Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: RU-7797

Share with friends in SM

под редакцией проф. А. В. Шестакова

Преподавание истории СССР в 3 и 4-м классах в настоящем учебном году ведется на основе "Краткого курса истории СССР" под редакцией профессора А. В. Шестакова. Появление долгожданного марксистско-ленинского учебника истории вызвало оживленную методическую работу учителей. На собраниях учителя рассказывают о своем опыте преподавания истории СССР на основе нового учебника. Идет живое обсуждение этого опыта. Вырабатываются лучшие методы преподавания истории СССР. Все признают достоинства учебника и именно поэтому обращают внимание на ряд второстепенных недочетов, которые необходимо устранить в последующих изданиях.

С одним таким собранием, проведенным горкабинетом истории, мы и познакомим читателя. На собрании присутствовал редактор "Краткого курса истории СССР" профессор А. В. Шестаков. Выступали преподаватели школ многих районов Москвы.

Все высказывавшиеся единодушно отмечали достоинства учебника, указывая и его недочеты. Профессор А. В. Шестаков в своем выступлении согласился с критикой и пожеланиями, которые были сделаны на собрании, призвал продолжать эту работу и сказал, что перед авторским коллективом учебника стоит задача - улучшить его для нового издания.

В качестве основного недочета учебника на собрании указывалось, что он все же труден и малодоступен для учеников 3 и 4-го классов, что он более подходит для 5-го класса и выше.

Главная трудность работы с учебником в 3 и 4-м классах проистекает вследствие насыщенности его материалом - указывали преподаватели. Отсюда необходимость, как говорили они, тщательной проработки буквально каждой строчки, невозможность ограничиться рассказом и затем задать на-дом для самостоятельной работы. Самыми трудными являются первые параграфы. В особенности труден параграф "Переход от рода к государству". Некоторые термины недоступны ученикам 3 и 4-го классов: например "многонациональное государство" (стр. 39), хотя в учебнике и дано краткое об'яснение.

Языком учебника преподаватели довольны, отмечая, однако, некоторые мелкие недочеты, например следующие слова учебника: "Незадолго до своей смерти он (Иван IV) в припадке гнева ударом посоха в висок убил своего старшего сына" (стр. 43) - учениками 3-го класса в одной школе были поняты в том смысле, что Иван IV был припадочный и в припадке болезни убил сына. Очевидно, надо будет сказать в следующем издании иначе, чтобы не давать повода для такого неправильного толкования. Указывалось, что, например, в разделе "Завоевание Казани и Астрахани" (стр. 38) имеется очень длинное придаточное предложение, в которое, как говорил выступавший преподаватель, вложено "колоссальное содержание".

Считая большим достоинством учебника картины, учителя отмечали крайне небольшой формат их - 1/4 страницы, а следовало бы дать в 1 страницу или в полстраницы. Вследствие недостаточной четкости рисунка в одной школе кадушки с медом на картине "Полюдье" (стр. 14) были приняты за стопки блинов. Ученики

стр. 112

просят многокрасочных иллюстраций. В ряде школ ученики, а также и учителя выразили пожелание, чтобы в конце учебника был дан словарь незнакомых и трудных слов. Некоторые ученики просят дать вопросы в конце параграфов или разделов. Во французских учебниках, указывали учителя, такие вопросники имеются.

Очень разнообразны методы работы с учебником. Некоторые преподаватели строят всю работу на детальном об'яснении картинок. Многие учителя высказались за громкое чтение учебника в классе, с тем чтобы учитель раз'яснял прочитанное. Мотивировалось это тем, что большинству трехклассников текст учебника недоступен для самостоятельного изучения. Один учитель, очень опытный, начал с чтения в классе полностью параграфов учебника. Затем он давал подробные раз'яснения прочитанного. Он указывал на необходимость подчеркивания в рассказе черт, специфических для данного времени. В его рассказе фигурировали и бороды, и посохи, и длинные кафтаны. Это приводит к тому, что дети незаметно усваивают специфику определенного исторического времени. Тот же учитель рассказывал, что он как-то в коридоре встретил своих учеников. Они бежали куда-то. На вопрос, куда они спешат, один ученик ответил: "Бежим зипунов добывать". Очень большое впечатление на учеников произвели приведенные отрывки из летописи, из былин и т. д. Один преподаватель знает много поговорок и умело пользуется ими.

Основная трудность пользования картами заключается в том, что ученики 3-го класса еще совершенно не знают карты, еще не проходили ее в курсе географии, Поэтому приходится с ними на уроках истории заниматься географией. О картах говорили очень много. Указывалось на желательные типы карт. Большинство пользуется физическими картами европейской части СССР. На эту карту обычно переносятся необходимые указания или временно ввиде плакатиков, или же постоянно тушью, или акварельными красками. Очень многие практикуют контурные сетки, на которые ученики переносят постепенно данные, указанные на картах в учебнике.

Большие споры разгорелись вокруг вопроса о записях. Некоторые преподаватели, исходя из наличия учебника, категорически отрицают необходимость записей у учеников. Однако многие учителя указывали, что записанный учениками план или основные вопросы (вроде следующего: "Кто были соседи славян, чем занимались славяне?" и т. п.) облегчают усвоение материала учебника.

В слабых классах практикуется систематическое повторение. В одной школе преподаватель ввел дополнительно повторения с отстающими. Благодаря этому ему удалось ликвидировать отставание.

Наличие учебника, в котором дается связный, последовательный рассказ, очень помогло повысить требования к ответам, перейти от вопросно-ответного метода спрашивания к требованию связного рассказа. Во многих школах ученики уже делают небольшие рассказики: один рассказывает о завоевании Казани и Астрахани Иваном IV, другой - о войнах Ивана IV, третий - об опричнине. Но в ряде школ учителя жалуются, что ученики 3-го класса еще не умеют связно рассказывать. Поэтому были высказаны пожелания, чтобы дети учились рассказывать начиная с 1-го класса.

Большим вопросом явилось задание надом. Очень часто преподаватели истории попадали в такое положение, что им нельзя было задавать домашних заданий по истории, так как по основным предметам: русскому языку и арифметике - уже имелись большие задания.

Из этого беглого обзора только одного совещания по Москве видно, какая оживленная методическая работа развернулась вокруг "Краткого курса истории СССР" под редакцией профессора А. В. Шестакова. Необходимо продлить эту работу и систематизировать ее.

 

Orphus

© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/История-в-школе-НЕКОТОРЫЕ-ВЫВОДЫ-ПО-РАБОТЕ-В-3-и-4-м-КЛАССАХ-С-УЧЕБНИКОМ-КРАТКИЙ-КУРС-ИСТОРИИ-СССР

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Анна СергейчикContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Sergeichik

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

А. Ф., История в школе. НЕКОТОРЫЕ ВЫВОДЫ ПО РАБОТЕ В 3 и 4-м КЛАССАХ С УЧЕБНИКОМ "КРАТКИЙ КУРС ИСТОРИИ СССР" // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 26.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/История-в-школе-НЕКОТОРЫЕ-ВЫВОДЫ-ПО-РАБОТЕ-В-3-и-4-м-КЛАССАХ-С-УЧЕБНИКОМ-КРАТКИЙ-КУРС-ИСТОРИИ-СССР (date of access: 16.12.2019).

Found source (search robot):


Publication author(s) - А. Ф.:

А. Ф. → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Анна Сергейчик
Vladikavkaz, Russia
283 views rating
26.08.2015 (1573 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes

Related Articles
СПРАВКА О НАРОДАХ СССР, СОХРАНЯВШИХ ДО УСТАНОВЛЕНИЯ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ ПЕРЕЖИТКИ РОДОПЛЕМЕННОГО БЫТА
Yesterday · From Россия Онлайн
ТРАДИЦИОННЫЕ ВЕРОВАНИЯ ЗАКАМСКИХ УДМУРТОВ: ИСТОРИОГРАФИЯ ПРОБЛЕМЫ
Yesterday · From Россия Онлайн
УЧЕНИЕ КУНТА-ХАДЖИ В ЗАПИСИ ЕГО МЮРИДА
Yesterday · From Россия Онлайн
ВИРДОВЫЕ БРАТСТВА В ИНГУШЕТИИ
Yesterday · From Россия Онлайн
КУЛЬТ МУСУЛЬМАНСКИХ СВЯТЫХ В АСТРАХАНСКОМ КРАЕ
Yesterday · From Россия Онлайн
ТАРИКАТ, ЭТНИЧНОСТЬ И ПОЛИТИКА В ДАГЕСТАНЕ
Yesterday · From Россия Онлайн
РАИЛЬ ГУМЕРОВИЧ КУЗЕЕВ (1929 - 2005)
Yesterday · From Россия Онлайн
ФЕНОМЕН УСТОЙЧИВОСТИ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ УЙЛЬТА В КОНТЕКСТЕ ЭТНОНИМИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ НАРОДОВ СЕВЕРА (КОНЕЦ XIX - НАЧАЛО XXI В.)
Catalog: География 
Yesterday · From Россия Онлайн
РОССИЙСКИЕ АРМЯНЕ И ИХ ИССЛЕДОВАТЕЛИ
Yesterday · From Россия Онлайн
КРАСНОДАР - КАРАБАХ - МОСКВА: ОПЫТ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ АВТОЭТНОГРАФИИ
Yesterday · From Россия Онлайн

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
 

Actual publications:

Загрузка...

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
История в школе. НЕКОТОРЫЕ ВЫВОДЫ ПО РАБОТЕ В 3 и 4-м КЛАССАХ С УЧЕБНИКОМ "КРАТКИЙ КУРС ИСТОРИИ СССР"
 

Contacts
Watch out for new publications:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2019, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones