Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: RU-8162

Share with friends in SM

(СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ ОПЫТА ШКОЛ ГОРЬКОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

Прочное и длительное закрепление исторических знаний не может быть достигнуто одним слушанием в классе рассказа учителя: оно требует работы учащихся над записанным материалом.

Основные вопросы, связанные с записями учащихся на уроках истории, сводятся к следующим:

Содержание записей, об'ем их и форма.

Приемы проведения записей по отдельным классам неполной средней школы (НСШ) и средней школы (СШ).

Проверка записей учащихся преподавателем.

Использование записей учащихся в дальнейшей классной и домашней работе.

В неполной средней школе большая часть урока обычно отводится рассказу нового материала и проверке знаний учащихся по пройденному материалу. Запись же часто не укладывается в 45 минут и переносится на следующий урок. Это нарушает цельность урока и ведет обычно к отставанию по программе.

В средней школе, в 9-м и 10-м классах, а часто и в 8-м классе, учащиеся ведут сплошную запись во время рассказа преподавателя. У некоторых же учителей получается даже, не рассказ, а своеобразный диктант по истории.

Приведем пример записей на уроках истории.

В 5-м классе балахнинской средней школы N 6 при изучении материала по теме "Конец самостоятельности Египта" (см. "Программный материал по истории древнего мира и средних веков" для 6 - 7-х классов НСШ и СШ, стр. 5) преподаватель после рассказа записал на доске, а учащиеся списали в свои тетради следующую запись, которая приводится буквально:

"Урок N 9.

Конец самостоятельности Египта

Непрерывные войны истощили Египет и привели к обнищанию трудовой массы и к усилению ненависти к угнетателям.

стр. 127

Египет был не в состояния отбивать нападения внешних врагов и начинал терять свои внешние владения: Сирию, Палестину и Нубию.

Потеря азиатских владений приводит к еще большей эксплуатации рабов и бедноты. Около 1210 года до н. э. начинается гражданская война. Бедняки и рабы восстали против вельмож и военной знати.

Восстание охватило большую часть долины Нила и грозило гибелью рабовладельческой знати. С большим трудом в 1200 году до н. э. удалось знати подавить восстание.

Египет, ослабленный внутренней борьбой, распадается на северный и южный и теряет свое могущество.

В X веке до н. э. Египет захватывают ливийцы, затем нубийцы, а в VII веке - ассирийцы.

С 654 до 610 года до н. э. Египтом правит Псаметих - царь Саиса (одной из областей Египта).

Псаметих при помощи наемных войск из греков изгнал ассирийцев и сделал город Саис столицей Египта. В период царствования Псаметиха и его преемника Нехо оживляется торговля с Финикией, Грецией и Малой Азией, организуется прорытие канала между Красным и Средиземным морями.

В 524 году до н. э. Египет был завоеван персами и окончательно потерял свою самостоятельность.

Причины падения самостоятельности Египта:

1. Ухудшение положения трудовых масс и в связи с этим обострение классовой борьбы.

2. Внутреннее ослабление Египта, усиленное потерей внешних владений".

В записи дано 6 дат. Напомним, что в тексте "Программного материала" для урока приводятся 2 даты, те же 2 даты приводятся и в "Хронологической таблице".

В 6-й балахнинской школе каждый преподаватель составляет запись для урока. Затем на заседании школьной предметной исторической комиссии учителя совместно обсуждают запись, составленную каждым из них, вносят необходимые поправки и дополнения и составляют на основе сделанных замечаний новую, окончательную запись. Этой предварительной коллективной работой учителя добиваются, во-первых, того, что учащиеся получают доброкачественный учебный материал; во-вторых, достигается однородность знаний всех пятых классов одной школы, что позволяет давать правильную однотипную оценку знаний учащихся; и, в-третьих, это заставляет всех учителей серьезно работать самостоятельно над научным усвоением исторического материала, прежде чем давать его ученикам.

Метод работы учителей 6-й балахнинской школы позволяет избежать перегруженности хронологическими датами, неправильности в транскрипции собственных имен, названий и др.

Поэтому описанный выше метод работы учителей балахнинской школы можно рекомендовать и другим школам.

В 5-м классе муромской средней школы N 16 на уроке по теме "Финикия" (18-й урок) преподаватель после довольно подробного и яркого рассказа диктует учащимся следующую запись:

"Финикия

Финикия - страна гористая. Горами она была как бы прижата к морю. Главное занятие населения в древности - рыбная ловля, разведение масличного дерева и винограда. Главными городами были Сидон и Тир. Каждый был самостоятельным государством. В них были цари и советы купцов. Жили в них рабовладельцы, рабы и свободное население. Рабам жилось тяжело, особенно гребцам. В Финикии была сильно развита торговля. Финикийцы вели торговлю с Месопотамией, Вавилоном, Египтом и Британией. Ввозили хлеб, металлы, вывозили ремесленные изделия, пурпуровую краску, рабов, кедровый лес. В VIII веке до н. э. в Тире восстали рабы. Религия состояла в поклонении небесным светилам (Молох)".

Запись не была приготовлена преподавателем заранее, она создавалась в процессе диктовки и на доске не записывалась. Отсюда ряд недостатков в ее содержании. Просмотр тетрадей учащихся обнаружил наличие ошибок (главным образом орфографических). В записи приведена одна дата из двух, указанных в программном материале. Ничего почти не сказало в записи о культуре финикиян, об изобретении ими алфавита. Это является, несомненно, упущением.

Тов. Ипполитова (горьковская НСШ N 12) и тов. Вагина (горьковская СШ N 1) ведут рабочие записи, в основу которых кладется развернутый план урока.

Вот пример таких записей на уроках тов. Ипполитовой:

"Образование римского государства

1-й урок.

Возникновение Рима в период, царей (753 - 510 годы до н. э.)

План

1. Природа и население древней Италии. Галлы, этруски, италики (умбры, самниты), латины и греки.

стр. 128

2. Возникновение Рима (753 год до н. э.). Легенда. Действительные причины возникновения Рима.

3. Родовой строй в Риме.

4. Реформы царя Сервия Туллия (578 год до н. э.).

I

разряд

80

центурий

II

"

20

"

III

"

20

"

IV

"

20

"

V

"

30

"

Ремесленники и бедняки.

Таким образом, в римской общине управление принадлежало патрициям и богатым плебеям".

Вот аналогичного характера, но более подробные записи учащихся 7-го класса горьковской средней школы N 1 у тов. Вагиной:

"Римская культура.

I. Архитектура. Арки, своды, водопроводы, дороги и мосты. Термы (бани).

II. Скульптура: статуи императоров и других деятелей, барельефы.

III. Философия. Стоики (долг и воля) и эпикурейцы (наслаждение).

IV. Историки.

1) Юлии Цезарь "Записки о Галльской войне".

2) Иосиф Флавий.

3) Тит Ливий (при Августе). I в. до н. э.

4) Тацит (при Траяне).

V. Литература. "Золотой век". Меценат - богач, покровитель художников и поэтов.

1. Поэт Вергилий. Сын крестьянина, получил прекрасное образование. Он идеализирует деревенскую жизнь. "Буколики", "Энеида", Подражание "Илиаде" и "Одиссее" Гомера. Влияние Греции. Описываются приключения Энея по пути из Трои в Италию.

2. Поэт Гораций. Писал оды, хвалебные гимны в честь Августа.

3. Овидий. Писал рассказы в стихах о богах и героях под названием "Метаморфозы". Август сослал его на берег Черного моря. Он жил среди варваров и очень страдал.

4. Комедии. Плавт и Теренций. Римляне любили больше цирк, чем театр, и больше комедии, чем драмы.

VI. Римское законодательство. Римское право стояло очень высоко.

VII. Классовый характер римской культуры - культуры на службе рабовладельческого общества".

В одной из горьковских средних школ преподавательница 7-го класса в начале года проводила краткую запись содержания нового материала, (учащиеся списывали его с доски), а затем перешла к диктовке сжатой записи; во 2-м полугодии учащиеся уже стали сами кратко записывать ее рассказ. Преподавательница считает, что запись большинством учащихся ведется неплохо (лишь 3 - 5 человек до конца года не научились записывать, для них она сама составляет сжатую запись, и ребята списывают ее во внеурочное время).

Однако ведение самостоятельных записей учащимися 7-го класса надо признать неправильным. Выигрыш во времени, несомненно, идет за счет качества исторических восприятий и их полноты. Просмотр тетрадей даже лучших учащихся 7-го класса с несомненностью убеждает в том, что они крайне плохо записывают рассказ учителя и ведение самостоятельной записи для них еще преждевременно.

Иначе обстоят дело в 9-м и 10-м классах средней школы. Здесь ученики уже подготавливаются к будущим занятиям в вузах, где от них потребуется запись лекций, уменье быстро схватывать мысль, четко ее формулировать и фиксировать. Учащиеся, выпущенные средней школой в вузы, до сих пор жаловались на то, что средняя школа не дала им уменья работать с книгой и записывать лекции.

Таким образом, перед преподавателями 10-х классов, отчасти и 9-х, стоит серьезная задача - научить учащихся записывать в классе со слов преподавателя. Отсюда требование введения в практику работы самостоятельной записи учащихся.

Каковы педагогические и методические требования к такого рода работе с учащимися? Разработанной методики по этому вопросу мы не имеем, потому надо обобщить практику лучших преподавателей.

Практика показывает, что учащиеся стремятся записать рассказ учителя возможно более подробно. Таким образом, они обычно не конспектируют, а записывают

стр. 129

весь рассказ. Трудность правильного ведения записи состоит в том, что часто и опытный слушатель не знает, что записывать, так как не знает, что в рассказе является главным и что второстепенным. Поэтому учителя при рассказе должны соблюдать следующие условия, которые облегчат запись учащихся.

В рассказе должен быть четкий план с видимым разграничением частей. План надо сообщить учащимся перед рассказом. Это займет 3 - 5 минут, но даст большие преимущества при записи. Строго по этому плану и должен вестись рассказ, при этом в процессе рассказа надо отделять одну его часть от другой, чтобы учащиеся видели, что выполнена какая-то часть плана и что преподаватель переходит к следующему разделу. Деление рассказа по плану поможет правильному его восприятию и облегчит его записывание.

Рассказ должен вестись медленно, причем учитель наблюдает за тем, как учащиеся записывают, поспевают ли они. Все трудные слова, названия, даты об'ясняются и записываются на доске.

По об'ему запись обычно занимает страницу или полторы ученической тетради. Такой об'ем в основном приемлем, однако почти во всех записях встречаются те или иные недочеты.

Наиболее крупными, типичными дефектами записей являются те, которые вытекают из несоблюдения учителем программных требований. Это прежде всего перегрузка записей материалом сверх программы, перегрузка хронологическими датами.

Недостатком записей является также то, что в них обычно нет обобщений. Часто встречаются неверные об'яснения исторических событий, а иногда и прямая историческая безграмотность.

По своей форме записи довольно разнообразны. Основные виды:

Запись в форме простого (краткого) плана.

Запись в форме сжатого связного рассказа.

Запись, состоящая из краткого плана со сжатым связным рассказом по этому плану как ответ на вопросы плана.

Запись с разделением на части, каждая из которых имеет заголовок (органическое соединение плана и рассказа).

Запись ввиде развернутого плана.

Запись, в которой комбинируется развернутый план с элементами связного рассказа (иногда с введением схем, диаграмм, рисунков, цитат).

Какой из этих форм следует отдать, с точки зрения методики, предпочтение?

Педагогические и методические соображения говорят, по нашему мнению, о преимуществе записей двух последних типов, в особенности самого последнего (по этому образцу ведется запись преподавательницей истории в горьковской средней школе N 1 тов. Вагиной).

Основные преимущества такой формы записи состоят в ее максимальной сжатости и гибкости (имеется возможность дать точные формулы, определения, связные описания, характеристики, выводы) и в том, что она требует большей активности учащихся.

Различные приемы проведения записей в основном сводятся к следующим:

Запись учителем на доске и списывание учащимися текста с доски.

Диктовка записи учителем.

Сплошная самостоятельная запись учащимися рассказа учителя.

Главные методические требования к первой форме записи (списывания с доски) можно свести к следующим правилам:

Запись готовится преподавателем дома; на доску он переписывает уже заранее заготовленный текст.

Запись пишется четко.

Запись обязательно прочитывается или в процессе написания или после (лучше и то и другое). Это очень важно, так как приучает учащихся к правильному произношению исторических названий, имен, терминов.

Важнейшие места, требующие внимания (например даты), подчеркиваются.

Из возможных вариаций применения указанных выше примеров наиболее правильным является следующее распределение этих приемов в их применении по классам:

а) в 5 - 6-х классах - списывание с доски;

б) в 7 - 8-х классах - диктовка записи, составленной учителем;

в) в 9 - 10-х классах - запись конспекта рассказа учителя.

Переход от одного приема к другому должен быть постепенным: например в 7-м классе возможно чередование записей с доски наиболее трудных уроков и записей под диктовку с постепенным преобладанием последних.

В 9-х классах можно применять запись под диктовку трудных уроков с переходом к записям сплошным, сначала коротким, затем более длинным.

Во всех случаях обязательно применение ряда мер, помогающих учащимся избежать ошибок в записях, обязательна запись на доске новых имен и названий, трудных и новых слов, хронологических дат.

Постепенность перехода от более простого приема к более сложному может заключаться и в том, что для одних учащихся

стр. 130

проводится самостоятельная запись, а другими временно практикуется списывание с текста, данного преподавателем, как это делается в 7-м классе горьковской средней школы "N 18.

* * *

Вопрос об использовании записей учащихся в домашней и классной работе, к сожалению, мало изучается. В тех случаях, когда запись проводилась ввиде сжатого связного рассказа, учащиеся сравнительно легко запоминают ее и поредают в ответе слово в слово. Но если задать вопрос по материалу, находящемуся в средине записи или в ее конце, учащиеся теряются и затрудняются ответить.

Поэтому целесообразнее давать запись, расчлененную по определенному плану.

Вот пример правильного использования записей.

В муромской средней школе преподаватель истории тов. Рассадкин в рассказе о Финикии дает красочное описание далеких путешествий финикийских мореплавателей, рассказывает легенду о том, как финикияне научились добывать пурпуровую краску, о человеческих жертвоприношениях Молоху и т. д. Ученики внимательно слушают рассказ. В последующей записи тов. Рассадкин дает очень сжато материал, примерно в том виде, как приведен у нас в записи о Финикии. На следующем уроке он требует, чтобы учащиеся в своих ответах не ограничивались только записью, но передавали бы и рассказ учителя.

Встречаются в практике и случаи, когда учащимся дается дополнительная работа надом. Например переписать дома запись в чистую тетрадь и красиво ее оформить, составить план рассказа. Если записи невелики по об'ему и если они потом проверяются преподавателем, такое задание вполне допустимо.

Такая работа носит в известной мере творческий характер, и ее следует рекомендовать.

Полезно также рекомендовать дополнительные работы такого рода (по Финикии например): наметить на контурной карте линии морских путешествий финикиян, перерисовать финикийский корабль, написать дома по памяти рассказ о путешествиях финикиян (дополнительно к классной записи), об их культуре, выписать в хронологическую табличку даты возвышения городов Финикии, даты восстаний рабов.

* * *

Очень существенным является вопрос о проверке учителем записей в тетрадях учащихся.

Обычно преподаватели истории тетрадей не проверяют, ссылаясь на отсутствие времени. Однако необходимо, и это вполне возможно без особого напряжения, вести систематически выборочную проверку. Если преподаватель будет ежедневно тратить 1 час на проверку записей, то за день он проверит примерно тетради 4 учеников. В год, при таком расчете, преподаватель проверит и исправит у каждого ученика 7 - 8 записей. Такая проверка уже дает результаты: преподаватель будет в курсе ведения записей учениками, будет видеть типичные ошибки учащихся и сможет обращать на них внимание всего класса. Такая проверка подтянет учеников и заставит их внимательнее относиться к записям.

Сложнее вопрос с проверкой записей в тех случаях, когда учащиеся ведут сплошную запись рассказа учителя. Записи тогда слишком обширны, и учитель не может в 1 час проверить 4 тетради. В таком случае возможны 2 выхода: 1) брать из класса не 4 тетради, а 2, наконец, даже одну и проверить последнюю запись полностью; 2) брать из класса 3 - 4 тетради, проверяя лишь часть записей. Итоги получаются в общем такие же, так как в 8 - 10-х классах в шестидневку не 2 урока, а 4.

Большинство учителей заглядывает в тетради учащихся только тогда, когда ученики отвечают урок. Такой просмотр носит поверхностный характер и совершенно недостаточен.

Правильное ведение записей на уроках истории - совершенно необходимое условие, особенно при отсутствии учебника, для того, чтобы качество уроков истории было удовлетворительным.

 

Orphus

© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/История-в-школе-ЗАПИСИ-УЧАЩИХСЯ-НА-УРОКАХ-ИСТОРИИ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Анастасия КольцоContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Kolco

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

А. БОЛЬШУХИН, История в школе. ЗАПИСИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 29.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/История-в-школе-ЗАПИСИ-УЧАЩИХСЯ-НА-УРОКАХ-ИСТОРИИ (date of access: 19.09.2019).

Found source (search robot):


Publication author(s) - А. БОЛЬШУХИН:

А. БОЛЬШУХИН → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Анастасия Кольцо
Saint-Petersburg, Russia
871 views rating
29.08.2015 (1482 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes

Related Articles
Преграды к созданью Единой Теории Поля и путь одоления их. Barriers to the creation of the Unified Field Theory and the path of overcoming them.
Catalog: Философия 
4 hours ago · From Олег Ермаков
ЯНТАРНЫЙ ПУТЬ
Catalog: География 
2 days ago · From Россия Онлайн
ПЕРВАЯ В РОССИИ КНИГА О ФРАНЦУЗСКОЙ БУРЖУАЗНОЙ РЕВОЛЮЦИИ КОНЦА XVIII ВЕКА
2 days ago · From Россия Онлайн
АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ БРУСИЛОВ
2 days ago · From Россия Онлайн
ЕГИПЕТ: ЭВОЛЮЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
2 days ago · From Россия Онлайн
А. Т. БОЛОТОВ - УЧЕНЫЙ, ПИСАТЕЛЬ ЭНЦИКЛОПЕДИСТ
2 days ago · From Россия Онлайн
Несмотря на недолгое существование казино Crystal Casino на онлайн-рынке, сейчас оно является одним из самых развитых и уважаемых онлайн-казино. Это российское онлайн-казино предлагает несколько сотен различных игр, доступных на настольных компьютерах, а также на смартфонах и планшетах.
Catalog: Лайфстайл 
2 days ago · From Россия Онлайн
МОСКОВСКИЕ ОХОТНИКИ ПРЕДПОЧИТАЮТ ЯСТРЕБОВ И СЕТТЕРОВ
Catalog: Лайфстайл 
7 days ago · From Россия Онлайн
НЕНУЖНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ
Catalog: Лайфстайл 
7 days ago · From Россия Онлайн

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
 

Actual publications:

Загрузка...

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
История в школе. ЗАПИСИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
 

Contacts
Watch out for new publications:

About · News · For Advertisers · Donate $ to Libmonster ($)

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2019, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Germany China India Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Uzbekistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones