Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: RU-8178

Share with friends in SM

Н. Кузин, учитель средней школы имени С. Т. Шацкого, Угодско-Заводского района, Московской области

Наша школа (Угодско-Заводской район, Московской области) расположена вблизи района решающих боев русской армий с французскими интервентами, отступавшими от Москвы в 1812 году. В нашей местности сохранилось немало памятников "грозы двенадцатого года", которые можно использовать, работая над темой "Война 1812 года".

Краеведческий материал является прекрасным вспомогательным средством в школьной работе, однако его следует привлекать только после того, как достаточно основательно разобран и закреплен в сознании учащихся общий ход исторических событий данного периода. В противном случае местный материал может заслонить общий ход "развития исторических событий и тем самым исказить историческую перспективу. Поэтому мы особенно тщательно изучила общий ход войны 1812 года и особое внимание уделили:

1) разбору фактов, свидетельствующих о высоком патриотическом под'еме народа, отстаивавшего свою родную землю от наполеоновских захватчиков, и

2) Военным операциям против Наполеона под руководством талантливого ученика гениального Суворова-фельдмаршала Кутузова.

По карте хорошо известной учащимся местности мы разбираем знаменитый фланговый марш Кутузова от Москвы к Тарутину, рассматриваем расположение русской армии под Тарутиным. Преподаватель описывает укрепления, которые были там возведены для того, чтобы выдержать большой бой с французами, указывает на значение тарутинского лагеря, где Кутузов привел в боевой порядок русскую армию после тяжелого Бородинского боя и искусного отступления через Москву.

Передовой отряд французов под командованием Мюрата разбил свой лагерь на берегу рек Бары и Чернишни. Весьма интересно сравнить жизнь лагерей: русская армия все время пополнялась свежими силами, населению оказывало своей армии всемерную поддержку и людьми; и продовольствием; французы же были лишены возможности наладить свое питание и, мародерствуя в окружающих деревнях, нередко попадали на вилы и под дубины крестьян-партизан.

Далее преподаватель рассказывает учащимся о бое под Тарутиным 18 октября 1812 года, в котором русская армия нанесла серьезный удар авангарду армии Наполеона. Победоносное сражение русской армии под Тарутиным - первое чисто наступательное действие русских - подняло патриотический дух русской армии.

Кутузову не пришлось давать генерального сражения Наполеону под Тарутиным. Он получил извещение о том, что в ночь на 19 октября Наполеон с главными силами оставил Москву и двигается на Калугу. Взволнованный этим известием, Кутузов воскликнул: "С сей минуты Россия спасена!" Он отчетливо понимал, что наполеоновские полчища ждет теперь гибель. Путь Наполеона лежал через Нару - Боровск - Малоярославец. Стратегическая задача для Кутузова заключалась в том, чтобы гае дать Наполеону пробиться в еще не разоренный войною район страны и заставить его отступать по старой Смоленской дороге, по которой интервенты пришли в Россию. Эту задачу и решил бой под Малоярославцем 23 октября 1812 года, после которого началось отступление "великой армии", вскоре превратившееся в беспорядочное бегство.

Описывая сражение при Малоярославце, преподаватель устанавливает по карте дислокацию войск обеих армий и определяет стратегическое значение Малоярославца. Городское население вместе с отрядом русской армии под командованием Дохтурова героически обороняло город. Один из жителей города неожиданно для французов открыл мельничную плотину, благодаря

стр. 125
чему небольшая река Лужа наполнилась водой, в форсирование ее французами было затруднено; другой житель сжег мост через реку та виду у наступающих частей противника. Мост этот был единственной переправой через реку.

Бой под Малоярославцем отличался крайним ожесточением. Геройство русских поражало французов. Город 8 раз переходил из рук в руки. Он пылал со всех сторон. В огне погибло множество людей. После сражения город представлял собою груду дымящихся развален. Из 240 домов, бывших в городе до сражения, уцелело лишь 40.

При описании битвы под Малоярославцем преподаватель обращает внимание учащихся на мудрую стратегию Кутузова, который знал, что враг обречен на гибель, и не хотел зря проливать кровь героических русских солдат. Поэтому он избегал больших сражений и, в частности, под Малоярославцем не вводил в бой главные силы и даже отступил от города на 2 1/2 версты к югу, заслонив Наполеону дорогу на Медынь и Калугу.

С другой стороны, Наполеон также не решился на генеральное сражение под Малоярославцем. Решение Наполеона об отступлении было принято, в частности, в силу доводов маршала Бессьера, утверждавшего, что атаковать Кутузова на его новой позиции невозможно. Бессьер заявил на военном совете, созванном Наполеоном в деревне Городне, под Малоярославцем: "Разве мы не видели вчерашнего поля битвы, разве не заметили, с какой яростью русские рекруты, еле вооруженные, едва одетые, шли там на смерть!" И в первый раз за эту кровавую русскую кампанию он (Наполеон. - Н. К.) повернулся спиной к русской армии, решился перейти из позиции преследующего в позицию преследуемого" (Е. Тарле "Нашествие Наполеона на Россию", стр. 228).

Трудность положения Наполеона под Малоярославцем учитель иллюстрирует следующим рассказом.

На другой день после битвы Наполеон поехал со свитой к Малоярославцу. Неожиданно на них напал отряд казаков атамана Платова. Казаки не знали, что имеют дело с Наполеоном и его маршалами. Если бы не подоспели на выручку французские кавалеристы, стычка могла бы окончиться для Наполеона смертью или пленом.

Отступавшая французская армия все разоряла на своем пути. Города Боровск и Верея были разграблены и сожжены. Зверства интервентов еще больше разжигали пламя народной партизанской войны. Преподаватель рассказывает учащимся об организации местного населения для борьбы с французами. Повсюду в нашей местности

крестьяне вооружались, и во всех деревнях устанавливались сторожевые посты - пикеты. При появлении врагов сторожевые посты звонили в набат, и собравшиеся по звону набатного колокола крестьяне отважно вступали в борьбу с небольшими отрядами французской армии. Учитель разбирает с ребятами ряд документов, свидетельствующих о героической борьбе крестьян-партизан в нашей местности. Женщины не отставали от мужчин в борьбе с ненавистным врагом. Они не только несли сторожевую службу, были проводниками, но и подобно знаменитой старостихе Василисе вступали в сражения с небольшими отрядами французских войск.

Документы рассказывают о борьбе крестьян с французами еще до отступления последних из Москвы. Приведем два из них. Донесение "о взятии в плен неприятельских партий отрядом ополчения". Рапорт от 29 августа 1812 года калужскому гражданскому губернатору от кордонного начальника Суходольского:

"С 26 по 28 августа произошло следующее: 26 числа с кордонов дано мне знать, что шайка французов в числе 10 человек приближается к селению Трашковичам. Распорядив людей кордонных ко встрече их, внезапностью таковою, злодеев среди леса атаковав, привели в трепет, и без дальнего сопротивления обезоружив взяли в плен, кои все за надлежащим караулом куда следует посланы. 26-го числа, известясь, что другая неприятельская партия в числе 75 человек собирается на границах Масальского уезда в намерении напасть на села Пятницкое и Любунь, с мечем и огнем... 27-го по утру составное ополчение из вооруженных воинов и крестьян с пиками и косами следовали мы в деревню, в коей нашед означенную партию природных французов, атаковали их. Сопротивление злодеев было отчаянное, но храбрость русских при трехчасовом сражении все превозмогла. Злодеи рассеялись, побежали... В сем деле убито неприятелей 36 чел. и ранено не мало, кои увезены на лошадях. В плен взято 6 чел. С нашей стороны убито воинов 2, графини Орловой села Пятницкого крестьянин 1 да ранено 3" (цит. по сборнику "В тылу армии. Калужская губерния в 1812 г.", стр. 35).

Второй документ рассказывает о борьбе крестьян с отступающим врагом:

"Боровского уезда, Рябушинской слободы, крестьянская девка, оставшаяся с подругами в селении, когда все мужчины до стариков выехали из слободы на сборные места против неприятелей, увидела едущих мимо селения пятерых французов в повозке, наполненной награбленными вещами. С железной лопатой в руках бежит сия

стр. 126
русская героиня навстречу мародерам, останавливает лошадей и мужественным голосом кричит сдаться. Между тем прочие женщины окружают едущих, которые и сдались, бросив ружья и прося помилования. Но девка, не внимая просьбам их, заставила умереть мучительной смертью. Один из неприятелей покусился было бежать в ближайший лес, но девка, выпередив бегущего, ударила лопатою по голове и принудила его упасть к ногам" (там же, стр. 22).

Преподаватель рассказывает учащиеся о том, что партизанское движение особенно сильно развилось в Боровском уезде, Калужской губернии. В селе Каменском этого уезда успешно действовал партизанский отряд в несколько тысяч человек.

Когда в конце разбора войны 1812 года учащиеся слушают знаменитое место из X главы "Евгения Онегина", где Пушкин пишет:

"Гроза двенадцатого года
Настала - кто нам тут помог?
Остервенение народа,
Барклаи, зима, иль русский бог?", -
то для них вывод ясен, ибо они отчетливо представляют себе картину того, как "дубина народной войны поднялась со всею своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ни чьих правил и вкусов... поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех нор, пока не пошило все нашествие" (Л. Толстой "Война и мир").

В заключение разбора местного материала по войне 1812 года учащиеся узнают историю памятника на месте тарутинских укреплений. Многие из учащихся бывали на этом поле и видели памятник и сохранившиеся до сих пор остатки некогда грозных укреплений. Село Тарутино в 1812 году принадлежало Нарышкиной. Вскоре после 1812 года оно перешло к новому владельцу - графу С. П. Румянцеву, который решил поправить свои денежные дела и к тому же прослыть либералом и "истинным патриотом". Он якобы в память о событиях 1812 года уволил 745 душ крестьян и дворовых из Тарутина и других сел и деревень в звание "вольных хлебопашцев". За свое "освобождение" крестьяне обязаны были заплатить долг Румянцева Опекунскому совету в Петербурге в сумме 66600 рублей ассигнациями. Эта сумма должна была быть уплачена крестьянами в течение 21 года начиная с 1829 года. Помимо этой суммы они должны были уплачивать проценты за долг и соорудить в селе Тарутине памятник. Проект памятника составил помещик, а стоимость его сооружения в сумме 44 тысяч рублей серебром должны были взять на себя крестьяне. Крестьяне также обязаны были вносить по 50 копеек с души в год для текущего ремонта памятника. На памятнике выгравирована надпись: "На сем месте Российское воинство под предводительством фельдмаршала Кутузова укрепясь спасло Россию и Европу" и "Сей памятник воздвигнут на иждивение крестьян села Тарутина, получивших от графа С. П. Румянцева безмездную свободу".

Памятник этот напоминает нам не только о народных героях 1812 года, но и о безмерных страданиях наших предков-крестьян, ограбленных "радетелем"-помещиком, который "даровал" крестьянам "безмездную свободу" стоимостью в 110 тысяч рублей, не считая процентов за его долги.

История войны 1812 года глубоко западает в память учащихся. В заключительной характеристике событий этого года преподаватель напоминает учащимся, что сокрушительный удар Наполеону и его "великой армии" нанес великий русский народ, никогда не терпевший чужеземных захватчиков на своей земле. Если в 1812 году крепостное крестьянство, "калужские и московские бороды", нанесло смертельный удар до тех пор непобедимому гениальному полководцу Наполеону, то еще больший разгром ждет наших врагов - империал истов, - если они посмеют напасть на наши советские земли. Освобожденные Великой Октябрьской со-

Памятник М. И. Кутузову близ деревни Горки, на месте Главной ставки М. И. Кутузова.

Рис. ученика школы им. Шацкого.

стр. 127

Памятник пехотинцам, погибшим при Бородинском сражении. Поставлен между расположением батареи Раевского и деревней Семеновской.

Рис. ученика школы им. Шацкого.

циалистической революцией от всякого гнета, народы Советской страны, сооруженные первоклассной боевой техникой, под руководством партии и великого Сталина поднимутся на защиту наших священных границ и разгромят врагов на их территории.

* * *

Очень полезно в целях укрепления и расширения исторических знаний учащиеся устраивать военно-исторические походы и экскурсии.

Из года в год мы систематически организуем экскурсии к местным памятникам войны 1812 года. Для этой цели используются главным образом летние каникулы.

Тате, в 1933 - 1934 году мы совершили; экскурсию в Боровск; в 1934 - 1935 году - в Тарутино и Малоярославец; в 1935 - 1936 году организовали военно-исторический поход по маршруту Боровск - Городня - Малоярославец (45 километров) и, наконец, в 1936 - 1937 и в 1938 - 1939 годах - два похода в Бородино (100 километров).

Как были организованы два последних, самых интересных похода в Бородино?

Наш путь лежал через Боровск - Верею на Можайск - Бородино. Это был как раз путь, по которому начала отступать армия Наполеона. Так как участниками похода были не только старшие учащиеся, изучавшие историю войны 1812 года, но и учащиеся VII - VIII классов, этой темы не изучавшие, то еще до начала похода учитель провел несколько бесед, в которых кратко ознакомил всех его участников с историей войны 1812 года.

В поход мы выступили в конце июля с таким расчетом, чтобы использовать самое теплое время года и иметь возможность ночевать в деревенских сараях на сете, что значительно упрощало организацию походного хозяйства. Длительность похода - 7 дней. Главное внимание мы уделили Бородину. Здесь мы и пробыли 2 дня.

На Бородинское поле мы совершили 4 экскурсии.

Вначале ознакомились с музеем, где получили наглядное представление об обстановке сражения, рассмотрели образцы вооружения и воинской амуниции того времени, ознакомились по макету с расположением сил обеих сторон на поле битвы.

Затем поднялись на центральный редут (так называемую батарею Раевского), с которого хорошо видно почти все поле сражения. Ориентироваться в обстановке нам помогали многочисленные памятники, расставленные по полю.

В конце второй экскурсии мы попробовали представить себе разницу в технике боя теперь и 127 лет назад. Это сравнение боевой техники, средств передвижения, основных стратегических и тактических приемов боя очень заинтересовало ребят.

Во время третьей экскурсии мы посетили знаменитый Шевардинский редут и Багратионовы флеши. И, наконец, четвертая экскурсия была в Горки, откуда Кутузов руководил боем.

Во всех этих экскурсиях учащиеся сделали себе, на память много зарисовок.

Преподаватель использовал во время экскурсии литературно-художественный материал. Так, мы прочли замечательное описание сражения из романа "Война и мир" Л. Н. Толстого, "Бородино" Лермонтова и несколько отрывков из мемуаров участников боя, русских и французов. Сочетание вида местности, где шло историческое сражение, с прекраснейшими реалистическими картинами у Толстого оставляет неизгладимое впечатление.

Вот что пишет ученица VIII класса З.: "Бородино! Поле Бородина! Это здесь слава Наполеона начала меркнуть. Душитель французской революции столкнулся с волей народа, защищавшего свою независимость. Героическая сила нашего народа заставила померкнуть "солнце Аустерли-

стр. 128

Маршрут экскурсии па Бородинское поле учащихся школы имени Шацкого.

Схема составлена учениками.

ца", освещавшее до тех пор победное шествие Наполеона по Европе. Русский народ никогда не терпел иноземного ига. Полчища врагов не раз пытались полонить русскую землю, но всегда неизменно бывали и будут биты".

Ученик Ваня Д. пишет: "Здесь земля полита кровью народной и устлана костьми. На этом поле русский народ, отстаивая свою независимость, навес Наполеону смертельную рану, от которой он уже не оправился. На полях бородинских наливаются богатые колхозные хлеба, отдельными точками и вышками стоят памятники. К памятникам ведут любовно расчищенные дорожки. Надписи рассказывают о том, что было на этом месте 127 лет назад, сколько было раненых и убитых.

Вечная память патриотам русской земли, отдавшим сбою жизнь за родину! Теперь уж мы врагов на родную землю не пустим. Мы будем бить их на их же земле "малой кровью, могучим ударом", по-ворошиловски. Никому не отнять у нас, советских людей, счастливой жизни, созданной под руководством великого Сталина.

Эти походы в Бородино принесли всем там большую пользу, а для меня, будущего учителя-историка, они особенно важны. Знания и опыт, приобретенные во время походов в. Бородино, помогут мне в будущей работе с ребятами".

Бородинский поход и подобные ему экскурсии и походы являются прекрасным средством воспитания у учащихся глубокой любви к героическому прошлому нашего народа, способствуют углублению и развитию интереса молодого поколения к военной истории, а следовательно, способствуют осознанию учащимися своего священного долга перед родиной. "Защита отечества есть священный долг каждого гражданина СССР".

Orphus

© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/История-в-школе-ИСПОЛЬЗОВАНИЕ-МЕСТНОГО-ИСТОРИЧЕСКОГО-МАТЕРИАЛА-ДЛЯ-УКРЕПЛЕНИЯ-ИСТОРИЧЕСКИХ-ЗНАНИЙ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Анастасия КольцоContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Kolco

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Н. КУЗИН, История в школе. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕСТНОГО ИСТОРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 30.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/История-в-школе-ИСПОЛЬЗОВАНИЕ-МЕСТНОГО-ИСТОРИЧЕСКОГО-МАТЕРИАЛА-ДЛЯ-УКРЕПЛЕНИЯ-ИСТОРИЧЕСКИХ-ЗНАНИЙ (date of access: 19.10.2019).

Found source (search robot):


Publication author(s) - Н. КУЗИН:

Н. КУЗИН → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Анастасия Кольцо
Saint-Petersburg, Russia
226 views rating
30.08.2015 (1512 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes

Related Articles
Шахматы по Шеннону
Catalog: Философия 
2 hours ago · From Михаил Идельчик
ПАВЕЛ I
Catalog: История 
6 hours ago · From Россия Онлайн
"МИССИЯ МИЛЬНЕРА"
Catalog: История 
6 hours ago · From Россия Онлайн
САМОДЕРЖАВИЕ, БЮРОКРАТИЯ И РЕФОРМЫ 60-Х ГОДОВ XIX В. В РОССИИ
6 hours ago · From Россия Онлайн
КОГДА И КЕМ БЫЛ СОЖЖЕН АРХИВ МОСКОВСКОГО ВРК
Catalog: История 
2 days ago · From Россия Онлайн
СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ В РУССКО-ИРАНСКИХ И РУССКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЯХ (1725-1745 гг.)
Catalog: История 
2 days ago · From Россия Онлайн
Л. ТРОЦКИЙ. СТАЛИНСКАЯ ШКОЛА ФАЛЬСИФИКАЦИЙ
2 days ago · From Россия Онлайн
МИФ И РЕАЛЬНОСТЬ: БОРЬБА ЗА СВОБОДУ В ИНДИИ 1945 - 1947
Catalog: История 
2 days ago · From Россия Онлайн
ПЕТР I: РОЖДЕНИЕ ИМПЕРИИ
Catalog: История 
2 days ago · From Россия Онлайн
МИХАИЛ ТИМОФЕЕВИЧ БЕЛЯВСКИЙ
Catalog: История 
2 days ago · From Россия Онлайн

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
 

Actual publications:

Загрузка...

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
История в школе. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕСТНОГО ИСТОРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ
 

Contacts
Watch out for new publications:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2019, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones