Libmonster ID: RU-8117

г. Пятигорск, средняя школа N 3

Закрепление в памяти учащихся изучаемого, материала является одной из составных частей урока, своего рода контролем, дающим возможность преподавателю установить, насколько учащиеся усвоили изложенный материал. При этом преподаватель контролирует не только учащихся, то и самого себя, так как по ответам учащихся он проверяет, достаточно ли понятно и содержательно он осветит изучаемые события.

Повторение пройденного имеет тем большее значение, что 5 - 10-е классы не имеют еще стабильных учебников по истории. Вот почему необходимо этой работе уделить достаточно времени и проводить ее систематически, после каждой беседы или изложения материала, даже в том случае, если одна тема растягивается на два - три урока (по таким, например, темам, как "Греко-персидские войны" или "Крестовые походы", необходимо повторять тему по частям, не откладывая этого до времени окончания темы).

Система и метод повторения урюка должны быть заранее продуманы преподавателем. Обычно в своем конкретном плане большинство преподавателей помечает: "закрепление пройденной темы - 7 - 10 минут" - и этим ограничивается. В результате отсутствия четко разработанного плана повторения вопросы ставятся невпопад, отвечают, как правило, отличники, а остальные ученики совершенно не участвуют в повторении.

Установить какой-нибудь определенный метод или шаблон для проведения части урока, посвященной закреплению в памяти учащихся исторического материала, трудно, так как каждая изучаемая тема имеет свою специфику и соответственно этому меняется методика повторения. Кроме того необходимо учитывать также подготовленность класса в целом, возрастные особенности учеников и их индивидуальные качества.

Опыт работы с учащимися показывает, что на закрепление материала нужно отводить от 10 до 15 минут, в зависимости от трудности темы и обилия материала. Целесообразно вызывать отстающих учеников или занимающихся посредственно, чтобы они, отвечая на четкие, конкретные вопросы, лучше усваивали пройденное.

Очень полезно при повторении проводить исторические параллели, делать обобщающие выводы. Например после рассказа в 6-м классе о вооружении древних римлян и о тогдашних способах ведения войны надо при повторении поставить вопрос так, чтобы учащиеся провели сравнение между военной техникой древних римлян и современной военной техникой. Такого же характера вопросы могут быть поставлены в 7-м классе по теме "Католическая церковь в XII - XIII веках"; в порядке повторения можно предложить учащимся целую серию вопросов, отражающих деятельность католического духовенства в Италии и Испании в настоящее время, и таким образом помочь учащимся вскрыть классовую сущность христианской религии на данном этапе.

Учителю никогда не следует заниматься во время повторения пересказыванием того, что он уже говорил: это не дает никаких результатов, в тому же скучно и неинтересно для учащихся. Вопросы следует подбирать так, чтобы они углубляли изучаемый материал и заставляли учеников активно участвовать в разборе поставленных вопросов.

Очень большое место в курсе истории и при повторении занимают характеристики исторических личностей. Оценивая роль той или иной личности в истории, преподаватель должен в своем рассказе дать общую характеристику рассматриваемой личности, а последующий, более подробный разбор предоставить самим учащимся во время повторения. При этом очень полезно использовать исторические документы и высказывания классиков марксизма-ленинизма. При повторении темы "Спартак" в 6 классе нами предварительно была зачитана коротенькая выдержка из письма К. Маркса к Ф. Энгельсу, в которой говорится: "Спартак является самым лучшим человеком всей древней истории.

стр. 109

Крупный полководец (не Гарибальди), благородный характер, исшитый представитель древнего пролетариата".

Попутно с этим был прочитан отрывок из произведения одного из древних историков - Синезия, который пишет: "Некогда в Галлии Ерике и Спартак, люди из низких гладиаторов, предназначенных быть на арене цирка очистительными жертвами за народ римский, убежали и, вооружившись для ниспровержения существующих порядков, открыли войну рабов, самую ужасную из всех, какие только выдерживали римляне".

Эти два отрывка, различные по своему классовому содержанию, дали учащимся материал для характеристики личности Спартака. Они правильно пришли к выводу, что римские историки, хотя и ненавидели Спартака, обзывая его "низким гладиатором" и "разбойником", не могли все же скрыть своего удивления перед полководческим искусством и грозной силой Спартака.

Такой обобщающий разбор документов во время закрепления пройденного материала помогает как следует понять роль и место Спартака в изучаемых событиях. В результате этой работы на вопрос "Почему Маркс, Ленин и Сталин высоко ценили Спартака?" даже отстающие ученики дают приблизительно такой ответ: "Мы любим Спартака потому, что он хотел освободить угнетенных рабов и вел жестокую войну с угнетателями".

Очень трудным дедом обычно является для учащихся запоминание истерических дат. Нам кажемся целесообразным: во время рассказа не просто называть требуемые даты, а, заготовив небольшие кружочки из плотной бумаги с соответствующими теме датами, прикалывать эти кружочки к карте.

После того как преподаватель закончил свой рассказ и перешел к повторению, он должен снять с карты все расставленные ярлычки и предложить вызванному ученику поставить их на прежние места. Даты, не связанные с показом на карте, например годы царствований или рождения и смерти великих людей, выписываются на классной даже в процессе рассказа, а во время повторения учащимся предлагается все даты записать в тетради.

Большую роль при закреплении пройденного материала, играют и наглядные пособия: схемы, таблицы и диаграммы, использованные преподавателем во время рассказа. При повторении пройденного как раз легко проверить, насколько та или иная схема или диаграмма понятна учащимся, какое она произвела на них впечатление. Вызывая учащихся, преподаватель предлагает им по схеме или карте показать тот или иной об'ект и дать соответствующее раз'яснение. Например рассказать, с какой целью Спартак предпринял поход на север, в Галлию, а потом вернулся и пытался перебраться в Сицилию; или на уроке истории СССР, разбирая реформы Петра I, полезно заставить учащихся в порядке повторения мотивировать замену 50 приказов двенадцатью коллегиями и раз'яснить значение каждой из них в отдельности.

Красочный, содержательный рассказ преподавателя с максимальным использованием наглядных пособий на уроках истории и последующее внимательное закрепление в памяти учащихся изучаемого материала с использованием всех средств, заставляющих активно работать учащихся, являются залогом высокой успеваемости учащихся.


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/История-в-школе-ЗАКРЕПЛЕНИЕ-ЗНАНИЙ-УЧАЩИХСЯ-НА-УРОКАХ-ИСТОРИИ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Анастасия КольцоContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Kolco

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

П. СТАРОВОЙТОВ, История в школе. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 29.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/История-в-школе-ЗАКРЕПЛЕНИЕ-ЗНАНИЙ-УЧАЩИХСЯ-НА-УРОКАХ-ИСТОРИИ (date of access: 04.08.2021).

Found source (search robot):


Publication author(s) - П. СТАРОВОЙТОВ:

П. СТАРОВОЙТОВ → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Анастасия Кольцо
Saint-Petersburg, Russia
2534 views rating
29.08.2015 (2167 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
Творцы Сфинкса и Пирамид, его свиты — Атланты, Луны древний люд.
Catalog: Философия 
14 hours ago · From Олег Ермаков
КРУГЛЫЙ СТОЛ" НА ИСТОРИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ МГУ
Catalog: История 
2 days ago · From Россия Онлайн
Р. В. Долгилевич. СОВЕТСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ И ЗАПАДНЫЙ БЕРЛИН (1963-1964 гг.)
Catalog: Право 
2 days ago · From Россия Онлайн
Анонс Изучение новой теории электричества, пожалуй, нужно начинать с анекдота, который актуален до сих пор. Профессор задаёт вопрос студенту: что такое электрический ток. Студент, я знал, но забыл. Профессор, какая потеря для человечества, никто не знает что такое электрический ток, один человек знал, и тот забыл. А ларчик просто открывался. Загадка электрического тока разгадывается, во-первых, тем что, свободные электроны проводника не способны
Catalog: Физика 
Как нам без всякой мистики побеседовать с человеческой душой и узнать у нее тайны Мира.
Catalog: Философия 
6 days ago · From Олег Ермаков
АВГУСТ ФОН КОЦЕБУ: ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО УБИЙСТВА
6 days ago · From Россия Онлайн
ОТТО-МАГНУС ШТАКЕЛЬБЕРГ - ДИПЛОМАТ ЕКАТЕРИНИНСКОЙ ЭПОХИ
Catalog: Право 
6 days ago · From Россия Онлайн
ПРОТИВОБОРСТВО СТРАТЕГИЙ: КРАСНАЯ АРМИЯ И ВЕРМАХТ В 1942 году
6 days ago · From Россия Онлайн
ИСТОРИЯ ДВУСТОРОННИХ ОТНОШЕНИИ РОССИИ И БОЛГАРИИ В XVIII-XXI веках
Catalog: История 
6 days ago · From Россия Онлайн
Г. С. Остапенко, А. Ю. Прокопов. НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ XX - начала XXI века.
Catalog: История 
7 days ago · From Россия Онлайн

Actual publications:

Latest ARTICLES:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
История в школе. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
 

Contacts
Watch out for new publications: News only: Chat for Authors:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2021, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones