Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: RU-7922

Share with friends in SM

О. ФИЛИППОВА, 41-я школа Фрунзенского района гор. Москвы.

Историческое образование - сильнейшее орудие коммунистического воспитания молодежи. Курс истории СССР дает богатейшие возможности воспитания в наших детях подлинного советского патриотизма, глубокой ненависти к угнетателям трудящихся масс и восхищения героической борьбой народов СССР за свое освобождение, понимания борьбы за социализм, желания построить свою жизнь по примеру лучших людей пашей родины, готовности защищать наш Союз, когда это понадобится.

Курс истории СССР в 5-х и 6-х классах было вести особенно трудно потому, что нужно пройти за один год огромный материал: "от мамонта до наших дней". При прохождении курса материал учебника под ред. проф. А. В. Шестакова расширялся и углублялся выдержками из классиков марксизма: приводились высказывания Маркса о Ледовом побоище, Сталина - о крестьянских восстаниях, Ленина и Сталина - о Петре I, а также соответствующие выдержки из истории партии и гражданской войны.

Дети с интересом слушали слова Ленина и Сталина, некоторые переспрашивали: "В каком томе, на какой странице, я у мамы возьму, у нее есть Ленин и Сталин". Дети хотели сами перечитать письмо В. И. Ленина Центральному комитету, написанное накануне восстания, приветствия молодым советским Баварской и Венгерской республикам, статью товарища Сталина "К военному положению на юге".

На уроках истории были использованы учебные пособия. В моем распоряжении имелось 130 учебных пособий.

Типы учебных пособий: 1) плакаты-высказывания классиков марксизма; 2) карты СССР и Западной Европы; 3) плакаты-схемы отдельных исторических событий (например борьбы с немецкими и шведскими захватчиками в XIII веке, план Куликовской битвы, план похода Разина, Бородинского сражения, сталинский план разгрома Деникина, боев у Чонгара и Перекопа); 4) портреты исторических деятелей (по всему курсу); 5) вещественные памятники (произведения искусства древнейших государств в нашей стране, архитектура времен Тамерлана и т. д.); 6) изображения событий и их обстановки (картины издания Сытина, Тарасова и Гартвинга, альбом "В помощь политучебе"), 7) политические карикатуры; 8) так называемое "педагогическое рисование" мелом на доске, иногда с привлечением апликаций, например для темы "Барщина и оброк".

Большое место на уроках истории уделялось народным песням (русским, украинским, башкирским), отрывкам из художе-

стр. 110

ственной литературы (Пушкин, Лермонтов, Л. Н. Толстой), воспоминаниям знаменитых большевиков (Н. К. Крупская, В. В. Куйбышев), современной художественной литературе (Слонимский, А. Толстой, Джамбул, Сулейман Стальский, Вс. Иванов и др.).

Все эти средства необходимы зля того, чтобы дать детям наиболее конкретную и красочную картину исторических событий и их обстановки, чтобы помочь им получше понять и закрепить в памяти развитие и связь исторических событий. Тщательно продумывалась цель каждого урока. Например показать, как рабочие под руководством большевиков подготовили вооруженное восстание в 1905 году; показать, что декабрьское вооруженное восстание было высшей точкой в развитии революции 1905 года и что оно имело огромное влияние на развитие революционного движения в странах Востока и Западной Европы.

Работа над четкой постановкой основной темы каждого урока совсем не так легка, как думают многие учителя. В этом отношении большую помощь учителям истории оказал и семинар, который вел с ламп Д. Н. Никифоров, и связь нашей школы с кафедрой истории по производственной практике студентов.

Дети проявляли очень большой интерес к истории. План каждого урока (со включением в него дат, имен и названий) - об'емом в 30 слов - записывали все ребята.

В начале года был об'явлен конкурс па лучшую тетрадь по истории. Тетрадь для записей по истории была обязательна для всех. Дети зарисовывали в свои тетради схемы, рисовали сами иллюстрации и, наконец, иллюстрировали план каждого урока картинками из календаря, "Пионерской правды" и из других газет.

Интерес ребят к истории отразился также в работе нашего исторического кружка. Каждую пятидневку мы собирались в историческом кабинете пли классе.

Занятия кружка начались с чтения художественной литературы, дополнявшего пройденные на уроках темы. На уроках из-за недостатка времени не было возможности читать былины. В кружке же детьми были прочитаны былины об Илье Муромце, Микуле Селяниновиче, Добрыне Никитиче. Были прочитаны стихотворения А. К. Толстого "Князь Курбский", "Песня про купца Калашникова" М. Ю. Лермонтова, отрывки из "Бориса Годунова" и "Полтавы" Пушкина, статья Константинова о Суворове (журнал "Костер"), статья Ивантера о Марате (журнал "Пионер"), биография товарища Сталина (журнал "Пионер").

Кружком были задуманы и выполнены бюллетени, посвященные С. Т. Разину, Е. И. Пугачеву, Парижской коммуне. Эти бюллетени были использованы при прохождении соответствующих тем.

Чтобы выпустить бюллетени, кружковцы проявили большую активность, подбирая иллюстрации, тщательно выписывая лозунги и высказывания Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина о Парижской коммуне.

Третий вид занятий в кружке - рассматривание книг, альбомов, иллюстраций старинных монет и беседы в связи с этим материалом, а также обсуждение детских рисунков и изготовленных детьми учебных пособий и макетов.

Четвертый вид работы - составление самостоятельных докладов. Один ученик задумал сделать нам доклад о Новгороде. Он прочел книгу Вернадского "Господин Великий Новгород", статьи о Новгороде в "Пионерской правде", в "Правде" (о Ледовом побоище) и написал доклад "История Новгорода".

Доклад он прочел в кружке и сопровождал его демонстрацией картин. Доклад был составлен очень толково и заканчивался стихами поэта пушкинских времен Языкова о Новгороде:

"Время отлетело,
Слава изжита;
Вече онемело -
Сила отнята.
Город воли дикой,
Город буйных сил,
Новгород великий
Тихо опочил".

Докладчик не на шутку заинтересовался Новгородом. Прошло несколько месяцев, и он с радостью сообщил в кружке, что в Новгороде сделаны новые археологические находки, В конце года этот же ученик по собственной инициативе написал доклад "О гражданской войне" по материалам "Истории гражданской войны", "Пионерской правды", учебника под редакцией профессора Шестакова и др.

Пятый вид работы кружка - игры по истории. В составлении таких игр принимали участие многие ребята, используя опыт прошлогодней игры по истории древнего мира. В прошлом году у нас игра называлась "Что, где, когда?" В этом году мы обязательно хотели ввести вопросы: "Почему?", "Какое значение это имело?"

Игра состоит из серии карточек; на карточках или написан вопрос (например "Когда Волга стала русской рекой?", "Какое значение имело принятие христианства?",

стр. 111

"Кто такой Чингисхан, и как звали его внука?"), или изображен план (например Куликовской битвы), или портрет исторического деятеля, писателя, или какой-нибудь вещественный памятник.

Первый вариант игры: получив четыре карточки, надо ответить на вопрос и объяснить иллюстрации.

Второй вариант игры: получив шесть карточек, надо расположить их в хронологическом порядке и аргументировать.

Третий вариант - игра с колодой: добирать из колоды карточки с тем, чтобы получить квартет, название которого играющий должен сам придумать. Например один подбирает четыре события XVII века, другой - четырех вождей крестьянских движений, третий - писателей пушкинской поры, четвертый - "Ледовое побоище", пятый - "Татарское иго и освобождение от него", шестой - "Колониальная политика русского царизма" и т. д.

Об'единяющим названием надо доказать, что ты собрал квартет.

В кружке кроме того обсуждались также исторические кинокартины ("Пугачев", "Петр I", "Зори Парижа", "Волочаевские дни", "Юность Максима", "Ленин в Октябре"), с большим интересом просмотренные детьми.

У нас не было времени на повторение и не было испытаний, которые дали бы возможность судить о глубине и прочности знаний учащихся, но самая работа на протяжении года, ответы учащихся, их кружковые занятия показали большой интерес и любовь учащихся к истории СССР.

Общий годовой результат удовлетворительный:

 

5 -"А"

5 -"Б"

6 -"А"

6 -"Б"

6 -"В"

Отлично

11

12

13

11

12

Хорошо

15

15

14

11

17

Посредственно

14

11

7

10

7

Нарушения дисциплины на уроках истории были редки.

С не успевающими в году велись дополнительные занятия.

В этом году в нашей работе был серьезный пробел: совсем не было экскурсионной работы, в то время как в прошлом году каждый класс побывал в музее дважды.

Итоги годичной работы имеются в школьном историческом кабинете и в кабинете истории Мосгороно.

Orphus

© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/История-в-школе-ИСТОРИЯ-СССР-В-5-х-И-6-х-КЛАССАХ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Анна СергейчикContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Sergeichik

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

О. ФИЛИППОВА, История в школе. ИСТОРИЯ СССР В 5-х И 6-х КЛАССАХ // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 28.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/История-в-школе-ИСТОРИЯ-СССР-В-5-х-И-6-х-КЛАССАХ (date of access: 17.09.2019).

Found source (search robot):


Publication author(s) - О. ФИЛИППОВА:

О. ФИЛИППОВА → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Анна Сергейчик
Vladikavkaz, Russia
716 views rating
28.08.2015 (1481 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes

Related Articles
МОСКОВСКИЕ ОХОТНИКИ ПРЕДПОЧИТАЮТ ЯСТРЕБОВ И СЕТТЕРОВ
Catalog: Лайфстайл 
5 days ago · From Россия Онлайн
НЕНУЖНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ
Catalog: Лайфстайл 
5 days ago · From Россия Онлайн
Российское онлайн-казино предлагает нам игры производства NetEntertaiment, Microgaiming и других менее известных разработчиков.
Catalog: Лайфстайл 
5 days ago · From Россия Онлайн
Рассматривается гравитационное поле, как энергетическая структура взаимодействия гравитирующих объектов. Предлагается расчёт гравитационных взаимодействий с точки зрения гравитационного потенциала взаимодействия частиц. Даны определения потенциала гравитационного пля. Вводится понятие ГРАДИЕНТА гравитационного потенциала взаимодействующих частиц. Вычислена энергия Вселенной, которая является постоянной величиной.
Catalog: Физика 
6 days ago · From Владимир Груздов
В событиях электорального Майдана 2019 года, приведшего к власти команду Зеленского, прямо явила себя Мать живущих Луна, устремив Украину, корабль наш, стезею Добра.
Catalog: Философия 
7 days ago · From Олег Ермаков
Симультанный синестетический образ "Музыка красоты", созданный Ириной Мирошник для синестетической музыкотерапии, объединяет комплементарные (взаимодополняющие) и скоординированные художественные образы: изобразительный — картина «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли и музыкальный — «Музыка Первичного Океана» Ирины Мирошник. Создание симультанных (от франц. simultane — одновременный) художественных образов в синестетических композициях — это новая тенденция персоналистической культуры будущего — синестетический симультанизм. Синестетический симультанизм основывается на законах и принципах Координационной парадигмы развития (КПР), как общенаучной теории координации, альтернативной диалектике и метафизике.
Причина утраты людьми смысла древних имен. The reason of loss of the meaning of ancient names by people.
Catalog: Философия 
15 days ago · From Олег Ермаков
За последние месяцы международным общественным мнением очередной раз была выражена крайняя обеспокоенность напряженностью в споре о суверенитете в Южно-Китайском море, внезапно обострившемся после ряда внезапных и необоснованных действий Китая в районе ЮКМ
20 days ago · From Марина Тригубенко
3 июля 2019 года крупнейшее исследовательское судно Китая «Морская геология 8» в сопровождении двух тяжелых кораблей береговой охраны и целой флотилии вспомогательных судов незаконно вошла в район отмели Ты Тинь в блоке 06-01 в юго-западной части архипелага Спратли, расположенный в исключительной экономической зоне (ИЭЗ) и континентальном шельфе в Южно-Китайском море. Ряд китайских морских судов спровоцировали действия против вьетнамской береговой охраны вокруг буровой установки проекта Нам Кон Шон - проект совместного предприятия Вьетнама с Россией. Китайские морские геологи сразу начали проводить сейсмические исследования дна. Одновременно они потребовали вывода оттуда японской буровой платформы Хакури 5, которая по контракту с «Роснефтью» и «Петровьетнам» уже более месяца ведёт разведочное бурение в этом же месте.
26 days ago · From Марина Тригубенко

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
 

Actual publications:

Загрузка...

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
История в школе. ИСТОРИЯ СССР В 5-х И 6-х КЛАССАХ
 

Contacts
Watch out for new publications:

About · News · For Advertisers · Donate $ to Libmonster ($)

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2019, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Germany China India Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Uzbekistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones