Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: RU-7998

Share with friends in SM

История в школе - орудие классового воспитания

В школах Третьей республики преподавание истории занимает большое место, как сильнейшее орудие обработки молодого поколения в духе преданности буржуазному строю. Извращая прошлое Франции, фальсифицируя ее богатую революционными битвам историю в интересах защиты господства буржуазии и отвлечения масс от революционной борьбы, французская низшая и средняя школа ("элементарная", "высшая элементарная", лицей и коллеж) одновременно нередко ловко использует в этих же целях, а также в целях воспитания буржуазного патриотизма и шовинизма, лучшие традиции французского народа и его демократические симпатии для прикрашивания капиталистического строя, особенно путем смазывания классового характера буржуазной демократии, изображения ее "внеклассовой" и общенародной.

С конца XIX и в первую треть XX века во Франции под влиянием революционного движения пролетариата появились новые течения в вопросах преподавания истории. Представители левого учительства выдвинули требование (в условиях капитализма явно утопическое), чтобы преподавание истории носило научный характер и чтобы история освещалась с точки зрения классовой борьбы пролетариата. Против этого требования были мобилизованы все средства правительственного аппарата управления школы, реакционная часть буржуазных и мелкобуржуазных организаций родителей, реакционная часть учителей. Против него выступили также буржуазные социологи, выдвигая лживые, антинаучные теории о том, что в "современном государстве нет классов и классовой борьбы".

Официальные руководители французской школы требуют, чтобы учителя устанавливали тесную связь между преподаванием истории и преподаванием "граждановедения" и "морали", которые служат целиком интересам французского империализма.

Наиболее ярким примером приспособления преподавания истории к интересам защиты господства буржуазии служит трактовка французской буржуазной революции 1789 года в официальных учебниках по истории.

При некоторых небольших расхождениях большинство учебников дает в основном сходное освещение французской революции и ее места в истории.

Все учебники очень сочувственно оценивают первый этап революции, до казни Людовика XVI и террора. Учебники драматически изображают собрание генеральных штатов, наказы, данные представителям третьего сословия, борьбу за голосование всех членов собрания и против голосования по куриям, мужественное поведение представителей третьего сословия в собрании, взятие Бастилии, вотирование уничтожения феодальных прав 4 августа.

Но в освещении роли Конвента, террора против контрреволюции, борьбы жирондистов и якобинцев учебники занимают антиреволюционную позицию, всячески прививая учащимся отвращение к плебейским: методам борьбы. Маркс в 1848 году писал в "Рейнской газете" о якобинцах: "Террор 1793 г. есть ничто иное, как плебейский способ разделаться с абсолютизмом и контр-революцией"1 . Мы знаем, что Ленин высоко ставил именно эти методы и таких буржуазных революционеров, как Робеспьер: "Нельзя быть марксистом, не питая глубочайшего уважения к великим буржуазным революционерам, которые имели всемирно-историческое право говорить от имени буржуазных "отечеств", поднимавших десятки миллионов новых наций к цивилизованной жизни в борьбе с феодализмом"2 .

Французские учебники истории стремятся привить учащимся ненависть к красному террору и якобинцам. Описывая дни красного террора, один из учебников отмечает ряд реформ, введенных Конвентом, но подчеркивает "ужасные убийства виновных и невинных"3 . Другой учебник гово-


1 См. В. И. Ленин. Соч. Т. VII, стр. 270.

2 В. И. Ленин. Соч. Т. XVIII, стр. 250.

3 J. Bouniol еt E. Nоuvеl "De la Renaisance a 1815". Paris. 1934.

стр. 92

рит о том", что период существования Конвента был наиболее жестоким и кровавым в истории Франции1 .

Правда, некоторые учебники очень робко говорят о том, что решительные меры, принятые Конвентом, были вызваны крайне тяжелым положением Франции в 1793 и 1794 годах, когда она была окружена войсками реакционной Европы и внутренние враги, поднявшие восстание в Вандее, - федералисты, контрреволюционеры, бунтующие представители духовенства, спекулянты - представляли огромную опасность для революции. Но, констатируя эти факты, говоря о том, что только энергичные действия Конвента и его решимость довести борьбу с врагами революции до конца обеспечили ей победу, авторы учебников в то же время стараются ослабить впечатление, которое могут произвести приведенные факты, стремясь вызвать отвращение к революционному террору и революционным вождям Конвента - якобинцам.

В учебнике истории для обучения в элементарной школе говорится следующее: "Террор проводился главным образом Робеспьером, членом Конвента и Комитета общественного спасения. ...Террор окончился, когда армии Конвента одержали победы на всех фронтах. Нельзя ли было добиться тех же успехов без этого ужасного режима?"2 .

В учебнике для учащихся высшей элементарной школы сказано:

"Конвент энергичными или жестокими мерами восстановил порядок: закон о максимуме, принудительные из'ятия, закон о подозрительных; восстание Вандеи было подавлено, и враги были разбиты на всех фронтах.

Робеспьер злоупотребил своим успехом, под его влиянием был издан закон о большом терроре. Его тирания возвела его на эшафот (9 термидора)"3 .

Учебники в угоду буржуазии высказывают отрицательное отношение к непримиримости монтаньяров. Они стараются внушить учащимся, что жирондисты были горячими сторонниками революции, что некоторые монтаньяры, как например Дантон, хотели вступить с ними в соглашение, но "наиболее ограниченные члены Конвента сопротивлялись этому, и это было гибелью для революции"4 . Этот же учебник внушает учащимся, что исключение 34 жирондистов из Конвента, которое произошло 31 мая 1793 года, было покушением против представителей народа, что это был "государственный переворот, который был гибельным для законности и свободы".

Некоторые учебники отмечают, что жирондисты боролись против казни короля, что они в минуту величайших опасностей, угрожавших французской революции, устраивали восстания против революционной власти, но одновременно дают им хвалебные характеристики.

О жирондисте Вернио говорится как о "великом гражданине", о человеке с прекрасным сердцем, благородными мыслями, величайшем ораторе Конвента5 .

Другой учебник дает восторженную характеристику жирондистке Роланд, не жалея красок на описание красоты ее глаз, улыбки, тонких рук и т. д.6 .

Учебники стараются воспитать у учащихся отрицательное отношение к Робеспьеру - вождю якобинцев.

Тем самым эти учебники стремятся дискредитировать революционные методы борьбы, чтобы отнять у пролетариата оружие, которым пользовалась буржуазия, когда она была революционным классом и боролась против феодализма.

Подводя итоги деятельности Конвента, большинство учебников, однако, признает за ним ряд заслуг. Эти заслуги - победа над внешними вратами, расширение территории Франции до ее естественных границ, уничтожение феодализма и абсолютизма, реформа, народного образования и завоевание буржуазных свобод.

Глава об истории революции конца XVIII столетия используется для того, чтобы внушить учащимся, что буржуазная Франция является страной, в которой народные массы уже пользуются всеми свободами и равенством. Ни один из учебников не говорит о том, что "свобода" во французской Третьей республике базируется на капиталистической собственности, с которой несовместима действительная свобода пролетариата и широких масс трудящихся.

Ярким примером извращения исторических фактов с целью воспитания у молодежи буржуазного мировоззрения является


1 Plothier еt Сh. Triand "La Nouvelle Histoire de France vivante". Cours moyen, p. 94.

2 I. G. Duvillage (G. Clemendot) "Histoire de la Prance, Histoire de la nation, Histoire de la civilisation". Cours elementaire et moyen. Paris. 1932, pp. 186 - 187.

3 E. Driault et M. Randoux "Precis d'Histoire de France". Ecoles primaires superieures l, 2, 3 annees. Cours complementaire. Brevet elementaire. Paris. 1925.

4 L. Brosselette "Cours moyen". Paris. 1933, p. 154.

5 Legrandet Martin "Les grands faits de l'histoire de la France". Paris. 1934.

6 Brosselette "Histoire. Ecoles primaires superieures". Deuxieme annee. Paris. 1935.

стр. 93

трактовка Парижской коммуны. О ней французские программы по истории, в том числе и программа, вышедшая в 1938 году, совершенно не упоминают. Коммуна упоминается лишь в некоторых учебниках, которые уделяют ей несколько строк. Эти строки используются для того, чтобы распространить клевету о Коммуне, чтобы дискредитировать ?ее и чтобы восхвалять ее душителя - Тьера. Коммунары изображаются "поджигателями" и "убийцами", а контрреволюционеры - "истинными жертвами", Тьер - "спасителем отечества" и "республиканцем ".

Уроки истории нередко используются для религиозного воспитания, хотя формально французская школа - "светская" школа, и религия - как особый предмет - в ней не преподается.

В учебнике для старшего класса средней школы есть целая глава, носящая название "Реставрация католичества", в которой освещается деятельность "святых". Среди этих канонизированных "святых" видное место занимают миссионеры, которые укрепляли авторитет Франции в колониях и святость которых заключалась в том, что они помогали французским империалистам в их колониальной политике.

Систематически детям внушается, что парламентские методы целесообразнее революционных методов борьбы рабочего класса. Вот, например, как излагается свержение монархиста Мак-Магона и замещение его в результате голосования республиканцем Греви в 1877 году: "Выборы показали, что страна осталась верна республике. Тенденции к политическим переменам, действовавшие за весь период от 1789 года до 1870 года и выразившиеся в революциях и переворотах, были реализованы при помощи простой подачи избирательного бюллетеня".

Учебные планы, программы по истории, принцип отбора материала

Преподавание истории начинается со второго года обучения и продолжается до последнего года обучения в элементарной школе-восьмилетке, а также в высшей элементарной школе, где курс обучения длится три года.

Таким образом, в элементарной школе история изучается семь лет, а в высшей элементарной школе - три года.

В системе школ, которые готовят в университет, т. е. в лицеях и коллежах, преподавание истории продолжается в течение одиннадцати лет: четыре года в приготовительных, или элементарных, классах и семь в основных.

Преподавание истории в элементарной школе сводится в настоящее время преимущественно к преподаванию истории Франции. На втором и третьем годах обучения проходят курс истории Франции до начала XVII века, до 1610 года (до Нантского эдикта), а на четвертом и пятом годах обучения - историю Франция от Нантского эдикта до конца первой мировой империалистической войны. Шестой год, по новым программам и учебным планам 1938 года, является годом повторения всего пройденного курса истории. На седьмом году даются краткие сведения о Востоке, об историк Греции и Рима и курс истории тех государств, с которыми связана история Франции. На этом заканчивался до сих пор курс истории в элементарной школа Франции. По закону 1936 года, число лет обучения в элементарной школе увеличено на один год, т. е. введен восьмилетний кур: обучения. Содержанием этого курса являются история цивилизации и история труда, история развития техники и развития социальных и экономических отношений, но ни в программах, ни в учебниках нет ни одного слова об эксплоатации человека человеком, о классовой борьбе пролетариата и его вождях - Марксе, Энгельсе, Ленине, Сталине.

В средней школе, в лицеях и коллежах куре истории начинается в элементарных, или приготовительных, классах. В них проходят в течение четырех лет курс истории Франции. В первом, основном, классе лицеев и коллежей проходят Восток, Грецию и Рим; во втором классе- историю Рима, в которой имеется пункт о Галлии под властью римлян (т. е. о жизни предков современных французов)1 . В третьем классе проходят историю Европы и главным образом Франции - от падения Римской империи до Столетней войны, - в четвертом классе - историю Европы и Франции в XIV, XV и XVI веках. В пятом классе - историю XVII и XVIII веков. История Франции занимает доминирующее место в программе, этого класса, а история Англии и других государств играет второстепенную роль. В шестом классе проходят современную историю до половины XIX века, которая почти целиком посвящена, истории Франции (революции конца XVIII века, реставрации, июльской монархии). Историй Англии и Соединенных штатов Америки уделено несколько строчек в этой программе. В седьмом классе проходят новую историю от половины XIX века, причем Франции опять-таки посвящено наибольшее внимание. Таким образом, Франция на протяжении всего курса истории средней школы, за исключением первого


1 "Horaires et programmes de l'enseignement secondaire des garcons et de jeunes filles". Paris. 1938.

стр. 94

класса, занимает центральное, место в программах средней п новой истории.

Французские программы по истории изложены очень кратко. Так например программа по истории для четвертого и пятого годов обучения в элементарной школе занимает пять строчек; вея программа по истории для средней школы занимает десять страниц (малого формата).

Французские методисты рекомендуют учителям при отборе материала концентрировать внимание учащихся лишь на тех фактах, которые иллюстрируют идеи, имеющие особенно важное значение для "формирования мировоззрения", т. е. буржуазного мировоззрения. В качестве центральных моментов истории Франции они выдвигают следующие: рост территориального и политического могущества Франция, рост ее культурных достижений, характеристику Третьей республики.

Учителю элементарной школы рекомендуется останавливаться более детально на собирании французской земли в период от XI до XIV века и на тех королях, которые содействовали этому, на абсолютной монархии, которая завершила процесс об'единения Франции, на ее падении, на фигурах Людовиков XIV, XV, XVI, на образовании Третьей республики, па ее борьбе "с врагами республиканского режима", на ее "достижениях". Третьей республике отводится центральное место в курсе истории элементарной школы. Важнейшая задача учителя заключается в том, чтобы показать учащимся, что строи парламентарной буржуазной республики является лучшей формой государственного устройства.

Значительное место отводится в курсе истории развитию культуры во Франции, успехам техники, науки, искусства.

С историей других народов учитель знакомит детей только в тех случаях, когда это связано с историей Франции.

Учителю не рекомендуется настаивать на том, чтобы дети помнили все договоры, заключенные Францией с другими государствами, чтобы они знали политику министров всех французских королей, не рекомендуется также вдаваться в анализ всех конституций и партий, игравших ту или иную роль в истории Франции XIX века, и т. д.

Преподаватели истории должны максимально ограничивать количество сообщаемых фактов, событий, дат, имен, отнюдь не перегружая ими память учащегося и сообщая лишь то, без чего не может быть систематического изложения курса и что является безусловно необходимым для "воспитания мировоззрения". Но изложение фактов и событий, иллюстрирующих основные идеи, должно быть максимально ярким и рельефным.

Приемы преподавания истории

Вопрос о том, как справиться с трудностями, возникающими в процессе преподавания истории, не раз обсуждался но Французской педагогической печати. Некоторые методисты считали, что курсу истории необходимо предпослать несколько уроков, которые знакомили бы детей с "элементарными понятиями истории", т. е. дали бы им представление о прошлом, о тех исторических терминах, которые чаще всего употребляются н являются наиболее важными. Недостаток этого приема заключается в том, что об'яснение терминологии до того, как дети успели познакомиться с историческими фактами, не дает хороших результатов. Другие считали, что никаких вводных уроков не нужно, что дети постепенно получат представление о времени и научатся понимать исторические термины в процессе усвоения курса истории. Некоторые предлагали идти от современности к прошлому, считая, что этого требует один из основных принципов педагогики, который предписывает идти от близкого к далекому. Опыт показал, однако, что при таком приеме обучения дети получают неправильное представление об исторических фактах, думая, что те события, о которых они раньше узнали, произошли раньше. В настоящее время во французской методике преподавания истории господствует взгляд, что историю необходимо излагать, начиная с прошлого и идя к настоящему1 .

Для уточнения представления о прошлом рекомендуется использовать ряд приемов, которые помогли бы детям понять и усвоить специфическое отличие истории каждого века путем усвоения ряда фактов и событий, характерных для него.

Инструкция к новой программе по истории для первого класса средней школы от 30 августа 1.937 года уделяет большое внимание выработке у учащихся правильных представлений о времени. Инструкция рекомендует предпослать курсу истории этого года ряд уроков, имеющих целью уяснить детям "хронологические понятия". При помощи ряда упражнений дети должны научиться отличать длительность жизни человеческого поколения, длительность века и т. д. Эти понятия должны быть об'яснены детям на простых примерах, заимствованных из элементарного курса истории, который уже пройден учащимися в течение предыдущих четырех лет, а также из современности. Упражнения в выработке правильных представлений о времени заключаются в том, что дети сравни-


1 "Instruction du 20 juin 1923. Relative au nouveau plan d'etudes des ecoles primaires elementaires. Plan d'etudes et programmes des ecoles elemantaires". 1938.

стр. 95

вают продолжительность жижи отдельных людей с продолжительностью века, продолжительность века с определенными историческими периодами, относительно ограниченную продолжительность всей истории с бесконечной продолжительностью предистории.

Сознательному усвоению исторической терминологии уделяется большое место в изложении урока.

Во французской педагогике широко применяется принцип наглядности. В это понятие входит прежде всего так называемая "чувственная наглядность", т. е. усвоение знаний при помощи контакта с самим предметом или его изображением. На принципе "чувственной наглядности" базируется прежде всего преподавание истории детям младшего возраста (семи и восьми лет). Первые уроки истории для детей этого возраста сводятся просто к тому, что учитель показывает им картинки, изображающие какие-нибудь факты и события из истории Франции, и об'ясняет их. Преподавание истории на автором и третьем годах обучения в элементарной школе построено главным образом на широком применении "чувственной наглядности". Следующим этапом является применение "наглядности в переносном смысле", которая требует, чтобы учитель рассказывал урок так, чтобы детям казалось, что они видят своими глазами то, о чем говорит учитель.

Методика преподавания истории подчеркивает, что уже на среднем курсе элементарной школы, т. е. на четвертом и пятом годах обучения, а в особенности на шестом, седьмом и восьмом годах приобретает большое значение логический элемент. Учитель не может уже ограничиваться простым изложением фактов и их расположением: он должен заботиться о том, чтобы дети понимали причинную связь между фактами.

На среднем и старшем курсах уже необходимы обобщения и определения, и к ним рекомендуется идти индуктивным путем, т. е. от фактов, от описания обстановки, биографий к понятиям1 . Благодаря этим приемам изложение становится наглядным. При этом учитель должен во всех случаях, где это только возможно, иллюстрировать свой рассказ при помощи "чувственной наглядности", т. е. используя гравюры, картины, портреты, таблицы, карты, графики, исторические памятники.

Большинство исторических терминов, как например термины: "абсолютная монархия", "падение монархии", "феодализм" и т. д. - являются абстракциями, которые могут быть поняты детьми, когда они знают достаточное количество типических черт, характеризующих монархию, феодализм и т. д. Чтобы сделать понятными термины "монарх, монархия", преподавателю рекомендуется рассказать детям о Людовике XIV, обрисовать его внешность, черты его характера и его политику, описать его поведение в среде придворных, в совете и т. д.

Этот принцип рекомендуется использовать не только для того, чтобы об'яснить детям то или иное отдельное понятие, но и для того, чтобы строить на нем такие уроки, как например урок о феодализме, целью которого является дать детям ясное представление о содержании этого исторического термина. Учителю рекомендуется показать детям ряд картин, изображающих сцены из жизни феодалов и жизни крестьян: картину, изображающую замок феодала, его внешний вид и внутреннее устройство. Демонстрация картин должна сочетаться с рассказом учителя о жизни феодалов, об их времяпровождении, развлечениях, пирах, охотах, турнирах. Дети рассматривают картины, изображающие жизнь крестьян, их жалкие жилища, как они во время голодовок питаются травой; картины, изображающие крестьян, отбывающих феодальные повинности, крестьян, которые рубят лес для сеньора и приносят в его замок кур, яйца. Преподаватель показывает детям изображение сборщиков податей, отнимающих у крестьянина весь его скарб, включая и детскую колыбель, которую крестьянка-мать пытается вернуть силой. Детям демонстрируют также картины войн между феодалами и рассказывают о последствиях этих войн - полном разорении крестьян.

После демонстрации партии и об'яснений, данных учителем, делается первое обобщение: "В такие-то века вся Франция была покрыта замками, которые принадлежали сеньорам. Земля каждого сеньора представляла маленькое независимое государство. Эти государства постоянно воевали друг с другом. В X и ХI веках король был слаб и сеньоры сами защищали свою землю. Франция была в это время слаба и раздробленна".

После этого учитель рассказывает детям о том, что более сильные сеньоры (сюзерены) властвовали над менее сильными, которые обязаны были им подчиняться. При этом дается определение терминов "вассал, сюзерен, феодализм". Наконец, выясняется я последнее понятие: король- главный феодал.

"Индуктивный метод" требует большой затраты времени на подготовку к


1 H. Pomot "Inspecteur d'Academie. L'Enseignement de l'histoire a l'ecole primaire". "L'Enseignement publique" N 4. 1927.

стр. 96

уроку и много времени для выяснения каждого абстрактного понятия. Вследствие перегрузки программ материалом учитель французской элементарной школы не располагает этим временем, и этот прием преподавания (индуктивный метод) применяется лишь отдельными учителями и относится скорей к области пожеланий методистов.

Французские методисты рекомендуют учителю принять меры к тому, чтобы учащимся была ясна тема урока и все подтемы, чтобы они умели кратко изложить самую суть того, что им было сообщено на уроке.

Некоторые методисты рекомендуют применять также и "активный метод" на уроках истории, т. е. диалогическую форму, форму бесед. Опираясь на картину, гравюру, на знания, которые ужо прежде усвоены детьми, преподаватель ставит им ряд хорошо продуманных вопросов, на которые дети отвечают. Исправляя, обобщая и дополняя ответы детей, преподаватель приводит к прочному усвоению прорабатываемой темы. Этот прием считается полезным тем, что стимулирует внимание детей, заставляет их вникать в вопросы, обдумывать ответ, т. е. принимать активное участие в уроке. Этот прием считается одним из наиболее трудных, требующих от учителя большого опыта и искусства.

Французская методика пред'являет к изложению урока истории два основных требования: первое заключается в том, что урок должен быть приспособлен к уровню понимания всего класса в целом и каждого отдельного ученика, должен быть изложен хорошим, доступным, образным языком; второе требование сводится к тому, чтобы материал был изложен в логически последовательной форме с расчленением уроков на несколько частей, в которых содержатся основные мысли урока.

Во время об'яснения преподаватель постоянно пользуется классной доской, на которой он записывает план урока, выводы, хронологические даты, чертит карту, график и т. д.

Ясное и понятное изложение урока вошло в практику работы французской школы и является ее положительной стороной.

Краткие выводы, которые делаются после каждого урока, приучают учащегося отличать основные мысли от деталей, существенное от несущественного, что имеет важное значение для развития логического мышления.

Но надо отметить, что во французской школе прочно свила себе гнездо зубрежка, которая выражается в том, что дети должны дословно заучивать наизусть выводы вместо того, чтобы изложить их своими словами.

Французские методисты считают, что понятное и ясное изложение материала является необходимым, но недостаточным, условием ведения урока в младших классах, гак как нужно учитывать неустойчивость внимания школьников. Поэтому преподавателю младших и средних классов элементарной школы рекомендуется время от времени прерывать свой рассказ и ставить детям вопросы, чтобы проконтролировать, слушают ли они его.

Каждый исторический факт, который излагается на уроке, фиксируется во времени при помощи хронологии и в пространстве при помощи карт ы. Карты, употребляемые во французской школе, отличаются своей простотой и выразительностью: на небольших одноцветных картах при помощи штриховки очень рельефно выделяются места, где происходили исторические события.

Для закрепления знаний по хронологии методисты рекомендуют применять наглядный принцип: график, разделенный на одинаковые части, каждая из которых соответствует одному веку. В каждую из частей графика вписываются важнейшие события данного века и их даты. Такой график, который висит в классе, помогает запоминанию дат.

Говоря о методике преподавания истории во французской школе, необходимо также, упомянуть о местной истории1 , которой уделяется большое место в методической литературе. Местная история должна знакомить учащихся с прошлой историей данной местности.

С этой целью устраиваются экскурсии к историческим памятникам, даются задания осмотреть местные памятники и исторические постройки, сохранившиеся с того времени, когда Галлия находилась под властью римлян, осмотреть развалины замков, которые остались от средневековья, узнать, какие следы оставила в данной местности мировая война, и т. д.

В преподавании истории в элементарной школе во Франции учебник играет очень большую роль. Не удивительно поэтому, что в учебниках "специальной педагогики", в которых излагаются сведения по частным методикам, в том числе и сведения по методике преподавания истории, работе учителя с учебником уделяется значительное внимание. В этих руководствах имеются также и указания на то, как учитель должен научить учащихся пользоваться учебником.

Преподаватель должен об'яснить ученику, что ему необходимо сначала прочи-


1 C. Savard "Pages choisies de pedagogie contemporaine". L'histoire et la geographie locales (circulaire ministerielle du 25 fevrier 1911). Paris. 1933.

стр. 97

тать весь урок с начала до конца, внимательно рассмотреть картинки, прочитать имеющиеся под ними об'яснения, постараться вспомнить то, что учитель рассказывал на уроке.

Цель первого чтения - понять содержание урока в целом, в его главных чертах. После этого ученик должен читать урок по частям для того, чтобы запомнить важные детали. Преподаватель указывает ученику, на что он должен обратить особое внимание: географические названия, места, выделенные курсивом, и т. д.

Учитель инструктирует ученика, как нужно связывать знания, полученные в новом тексте, с тем, что он прежде усвоил в учебнике пли со слов учителя, отыскивать основную мысль в каждой части урока и составлять себе, ясное представление о плане всего урока.

Инструктирование учащихся, как надо пользоваться учебником, является одной из важнейших задач учителя, и французская методика дает некоторые ценные указания по этому вопросу.

Преподавание в высшей элементарной школе

В высшей элементарной школе в преподавании истории используются те же приемы, что в старших классах элементарной школы. Но в этой школе уже предъявляются более высокие требования к активности учащихся и к их самостоятельной работе над книгой. Это выражается в более широком использовании "активного метода". Так, преподавателю рекомендуется задавать вопросы не только тому ученику, которого он вызвал, но и другим ученикам, контролируя, насколько "ни внимательно слушают, понимают ли они выученный урок, продумали ли они материал. Учителю рекомендуется систематически подготовлять учеников к тому, чтобы они умели самостоятельно ставить вопросы. "Активный метод" в высшей элементарной школе, на дополнительных курсах и в младших классах средней школы требует, чтобы учащиеся не заучивали выводов наизусть, а принимали участие в составлении выводов или чтобы они их в известных случаях даже составляли самостоятельно. В средней школе отводится большое место работе учащихся под руководством учителя над документацией, над выдержками из первоисточников. Учитель должен излагать уже не весь урок, а лишь ту часть, которую он считает необходимым особенно подчеркнуть, особенно глубоко проработать.

Один из видных методистов дает следующую схему урока истории в высшей элементарной школе на тему "Период 1848 - 1852 годов во Франции"1 ;

1) Ученикам дается задание - прочитать по учебнику то, что является темой следующего урока.

2) Ученики подготовляют устные и письменные вопросы, касающиеся тем урока.

3) Обсуждение вопросов, составленных двумя учениками, о политических течениях до 1848 года.

4) План урока "Вторая республика". Ученики отмечают на доске важнейшие события, происшедшие во время Второй республики.

5) Изложение учителем самой важной части урока.

6) Указание литературы для самостоятельного чтения, среди которой имеется и полубеллетристическая литература.

Методика преподавания истории в лицеях и коллежах уделяет внимание вопросу о приемах об'яснения учащимся отрывков из первоисточников. Чтение первоисточников рекомендуется как средство сделать урок конкретным и наглядным.

В тех же случаях, когда содержание пли словарь текста представляет большие трудности, учитель должен дать точное об'яснение каждого термина, об'яснить логическую структуру документа, остановиться на обстановке, в которой он возник. Все наиболее трудные термины должны быть внесены в особую тетрадь, в исторический словарь ученика.

Схема об'яснительного чтения первоисточников на уроках истории в лицеях и коллежах:

а) чтение текста в классе;

б) указание обстоятельств, при которых он был написан;

в) об'яснение непонятных слов;

г) общее объяснение текста.

В двух последних классах лицеев и коллежей во Франции практикуется уже в течение многих лет чтение лекции, но преподаватели часто сводят их к пересказу учебника. По этому поводу выпущен ряд циркуляров, запрещающих диктовать лекции и повторять в них учебник (министерский циркуляр 1922 года вошел в новые программы средней школы, выпущенные в 1938 году).

Говоря о методике преподавания история в средней школе Франции, необходимо еще упомянуть о координации работы учителей разных дисциплин. Так например преподавателю истории рекомендуется сговариваться с преподавателем французского


1 Aimard "L'Enseignement de l'histoire du cours complementaire". "Bulletin de la Societe francaise de pedagogie". Decembre. 1931.

стр. 98

языка о том, чтобы он читал с учениками литературные произведения или отрывки из них, которые могут служить иллюстрацией к тем или иным урокам истории. Особенно тесная связь устанавливается с преподавателем география.

В средней школе, как и в элементарной, существует большой разрыв между требованиями методики преподавания истории и практикой школы.

Методические инструкции и статьи о преподавании истории составляются на основе опыта лучших преподавателей средней школы. Методы работы широкой массы учителей средней школы являются часто весьма отсталыми, кал например заучивание "лекций", диктуемых преподавателем.

* * *

Программа по истории с момента своего появления в учебных планах средней, а затем и элементарной школы ставит себе цели "морального" воспитания, т. е. воспитания идеологии, соответствующей интересам господствующего класса. Учебники практической педагогики, по которым готовятся будущие учителя элементарной школы, и методические статьи по вопросам преподавания истории постоянно напоминают учителю о том, что он должен преподавать историю так, чтобы она служила иллюстрацией к урокам "морали" и "граждановедения". Инструкция к "Новой программе" по истории для элементарной школы", выпущенная в 1938 году, также подчеркивает, что программа по "истории труда", выпущенная для восьмого года обучения, находится в тесной связи с программой "морали"1 . Это сходство заключается в том, что стержнем и той и другой программ является антинаучная буржуазная идея "солидарности" классов в капиталистическом обществе.

Под углом зрения воспитания буржуазного мировоззрения происходит отбор материала, который учителю рекомендуется сделать стержнем преподавания всей истории.

Курсы истории в элементарной и средней школе извращают законы общественного развития и внушают учащимся антинаучные, идеалистические представления о развитии социальных отношений. Выбор фактов, излагаемых на уроках истории, а также и трактовка исторических событий подчинены цели прославления капиталистических порядков.

Французские программы оставляют желать многого не только с точки зрения содержания и политических установок, но и с методической стороны. Программы младших классов слишком перегружены материалом, недоступным детям семи - восьми лет, в то же время теоретический уровень программы для старших классов является низким и не обеспечивает умственного роста учащихся. Недостатком методики преподавания истории является система зубрежки.

Однако кое-какие методические приемы преподавания истории, выработанные на основе опыта лучших учителей массовой школы Франции, заслуживают внимания. Среди них нужно отметить приемы изложения материала учителем, от которого требуются ясность, краткость, четкость я красочность, способная воздействовать на воображение и чувство.

Заслуживают также внимания и попытки отдельных преподавателей средней школы, которые систематически прививают учащимся навыки самостоятельной работы с книгой.


1 "Instructions relatives a l'application des arretes du 28 mars 1938 et du 11 juillet 1938". "Journal des Instituteurs et des Institutrices". 1938. 22 Octobre. N 4, pp. 73 - 74.

Orphus

© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/История-в-школе-ПРЕПОДАВАНИЕ-ИСТОРИИ-ВО-ФРАНЦУЗСКОЙ-ШКОЛЕ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Анна СергейчикContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Sergeichik

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Е. ЛИВШИЦ, История в школе. ПРЕПОДАВАНИЕ ИСТОРИИ ВО ФРАНЦУЗСКОЙ ШКОЛЕ // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 28.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/История-в-школе-ПРЕПОДАВАНИЕ-ИСТОРИИ-ВО-ФРАНЦУЗСКОЙ-ШКОЛЕ (date of access: 11.12.2019).

Found source (search robot):


Publication author(s) - Е. ЛИВШИЦ:

Е. ЛИВШИЦ → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Анна Сергейчик
Vladikavkaz, Russia
2004 views rating
28.08.2015 (1566 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes

Related Articles
Гравитация, как, свойство материи является постоянной проблемой во все времена во всём многообразии. Со времён Ньютона гравитация, так и остаётся сущностью притяжения. Как бы не были изобретательны мыслители в двадцатых годов двадцатого века, основывали свои мышления на замкнутой системе - звёзды, солнце, планеты, Земля. Галактики, расширение Вселенной, появились чуть позже.
Catalog: Физика 
1600 ЛЕТ АРМЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ
2 days ago · From Россия Онлайн
К ПРОБЛЕМЕ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ТАТАРСКОГО АЛФАВИТА НА ОСНОВЕ ЛАТИНСКОЙ ГРАФИКИ
2 days ago · From Россия Онлайн
ЛОКАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ СОВРЕМЕННЫХ РОССИЯН (ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ПЕРЕСЛАВЛЯ-ЗАЛЕССКОГО)
2 days ago · From Россия Онлайн
Медаль была учреждена Декретом № 30 Республики Куба от 10 декабря 1979 года. Она выполняется в металле с различными слоями на поверхности: со слоем золота — I степень, со слоем серебра — II. Награждение ею производится указом Государственного совета Республики Куба за соответствующие боевые заслуги. Медалью «Воин-интернационалист» I степени награждаются «военнослужащие Революционных вооруженных сил, находящиеся как на действительной службе, так и в запасе и на пенсии, которые отличились в высшей степени в совершении боевых действий во время выполнения интернациональных миссий».
Учебное пособие составлено автором из отдельных глав и лекций, предварительно опубликованных онлайн в 2018-2019 гг. В пособии рассматриваются физические основания ряда применяемых моделей; некоторые аспекты нерелятивистского формализма в неупругом рассеянии протонов; взаимодействие нуклонов в свободном пространстве; метод связанных каналов; нерелятивистские и релятивистские подходы в изучении процессов рассеяния и ядерной структуры; релятивистские и нерелятивистские эффекты в рассеянии протонов; деформационная модель в методе искаженных волн, практическое применение деформационных моделей к неупругому рассеянию протонов. оптическая модель ядра в неупругом рассеянии протонов; применение некоторых элементов формализма для анализа экспериментальных данных по неупругому рассеянию протонов.
Catalog: Физика 
5 days ago · From Анатолий Плавко
В 2019 году Российская Федерация и Вьетнам проводят «Перекрёстный год Вьетнама и России», посвященный 25-й годовщине подписания Договора об основах дружественных отношений и приуроченный к 70-летию установления дипломатических отношений между Вьетнамом и Россией (30/01/1950-30/01/2020). Участвуя в мероприятиях в рамках Перекрёстного года, парламенты двух стран играют важную роль в развитии российско-вьетнамского сотрудничества, а также в углублении всеобъемлющего стратегического партнерства между двумя странами.
Рецензии. РЕЦ. НА: Н. Ф. МОКШИН. МИФОЛОГИЯ МОРДВЫ: ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК
10 days ago · From Россия Онлайн
ВЫДАЮЩИЙСЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ СЕВЕРНЫХ НАРОДОВ (К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В. И. ИОХЕЛЬСОНА)
10 days ago · From Россия Онлайн

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
 

Actual publications:

Загрузка...

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
История в школе. ПРЕПОДАВАНИЕ ИСТОРИИ ВО ФРАНЦУЗСКОЙ ШКОЛЕ
 

Contacts
Watch out for new publications:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2019, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones