Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: RU-9564

Share with friends in SM


Заглавие статьи ИТОГИ 2006 ГОДА И БУДУЩЕЕ ЭКОНОМИКИ РОССИИ: ПОТЕНЦИАЛ НЕСЫРЬЕВОГО СЕКТОРА
Источник Вопросы экономики, № 9, Сентябрь 2007, C. 27-45
Рубрика
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
Место издания Москва, Российская Федерация
Объем 55.2 Kbytes
Количество слов 5767
Постоянный адрес статьи http://ebiblioteka.ru/browse/doc/12589925
ИТОГИ 2006 ГОДА И БУДУЩЕЕ ЭКОНОМИКИ РОССИИ: ПОТЕНЦИАЛ НЕСЫРЬЕВОГО СЕКТОРА

(экономический доклад Общероссийской общественной организации "Деловая Россия")*

Основные проблемы российской экономики

В 2006 г. наблюдался устойчивый рост российской экономики. Как свидетельствуют итоги 2006 г. и показатели I квартала 2007 г., она характеризуется не только быстрым развитием, но и положительными качественными изменениями: увеличиваются реальные располагаемые денежные доходы населения и, как следствие, расширяется внутренний спрос; ускоряются темпы прироста инвестиций в основной капитал, что отчасти проявляется в росте импорта машин и оборудования, составившего в 2006 г. почти половину всей стоимости отечественного импорта; в I квартале 2007 г. впервые с 2003 г. темпы роста промышленного производства опережали темпы роста ВВП. Однако при общих положительных тенденциях кардинальных сдвигов в социальной сфере, структуре экономики, во внешней торговле РФ до сих пор не произошло; отечественной экономике по-прежнему присущ ряд системных проблем.

1. Недостаточная эффективность социальной системы. В настоящее время до 20% россиян имеют доходы ниже прожиточного минимума. Вместе с тем в топливной промышленности у 50% работников уровень доходов превышает прожиточный минимум в 20 раз, а в банковской сфере у 30% работников - в 26 раз. Коэффициент дифференциации доходов в 2006 г. достиг 15,3 раза (в 2005 г. - 14,8 раза), что является одним из самых высоких показателей в мире. Сегодня самые умные, талантливые и способные работают в сырьевых отраслях, в финансовом и торговом секторах экономики, то есть там, где хорошо платят (см. рис. 1). Отметим, что и распределение растущих доходов также носит не всегда справедливый характер: в частности, больше 1/3 прибавок к зарплате в 2006 г. досталось 10% наиболее высокооплачиваемых работников и только 1,5% - 10% низкооплачиваемых1.

Из-за неразвитости конкурентного рынка, малого и среднего бизнеса крупным работодателем выступает государство: около 40% населения занято в государственных структурах. При этом государство, прежде всего в регионах, часто искусственно создает новые низкооплачиваемые рабочие места, с тем чтобы избежать безработицы. Социальная нагрузка на государство продолжает возрастать и в связи с увеличением числа пенсионеров, которое в 2008 г. должно сравняться с количеством работающих. В то же время коэффициент

* Экономический доклад был представлен на 3-м ежегодном Форуме национального бизнеса "Новый бизнес новой России". Москва, 10 - 11 июля 2007 г. Авторский коллектив: Б. Титов (председатель Общероссийской общественной организации "Деловая Россия"); И. Пилипенко (к. г. н., советник председателя "Деловой России" по экономическим вопросам); А. Данилов-Данильян (к. э. н. председатель Экспертного совета "Деловой России"). Публикуется с сокращениями.

1 Шевяков А. Почему рост в России выгоден богатым // Аргументы и факты. 2007. 17 апр.

стр. 27

Уровень средней заработной платы в секторах экономики России, 2005 г. (руб. в месяц)

Источник: Росстат.

Рис. 1

замещения в России составляет 25%, что значительно ниже, чем в развитых странах (60 - 80%2).

В 2006 г. сохранялась высокая инфляция. И хотя ее общий уровень снизился по сравнению с 2005 г. до 9%, ориентир на 2006 г. был превышен3. Существенно возросли цены на основные предметы потребления (см. табл. 1). По субъективному восприятию граждан, инфляция в 2006 г. составила 25%4, причем только 1/6 граждан считала, что цены выросли на 10% и менее, а большинство людей старше 40 лет, в основном с невысокими доходами, оценивали рост цен в 20% и более.

Таблица 1

Товары и услуги, наиболее подорожавшие в 2006 г.

Товары и услуги

Рост цен, %

Квартиры

35,0

Детские сады

28,5

Услуги ЖКХ

17,9

Электричество

16,7

Бензин

15,8

Пассажирский транспорт

12,9

_____


Источник:
Правда об инфляции // Аргументы и факты. 2007. N 5.


Вместе с тем тенденция к снижению уровня инфляции входит в противоречие с утверждениями Минфина о монетарном характере ее происхождения. Как видно на рисунке 2,
в краткосрочном плане
жесткая связь между приростом денежной базы, денежной массы М2 и индексом потребительских цен не прослеживается: увеличение прироста денежной базы и М2 в последние годы сопровождалось снижением инфляции.


___


2
Авен П. О.
Успешное развитие экономики России: закономерность или случайность? [доклад]. РЭНД Корпорейшн, 2007. 19 мая.


3
По первоначальному прогнозу ЦБ РФ, инфляция должна была составить 7,0 - 8,5%.


4
Голов А.
Массовые оценки роста цен за год // Левада-центр [Электронный ресурс]. 2007. 17 янв. (http://www.levada.ra/press/2007011702.html).


стр. 28

Превышение ориентира Банка России по инфляции во многом обусловлено, во-первых, усиливающимся воздействием ее немонетарных факторов (ростом тарифов в секторах ЖКХ и естественных монополий, продолжающейся корректировкой потребительских цен в соответствии с ценами мирового рынка импортируемая инфляция, и т. д.) и, во-вторых, определенным влиянием монетарных факторов: значительным притоком ликвидности по экспортным и капитальным каналам, которая была не в полном объеме стерилизована Минфином и ЦБ РФ, а также корректировкой бюджетных расходов в сторону их повышения в течение года. Таким образом, рост денежных доходов населения и потребительского спроса лишь в ограниченной степени влияет на инфляцию, но вместе с тем является одним из факторов, играющих все большую роль в развитии национального производства.

Динамика инфляции, денежной массы и денежной базы в 2004 2006 гг. (в %)

Источник: ЦБ РФ.

Рис. 2

2. Экспортно-сырьевая зависимость экономики. В настоящее время поддержание устойчивых темпов роста российской экономики по-прежнему определяется действием трех основных факторов, прямо или косвенно связанных с притоком нефтяных доходов: растущим спросом на сырьевые товары со стороны внешнего рынка; быстрым расширением внутреннего потребительского спроса за счет перераспределения доходов от продажи сырья, стимулирующего значительное увеличение внутреннего потребления и рост импорта (на 39% в I квартале 2007 г.); инвестиционным спросом со стороны неторгуемых отраслей (оптово-розничной торговли, сферы услуг, транспорта, рынка недвижимости и др.).

В целом российская экономика по-прежнему характеризуется высокой сырьевой зависимостью. На сырьевые компании приходится 2/3 капитализации отечественного фондового рынка. В то же время среди наиболее динамично развивающихся отраслей в 2006 г. оказались сегменты, связанные с потребительским рынком5 (см. рис. 3).

___

5 Рынок слияний и поглощений в России в 2006 г. / KPMG. 2007. С. 3.

стр. 29

Темпы роста секторов экономики и ВВП России в 2005 - 2006 гг. (в %)

Источник: Росстат.

Рис. 3

Рост сырьевых и неторгуемых секторов сопровождается ухудшением положения многих обрабатывающих отраслей: медленнее всего развиваются машиностроение, легкая промышленность, сельское хозяйство, а также высокотехнологичные отрасли. На ситуацию в машиностроении влияет и крайне незначительный объем инвестиций по сравнению с добывающим сектором и сферой услуг (см. рис. 4). Сегодня доля конкурентоспособных компаний в обрабатывающей промышленности составляет немногим более 20%, при этом эксперты предполагают, что уже в ближайшее время она может сократиться до 10 - 12%6.

При этом отмечается нарастающее технологическое отставание отечественной экономики, в том числе и в топливно-сырьевом секторе. На фоне значительного морального и физического износа основных фондов, особенно в жилищно-коммунальном хозяйстве, темпы их обновления находятся на крайне низком уровне, что создает не только препятствия для развития экономики, но и риск потери целого ряда отраслей и угрозу реальных техногенных катастроф7.

Серьезным барьером на пути экономического развития стало состояние инфраструктуры. Запросы на получение условий по подключению к энергосетям, по данным Минпромэнерго России, удовлетворяются только на 17%; уже ощутим дефицит природного газа; низка протяженность автодорожной сети.

___

6Голикова В., Гончар К., Кузнецов Б., Яковлев А. Российская промышленность на перепутье: что мешает нашим фирмам стать конкурентоспособными. М.: ГУ-ВШЭ, 2007 (см. также: Вопросы экономики. 2007. N 3).

7 По данным Росстата, износ основных фондов в среднем по стране составлял 53,3%, в секторе добычи полезных ископаемых - 53,3% (21,9% - полностью изношенных основных фондов), в обрабатывающих производствах - 47,5 (17,0), в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды - 52,2 (15,3), в ЖКХ - более 60%.

стр. 30

Структура инвестиций в основной капитал по группам отраслей экономики России в 2005 и 2006 гг. (в %)

Источник: МЭРТ РФ.

Рис. 4

По-прежнему значительно отставание в доле расходов на НИОКР в ВВП от развитых стран, а в 2003 г. по данному показателю Россию обогнал Китай (1,23 против 1,13% ВВП в России в 2004 г.). По величине затрат на НИОКР Россия уступает не только большинству развитых стран, но и таким компаниям, как "Форд", "Пфайзер" и "Ай-Би-Эм"8. Единственной российской компанией, которая вошла в число 1250 крупнейших фирм по расходам на НИОКР, оказался "Газпром". В целом НИОКР финансируются в основном государством (61,9%), в то время как мировая практика свидетельствует о противоположной тенденции.

3. Монополизация и неразвитость конкурентного рынка. Россия развивается как страна сверхкрупного и в основном сырьевого бизнеса, в то время как малый бизнес создает только около 17% ВВП и около 25% рабочих мест. При этом концентрация и монополизация российской экономики нарастают: если в 2000 г. 80% ВВП производили 1200 компаний, то в 2006 г. - только 500. По данным исследования "Эксперт-РА", среди сверхкрупных российских компаний доминировали сырьевые, причем их доля в объеме производства в 2003 - 2005 гг. постоянно увеличивалась (см. табл. 2).

Для российского рынка характерна слабая конкуренция. Исследования показали, что 20% российских фирм вообще не ощущали конкуренции на внутреннем рынке и еще 13% российских предприятий сталкивались с конкуренцией только со стороны зарубежных компаний9.

___

8 Субботина Т. Россия на перепутье: два пути к международной конкурентоспособности // Вопросы экономики. 2006. N 2. С. 57.

9 Кузнецов Б. В. Влияние конкуренции и структуры рынков на развитие и поведение промышленных предприятий: эмпирический анализ [опрос Всемирного банка и ГУ-ВШЭ более 1000 предприятий обрабатывающей промышленности России, сентябрь 2005 - февраль 2006 гг.] // http://www.opec.ru/analize_doc.asp?d_no=61551.

стр. 31

Таблица 2

Доля секторов экономики России в рейтингах 400 крупнейших компаний "Эксперт-РА", 2003 - 2005 гг. (в %)

2003 г.

2004 г.

2005 г.

Сырьевые отрасли*

48,1

48,9

49,3

Машиностроение

7,7

7,0

6,1

Электроэнергетика

8,4

6,8

5,9

Другие отрасли промышленности

9,5

7,7

4,8

Транспорт

10,8

9,1

8,4

Розничная и оптовая торговля

2,2

6,5

7,8

Банки

4,1

3,6

4,4

Связь

3,9

4,3

4,3

Другие отрасли

5,3

5,8

9,6

* В сырьевые отрасли включены: нефтяная, нефтегазовая и угольная промышленность; черная и цветная металлургия; лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность.

Источник: рассчитано по данным "Эксперт-РА", рейтинги "Эксперт-400" 2004, 2005, 2006 гг.

Барьеры на пути развития бизнеса

В соответствии с результатами исследования ГУ-ВШЭ и Всемирного банка, проведенного в 2005 - 2006 гг., среди барьеров, сдерживающих развитие несырьевого бизнеса, на первый план вновь выходят проблемы экономического характера, прежде всего уровень налоговой нагрузки, а институциональные проблемы носят по сравнению с экономическими второстепенный характер10.

1. Высокая налоговая нагрузка. Сегодня, по нашим оценкам, средняя совокупная налоговая нагрузка в России составляет 50 - 55% от доходов предприятий. Уровень рентабельности сырьевых компаний позволяет ее выдерживать, но в секторе переработки, где норма прибыли значительно ниже, такой уровень налоговых изъятий является, по существу, запретительным (см. рис. 5).

Кроме того, высокий уровень налоговой нагрузки приводит к снижению конкурентоспособности российских предприятий относительно иностранных компаний из таких быстроразвивающихся стран, как Китай, Индия, Бразилия, Вьетнам, Малайзия и др. В них налоговая нагрузка составляет в среднем 35 - 40% от прибыли, широко развита система налоговых каникул и других льгот для отдельных секторов и проектов, а также для иностранных и совместных предприятий. Правительства этих стран максимально способствуют созданию наиболее благоприятных условий для развития местных компаний. Впрочем, даже в сравнении с Евросоюзом, всегда отличавшимся высокими ставками налога на прибыль корпораций, преимущество России почти нивелировано - в 2006 г. средняя ставка в ЕС находилась на уровне 25,7%11.

___

10Голикова В., Гончар К., Кузнецов Б., Яковлев А. Указ. соч. С. 26.

11 KPMG's Corporate Tax Rate Survey: An International Analysis of Corporate Tax Rates from 1993 to 2006 / KPMG International. 2006.

стр. 32

Рентабельность производства, I кв. 2006 г. (в %)

Источник: МЭРТ РФ.

Рис. 5

Сохраняющаяся высокая налоговая нагрузка делает ведение бизнеса в несырьевом секторе экономики России высокорисковым и выталкивает предприятия в теневой сектор. В результате, по данным МВД России, до 40% оборотов российского бизнеса в 2006 г. по-прежнему находилось "в тени".

2. Дефицит трудовых ресурсов. В 2006 г. возник новый дефицит на российском рынке - квалифицированных трудовых ресурсов. Он обусловлен рядом факторов: недостаточно быстрым ростом производительности труда; снижением спроса на квалифицированную рабочую силу в обрабатывающем секторе в 1990-е годы и упадком системы начального и среднего профессионального образования; сложностью иммиграционного законодательства и его правоприменения; разницей в рентабельности сырьевого и перерабатывающего видов бизнеса, что дает возможность крупным компаниям создавать более высокооплачиваемые рабочие места.

Ситуацию усугубляет применение регрессивной шкалы при уплате единого социального налога (ЕСН), которая позволяет предприятиям, выплачивающим более высокую зарплату, платить меньше отчислений в бюджет. Реформа ЕСН и введение его регрессивной шкалы, направленные на вывод зарплат "из тени", выполнили свою функцию для крупных компаний и сегодня уже имеют обратный эффект. Они приводят или к оттоку кадров и разорению предприятий обрабатывающего сектора, или стимулируют малый и средний низкорентабельный бизнес к выплате зарплат в конвертах.

По разным оценкам, на территории России находится от 3,5 млн. до 10 млн. нелегальных трудовых мигрантов, при этом только 750 тыс. человек получили официальные разрешения на работу. Это обусловлено все еще сохраняющейся сложностью иммиграционного законодательства, хотя его реформа, реализуемая с начала 2007 г., дает значительные положительные результаты.

стр. 33

3. Доступ к инвестиционному капиталу. Средняя процентная ставка по кредитам в России составляла в 2006 г. 12%, при этом для малого и среднего бизнеса она почти всегда была более 15%, а срок кредитования редко превышал 1 год. Исключением было сельское хозяйство, где в рамках национального проекта была осуществлена масштабная программа финансирования индивидуальных хозяйств.

Затрудненный доступ к финансовым ресурсам для отечественных предприятий объясняется:

- низкой капитализацией российского банковского сектора;

- относительно небольшой долей долгосрочных привлеченных средств в структуре пассивов российских банков;

- диспропорциями в развитии кредитных операций коммерческих банков в пользу потребительского кредитования;

приоритетами в денежно-кредитной политике Центрального банка РФ, ориентированной не на стимулирование экономического роста, а на сдерживание инфляции;

- доступностью финансирования на фондовом рынке только для компаний-лидеров в своих отраслях из-за высокой стоимости организации размещения ценных бумаг и ограниченной ликвидности рынка;

- несформированностью системы государственных финансовых институтов развития (ГФИР).

Как следствие, в реальном секторе экономики возник значительный дефицит инвестиционного и оборотного капитала. Финансирование развития осуществлялось российскими компаниями на 47,7% из собственных средств (только 6,5% - за счет банковских кредитов).

Еще одна серьезная проблема - быстрый рост внешней задолженности корпоративного сектора (см. рис. 6). Эта тенденция сохранилась и в I квартале 2007 г., когда, по данным Росстата, из поступивших в страну 24,6 млрд. долл. иностранных инвестиций 14,7 млрд. пришлось на кредиты, а из 9,8 млрд. долл. прямых инвестиций - 7,4 млрд. составили кредиты зарубежных совладельцев предприятий. Таким образом, почти 90% общего объема инвестиций было получено в форме кре-

Динамика внешнего долга России в 2004 - 2006 гг. (% ВВП)

Источник: ЦБ РФ.

Рис. 6

стр. 34

дитов. Интенсивное кредитование из-за рубежа в сочетании с ростом просроченной задолженности создает значительные внутренние риски для российской экономики, которые нельзя недооценивать. При том, что размер просроченной задолженности физических лиц остается небольшим (2,72% от величины предоставленных им кредитов), темп ее прироста высок (42% в 2006 г.).

Наблюдаемый рост корпоративного внешнего долга ослабляет международную инвестиционную позицию России и увеличивает риски трансграничного характера. В частности, повышается вероятность дестабилизации, связанной с оттоком "горячих денег", ухудшением финансового положения заемщиков и другими причинами. Не стоит забывать, что высокие мировые цены на сырьевые товары могут снизиться, что приведет к прекращению тенденции укрепления рубля, а плавающие процентные ставки, по которым часто делаются заимствования, - вырасти. В таких условиях российским компаниям окажется сложно обслуживать огромные внешние долги.

Экономическая политика правительства РФ и перспективы роста

К безусловным достижениям политики правительства можно отнести позитивные итоги 2006 г. и стабильность экономической ситуации в России в краткосрочной перспективе. Вместе с тем, как показывают результаты исследования ГУ-ВШЭ и Всемирного банка, среди основных проблем, с которыми сталкивается бизнес в нашей стране, сами предприниматели на одно из первых мест поставили "непредсказуемость государственной политики"12. Действительно, налицо нестабильность законодательства, особенно налогового, усиление бюрократического давления и коррупции, сохраняющаяся незащищенность прав собственности и слабость судебной системы.

Определенную непредсказуемость в работе правительства создавала внутренняя дискуссия о путях дальнейшего развития экономики России. В результате выявились две основные группы влияния: с одной стороны, сторонники продолжения политики макроэкономической стабилизации, а с другой - приверженцы идеи стимулирования динамичного экономического роста.

Сегодня идея роста постепенно начинает превалировать в работе правительства. В 2006 г. это нашло отражение в ряде важных для развития страны решений: начало реализации приоритетных национальных проектов; осуществление мер, направленных на достижение полной конвертируемости рубля; принятие федерального закона "О защите конкуренции"; переход к проведению промышленной политики; создание особых экономических зон, Инвестиционного фонда РФ, Российской венчурной компании; отмена импортных пошлин на оборудование; учреждение биржи по торговле газом.

Однако политика денежных властей продолжает оставаться "антикризисной". Ее приоритетами по-прежнему являются стаби-

12Голикова В., Гончар К., Кузнецов Б., Яковлев А. Указ. соч. С. 26.

стр. 35

лизация валютно-финансовой системы, борьба с инфляцией путем стерилизации денежной массы, минимизация инструментов рефинансирования, практически полный отказ от механизмов предоставления государственных гарантий.

Такая политика бесспорно способствовала преодолению последствий кризиса 1998 г. Благодаря ей были обеспечены условия для роста экономики и создан финансовый резерв на случай ухудшения мировой конъюнктуры цен. Вместе с тем уже в 2004 г. ситуация в экономике стала качественно иной, но приоритеты валютно-финансовой и денежно-кредитной политики не изменились.

Во многом результатом компромисса между двумя противоборствующими позициями выступило формирование политики умеренного роста, нашедшей отражение в Среднесрочном прогнозе развития экономики на 2008 - 2010 гг. и принятом Государственной думой РФ трехлетнем бюджете. В этом прогнозе, даже скорректированном правительством в 2007 г. в сторону увеличения, предполагается, что в ближайшие годы рост ВВП не превысит 6,2%.

Если экономика России будет развиваться согласно прогнозу МЭРТ, то ВВП на душу населения за рассматриваемые три года вырастет всего на 25% и составит около 13 тыс. долл. в 2010 г., что сопоставимо с сегодняшним уровнем, например, Эстонии, Словакии или Аргентины - стран, входящих в четвертый десяток по данному показателю. Исходя из этого прогноза, Россия может рассчитывать лишь на незначительное перемещение вверх с нынешнего 53-го места в конец четвертого десятка стран, проранжированных по уровню ВВП на душу населения по ППС. Кроме того, при сохранении указанных темпов роста отставание России от развитых стран стабилизируется, и повысится вероятность того, что она пропустит вперед быстроразвивающиеся страны Азии и Латинской Америки.

Сказанное обусловливает необходимость разработки и использования механизмов и рычагов, позволяющих эффективно нейтрализовать возникающие риски и ускорить экономическое развитие страны. Однако, по мнению министра экономического развития и торговли Г. Грефа13, на пути ускорения существуют два основных ограничителя: недостаток инфраструктуры, прежде всего дорог и электроэнергии, и дефицит трудовых ресурсов.

Но Россия находится только в восьмом десятке стран по эффективности использования энергии (см. рис. 7). Так, в 2003 г. энергоемкость в России (60 тыс. кДж на 1 долл. ВВП) была вдвое выше, чем в Китае и Индии (26,5 тыс.), в шесть раз выше, чем в Республике Корея (11,7 тыс.), в семь раз выше, чем в США и Финляндии (8,3 тыс.), и более чем в 13 раз выше, чем в Японии (4,6 тыс.). За прошедшие три года ситуация не изменилась. Приток новых инвестиций будет сопровождаться внедрением энергоэффективных технологий и повышением энергоэффективности российской экономики, так что наличные генерирующие мощности могут оказаться даже избыточными.

13 Греф Г. О. От макроэкономической стабильности к инвестиционному росту // Экономическая политика. 2006. N 4. С. 5 - 18.

стр. 36

Эффективность энергопотребления, 1995 - 2003 гг.

Источник: IMD World Competitiveness Yearbook 2006.

Рис. 7

Аналогичная ситуация наблюдается и применительно к дефициту трудовых ресурсов: по уровню производительности труда Россия в 2,5 - 4 раза отстает от передовых стран (см. рис. 8). Использование новых эффективных технологий в сфере переработки приведет к снижению потребности в рабочей силе на единицу выпускаемой продукции

Динамика общей производительности труда в России и других странах, 1999 - 2005 гг.

___

Источник: IMD World Competitiveness Yearbook 2006.

Рис. 8

стр. 37

и уменьшению дефицита трудовых ресурсов. Кроме того, необходимы меры по развитию системы профессионального образования, а также разумная иммиграционная политика.

По нашему глубокому убеждению, у России имеется значительно больший потенциал роста, чем считает экономический блок правительства. Заключается он в развитии отечественного производства, перерабатывающего сектора и массового конкурентного рынка.

Рост внутреннего спроса за счет увеличивающихся доходов от продажи сырья при стабильности финансовой ситуации и благоприятной конъюнктуре цен на мировых товарных рынках, возможность оперативного принятия государственных решений вследствие политической консолидации в стране создают беспрецедентные возможности для ускорения развития экономики. Мы обязаны их использовать и на основе выбора правильной, учитывающей национальные особенности экономической модели обеспечить кардинальное улучшение качества жизни населения России и диверсификацию ее экономики на базе формирования мощного несырьевого сектора, функционирующего в условиях подлинной конкуренции.

Модель социально ориентированного рынка

В новейшей истории для развивающихся стран были характерны несколько базовых социально-экономических моделей (см. табл. 3). Советский Союз развивался по типичной мобилизационной модели, главная задача которой состояла в том, чтобы при помощи плановых, распределительных методов превратить сырьевой ресурс в источник диверсифицированного производства. В постсоветской России власти выбрали модель либеральной экономики, которая основывается прежде всего на развитии конкуренции, саморегулировании свободного рынка и максимальной открытости.

Таблица 3

Социально-экономические модели развивающихся стран

Тип модели

Страны-представители

Либеральная

Польша, Венгрия, Чехия, Эстония

Сырьевая

Венесуэла, Нигерия, Саудовская Аравия

Экспортно-ориентированная, догоняющего развития

Китай, Индия, Республика Корея, Турция

Мобилизационная

КНДР, Куба, Туркменистан, СССР

Но в дальнейшем проводимая политика не соответствовала выбранной модели и формировалась достаточно хаотично. В результате в России стала доминировать сырьевая модель с присущими ей падениями и подъемами в зависимости от конъюнктуры мировых цен на сырье. Общая тенденция была прервана лишь в 1998 - 2003 гг., когда под влиянием девальвации рубля и вызванного ею резкого снижения издержек производства, даже при не самой благоприятной конъюнктуре цен на нефть и в условиях административного давления, коррупции и отсутствия нормальной судебной системы, промышленность стала

стр. 38

расти высокими темпами - до 10% в год за счет увеличения инвестиций в обрабатывающие производства.

К сожалению, в последующем Россия вернулась к сырьевой модели развития. При высоких ценах на нефть это позволило значительно улучшить финансовое и социально-экономическое положение в стране, но движение по этому пути связано со значительными экономическими и политическими рисками, обусловленными не только возможным падением цен на углеводороды. Меры, принимаемые правительством по снижению этих рисков и сводящиеся к созданию финансовых резервов, могут дать лишь краткосрочный эффект, и в случае серьезного изменения конъюнктуры мирового рынка страна рано или поздно все равно окажется в тяжелом положении. Сегодня надо не столько готовиться к кризису, сколько реализовать экономическую политику, которая позволила бы его избежать.

Вместе с тем Россия не может развиваться так, как быстрорастущие экономики стран Юго-Восточной Азии, где в соответствии с моделью догоняющего развития важнейшими факторами экономического роста являются внешний спрос и низкие издержки производства, включая оплату труда. В России необходимо использовать модель социально-экономического развития, основанную не на дешевой рабочей силе, а на высоком уровне жизни, - модель социально ориентированного рынка, или социальной рыночной экономики, успешно реализованную в Германии и других европейских странах, Японии и частично в США. Она опирается на стимулирование внутреннего спроса как главного фактора роста национального производства (см. рис. 9), а ее приоритетные задачи - улучшение качества жизни населения, формирование социальных программ и демократических институтов.

Модель развития России: социально ориентированный рынок (промышленный рост на основе высокого внутреннего спроса)

Рис. 9

Главной целью социально-экономической политики российского государства должно стать утроение доходов российских граждан к 2020 г. на базе ускоренного роста ВВП на уровне 10 - 12% в год и превышение среднеевропейского (ЕС-15) показателя ВВП на душу населения. Но достичь такой амбициозной цели можно только при условии переориентации значительной части внутреннего спроса с растущего импорта на продукцию отечественного перерабатываю-

стр. 39

щего сектора, ликвидации барьеров на пути развития несырьевого бизнеса. Для этого экономическую политику государства необходимо концентрировать на следующих направлениях, которые объединены в "Программе "Деловой России" 5+5", содержащей пять основных направлений деятельности и пять первоочередных блоков мер.

1. Построение эффективной социальной рыночной модели. Основы идеологии модели социального капитализма заложил еще в 1930-е годы президент США Ф. Рузвельт. Другим ее видным сторонником был канцлер ФРГ Л. Эрхард, который стал идейным вдохновителем разработки национальной программы "Благосостояние для всех", послужившей важнейшим инструментом возрождения Германии после войны.

Эффективность социальной рыночной модели базируется на трех составляющих:

- массовом конкурентном рынке, бизнесе, который принимает на себя большую часть социальной нагрузки в обществе; создавая рабочие места, он обеспечивает материальное благосостояние работников; выплачивая налоги, он наполняет через бюджет государственную социальную систему, цель которой - обеспечить достойный уровень жизни для тех, кто не в состоянии это сделать сам;

- социальных институтах, в число которых входят системы государственно-частного пенсионного обеспечения, общего и профессионального образования, социального и медицинского страхования, независимые профсоюзы и др.;

- институте благотворительности.

Хотя в России немало сделано для формирования основ социальной рыночной экономики, но вместе с тем большую часть рабочих мест в стране по-прежнему создают государство и сверхкрупный бизнес; рыночные институты еще недостаточно развиты, нередки случаи бюрократического произвола и необъективного правоприменения; благотворительная деятельность не стимулируется государством, а часто, наоборот, осуществляется под давлением со стороны органов власти всех уровней.

Развитие рыночной социальной системы является сложной стратегической задачей, но первоочередными мерами на пути ее реализации могли бы стать:

- в первую очередь дальнейшая реализация и совершенствование национальных проектов, постепенная реструктуризация их отдельных направлений в форму государственно-частных фондов целевого капитала под управлением независимого Общественного совета и профессиональной управляющей компании;

- разработка и принятие мер по развитию начального и среднего профессионально-технического образования, включая разрешение вычета из налогооблагаемой базы налога на прибыль 50% стоимости затрат компаний (но не более 10% от прибыли до уплаты налогов) на обучение специалистов в лицензированных учебных заведениях;

- возвращение от налоговой (за счет ЕСН) к страховым формам пополнения Пенсионного фонда и фондов социального страхования, одновременное введение государственных пособий по возрасту и полной или частичной нетрудоспособности для обеспечения за счет бюджета достойных условий жизни для неработающего населения;

стр. 40

- изменение порядка размещения активов государственного Пенсионного фонда: расширение списка ценных бумаг и разрешение вкладывать активы ПФР в ценные бумаги ГФИР и акции российских компаний, котирующихся на фондовом рынке, а также формирование Наблюдательного совета ПФР с участием представителей общественных организаций, проведение тендера с целью выбора управляющей компании для управления активами ПФР;

- увеличение ресурсной базы и повышение финансовой устойчивости негосударственных пенсионных фондов, развитие альтернативных механизмов пенсионных накоплений, в том числе с использованием корпоративных схем;

- постепенное, например, начиная с граждан, родившихся позже 1970 г., повышение пенсионного возраста;

- завершение монетизации льгот, в том числе и в рамках Федеральной программы дополнительного лекарственного обеспечения льготных категорий граждан (ДЛО);

- постепенное доведение минимальной зарплаты до уровня прожиточного минимума, полная передача права устанавливать минимальный размер заработных плат в регионах трехсторонним комиссиям (государство - профсоюзы - работодатели);

- справедливое, эффективное и неинфляционное использование сверхдоходов от природной ренты в интересах всех граждан и национальной экономики, включая доходы от размещения средств Фонда национального благосостояния;

налоговое поощрение благотворительной деятельности, принятие закона "О благотворительности".

2. Развитие массового конкурентного рынка. Основными источниками налогов, инвестиций и экономического роста в российской экономике остаются два десятка крупных компаний, хотя по законам рынка экономика должна развиваться на базе частной предпринимательской инициативы миллионов людей, в условиях конкуренции сотен тысяч малых, средних и крупных компаний. Это во многом определяет потенциал роста экономики, возможности решения социальных проблем и развития гражданского общества, а также будущую стабильность демократии и гарантии суверенитета страны.

Сложность поставленной задачи обусловлена тем, что, учитывая массовый характер субъектов такой политики, к ним невозможно применить выборочный подход, как в случае сверхкрупных компаний. Здесь требуется комплексная система мер общеэкономического характера. Прежде всего необходимо устранить барьеры, стоящие на пути развития бизнеса в России.

1) Создание благоприятных условий для ведения бизнеса посредством осуществления демонополизации экономики, обеспечения свободы конкуренции, защиты прав собственности, становления справедливой судебной системы и реализации следующих первоочередных мер:

- снижение налоговой нагрузки до уровня 30 - 35% (по расчетам ФГУП ГНИЙ развития налоговой системы ФНС России, эффект от этого не только не уменьшит поступления налогов, но и за счет роста налогооблагаемой базы и вывода зарплат "из тени" доходы федерального

стр. 41

бюджета увеличатся в общей сложности не менее чем на 20%), в первую очередь за счет перехода от зачетного к прямому способу начисления НДС по фактической добавленной стоимости, созданной компанией, снижения ставки этого налога с 18 до 12%, а также посредством снижения ставки единого социального налога с 26 до 12% с одновременной отменой регрессивной шкалы по его уплате - льготы для богатых; снижение на 50% налога на прибыль, реинвестированную в развитие производства, в том числе в покупку иностранных технологий;

- значительное упрощение и модернизация системы налогового администрирования: переход от ежеквартальной к ежегодной системе бухгалтерской отчетности; отмена налогового учета и кардинальное упрощение налоговой отчетности; осуществление всех проверок более одной, включая встречные и камеральные, только по решению суда. Переход в течение трех лет на новую систему бухгалтерской отчетности, соответствующую международным стандартам.

2) Снижение административной нагрузки на бизнес со стороны как налоговых, так и других административных органов. В качестве первого шага предлагается ввести систему обязательного заявительного учета в прокуратуре РФ всех проверок коммерческих и некоммерческих организаций, а также физических лиц любыми, кроме правоохранительных, государственными органами; предоставление права отказа от проведения проверки при отсутствии такой регистрации.

3) Помощь бизнесу в обеспечении доступными инвестиционными ресурсами и оборотным капиталом через реализацию следующих первоочередных мер:

- придание Центральному банку в законодательном порядке функции финансового содействия экономическому росту; стимулирование кредитной активности банков посредством максимального развития системы рефинансирования; установление в качестве временной меры ставки рефинансирования Центрального банка на уровне ниже инфляции; признание объема выданных им кредитов в системе рефинансирования одним из главных показателей работы ЦБ; значительное упрощение требований к банкам - получателям кредитов в системе рефинансирования; расширение списка активов, принимаемых в качестве обеспечения по кредитам;

- создание пулов взаимного гарантирования, когда Центральный банк принимает на себя обязательства предоставлять любому из их участников кредит под залог активов из сформированного пулом списка, причем его участники берут на себя консолидированное обязательство обратной покупки залога у ЦБ в случае непогашения кредита участником-заемщиком;

дальнейшее развитие системы ГФИР: Банка развития, федерального и региональных инвестиционных фондов, региональных гарантийных агентств, Российской венчурной компании и др.; создание агентства по предоставлению государственных гарантий на часть стоимости оборудования, закупаемого российскими потребителями и лизинговыми компаниями;

- стимулирование развития фондового рынка посредством отмены налога на дивиденды на акции, купленные в ходе первичного

стр. 42

размещения; расширение присутствия на фондовом рынке институциональных инвесторов (пенсионных фондов, страховых компаний); развитие инфраструктуры фондового рынка: создание центрального депозитария, консолидация профессиональных участников рынка; упорядочение системы регулирования фондового рынка на основе координации деятельности Банка России, ФСФР, ФССН, а также делегирования части надзорных функций авторитетной саморегулируемой организации; принятие законов "Об инсайдерской информации", "О секьюритизации активов", "О холдингах";

- внесение поправок в Налоговый кодекс РФ, частично освобождающих от налогообложения доходы, направляемые в негосударственные пенсионные фонды (с целью ускоренного развития НПФ как важнейших источников "длинных денег" в экономике).

4) Защита национального производителя путем реализации новой таможенно-тарифной политики:

- упрощение системы импортных таможенных пошлин: введение пяти групп товаров с единой ставкой таможенного обложения внутри каждой группы, при этом пошлины должны возрастать по мере движения по технологической цепочке (первые две группы - беспошлинно): 1) сырье, лицензии, информационные товары и услуги; 2) инвестиционные товары (оборудование, средства производства); 3) продовольствие и промежуточное сырье; 4) потребительские товары; 5) предметы роскоши и подакцизные товары;

- с целью стимулирования переработки сырья установление экспортных пошлин на сырьевые товары и товары первого уровня переработки (круглый лес, металлы, основные виды минеральных удобрений) с использованием механизма, действующего для нефти и нефтепродуктов.

3. Инновационно-промышленная политика. Она является составной частью государственной экономической политики и направлена на стимулирование развития отраслей, регионов и проектов, которые могут оказать кумулятивное воздействие на другие секторы экономики и обеспечить рост предложения отечественных товаров и услуг, диверсификацию экономики и быструю модернизацию основных фондов, решение социальных проблем. Таким образом, эта политика способствует капитализации сравнительных конкурентных преимуществ российской экономики.

Для придания инновационно-промышленной политике системного характера нужно прежде всего определить ее основные направления, в том числе с использованием методологии Форсайт (предвидение). Согласно большинству предварительных оценок, в настоящее время "точки роста" в российской экономике следует в первую очередь выявлять в следующих областях:

- переработка сырья (нефте- и газохимия, глубокая лесопереработка);

- наукоемкие отрасли и военно-промышленный комплекс, включая космическую, авиационную и судостроительную промышленность;

- жилищное строительство и ЖКХ;

- агропромышленный комплекс;

- транзитное сообщение между Европой и Юго-Восточной Азией, которое будет способствовать не только получению дополнительных

стр. 43

доходов, но и ускоренному развитию регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока.

Важно также приступить к реализации конкретных проектов в рамках инновационно-промышленной политики, используя инструменты софинансирования государством инвестиционных проектов через систему ГФИР и механизмы государственно-частного партнерства, предусмотренные Федеральным законом N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", для расширения существующих и формирования новых территориально-производственных комплексов, стимулирования развития региональных и локальных промышленных кластеров. В этих целях необходимо предоставление преференций субъектам промышленной политики, в первую очередь:

- введение поощряющей ставки амортизации до 150% от стоимости приобретаемого оборудования с применением норм ускоренной амортизации;

- полное или частичное освобождение вновь создаваемых предприятий от уплаты отдельных видов налогов (налоговые каникулы и кредиты), установление гарантий от увеличения налогового бремени ("дедушкина оговорка");

- введение дополнительных льгот по налогу на имущество на вновь приобретаемое оборудование.

4. Развитие инфраструктуры. Крупное направление экономической политики государства - развитие инфраструктуры, в том числе коммунальной, которая в течение длительного времени недофинансировалась. Но при реализации соответствующих программ важно учитывать высокие коррупционные риски и неэффективность сложившейся системы управления. Сегодня правительство признает необходимость осуществления масштабных инфраструктурных проектов. При этом главную роль должны играть механизмы государственно-частного партнерства.

5. Модернизация системы управления. Массированные государственные и частные инвестиции, необходимые для реализации новой экономической политики, создают значительные риски коррупции и неэффективного использования средств, поэтому требуется внедрение новых современных некоррупционных методов управления. В мире созданы механизмы, основывающиеся на методологии проектного управления, которые позволяют в значительной степени нейтрализовать коррупционные риски. При наличии соответствующей воли со стороны правительства они могут быть успешно применены и при реализации государственной экономической политики.

Мы предлагаем, не разрушая старую систему, создавать центры нового управления, действующие на принципах нацеленности на конечный результат, некоррупционности, профессионализма и персональной ответственности.

Начать следует с организации системы управления отдельными направлениями национальных проектов и проектами в рамках инновационно-промышленной политики - целевыми проектами. Их реализацию нужно осуществлять в рамках Единого плана действий. Каждый целевой проект должен реализовываться по методологии проектного управления, иметь четко обозначенные цели, план, ориентированный

стр. 44

на ясный результат, который можно выразить в конкретных показателях; установленный набор мер и инструментов, сетевые сквозные графики, порядок финансирования, управленческий центр во главе с проектным управляющим, ответственным за конечный результат.

К организации управления на тендерной основе следует привлекать профессиональные российские и зарубежные управляющие компании. Реализация каждого целевого проекта должна контролироваться государством и обществом, в том числе с использованием возможностей государственно-частного партнерства. В этих целях необходимо создать наблюдательные советы, обладающие правами высшего органа управления и состоящие из авторитетных представителей Федерального собрания РФ, правительства, Общественной палаты, союзов предпринимателей.

Новая система управления целевыми проектами станет центром развития эффективных, некоррупционных методов управления и послужит стимулом к постепенному переходу всей системы управления национальной экономикой на прогрессивные принципы.

Финансирование стратегии модернизации страны. Предлагаемая "Программа 5+5" потребует значительных финансовых и организационных ресурсов: уменьшение доходов бюджетной системы в результате временного снижения налоговых поступлений будет сопровождаться увеличением бюджетных расходов на реализацию социальных программ, государственные инвестиции в рамках проведения инновационно-промышленной политики и развития инфраструктуры, а также программы поддержки ГФИР При этом нельзя допустить нарушения макроэкономической стабильности и дестабилизации бюджетной системы. Финансирование программы может осуществляться за счет следующих источников:

- эффективного бюджетного планирования, прекращения раздувания государственного аппарата, рационализации военных расходов, снижения коррупции при расходовании бюджетных средств, повышения эффективности управления накопленными резервами, включая инвестирование их определенной доли внутри страны;

- выпуска и размещения государственных ценных бумаг как на международном, так и на внутреннем рынке;

- привлечения частных (российских и иностранных) инвестиций, в том числе под гарантии правительства.

* * *

В 2007 - 2008 гг. в России пройдут очередные парламентские и президентские выборы. Тем, кто сегодня готовится принять на себя бремя власти, необходимо понимать, что за положительными экономическими показателями часто кроются проблемы, которые сегодня кажутся малозначимыми, но обязательно проявятся в ходе следующего электорального цикла. Эти проблемы придется решать новому руководству страны. Деловое сословие готово активно участвовать в разработке и реализации новой экономической политики, предлагать государству эффективные решения стоящих перед страной проблем и брать на себя ответственность за результат.

Orphus

© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ИТОГИ-2006-ГОДА-И-БУДУЩЕЕ-ЭКОНОМИКИ-РОССИИ-ПОТЕНЦИАЛ-НЕСЫРЬЕВОГО-СЕКТОРА

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Mikhail LetoshinContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Letoshin

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

ИТОГИ 2006 ГОДА И БУДУЩЕЕ ЭКОНОМИКИ РОССИИ: ПОТЕНЦИАЛ НЕСЫРЬЕВОГО СЕКТОРА // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 18.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ИТОГИ-2006-ГОДА-И-БУДУЩЕЕ-ЭКОНОМИКИ-РОССИИ-ПОТЕНЦИАЛ-НЕСЫРЬЕВОГО-СЕКТОРА (date of access: 19.09.2019).

Found source (search robot):


Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Mikhail Letoshin
Tomsk, Russia
340 views rating
18.09.2015 (1462 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes

Related Articles
Преграды к созданью Единой Теории Поля и путь одоления их. Barriers to the creation of the Unified Field Theory and the path of overcoming them.
Catalog: Философия 
5 hours ago · From Олег Ермаков
ЯНТАРНЫЙ ПУТЬ
Catalog: География 
2 days ago · From Россия Онлайн
ПЕРВАЯ В РОССИИ КНИГА О ФРАНЦУЗСКОЙ БУРЖУАЗНОЙ РЕВОЛЮЦИИ КОНЦА XVIII ВЕКА
2 days ago · From Россия Онлайн
АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ БРУСИЛОВ
2 days ago · From Россия Онлайн
ЕГИПЕТ: ЭВОЛЮЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
2 days ago · From Россия Онлайн
А. Т. БОЛОТОВ - УЧЕНЫЙ, ПИСАТЕЛЬ ЭНЦИКЛОПЕДИСТ
2 days ago · From Россия Онлайн
Несмотря на недолгое существование казино Crystal Casino на онлайн-рынке, сейчас оно является одним из самых развитых и уважаемых онлайн-казино. Это российское онлайн-казино предлагает несколько сотен различных игр, доступных на настольных компьютерах, а также на смартфонах и планшетах.
Catalog: Лайфстайл 
2 days ago · From Россия Онлайн
МОСКОВСКИЕ ОХОТНИКИ ПРЕДПОЧИТАЮТ ЯСТРЕБОВ И СЕТТЕРОВ
Catalog: Лайфстайл 
7 days ago · From Россия Онлайн
НЕНУЖНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ
Catalog: Лайфстайл 
7 days ago · From Россия Онлайн

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
 

Actual publications:

Загрузка...

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
ИТОГИ 2006 ГОДА И БУДУЩЕЕ ЭКОНОМИКИ РОССИИ: ПОТЕНЦИАЛ НЕСЫРЬЕВОГО СЕКТОРА
 

Contacts
Watch out for new publications:

About · News · For Advertisers · Donate $ to Libmonster ($)

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2019, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Germany China India Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Uzbekistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones