Археологический кружок, организованный при Доме пионера, работал в истекшем учебном 1937 - 1938 году в Государственном историческом музее на основе программы и опыта предшествующего года. В состав его входила 19 учащихся 5-х и 6-х классов, Занятия велись систематически, один раз в шестидневку, с октября до начала мая, т. е. около 7 месяцев. Целью кружка было дать возможность детям изучить наше отдаленное прошлое на основе первоисточников, доступных своей наглядностью пониманию учеников.
Работа кружковцев началась с изучения основных положений геологии в Геологическом музее при МГУ, без чего детям были бы неясны основы датировки археологических раскопок. Эта вводная часть работы была также необходима для правильного понимания длительности процесса, предшествовавшего появлению человека. Затем школьники перешли к первой теме - "Происхождение человека и развитие, которое он пережал за долгие годы своего существования". Четко поставленная тема о происхождении человека служила базой в дальнейшем для марксистско-ленинского освещения происхождения и развития религии.
При работе над второй темой - "Жизнь человека в жарком климате" - особое внимание уделялось первичным орудиям, созданным гейдельсбергским человеком. Изучение их давало возможность наглядно показать, как из этих универсальных орудий развились затем сложные диференцированные орудия - прототипы современных. Вместе с тем нагляднее становилось развитие техники обработки каменных орудий в целом. Животный мир, окружавший человека этого периода, приходилось изучать на основании репродукций за отсутствием костного материала.
В третьей теме - "Жизнь человека ледникового периода" - основными моментами, на которых заострялось внимание детей, были; развитие членораздельной речи у неандертальца в процессе труда и его борьба с холодом путем добывания огня. Наиболее интересным материалом для кружковцев являлись остатки крупных вымерших животных: мамонта, шеретистого носорога первобытного быка и т. п., - богато представленные в Государственном историческом музее.
Этот материал использовался для наглядного показа необходимости совместного, коллективного труда человека в борьбе за свое существование.
Изучение первичного археологического материала (эпохи палеолита), связанного с дородовой коммуной, завершилось разбором макета, созданного на основании научных археологических данных по раскопкам Тимоновской стоянки. Раскопки эти производились под руководством археолога проф. В. А, Городцова.
В заключение был произведен критический разбор картин художника Васнецова "Охота на мамонта" и "Жизнь первобытного человека". При этом было отмечено, что художник часто ее следует археологическим данным. В этой, третьей теме немалое внимание уделялось также вопросу происхождения религии, подчеркивалось, что бессилие дикаря в борьбе с природой, по словам Ленина, "порождает веру в богов, чертей, в чудеса"1 .
Выявление характерных местных особенностей - расцветки кремневых орудий, их типичных форм и т. п. - на примере Тимоновской (район Брянска) и Костенковской (район Воронежа) стоянок помогло поставить работу кружка на марксистский путь - конкретизации изучаемого.
Изучение жизни людей в "конкретных условиях" становилось особенно наглядным при анализе условий существования человека в эпоху родовой коммуны (в эпоху неолита). Этому помогало самое распределение археологического материала по раскопкам в Волго-Окском, Северозападном и Уральском районах.
Так как материал, связанный с палеолитической эпохой, очень сложен и очень важен для археологии, то его излагал сам руководитель кружка. Только в тех случаях, когда вещевой материал говорил сам за себя (например остатки животного мира), допускалась самостоятельная работа детей путем вопросов и ответов. Благодаря этому избегались неправильные выводы, особенно вредные в работе с детьми.
1 "Мысли В. И. Ленина о религии", стр. 121. Изд. Атеист". 1930.
В четвертой теме - "Жизнь человека в умеренном климате (родовая коммуна)" - археологический материал освещался" по мере возможности, с точки зрения специфических, местных ею особенностей.
Сохранившиеся кости собаки с Волосовской стоянки на реке Ока помогли уяснить вопрос приручения человеком первых животных. Огромное количество наконечников стрел, часть которых исключительно гонко сделана, наглядно убеждало детей, с одной стороны, в развитии охоты пря помощи лука и стрел, с другой - в появлении мастеров-специалистов, выделывавших каменные орудия.
Подробный анализ просверленных, опиленных и полированных топоров, молотков, долот и тому подобных инструментов доказывал высоту развития техники обработки каменных орудий и подготовлял детей к изучению перехода от выработки каменных орудий к выработке металлических.
На этом последнем вопросе особенно заострялось внимание кружковцев, так как, в сущности, этим переходом было положено начало "металлическому периоду", длящемуся в истории человечества до настоящего времени.
Большое внимание уделялось также и вопросу равноправия женщины с мужчиной на основе одинакового их значения в груде. Однако при этом отмечались особенности женского труда, связанного с началом земледелия, гончарного производства, и т. д.
Богатейший материал по дереву, добытый из уральских торфяников, дал возможность показать дальнейший этап в истории развития религии - поклонение духам предков - и связать его с этнографическим материалом1 .
Процесс разложения родового строя, т. е. переход от доклассового общества к классовому, изучался на ряде конкретных примеров: в районе Приднепровья, Волги, Дона и, наконец, Оки и Камы. Согласно работе Ф. Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства", говоря о развитии частной собственности, особенное внимание уделялось развитию скотоводства, приведшего к умалению значения женского труда, и к делению на богатых и бедных. Выделение кузнеца, воина и жреца, этих предшественников классового деления общества, было также тщательно прослежено на материалах Музея.
Особенно подробно разбирался материал Волго-Окского района, где выросла Москва, так как наименование мест этих раскопок наиболее знакомо детям.
При проработке археологических материалов, связанных с родовой коммуной (неолитом) и процессором разложения родового строя, материалы частично определялись самими детьми на основании предшествующего опыта. Это способствовало приобретению участниками кружка навыков внимательного просмотра и анализа материалов, хронологически значительно более ранних (VII в. до нашей эры), дало возможность перейти к разбору вопросов, связанных со славянскими племенами, вошедшими в состав Киевского государства.
У этих племен в IX - XI веках происходил также процесс разложения родового строя, правда, зашедший значительно глубже.
Материалы "Черной могилы" (кургана в городе Чернигове), из мест погребения туземного князя Чермного и "Гнездовского могильника" (близ Смоленска), погребений феодальной верхушки древнего Смоленска, дали возможность при работе заострить взимание детей на разоблачении полной несостоятельности фашистской теории о создании Киевского государства варягами" показав протекавший еще до их прихода местный процесс феодализации.
Исключительный по красочности комплекс вещей "Черной могилы", естественно, вызвал у детей желание зафиксировать его в рисунках, что, несомненно, еще более закрепило в их памяти правильную постановку вопроса о происхождении Киевского государства. Миниатюры убийства Игоря древлянами, возглавленными туземным князем Малом, еще раз подтвердили наличие местного процесса феодализации в этот период; кроме того они показывали картину эксплоатации населения путем сбора варяжскими князьями, дани.
Значение крещения Руси при Владимире было раскрыто в двух направлениях: и точки зрения укрепления феодальной власти князя и с точки зрения развития культуры Киевской Руси. При этом было отмечено положительное значение христианизации на данном этапе.
Из вышесказанного ясно, что при проработке материалов зала Киевской Руси приходилось использовать не только чисто археологические предметы, но последние все же превалировали. Так, при изучении междоусобной борьбы князей богатство киевских кладов с тончайшими изделиями эмальерного2 искусства и массой денежных гривен наглядно подтвердило развитие рос-
1 В будущем году предположено работу археологического кружка дополнить посещением Музея народов ООСР с целью показать, как изучение пережитков у некоторых народностей, например у алеутов, способствует пониманию археологического материала.
2 Укрепление цветной стекловидной массы эмали на металле.
товщичества, вызвавшего народное восстание 1813 года, после которого Владимир Мономах был призван княжить в Киеве.
Хотя борьба с половцами и использование их в княжеских междоусобицах и отмечались, но за неимением в экспозиции материалов о походе Игоря "Слово о полку Игореве" не привлекалось. (В настоящее время открыт довольно значительный раздел, посвященный юбилейной дате "Слова", и в следующем году он будет использован в работе.)
Археологический материал из раскопок Райковецкого городища (близ Бердичева) и фото дали возможность красочно описать появления нового и опаснейшего врага в южных степях - татар. Этот же материал был использован и для того, чтобы раскрыть развитие эксплоатации земледельца феодалом-земледельцем.
Разбором карты и выявлением причин падения значения Киева заканчивалось изучение Киевской Руси.
Русь Владимиро-Суздальская была последним разделом, проработанным кружком, Самый характер археологического материала, близкого по типу материалам киевской Руси, давал возможность в этой заключительной части работы многое предоставит уже самостоятельной работе кружковцев, а именно: а) определение племен, вошедших в состав Владимиро-Суздальской Руси - по височным кольцам, б) выделение кузнеца и гончара, как одного из моментов перехода от доклассового общества, к классовому - по остаткам кузнечного и гончарного ремесел, в) выяснение характерных особенностей города периода феодальной раздробленности - по раскопкам города Рязани, г) определение предметов, характеризующих князя-феодала и его дружинников и пр.
Евангелие, написанное в честь побед Андрея Боголюбского над болгарами, дало возможность объяснить детям развитие древней письменности - от устава к скорописи (в будущем году предположено развить эту часть работы путем привлечения специалиста по палеографии).
Разбор причин гибели Андрея Боголюбского и рассмотрение макета "Боярский двор XIII века", в котором сделана попытка выявить характерные особенности феодальной эпохи, завершили работу кружка.
Чтобы лучше фиксировать пройденное по каждому из разделов, кружковцам поручались доклады на отдельные темы. Так, по разделу "Первобытное общество" были написаны следующие доклады: 1) "Жизнь человека в, жарком и ледниковом климате", 2) "Жизнь человека на севере Восточной Европы; в умеренном климате", 3) "за 2 тысячи лет до нашей эры", 4) "Хозяйство первобытного человека", 5) "Развитие орудий труда", 6) Развитие жилища", 7) "Развитие религии".
По разделу "Киевской Руси": 1) "Племена IX - XI веков, населявшие Приднепровье район озера Ильмени"; а) характерные особенности и быт, б) выделение кузнеца и гончара, в) земледелие - основное занятие населения; 2) "Туземные князь и дружина"; 3) "Образование империи Рюриковичей" (первые князья из варягов); 4) "Крещение Руси"; 5) "Город XI - XII веков" (Ярослав); 6) "Княжеские и их причины"; 7) "Город Киев (Владимир Мономах) и классовая борьба в Киевском государстве"; 8) "Половцы"; характеристика половцев и их взаимоотношения с Киевским государством. 9) "нашествие татар" и "Причины падения Киевского государства".
При зачитывании докладов кружковцы показывали музейный материал, на котором они базировались. Это служило как бы повторением пройденного. Кроме того часть материала была зарисована и сделаны 3 макета: "Землянка первобытного человека", "Городище", "Детинец". Следует отметить интересную попытку воспроизвести типичные для славянских племен височные привески при помощи медной проволоки (спиральные кольца северян) и выливания (ромбовидные привески ильменских славян и семилопастные - вятичей) по инициативе одного кружковца.
Подводя итоги работы кружка, можно указать на следующие результаты: 1) дети вполне усвоили значение археологического материала для изучения отдаленных этапов истории человечества, 2) приобрели первичные навыки анализа и сравнения археологического материала, а также элементы критического подхода к изучаемому вопросу, т. е. основные элементы работы над первоисточниками, 3) усвоили важнейшие понятия археологии: "стоянка", "городище", "курган", "могильщик" и т. п. т. е. конкретизировали ряд слов, упоминаемых в курсе истории, 4) у них значительно развилось внимание, этот необходимый фактор любого значения, 5) и, наконец, археологические памятники дали возможность конкретизировать первые разделы истории народов СССР.
Опыт работы данного кружка может послужить частично примером для постановки работы археологических кружков в местных музеях.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
![]() |
Editorial Contacts |
About · News · For Advertisers |
Libmonster Russia ® All rights reserved.
2014-2025, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Russia |