Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: RU-7816

Share with friends in SM

1

Прежде всего надо ответить на вопрос, что должно дать повторение. Оно должно показать состояние исторических знаний учеников, то есть степень знания ими истории СССР в историко-хронологической последовательности, знания ими основных исторических событий, исторических деятелей, точных хронологических дат и исторической карты. Ученические ответы во время повторения обнаружат их уменье разбирать и обобщать исторические события. Ответы учеников выявят ту воспитательную работу, которая велась с ними на уроках истории.

Повторение является в то же время и проверкой работы учителя по реализации требований партии и правительства, поставленных перед преподаванием истории.

Систематическое повторение должно вестись в течение всего учебного года. При текущей проверке в течение всего года необходимо обращать внимание на знание учениками всех предшествовавших разделов истории. Прохождение нового материала в IV четверти необходимо строить поэтому также в плане систематических повторных занятий. Учитель внимательно следит за тем, чтобы в текущих ответах ученики давали связный рассказ с соблюдением в изложении историко-хронологической последовательности, знали точно даты тех событий, о которых они рассказывают, и умели показывать на карте места этих событий. Обследования показывают, что большим недочетом ученических знаний по истории является попрежнему плохое знание учениками исторических деятелей. Поэтому при занятиях в IV четверти учитель должен постараться восполнить этот пробел и давать конкретные характеристики исторических деятелей. Главное же: он должен еще большее внимание уделить разбору и обобщениям исторических событий и задаче постепенного подведения учеников к овладению марксистским пониманием истории. Учитель должен помнить в первую очередь о том, какое значение имеет политико-воспитательная работа на уроках истории. Особенно сейчас, когда товарищ Сталин сказал: "Нужно весь наш народ держать в состоянии мобилизационной готовности перед лицом опасности военного нападения, чтобы никакая "случайность" и никакие фокусы наших внешних врагов не могли застигнуть нас врасплох"1 .

Учителя должны мобилизовать все свои силы, все методические приемы на улучшение воспитательной работы на уроках истории, на то, чтобы на историческом материале воспитывать учеников активными, сознательными патриотами своей социалистической родины.

Ученик 7-го класса, например, должен уметь отличать войны прогрессивные от войн реакционных (в досоветский период). Он должен уметь разбираться в том, что война 1812 года была народной войной за защиту независимости России, то есть прогрессивной войной, а войны 1813 - 1815 годов были войнами против французского народа, для восстановления самодержавного порядка во Франции, то есть реакционными войнами. Ученик должен понять громаднейшее значение следующих слов В. И. Ленина: "Выяснение характера войны является для марксиста необходимой предпосылкой, чтобы решить вопрос о своем к ней отношении. Для такового же выяснения необходимо прежде всего установить, каковы объективные условия и конкретная обстановка данной войны.


1 Письмо т. Иванова и ответ т. Сталина, стр. 13. Партиздат. 1933.

стр. 109

Нужно поставить эту войну в ту историческую обстановку, в которой она происходит, и только тогда можно определить свое к ней отношение. Иначе получится не материалистическое, но эклектическое трактование вопроса"1 .

Учитель должен обратить особое внимание учеников на высказывания Ленина и Сталина о том, что после победы Великой социалистической революции, после 25 октября (7 ноября) 1917 года, мы все стали оборонцами нашего социалистического отечества. Живой рассказ учителя о том, как В. И. Ленин и И. В. Сталин руководили победоносной борьбой советских республик в годы гражданской войны, яркие образы героев гражданской войны: Фрунзе, Чапаева, Щорса - дадут ученикам живые, увлекательные образы социалистических патриотов, которым так стремятся подражать наши ученики. Негодующий рассказ учителя о предательствах и измене социалистической родине троцкистско-бухаринской банды, которая еще во время борьбы за мир с Германией спровоцировала наступление германского империализма на Советскую страну и замышляла самые грязные преступления против советской власти и ее руководителей, вызовет у учеников сознательную ненависть к врагам народа и страстное желание стереть с лица земли этихплатных агентов фашизма и их хозяев, совершающих неслыханные преступления.

2

Учитель должен тщательно составить план повторения всего курса в мае. В основу этого плана учитель может положить следующие задачи.

В течение года урок за уроком, раздел за разделом ученики прошли весь курс. Но обычно у них нет представления о всем изученном ими историческом периоде в целом как об едином процессе. Повторение всего курса даст возможность учителю помочь ученикам систематизировать их знания и получить в результате этой работы представление о всем историческом процессе в целом.

Повторяя весь курс, ученики должны освежить в памяти основные исторические события. Вместе с этим они еще лучше запомнят и даты этих событий (хронология) и места, где они совершались (историческая карта). Во время уроков по повторению обязательно надо иметь на стене в классе хронологическую таблицу и историческую карту. Для 7-го класса надо перенести на стенную таблицу хронологическую таблицу из "Краткого курса истории СССР" под редакцией профессора Шестакова (стр. 217 - 219). Для 10-го класса надо составить таблицу примерно из 70 - 80 хронологических дат. Во время повторения необходимо спрашивать точные даты событий.

На этих уроках необходимо последовательно повторить и историческую карту. С учениками 7-го класса можно провести такие упражнения. Показать по карте постепенный рост Московского княжества и создание русского национального государства. Показать по карте промышленные районы и стачки 1870, 1880 и 1890 годов. Такая карта дана в "Кратком курсе истории СССР" (стр. 112). Ученики должны знать на карте места важнейших событий, например: Чудское озеро, на котором в 1242 году были разгромлены немцы-захватчики; Куликовское поле, место первой победы русских над татарами (1380 год); районы крестьянских войн и т. д.

Ученики 10-го класса должны уметь показать на карте все походы интервентов. Ученики должны уметь показывать по карте гениальный план разгрома Деникина, предложенный товарищем И. В. Сталиным и блистательно проведенный в жизнь. Ученики должны уметь показать по карте образование СССР в 1922 году, национально" размежевание в Средней Азии в 1924 году, должны уметь показать на карте главнейшие новостройки первой и второй пятилеток, сталинский маршрут Чкалова, путь дрейфовавшей льдины папанинцев и т. д.

Во время повторительных уроков надо уточнить, конкретизировать знания учеников об исторических деяте-


1 В. И. Ленин. Реферат на тему "Пролетариат и война". Соч. Т. XVIII, стр. 49.

стр. 110

лях. Например при рассказе о вождях крестьянской войны Болотникове (начало XVII столетия), Разине (70-е годы XVII столетия) и Пугачеве (70-е годы XVIII столетия) ученики должны ясно представлять себе каждого из этих исторических деятелей как наиболее ярких представителей классовой борьбы крестьянства того времени. Этому может помочь изучение иллюстраций. В "Кратком курсе истории СССР" под редакцией профессора Шестакова, на стр. 45, дан рисунок крестьян - участников движения Болотникова, на стр. 53 дано изображение казни С. Т. Разина, на стр. 70 дан портрет Пугачева, на стр. 71 - известная картина Перова "Пугачев судит помещиков".

Если ученики видели фильм "Петр I", то они должны были обязательно запомнить два стана - старую, Московскую Русь царевича Алексея (кадр в монастыре, кадр - снятие колоколов, когда юродивые и убогие ползут к Алексею, кадр - радость Алексея и его сторонников при вести о тяжелой болезни Петра I) и новую, помещичье-купеческую империю Петра I (кадр - беседа Петра с Меньшиковым, кадр - работа Петра в кузнице, кадр - основание Петербурга). Личность Петра после того, как они видели этот фильм, стала для них гораздо более конкретной.

Для учеников 7 и 10-х классов живыми, реальными образами должны быть Ленин и Сталин и их лучшие, верные соратники: Фрунзе, Киров, Дзержинский, Куйбышев, Орджоникидзе, Молотов, Каганович, Ворошилов, Калинин, Ежов и другие руководители партии и правительства. Ученики, конечно, запомнили замечательные образы Ленина и Сталина в фильме "Ленин в Октябре", они помнят образ Сталина в фильме "Доклад о проекте новой конституции СССР" на Чрезвычайном VIII с'езде советов СССР и в фильме "Выступление товарища Сталина на предвыборном собрании Сталинского района г. Москвы". При повторении следует напомнить фильмы "Чапаев", "Мы из Кронштадта", "Балтийцы", "Депутат Балтики", "Волочаевские дни" и многие другие.

При повторении надо напомнить ученикам важнейшие обобщения, которые были сделаны во время курса. В "Кратком курсе истории СССР" трижды дано обобщение о причинах неудачи крестьянских войн (стр. 45, 54 и 72). Это обобщение излагает классическую формулировку причин неудачи прежних крестьянских войн без руководства со стороны пролета-риала, которую дал товарищ Сталин в беседе с немецким писателем Эмилем Людвигом1 . Можно в 7-м классе при повторении напомнить уже известные им обобщения учебника, привести полностью эту характеристику. При повторении надо отметить факты, характеризующие царизм как тюрьму народов. После этого при повторении темы о Великой Октябрьской социалистической революции, когда ученики будут рассказывать о получении народами России от советской власти полного освобождения (стр. 161 - 163), учитель должен указать на то, что только социалистическая революция уничтожила царскую Россию - тюрьму народов. Этим самым ученики увидят еще и еще раз всемирноисторическое значение Великой Октябрьской социалистической революции. В таком направлении учитель должен работать при повторении курса.

К важнейшим обобщениям, которые надо повторить и закрепить в 10-м классе, относятся выделение и подчеркивание (при прохождении каждой темы) непрерывной борьбы партии на два фронта пропив всех и всяческих врагов рабочего класса и крестьянства. Необходимо все время подчеркивать, что при диктатуре пролетариата классовая борьба чрезвычайно обостряется и приобретает разнообразные формы. И учитель показывает конкретно разнообразие этих форм: ввиде открытой гражданской войны и ввиде подлых террористических убийств из-за угла, ввиде саботажа и ввиде вредительства, ввиде открытого сопротивления кулаков коллективизации и ввиде разложения ими колхозов изнутри, и т. д., и т. п.

Далее, ученикам 10-го класса надо постоянно указывать ведущее значе-


1 Сб. "Ленин - Сталин". Т. III, стр. 527.

стр. 111

ние вождей мировой пролетарской революции В. И. Ленина и И. В. Сталина для партии, для народов СССР, для мирового пролетариата. Делать это надо путем приведения директив Левина и Сталина на данном этапе развития Советской страны и затем показывать, как они всегда подтверждались затем всем ходом классовой борьбы. Например при рассказе о борьбе за мир надо указать, что Ленин и Сталин уже с декабря 1917 года настаивали на заключении мира с Германией, они же настояли на заключении брестлитовского мира. Делали они это потому, что только таким путем можно было спасти мировую революцию, как они неоднократно на это сами указывали. Это их предвидение и подтвердилось дальнейшим ходом классовой борьбы.

При повторении особое внимание учеников надо привлечь к тем темам, которые были недостаточно пройдены в свое время или в знании которых учениками были в течение года обнаружены недочеты. Учитель должен заранее составить список таких тем и усилить их повторение.

Переходим к организации повторения курса. Прежде всего надо составить распределение материала по урокам. На повторение в 7-м классе отводится 10 часов. Однако такого количества времени реально у учеников не будет, так как вследствие поздней рассылки "Краткого курса истории СССР" начало уроков по истории у них запоздало. Поэтому, вероятнее всего, на повторение у них можно дать 5 часов. Материал можно распределить таким образом. 1-й урок: "Наша родина в далеком прошлом". "Киевское государство". "Восточная Европа под властью монгольских завоевателей" (стр. 3 - 31). 2-й урок: "Создание русского национального государства". "Расширение русского государства". "Крестьянские войны и восстания угнетенных народов в XVII столетии" (стр. 32 - 59). 3-й урок: "Россия XVIII столетия - империя помещиков и купцов". "Царская Россия - жандарм Европы" (стр. 60 - 96). 4-й урок: "Рост капитализма в царской России". "Первая буржуазная революция в России". "Вторая буржуазная революция в России" (стр. 97 - 150). 5-й урок: "Великая Октябрьская социалистическая революция". "Военная интервенция. Гражданская война". "Переход на мирную работу по восстановлению хозяйства страны". "СССР есть страна победившего социализма" (стр. 151 - 216).

Для 10-го класса можно предложить такое распределение: 1-й урок: от "Свержения царизма" до "Июльской демонстрации". 2-й урок: от "VI с'езда партии до II всероссийского с'езда советов". 3-й урок: от "Победы пролетарской революции во всей стране" до "Ленинского плана социалистического строительства (весна 1918 года)". 4-й урок: "Борьба за хлеб" - и кончить "Основанием Коммунистического Интернационала". 5-й урок: от "Разгрома Колчака" до "Как большевики организовали победу". 6-й урок: "Экономическое и политическое положение советских республик после окончания гражданской войны", кончая "Итогами восстановления народного хозяйства". 7-й урок: от "Борьбы за социалистическую индустриализацию страны" и до "Итогов первой пятилетки". 8-й урок: от "Первого года второй пятилетки" и кончая "Первой сессией Верховного Совета СССР". 9-й урок: "Культурные достижения страны социализма". "Наши враги и наши друзья за пределами СССР". "Новая Конституция СССР".

Следует далее указать, как надо вести эти уроки, отведенные для повторения годичного курса. В конце урока учитель указывает ученикам, что к следующему уроку надлежит повторить такой-то материал. Если в этот материал входят разделы, которые были недостаточно изучены при прохождении курса, то учитель обращает внимание учеников на необходимость особенно тщательно повторить этот материал. На следующем уроке он спрашивает учеников, добиваясь от них четких ответов в небольшом систематическом рассказе. Обязательно надо бороться против односложных ответов, которые, к сожалению, часто наблюдаются. Перед уроком учитель намечает для себя число вопросов, которые он задаст, и сколько учеников он вызовет. Надо помнить о крайней ограниченности времени для повторения и обязательно уло-

стр. 112

жить полностью все повторение в отведенные уроки. Следует для повторения вызывать средних и слабых учеников, для которых особенно важно это повторение. В трудных местах учитель обязательно должен помочь ученикам: дать четкую, ясную формулировку, определение и т. д. Но выступать он должен экономно, уделяя время главным образом на ответы учеников.

Какие требования надо пред'являть на повторительных занятиях ученикам 7-го класса? Они должны знать историю СССР в об'еме "Краткого курса истории СССР" под редакцией профессора Шестакова. Они кроме того должны уметь давать развернутый разбор указываемых в учебнике событий и их обобщения, обнаруживая степень овладения марксистским пониманием истории. Так, в своем ответе о войне 1812 года ученик 7-го класса должен развернуто изложить причины войны 1812 года, в частности вскрыть экономические причины ее происхождения. Он должен подробно рассказать про бородинское сражение, привести факты партизанской войны, более подробно охарактеризовать личность Кутузова, лучшего ученика А. В. Суворова. Более подробно он должен показать коренное различие между народной войной 1812 года и реакционными войнами 1813 - 1815 годов. Он должен показать развернуто цели "Священного союза" и роль русского царизма как жандарма Европы.

Ученики 10-го класса кончают свою школьную подготовку, через несколько месяцев они пойдут в вуз и начнут непосредственно работать вместе с рабочими, крестьянами и советской интеллигенцией над дальнейшим социалистическим строительством. Курс истории СССР является для них историческим введением в ту борьбу, активными участниками которой они становятся.

Повторения по истории в 10-м классе особенно важны. Они должны показать, насколько школой были выполнены основные учебно-воспитательные задачи преподавания гражданской истории, поставленные перед ней партией и правительством. Ученики должны показать в ответах свое овладение марксистским пониманием истории. Далее, ученики в ответах должны обнаружить знание основных произведений В. И. Ленина и И. В. Сталина. Ученик должен знать врагов, против которых боролась партия в тот период, который он излагает.

Так, рассказывая тему "Приезд Ленина и апрельские тезисы", ученик должен обнаружить знание апрельских тезисов, уметь охарактеризовать их как конкретную программу перерастания буржуазно-демократической революции 1917 года в революцию социалистическую. Ученик должен привести содержание основного, второго тезиса, в котором говорится о переходе революции ко второму этапу, то есть к революции социалистической. Далее, ученик должен указать, что товарищ И. В. Сталин был верным помощником В. И. Ленина в борьбе за эти тезисы против предателя Каменева. Наконец, он должен указать, что на апрельской конференции партия разгромила попытки изменников Каменева, Рыкова, Пятакова выступить против этой гениальной программы революции. В ответе о стахановском движении ученик должен кратко указать время его возникновения (1935 год), сущность его и его всемирноисторическое значение как намечения пути, идя по которому СССР уничтожит противоположность между трудом физическим и умственным. В ответе на вопрос об японской интервенции ученик называет даты 1918 - 1922 годов и показывает район японской оккупации, отмечая Волочаевку и Владивосток. Во время испытаний должны быть вывешены карты, картины, таблицы и др.

Организовать повторение курса, надо таким образом, чтобы эта работа учителя с учениками была завершением всей его предшествовавшей систематической учебно-воспитательной работы. Ученики, систематизируя свои знания истории СССР, должны тем самым получить четкое представление об истории СССР как едином и цельном историческом процессе. Основным содержанием курса истории СССР с 1917 по 1938 год является борьба за построение социализма в СССР.

Orphus

© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/История-в-школе-ПОВТОРЕНИЕ-НА-УРОКАХ-ИСТОРИИ-СССР

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Анна СергейчикContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Sergeichik

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

А. ФОХТ, История в школе. ПОВТОРЕНИЕ НА УРОКАХ ИСТОРИИ СССР // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 26.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/История-в-школе-ПОВТОРЕНИЕ-НА-УРОКАХ-ИСТОРИИ-СССР (date of access: 17.09.2019).

Found source (search robot):


Publication author(s) - А. ФОХТ:

А. ФОХТ → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Анна Сергейчик
Vladikavkaz, Russia
1108 views rating
26.08.2015 (1483 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes

Related Articles
МОСКОВСКИЕ ОХОТНИКИ ПРЕДПОЧИТАЮТ ЯСТРЕБОВ И СЕТТЕРОВ
Catalog: Лайфстайл 
5 days ago · From Россия Онлайн
НЕНУЖНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ
Catalog: Лайфстайл 
5 days ago · From Россия Онлайн
Российское онлайн-казино предлагает нам игры производства NetEntertaiment, Microgaiming и других менее известных разработчиков.
Catalog: Лайфстайл 
5 days ago · From Россия Онлайн
Рассматривается гравитационное поле, как энергетическая структура взаимодействия гравитирующих объектов. Предлагается расчёт гравитационных взаимодействий с точки зрения гравитационного потенциала взаимодействия частиц. Даны определения потенциала гравитационного пля. Вводится понятие ГРАДИЕНТА гравитационного потенциала взаимодействующих частиц. Вычислена энергия Вселенной, которая является постоянной величиной.
Catalog: Физика 
6 days ago · From Владимир Груздов
В событиях электорального Майдана 2019 года, приведшего к власти команду Зеленского, прямо явила себя Мать живущих Луна, устремив Украину, корабль наш, стезею Добра.
Catalog: Философия 
7 days ago · From Олег Ермаков
Симультанный синестетический образ "Музыка красоты", созданный Ириной Мирошник для синестетической музыкотерапии, объединяет комплементарные (взаимодополняющие) и скоординированные художественные образы: изобразительный — картина «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли и музыкальный — «Музыка Первичного Океана» Ирины Мирошник. Создание симультанных (от франц. simultane — одновременный) художественных образов в синестетических композициях — это новая тенденция персоналистической культуры будущего — синестетический симультанизм. Синестетический симультанизм основывается на законах и принципах Координационной парадигмы развития (КПР), как общенаучной теории координации, альтернативной диалектике и метафизике.
Причина утраты людьми смысла древних имен. The reason of loss of the meaning of ancient names by people.
Catalog: Философия 
15 days ago · From Олег Ермаков
За последние месяцы международным общественным мнением очередной раз была выражена крайняя обеспокоенность напряженностью в споре о суверенитете в Южно-Китайском море, внезапно обострившемся после ряда внезапных и необоснованных действий Китая в районе ЮКМ
20 days ago · From Марина Тригубенко
3 июля 2019 года крупнейшее исследовательское судно Китая «Морская геология 8» в сопровождении двух тяжелых кораблей береговой охраны и целой флотилии вспомогательных судов незаконно вошла в район отмели Ты Тинь в блоке 06-01 в юго-западной части архипелага Спратли, расположенный в исключительной экономической зоне (ИЭЗ) и континентальном шельфе в Южно-Китайском море. Ряд китайских морских судов спровоцировали действия против вьетнамской береговой охраны вокруг буровой установки проекта Нам Кон Шон - проект совместного предприятия Вьетнама с Россией. Китайские морские геологи сразу начали проводить сейсмические исследования дна. Одновременно они потребовали вывода оттуда японской буровой платформы Хакури 5, которая по контракту с «Роснефтью» и «Петровьетнам» уже более месяца ведёт разведочное бурение в этом же месте.
26 days ago · From Марина Тригубенко

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
 

Actual publications:

Загрузка...

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
История в школе. ПОВТОРЕНИЕ НА УРОКАХ ИСТОРИИ СССР
 

Contacts
Watch out for new publications:

About · News · For Advertisers · Donate $ to Libmonster ($)

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2019, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Germany China India Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Uzbekistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones