Libmonster ID: RU-8161

Д. Ребизов, преподаватель психологии Орловского государственного педагогического института

В усвоении учащимися удобного материала огромную роль играет прочное запоминание. Оно является основным условием воспроизведения воспринятого. Сознательное и прочное запоминание подученных - сведений (особенно по истории) глубоко влияет на мировоззрение, шлю и характер учащихся. Вот почему преподавателям необходимо знать и уметь применять те способы и приемы, с помощью которых педагог добивается прочного закрепления в памяти учащихся пройденного материала.

* * *

В 1938 - 1939 учебном году я преподавая историю СССР на I и II курсах Орловского железнодорожного техникума. Возраст учащихся первых двух курсов техникума - 16 - 17 лет, т. е. тот же, что и в 8 - 9-х классах средней школы. Нам удалось добиться того, что большинство учащихся техникума прочно запомнило материал по истории СССР. Об этом свидетельствуют данные успеваемости за год по I курсу и за первое полугодие 1938 - 1939 учебного года по II курсу.

На I курсе 60,2% учащихся получили по истории СССР "хорошо" и "отлично" и лишь один ученик получил оценку "плохо". На II курсе 100-процентная успеваемость. 70 % учащихся усвоили программный материал по истории СССР на "хорошо" и "отлично".

Как удалось добиться хорошей успеваемости? Исключительна важную роль в запоминании и воспроизведении играет первичное восприятие. Оно закладывает основы знаний. Поэтому мы прежде всего заботились о том, чтобы учащиеся возможно лучше воспринимали учебный материал; по истории. Мы использовали во время занятий исторические карты, картины, хронологические таблицы, художественную литературу. Особое внимание мы уделяли повторению в классе и самостоятельной работе учащихся дома. На I куров из-за отсутствия учебника по истории СССР пришлось прибегнуть к записям. Учащиеся записывали по нашим указаниям в конце урока основные положения, даты, имена и т. д. Записи и отдельные брошюры по некоторым темам учащиеся использовали для работы дома. На II курсе прибегали к записям в виде исключения. Учащиеся пользовались отдельными брошюрами и по некоторым темам статьями Ленина я Сталина (на II курсе проходили историю СССР начиная с февральской буржуазно-демократической эволюции 1917 года в России). Нам удалось вызвать у большинства учащихся глубокий, устойчивый интерес к истории нашей родины. А интерес играет большую роль в педагогическом процессе: он способствует прочному запоминанию и помогает учащимся усваивать об'яснения учителя.

Прочному запоминанию и лучшему усвоению программного материала по истории способствовало соцсоревнование, развернутое между группами (внутри техникума) и между нашим учебным заведениями и Киевским железнодорожным техникумом.

* * *

Мы стремились выяснить, в каком об'еме учащиеся воспроизводят в памяти исторический материал: непосредственно после усвоения его на уроке и позднее, спустя 5 - 10 дней, месяц и т. д. С этой целью мы тщательно учитывали устные ответы учащихся непосредственно после рассказа учителя и через известный промежутки времени. Кроме того мы задали учащимся I курса "А" сочинение на тему "Освобождение от татарского ига", а в группе "С" I курса - на тему "Крымская война" сразу после уроков на эти темы. В тех же группах I курса сочинение было вторично задано через 10 дней (в группе "А") и спустя месяц (в группе "С"). Так как записей по этим темам учащиеся не делали и учебников у них не было, то после первой письменной работы роздали конспекты на темы "Освобождение от татарского ига", "Крымская война" и предложили учащимся повторять эти темы дома по конспектам. Мы наме-

стр. 130

ренно не предупредили учащихся I курса. "А" о вторичной письменной работе на нему "Освобождение от татарского ига". Они знали, что по этой теме, как обычаю, будет устное повторение, и готовились к нему. Учащихся I курса "С" мы, наоборот, предупредили о том, что но теме "Крымская война" будет письменная работа.

Выводы из этого опыта получились следующие:

1. Учащийся воспроизводят из исторического материла непосредственно после его усвоения основное, наиболее существенное. Они об'ясняют причины и сущность тех или других событий, их результаты: вспоминают даты, имена и т.д.; менее существенное, отдельные детали при этом не, воспроизводятся, т. е. сразу не запоминаются.

Так например учащиеся I курса "А" в сочинениях на тему "Освобождение от татарской ига", написанных непосредственно после урока, правильно излагают обстоятельства, способствовавшие освобождению русского нарда от татаро-монгольского ига, приводят факты, характеризующие походы хана Золотой Орды Ахмата на Москву в 1472, а затем в 1480 годах. В большинстве письменных работ правильно об'яснено, каким образом Иван III одержал бескровную победу над Золотой Ордой, какое значение освобождение от татарского ига имело для Московского государства и всего русского народа. Учащиеся I курса "С" также правильно изложили наиболее существенное из материала по теме "крымская воина". Запоминанию материала способствовали: 1) последовательность, систематичность, четкость изложения материал излагался в историко-хронологической последовательности, с четкам выделением главного, наиболее существенного); 2) сочетание слухового восприятия с зрительным. На тему "Освобождение от татарского ига" во время урока на доске записывались даты: 1472 год, 1480 год; имена: Ахмат, Казимир IV, династия Гиреев и др.; была использована историческая карта. На уроке о Крымской война были показаны хронологическая таблица, отражавшая последовательный ход событий (с 1853 по 1856 год), и политическая карта Европы; 3) живой, интересный рассказ преподавателя. Многие учащиеся показали хорошие результаты. Некоторые учащиеся (из группы "С") по теме "Крымская война" воспроизвели до 70% материала, изложенного на уроке.

Отдельные учащиеся I курса "А" проявили недостаточный интерес и внимание к истории. Это сказалось на результатах их работы. Оки воспроизвели 40 - 45% материала и допустили отдельные ошибки.

Например вместо "Ахмат" писали "Ахмед", вместо ханство - княжество. Или надо было написать: "Войска Ивана III и Золотоордынского хана Ахмата встретились на реке Угре в 1480 году", а было написано: "Оба противника встретилась на реке Угре в 1472 году".

Некоторые учащиеся, интересующиеся историей и имеющие хорошие оценки по этому предмету, все же воспроизвели по теме "Крымская война" до 40 - 50% того, о чем было рассказано на уроке.

Причина этого прежде всего в том, что по "б'ему материал был слишком велик. Он был примерно в 1 1/2 раза большее об'ема материала на тему "Освобождение от татарского ига". Несомненно, обилие фактов и событий, которые надо было запомнить, перегрузило память учащийся. Для того чтобы учащиеся могли запомнить большое количество фактов, нужно повторять материал несколько раз дома самостоятельно и в классе под руководством учителя. И, конечно, не надо перегружать память учащихся чрезмерно большим количеством сведений. Чтобы запомнить содержание урока истории, учащиеся должны понять смысл исторических фактов, связь исторических событий друг с другом, их причины и следствия и т. д. Ясное, четкое и правильное изложение исторических событий свидетельствует о том, что учащийся ясно мыслит и понимает то, о чем он рассказывает. Наоборот, неясное, нечеткое изложение и тем более неправильное освещение исторических событий говорят о неясности мышления, о непонимании учащимся излагаемых фактов.

В начале 1938 - 1939 учебного года мы выяснили, что некоторые учащиеся I курса, окончившие неполную среднюю пикшу, не имели правильного представления об исторической хронологии. Они не понимали, что значат термины "до нашей эры" и "нашей эры". Так например один из учащихся на вопрос, где и таща жили скифы, правильно ответил, что "скифы - древнейшие народы, жившие на территории Восточной Европы с VIII по III век до нашей эры". Опрашиваю: "Сколько же лет жили скифы на территории Восточной Европы?" Учащийся ответил: "Тысячу сто лет". Другой учащийся не мог ответить на вопрос, сколько лет прошло с XII века до нашей эры по настоящее время.

Учащийся I курса "А" в сочинении на тему "Освобождение от татарского ига" написал: "Все земли после татарского ига попаши в руки крестьянских масс". Учащийся не уяснил себе, что в конце XV века все земли обширного русского государства оказались во владении великого кня-

стр. 131

зя бояр-вотчинников, дворян помещиков и монастырей.

Чтобы не допустить повторения таких ошибок, мы обратили особое внимание на то, чтобы все учащиеся правильно поняли ход исторических "событий, их сущность, значение и т. д. Для того чтобы учащиеся не только запоминали исторические факты, но и понимали их смысл, полезно в конце уроков отводить нисколько минут на вопросы учащаяся и ответы на них учителей.

Повторен до способствует лучшему пониманию исторического материала, а следовательно, более пробному его запоминанию; если после усвоения содержания урока прошел небольшой промежуток, времени (шестидневка, декада) и за это время учащиеся повторили (дома или в классе) то, что им рассказан преподаватель, то они не только закрепляют полученные знания, но и запоминают больше фактов, имен и т. д. по сравнению с тем, что они удержали в памяти после урока, воспроизводят их более полно и точно; еще лучше воспроизводит материал те учащиеся, которые несколько раз его повторяли.

Из 26 учащихся I курса "А", написавших через 10 дней после урока: сочинение на тему "Освобождение от татарского ига", 22 человека воспроизвели материал полнее чем непосредственно посте урока. На I курсе "С" при повторении в классе темы "Крымская война" из 21 человека 19 запомнили фактического материала большое чем в первый раз, хотя после урока прошло довольно много времени. Два человека запомнили столько же, сколько и непосредственно после урока; несколько учащихся забыло часть того, что запомнило при первичном восприятии, и допустило ряд ошибок. Оказалось, что эти учащиеся несерьезно отнеслись к самостоятельной работе над материалом и плохо повторяли его дома.

Учащиеся, как правило (есть и исключения), воспроизводят материал в виде логически связного рассказа. Эта особенность памяти характерна для учащихся старшего школьного возраста. И это не случайно: учащиеся старших классов обладают достаточно развитой смысловой (логический) памятью, что связано с усиленно развивающимся в этом возрасте логическим мышлением. Об этом свидетельствуют устные ответы и письменные работы учащихся.

Учащиеся школьного возраста в большей степени чем их младшие товарищи обладают способностью пересказывать не буквально, а "своими словами". Они часто излагают материал в другом порядке, чем это делал на уроке преподаватель или чем этот материал изложен в учебнике. Больше того: учащиеся, как показывает наш опыт, часто коренным образом перестраивают содержащие урока и пересказывают его по-своему. При этом они дополняют свое изложение фактами из разделов курса, прощенных иногда значительно раньше. Это - уже не простое повторение заученного, хотя бы и "своими словами", а сложная творческая работа. Способность к творческой переработке воспринятого - также одна из особенностей памяти учащихся старшего школьного возраста. Так, в работах на темы "Освобождение от татарского ига" и "Крымская война" многие учащиеся приводили факты из других разделов курса, логически связывая их с данными темами. Один из учащихся, характеризуя результаты Крымской войны, писал в сочинении: "В 1861 г. Александр II издает манифест об отмене крепостного права, боясь, что "крестьяне освободят себя снизу", т. е. восстанут и свергнут власть царизма, так как восстания и крестьянские волнения после войны были неединичны". О манифесте Александра II на уроке не упоминалось. Учащийся узнал о нем самостоятельно и совершенно правильно использовал в своем ответе.

Некоторые учащиеся, об'ясняя, какое значение имело для русского народа его освобождение от татарского ига, пересказывали обоими словами цитату из "Секретной дипломатии" Маркса, приведенную преподавателем на одном из предшествующих уроков.

Маркс писал, что татарское иго "оскорбляло и иссушало самую душу народа, ставшего его жертвой". Татары-монголы установили режим систематического террора, причем "разорения и маисовые убийства стали его постоянными институтами". Один из учащихся I курса "А" написал: "Освобождение русского народа от татарского ига имело очень большое значение, так как татарское иго оскорбляло душу русского народа, это иго тяжелое и позорное". Подобные факты, характеризующие творческий характер воспроизведения, неединичны.

Бывают, однако, случаи, когда учащиеся приводят факты из других разделов курса, не имеющие непосредственного отношения к данной теме. Естественно, что логически связывать разнородные факты учащимся не удается. В таких случаях нужно указывать учащимся на их ошибки и добиваться от них последовательного, систематического изложения материала. Этим мы будем способствовать развитию у учащихся, во-первых, смысловой (логической) памяти и, во-вторых логического, последовательного и систематического мышления.


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/История-в-школе-О-ЗАПОМИНАНИИ-ИСТОРИЧЕСКОГО-МАТЕРИАЛА-УЧАЩИМИСЯ-СТАРШЕГО-ШКОЛЬНОГО-ВОЗРАСТА

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Анастасия КольцоContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Kolco

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Д. РЕБИЗОВ, История в школе. О ЗАПОМИНАНИИ ИСТОРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА УЧАЩИМИСЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 29.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/История-в-школе-О-ЗАПОМИНАНИИ-ИСТОРИЧЕСКОГО-МАТЕРИАЛА-УЧАЩИМИСЯ-СТАРШЕГО-ШКОЛЬНОГО-ВОЗРАСТА (date of access: 28.07.2021).

Found source (search robot):


Publication author(s) - Д. РЕБИЗОВ:

Д. РЕБИЗОВ → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Анастасия Кольцо
Saint-Petersburg, Russia
562 views rating
29.08.2015 (2160 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
Г. С. Остапенко, А. Ю. Прокопов. НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ XX - начала XXI века.
Catalog: История 
4 hours ago · From Россия Онлайн
ЭУДЖЕНИО КОЛОРНИ: АНТИФАШИЗМ, ЕДИНАЯ ЕВРОПА, СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ИДЕЯ И ФЕДЕРАЛИЗМ
Catalog: История 
4 hours ago · From Россия Онлайн
МЕЖДУ "ПРОЛЕТАРСКИМ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМОМ" И "СЛАВЯНСКИМ БРАТСТВОМ". РОССИЙСКО-ЮГОСЛАВСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ В СРЕДНЕЙ ЕВРОПЕ
Catalog: История 
4 hours ago · From Россия Онлайн
Великая война 1914-18 гг. Наградной лист от 09.06.1915 на Начальника пулеметной команды 10-го Кубанского пластунского батальона, Прапорщика Ивана Дмитриева. Обоснования награждений орденами Св. Анны 4 ст. с надписью "За храбрость" (Аннинское оружие) за бои на ст. Сарыкамыш (Кавказский фронт), Св. Станислава 3 ст. с мечами и бантом, за бои в Галиции (Юго-Западный фронт), производства в чин хорунжего, за бои в с.Баламутовка (Юго-Западный фронт, Буковина,).
10 hours ago · From Анатолий Дмитриев
РУССКО-ЯПОНСКАЯ ВОЙНА 1904-1905 годов. ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДАЛЬНИМ ВОСТОКОМ В НАЧАЛЕ XX века
Yesterday · From Россия Онлайн
"ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ АФРИКИ" ЮНЕСКО - ПЕРВЫЙ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЙ КОЛЛЕКТИВНЫЙ ВЗГЛЯД ИЗ АФРИКИ НА ИСТОРИЮ ЧЕРНОГО КОНТИНЕНТА
Yesterday · From Россия Онлайн
США И ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА В УСЛОВИЯХ НЕФТЯНОГО КРИЗИСА 1973-1974 годов
Catalog: Экономика 
Yesterday · From Россия Онлайн
В. В. ДЕГОЕВ. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ СИСТЕМЫ: 1700 - 1918 ГГ.
2 days ago · From Россия Онлайн
ПРЕПОДАВАНИЕ ПРОБЛЕМ МЕТОДОЛОГИИ ИСТОРИИ В МГУ ИМ. М. В. ЛОМОНОСОВА
Catalog: История 
2 days ago · From Россия Онлайн
БРИТАНСКОЕ СОДРУЖЕСТВО НАЦИЙ: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ
2 days ago · From Россия Онлайн

Actual publications:

Latest ARTICLES:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
История в школе. О ЗАПОМИНАНИИ ИСТОРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА УЧАЩИМИСЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
 

Contacts
Watch out for new publications: News only: Chat for Authors:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2021, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones