таким образом учащиеся были подготовлены к прохождению в 8-м классе первой части новой истории.

"Методическое пособие", вузовский учебник по истории средних веков и в особенности наличие программы значительно улучшили преподавание истории средних веков в школе. Многие учителя дали примеры хорошей работы, добиваясь знания учениками фактов и марксистского их понимания. Так, одна учительница в Москве (тов. Сидорова из средней 50-й школы) умелым рассказом и методически продуманными вопросами добилась от учеников развернутых, систематических рассказов, например по следующим вопросам: 1. Почему в Германии победила умеренная реформа. 2. О Кальвине и о его учении. 3. Как была организована община кальвинистов.

В Свердловске преподавательница Ребе с большим успехом организует домашние письменные сочинения по истории. Темы выбираются также, по которым есть художественная литература и которые своим содержанием эмоционально воздействуют на учеников. Так, учащиеся хорошо написали домашнее сочинение на тему "Борьба религии с наукой". Домашние "сочинения вызвали у детей живой интерес. "Сочинения - любимая форма работы учащиеся по истории" - отметила тов. Ребе в своей докладе на 1-й научно-педагогической конференции учителей Свердловской области на тему "Творческая работа учащихся по истории".

Практика лучших преподавателей привела к выводу, что наиболее целесообразной формой записи по истории средних веков при отсутствии учебника по истории является развернутый план, содержащий перечень важнейших исторических событий, имена исторических деятелей, географические названия и важнейшие даты. Такие развернутые планы дают ученику, во-первых, материал для закрепления знаний, во-вторых, канву, помогающую вспомнить рассказ учителя при приготовлении заданного урока, наконец, в-третьих, такая запись заставляет ученика рассказывать самостоятельно, а не заучивать записанное наизусть, что, к сожалению, часто имеет место. Как особую разновидность такого развернутого плана учителя применяли так называемую "хронологическую страницу", на которой рядом с датой дается сжатая характеристика события. Так, у преподавателя 8-й средней школы в Тамбове эта "хронологическая страница" дается в таком виде:

"V век. Германцы жили в условиях разлагающегося родового строя.

476 год. Германский полководец Одоакр сверг последнего западноримского императора и стал королем Рима" и т. д.

Однако несмотря на значительное качественное улучшение преподавания встречается еще ряд недочетов, на преодоление которых надо сосредоточить внимание в предстоящем, 1940 - 1941 учебном году.

Во-первых, учебники 6-х классов часто, вместо того чтобы дать конкретно-историческую картину гибели рабовладельческого строя и смены рабовладения феодализмом, излагали процесс развития феодальных отношений в такой форме: "В Римской империи происходило падение промышленности, сокращается выпуск продуктов и стало не хватать продуктов" (урок в одной московской школе). Такая современная формулировка не способствует развя-

стр. 120

тию у учеников исторического подхода к прошлому. В других случаях вследствие отвлеченности и схематичности изложения для учащихся осталось неясным классовое содержание и значение исторических событий. Так, в одной школе в результате неумелого об'яснения преподавателя ученики никак не могли понять, почему английская буржуазия в XVII веке сперва боролась против королевской власти, затем, по мере развития революции, переменила свою позицию и восстановила королевскую власть, пригласив сына казнить короля на английский престол.

Это непонимание явилось результатом неуменья учителя и слезать, как в процессе революции начали выступать массы крестьян и ремесленников, что и побудило буржуазию отказаться от республики и восстановить монархию, которая лучше охраняла ее классовые интересы против подымавшихся низов.

Вторым крупным недочетом работы многих учителей является неуменье ставить учащимся вопросы. Наряду с прекрасно сформулированными вопросами достаточно часто приходится наблюдать беспомощность учителя, не умеющего поставить ученику четко и ясно сформулированный вопрос. Вопросы бывают подчас слишком дробны, незначительны по содержанию, притом задаются в форда, подсказывающей уже заранее ответ. Вот примеры таких неудачных вопросов на уроке одной из школ Москвы: "Существует ли община?", "Романцы напали на империю?", "Где когда напали?"

Большем недостатком является стремление некоторых преподавателей сделать свой рассказ доступным путем подробной продиктованной ими записи. Вследствие этого вместо рассказа получается диктант, и цель все равно не достигается.

Эти конкретные недочеты работы учителей по истории средних веков надо преодолеть при помощи институтов усовершенствования учителей.

Какова же успеваемость учащихся по истории средних веков? Обратиться к некоторым фактам. По городу Ростову на Дону, например, всего в 7-х классах было 6651 учащаяся, из них плохую отметку по истории средних веков имеют 337 человек, или 5,1%; отличные и хорошие отметки по истории были у 3563 учеников, то есть свыше чем у 50% всех учащихся. Аналогичные данные имеются и по Таганрогу: всего семиклассников 2260, отметки по истерии средних веков распределяются среди них тактам образом: плохих - 135, посредственных - 950, а хороших и отличных - 1175, то есть около 50%. В сельских районах успеваемость, как правило, ниже. Так, в Тарасовском районе из 83 семиклассников плохие отметки были у 7, посредственные - у 42, а хорошие и отличные - только у 34.

При оценке успеваемости надо принять во внимание также и то, на, что обращает внимание Сталинградский институт усовершенствования учителей, который отмечает боязнь многих учителей спрашивать учеников по материалу ранее проводимых уроков (месяц - два тому назад).

С усвоением учениками хронологических дат в истекшем учебном году дело обстоит лучше, чем в предыдущие годы. На запоминание дат тратится много времени, и применяются различные приемы для облегчения работы памяти.

В заключение надо указать, что многие преподаватели (назовем только некоторых из них: тов. Ощерова, 28-я школа Ростова на Дону; тов. Безбах, Ленинград; тов. Фирсова, Москва) добились от учеников содержательных рассказов, свидетельствующих о прочных знаниях.

Учителя с нетерпением ожидают выхода в свет учебника по истории средних веков, что должно значительно повысить успеваемость учеников.

Новая история

К началу учебного года по новой истории были также выпущены программы и "Методическое пособие. Новая история. 1789 - 1870" под, ред. проф. А. Ефимова, (правда, Учпедгиз своевременно не выпустил из печати "Методическое пособие по второму периоду новой истории", хотя рукопись и была сдана еще летом 1939 года). Кроме того фактический материал учителя могли брать из вузовского курса по новой истории (2 тома).

В основу всей своей работы по преподаванию новой истории учителя кладут "Краткий курс истории ВКП(б)" и произведения Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина.

В большинстве случаев школы выполнили план изучения новой истории в 8-х и 9-х классах. В некоторых случаях все же программа не была выложена. Причиной этого является иногда чрезмерное, растягивание курса преподавателем. Так, в одной московской школе преподаватель, неумело пользуясь ври подготовке к урокам вузовским учебникам, не производя нужного отбора, фактов, загружал свой рассказ ненужными подробностями. В результате курс был растянут на три учебных четверти и даже при татам запоздании не был пройден полностью. В другом случае педагог отставания была, перегрузка цифровыми данными и неуменье использовать "Методическое пособие". У учителей, не выполнивших программу,

стр. 121

обычно наблюдается неуменье отделять главное, существенное от второстепенного неосновного.

Растянув преподавание, рад преподавателей решил выйти из положения путем произвольного сокращения программы. Сняв целый ряд тем, они достигли таким путем формального, мнимого выполнения плана. Так, из курса 7-го класса ряд преподавателей снял такие, темы, как. "Вторя империя во Франции", "I Интернационал", "Успехи техники и естествознания в 1789 - 1870 годах", "Социально-экономические итоги первого периода новой истории" (последняя тема особенно важна, так как ша обобщает материал первого периода новой история и служит введением во второй период новой истерия, то есть к курсу 9-го класса).

Некоторые учителя изучение новой истории в 9-м классе заканчивают темой "Международные отношения начала XX века", мотивируя это тем, что историю первой мировой империалистической воины учащиеся будут изучать в 10-м классе на материале истории войны на русском (восточном) фронте. Но полностью история всей войны, таким образом, неизученной.

В этом самовольном снятии материала или переносе его в другие классы сказывается непонимание некоторыми учителями значения государственной программы что истории, которая является для них об'язательной директивой.

Иногда невыполнение плана зависит от неуменья преподавателей правильно распределить материал урока. Некоторые преподаватели отказываются от использования на уроках наглядных предметы под тем предлогом, что у них не хватает времени для этого. Лучшие преподаватели используют наглядные пособия и систематически собирают необходимый для этот о материал, привлекая к этой работе учащихся. Так работают тов. Ощепкова Карачаевская школа, Карачаевского района, Молотовской области), тов. Каптере в (город Молотов) и ряд московских преподавателей (тт. Бенцианова, Каплинская и другие). Большую помощь учителям оказывают ученики - члены школьных исторических кружков (в Москве у тт. Бенциановой и Каплинской кружковцы приготовили щиты с подобранными иллюстрациями снабженными необходимыми надписями и текстами).

Интересно провела уроки о французской буржуазной революции 1789 года тов. Весновская (617-я московская школа). Она умело использовала отрывки из произведений: Ф. Гра "Марсельцы", В. Гюго "93-й год", Эркман-Шатриана "История одного крестьянина", Анатоля Франса "Боги жаждут". Образный язык этих художественных произведений помог учащимся значительно лучше усвоить учебный материал.

Иногда (теперь сравнительно редко) еще встречаются преподаватели, очень плохо знающие предмет и потому допускающие ряд грубейших ошибок. Так, одна учительница в Тамбове в рассказе о решениях Венского конгресса сказала, что будто бы Ломбардию получили Саксония и Вестфалия, а вся территория Италии, по ее словам, была разделена на ряд мелких самостоятельных государств.

Перед учителем новой истории стоит ответственная задача - следить за правильным произношением учениками иностранных научных терминов и иностранных имен.

Недостаточная подготовка некоторых учителей к уроку оказывается и в неудачной формулировке вопросов, обращенных к ученикам. Многие учителя не задумываются над тем, как при помощи правильно поставленных вопросов подвести учеников к пониманию новой темы, а между тем это очень важно. Правильно и интересно подготовила переход к новой теме "Япония в начале XX века" тов. Каплинская (Москва). Поставив учащимся ряд вопросов из прошлых тем, она добилась того, что учащиеся путем повторения уже пройденного материала лучше поняли особенности японского империализма и уяснили себе причалы русско-японской войны и отношение к ней других "великих" держав. Приводим вопросы, поставленные тов. Каплинской: 1. Значение революции и реформы Мейдзи. 2. Характеристика исторической обстановки в Европе и в Америке, способствовавшей освобождению Японии от опеки великих держав. 3. В чем заключалась агрессивная политика, Японии в конце" XIX века. Ее цели и итоги. 4. Показать по карте, что хотела получать Япония от Китая, что она получила по симоносекскому миру и что от нее было затем отобрано благодаря вмешательству России. 5. Показать на карге сферы влияния крупных капиталистических государств в Китае в конце XIX века.

Дополнительные вопросы, предлагаемые преподавателем, имеют еще одну очень важную цель - развить у ученика способность мыслить, научить его разбираться в исторических событиях и на основе разбора обобщать. А для этого надо привлекать не только пройденный на последнем уроке, материал, а брать весь материал, относящийся к данному отрезку времени.

Большое место в деле коммунистического воспитания учащихся занимает изуче-

стр. 122

ние доступных, им произведений Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина под руководством преподавателя. Опыт показал, что учащиеся 8-го класса могут успешно изучать "Манифест Коммунистической партии" Маркса и Энгельса, главы I, II и IV; учащиеся 9-го класса - статьи Ленина "Памяти Коммуны", "Август Бебель", "Обнищание в капиталистическом существе", "Цаберн". Сперва такую работу лучшие учителя ведут в классе, показывая, как надо изучать эти произведения и вести конспекты, а затем ученики изучают доступные им произведения классиков марксизма-ленинизма, дома, причем преподаватель дает вопросы к рекомендованной статье и систематично руководит этой работай.

Лучшие жителя работают над постеленным развитием у учеников уменья конспектировать рассказ учителя. Однако есть учителя, которые продолжают неправильный метод диктовки рассказа ученикам. При таких записях господствует штамп, ученики вызубривают урок. Вот, например, ответы одного ученика о Жаке Ру, показывающие, что ученик совершенно не представляет себе, кто был Жак Ру и за кого он боролся. На вопрос учителя об борьбе внутри якобинского блока ученик ответил: "Первый заговор составил Жак Ру, второй заговор был против Дантона". Преподаватель ставит в утвердительной форме вопрос: "Началась борьба течений, борьба с Жаком Ру", - на что последовал ответ: "Он занимался спекулянтством". Затем ученик поправился: "Он требовал террора против. Заговор был против Дантона". Из ответа совершенно ясно, что ученик абсолютно не представляет себе исторической роли Жака Ру.

Надо отметить, что такие ответы теперь единичны и что гораздо чаще встречаются толковые, сознательные ответы.

В особенности важно понимание учениками связи событий новой истории с событиями современности. Так, знание внешней политики Англии в XIX и в начале XX века много помогает пониманию ученикам событий второй мировой империалистической войны. В этом также состоит громадное воспитательное значение изучения курса новой истории.

Основным недочетом в преподавании является отсутствие учебника, которое учителя вынуждены возместить своими рассказами.

Что нужно для дальнейшего развития и улучшения постановки преподавании новой истории? Во-первых, выпустить учебники по новой истории и соответствующие каждый курсу методические пособия. Затем необходимо выпустить хрестоматии (документы, мемуары, художественная литература) и мощные пособия. А главное, институтам усовершенствования учителей надо работать над повышением знаний самих учителей по истории.

История СССР

Преподавание по истории СССР в настоящем году велось в отличие от прошедших годов по программам. Эти программы на совещании Московского городского института усовершенствования учителей, а также в письмах с мест получили в общем положительную оценку как в смысловой методологической направленности, так и в смысле отбора исторических событий, но была отмечена перегрузка программы материалом, особенно программы 10-го класса. Вместе с тем некоторые товарищи указывают, что в перегрузке повинны и сами преподаватели. "Учителя сами часто перегружают курс лишним материалом, и только учебник покажет точные рамки требований к теме урока", - говорит учитель Шелковский (Московская область).

В основном, как показывают отчеты областных институтов усовершенствования учителей, сообщения научных корреспондентов Института школ НКП и выступления самих учителей истории на собраниях преподавателей истории, программы 8 - 10-х классов были выполнены полностью и в установленный Наркомпросом срок. Однако некоторые учителя добились этого путем сокращения ряда тем программы причем большей частью сокращения приходились на темы по истории народов СССР. Новосибирский и Тульский институты усовершенствования учителей, сигнализируя об этом, справедливо указывали, что таким путем история СССР превращается в историю Великороссии. Однако в отдельных школах были сделаны сокращения и другого материала. Так, в одной калининской школе была снята такая важная тема, как "Народное восстание под предводительством Степана Разина". Подобные произвольные сокращения важнейших тем не могут объясняться отсутствием учебников: ведь в истекшем учебном году вышли два, тома вузовского учебника по истории СССР, в которых учитель может найти материал по истории СССР от древнейших времен до 90-х годов XIX века включительно. В частности по теме "Народное восстание под предводительством Степана, Разина" имеется и научная и художественная литература в достаточном количестве.

В чем же причины перегрузки ряда тем и наряду с этим сокращения курса за счет других тем? Эти причины

стр. 123

можно свести в основном к тому, что учителя не работают над тщательным отбором исторических событий для своего рассказа, а, наоборот, стремятся сообщить все, что они знают о данном периоде. Некоторые учителя затрачивают много времени на диктовку материала и на опрос учеников и поэтому не успевают уложиться в сроки, отведенные программой. Наконец, в 10-х классах в отдельных школах преподаватели в качестве учебника пользовались "Кратким курсом истории ВКП(б)" и вели, по сути дела, преподавание истории ВКП(б) вместо гражданской истории. В связи с неправильной постановкой преподавания истории СССР в некоторых школах нарком просвещения издал приказ от 11 декабря 1939 года, "О нарушении установленного порядка преподавания историк СССР в средних школах".

Лучшие преподаватели очень разнообразят методы преподавания. Тт. Богданова (Сталинград), Защук (Тбилиси), Ефимов (город Орджоникидзе), Вербицкий (Кунцева) умно используют художественную литературу, в частности такие произведения, как "(Война и мир" и "Севастопольские рассказы" Л. Толстого, "Петр I" и "Хлеб" Алексея Толстого и другие. Тт. Кузин (Угодско-заводской район, Московской области), Некрасов (Воронеж), Благоразумов (Сталинград) и Амагаев (город Калинин), занимаясь изучением местной истерии, привлекают ее в качестве иллюстрации к уроку Истории СССР.

Что же касается наглядности в преподавании, то у некоторых преподавателей намечается определенная недостача значения наглядных пособий в деле преподавания истории СССР в старших классах. Такая недооценка обнаружилась, например, в выступлениях некоторых учителей на совещании при Московском областном институте усовершенствования учителей по итогам преподавания истории в 8 - 10-х классах в 1939 - 1940 учебном году.

В старших классах лучшие учителя стремятся развивать у учеников уменье конспектировать, а не записывать дословно рассказ учителя. Делается это с целью приучить учащихся к будущей записи лекций в вузе. Однако не юге учителя овладели искусствам изготовления исторического материала, и у некоторых преподавателей это может все еще сводится к диктовке конспекта. Часто опрос учащихся ведется только по текущему материалу и не затрагивает ранее пройденных тем.

Недостаточная работа ведется по разбору и обобщению исторических событий. Однако и тут можно выделить лучших преподавателей, которые обращают на эту работу большое внимание. Так, тов. Анастасьева (Дмитровская средняя школа, Московской области) требует от каждого отвечающего не только связного, продуманного рассказа, но и разбора рассказываемого исторического события и на основе этого разбора самостоятельных выводив и обобщений. Для достижения этого тов. Анастасьева задает учащимся такие вопросы, которые требуют от них уменья сравнить целый ряд исторических событий и на основании этого сравнения сделать определенные выводы. Тов. Анастасьева практикует домашние самостоятельные исторические работы учащихся. Так например по истории СССР в 10-м классе она задала письменную работу на тему "Экономическая политика советской власти от военного коммунизма до 1934 года". Для написания такой работы учащиеся произвели из пройденного материала отбор фактов, относящихся к экономической политике советской власти, а затем систематизировали их по определенным периодам.

Лучшие учителя теперь усиленно ставят вопрос об организации самостоятельной работы учащихся по истории. Почин этих учителей заслуживает поощрения и требует разработки. Они планомерно, не перегружая учеников, изучали с ними некоторые доступные для них произведения Ленина и Сталина таким образом постепенно прививали ученикам культуру работы над научными произведениями по истории. Для будущего учетного года чрезвычайно важно дать точные указания, какие произведения Ленина и Сталина могут быть изучены учениками в течение всего учетного года.

Плохо шло преподавание истории СССР у тех преподавателей, которые сами недостаточно знакомы с историей СССР. У таких преподавателей ученики, например, путали "народничество" с "народным хозяйством", "сельскую общину" с "колхозом", и учителя не исправляли этих грубейших ошибок.

Уроки истории СССР имеют огромное значение для коммунистического воспитания детей. Изучение героического прошлого народов СССР, беззаветно боровшихся за свою независимость, изучение героической борьбы рабочих и крестьян против помещиков и капиталистов воспитывает в учениках чувство пламенного советского патриотизма. Из истории нашей страны ученики узнают, что все народы, ныне входящие в состав СССР, участвовали в строительстве новой культуры, национальной по форме, социалистической по содержанию. Поэтому уроки по истории народов СССР воспитывают в учениках пролетар-

стр. 124

ский интернационализм, неразрывно связанный с советским патриотизмом.

Каковы же конкретные, мероприятия, которые надо провести в преподавании истории СССР, чтобы достигнуть еще более высокого качества работы? Для этого надо, во-первых, ускорить издание учебника по истории СССР и методического пособия к нему. Надо тут яге отметить, что методическое пособие по истории СССР было сдано Учпедгизу еще осенью прошлого, 1939 года. Однако Учпедгиз почему-то задержал его издание. Во-вторых, надо повысить уровень знаний массового учительства по истории СССР и в первую очередь вооружить учителей для рассказа на уроке описательным материалом ввиде хрестоматий с отрывками из документов, мемуаров и художественных произведений. В-третьих, надо ввести посильное для учеников изучение отдельных произведений Ленина и Сталина, всячески борясь против перегрузки учащихся работой над первоисточниками.

Есть ряд вопросов, которые касаются преподавания всех исторических курсов в средней школе. Это, во-первых, - издание методического руководства, для учителей по преподаванию истории в средней школе и, во-вторых, собирание, описание и обобщение опыта лучших преподавателей истории. Для этого необходимо издание ряда монографий, знакомящих массовое учительство со всем об'емом работы лучших наших преподавателей истории.

Народный комиссар просвещения тов. В. П. Потемкин, выступая 14 июня 1940 года на собрании директоров и заведующих учебной частью школ Ленинграда с докладом "Предварительные итоги учебного года и задачи школы", сказал следующее: "Незачем доказывать, что к ее (истории) проблемам нужно подходить с известным уважением и осторожностью. Между тем не редко наш учитель с циферблатом в руках стремительно проносится вместе с учащимися мимо крупнейших явлений исторического прошлого. Конечно, в первую очередь в этом повинны наши программы. Они явно перегружены материалом. По-видимому, составители этих программ никак не могло освободиться от мысли, что многие из учащихся средней школы, покинув ее, больше уже не вернутся к истории... Одной из очередных наших задач в ближайшее время должен быть пересмотр школьных программ по истории. Необходимо их облегчить и вместе с тем углубить. Таким образом, внимание учителей и учащихся будет сосредоточено лишь на основных моментах исторического процесса.

Конечно, ломимо перегруженности программы неудовлетворительная постановка преподавания истории объясняется еще отсутствием учеников по этому предмету... Имеется решение, обязывающее Наркомпрос к 15 июля сдать в производство представленные ему на рассмотрение учебники истории. Это учебники по истории древнего мира, но истории средних веков, по новой история, по истории СССР. Большинство этих учебников уже проверено на школьном опыте. Почти все они просмотрены и одобрены Институтам школ и Институтом истории при Академии наук. За некоторыми незначительными поправками они могут быть даны в школе в качестве стабильных руководств ("Учительская газета" N85 (2712) от 25 июня 1940 года).

Это выступление народного комиссара просвещения позволяет твердо рассчитывать, что с будущего года преподавание истории значительно улучшится благодаря тому, что школе будут даны учебники. Для будущего года надо подготовить сокращенные и углубленные программы и направить все внимание на выработку методики преподавания истории при наличии учебника.

За это важнейшее дело и должен взяться вплотную Институт школ Наркомпроса.

Кабинет истории Института школ Наркомпроса РСФСР

Orphus

© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ИТОГИ-ПРЕПОДАВАНИЯ-ГРАЖДАНСКОЙ-ИСТОРИИ-В-1939-1940-УЧЕБНОМ-ГОДУ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Анастасия КольцоContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Kolco

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

ИТОГИ ПРЕПОДАВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИСТОРИИ В 1939-1940 УЧЕБНОМ ГОДУ // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 31.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ИТОГИ-ПРЕПОДАВАНИЯ-ГРАЖДАНСКОЙ-ИСТОРИИ-В-1939-1940-УЧЕБНОМ-ГОДУ (date of access: 15.09.2019).

Found source (search robot):


Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Анастасия Кольцо
Saint-Petersburg, Russia
824 views rating
31.08.2015 (1476 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes

Related Articles
МОСКОВСКИЕ ОХОТНИКИ ПРЕДПОЧИТАЮТ ЯСТРЕБОВ И СЕТТЕРОВ
Catalog: Лайфстайл 
3 days ago · From Россия Онлайн
НЕНУЖНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ
Catalog: Лайфстайл 
3 days ago · From Россия Онлайн
Российское онлайн-казино предлагает нам игры производства NetEntertaiment, Microgaiming и других менее известных разработчиков.
Catalog: Лайфстайл 
3 days ago · From Россия Онлайн
Рассматривается гравитационное поле, как энергетическая структура взаимодействия гравитирующих объектов. Предлагается расчёт гравитационных взаимодействий с точки зрения гравитационного потенциала взаимодействия частиц. Даны определения потенциала гравитационного пля. Вводится понятие ГРАДИЕНТА гравитационного потенциала взаимодействующих частиц. Вычислена энергия Вселенной, которая является постоянной величиной.
Catalog: Физика 
3 days ago · From Владимир Груздов
В событиях электорального Майдана 2019 года, приведшего к власти команду Зеленского, прямо явила себя Мать живущих Луна, устремив Украину, корабль наш, стезею Добра.
Catalog: Философия 
5 days ago · From Олег Ермаков
Симультанный синестетический образ "Музыка красоты", созданный Ириной Мирошник для синестетической музыкотерапии, объединяет комплементарные (взаимодополняющие) и скоординированные художественные образы: изобразительный — картина «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли и музыкальный — «Музыка Первичного Океана» Ирины Мирошник. Создание симультанных (от франц. simultane — одновременный) художественных образов в синестетических композициях — это новая тенденция персоналистической культуры будущего — синестетический симультанизм. Синестетический симультанизм основывается на законах и принципах Координационной парадигмы развития (КПР), как общенаучной теории координации, альтернативной диалектике и метафизике.
Причина утраты людьми смысла древних имен. The reason of loss of the meaning of ancient names by people.
Catalog: Философия 
13 days ago · From Олег Ермаков
За последние месяцы международным общественным мнением очередной раз была выражена крайняя обеспокоенность напряженностью в споре о суверенитете в Южно-Китайском море, внезапно обострившемся после ряда внезапных и необоснованных действий Китая в районе ЮКМ
18 days ago · From Марина Тригубенко
3 июля 2019 года крупнейшее исследовательское судно Китая «Морская геология 8» в сопровождении двух тяжелых кораблей береговой охраны и целой флотилии вспомогательных судов незаконно вошла в район отмели Ты Тинь в блоке 06-01 в юго-западной части архипелага Спратли, расположенный в исключительной экономической зоне (ИЭЗ) и континентальном шельфе в Южно-Китайском море. Ряд китайских морских судов спровоцировали действия против вьетнамской береговой охраны вокруг буровой установки проекта Нам Кон Шон - проект совместного предприятия Вьетнама с Россией. Китайские морские геологи сразу начали проводить сейсмические исследования дна. Одновременно они потребовали вывода оттуда японской буровой платформы Хакури 5, которая по контракту с «Роснефтью» и «Петровьетнам» уже более месяца ведёт разведочное бурение в этом же месте.
24 days ago · From Марина Тригубенко

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
 

Actual publications:

Загрузка...

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
ИТОГИ ПРЕПОДАВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИСТОРИИ В 1939-1940 УЧЕБНОМ ГОДУ
 

Contacts
Watch out for new publications:

About · News · For Advertisers · Donate $ to Libmonster ($)

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2019, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Germany China India Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Uzbekistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones