Libmonster ID: RU-7965

1

Вышедший к началу 1937 - 1938 учебного года "Краткий курс истории СССР" под редакцией профессора А. В. Шестакова совершенно правильно отвел большое место истории культуры, просвещения, науки, литературы и искусства. Не зная культурной жизни народов, учащиеся средней школы не могут иметь полного представления о гражданской истории. Поэтому истории культуры и просвещения уделяется большое внимание и в подготовляемых учебниках по истории. Программы по истории СССР для 9-х и 10-х классов средней школы на 1938 - 1939 учебный год отводят значительное число уроков на изучение истории культурного развития народов СССР. Однако эти вопросы совершенно не освещены в методической литературе. Настоящая статья ставит своей задачей на материале истории СССР привлечь внимание учителей к вопросам преподавания истории культуры и просвещения в курсе гражданской истории.

* * *

"...Вместе с условиями жизни людей, с их общественными отношениями, с их общественным бытием изменяются также и их представления, взгляды и понятия, одним словом и их сознание",1- писал Маркс.

Эти слова из "Манифеста Коммунистической партии" являются руководящими при изучении истории культуры. Изучая явления культуры, науки, искусства, просвещения, которые представляют собой идеологическую надстройку, порожденную определенными производственными отношениями, надо показать их зависимость от данного общественного строя. Но при этом надо твердо помнить, что общественное сознание лишь в конечном счете определяется производственными отношениями, что, раз возникнув, общественное сознание, общественные идеи, духовная жизнь общества сами воздействуют затем на общественное бытие, на материальную жизнь общества. Положения исторического материализма, материалистическое понимание истории, в том числе и истории культуры, ничего общего не имеют с тем вульгаризаторством и упрощенчеством, которые ввиде так называемого "экономического материализма" проповедывались Покровским и его "школой".

Изучая явления культуры, необходимо выявить господствующее в ней направление. Маркс указывает, как определить это господствующее направление: "Господствующими идеями любого времени были всегда лишь идеи господствующего класса"2 . Вот почему мы говорим о рабовладельческой культуре, о феодальной культуре, о буржуазной культуре, вот почему мы теперь говорим о советской, пролетарской социалистической культуре в СССР.

Общественный строй прошлого был построен на эксплоатации. Господствующие классы старались навязать свою классовую культуру угнетенным классам, но последние всегда боролись против этого и создавали свою культуру, свои идеи, враждебные идеям господствующих классов.

Вот что об этом писал Ленин: "В каждой национальной культуре есть, хотя бы не развитые, элементы демократической и социалистической культуры, ибо в каждой нации есть трудящаяся и эксплуатируемая масса, условия жизни которой неизбежно порождают идеологию демократическую и социалистическую"3 . И, конкретизируя это свое принципиальное указание, Ленин, далее, говорил: "Есть две нации в каждой современной нации - скажем мы всем национал-социалам. Есть две национальные культуры в каждой национальной культуре. Есть великорусская культура Пуришкевичей, Гучковых и Струве, - но есть также великорусская культура, характеризуемая именами Чернышевского и Плеханова. Есть такие же две культуры в украинстве, как и в Германии, Франции, Англии, у евреев и т. д."4 .

Поэтому при преподавании истории культуры в СССР необходимо проследить


1 К. Маркс. Избранные произведения. Т. I, стр. 163.

2 Там же.

3 В. И. Ленин. Соч. Т. XVII, стр. 137.

4 Там же, стр. 113.

стр. 108

зарождение элементов демократической и социалистической культуры, проследить, как эта культура росла, воспринимая все лучшее, что выработало человечество.

В. И. Ленин в своей речи на III всероссийском с'езде РКСМ в октябре 1920 года говорил: "Маркс опирался на прочный фундамент человеческих знаний, завоеванных при капитализме; изучивши законы развития человеческого общества, Маркс понял неизбежность развития капитализма, ведущего к коммунизму, и, главное, он доказал это только на основании самого точного, самого детального, самого глубокого изучения этого капиталистического общества, при помощи полного усвоения всего того, что дала прежняя наука"1 .

В. И. Ленин, далее, так определял пути создания нашей пролетарской, социалистической культуры. "Пролетарская культура, - говорит он, - должна явиться закономерным развитием тех запасов знания, которые человечество выработало под гнетом капиталистического общества, помещичьего общества, чиновничьего общества". Из этих основных положений проистекает и требование В. И. Ленина: "Коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество"2 .

В своей статье "Три источника и три составные части марксизма" Ленин наглядно показал, как создал Маркс свое учение на основе критической переработки французского социализма, немецкой философии и английской политической экономии. В статье "О национальной гордости великороссов" Ленин в 1914 году писал о культурной преемственности большевиков от Радищева, декабристов, Чернышевского.

Ленин и Сталин всегда указывали, что элементы социалистической и демократической культуры в условиях капиталистического общества создаются через усвоение завоеваний человеческой мысли, что наша советская культура создается в результате усвоения рабочими, крестьянами, советской интеллигенцией культурного наследия прошлого. Ленин и Сталин всегда боролись против того антимарксистского понимания пролетарской культуры, которое выдвинул в годы реакции Богданов и которое он пытался в советское время проводить в жизнь ввиде так называемого "Пролеткульта". Богданов утверждал, что пролетариат будто бы сможет самостоятельно, без усвоения культуры прошлого, создать на совершенно голом месте какую-то особенную, пролетарскую культуру. В своих статьях против богдановщины в годы реакции Ленин показал, что под флагом пролетарской культуры Богданов пытался создать антибольшевистские организации (школа на Капри, группа "Вперед", участие в августовском антипартийном блоке). В годы советской власти под флагом богдановщины было создано несколько контрреволюционных, антисоветских организаций, разгромленных ВЧК.

В специальной резолюции "О пролетарской культуре" Ленин писал: "Марксизм завоевал себе свое всемирно-историческое значение как идеологии революционного пролетариата тем, что он, марксизм, отнюдь не отбросил ценнейшие завоевания буржуазной эпохи, а, напротив, усвоил и переработал все, что было ценного в более чем двухтысячелетием развитии человеческой мысли и культуры. Только дальнейшая работа на этой основе и в этом же направлении, одухотворяемая (практическим) опытом диктатуры пролетариата как последней борьбы его против всякой эксплуатации, может быть признана развитием действительно пролетарской культуры"3 . В связи с этим надо правильно поставить и осветить вопрос о культурном воздействии и культурном влиянии одного народа на другой. Россия не была ограждена китайской стеной от других стран, и уже начиная с первых шагов своего культурного творчества русский народ воспринимал достижения культуры более передовых народов. Однако могучие творческие силы великого русского народа предохраняли его от слепого перенимания одних только внешних культурных форм, чем отличались дворяне-крепостники. В лице своих лучших представителей он глубоко усваивал и творчески перерабатывал достижения культуры других народов и своими собственными достижениями в свою очередь оказывал сильное влияние на народы как Запада, так и Востока.

При изучении культуры прошлых времен надо помнить, что подлинные культурные ценности были созданы народом, трудящимися, в непрерывной борьбе против угнетателей. Лишь немногие представители трудящихся сумели пробиться через тиски крепостного права, сквозь тиски капитализма, в то время как тысячи талантов погибали под розгами на барских конюшнях и в непосильном труде на помещика и капиталиста. Вкорне по-иному обстоит дело у нас в Советском Союзе: в нашей стране социализм дает возможность народу вполне развернуть могучие творческие силы, ранее скованные феодализмом, крепостничеством и капитализмом. В


1 В. И. Ленин. Соч. Т. XXX, стр. 406.

2 Там же, стр. 406 и 407.

3 В. И. Ленин. Соч. Т. XXV, стр. 409 - 410.

стр. 109

произведениях литературы и искусства многочисленных народов Советского Союза в наше время наиболее ярко выразились творческие силы народных масс.

Передовая культура прошлого была достоянием единиц. Ее представители не были связаны с порабощенными народными массами, хотя и выступали против господствующих классов. Это ярко показали наши великие писатели: Пушкин - в образе Ленского и Онегина, Грибоедов - в образе Чацкого. В литературе этот разлад выразился в типе "лишнего человека" - дворянского революционера, оторванного от народа и враждебного своему классу. К этому образу "лишнего человека" часто возвращались писатели 30 - 50-х годов.

Со времени возникновения рабочего движения культура, созданная лучшими представителями русского передового общества, становится на службу тем же целям, культурное движение сближается с рабочим, и рабочее движение начинает оказывать сильнейшее влияние на развитие русской культуры, а также на культуру всех народов царской России. Перенесение центра мирового революционного движения в Россию в конце XIX и начале XX века обусловило рост влияния марксизма-ленинизма не только на культуру в нашей стране, но и рост идейного, а следовательно, культурного влияния России на развитие культуры других народов и стран.

Высшим достижением великой русской культуры является ленинизм1 . С каждым днем ленинизм завоевывает гегемонию в культурном движении всего мира.

Под знаком коммунистических идей растет наша общесоветская культура, национальная по форме и социалистическая по содержанию. Подобно тому, как вся предшествовавшая история рассматривается в качестве процесса, подготовившего условия для победы социализма, точно так же и культура прошлого должна рассматриваться под углом зрения подготовки социалистической культуры.

Выход в свет "Краткого курса истории ВКП(б)" - этой энциклопедии марксизма-ленинизма - и борьба за овладение большевизмом со стороны десятимиллионной армии советской интеллигенции колоссально увеличат влияние коммунизма на все культурное развитие страны.

Изучая и преподавая историю культуры, необходимо в каждом конкретном случае исходить из указаний классиков марксизма-ленинизма по этому вопросу. Так например в основу своего рассказа о Льве Толстом учитель может положить замечательную статью Ленина "Лев Толстой, как зеркало русской революции". В своем рассказе о раннем Горьком (90-х годов) он может руководствоваться отзывом товарища И. В. Сталина о сказке М. Горького "Девушка и смерть", написанном в 90-х годах XIX столетия: "Эта штука сильнее, чем "Фауст" Гете ("Любовь побеждает смерть")"2 .

В курсе истории надо изучить те памятники культурного наследия прошлого, которые двигали науку, литературу и искусство вперед и потому должны быть усвоены каждым сознательным гражданином социалистического общества.

Изучение явлений культуры в курсе истории сблизит преподавание истории с другими предметами. Рассказ о Менделееве потребует сотрудничества историка с химиком, рассказ о Попове, первом изобретателе беспроволочного телеграфа, - сотрудничества с физиком, рассказ о Сеченове, Тимирязеве и Павлове - с биологом. Историку надо быть в постоянном контакте с преподавателем литературы. Тем самым история еще больше выявит свое ведущее положение среди наук, изучающих явления общественной жизни.

Прежде чем приступить к изложению истории культуры, необходимо наряду с характеристикой данного этапа экономического развития нарисовать картину состояния образования в изучаемый период истории и показать, насколько оно охватывало народные массы. Затем надо охарактеризовать основное направление передовой культуры, то есть направление передовых художественных произведений (литература и искусство, в том числе театр), и основное направление передовой научной мысли. Для понимания эпохи обязательно надо дать представление о передовом для данной эпохи направлении философии. И на всех этапах нужно показать неуклонное развитие вперед, развитие от низших к высшим ступеням, в то же время давая правильную оценку, и не замазывать периоды реакции.

Ниже мы остановимся не на всех, а лишь на основных этапах истории русской культуры, на которые, по нашему мнению, прежде всего должно быть обращено внимание учеников.

Данная статья по своим задачам и размерам не ставит себе целью хотя бы конспективно исчерпать этапы всех областей культуры. В частности мало уделено внимания науке - этому важнейшему фронту.

Ввиду исключительно большой, доминирующей роли в истории культуры нашей страны русской литературы статья больше всего останавливается на ней.


1 См. И. Сталин "Марксизм и национально-колониальный вопрос", стр. 173.

2 М. Горький "Девушка и смерть", стр. 6. "Молодая, гвардия". 1938.

стр. 110

2

Изучение культуры Киевской Руси X-XIII столетий показывает, что в те времена Киевское государство в культурном отношении стояло если не выше, то не ниже западноевропейских государств, исключая Византию, под культурным влиянием которой находилась в то время Русь.

Рассматривая этот период, нужно указать на прогрессивное, культурное значение принятия христианства в форме православия, так как новая религия принесла с собой письменность на славянском языке. Уже при сыне Владимира, Ярославе Мудром, начинает развиваться и светская литература. При Ярославе переводятся на славянский язык византийские исторические хроники. При нем же была сделана первая попытка составить историю Руси. Из этих записей позднее, уже после смерти Ярослава, была создана первая русская летопись. Помимо исторических сочинений были в то время и другие светские книги. Так, при Ярославе были впервые записаны законы ("Правда Ярославова"). Показателем культурного уровня того времени является "Изборник Святослава" (XI столетие) - своего рода энциклопедия того времени. Любители просвещения в Киевской Руси тратили большие средства на переписку рукописей, их покупку и собирание.

Важно познакомить учеников с воспроизведением древнейших памятников того времени, как то: "Остромирово евангелие" (приведено в "Хрестоматии" Обнорского и Бархударова), "Изборник Святослава" (там же) и "Правда Ярославова". Древнейшая наша рукопись - "Остромирово евангелие" - написана по заказу новгородского посадника Остромира (1056 - 1057 годы). Это свидетельствует о том, что образованность в то время была распространена не только в Киеве, но и в других городах. Показателем культурного развития того времени являются живопись, в частности фрески Софийского собора в Киеве, а также имеющие высокую художественную ценность миниатюры лицевых рукописей того времени (Кенигсбергская летопись, Сильвестровский сборник и другие). Они воспроизведены в роскошном издании "Древнерусская миниатюра". Для изучения истории культуры и истории быта того времени эти "Миниатюры" чрезвычайно важны.

Показателем уровня культуры в этот период являются факты книжной образованности русских женщин того времени. Например дочь Ярослава Мудрого, Анна, жена неграмотного французского короля, была грамотна. Сохранилась ее подпись на ряде актов. Эта подпись воспроизведена в работе академика Карского "Славянская кирилловская палеография" (Ленинград. 1928. стр. 125). Ее текст приведен в "Хрестоматии по истории русского языка" Обнорского и Бархударова (ч. 1-я, стр. 13). Ярким примером образованного человека того времени был Владимир Мономах, знавший несколько иностранных языков и бывший писателем.

Основное внимание при изучении культуры Киевской Руси надо обратить на памятники народного творчества: былины и "Слово о полку Игореве". В былинах играет большую роль любимый русским народом богатырь - крестьянский сын Илья Муромец, который держит заставу богатырскую, охраняющую Русь от кочевников. Этому герою-крестьянину, защищающему свое отечество, противостоят феодальная раздробленность и княжеские усобицы, которые облегчили завоевание Руси монголами. Изучая "Слово о полку Игореве", надо подчеркнуть высокую патриотическую скорбь автора "Слова" по поводу раздробленности Руси, делавшей ее легкой добычей кочевников. Можно привести в качестве примера полные такой же патриотической скорби известные слова Владимира Мономаха на Долобском с'езде князей (1103 год):

"Удивляюсь, дружинники, что вы жалеете лошадь, которою кто пашет, а о том не думаете, что начнет пахать смерд и, приехав, половчин поразит его стрелою, и лошадь его возьмет и, приехав в село, возьмет жену его и детей и все имущество. Лошади его вам жаль, а его самого не жаль".

На XII век приходится также расцвет культуры феодальной Грузии, памятником которой является гениальная поэма Шота Руставели "Витязь в тигровой шкуре". Шота Руставели, подобно автору "Слова о полку Игореве", - пламенный патриот и глубоко скорбит о феодальной раздробленности Грузии, делающей ее легкой добычей для завоевателей. Поэтому он выводит героем своей поэмы витязя Тариэля - борца за независимость Грузии.

Грузинский народ создал ряд произведений, рисующих бедственное положение низов в это время.

"Слово о полку Игореве" и "Витязь в тигровой шкуре" стоят в одном ряду с образцами мирового эпоса этого периода ("Песнь о Роланде", "Эдда", "Нибелунги"), а по гуманному отношению к низам, по сознательному пламенному патриотизму намного превышают их. Им абсолютно чуждо вероломство, которое прославляет германский эпос - "Нибелунги".

Расцвету древнерусской культуры, памятники которой мы высоко ценим и

стр. 111

изучаем, помешала феодальная раздробленность Руси, его смяла тяжелая пята монголо-татарского ига. Былины сохранились на севере, то есть в топ части России, где не знали ни татарского ига, ни крепостного права.

* * *

В борьбе против татарского ига создавалось и крепло централизованное феодальное государство - Московское государство. В этом его прогрессивное значение. Одновременно с созданием государства шел процесс закрепощения крестьянства, который еще больше усилился, когда после падения татарского ига стала развиваться поместная система. Православная церковь, бывшая одним из самых крупных крепостников, всячески поддерживала власть московского князя и стремилась дать церковно-религиозное обоснование крепостному праву. Борьбе московских государей против крупного феодального, вотчинного землевладения церковь также давала религиозное обоснование.

Поэтому в XVI столетии культура господствующих верхов Московского государства носит ярко выраженный церковно-схоластический феодально-крепостнический характер. Ярким примером этого является "Домострой" с его апологией теремного затворничества женщин. Культура господствующих классов в этот период приняла застойный и даже реакционный характер.

И через 100 лет, в XVII веке, этот реакционный стиль культуры господствующих классов остался почти без изменения. Вожак церковного раскола протопоп Аввакум требовал от царя Алексея Михайловича сохранения всей старины в полной неизменности, как-де самим богом установленной.

Польская и шведская интервенции начала XVII столетия выявили опасность, которая таилась в технико-экономической отсталости Московского государства. В связи с этим царизм был вынужден приглашать на службу иностранцев для обучения русских людей ратному делу. Поэтому в самой Москве, в Немецкой слободе, возник европейский поселок, оказавший значительное культурное влияние на московское общество. В верхах московского общества в это время начинает развиваться стремление усвоить внешнюю европейскую культуру. Это отражается в первую очередь на обстановке (картины, музыкальные инструменты, посуда, утварь и т. д.). Очень незначительна была в то время группа лиц, как например Ордын-Нащокин, стремившихся к усвоению европейской книжной культуры. Даже среди образованных людей того времени все еще господствовала церковная схоластика. Бедность культурного творчества верхов Московского государства XVII столетия показывает наглядно общую культурно-политическую отсталость Московского государства.

В это время крестьянские массы жили своей культурной жизнью и создавали свои собственные произведения - былины и исторические сказания, - отражающие их жизнь и устремления. Русский народ создал в XVII столетии свои песни о Степане Разине, которые собирал А. С. Пушкин, тщетно мечтавший издать их. В народном творчестве отражены мечты о земле и воле, вообще о лучшей жизни. Вот почему царизм и церковь преследовали народную музыку, народную песню, народный кукольный театр, скоморохов и т. п. Патриарх Никон даже велел сжечь русские народные инструменты. Следует отметить, что в это время, в XVI-XVII веках, значительный шаг вперед сделало культурное развитие Украины. Этому способствовала национально-освободительная борьба, которую вел украинский народ против своих поработителей - польских панов. Культурным центром делается Киевская духовная академия, так как национально-освободительная борьба украинского народа носила также и религиозный характер. Украинские крестьяне с оружием в руках боролись против попыток польского панства обратить их в католичество. Ярким свидетельством культурного роста Украины является тот факт, что русский первопечатник Иван Федоров именно на Украине нашел применение своим силам после разгрома его типографии в Москве.

Иным было положение Московского государства в этот период. После неудачной для России ливонской войны соседи Московского государства - Швеция и Польша - закрыли свои границы для западноевропейских мастеров, приглашавшихся Московским государством, и не пропускали их. Это была своего рода культурная блокада, целью которой было задержать развитие Московского государства. В это время очень возросло культурное влияние Украины на Московское государство.

Реформы Петра I были попыткой насильственными, государственными мерами вырваться из культурной отсталости. Эти реформы открывают новый, более высокий этап в культурном развитии нашей страны. Задачи защиты национальной независимости требовали грамотных и знающих людей. Прежняя церковная школа не могла их дать, так как была построена на чисто богословско-схоластических основах. Распространению грамотности мешало также и то, что азбука была трудная, а церковные книги были написаны на непонятном народу церковно-славянском

стр. 112

языке. Поэтому Петр I произвел реформу алфавита, введя более простой и легкий для чтения шрифт (1708 год). Этим алфавитом мы пользуемся и теперь. Частично он был изменен в сторону упрощения советской реформой правописания в 1918 году. При Петре I начали выходить гражданские книги на русском языке, стало выходить много военно-технических книг. Для создания технических кадров были устроены цифирные школы и ряд военно-технических учебных заведений. При Петре же стала выходить первая русская газета "Ведомости".

Понимая то значение, какое имела наука для развитая страны, Петр I задумал основать Академию наук. Уже все было подготовлено, но смерть помешала Петру лично ее открыть.

Петр I явился одним из создателей нашего современного литературного языка, и целый ряд его изречений вошел в обиход нашей речи (например "промедление смерти подобно").

Хотя все культурные мероприятия Петра I касались в общем только господствующих классов, но они не могли не оказать серьезного влияния на культурное развитие народа в целом.

Дворянский классовый характер культуры петровского времени выражен, например, в книге "Юности честное зерцало", которая заключала правила светского общежития для молодых дворян. Усвоение внешнего лоска европейской культуры, начиная от костюма и кончая уменьем вести себя за столом, было поставлено в обязанность светской молодежи.

Культурно-реформаторская деятельность Петра I имела исторически прогрессивное значение. Но на петровских реформах не мог не отразиться весь строй, в котором центральной фигурой был помещик и торговец. Ярким примером, иллюстрирующим это положение, является то, что гениальный Ломоносов, будучи крестьянином, не мог поступить у себя на родине в школу. Для поступления в Московскую славяно-греко-латинскую академию Ломоносов был вынужден скрыть свое крестьянское происхождение и выдать себя за дворянского сына.

Русская наука середины XVIII века всецело связана с гениальным ученым-крестьянином М. В. Ломоносовым. Посланный в заграничную научную командировку, Ломоносов глубоко усвоил тогдашнюю передовую европейскую науку и своим личным примером показал, что "может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов российская земля рождать". Великий русский ученый намного опередил уровень европейской науки XVIII века, а многие его научные идеи подтверждаются только теперь. Но он жил в дворянской империи и потому вынужден был наряду с наукой заниматься составлением фейерверков для царского двора и писанием торжественных од для бездарной царицы и ее ничтожных приближенных.

Историческое значение самого факта появления Ломоносова состоит в том, что в его лице великий русский народ вышел на передовые позиции тогдашней европейской науки. История жизни и научной деятельности Ломоносова иллюстрирует разрыв между передовой наукой и царским самодержавием.

Примером этого служит и судьба Радищева и Новикова. Радищев - один из первых русских философов-материалистов, первый русский республиканец, страстно ненавидевший крепостное право и царское самодержавие. О Радищеве писал Ленин в статье "О национальной гордости великороссов" (Соч. Т. XVIII, стр. 81).

Новиков в противоположность революционеру Радищеву стремился к улучшению общественной жизни путем мирной, культурно-просветительной работы. Он требовал от правящих классов серьезного усвоения подлинной европейской культуры и науки. Новиков жестоко бичевал внешний, показной европейский блеск и кичливость дворянства, обличал тогдашние административные непорядки, казнокрадство и взяточничество.

Новиков с сочувствием писал о положении крестьян. За эту просветительную, культурную работу Екатерина II посадила Новикова в Шлиссельбургскую крепость и уничтожила все его культурные начинания.

Ко второй половине XVIII века относится зарождение русского профессионального театра, связанное с именем Волкова. Дворяне-крепостники устраивали в своих имениях театры из крепостных актеров, жизнь которых была ужасна. В крепостных театрах и оркестрах погибло не одно замечательное дарование. Так, крепостной Потемкина Хандошкин был одним из самых выдающихся мировых скрипачей того времени. Прославленный в Италии царский придворный певчий Березовский, один из зачинателей русской музыки, после возвращения из Италии покончил жизнь самоубийством, не вынеся крепостнических порядков.

Трагедию крепостных артистов изображают повесть Герцена "Сорока-воровка" и рассказ Лескова "Тупейный художник".

Крепостной Аргунов, один из родоначальников современной русской живописи, занимался раскраской стен и потолков дворца своего помещика. Великий русский зодчий В. Баженов, прославленный в Париже и Риме, пренебрег предложе-

стр. 113

ниями работы заграницей и с охотой вернулся в Россию, но его могучий талант не мог получить применения в крепостнической России. Большинство его гениальных архитектурных проектов так и не осуществилось. Большинство талантливых крепостных погибло.

Чрезвычайно поучительна история жизни русского изобретателя паровой машины Ивана Ползунова. Паровая машина, или, как он ее назвал, "огневая машина", была им изобретена и смонтирована еще до открытия Уатта. Но это гениальное изобретение не могло получить развития в крепостнической России и потому заглохло. Сам изобретатель не увидел своего изобретения в действии, так как умер незадолго до пуска в ход "огневой машины".

Также трагична судьба другого русского изобретателя, Кулибина, которому не довелось увидеть осуществления ни одного своего крупного технического изобретения. Он был вынужден весь свой замечательный изобретательский талант потратить на обслуживание царского двора.

3

В конце XVIII - начале XIX века на развитие русской культуры, на развитие общественных идей в России громадное влияние оказала Великая французская буржуазная революция. Ее влияние проявляется в движении декабристов, в основании литературных кружков ("Зеленая лампа", "Арзамас" и др.), выражавших передовые настроения того времени.

10-е и 20-е годы XIX века отмечены культурным под'емом, наиболее ярким выражением которого является Пушкин и целая плеяда его последователей.

Но уже в дни "либерализма" Александра I преследуются подлинно демократические идеи и стремления. А. Н. Радищев покончил с собой, когда ему пригрозили снова ссылкой, юношу Пушкина сослали за свободолюбивые стихи на юг Украины. Со второй половины царствования Александра I совершенно открыто шло преследование науки, просвещения и литературы. Влиянию французской революции царизм пытался противопоставить изуверский мистицизм и поповщину.

Конец царствования Александра I ознаменован разгромом двух университетов - Казанского и Петербургского.

При Николае I вместо науки царизм пытался насадить в университетах военную шагистику и православное богословие. В основу "просвещения" при Николае I был положен реакционный принцип "православия, самодержавия и народности". Однако несмотря на преследование науки в России П. И. Лобачевский создал свой знаменитый труд по неэвклидовой геометрии, громадное значение которого было понято только много лет спустя.

Творческие силы русского народа особенно ярко проявились в создании великой литературы, бывшей в течение многих десятилетий единственным средством выражения передовых идей. Царизм преследовал и фактически убивал всех наиболее талантливых, свободолюбивых писателей. Герцен дает такой синодик кровавых преступлений Николая I: "Рылеев повешен Николаем. Пушкин убит на дуэли 38 лет. Грибоедов зарезан в Тегеране. Лермонтов убит на дуэли 27 лет на Кавказе. Веневитинов убит обществом 22 лет. Кольцов убит своей семьей 33 лет. Белинский убит 35 лет голодом и нищетой. Полежаев умер после 12-летней ссылки"1 .

Об отношении царя-жандарма к великой русской литературе можно судить по словам, которые он произнес, узнав об убийстве Лермонтова: "Собаке собачья смерть".

Но несмотря на чудовищный гнет царской цензуры и преследования Пушкин, Лермонтов, Гоголь создали великую русскую литературу, подрывавшую устои царской власти. Русские писатели создали нелегальную свободную литературу, в которой могли говорить всю правду. Эта литература распространялась в рукописных копиях. Презирая и пригвождая к позорному столбу представителей высшего придворного дворянского общества, клеймя их именем "черни", эти великие писатели верили в творческие силы русского народа, скованного крепостным правом, и опирались на народное творчество.

Русская литература и публицистика в XIX столетии испытала на себе плодотворное воздействие передовых западноевропейских идей. Но уже Пушкин показывает нам, как надо органически претворять это воздействие. Он находился под сильным влиянием Байрона, но романтизм Пушкина не подражательный, а самостоятельный.

Запоздание буржуазной революции в России привело к тому, что уже в 30-х годах на передовые круги дворянских революционеров стали оказывать влияние идеи утопического социализма.

В литературе и искусстве первой половины XIX века господствовал реализм, удовлетворявший запросам нарождавшейся


1 А. И. Герцен "О развитии революционных идей из России". Собр. соч. Т. VI, стр. 359.

стр. 114

разночинной революционно-демократической интеллигенции. Основным содержанием передовой русской культуры XIX века были идеи буржуазной революции. Эти свободолюбивые, демократические тенденции в критике обосновал великий русский критик, просветитель и демократ Белинский.

В живописи, в картинах Венецианова и Тропинина, появляется изображение крестьян и их труда, а Федотов на своих полотнах дает яркое злое, сатирическое изображение крепостнического общества. В это же время Глинка закладывает основы русской музыки, создав свои бессмертные оперы "Иван Сусанин" и "Руслан и Людмила". Глинка пишет свою музыку на основе лучших образцов западноевропейской музыки и образцов творчества народов России. Не понятый и преследуемый крепостническим дворянским обществом, М. Глинка был вынужден уехать заграницу.

Подлинная народность произведений великих представителей русской культуры сказалась в том, что они глубоко ценятся сейчас.

Чествование в 1937 году памяти А. С. Пушкина в связи со 100-летием его убийства показало, что только при социализме осуществилось его всенародное признание, о котором он по праву пророчески говорил в своем "Памятнике".

К представителям русской прогрессивной мысли примыкали и зачинатели национальных литератур. Бывший крепостной Шевченко силой своего гения стал родоначальником новой украинской литературы - ее классиком и создателем украинского литературного языка. Шевченко в своих произведениях яростно обрушивался на крепостное право и на царизм.

В Грузии в это время выступает друг Пушкина романтик-поэт Александр Чавчавадзе; крупнейшим представителем романтизма был Нико Бараташвили. В Армении положил начало новой армянской литературе Абовьян - автор романа "Раны Армении", в котором изображались страдания армянского народа под властью Ирана. В Азербайджане создателем нового течения в литературе явился друг декабриста А. Бестужева-Марлинского материалист Ахундов, обличавший в своих комедиях мусульманское духовенство. Ахундов получил всенародное признание только при советской власти.

Передовые представители нарождавшихся национальных литератур стояли за идейное и культурное сближение с великим русским народом, Надо помнить, что именно на литературном поприще и росло национальное самосознание народов царской России. Угнетенные царизмом народы создавали свою свободолюбивую литературу, бывшую лучшим выразителем стремлений их демократических слоев.

Богатством и глубиной отличается культурное творчество противников самодержавия и крепостничества. Бедность и убожество - характерные черты культуры другого лагеря - лагеря официальной царской николаевской России. Идеалом Николая Палкина была казарма, где не рассуждают, а только выполняют приказы. Николай I стремился создать однообразный архитектурный стиль для всей России. В церковном зодчестве образцом было приказано считать ныне снесенный "храм христа спасителя" в Москве, а для остальных гражданских сооружений существовал стандарт ввиде казарменного фасада с фальшивыми колоннами. В литературе николаевские борзописцы провозгласили гениями Кукольника и Щербину, которые теперь справедливо забыты. Наиболее отвратительной фигурой казенной публицистики был продажный журналист Булгарин, изменивший при Наполеоне России и воевавший против нее.

Со времени Пушкина русская литература начинает оказывать глубокое влияние на западноевропейскую литературу. Известно, что Маркс и Энгельс считали, что романы Бальзака дали им чрезвычайно много для понимания буржуазного общества, известно, что они чрезвычайно высоко ценили Бальзака. Но мало отмечается тот факт, что еще в 1859 году в "К критике политической экономии" Маркс взял пушкинского Евгения Онегина, для того чтобы показать, как крепостник не понимает, что товар - деньги. ("В поэме Пушкина отец героя никак не может понять, что товар - деньги". - Маркс и Энгельс. Соч. Т. XII. Ч. 1-я, стр. 160).

4

Борьба демократических элементов народов России за культуру еще больше усилилась с 60-х годов, когда передовое место в жизни нашей страны заняла разночинная интеллигенция со своими революционно-демократическими стремлениями. Вынужденный с развитием капитализма терпеть школу царизм создал такую систему образования, при которой низшая школа была совершенно оторвана от средней и высшей. Деятельность лучших представителей педагогики (Ушинского и других) наталкивалась на сопротивление царизма.

Преодолевая сопротивление властей и дворянского общества, женщины-"разночинки" в это время начали отвоевывать себе право на получение среднего и высшего образования. И, к чести русской жен-

стр. 115

щины, надо указать, что первая в мировой истории женщина-профессор была русская - Софья Ковалевская. Один из самых замечательных математиков XIX столетия, Ковалевская смогла получить кафедру только заграницей, в Стокгольмском университете.

60-е годы отмечаются ростом интереса к естествознанию и его расцветом в России. Учение Дарвина встречало яростное сопротивление царизма и его агентов. Кафедры философии в университетах могли занимать только сторонники идеализма и поповщины, дарвинизм был официально признан вредным учением. Его "опровергали" попы и карьеристы-профессора, получавшие громадные деньги за это. Сторонников Дарвина всячески преследовали и мешали их работе. Имя Дарвина, имена ученых-естественников, материалистов Бюхнера и Молешотта, были в 60 - 70-х годах боевым знаменем борьбы за подлинное знание, за подлинную науку. Тургеневу в образе Базарова удалось показать новый тип ученого разночинца-материалиста, который наивно предполагал с помощью науки и знания перестроить все общественные отношения.

Господствующим стилем литературы этого времени был художественный реализм, теоретически обоснованный Чернышевским. Тургенев, Гончаров, Достоевский, Толстой, Салтыков-Щедрин были представителями этого направления. Писатели-народники 70-х годов в угоду своей неверной народнической теории усердно и в тон дворянской литературе занимались идеализацией деревни, крестьянина, который представлялся народникам социалистом по натуре, не знающим иной правды, кроме правды "общины", "мира", "коллектива".

Творчество Льва Толстого В. И. Ленин назвал зеркалом русской революции. Поясняя это, Ленин указал, что наша буржуазно-демократическая революция является крестьянской буржуазной революцией. "Толстой велик, как выразитель тех идей и тех настроений, которые сложились у миллионов русского крестьянства ко времени наступления буржуазной революции в России, - писал Ленин. - Толстой оригинален, ибо совокупность его взглядов, вредных как целое, выражает как раз особенности нашей революции, как крестьянской буржуазной революции"1 .

Реализм в это время господствовал и в живописи. Передвижники на своих полотнах бичевали пороки царской России и с любовью изображали труд и быт крестьян и рабочих. В музыке реалистами были Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков. В основу своего творчества они клали песни и музыку народов России и показали, какие неиссякаемые родники творчества таятся в народе. Произведения этих композиторов оказали громадное влияние на музыку Западной Европы. В наше время они постоянно исполняются на наших оперных сценах и в симфонических концертах.

Богатство русской науки, литературы, публицистики и живописи делает понятным вышеприведенные указания Ленина на необходимость использовать величайшие культурные ценности, выработанные человечеством.

Со второй половины XIX века русская литература стала оказывать еще более сильное влияние на мировую литературу. Достаточно указать" на ту роль, которую играл во французском литературном мире Тургенев, друг такого взыскательного художника, как Флобер. Известно, что Тургенев оказал большое влияние на творчество Гюи де Мопассана, был его учителем. Совершенно исключительное влияние оказал на мировую литературу Толстой. Его романы ("Война и мир", "Анна Каренина", "Воскресение"), его критика капитализма и помещичьего строя получили широкое распространение на Западе и в Америке. В плане нашей статьи можно ограничиться только одним именем Ромэн Роллана, творчество которого находилось под громадным воздействием Толстого. О мировом влиянии музыки Мусоргского и Бородина сказано выше. Вопрос о влиянии русской культуры на культуру мировую заслуживает специального изучения. Известно со слов К. А. Тимирязева, что крупнейший английский физик XIX века Томсон-Кельвин заявил, что только опыты Лебедева заставили его признать правильность максвелловской электромагнитной теории света, против которой он боролся всю жизнь. И такие выдающиеся примеры воздействия произведений русской культуры можно умножить.

В 60 - 70-х годах происходит сильный под'ем национальных литератур. На основе роста капитализма экономически консолидируются и просыпаются к самостоятельной жизни оттесненные нации (украинцы, грузины, армяне и др.). Товарищ Сталин указывает, что развитие прессы и театра способствовало усилению национальных чувств: "Народившаяся интеллигенция проникается "национальной идеей" и действует в этом же направлении..."2 .

В это время в Грузии работал основоположник и классик новой грузинской литературы Илья Чавчавадзе, последователь


1 В. И. Ленин. Соч. Т. XII, стр. 333.

2 И. Сталин "Марксизм и национально-колониальный вопрос", стр. 11.

стр. 116

Белинского и Чернышевского. Пример Ильи Чавчавадзе показывает, как развивается в национальной форме общедемократическое культурное движение в России.

5

Развитие культуры и просвещения 90-х годов и начала XX столетия, накануне русско-японской войны и первой русской революции, особенно важно, так как в это время возник ленинизм - высшее достижение русской культуры - марксизм эпохи империализма и пролетарских революций. Ленинизм возник на прочном фундаменте марксизма. К этому времени относятся творчество великого пролетарского писателя А. М. Горького, которого не даром называли буревестником революции и влияние которого на мировую культуру чрезвычайно велико. И в науке в это время происходят сдвиги, предвещающие будущую социалистическую революцию. Об этом свидетельствует научное творчество академика И. П. Павлова, стиснутое рамками официальной царской России.

Боевой материализм Ленина и его учеников заставляет буржуазию искать убежища под сенью идеализма. Характерно, что буржуазия в своей борьбе против пролетариата хватается за мистицизм Достоевского и делает его своим пророком. Официальная царская дворянская культура свое убожество демонстрирует в лице Победоносцева с его апологией неграмотности и некультурности народа.

Перед первой русской революцией начинается культурное движение и среди остальных народов России: татар, осетин, горцев Кавказа. В стремлении к созданию своей национальной литературы они наталкивались на бешеное преследование со стороны царизма. На Украине национально-культурное творчество проявлялось в театре. Кропивницкого и Заньковецкой и в музыке композитора Лысенко, на творчество которого оказали большое влияние собираемые им украинские народные песни.

В ряде статей того времени Ленин и Сталин обосновали марксистско-ленинско-сталинское учение о национальном вопросе. Ленин и Сталин и возглавляемые ими большевики боролись за социалистическую и демократическую культуру. Именно в это время (с 1907 по 1917 год) Ленин, Сталин и Горький закладывают фундамент социалистической пролетарской культуры, противопоставляя ее классовой культуре буржуазии.

В это время (80-е годы XIX столетия по начало XX столетия) начинаются сознательные попытки русской буржуазии навязать русскому народу буржуазную культуру. Это ярко выражено в словах Струве о необходимости признать нашу некультурность и идти на выучку к капитализму. В лице "легального марксизма" буржуазия пытается фальсифицировать марксизм и приспособить его для своих классовых целей. Ленин и Сталин разоблачили враждебное пролетариату буржуазное существо "легального марксизма".

Первая русская революция - буржуазно-демократическая революция 1905 года - провела резкую грань между господствовавшими прежде общедемократическими стремлениями русской литературы и искусства и новым ее направлением, вызванным требованиями буржуазии после поражения революции 1905 года, в годы столыпинской реакции.

Вот что пишет "Краткий курс истории ВКП(б)" про состояние культуры в это время: "Наступление контрреволюции шло и на идеологическом фронте. Появилась целая орава модных писателей, которые "критиковали" и "разносили" марксизм, оплевывали революцию, издевались над ней, воспевали предательство, воспевали половой разврат под видом "культа личности"... Все эти господа, несмотря на всю их разношерстность, преследовали одну общую цель - отвратить массы от революции"1 .

Этому упадочничеству и разложению как незыблемая скала противостояли большевизм, Ленин и Сталин. Против жалких попыток ревизии марксизма выступил В. И. Ленин со своей замечательной книгой "Материализм и эмпириокритицизм". "Книга Ленина, - говорится в "Кратком курсе истории ВКП(б)", - является вместе с тем защитой теоретических основ марксизма - диалектического и исторического материализма - и материалистическим обобщением всего важного и существенного, что приобретено наукой и, прежде всего, естествознанием за целый исторический период, за период после смерти Энгельса до появления в свет книги Ленина "Материализм и эмпириокритицизм" (стр. 98). В это же время с критикой ревизионистов и с защитой теоретических основ марксизма - диалектического и исторического материализма - выступил товарищ Сталин с замечательными статьями в грузинских газетах. (Они приведены в III главе книги Л. Берия "К вопросу об истории большевистских организаций в Закавказье".)

Среди писателей против упадочничества, декадентства и порнографии выступил


1 "Краткий курс истории ВКП(б)", стр. 96 - 97.

стр. 117

только великий пролетарский писатель А. М. Горький, который продолжал творить в стиле социалистического реализма. Примером этого является гениальное произведение "Мать", ставшее любимым чтением рабочих всех стран и народов. Горький воспитал целую плеяду писателей-рабочих, произведения которых печатались под его редакцией в большевистских изданиях ("Правда", "Просвещение"). Вокруг Горького сплотились писатели-демократы (Серафимович и др.). Для характеристики всей подлости поведения буржуазии и ее агентуры очень показательна систематическая травля, которой подвергался А. М. Горький на страницах буржуазных газет и журналов, в один голос предрекавших "конец" Горького. В это же время выступил барабанщиком революции молодой В. Маяковский, приводивший в неистовство буржуазию и ее агентуру.

В противоположность буржуазному националисту-упадочнику Винниченко, друг А. М. Горького Мих. Коцюбинский твердо стоял на революционных позициях. В своем произведении "Фата моргана" он дал яркую картину революции 1905 года в украинской деревне. Бодрым призывом к революции звучали и стихи украинской поэтессы Леси Украинки.

Московский Художественный театр, возникший в 1898 году как протест против тогдашнего казенного театра, был до революции 1905 года революционным по своей тематике и по реалистическому характеру своих постановок. Постановки пьес А. М. Горького ("Мещане", "На дне") были противоправительственными демонстрациями. Но после революции 1905 года МХАТ потерял временно свое революционное значение и накануне революции 1917 года был в тупике. Только Великая Октябрьская социалистическая революция спасла этот замечательный театр от гибели, как неоднократно признавались его руководители Станиславский и Немирович-Данченко.

Возмутительным фактом политики царизма по отношению к высшей школе был разгром Московского университета в 1911 году. Этот разгром напоминал те разгромы университетов, которые были произведены во времена Александра I и Николая I.

6

Основной задачей раздела "просвещение и культура" при советской власти является изучение культурной революции, которая была совершена за 20-летие диктатуры рабочего класса в СССР. В основу этого изучения должно быть положено изложение культурной революции, данное на страницах 325 и 326-й "Краткого курса истории ВКП(б)" и в тезисах доклада тов. Молотова на XVIII с'езде.

Вторая пятилетка дала богатейшие плоды в области культуры. За годы второй пятилетки в СССР проведена настоящая культурная революция. Неграмотность в основном ликвидирована. Построены тысячи новых школ. Количество школьников выросло с 21,3 млн. до 29,4 млн., причем количество учащихся в 5 - 7-х классах удвоилось, а количество учащихся в 8 - 10-х классах увеличилось в 15 раз.

Тезисы доклада товарища В. М. Молотова с особой силой подчеркивают важность повышения качества подготовки кадров, важность высокого качества высшего образования. Это требование обращено не только к советской интеллигенции, роль которой в строительстве коммунистического общества гигантски повышается. Значительно поднимается также общий культурно-технический уровень рабочего класса. Речь идет о том, чтобы "осуществить крупный шаг вперед в историческом деле поднятия культурно-технического уровня рабочего класса, передовой и руководящей силы социалистического общества, до уровня работников инженерно-технического труда"1 .

Третья пятилетка раскрывает самые широкие пути перед культурной революцией. СССР вступает в новую полосу развития, "в полосу завершения строительства бесклассового социалистического общества и постепенного перехода от социализма к коммунизму, когда решающее значение приобретает дело коммунистического воспитания трудящихся, преодоление пережитков капитализма в сознании людей - строителей коммунизма"2 .

Социализм создал возможности для невиданного расцвета науки. Прославленный во всем мире физиолог академик Павлов не мог при царизме получить средства на свои работы по высшей нервной деятельности, так как они уничтожали поповские басни о душе и тем подрывали основы религии. Только при советской власти Павлов получил полную возможность развернуть свои работы. Построенный для него


1 Третий пятилетний план развития народного хозяйства СССР. Тезисы тов. В. Молотова на XVIII с'езде ВКП(б), стр. 10. Госполитиздат. 1939.

2 Там же, стр. 7.

стр. 118

в Колтушах (ныне Павлово) под Ленинградом научный городок вызвал всеобщий восторг физиологов, прибывших в 1934 году в СССР на всемирный конгресс. При царизме прозябал в полном смысле этого слова Мичурин, получивший уже тогда всемирное признание. Только при советской власти он смог как следует поставить свои замечательные работы по выведению новых пород фруктовых деревьев, кустарников и злаков. При царизме претерпели гибель две единственные полярные экспедиции Седова и Русанова. При социализме изучение и освоение Арктики ведется планомерно, на научной основе, в результате чего достигнуты такие огромные успехи, как экспедиция на Северный полюс, научный подвиг папанинцев и многочисленные другие полярные экспедиции.

Почетом и заботой окружены в Советском Союзе писатели. Только при советской власти широкие массы всех граждан СССР узнали про замечательных народных певцов и поэтов, которыми гордятся народы СССР.

Выступая с речью "О политических задачах Университета народов Востока", товарищ И. В. Сталин сказал: "Мы строим пролетарскую культуру. Это совершенно верно. Но верно также и то, что пролетарская культура, социалистическая по своему содержанию, принимает различные формы и способы выражения у различных народов, втянутых в социалистическое строительство, в зависимости от различия языка, быта и т. д. Пролетарская по своему содержанию, национальная по форме, - такова та общечеловеческая культура, к которой идет социализм. Пролетарская культура не отменяет национальной культуры, а дает ей содержание. И наоборот, национальная культура не отменяет пролетарской культуры, а дает ей форму. Лозунг национальной культуры был лозунгом буржуазным, пока у власти стояла буржуазия, а консолидация наций происходила под эгидой буржуазных порядков. Лозунг национальной культуры стал лозунгом пролетарским, когда у власти стал пролетариат, а консолидация наций стала протекать под эгидой советской власти"1 . Эти замечательные слова товарища И. В. Сталина открывают нам причины расцвета национальной по форме, социалистической по содержанию общесоветской культуры народов СССР. Останавливаясь на этом вопросе, необходимо сказать о ликвидации неграмотности и развитии прессы, о развитии художественной литературы, вышедшей непосредственно из недр народных масс (акыны, ашуги и другие народные певцы и поэты), о расцвете национального театра, который с таким успехом был показан в Москве на декадах украинского, грузинского, азербайджанского, казахского, узбекского и других народов.

Господствующим стилем в советской литературе является социалистический реализм, проникнутый социалистическим гуманизмом. Наша литература создает образ нового человека социалистического общества - знатного человека нашего времени, стахановца фабрик и полей, боевой подготовки, научной и культурной работы.

Советский народ жадно воспринимает и перерабатывает культурное наследие прошлого, стремясь усвоить все лучшие культурные достижения человечества. Яркими примерами культурного роста нашего советского народа является всенародное чествование всеми народами СССР памяти замученного царизмом великого русского поэта А. С. Пушкина в дни 100-летия его убийства; всенародная скорбь при вести о гибели А. М. Горького, смерть которого была, как указывал тов. Молотов, самой крупной после смерти Ленина потерей; всенародное чествование 750-летия памяти великого грузинского поэта Шота Руставели и 750-летия "Слова о полку Игореве"; торжественное чествование великого казахского поэта - народного певца Джамбула - и великого поэта украинского народа - Шевченко. Только при социализме освобожденный народ мог понять значение величайших памятников своего далекого прошлого ("Слово о полку Игореве", "Витязь в тигровой шкуре"), поэтов прошлых времен (Пушкин, Шевченко, Чавчавадзе) и современных народных певцов (Джамбул, Стальский).

В. И. Ленин в "Детской болезни "левизны" в коммунизме" писал о том, что Россия поистине выстрадала марксизм. Ленин и Сталин - подлинные ученики Маркса - развили дальше марксизм, обогатили его новым содержанием, и теперь Запад и все передовое человечество учатся у нас единственной передовой, революционной теории-ленинизму, т. е. марксизму эпохи империализма и пролетарских революций.

В свете нашей советской социалистической культуры ярче становится значение неувядаемых памятников культуры прошлого. В свете современной культурной революции глубже понимается значение распространения науки, просвещения, искусства, которые принесла диктатура пролетариата делу просвещения народа.


1 И. Сталин "Марксизм и национально-колониальный вопрос", стр. 158.


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/История-в-школе-ИЗУЧЕНИЕ-ИСТОРИИ-КУЛЬТУРЫ-И-ПРОСВЕЩЕНИЯ-В-КУРСЕ-ИСТОРИИ-СССР

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Анна СергейчикContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Sergeichik

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

А. ФОХТ, История в школе. ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ И ПРОСВЕЩЕНИЯ В КУРСЕ ИСТОРИИ СССР // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 28.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/История-в-школе-ИЗУЧЕНИЕ-ИСТОРИИ-КУЛЬТУРЫ-И-ПРОСВЕЩЕНИЯ-В-КУРСЕ-ИСТОРИИ-СССР (date of access: 16.04.2021).

Found source (search robot):


Publication author(s) - А. ФОХТ:

А. ФОХТ → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Анна Сергейчик
Vladikavkaz, Russia
701 views rating
28.08.2015 (2058 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
Русская гвардия в первой мировой войне
Catalog: История 
9 hours ago · From Россия Онлайн
Американский раб и русский крепостной: типология и специфика принудительного труда
9 hours ago · From Россия Онлайн
Тайны "Кремлевского дела" 1935 года и судьба Авеля Енукидзе
Catalog: Медицина 
9 hours ago · From Россия Онлайн
В статье представлена главная идея науки имиджелогии – как особой науке о человеке - главной целью, которой, является самореализация личности. В статье рассмотрен анализ и современное понятие определений “имидж”, “профессиональный имидж”, «профессионально-имиджевый потенциал» “имидж педагога”. Анализ психологической литературы позволил сделать вывод, что сущность понятия “имидж” представлен через категории: “образ”, “мысль”, “суждение”, “представление”, “развитие” и другие. В статье раскрыт психолого-педагогический аспект формирования имиджа в профессиональной деятельности педагога, с точки зрения раскрытия профессионально-имиджевого потенциала учителя начального образования.
В статье представлена главная идея науки имиджелогии – как особой науке о человеке - главной целью, которой, является самореализация личности. В статье рассмотрен анализ и современное понятие определений “имидж”, “профессиональный имидж”, «профессионально-имиджевый потенциал» “имидж педагога”. Анализ психологической литературы позволил сделать вывод, что сущность понятия “имидж” представлен через категории: “образ”, “мысль”, “суждение”, “представление”, “развитие” и другие. В статье раскрыт психолого-педагогический аспект формирования имиджа в профессиональной деятельности педагога, с точки зрения раскрытия профессионально-имиджевого потенциала учителя начального образования.
Возвращение в историю. "...Всегда любезный, всегда молчаливый товарищ" 1
Catalog: История 
2 days ago · From Россия Онлайн
Февральская революция и права солдат. Опыт источниковедческого исследования
Catalog: История 
2 days ago · From Вacилий П.
Студенческое "Прошение на имя государя" осенью 1861 года
Catalog: История 
2 days ago · From Россия Онлайн
Рабочие Урала в 1914-1922 годах
Catalog: Экономика 
2 days ago · From Вacилий П.
Князь Владимир Петрович Мещерский
Catalog: История 
2 days ago · From Вacилий П.

Actual publications:

Latest ARTICLES:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
История в школе. ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ И ПРОСВЕЩЕНИЯ В КУРСЕ ИСТОРИИ СССР
 

Contacts
Watch out for new publications: News only: Chat for Authors:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2021, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones