Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: RU-7797

Share with friends in SM

под редакцией проф. А. В. Шестакова

Преподавание истории СССР в 3 и 4-м классах в настоящем учебном году ведется на основе "Краткого курса истории СССР" под редакцией профессора А. В. Шестакова. Появление долгожданного марксистско-ленинского учебника истории вызвало оживленную методическую работу учителей. На собраниях учителя рассказывают о своем опыте преподавания истории СССР на основе нового учебника. Идет живое обсуждение этого опыта. Вырабатываются лучшие методы преподавания истории СССР. Все признают достоинства учебника и именно поэтому обращают внимание на ряд второстепенных недочетов, которые необходимо устранить в последующих изданиях.

С одним таким собранием, проведенным горкабинетом истории, мы и познакомим читателя. На собрании присутствовал редактор "Краткого курса истории СССР" профессор А. В. Шестаков. Выступали преподаватели школ многих районов Москвы.

Все высказывавшиеся единодушно отмечали достоинства учебника, указывая и его недочеты. Профессор А. В. Шестаков в своем выступлении согласился с критикой и пожеланиями, которые были сделаны на собрании, призвал продолжать эту работу и сказал, что перед авторским коллективом учебника стоит задача - улучшить его для нового издания.

В качестве основного недочета учебника на собрании указывалось, что он все же труден и малодоступен для учеников 3 и 4-го классов, что он более подходит для 5-го класса и выше.

Главная трудность работы с учебником в 3 и 4-м классах проистекает вследствие насыщенности его материалом - указывали преподаватели. Отсюда необходимость, как говорили они, тщательной проработки буквально каждой строчки, невозможность ограничиться рассказом и затем задать на-дом для самостоятельной работы. Самыми трудными являются первые параграфы. В особенности труден параграф "Переход от рода к государству". Некоторые термины недоступны ученикам 3 и 4-го классов: например "многонациональное государство" (стр. 39), хотя в учебнике и дано краткое об'яснение.

Языком учебника преподаватели довольны, отмечая, однако, некоторые мелкие недочеты, например следующие слова учебника: "Незадолго до своей смерти он (Иван IV) в припадке гнева ударом посоха в висок убил своего старшего сына" (стр. 43) - учениками 3-го класса в одной школе были поняты в том смысле, что Иван IV был припадочный и в припадке болезни убил сына. Очевидно, надо будет сказать в следующем издании иначе, чтобы не давать повода для такого неправильного толкования. Указывалось, что, например, в разделе "Завоевание Казани и Астрахани" (стр. 38) имеется очень длинное придаточное предложение, в которое, как говорил выступавший преподаватель, вложено "колоссальное содержание".

Считая большим достоинством учебника картины, учителя отмечали крайне небольшой формат их - 1/4 страницы, а следовало бы дать в 1 страницу или в полстраницы. Вследствие недостаточной четкости рисунка в одной школе кадушки с медом на картине "Полюдье" (стр. 14) были приняты за стопки блинов. Ученики

стр. 112

просят многокрасочных иллюстраций. В ряде школ ученики, а также и учителя выразили пожелание, чтобы в конце учебника был дан словарь незнакомых и трудных слов. Некоторые ученики просят дать вопросы в конце параграфов или разделов. Во французских учебниках, указывали учителя, такие вопросники имеются.

Очень разнообразны методы работы с учебником. Некоторые преподаватели строят всю работу на детальном об'яснении картинок. Многие учителя высказались за громкое чтение учебника в классе, с тем чтобы учитель раз'яснял прочитанное. Мотивировалось это тем, что большинству трехклассников текст учебника недоступен для самостоятельного изучения. Один учитель, очень опытный, начал с чтения в классе полностью параграфов учебника. Затем он давал подробные раз'яснения прочитанного. Он указывал на необходимость подчеркивания в рассказе черт, специфических для данного времени. В его рассказе фигурировали и бороды, и посохи, и длинные кафтаны. Это приводит к тому, что дети незаметно усваивают специфику определенного исторического времени. Тот же учитель рассказывал, что он как-то в коридоре встретил своих учеников. Они бежали куда-то. На вопрос, куда они спешат, один ученик ответил: "Бежим зипунов добывать". Очень большое впечатление на учеников произвели приведенные отрывки из летописи, из былин и т. д. Один преподаватель знает много поговорок и умело пользуется ими.

Основная трудность пользования картами заключается в том, что ученики 3-го класса еще совершенно не знают карты, еще не проходили ее в курсе географии, Поэтому приходится с ними на уроках истории заниматься географией. О картах говорили очень много. Указывалось на желательные типы карт. Большинство пользуется физическими картами европейской части СССР. На эту карту обычно переносятся необходимые указания или временно ввиде плакатиков, или же постоянно тушью, или акварельными красками. Очень многие практикуют контурные сетки, на которые ученики переносят постепенно данные, указанные на картах в учебнике.

Большие споры разгорелись вокруг вопроса о записях. Некоторые преподаватели, исходя из наличия учебника, категорически отрицают необходимость записей у учеников. Однако многие учителя указывали, что записанный учениками план или основные вопросы (вроде следующего: "Кто были соседи славян, чем занимались славяне?" и т. п.) облегчают усвоение материала учебника.

В слабых классах практикуется систематическое повторение. В одной школе преподаватель ввел дополнительно повторения с отстающими. Благодаря этому ему удалось ликвидировать отставание.

Наличие учебника, в котором дается связный, последовательный рассказ, очень помогло повысить требования к ответам, перейти от вопросно-ответного метода спрашивания к требованию связного рассказа. Во многих школах ученики уже делают небольшие рассказики: один рассказывает о завоевании Казани и Астрахани Иваном IV, другой - о войнах Ивана IV, третий - об опричнине. Но в ряде школ учителя жалуются, что ученики 3-го класса еще не умеют связно рассказывать. Поэтому были высказаны пожелания, чтобы дети учились рассказывать начиная с 1-го класса.

Большим вопросом явилось задание надом. Очень часто преподаватели истории попадали в такое положение, что им нельзя было задавать домашних заданий по истории, так как по основным предметам: русскому языку и арифметике - уже имелись большие задания.

Из этого беглого обзора только одного совещания по Москве видно, какая оживленная методическая работа развернулась вокруг "Краткого курса истории СССР" под редакцией профессора А. В. Шестакова. Необходимо продлить эту работу и систематизировать ее.

 

Orphus

© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/История-в-школе-НЕКОТОРЫЕ-ВЫВОДЫ-ПО-РАБОТЕ-В-3-и-4-м-КЛАССАХ-С-УЧЕБНИКОМ-КРАТКИЙ-КУРС-ИСТОРИИ-СССР

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Анна СергейчикContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Sergeichik

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

А. Ф., История в школе. НЕКОТОРЫЕ ВЫВОДЫ ПО РАБОТЕ В 3 и 4-м КЛАССАХ С УЧЕБНИКОМ "КРАТКИЙ КУРС ИСТОРИИ СССР" // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 26.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/История-в-школе-НЕКОТОРЫЕ-ВЫВОДЫ-ПО-РАБОТЕ-В-3-и-4-м-КЛАССАХ-С-УЧЕБНИКОМ-КРАТКИЙ-КУРС-ИСТОРИИ-СССР (date of access: 29.09.2020).

Found source (search robot):


Publication author(s) - А. Ф.:

А. Ф. → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Анна Сергейчик
Vladikavkaz, Russia
317 views rating
26.08.2015 (1861 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes

Related Articles
Новый социализм нужно строить, опираясь на новую теорию социализма. Новая теория социализма отказывается от диктатуры пролетариата, ибо практика развития старого социализма показала, что диктатура пролетариата не может быть не чем иным, как только диктатурой кучки коммунистических чиновников, или, как очень остроумно назвала её Роза Люксембург «диктатурой НАД пролетариатом». А появление у руля этой диктатуры таких предателей как Ельцин, неизбежно ведёт социализм к краху. Новый социализм, построенный на старой теории, ждёт такая же участь.
Малоизвестные страницы истории Великой Отечественной войны. Сейчас, когда открылись как отечественные, так и зарубежные архивы, стало возможным воссоздать картину одного из драматических эпизодов самого начального периода войны..... Западный фронт, бои в июне-июле 1941 года на втором стратегическом рубеже..... 22-ая армия под командованием генерал-полковника Ф.А. Ершакова..... Бои армии в Белоруссии на берегах реки Западная Двина на участке Дрисса - Дисна - Полоцк..... Начало широкого наступления немцев на восток было положено с маленького плацдарма в районе города Дисна
Catalog: История 
В статье рассматривается отражение образа Соловья-разбойника в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита" в связи с эпизодом свиста Бегемота и Коровьева при прощании героев с Москвой, а также связь образа Бегемота с образом Соловья-разбойника и героя древнеиндийского эпоса - Панду, а шире - связь русской литературы через "Закатный роман" Булгакова и поэму "Руслан и Людмила" А. С. Пушкина с древнеиндийскими произведениями: "Махабхаратой" и "Рамаяной".
Солнечная система является фрагментом распада нейтронного ядра нашей Галактики Млечный путь. Выброс нейтронного фрагмента Солнца из нейтронного ядра нашей Галактики произошёл приблизительно 10млр. лет назад. Всё это время нейтронный фрагмент перемещается по одному из спиральных рукавов нашей Галактики. Расширение происходит примерно по гиперболической траектории, которая вращается вокруг центра. Полный оборот вокруг центра нейтронного ядра Галактики, Солнце совершает примерно за 230млн.лет. Удаление от центра Галактики до Солнечной системы \simeq27700св. ле
Catalog: Физика 
17 days ago · From Владимир Груздов
Раскрытие тайны диалектики идеального и материального в реальном мире и в сознании человека
Catalog: Философия 
27 days ago · From Аркадий Гуртовцев
Энергия частицы является ключевым объяснением расширения Вселенной. В процессе расширения Вселенной участвуют пять частиц. Четыре массовые - нейтрон, протон, электрон и позитрон. Пятая частица условно без массовая - фотон. Позитрон и фотон не являются строительными кирпичиками материи Вселенной. Эти частицы выполняют вспомогательные функции в процессах преобразования материи и расширения Вселенной. Окружающий материальный мир организован из нейтронов, протонов и электронов. Сочетания, комбинации и перестановки этих трёх частиц, образуют окружающий нас мир
Catalog: Физика 
31 days ago · From Владимир Груздов
При любом взаимодействии масс, на любом уровне, создаются потенциалы взаимодействия в любых процессах расширения Вселенной. Этим определением рассмотрим вопросы, связанные с массой и энергией взаимодействующих объектов. Когда объекты (частицы, молекулы) потенциально взаимодействуют, они создают градиенты потенциального взаимодействия. Эти градиенты регулируют энергию и массу объектов и Вселенной в целом.
Catalog: Физика 
47 days ago · From Владимир Груздов
Жан Ланн
Catalog: История 
51 days ago · From Россия Онлайн
Кризис муниципальных финансов в России в 1917 г.
Catalog: Экономика 
51 days ago · From Россия Онлайн
Благотворительная деятельность предпринимателей Парамоновых на Дону. 1914-1915 гг.
Catalog: История 
51 days ago · From Россия Онлайн

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
 
Наталья Свиридова·jpg·25.22 Kb·138 days ago

Actual publications:

Загрузка...

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
История в школе. НЕКОТОРЫЕ ВЫВОДЫ ПО РАБОТЕ В 3 и 4-м КЛАССАХ С УЧЕБНИКОМ "КРАТКИЙ КУРС ИСТОРИИ СССР"
 

Contacts
Watch out for new publications:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2020, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones