О. ФИЛИППОВА, 41-я школа Фрунзенского района гор. Москвы.
Историческое образование - сильнейшее орудие коммунистического воспитания молодежи. Курс истории СССР дает богатейшие возможности воспитания в наших детях подлинного советского патриотизма, глубокой ненависти к угнетателям трудящихся масс и восхищения героической борьбой народов СССР за свое освобождение, понимания борьбы за социализм, желания построить свою жизнь по примеру лучших людей пашей родины, готовности защищать наш Союз, когда это понадобится.
Курс истории СССР в 5-х и 6-х классах было вести особенно трудно потому, что нужно пройти за один год огромный материал: "от мамонта до наших дней". При прохождении курса материал учебника под ред. проф. А. В. Шестакова расширялся и углублялся выдержками из классиков марксизма: приводились высказывания Маркса о Ледовом побоище, Сталина - о крестьянских восстаниях, Ленина и Сталина - о Петре I, а также соответствующие выдержки из истории партии и гражданской войны.
Дети с интересом слушали слова Ленина и Сталина, некоторые переспрашивали: "В каком томе, на какой странице, я у мамы возьму, у нее есть Ленин и Сталин". Дети хотели сами перечитать письмо В. И. Ленина Центральному комитету, написанное накануне восстания, приветствия молодым советским Баварской и Венгерской республикам, статью товарища Сталина "К военному положению на юге".
На уроках истории были использованы учебные пособия. В моем распоряжении имелось 130 учебных пособий.
Типы учебных пособий: 1) плакаты-высказывания классиков марксизма; 2) карты СССР и Западной Европы; 3) плакаты-схемы отдельных исторических событий (например борьбы с немецкими и шведскими захватчиками в XIII веке, план Куликовской битвы, план похода Разина, Бородинского сражения, сталинский план разгрома Деникина, боев у Чонгара и Перекопа); 4) портреты исторических деятелей (по всему курсу); 5) вещественные памятники (произведения искусства древнейших государств в нашей стране, архитектура времен Тамерлана и т. д.); 6) изображения событий и их обстановки (картины издания Сытина, Тарасова и Гартвинга, альбом "В помощь политучебе"), 7) политические карикатуры; 8) так называемое "педагогическое рисование" мелом на доске, иногда с привлечением апликаций, например для темы "Барщина и оброк".
Большое место на уроках истории уделялось народным песням (русским, украинским, башкирским), отрывкам из художе-
ственной литературы (Пушкин, Лермонтов, Л. Н. Толстой), воспоминаниям знаменитых большевиков (Н. К. Крупская, В. В. Куйбышев), современной художественной литературе (Слонимский, А. Толстой, Джамбул, Сулейман Стальский, Вс. Иванов и др.).
Все эти средства необходимы зля того, чтобы дать детям наиболее конкретную и красочную картину исторических событий и их обстановки, чтобы помочь им получше понять и закрепить в памяти развитие и связь исторических событий. Тщательно продумывалась цель каждого урока. Например показать, как рабочие под руководством большевиков подготовили вооруженное восстание в 1905 году; показать, что декабрьское вооруженное восстание было высшей точкой в развитии революции 1905 года и что оно имело огромное влияние на развитие революционного движения в странах Востока и Западной Европы.
Работа над четкой постановкой основной темы каждого урока совсем не так легка, как думают многие учителя. В этом отношении большую помощь учителям истории оказал и семинар, который вел с ламп Д. Н. Никифоров, и связь нашей школы с кафедрой истории по производственной практике студентов.
Дети проявляли очень большой интерес к истории. План каждого урока (со включением в него дат, имен и названий) - об'емом в 30 слов - записывали все ребята.
В начале года был об'явлен конкурс па лучшую тетрадь по истории. Тетрадь для записей по истории была обязательна для всех. Дети зарисовывали в свои тетради схемы, рисовали сами иллюстрации и, наконец, иллюстрировали план каждого урока картинками из календаря, "Пионерской правды" и из других газет.
Интерес ребят к истории отразился также в работе нашего исторического кружка. Каждую пятидневку мы собирались в историческом кабинете пли классе.
Занятия кружка начались с чтения художественной литературы, дополнявшего пройденные на уроках темы. На уроках из-за недостатка времени не было возможности читать былины. В кружке же детьми были прочитаны былины об Илье Муромце, Микуле Селяниновиче, Добрыне Никитиче. Были прочитаны стихотворения А. К. Толстого "Князь Курбский", "Песня про купца Калашникова" М. Ю. Лермонтова, отрывки из "Бориса Годунова" и "Полтавы" Пушкина, статья Константинова о Суворове (журнал "Костер"), статья Ивантера о Марате (журнал "Пионер"), биография товарища Сталина (журнал "Пионер").
Кружком были задуманы и выполнены бюллетени, посвященные С. Т. Разину, Е. И. Пугачеву, Парижской коммуне. Эти бюллетени были использованы при прохождении соответствующих тем.
Чтобы выпустить бюллетени, кружковцы проявили большую активность, подбирая иллюстрации, тщательно выписывая лозунги и высказывания Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина о Парижской коммуне.
Третий вид занятий в кружке - рассматривание книг, альбомов, иллюстраций старинных монет и беседы в связи с этим материалом, а также обсуждение детских рисунков и изготовленных детьми учебных пособий и макетов.
Четвертый вид работы - составление самостоятельных докладов. Один ученик задумал сделать нам доклад о Новгороде. Он прочел книгу Вернадского "Господин Великий Новгород", статьи о Новгороде в "Пионерской правде", в "Правде" (о Ледовом побоище) и написал доклад "История Новгорода".
Доклад он прочел в кружке и сопровождал его демонстрацией картин. Доклад был составлен очень толково и заканчивался стихами поэта пушкинских времен Языкова о Новгороде:
"Время отлетело, Слава изжита; Вече онемело - Сила отнята. Город воли дикой, Город буйных сил, Новгород великий Тихо опочил".
Докладчик не на шутку заинтересовался Новгородом. Прошло несколько месяцев, и он с радостью сообщил в кружке, что в Новгороде сделаны новые археологические находки, В конце года этот же ученик по собственной инициативе написал доклад "О гражданской войне" по материалам "Истории гражданской войны", "Пионерской правды", учебника под редакцией профессора Шестакова и др.
Пятый вид работы кружка - игры по истории. В составлении таких игр принимали участие многие ребята, используя опыт прошлогодней игры по истории древнего мира. В прошлом году у нас игра называлась "Что, где, когда?" В этом году мы обязательно хотели ввести вопросы: "Почему?", "Какое значение это имело?"
Игра состоит из серии карточек; на карточках или написан вопрос (например "Когда Волга стала русской рекой?", "Какое значение имело принятие христианства?",
"Кто такой Чингисхан, и как звали его внука?"), или изображен план (например Куликовской битвы), или портрет исторического деятеля, писателя, или какой-нибудь вещественный памятник.
Первый вариант игры: получив четыре карточки, надо ответить на вопрос и объяснить иллюстрации.
Второй вариант игры: получив шесть карточек, надо расположить их в хронологическом порядке и аргументировать.
Третий вариант - игра с колодой: добирать из колоды карточки с тем, чтобы получить квартет, название которого играющий должен сам придумать. Например один подбирает четыре события XVII века, другой - четырех вождей крестьянских движений, третий - писателей пушкинской поры, четвертый - "Ледовое побоище", пятый - "Татарское иго и освобождение от него", шестой - "Колониальная политика русского царизма" и т. д.
Об'единяющим названием надо доказать, что ты собрал квартет.
В кружке кроме того обсуждались также исторические кинокартины ("Пугачев", "Петр I", "Зори Парижа", "Волочаевские дни", "Юность Максима", "Ленин в Октябре"), с большим интересом просмотренные детьми.
У нас не было времени на повторение и не было испытаний, которые дали бы возможность судить о глубине и прочности знаний учащихся, но самая работа на протяжении года, ответы учащихся, их кружковые занятия показали большой интерес и любовь учащихся к истории СССР.
Общий годовой результат удовлетворительный:
|
5 -"А" |
5 -"Б" |
6 -"А" |
6 -"Б" |
6 -"В" |
Отлично |
11 |
12 |
13 |
11 |
12 |
Хорошо |
15 |
15 |
14 |
11 |
17 |
Посредственно |
14 |
11 |
7 |
10 |
7 |
Нарушения дисциплины на уроках истории были редки.
С не успевающими в году велись дополнительные занятия.
В этом году в нашей работе был серьезный пробел: совсем не было экскурсионной работы, в то время как в прошлом году каждый класс побывал в музее дважды.
Итоги годичной работы имеются в школьном историческом кабинете и в кабинете истории Мосгороно.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Libmonster Russia ® All rights reserved.
2014-2024, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Russia |