Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: RU-8046

Share with friends in SM

Л. Позденкова, преподавательница истории СССР Архангельского педучилища

(КРУЖКОВАЯ РАБОТА)

Любовь к социалистической родине, интерес к ее истории вызвали к жизни активную, творческую работу исторического кружка в нашем училище. В кружок был большой наплыв желающих, и пришлась принять от каждого из десяти классов по нескольку человек. Собирались не часто, но к каждому занятию кружка тщательно готовились. Нередко занятия кружка превращались в массовый вечер, посвященный истории. Посещаемость достигла 100 человек.

С докладами выступали сами учащиеся. Выделенные товарищи тщательно изучали рекомендуемую литературу, вели конспекты прочитанного материала и брали консультации у руководителя кружка.

В процессе подготовки докладов руководителю приходилось помогать в самостоятельной работе кружковцев над историческими документами и произведениями классиков марксизма-ленинизма, указывать методы работы с исторической книгой.

Вот как прошло одно из занятий кружка. Тема занятия - "Создание русского национального государства". Учащихся пришло много (89 человек). Докладчик толково изложил узловые вопросы темы. В своем докладе он использовал большой фактический материал, историческую карту. Доклад продолжался 40 минут. Члены кружка задали докладчику несколько вопросов. Под руководством преподавателя началось обсуждение основных вопросов темы: а) "Почему Москва стала центром единого национального государства?" и б) "Значение образования русского национального государства".

В прениях выступили четыре ученика. Один из выступавших привел интересный конкретный материал по истории Москвы. После того как выступили учащиеся, руководитель кружка подытожил обсуждение.

Второе краткое сообщение на том же занятии кружка было сделано на тему "Москва - столица СССР". Докладчик демонстрировал картины из жизни Москвы прошлых столетий и Москвы современной, приведя в своем сообщении наиболее яркие факты гигантского роста Москвы социалистической. Один из членов кружка, недавно побывавший в Москве, рассказал о метро и других сооружениях столицы.

Занятие кружка прошло очень оживленно.

Исторический кружок был организован в середине 3-й четверти. До конца учебного года на занятиях кружка обсуждали основные вопросы история СССР. На первом занятии был заслушан доклад на тему "Происхождение государства". Докладчик дал большой материал по основным принципам марксистско-ленинского учения о государстве. Содокладчица рассказала в своем выступлении об учении товарища Сталина о социалистическом государстве, остановилась на основных его задачах двухфазного развития.

Второй доклад назывался так: "Древнейшие государства на территории СССР". Докладчиком и товарищами, выступавшими в прениях, был дан материал о государстве Урарту и среднеазиатских государствах. Это занятие оказалось наиболее сложным: было перегружено материалом.

На следующих занятиях руководитель стремился не допускать перегрузки материалом. Члены кружка заслушали доклады: "Образование Киевского государства", "Ледовое побоище", "Разгром польских интервентов" (1612 год), "Восстание под руководством Ивана Болотникова".

Над другими темами кружок работать не успел, так как начались испытания.

В течение всей работы кружка актив его готовил для уроков истории наглядные пособия. У нас имеются хорошо выполненные кружковцами карты различных походов (например поход Святослава, война 1812 года и др.), а также схемы битв (Ледового побоища, Куликовской битвы, Полтавского боя, штурма Измаила и др.). Учащиеся приготовили много карт, отражающих ход гражданской войны и интервенции в СССР, хронологические таблицы. Хорошо выполнены рисунки, иллюстрирующие жизнь первобытного человека, изображающие одежду и вооружение славян, татар и т. д.

Большую помощь в своей работе я получила от ряда статей "Исторического журнала", некоторые из них я рекомендую учащимся. Мой помощник по кружку, уча-

стр. 133

щийся выпускного класса Шеметев, систематически следи за всеми материалами журнала.

Массовые исторические вечера

Во втором полугодии исторический кружок провел два массовых исторических вечера, в организации их участвовали и нечлены кружка. Перед тем как наметить программу первого вечера, руководитель и отдельные члены кружка долго обсуждали опыт массовых вечеров по истории, проведенных в Загорском педагогическом училище, описанный в статье Шофранова "Отчетные ученические вечера истории", "Исторический журнал" N1 за 1938 год. Мы "читали, что вечера Загорского педучилища были перетружены разнородным историческим материалом и не имели целеустремленности.

Мы решили дать вечеру четкую политическую цель: показать молодежи наиболее яркие, величественные картины великой борьбы нашего народа за национальную независимость в прошлом. Намечено было заслушать три небольших доклада (по 20 - 25 минут на темы: "Ледовое побоище", "Куликовская битва" и "Полтавский бой"). Тематически подобранный материл вечера имел цель - помочь воспитывать в молодежи чувство советского патриотизма, готовность отдать, если понадобится, жизнь, защищая социалистическую родину. Докладчики должны были призвать молодежь быть всегда в состоянии той мобилизационной готовности, о которой писал товарищ Сталин в ответе пропагандисту Иванову.

К вечеру готовились целый месяц. В процессе подготовки выявлялись разнообразнейшие творческие способности учащихся, определялись хорошие чтецы-декламаторы, художники, организаторы и т. д. Работали дружно, с под'емом. Организовали выставку, подготовили первый номер бюллетеня кружка, хорошо оформили внутренний вид помещения педучилища.

Особенно удачно были построены выставки на тему "Ледовое побоище 1242 года". Тут же находились две карты: одна - общая и другая - схема битвы на Чудском озере.

Учащиеся приготовили рисунки, иллюстрирующие вооружение и одежду русских воинов и немецких рыцарей. На выставке имелись две цитаты: одна из хронологических выписок Карла Маркса. - "1242. Александр Невский выступает против немецких рыцарей, разбивает их на льду Чудского озера"1 - и слова из ответа товарища Сталина пропагандисту Иванову: "Нужно весь наш народ держать в состоянии мобилизационной готовности перед лицом опасности военного нападения, чтобы никакая "случайность" и никакие фокусы наших внешних врагов не могли застигнуть нас врасплох"2 .

Много было потрачено времени для создания выставки к докладу "Полтавский бой". Мы не могли нигде разыскать плана Полтавского боя. Были перерыты все архангельские библиотеки, пересмотрено много книг, и, наконец, план битвы был найден. Докладчики тщательно подготовились, изучив всю рекомендованную литературу, в особенности соответствующий руководящий материал из произведений классиков марксизма-ленинизма. Докладчики использовали также художественную литературу, хорошо изучили карты и схемы битв.

Актив кружка готовил к вечеру первый номер бюллетеня под заголовком "Знать и любить историю своей социалистической родины". В бюллетене были подведены итоги работы по изучению истории народов СССР за 3-ю четверть и показаны образцы работ отличников, ударников учебы по истории. Статьи бюллетеня были иллюстрированы фотографиями отличников.

Наконец, вечер наступил. Помещение педучилища было соответствующим образом" оформлено. В зале и коридорах висели яркие лозунги: "За отличное изучение истории социалистической родины", "История СССР - мощное орудие коммунистического воспитания" и др. На отдельных витринах находились выставки исторических картин и карт. Около вывешенного на видном месте бюллетеня кружка все время стояли группы учащихся, читали и обсуждали статьи и заметки бюллетеня. С интересом рассматривали многочисленные иллюстрации, которые удалось подобрать к докладу "Полтавский бой".

Вся молодежь педучилища пришла на свой первый исторический вечер. С напряженным вниманием юные патриоты слушали доклады о замечательных страницах великого прошлого своей матери-родины. Мысли всех собравшихся хорошо выразил первый докладчик, так закончивший свой доклад: "Пусть знают все враги советского государства, что теперь еще более страшный разгром ждет любого захватчика, который посмеет посягнуть на советскую землю, на священные границы нашей социалистической родины". Последние слова докладчика были заглушены аплодисментами.


1 "Большевик" N24 за 1936 год. "Хронологические выписки".

2 Письмо т. Иванова и ответ т. Сталина, стр. 13. Партиздат. 1938.

стр. 134

После каждого доклада учащиеся выступали с тематически подобранными стихами, былинами, отрывками из поэм (например из "Ледового побоища" К. Симонова, журнал "Знамя" N1 за 1938 год). Вечер был закончен концертом с участием артистов архангельского театра. Концерт был посвящен Полтавской битве. Материалом для "концерта была поэма Пушкина "Полтава".

Вечер прошел неплохо. Учащиеся были довольны, но все же в организации вечера были недочеты: программа была слишком перегружена. Мы решили, что на следующем вечере возьмем одну тему и разработаем ее глубже, всесторонне. Например взять одну только тему для вечера: "Война 1812 года"; в докладах дать представление о конкретной обстановке того периода, выяснить причины, характер и ход войны. Отдельно выделить сообщение о Бородинской битве, познакомить учащихся с биографией великого русского полководца, ученика суворовской школы Михаила Илларионовича Кутузова. Думаем поставить и такое сообщение: "Отражение войны 1812 года в художественном материале (Пушкин, Лермонтов, Л. Толстой) и в народном творчестве". К вечеру организовать выставку, издать журнал и поставить хорошо подобранный концерт.

Второй вечер, подготовленный кружком в конце 4-й четверти, прошел менее удачно, хотя он и не был перегружен материалом. Мы не смогли уделить такого внимания подготовке вечеру, так как приближались испытания. Вечор был посвящен истории нашего родного города Архангельска. Учащиеся заслушали два доклада: 1. "История г. Архангельска", 2. "Архангельск 1938 года". В концертном отделении участвовал хор Колотиловой, в программе хора были северные песни.

В настоящем учебном году исторический кружок должен значительно улучшить свою работу. В этом должно помочь и то обстоятельство, что около преподавателя истории уже начал оформляться актив кружка. На этот год мы наметили исторические экскурсии по Архангельску, которых в прошлом году не проводили. Среди тем, намеченных для докладов на кружке: "Походы Святослава", "Историческая оценка личности и деятельности Петра", "Крестьянская война под руководством Емельяна Пугачева" и ряд других. В программу кружка на второе полугодие мы включили темы советского периода.

Для того чтобы развить у учащихся навыки самостоятельной работы, мы ставим на кружке, такие вопросы: "Как мы готовим домашние задания по истории?", "Как работаем над произведениями классиков марксизма-ленинизма?", "Как, готовимся к докладу?" и др.

Мы наметили три массовых исторических вечера. Тематика вечеров:

а) "Величайший русский полководец А. В. Суворов и его победы".

б) "Война 1812 года".

в) "Сталин и гражданская война".

Распределяются силы кружка, оформляется его состав, разворачивается творческая работа.

Как хорошо работать в массах нашей счастливой молодежи, направляя ее энергию на изучение великого прошлого нашей родины! Какое огромное удовлетворение дает эта творческая работа учителю, и как повышает она качество всей воспитательной работы школы!

Orphus

© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/История-в-школе-ОПЫТ-ВНЕКЛАССНОЙ-РАБОТЫ-ПО-ИСТОРИИ-СССР

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Анна СергейчикContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Sergeichik

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Л. ПОЗДЕНКОВА, История в школе. ОПЫТ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИСТОРИИ СССР // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 29.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/История-в-школе-ОПЫТ-ВНЕКЛАССНОЙ-РАБОТЫ-ПО-ИСТОРИИ-СССР (date of access: 21.09.2020).

Found source (search robot):


Publication author(s) - Л. ПОЗДЕНКОВА:

Л. ПОЗДЕНКОВА → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Анна Сергейчик
Vladikavkaz, Russia
1128 views rating
29.08.2015 (1851 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes

Related Articles
Новый социализм нужно строить, опираясь на новую теорию социализма. Новая теория социализма отказывается от диктатуры пролетариата, ибо практика развития старого социализма показала, что диктатура пролетариата не может быть не чем иным, как только диктатурой кучки коммунистических чиновников, или, как очень остроумно назвала её Роза Люксембург «диктатурой НАД пролетариатом». А появление у руля этой диктатуры таких предателей как Ельцин, неизбежно ведёт социализм к краху. Новый социализм, построенный на старой теории, ждёт такая же участь.
Малоизвестные страницы истории Великой Отечественной войны. Сейчас, когда открылись как отечественные, так и зарубежные архивы, стало возможным воссоздать картину одного из драматических эпизодов самого начального периода войны..... Западный фронт, бои в июне-июле 1941 года на втором стратегическом рубеже..... 22-ая армия под командованием генерал-полковника Ф.А. Ершакова..... Бои армии в Белоруссии на берегах реки Западная Двина на участке Дрисса - Дисна - Полоцк..... Начало широкого наступления немцев на восток было положено с маленького плацдарма в районе города Дисна
Catalog: История 
В статье рассматривается отражение образа Соловья-разбойника в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита" в связи с эпизодом свиста Бегемота и Коровьева при прощании героев с Москвой, а также связь образа Бегемота с образом Соловья-разбойника и героя древнеиндийского эпоса - Панду, а шире - связь русской литературы через "Закатный роман" Булгакова и поэму "Руслан и Людмила" А. С. Пушкина с древнеиндийскими произведениями: "Махабхаратой" и "Рамаяной".
Солнечная система является фрагментом распада нейтронного ядра нашей Галактики Млечный путь. Выброс нейтронного фрагмента Солнца из нейтронного ядра нашей Галактики произошёл приблизительно 10млр. лет назад. Всё это время нейтронный фрагмент перемещается по одному из спиральных рукавов нашей Галактики. Расширение происходит примерно по гиперболической траектории, которая вращается вокруг центра. Полный оборот вокруг центра нейтронного ядра Галактики, Солнце совершает примерно за 230млн.лет. Удаление от центра Галактики до Солнечной системы \simeq27700св. ле
Catalog: Физика 
9 days ago · From Владимир Груздов
Раскрытие тайны диалектики идеального и материального в реальном мире и в сознании человека
Catalog: Философия 
19 days ago · From Аркадий Гуртовцев
Энергия частицы является ключевым объяснением расширения Вселенной. В процессе расширения Вселенной участвуют пять частиц. Четыре массовые - нейтрон, протон, электрон и позитрон. Пятая частица условно без массовая - фотон. Позитрон и фотон не являются строительными кирпичиками материи Вселенной. Эти частицы выполняют вспомогательные функции в процессах преобразования материи и расширения Вселенной. Окружающий материальный мир организован из нейтронов, протонов и электронов. Сочетания, комбинации и перестановки этих трёх частиц, образуют окружающий нас мир
Catalog: Физика 
23 days ago · From Владимир Груздов
При любом взаимодействии масс, на любом уровне, создаются потенциалы взаимодействия в любых процессах расширения Вселенной. Этим определением рассмотрим вопросы, связанные с массой и энергией взаимодействующих объектов. Когда объекты (частицы, молекулы) потенциально взаимодействуют, они создают градиенты потенциального взаимодействия. Эти градиенты регулируют энергию и массу объектов и Вселенной в целом.
Catalog: Физика 
39 days ago · From Владимир Груздов
Жан Ланн
Catalog: История 
43 days ago · From Россия Онлайн
Кризис муниципальных финансов в России в 1917 г.
Catalog: Экономика 
43 days ago · From Россия Онлайн
Благотворительная деятельность предпринимателей Парамоновых на Дону. 1914-1915 гг.
Catalog: История 
43 days ago · From Россия Онлайн

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
 
Наталья Свиридова·jpg·25.22 Kb·131 days ago

Actual publications:

Загрузка...

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
История в школе. ОПЫТ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИСТОРИИ СССР
 

Contacts
Watch out for new publications:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2020, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones