Libmonster ID: RU-8145

(7-я школа Москвы)

1

В изучении новой истории в 8-х классах значительное место занимают революция 1848 - 1849 годов в Германии и роль Маркса и Энгельса в ней. Я поставила себе целью добиться от учащихся глубокого изучения этих вопросов и решила ознакомить их с биографическими сведениями из жизни Маркса и Энгельса, связать изучение этого материала с самостоятельной работой учащихся и оживить работу привлечением иллюстративного материала, и художественной литературы.

После того как эти темы были пройдены в классе, я решила перенести углубленную работу на внеклассные занятия в форме подготовки конференции по истории на тему "Революция 1848 - 1849 годов в Германии и участие Маркса и Энгельса в ней".

Учащиеся 8-х классов живо откликнулись на мое предложение. В работе по подготовке конференции приняло участие около 30 человек. Было выделено 11 докладчиков, 10 декламаторов и 3 человека для подготовки технического оформления конференции. Эти три ученика должны были приготовить эпидиоскоп и проекционный фонарь, подобрать соответствующие диапозитивы и иллюстрации для эпидиоскопа, оборудовать кабинет и т. д. Активно участвовали в работе конференции и остальные учащиеся.

Конференция готовилась в течение двух месяцев. Собирались регулярно один раз в шестидневку, а две последние шестидневки перед конференцией - по два раза.

Предварительно я разработала план конференции, темы докладов, подобрала литературу к докладам. На организационном собрании были выделены докладчики на соответствующие темы и распределены между учащимися отрывки для декламации.

На первых занятиях каждый докладчик должен был представить план своего доклада, и, поскольку материал был уже пройден, все члены кружка участвовали в обсуждении этих планов.

После принятия плана началась подготовка к докладам. Планы мы обсуждали и улучшали примерно на четырех занятиях. Затем ученики готовили доклады, которые представлялись в письменном виде. На занятиях кружка их обсуждали, вносили в них те или иные исправления, а затем доклады поступали ко мне на редактирование. Каждый докладчик совместно с технической тройкой кружка подбирал к своему докладу диапозитивы и иллюстрации, все, участники кружка их просматривали и утверждали весь этот материал.

Когда вся подготовительная работа была закончена, были устроены три репетиции, на которых были окончательно уточнены все выступления, отобраны иллюстрации, подготовлены чтецы.

К конференции была подготовлена большая выставка на 8 плакатах с иллюстративным и цитатным материалом.

В назначенный день конференция состоялась и прошла с большим успехом.

Вначале учащийся, ведущий конференцию, об'явил о теме, плане конференции и ее участниках. Докладчики делали свои доклады устно. Они говорили четко и уверенно, показывая хорошее знание материала; без перебоев работала и техническая часть. В соответственных частях докладов показывались иллюстрации и читались отрывки из художественных произведений.

Конференция длилась два часа и прошла при напряженном внимании со стороны всей аудитории - как взрослых, так и учащихся.

На конференции присутствовали два 8-х класса, учащиеся - члены исторического кружка из 9-х классов, - дирекция школы, преподаватели истории и литературы.

Конференция, по моим наблюдениям, при повторении курса очень помогла хорошему усвоению этого раздела новой истории.

Опыт проведенной конференции оказался исключительно удачным; в классах выделился актив, интересующийся, углубленной работой по истории. Этих учащихся я связала с Центральным домом пионеров, где они выступали с докладом

стр. 138

на отчетном собрании по кружковой работе. Из Центрального дома пионеров они получали билеты на доклады по историческим темам и регулярно их посещали.

2

Конференция была проведена по таким темам: 1) "Биография Маркса и Энгельса до 1848 года", 2) "Маркс и Энгельс - основоположники научного коммунизма", 3) "Эмиграция Маркса", "Союз коммунистов", "Манифест коммунистической партии", 4) "Революция 1848 - 1849 годов в Германии", 5) "Маркс и Энгельс в Рейнской провинции в 1848 - 1849 годах", 6) "Национально-освободительное движение в Австрии. Разгром Вены", 7) "Реакция в Пруссии", 8) "Последний этап германской революции", 9) "Венгерская революция", 10) "Причины поражения революция 1848 - 1849 годов", 11) "Маркс и Энгельс в Англии".

К докладу по каждой теме составлялся план, подбирались иллюстрации и к некоторым докладам читались стихи.

Приводим план первого доклада ("Биография Маркса и Энгельса до 1848 года"):

1. Детство. Семья Вестфален. 2. Университетские годы. Кружок левых гегельянцев. 3. Работа в "Рейнской газете". Преследование Маркса прусской полицией. 4. Биография "Энгельса. 5. Пребывание Маркса в Париже. 6. Дружба Маркса и Энгельса. 7. Знакомство Маркса с Гейне и влияние Маркса на Гейне. 8. Работы Маркса в области общественных наук. 9. Связи с тайными обществами.

К первому докладу было показано десять иллюстраций, к другим докладам также показывались иллюстрации и декламировались стихи Гейша ("Плаксы", "1649 - 1793 - ???". "В октябре 1849 года"), Гервега ("Германия малым довольна"), Фрейлитрата ("Мертвые живым", "Роберт Блюм", "Прощальное слово" в "Навой Рейнской газете") и др.

К докладам мною была рекомендована, следующая литература: 1) Энгельс "К. Маркс", 2) Ленин "К. Маркс", 3) Ленин "Три источника и три составные части марксизма", 4) Лафарг "О Карле Марксе и Фридрихе Энгельсе", 5) "Карл Маркс". Институт Маркса - Энгельса - Ленина. Изогиз. Москва. 1933, 6) Дейч "Гейне и Маркс".

В докладе четвертом - "Национально-освободительное движение в Австрии" - рассказ о падении Вены и жестокой расправе с восставшими сопровождался чтением стихотворения Фрейлиграта "Роберт Блюм".

К докладу седьмому - "Реакция в Пруссии" - читали отрывок из стихотворения Фрейлиграта "Мертвые живым":

"Наутро, после ночи той, когда в бою 
                                            мы пали,
Вы нас торжественно несли, могилу 
                                      нам копали.
Пробиты, в дырах черепа, на лицах 
                                      пятна крови,
Но блеск победы на челе, и гордо сжаты 
                                                      брови.
Мы думали: не, даром, нет, мы головы 
                                              сложили,
Теперь навеки можем мы спокойно спать 
                                                  в могиле.
Вы обманули нас! Позор живым! 
                              Вы проиграли
В четыре месяца всё то, что мы 
                                     завоевали!
И подвиг наш и нашу смерть - вы 
                           предали их тоже.
Все слышим мы, всё знаем мы, в могилах 
                                      братских лежа.
Вандеи отзвук средь глухих и замкну-
                                    тых провинций.
Опять солдатчина, опять назад вернулись 
                                                    принцы!
И в Майнце, в Трире стыд, позор, 
                      повсюду унижение,
Гражданских и народных войск идет 
                                        разоружение!
И с воровством уже разгром цейхгауза 
                                             сравняли;
Могилы наши, нас самих уже оклеветали;
Где баррикады были, там теперь, как 
                                     прежде, снова
Собрания запрещены, в тисках печать 
                                                 и слово!
На юге, севере скрипит затвор в тюремном 
                                                       склепе.
Для тех, кто за народ восстал, готовы 
                                       снова цепи;
Союз с царизмом укреплен, и поносить 
                                                   готовы
Всех тех, кто пал и заслужил себе венок 
                                              лавровый;
Вы в будущее дальше всех умчались 
                                       с ураганом,
Бойцы парижские, и мы побеждены 
                                      обманом!"

Доклад восьмой - "Последний этап германской революции" - иллюстрировался чтением целого ряда стихов (стихотворение Гейне "1649 - 1793 - ???" и др.).

При рассказе о восстании в Эльберфельде и о том, как Энгельс ехал туда с тем, чтобы принять участие в восстании, приводилась песня добровольцев "За республику погибнуть":

"Тридцать шесть престолов сбросить 
                                                   надо,
Чтоб республике расчистить путь;
стр. 139

Рушьте же их, братья, без пощады,
Смело пулям подставляйте грудь!
За республику погибнуть - 
Наш великий, славный жребий, духом 
                                 избранная цель".

Когда докладчик говорил о выходе последнего номера "Новой Рейнской газеты", было прочитано помещенное в этом номере замечательное стихотворение Фрейлиграта, полное веры в конечную победу:

"Так прощай же, прощай, грохочущий 
                                                      бой!
Так прощайте, ряды боевые,
И поле в копоти пороховой,
И мечи, и копья стальные!
Так прощайте! Но только не навсегда!
Не убьют они дух наш, о братья!
И час пробьет, и, воскреснув, тогда
Вернусь к вам снова, опять я!
И когда последний трон упадет
И народ в опьянении мести
Заплатит в борьбе в последний свой счет,
Тогда будем мы снова вместе.
На Дунае, на Рейне словом, мечом
Народу восставшему всюду.
Бунтовщица, затравленная врагом,
Застрельщицей верной я буду!"

В докладе девятом - "Венгерская революция" - описание разгрома венгерской революции сопровождалось чтением стихотворения Гейне "В октябре 1849 года":

"Под сиянием лунным спят реки, леса,
Точно всех одолела дремота;
Только грохот раздастся порой - может 
                                                      быть,
Из друзей расстреляли кого-то...
Истекает вся Венгрия кровью; угла
Не найти беззащитной свободе;
Но остался вполне, невредим рыцарь 
                                              Франц,
И лежит его шпага в комоде...
Только вспомню про венгров - 
                                        становится мне
Слишком узко немецкое платье,
И под ним, словно море, бушует в груди,
Точно трубы заслышал опять я".

В докладе одиннадцатом - "Жизнь и работа Маркса и Энгельса, в Англии и роль их в I Интернационале и Парижской коммуне" - были использованы отрывки из речи Энгельса на могиле Маркса: "14 марта, без четверти три пополудни, перестал мыслить величайший из современных мыслителей...

Для борющегося пролетариата Европы и Америки, для исторической науки смерть этого человека - неизмеримая потеря...

Наука была для Маркса исторически-движущей революционной силой...

Ибо Маркс был, прежде всего - революционер. Тем или иным способом принимать участие в низвержении капиталистического общества... вот что было его подлинным жизненным призванием. Его стихией была борьба. И он боролся с такой страстью, с таким упорством, с таким успехом, как борются немногие" (К. Маркс и Ф. Энгельс. Собр. соч. Т. XV, стр. 652, 653).

Было также процитировано письмо Энгельса к Зорге после смерти Маркса: "Человечество стало ниже на одну голову, и притом на самую значительную из всех, которыми оно в наше время обладало" (Ф. Энгельс. Письмо Зорге от 15 марта 1883 года в книге К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. XXVII, стр. 298).

Заключительным моментом конференции было чтение речи Ленина на открытии памятника Марксу и Энгельсу в Москве 7 ноября 1918 года.

"Великая всемирно-историческая заслуга Маркса и Энгельса состоит в том, что они научным анализом доказали неизбежность краха капитализма и перехода его к коммунизму, в котором не будет больше эксплуатации человека человеком.

Великая всемирно-историческая заслуга Маркса и Энгельса состоит в том, что они указали пролетариям всех стран их роль, их задачу, их призвание: подняться первыми на революционную борьбу против капитала, об'единить вокруг себя в этой борьбе всех трудящихся и эксплуатируемых...

Пусть же памятники Марксу и Энгельсу еще и еще раз напоминают миллионам рабочих и крестьян, что мы не одиноки в своей борьбе. Рядом с нами поднимаются рабочие более передовых стран. Их и нас ждут еще тяжелые битвы. В общей борьбе будет сломан гнет капитала, будет окончательно завоеван социализм!" (В. И. Ленин. Т. XXIII, стр. 276).

* * *

На основе опыта 7-й школы ЛОНО можно сделать вывод о желательности применения подобного метода внеклассной работы и в других школах, так как этот метод активизирует самостоятельную работу учащихся, углубляет и закрепляет их знания, развивает их речь, будит интерес к истории и политически воспитывает.


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/История-в-школе-ОПЫТ-ВНЕКЛАССНОЙ-КОНФЕРЕНЦИИ-ПО-НОВОЙ-ИСТОРИИ-В-8-х-КЛАССАХ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Анастасия КольцоContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Kolco

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

История в школе. ОПЫТ ВНЕКЛАССНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ПО НОВОЙ ИСТОРИИ В 8-х КЛАССАХ // Moscow: Libmonster Russia (LIBMONSTER.RU). Updated: 29.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/История-в-школе-ОПЫТ-ВНЕКЛАССНОЙ-КОНФЕРЕНЦИИ-ПО-НОВОЙ-ИСТОРИИ-В-8-х-КЛАССАХ (date of access: 22.06.2025).

Found source (search robot):


Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Анастасия Кольцо
Saint-Petersburg, Russia
437 views rating
29.08.2015 (3585 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
Что мы знаем о Хабаровском процессе? По сей день это малоизвестная страница истории — судебный процесс 1949 года над японскими военными преступниками. Именно в Хабаровске были представлены факты медицинских экспериментов на людях и подготовки к бактериологической войне против СССР. Как считают российские историки, Хабаровский процесс по своему значению может быть поставлен в один ряд с военными трибуналами в Нюрнберге и Токио.
Передвижная выставка «Ученые – ветеринарные врачи в военной истории нашей страны» – прекрасная возможность познакомить посетителей ВДНХ с историческими фактами участия ветеринарных врачей в Великой Отечественной войне и их ролью в борьбе за Победу.
Российская военная ветеринария зарекомендовала себя, как сильнейшая в мире. В нашей армии удалось создать качественное структурное подразделение, в работе которого использовались и продолжают использоваться новейшие инновации в мире.
Тихих рубежей в России нет. Днем и ночью, в зной и в стужу, среди лесов и болот идет ратная служба на заставах и КПП. Меняются времена, но незыблемы вековые традиции пограничников — верность Отечеству и воинскому долгу. Сортавальский отряд — один из старейших в пограничных войсках. Создан был в 1924 г. в селе Ухта. Приняли под охрану наши пограничники солидный участок, протянувшийся на 530 километров тайги и болот.
Under the shadow of "POPLARS"
3 days ago · From Россия Онлайн
WATCH OUT... THE HISTORY BOOK
4 days ago · From Вадим Казаков
WHO IS ENTERED IN THE PERSONAL FILE
Catalog: Разное 
6 days ago · From Вадим Казаков
История Анастасии Горшковой — от Серова до галерей Европы. Её техника работы с бумагой без клея поражает критиков, а философия творчества вдохновляет новое поколение художников.
7 days ago · From Россия Онлайн
Military reform: efficiency, optimization, quality. "LET'S MEET THE CHALLENGE OF FATE WITH DIGNITY"
Catalog: Разное 
8 days ago · From Вадим Казаков
HOLY RULERS OF RUSSIA: THE BLESSED PRINCE DOVMONT
Catalog: История 
11 days ago · From Вадим Казаков

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

LIBMONSTER.RU - Digital Library of Russia

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners
История в школе. ОПЫТ ВНЕКЛАССНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ПО НОВОЙ ИСТОРИИ В 8-х КЛАССАХ
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: RU LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Libmonster Russia ® All rights reserved.
2014-2025, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android