Libmonster ID: RU-8300

Л. 1947. 92 стр.

Профессор Ленинградского университета И. П. Ерёмин рассматривает свою книгу как "опыт исследования дошедшего до нас текста древнейшей русской летописи". Задача его исследования - "охарактеризовать политические убеждения летописца, его типично средневековую философию истории и, наконец, обусловленные всем складом его мировоззрения особенности его художественного метода". Автор оговаривает, что его "исследование - не окончательное разрешение проблемы, а только её постановка" (стр. 2). Какие же пути намечает автор для решения указанных проблем?

Прежде всего И. П. Ерёмин предлагает рассматривать "Повесть временных лет" не как сложный исторический памятник, насчитывающий в своём составе пять редакций, установленных А. А. Шахматовым, а как "реальный, т. е. безусловно достоверный текст", "оставляя" при том "в стороне" вопрос о его генеалогии (стр. 9). Видимо, сознавая, что поставить крест на работе, проделанной А. А." Шахматовым и его школой, нелегко, проф. И. П. Ерёмин делает следующую оговорку: "...не отрицая возможности вторичного происхождения отдельных художественных "загадок" летописного повествования в процессе движения текста, думаю, однако, что свести к этому движению всю художественную (?) структуру "Повести", т. е. по существу снять самый вопрос о своеобразии художественного изображения нельзя; вероятно, с этим согласился бы и сам А. А. Шахматов" (стр. 8). Трудно, конечно, угадать, что сказал бы по этому поводу А. А. Шахматов, но для всех, кому, дороги результаты его трудов, ясно, что проф. И. П. Ерёмин не имел оснований писать подобное исследование, не опровергнув предварительно всей концепции А. А. Шахматова, во-первых, и не доказав, что "Повесть временных лет" - памятник литературный, а не исторический, во-вторых. Ибо первое правило анализа древнего источника заключается, как известно, в том, чтобы понять цель написания или тему этого источника и не предъявлять к нему вопросов, на которые он не может ответить.

В самом деле, если принять точку зрения И. П. Ерёмина, то можно с таким же правом рассматривать всю "Лаврентьевскую летопись" или всю "Ипатьевскую летопись" как "реальный" текст, изучить их "художественную структуру" и получить достойные удивления результаты. А именно такие результаты и добыл проф. И. П. Ерёмин в своей книге. Не отказываясь полностью от мысли, что "Повесть временных лет" - памятник историографический, признавая его произведением феодальной эпохи (стр. 29), проф. И. П. Ерёмин при этом полагает, что автор "Повести временных лет" писал, "не мудрствуя лукаво", "правдиво описывал... всё, что знал, что считал необходимым рассказать; стоя в стороне от междукняжеских распрей и осуждая их, он в политической борьбе своего времени... занимал свою независимую позицию"; монах - почему-то "несомненно Печёрского монастыря, самого демократического в Киеве по составу братии, - скорее моралист, чем политик, он написал свою "Повесть" по собственной инициативе, как выразитель общественного мнения, мнения "земли Русской", в той мере, в какой Печерский монастырь в эту эпоху не раз мнение это отражал" (стр. 38).

Даже если вместе с проф. И. П. Ерёминым намеренно забыть, что "Повесть временных лет" - памятник сложный по составу, забыть, что господствующими идеями данного общества являются идеи господствующего класса, то всё же возникает элементарный вопрос: как и почему один автор-моралист, описывая "всё, что знал", составил датированный памятник, охватывающий хронологический промежуток более чем в два с половиной столетия? На этот вопрос ответа в книге проф. И. П. Ерёмина мы не найдём.

Вторая проблема решается проф. И. П. Ерёминым аналогично первой. В основе "философии истории" автора "Повести временных лет" лежала, по мнению И. П. Ерёмина, только христианская вера, все философские отступления его посвящены проблеме происхождения добра и зла. Проф. И. П. Ерёмин пишет: "Интерес летописца именно к этой проблеме понятен: решая вопрос о происхождении добра и зла, он тем самым осмыслял для себя весь ход исторического процесса. Для него, моралиста, эта тенденция - свести к этике всю "философию истории - естественна" (стр. 39). Бесспорно, что христианская религия господствовала в идеологии феодализма, но сводить только к ней всю идеологию феодального (на деле - княжеского) летописца было бы глубоким заблуждением.

Продолжая свой чрезвычайно формальный анализ, проф. И. П. Ерёмин касается последней из изучаемых проблем - существа "художественного метода" автора "Повести временных лет". Отказавшись от мысли изучать "Повесть" по её слоям и редакциям, т. е. изучать её научно, проф. И. П. Ерёмин высказывает мнение, что неведомый автор "Повести" "как правило... обычно просто регистрировал события факт за фактом, иногда сопровождая их регистрацию своей морально-политической оценкой" (стр. 51). Причём летописец, по мнению автора, на всём протяжении "Повести" дал в основном обширный ряд фактов, "выпавших из своего реального, конкретного в каждом отдельном случае, причинно-следственного контекста"; летописец оценивал каждый факт особо, вне связи с другими; "перед нами, - рассуждает проф. И. П. Ерёмин, - одно из характерных проявлений его, летописца, допрагматического исторического мышления" (стр. 52). Поэтому "основной категорией", в аспекте которой летописец "мог и должен был рассматривать эти события, стало время" (там же). Только оно "соединило эти разрозненные звенья в единую цепь" (там же). - В конечном итоге, по мнению проф.

стр. 105

И. П. Ерёмина, "прошлое в изображении летописца предстало перед читателем как простой ряд единичных фактов; монотонно отсчитываемых его погодным хронометром" (стр. 56). Каждый факт, каждый фрагмент для летописца - не только "единица повествования", но "одновременно и единица морально-политической оценки, которой он сопровождал своё изложение того или иного исторического события" (стр. 57), причём единица, совершенно не связанная со следующей за ней единицей, со следующим фрагментом; отсюда - глубокая противоречивость летописного текста, "которая теперь нам кажется в нём едва ли не самой "экзотичной" (там же). Из всего изложенного делается вывод, что "нет оснований усматривать в этом распаде повествования на ряд фрагментов след порч и первоначального сквозного текста: фрагментарность летописного повествования - его природа, оборотная сторона его, летописца, исторического мышления" (стр. 56).

Такая "оценка" выдающегося памятника русской истории вытекает из ненаучной методологии автора. Книга проф. И. П. Ерёмина является неудачной попыткой ревизии именно тех результатов, достигнутых А. А. Шахматовым и его школой в области изучения русской средневековой историографии, которые признаны нашей советской наукой.


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/История-СССР-И-П-ЕРЕМИН-ПОВЕСТЬ-ВРЕМЕННЫХ-ЛЕТ-ПРОБЛЕМЫ-ЕЁ-ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНОГО-ИЗУЧЕНИЯ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Julia GaponContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Gapon

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

В. ПАШУТО, История СССР. И. П. ЕРЕМИН. ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ. (ПРОБЛЕМЫ ЕЁ ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНОГО ИЗУЧЕНИЯ) // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 01.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/История-СССР-И-П-ЕРЕМИН-ПОВЕСТЬ-ВРЕМЕННЫХ-ЛЕТ-ПРОБЛЕМЫ-ЕЁ-ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНОГО-ИЗУЧЕНИЯ (date of access: 27.09.2021).

Found source (search robot):


Publication author(s) - В. ПАШУТО:

В. ПАШУТО → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex


Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Julia Gapon
Pskov, Russia
3034 views rating
01.09.2015 (2219 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
CLASSICAL TRADITION IN THE ART OF THE MEROVINGIAN EPOCH
4 hours ago · From Россия Онлайн
SECRETS OF ZLATOUST METAL
4 hours ago · From Россия Онлайн
Американский исследователь Джек Стек, которого журнал Inc. назвал самым умным стратегом Америки, а журнал Fortune – одним из десяти величайших умов в малом бизнесе, "заявляет, я абсолютно уверен, что если в американском бизнесе не произойдет революция, мы причиним огромный, долговременный вред всему нашему жизненному укладу. Но эта революция должна происходить в сознании каждого отдельного человека". Мы думаем, что в этой цитате Джек говорит о перерождении капитализма в социализм, где работники предприятий создают систему открытого управления предприятиеми, где нет эксплуатации и коррупции.
"HONOR OF RUSSIAN PEOPLE REQUIRES ITS TALENT AND PUNGENCY TO BE SHOWN IN SCIENCES..."
4 days ago · From Россия Онлайн
HE SAW THROUGH AGES
4 days ago · From Россия Онлайн
DACHA OF RUSSIAN INTELLIGENTSIA
4 days ago · From Россия Онлайн
URAL KNOW-HOW FOR OUTER SPACE
4 days ago · From Россия Онлайн
Чтобы выделить энергию при распаде ядра, её надо накопить при синтезе. При любом распаде структурная масса частицы дочернего ядра увеличивается. Это заложено в основе расширения Вселенной. При любом распаде структурная масса частиц распада увеличивается. Уменьшается структурная энергия частицы, которая является энергией расширения Вселенной. Это следует из закона сохранения полной энергии частицы при любых процессах расширения Вселенной.
Catalog: Физика 
5 days ago · From Владимир Груздов
A DIAMOND IN THE CRYSTAL EMPIRE
Catalog: История 
5 days ago · From Россия Онлайн
RUSSIAN DEMAND FOR SWISS OUALITY
Catalog: Экономика 
5 days ago · From Россия Онлайн

Actual publications:

Latest ARTICLES:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
История СССР. И. П. ЕРЕМИН. ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ. (ПРОБЛЕМЫ ЕЁ ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНОГО ИЗУЧЕНИЯ)
 

Contacts
Watch out for new publications: News only: Chat for Authors:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2021, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones