Libmonster ID: RU-7873

А. Вагин, (преподаватель 7-й школы Красногвардейского района. Ленинград)

1

Историческое постановление СНК и ЦК ВКП(б) от 16 мая 1934 года "О преподавании гражданской истории в школах СССР" указывает, что "решающим условием прочного усвоения учащимися курса истории является соблюдение историко-хронологической последовательности в изложении исторических событий с обязательным закреплением в памяти учащихся важных исторических явлений, исторических деятелей, хронологических дат".

Перед учителем истории стоит задача - на основе учебника "обеспечить необходимые для учащихся доступность, наглядность и конкретность исторического материала", рассказать учащимся о конкретной исторической деятельности конкретных людей, показать обстановку, в которой эти люди действовало, вместе с ребятами сделать правильные выводы и обобщения, подвести учащихся в революционному, марксистскому пониманию общественной жизни, воспитать их как сознательных борцов и строителей коммунистического общества.

В свете этих задач огромное значение приобретает использование наглядных пособий на уроках истории во всех классах.

Ничто не заменит увлекательного, живого, яркого рассказа учителя на уроке истории. Но, если мы свой рассказ о событиях и людях дополним наглядным материалом: рисунками и картинами, изображающими эти события, портретами людей, документами эпохи, характеристикой современников, - мы сделаем его более ярким.

Портрет, картина, карикатура, документ - это живая, органическая часть урока, материал для выводов, путь к конкретизации, средство закрепления исторического материала.

Конечно, мы не ограничиваемся простым чтением исторического документа на уроке, простыл показом портрета или рисунка: мы вместе с учащимися разбираем и то и другое, чтобы документ, портрет, рисунок стали понятны учащимся. А это зависит от уменья и знаний преподавателя.

Надо проанализировать содержание портрета или рисунка, подчеркнуть главные, характерные черты, отмечая и детали, чтобы научить ребят рассматривать, видеть и делать выводы. Далее, лучше всего, если такой разбор демонстрируемого пособия мы закончим соответствующей цитатой из высказываний Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина. Классические по политической отточенности, блестящие по форме, глубокие по содержанию, краткие, меткие исторические высказывания классиков марксизма представляют основу для работ педагога-историка.

Учащимся старших классов обычно очень нравится, когда учитель разбирает с ними отрывки из произведений классиков марксизма. Они охотно и с большим уважением цитируют почти дословно выражения Маркса и Энгельса, с любовью запоминают слова Ленина и Сталина.

Это упражняет их память, расширяет их политический кругозор, обогащает и шлифует их мысль, развивает язык, будит и воспитывает их творческие силы.

Помню случай в одном из 9-х классов. Шел заключительный урок по истории Германии в 70 - 80-х годах XIX века. Учащимся были уже знакомы и процесс воссоединения Германии в самостоятельное государство, и политический строй империи, и деятельность "железного канцлера".

Мы разбирали характеристику "второй империи", которую Маркс дает в "Критике Готской программы". Маркс характеризует германское государство как "обшитый парламентскими формами, смешанный с феодальными придатками, уже находящийся под влиянием буржуазии, бюрократически сколоченный, полицейски охраняемый военный деспотизм". Эта блестящая характеристика была прочитана 3 - 4 раза и выслушана с большим вниманием всем классом.

Мы разобрали с учениками по частям эту характеристику, проиллюстрировали каждое ее выражение уже известными учащимся историческими фактами и тем самым связали ее с пройденным уже материалом. И когда при помощи уже знакомого конкретного содержания она засверкала и для них гениальным историческим обобщением - ими понятым и освоенным, - ребята пришли в восторг.

Очень им поправилась и характеристика личности Бисмарка, которую Энгельс дает в статье "Сила и экономика в образовании Германской империи". Передать своими словами основные черты личности

стр. 114
Бисмарка я предложил одному из учеников, который обычно давал "посредственные" ответы. И что же? Я не мог не похвалить его перед всем классом: настолько полно, четко и последовательно он изложил характеристику Бисмарка.

"Ребята, - предложил я, - кто хочет подобрать такой же материал к характеристике Бисмарка, но не по Энгельсу, а по сочинениям Ленина?"

Желающих нашлось много, и дней через 15 я получил целую тетрадь довольно грамотно подобранных ленинских текстов, относящихся к характеристике Бисмарка и его политики. Учащимися была проделана небольшая учебно-исследовательская работа.

Этот материал был использован нами в дальнейшем и в классной работе и при составлении наглядных пособий.

Проверка и наблюдения показывают, что исторические факты и тем более характеристики этих фактов усваиваются гораздо легче и прочнее в тех случаях, когда они связаны со зрительным образом, с наглядным об'ектом.

Так возникла мысль сочетать наглядное пособие с текстом-цитатой или текстом-документом, связать портрет со словесной характеристикой, изображение события - с оценкой этого события в форме отрывка из произведений классиков марксизма.

Явилась мысль включить высказывания классиков марксизма в наглядное пособие в качестве одного из главнейших и неотделимых его элементов. Ниже я расскажу, как мы подбирали материал для создания наглядных пособий такого типа.

2

Собирание иллюстративного материала к курсу истории имеет чаще всего случайный характер, присущий в известной мере всякому коллекционированию.

Можно, однако, добиться, чтобы наша коллекция не только была более пли менее полной, но и позволяла делать выбор между различными вариантами иллюстраций.

Для этого необходимо, во-первых, вовлечь в подбор иллюстративного материала весь коллектив историков данной школы. Покупка и собирание иллюстраций, гравюр, картин, плакатов, фотографических снимков, открыток и прочего - работа не только интересная, но и поучительная для любого педагога-историка.

Необходимо, во-вторых, придать этой работе систематический характер, наметив первоначально подбор материалов по некоторым определенным темам курса истории в каждом классе.

Наконец, особенно важно заинтересовать в этом самих учащихся. Они нанесут целую пачку старых журналов, карикатур, иллюстраций, вырезок из старых газет, рисунков и других материалов, иногда чрезвычайно редких, старинных.

Именно таким путем в нашей школе был составлен большой альбом по истории революции 1905 года. Любители-фотографы среди учеников старших классов легко увлекаются перес'емкой и увеличением редких гравюр и рисунков, которые нам удается получить на короткий срок. Размножая эти фотоснимки в 15 - 20 экземплярах, мы получаем очень ценный раздаточный материал. Он обходится школе буквально в копейки.

Большой интерес и соревнование вызвал у учащихся следующий прием. Предстояла экскурсия в Музей революции по теме "1905 год". Преподаватель поручил отдельным группам учащихся записать или срисовать по окончании экскурсии наглядный материал, который они увидят в Музее. Каждой группе были даны маленькая тема и указания, как ее "прорабатывать". Опыт прошел удачно: кто принес из Музея цифровой материал об октябрьской стачке, кто списал текст постановлений Петербургского совета рабочих депутатов, кто снял схематический план Москвы с нанесенными на него баррикадами, кто - план расположения судов в Севастопольской бухте во время восстания 15 ноября 1905 года, кто - ленинские отзывы о событиях революции и т. д.

Целый урок был посвящен разбору и оценке собранного материала, часть которого затем была соответствующим образом оформлена и вошла в альбом, в коллекцию наглядных пособий по истории революции 1905 года.

Несколько сложнее подбор текста: выдержек из исторических документов, высказываний исторических деятелей, цитат из произведений классиков марксизма.

Трудность здесь заключается в том, что из богатого и разнообразного материала надо выбрать наиболее доступный для учащихся текст, выбрать самые простые и краткие формулировки, в которых была бы заключена наиболее полная характеристика данного исторического факта, его значения и смысла.

Эту самую ответственную часть работы (окончательный выбор текста) выполняет, конечно, преподаватель. Предварительное же собирание материала и здесь может быть частично поручено учащимся двух старших классов. Отдельным сильным ученикам или группам учащихся 9 - 10-х классов давались такого рода задания: подобрать и выписать из произведения Ленина (руководствуясь справочником к

стр. 115
полному собранию сочинений) все, что относится к тому или иному вопросу. Например: 1) высказывания Ленина о вооруженном восстании в Москве в декабре 1905 года, 2) Ленин об октябрьской стачке 1905 года, 3) Ленин о декабристах и т. д.

Собранный таким образом материал после тщательной проверки может быть использован и на уроках и для докладов в историческом кружке.

Работа над ленинским и сталинским текстами создает у учащихся привычку обращаться к первоисточникам и навыки для самостоятельного изучения произведений классиков марксизма в дальнейшем - по окончании школы.

3

Оформление наглядных пособий, т. е. их окончательное составление, - очень интересная и живая работа. Руководит ею преподаватель. Правда, часть пособий может быть оформлена художником, но все оформление пособия, расположение текстов и рисунков, все мелочи, вплоть до заглавных букв текста, должны быть согласованы с преподавателем, установлены с общего совета.

Часть работы выполняют, по указаниям педагога, хорошо рисующие учащиеся, часть - умеющая акуратно вырезывать, наклеивать, подкрашивать, чертить и т. д. Некоторые просто приходят посмотреть, как идет работа, критикуют, советуют и незаметно сами включаются в работу: бегут за горячей водой для клея, за тушью, цветной бумагой.

Требования к наглядному пособию очень высокие: оно должно быть прежде всего наглядным, т. е. понятным, четким, ясным и легко обозримым.

Нужно, чтобы оно было художественно оформлено, чтобы оно воспроизводило стиль эпохи.

Принцип наглядности и простоты должен быть поставлен на первое место в ряду наших требований к формальной стороне пособия. Само собой разумеется, что пособия для старших классов (8 - 9 - 10-х) - большие таблицы, диаграммы, схемы, планы - будут более сложными чем пособия для средних классов.

Таблицы, иллюстрирующие тему целого урока, не должны быть перегружены материалом. Весь материал такой таблицы, состоящий обычно из 3 - 4 рисунков и 1 - 2 текстов, располагается в строго продуманном, логическом порядке. Таблица получает короткий и четкий заголовок крупным шрифтом. Даты, которые требуется запомнить, выделены либо размером цифр, либо красной тушью. Красной тушью отмечены и наиболее важные моменты в тексте.

Несколько таблиц, связанных единством темы и хронологического развертывания материала, составляют целую серию. В истекшем учебном году в школе были изготовлены серии наглядных пособий по следующим темам:

"Революция 1905 года", "Франция в первой половине XIX века", "Царская Россия при Николае I", "Английская революция XVII века".

Наша серия по курсу 8-го класса "Франция в первой половине XIX века" состоит из следующих шести таблиц: 1) "Период реставрации Бурбонов 1815 - 1830 годов", 2) "Июльская революция 1830 года", 3) "Июльская монархия 1830 - 1848 годов", 4) "Февральская революция 1848 года", 5) и 6) "Июньское восстание пролетариата в Париже в 1818 году" (две таблицы). Кроме того сюда же входят: схематический план Парижа в момент июньского восстания, карикатура на Луи Бонапарта на отдельном листе и др.

Серия "Революция 1905 года" состоит из 25 таблиц, не считая ряда фотоснимков на отдельных листах, альбома на 24 листах, схематического плана Москвы в момент декабрьского вооруженного восстания. В качестве текстов во всех этих таблицах приведены высказывания Ленина и Сталина.

Удалось добиться не только единства содержания каждой серии, но и некоторого единства формы. Это касается прежде всего формата пособий, характера рамки, шрифта надписей и текстов. Каждая серия пособий представляет собой некоторое единообразие и в этом отношении.

Шрифт надписей должен быть прост, отчетлив прежде всего. Но очень хочется, чтобы он соответствовал эпохе. Для серии по истории Франции периода реставрации Бурбонов и июльской монархии мы остановились на изящном шрифте, характерном для печати 30 - 40-х годов XIX века. Для пособий по истории 1905 года воспользовались шрифтом газетных заголовков того времени.

Сложнее обстояло дело с выбором шрифта для пособий по истории английской революции XVII века. Взять готический шрифт? Он слишком вычурен, неясен и выглядит нелепо в тексте на русском языке. После долгих поисков нашли отчетливый, несколько хрупкий, с оригинальным наклоном отдельных букв шрифт латинских надписей на английских гравюрах XVII века (конечно, в несколько измененном виде, применительно к буквам русского алфавита).

Оформление портретов - рамка и форма выреза - также варьировалось применитель-

стр. 116

Таблица, иллюстрирующая тему "Период реставрации Бурбонов 1815 - 1830 годов".

но к исторической эпохе. Овальные и многоугольные рамки, придающие портретам характер медальонов или миниатюр, хороши для портретов начала XIX века (см. таблицу "Период реставрации Бурбонов"), но были бы нелепы при оформлении темы из истории XX века.

Большое значение имеет фон, на котором наклеены иллюстрации или тексты. Копию исторического документа или его текст желательно, например, поместить на желтоватой бумаге, напоминающей пергамент. Фон должен соответствовать и содержанию иллюстрации: в альбоме "1905 год" мы снабжали иллюстрации с изображением жертв погромов черной, серой или темнозеленой окантовкой, а фотоснимки событий декабрьского вооруженного восстания в Москве - красной.

Краски иллюстраций и карикатур также имеют значение. Некоторая блеклость тонов, напоминающая выцветший лубок, уместна в карикатуре начала XIX века, изображающей "в'езд" Людовика XVIII в Париж за спиной русского казака, на фоне трупов и пылающих зданий (см. вышеуказанную таблицу). Для иллюстраций и карикатур 1905 года характерны яркие краски: кумач знамен на баррикадах Москвы, кровавая ванна, а в ней купается Дубасов.

4

На уроках истории в старших классах мы используем, кроме исторических карт, диапозитивов и пр., наглядные пособия своего изготовления: фотоснимки, портреты, карикатуры, таблицы с иллюстрациями и альбомы.

Фотоснимок или чаще всего журнальная репродукция с фотоснимка - исторический документ в своем роде. Чтобы сделать этот снимок школьным пособием, его надо увеличить. Пользуясь такими увеличенными фотоснимками из журналов 1905 - 1906 годов, мы с учащимися делали выводы о своеобразии московских баррикад, об особенностях партизанской баррикадной тактики в московском вооруженном восстании в декабре 1905 года.

Надо сказать, что учащиеся проявляют большой интерес к фотоснимку. Они подчас замечают в нем такие детали, мимо которых скользит привычный взгляд взрослого человека. Их забавляет вид московских улиц с мелкими домишками и обилием вывесок частных торговых заведений. Забавен Невский - без трамвайных путей, с конками и извозчичьими пролетками...

Ребятам, родившимся в 1920 - 1921 годах, дико и смешно, что в 1905 году вся Москва, весь Петербург со всеми их дома-

стр. 117
ми, торговлями, фабриками принадлежали частнику.

Теоретически-то они знают, что при капитализме "частная собственность на средства производства..." Но копните глубже - и окажется, что конкретные детали и жизненные результаты этого факта им чужды и непонятны.

Мы, взрослые, часто забываем, что известное нам по личному опыту дореволюционное время - для ребят уже история. Этому поколению фотографический снимок из недавнего прошлого может раскрыть глаза на многое.

Покажите на уроках Конституции нашим детям наглядно, какой была жизнь рабочих и крестьян при царе и капиталистах, покажите фотографические изображения рабочих казарм, ночлежек, заводских "живопырок", фабричных предместий, жалкую соху, еще более жалкую избу церковноприходской школы - и тогда ребята начнут лучше понимать, какой огромный путь пройден нашим народом от прошлых дней к дням Сталинской Конституции.

Конечно, не всякий фотографический снимок мы можем употребить в качестве школьного пособия. Здесь необходим тщательный отбор. Это относится прежде всего к репродукциям фотоснимков из старых, дореволюционных журналов, где иллюстрация часто служила проводником враждебной рабочему классу идеологии.

Близко к фотоснимкам по своей роли стоят наглядные копии исторических документов.

Внушительное впечатление производит на учащихся в 7-м классе крупная копия одного из документов истории Англии - "Ордер на казнь короля Карла I в 1649 году", написанный от руки и скрепленный 59 подписями членов суда и красными их гербовыми печатями...

Внизу крупными буквами - перевод текста ордера на русский язык, сделанный преподавательницей И. К. Соловьевой с тяжеловесного английского языка XVII века:

"И на прошлой субботе суд приговорил его к смерти через отсечение головы. Вам поручается привести этот приговор в исполнение на улице перед Уатхоллом утром 30-го дня января месяца, между 10 часами утра и 5 часами полдня означенного дня. И для этого сие будет вам достаточным ордером..." (рис. 1).

Еще один любопытный документ - факсимиле отречения Луи-Филиппа Орлеанского от французского трона 24 февраля 1848 года (рядом перевод). На росчерке подписи - размазанная клякса. Как торопился, видно, король, ставя эту подпись!

"Рабочие начали уличную борьбу. Луи-Филипп исчез, а вместо него возникла республика" - эти слова Энгельса приведены тут же ввиде текста к иллюстрации, изображающей бегство Луи-Филиппа из Парижа.

Огромным значением в качестве исторического документа и наглядного пособия обладает схематический план или схема-карта. Использование схематического плана или карты чрезвычайно облегчает учащимся усвоение и понимание таких исторических событий, как великие битвы, вооруженные восстания, баррикадные бои.

План-схема и схема-карта помогают изучению конкретных деталей события. Отсутствие этих пособий часто приводит к тому, что выводы, которые мы с учащимися сделали, скажем, о значении июньского восстания парижского пролетариата пли о причинах его поражения, в большинстве случаев оседают в их сознании в форме отвлеченных и малосодержательных понятий. Но разверните перед учащимися схематический (упрощенный) план Парижа, его центральной части, проведите вместе с ними границу от Монмартрских высот, через ворота Сен-Дени, через Ситэ, по улице Сен-Жак, границу, отделявшую Париж баррикад, Париж восточный, рабочий, пролетарский, от Парижа Кавеньяка, Парижа западного, буржуазно-аристократического, - и станет ясным, что "Июньская революция впервые расколола все общество на два враждебных лагеря - на восточный и западный Париж... Все пространство на восток было занято и укреплено рабочими. Со стороны запада нападала буржуазия, и оттуда же подходили ее подкрепления"1 ; станет ясным, что это была "первая великая битва между обоими классами, на которые распадается современное общество" (Маркс).

Расскажите, пользуясь этой схемой, о стратегическом плане восстания, о боях за ратушу, за ворота Сен-Дени, покажите учащимся ратушу, гравюру, изображающую схватку у ворот Сен-Дени, и им яснее станет, почему неудача этих схваток оказалась роковой для восстания. Покажите на плане, как наступал Кавеньяк, как его войска раздробили восстание по районам, как это "первое отступление народа повлекло за собой его поражение" (Энгельс).

Покажите им изображение площади Бастилии, запруженной войсками, возвышающиеся до 2-го этажа, сложенные из булыжников и бревен баррикады Сен-Антуанского предместья, расскажите об "алжирских методах", примененных Кавеньяком при

1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. VI, стр. 211 - 212.

стр. 118
подавлении восстания и осаде Сен-Антуанского предместья, противопоставьте этому героический идеализм инсургентов, "их прекраснодушие" (Энгельс) и вы убедитесь, как свободно и последовательно они будут рассказывать о ходе восстания, о главнейших событиях и особенностях борьбы.

А план московских баррикад в декабре 1905 года! Эти два красных потока, устремившихся к Кремлю и так и не сомкнувшихся из-за недостаточной активности наступления!

Вот на плане Москвы черные треугольники - это Николаевский вокзал, соединявший Дубасова с Петербургом, почтамт (телефон, телеграф), дом генерал-губернатора. Ни один из этих пунктов не захвачен! Укажите при этом на гениальные ленинские указания в октябре 1917 года о необходимости "ценой каких угодно потерь" занять и удержать эти решающие пункты Петрограда ("Советы постороннего").

Желтые квадраты казарм на окраинах Москвы. Они со всех сторон окружены баррикадами. Они в продолжение 3 суток были отрезаны от Кремля, от Дубасова и не были присоединены к восставшим! Разве не стали понятнее теперь слова Ленина о необходимости "самой энергичной борьбы за колеблющееся войско"?

Изучая по плану или карте-схеме последовательный ход восстания в Париже в июле 1830 года или июне 1848 года и т. п., учащийся приучится оперировать конкретным фактическим материалом, специфичным для данного исторического события.

Очень много дает использование такого плана в кружковой работе, где углубленное изучение событий приучает ребят не пренебрегать деталями, могущими оказаться очень важными и существенными в общем ходе события. Такая работа много помогает в борьбе против "верхоглядства". На примерах из истории революции 1848 года, декабрьского вооруженного восстания в Москве 1905 года мы показываем учащимся, как обрабатывали Маркс, Энгельс, Ленин, Сталин обильный фактический материал, как детально они анализировали это и как приходили к своим гениальным выводам и обобщениям.

5

Тема одного из уроков в 9-м классе - "Германия в эпоху империализма". Пособие - портрет Вильгельма II с датами его царствования и с отрывком текста из его речи.

Обращаем внимание учащихся на воинственную наружность императора, на блестящий военный мундир, который он так любил, на эти усы, торчащие вверх", на всю эту мишуру, обрамлявшую надменную, самодовольную физиономию болтливого кайзера.

Расскажем ребятам 2 - 3 случая из жизни Вильгельма, характеризующие его личность и его политику. Предоставим затем слово ему самому. Вот его речь к новобранцам германской армии.

"Вы мои солдаты, - говорил он. - Вы принадлежите мне телом и душой. Для вас существует только один враг - это мой враг. В наше время социалистических козней может случиться, что я прикажу вам стрелять в ваших братьев и отцов... Но если это случится, то вы должны повиноваться без рассуждений".

Поставим вопрос: какое чувство должна была вызвать подобная речь у новобранцев, только что оторванных от плуга и станка, у широких масс вообще? - и закончим характеристику словами социал-демократа Августа Бебеля, в свое время покрытыми аплодисментами и хохотом членов рейхстага:

"Я оцениваю каждую императорскую речь приблизительно в 100 тысяч новых голосов в нашу пользу".

Портрет исторического лица является одним из главнейших видов пособий на уроке истории, особенно в старших классах. Лучше всего, если портрет помещен на отдельном листе, окантован или выделен рамкой (тушью или краской), имеет подпись: имя, даты жизни. Еще лучше, если портрет связан с текстом, краткой оценкой, принадлежащей Марксу, Энгельсу, Ленину, Сталину, или с собственными слогами изображенного лица, звучащими как девиз его политики.

Под портретом Людовика XIV неплохо поместить его лозунг "Государство - это я".

Под портретом Людовика XVI - во весь рост, в пышной королевской мантии - убийственную характеристику Энгельса: "Людовик XVI был непритязательный простак, отчасти сам сознававший свое собственное ничтожество..."

Мы пытаемся использовать и групповой портрет или группы портретов для общей характеристики политической линии целых общественных классов и групп.

Нами изготовлена небольшая таблица из серии "История английской революции XVII века". Па ней две группы портретов. Налево - огромные кружевные воротники, нитки бус и лент на бархатных камзолах мужчин, пышные локоны придворных Карла I. В центре - сам король в рыцарских латах, окруженный знаками королевского достоинства. Эта "кавалеры".

стр. 119
Справа - портреты вождей парламентской оппозиции: Пима, Гемпдена, Элиота в "скромных" буржуазных костюмах темного сукна, в пуритански акуратных белоснежных воротниках; волосы сравнительно коротко подстрижены.

Мы характеризуем политические позиции этих двух борющихся лагерей, закрепляя и дополняя в памяти учащихся эту характеристику внешним контрастом одежды, прически, образа жизни представителей 2 противоположных групп. Слова Маркса помещены ввиде текста, разделяющего эти 2 группы:

"В 1648 году буржуазия в союзе с новым дворянством боролась против монархии, феодального дворянства и господствующей церкви".

Внизу, справа, - текст из "Оцеаны" Гаррингтона, подчеркивающий непоследовательность и умеренность вождей парламентской оппозиции:

"Дворянство борется не против самого трона, без которого оно не может существовать, но лишь против неугодного ему короля. А народ низвергает вместе с королем и самый трон".

При оценке итогов английской революции XVII века и исторической роли Кромвеля мы ставили перед учащимися интересную задачу, дающую повод к оживленным выступлениям, - подобрать известные им исторические факты, которые иллюстрируют высказывание товарища Сталина. Текст этого высказывания помещен у нас на отдельной таблице рядом с большим портретом Кромвеля: "Коммунисты исходят из богатого исторического опыта, который учит, что отжившие классы добровольно не уходят с исторической сцены. Вспомните историю Англии XVII века. Разве не говорили многие, что сгнил старый общественный порядок? Но разве, тем не менее, не понадобился Кромвель, чтобы его добить силой?..

Во имя конституции он прибегал к насилию, казнил короля, разогнал парламент, арестовывал одних, обезглавливал других"1 .

Часть этого текста мы записываем в тетради.

Само собой разумеется, не всякий портрет может быть использован в качестве школьного пособия. Здесь так же, как в отношении фотографических снимков, картин, гравюр и прочего, необходим строгий отбор.

Исторический портрет или картина нередко проникнуты стремлением возвеличить представителей господствующих классов, исказив действительность в интересах правящей группы. Можно вскрыть это возвеличивание и показать его классовый смысл на примере придворного искусства конца XVII века, на портретах Людовика XIV - "Короля-солнца".

В этой нашей работе большим подспорьем и существенной поправкой к идеализированному портрету оказывается карикатура.

6

Карикатура на историческое лицо или событие - острейшее политическое орудие в преподавании истории в советской школе. Использование карикатуры как наглядного пособия сходно с использованием портрета. Но карикатура на уроках истории становится средством углубления и обострения характеристики как исторических персонажей, так и целых общественных групп.

Поскольку в карикатуре более резко выявлены основные индивидуальные черты данного суб'екта, ее использование создает гораздо большие возможности активизировать класс и привлечь его к самостоятельной характеристике исторического факта.

Карикатура, наконец, глубже, ярче и прочнее закрепляет в памяти учащихся исторический материал. Например очень удачна карикатура на Луи-Наполеона "Таинственный" авантюрист, "старый тертый прожигатель жизни" в порванном наполеоновском сюртуке, висящем до полу. Почему лицо его закрыто до плеч огромной треугольной шляпой Наполеона? Она велика ему, и к тому же он маскируется ею. Велики и тяжелые ботфорты на жалких ножках. "Он смотрит на историческую жизнь народов как на маскарад, где великие костюмы, слова и позы служат лишь маской для самой мелкой пакости" (Маркс). На цепочке - общипанный коршун, "который играет роль наполеоновского орла". В клюве у коршуна тарелочка для сбора мелкой монеты. Бонапарт протягивает руку: "Пожалуйста! Прошу вас: хоть какую-нибудь небольшую империю..."

Попутно преподаватель дает краткие биографические сведения о Бонапарте. И, как итог, закрепленные зрительным образом слова Маркса:

"Луи-Наполеон с императорской шляпой и орлом был жалкой пародией на старого Наполеона".

Карикатура является могучим средством разоблачения перед учащимися политической сущности исторического события или лица.

1 И. Сталин "Беседа с английским писателем Г. Д. Уэллсом", стр. 15. Партиздат. 1935.

стр. 120

Таблица, иллюстрирующая тему "Июльская монархия 1830 - 1848 годов".

Взглянем на эту группу плотных пожилых людей. Ни одного военного мундира. Добротные сюртуки политически вождей буржуазии, банкиров, профессоров. Среди них такой же почтенный и образцовый буржуа - Луи-Филипп Орлеанский. Он подписывает воззвание о своем "согласии" принять звание наместника государства (31 июля 1830 года).

Вот он уже король. Широкие плечи, украшенные эполетами. Вот более крупный портрет: массивное грушевидное лицо, подпертое белоснежными воротничками. Какая "почтенная" наружность! Но рядом помещена карикатура. Это ряд рисунков груши "Филипон": лицо короля заплывает жиром, черты становятся все более туманными, перед нами - большая сочная груша. На ней широкая, королевская мантия, звезда. Текст: "Груша! Мошенничество, произвол, расстрелы, убийства - все покрывает она своей мантией" (см. таблицу на тему "Июльская монархия").

Этот яркий зрительный образ связан с марксовой характеристикой июльской монархии:

"Июльская монархия была не чем иным, как акционерным, обществом для эксплоатации французского национального богатства. Луи-Филипп был директором общества".

А вот молодой профессор с вполне благообразной внешностью. С каким спокойствием и рассудительностью он пишет: "Республика приведет нас к страшным раздорам, она рассорит нас с Европой".

Это Тьер в 1830 году, в дни июльской революции, убеждает массы подчиниться монархии, на этот раз буржуазной.

Вскроем за этой добропорядочной рассудительностью эгоистический классовый интерес, за этой благообразной внешностью - страшную морду хищника, утопившего в крови Парижскую коммуну. Растянем его рот в кровожадную улыбку, обнажим его клыки, вз'ерошим на голове клок волос - таким будет Тьер в карикатуре и в истории...

7

Попутно уже был упомянут один из видов наших самодельных пособий. Это простые и сложные таблицы, иллюстрирующие и закрепляющие в некотором связном виде материал целого урока. Каждая из таблиц представляет собой особого рода монтаж, соединяя в себе как иллюстратив-

стр. 121
ные моменты (гравюру, портрет, карикатуру), так и элементы хронологии, текст документов, краткие выдержки из произведений классиков марксизма.

Рассмотрим одну из таких таблиц по курсу 8-го класса, из серии "Франция и первой половине XIX века" (см. таблицу "Июльская монархия").

Крупным шрифтом выделены заголовок и даты: "Июльская монархия. 1830 - 1848 г.г.". В левом верхнем углу таблицы дан исходный момент, перекликающийся с событиями июльской революции 1830 года: король Луи-Филипп присягает на верность конституции перед палатой депутатов 9 августа 1830 года.

Ниже, в левом углу, - голова банкира Лафитта. Умная полуулыбка: "Отныне настанет царство банкиров".

В противоположном, верхнем углу, - портрет Гизо. Под портретом "сентенция", ставшая как бы девизом июльской монархии: "Обогащайтесь, трудитесь - и вы сделаетесь избирателями".

Через всю таблицу по диагонали к правому углу от портрета Людовика-Филиппа сыплются вниз груши "Филипон", заканчиваясь большой грушей в мантии и со звездой.

"Не французская буржуазия господствовала при Луи-Филиппе, а только одна ее фракция: банкиры, биржевые тузы, железнодорожные короли, владельцы угольных копей, железных рудников и лесов, часть связанных с ними помещиков - так называемая финансовая аристократия".

Цель таблицы - закрепить и подытожить общую характеристику июльской монархии, конкретизировать иллюстративным материалом высказывание Маркса.

Отдельные моменты такой таблицы: карикатура, портреты, тексты - использовались в процессе прохождения темы на уроках. Теперь они сведены в одну большую таблицу, которая может быть использована в классе при повторении курса, на итоговом уроке по данной теме, на занятии кружка, при индивидуальном повторении и т. д.

Серия таблиц меньшего формата с мелкими снимками, схемами и рисунками составляет альбом. Отдельные таблицы, входящие в альбом, легко вынимаются и могут быть пущены по рукам для просмотра во время урока. Но в основном альбом служат для индивидуального повторения или для проработки материала небольшими группами учащихся. В силу этого в альбоме допустимы более длинные тексты, более сложные выдержки из произведений классиков марксизма.

Наш альбом "Революция 1905 года" монтировался с таким расчетом, чтобы учащиеся могли им не просто любоваться, но и работать над ним. Дело в том, что весь текст в альбоме, не считая пояснительных надписей к иллюстрациям и надписей учебно-вспомогательного характера, представлен исключительно выдержками из произведений Ленина: "Царь-батюшка и баррикады", "Уроки Московского восстания", "Доклад о революции 1905 года" и др.

Не только оценки и выводы, но и ход событий, иллюстрируемых фотоснимками, рисунками, схематическими картами и прочим, изложен ленинскими словами, краткими цитатами и целыми абзацами из статей Ленина. Опыт показывает, что учащиеся, уже ознакомившиеся с текстом многочисленных выдержек из произведений Ленина в альбоме, значительно легче осваивают полный текст названных выше статей Ленина.

*

Советский учитель-историк имеет у нас все условия и возможности, чтобы сделать свои уроки любимыми и интересными. В частности, в отношении подбора и составления пособий каждый педагог-историк может сделать очень и очень многое, даже если он работает вдали от крупных культурных и промышленных центров. Вырезки из газет и журналов, отмечающих юбилей исторических событий, иллюстрации и портреты на листках отрывного календаря, открытки, рисунки в книгах - все это может послужить материалом для наглядных пособий по истории, для составления альбомов или целых серий наглядных пособий.

Каждый из нас должен помнить, что основная наша задача - осуществить директивы партии и правительства, бороться за такую постановку преподавания гражданской истории в живой, занимательной форме, с изложением важнейших событий и фактов в их хронологической последовательности, с характеристикой исторических деятелей1 , которая обеспечит "правильный подбор и правильное обобщение исторических событий, подводящих учащегося к марксистскому пониманию истории", и воспитает в наших детях сознательный интерес и сознательную любовь к истории всех народов и стран и в особенности к истории нашей великой родины.

Применение наглядных пособий на уроках истории - одни из существенных моментов в решении этих ответственных задач.

1 Из постановлений СНК и ЦК ВКП(б) от 16 мая 1934 года.


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/История-в-школе-О-САМОДЕЛЬНЫХ-НАГЛЯДНЫХ-ПОСОБИЯХ-ПО-ИСТОРИИ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Анна СергейчикContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Sergeichik

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

А. ВАГИН, История в школе. О САМОДЕЛЬНЫХ НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЯХ ПО ИСТОРИИ // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 27.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/История-в-школе-О-САМОДЕЛЬНЫХ-НАГЛЯДНЫХ-ПОСОБИЯХ-ПО-ИСТОРИИ (date of access: 31.07.2021).

Found source (search robot):


Publication author(s) - А. ВАГИН:

А. ВАГИН → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Анна Сергейчик
Vladikavkaz, Russia
1370 views rating
27.08.2015 (2165 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
Анонс Изучение новой теории электричества, пожалуй, нужно начинать с анекдота, который актуален до сих пор. Профессор задаёт вопрос студенту: что такое электрический ток. Студент, я знал, но забыл. Профессор, какая потеря для человечества, никто не знает что такое электрический ток, один человек знал, и тот забыл. А ларчик просто открывался. Загадка электрического тока разгадывается, во-первых, тем что, свободные электроны проводника не способны
Catalog: Физика 
Как нам без всякой мистики побеседовать с человеческой душой и узнать у нее тайны Мира.
Catalog: Философия 
2 days ago · From Олег Ермаков
АВГУСТ ФОН КОЦЕБУ: ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО УБИЙСТВА
2 days ago · From Россия Онлайн
ОТТО-МАГНУС ШТАКЕЛЬБЕРГ - ДИПЛОМАТ ЕКАТЕРИНИНСКОЙ ЭПОХИ
Catalog: Право 
2 days ago · From Россия Онлайн
ПРОТИВОБОРСТВО СТРАТЕГИЙ: КРАСНАЯ АРМИЯ И ВЕРМАХТ В 1942 году
2 days ago · From Россия Онлайн
ИСТОРИЯ ДВУСТОРОННИХ ОТНОШЕНИИ РОССИИ И БОЛГАРИИ В XVIII-XXI веках
Catalog: История 
2 days ago · From Россия Онлайн
Г. С. Остапенко, А. Ю. Прокопов. НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ XX - начала XXI века.
Catalog: История 
3 days ago · From Россия Онлайн
ЭУДЖЕНИО КОЛОРНИ: АНТИФАШИЗМ, ЕДИНАЯ ЕВРОПА, СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ИДЕЯ И ФЕДЕРАЛИЗМ
Catalog: История 
3 days ago · From Россия Онлайн
МЕЖДУ "ПРОЛЕТАРСКИМ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМОМ" И "СЛАВЯНСКИМ БРАТСТВОМ". РОССИЙСКО-ЮГОСЛАВСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ В СРЕДНЕЙ ЕВРОПЕ
Catalog: История 
3 days ago · From Россия Онлайн
Великая война 1914-18 гг. Наградной лист от 09.06.1915 на Начальника пулеметной команды 10-го Кубанского пластунского батальона, Прапорщика Ивана Дмитриева. Обоснования награждений орденами Св. Анны 4 ст. с надписью "За храбрость" (Аннинское оружие) за бои на ст. Сарыкамыш (Кавказский фронт), Св. Станислава 3 ст. с мечами и бантом, за бои в Галиции (Юго-Западный фронт), производства в чин хорунжего, за бои в с.Баламутовка (Юго-Западный фронт, Буковина,).

Actual publications:

Latest ARTICLES:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
История в школе. О САМОДЕЛЬНЫХ НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЯХ ПО ИСТОРИИ
 

Contacts
Watch out for new publications: News only: Chat for Authors:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2021, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones