Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: RU-7849

Share with friends in SM

Археологический кружок, организованный при Доме пионера, работал в истекшем учебном 1937 - 1938 году в Государственном историческом музее на основе программы и опыта предшествующего года. В состав его входила 19 учащихся 5-х и 6-х классов, Занятия велись систематически, один раз в шестидневку, с октября до начала мая, т. е. около 7 месяцев. Целью кружка было дать возможность детям изучить наше отдаленное прошлое на основе первоисточников, доступных своей наглядностью пониманию учеников.

Работа кружковцев началась с изучения основных положений геологии в Геологическом музее при МГУ, без чего детям были бы неясны основы датировки археологических раскопок. Эта вводная часть работы была также необходима для правильного понимания длительности процесса, предшествовавшего появлению человека. Затем школьники перешли к первой теме - "Происхождение человека и развитие, которое он пережал за долгие годы своего существования". Четко поставленная тема о происхождении человека служила базой в дальнейшем для марксистско-ленинского освещения происхождения и развития религии.

При работе над второй темой - "Жизнь человека в жарком климате" - особое внимание уделялось первичным орудиям, созданным гейдельсбергским человеком. Изучение их давало возможность наглядно показать, как из этих универсальных орудий развились затем сложные диференцированные орудия - прототипы современных. Вместе с тем нагляднее становилось развитие техники обработки каменных орудий в целом. Животный мир, окружавший человека этого периода, приходилось изучать на основании репродукций за отсутствием костного материала.

В третьей теме - "Жизнь человека ледникового периода" - основными моментами, на которых заострялось внимание детей, были; развитие членораздельной речи у неандертальца в процессе труда и его борьба с холодом путем добывания огня. Наиболее интересным материалом для кружковцев являлись остатки крупных вымерших животных: мамонта, шеретистого носорога первобытного быка и т. п., - богато представленные в Государственном историческом музее.

Этот материал использовался для наглядного показа необходимости совместного, коллективного труда человека в борьбе за свое существование.

Изучение первичного археологического материала (эпохи палеолита), связанного с дородовой коммуной, завершилось разбором макета, созданного на основании научных археологических данных по раскопкам Тимоновской стоянки. Раскопки эти производились под руководством археолога проф. В. А, Городцова.

В заключение был произведен критический разбор картин художника Васнецова "Охота на мамонта" и "Жизнь первобытного человека". При этом было отмечено, что художник часто ее следует археологическим данным. В этой, третьей теме немалое внимание уделялось также вопросу происхождения религии, подчеркивалось, что бессилие дикаря в борьбе с природой, по словам Ленина, "порождает веру в богов, чертей, в чудеса"1 .

Выявление характерных местных особенностей - расцветки кремневых орудий, их типичных форм и т. п. - на примере Тимоновской (район Брянска) и Костенковской (район Воронежа) стоянок помогло поставить работу кружка на марксистский путь - конкретизации изучаемого.

Изучение жизни людей в "конкретных условиях" становилось особенно наглядным при анализе условий существования человека в эпоху родовой коммуны (в эпоху неолита). Этому помогало самое распределение археологического материала по раскопкам в Волго-Окском, Северозападном и Уральском районах.

Так как материал, связанный с палеолитической эпохой, очень сложен и очень важен для археологии, то его излагал сам руководитель кружка. Только в тех случаях, когда вещевой материал говорил сам за себя (например остатки животного мира), допускалась самостоятельная работа детей путем вопросов и ответов. Благодаря этому избегались неправильные выводы, особенно вредные в работе с детьми.


1 "Мысли В. И. Ленина о религии", стр. 121. Изд. Атеист". 1930.

стр. 97

В четвертой теме - "Жизнь человека в умеренном климате (родовая коммуна)" - археологический материал освещался" по мере возможности, с точки зрения специфических, местных ею особенностей.

Сохранившиеся кости собаки с Волосовской стоянки на реке Ока помогли уяснить вопрос приручения человеком первых животных. Огромное количество наконечников стрел, часть которых исключительно гонко сделана, наглядно убеждало детей, с одной стороны, в развитии охоты пря помощи лука и стрел, с другой - в появлении мастеров-специалистов, выделывавших каменные орудия.

Подробный анализ просверленных, опиленных и полированных топоров, молотков, долот и тому подобных инструментов доказывал высоту развития техники обработки каменных орудий и подготовлял детей к изучению перехода от выработки каменных орудий к выработке металлических.

На этом последнем вопросе особенно заострялось внимание кружковцев, так как, в сущности, этим переходом было положено начало "металлическому периоду", длящемуся в истории человечества до настоящего времени.

Большое внимание уделялось также и вопросу равноправия женщины с мужчиной на основе одинакового их значения в груде. Однако при этом отмечались особенности женского труда, связанного с началом земледелия, гончарного производства, и т. д.

Богатейший материал по дереву, добытый из уральских торфяников, дал возможность показать дальнейший этап в истории развития религии - поклонение духам предков - и связать его с этнографическим материалом1 .

Процесс разложения родового строя, т. е. переход от доклассового общества к классовому, изучался на ряде конкретных примеров: в районе Приднепровья, Волги, Дона и, наконец, Оки и Камы. Согласно работе Ф. Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства", говоря о развитии частной собственности, особенное внимание уделялось развитию скотоводства, приведшего к умалению значения женского труда, и к делению на богатых и бедных. Выделение кузнеца, воина и жреца, этих предшественников классового деления общества, было также тщательно прослежено на материалах Музея.

Особенно подробно разбирался материал Волго-Окского района, где выросла Москва, так как наименование мест этих раскопок наиболее знакомо детям.

При проработке археологических материалов, связанных с родовой коммуной (неолитом) и процессором разложения родового строя, материалы частично определялись самими детьми на основании предшествующего опыта. Это способствовало приобретению участниками кружка навыков внимательного просмотра и анализа материалов, хронологически значительно более ранних (VII в. до нашей эры), дало возможность перейти к разбору вопросов, связанных со славянскими племенами, вошедшими в состав Киевского государства.

У этих племен в IX - XI веках происходил также процесс разложения родового строя, правда, зашедший значительно глубже.

Материалы "Черной могилы" (кургана в городе Чернигове), из мест погребения туземного князя Чермного и "Гнездовского могильника" (близ Смоленска), погребений феодальной верхушки древнего Смоленска, дали возможность при работе заострить взимание детей на разоблачении полной несостоятельности фашистской теории о создании Киевского государства варягами" показав протекавший еще до их прихода местный процесс феодализации.

Исключительный по красочности комплекс вещей "Черной могилы", естественно, вызвал у детей желание зафиксировать его в рисунках, что, несомненно, еще более закрепило в их памяти правильную постановку вопроса о происхождении Киевского государства. Миниатюры убийства Игоря древлянами, возглавленными туземным князем Малом, еще раз подтвердили наличие местного процесса феодализации в этот период; кроме того они показывали картину эксплоатации населения путем сбора варяжскими князьями, дани.

Значение крещения Руси при Владимире было раскрыто в двух направлениях: и точки зрения укрепления феодальной власти князя и с точки зрения развития культуры Киевской Руси. При этом было отмечено положительное значение христианизации на данном этапе.

Из вышесказанного ясно, что при проработке материалов зала Киевской Руси приходилось использовать не только чисто археологические предметы, но последние все же превалировали. Так, при изучении междоусобной борьбы князей богатство киевских кладов с тончайшими изделиями эмальерного2 искусства и массой денежных гривен наглядно подтвердило развитие рос-


1 В будущем году предположено работу археологического кружка дополнить посещением Музея народов ООСР с целью показать, как изучение пережитков у некоторых народностей, например у алеутов, способствует пониманию археологического материала.

2 Укрепление цветной стекловидной массы эмали на металле.

стр. 98

товщичества, вызвавшего народное восстание 1813 года, после которого Владимир Мономах был призван княжить в Киеве.

Хотя борьба с половцами и использование их в княжеских междоусобицах и отмечались, но за неимением в экспозиции материалов о походе Игоря "Слово о полку Игореве" не привлекалось. (В настоящее время открыт довольно значительный раздел, посвященный юбилейной дате "Слова", и в следующем году он будет использован в работе.)

Археологический материал из раскопок Райковецкого городища (близ Бердичева) и фото дали возможность красочно описать появления нового и опаснейшего врага в южных степях - татар. Этот же материал был использован и для того, чтобы раскрыть развитие эксплоатации земледельца феодалом-земледельцем.

Разбором карты и выявлением причин падения значения Киева заканчивалось изучение Киевской Руси.

Русь Владимиро-Суздальская была последним разделом, проработанным кружком, Самый характер археологического материала, близкого по типу материалам киевской Руси, давал возможность в этой заключительной части работы многое предоставит уже самостоятельной работе кружковцев, а именно: а) определение племен, вошедших в состав Владимиро-Суздальской Руси - по височным кольцам, б) выделение кузнеца и гончара, как одного из моментов перехода от доклассового общества, к классовому - по остаткам кузнечного и гончарного ремесел, в) выяснение характерных особенностей города периода феодальной раздробленности - по раскопкам города Рязани, г) определение предметов, характеризующих князя-феодала и его дружинников и пр.

Евангелие, написанное в честь побед Андрея Боголюбского над болгарами, дало возможность объяснить детям развитие древней письменности - от устава к скорописи (в будущем году предположено развить эту часть работы путем привлечения специалиста по палеографии).

Разбор причин гибели Андрея Боголюбского и рассмотрение макета "Боярский двор XIII века", в котором сделана попытка выявить характерные особенности феодальной эпохи, завершили работу кружка.

Чтобы лучше фиксировать пройденное по каждому из разделов, кружковцам поручались доклады на отдельные темы. Так, по разделу "Первобытное общество" были написаны следующие доклады: 1) "Жизнь человека в, жарком и ледниковом климате", 2) "Жизнь человека на севере Восточной Европы; в умеренном климате", 3) "за 2 тысячи лет до нашей эры", 4) "Хозяйство первобытного человека", 5) "Развитие орудий труда", 6) Развитие жилища", 7) "Развитие религии".

По разделу "Киевской Руси": 1) "Племена IX - XI веков, населявшие Приднепровье район озера Ильмени"; а) характерные особенности и быт, б) выделение кузнеца и гончара, в) земледелие - основное занятие населения; 2) "Туземные князь и дружина"; 3) "Образование империи Рюриковичей" (первые князья из варягов); 4) "Крещение Руси"; 5) "Город XI - XII веков" (Ярослав); 6) "Княжеские и их причины"; 7) "Город Киев (Владимир Мономах) и классовая борьба в Киевском государстве"; 8) "Половцы"; характеристика половцев и их взаимоотношения с Киевским государством. 9) "нашествие татар" и "Причины падения Киевского государства".

При зачитывании докладов кружковцы показывали музейный материал, на котором они базировались. Это служило как бы повторением пройденного. Кроме того часть материала была зарисована и сделаны 3 макета: "Землянка первобытного человека", "Городище", "Детинец". Следует отметить интересную попытку воспроизвести типичные для славянских племен височные привески при помощи медной проволоки (спиральные кольца северян) и выливания (ромбовидные привески ильменских славян и семилопастные - вятичей) по инициативе одного кружковца.

Подводя итоги работы кружка, можно указать на следующие результаты: 1) дети вполне усвоили значение археологического материала для изучения отдаленных этапов истории человечества, 2) приобрели первичные навыки анализа и сравнения археологического материала, а также элементы критического подхода к изучаемому вопросу, т. е. основные элементы работы над первоисточниками, 3) усвоили важнейшие понятия археологии: "стоянка", "городище", "курган", "могильщик" и т. п. т. е. конкретизировали ряд слов, упоминаемых в курсе истории, 4) у них значительно развилось внимание, этот необходимый фактор любого значения, 5) и, наконец, археологические памятники дали возможность конкретизировать первые разделы истории народов СССР.

Опыт работы данного кружка может послужить частично примером для постановки работы археологических кружков в местных музеях.

Orphus

© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/История-в-школе-РАБОТА-АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО-КРУЖКА-МОСКОВСКОГО-ДОМА-ПИОНЕРОВ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Анна СергейчикContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Sergeichik

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

С. БАСНИНА, История в школе. РАБОТА АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА МОСКОВСКОГО ДОМА ПИОНЕРОВ // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 26.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/История-в-школе-РАБОТА-АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО-КРУЖКА-МОСКОВСКОГО-ДОМА-ПИОНЕРОВ (date of access: 15.09.2019).

Found source (search robot):


Publication author(s) - С. БАСНИНА:

С. БАСНИНА → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Анна Сергейчик
Vladikavkaz, Russia
540 views rating
26.08.2015 (1481 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes

Related Articles
МОСКОВСКИЕ ОХОТНИКИ ПРЕДПОЧИТАЮТ ЯСТРЕБОВ И СЕТТЕРОВ
Catalog: Лайфстайл 
3 days ago · From Россия Онлайн
НЕНУЖНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ
Catalog: Лайфстайл 
3 days ago · From Россия Онлайн
Российское онлайн-казино предлагает нам игры производства NetEntertaiment, Microgaiming и других менее известных разработчиков.
Catalog: Лайфстайл 
3 days ago · From Россия Онлайн
Рассматривается гравитационное поле, как энергетическая структура взаимодействия гравитирующих объектов. Предлагается расчёт гравитационных взаимодействий с точки зрения гравитационного потенциала взаимодействия частиц. Даны определения потенциала гравитационного пля. Вводится понятие ГРАДИЕНТА гравитационного потенциала взаимодействующих частиц. Вычислена энергия Вселенной, которая является постоянной величиной.
Catalog: Физика 
3 days ago · From Владимир Груздов
В событиях электорального Майдана 2019 года, приведшего к власти команду Зеленского, прямо явила себя Мать живущих Луна, устремив Украину, корабль наш, стезею Добра.
Catalog: Философия 
5 days ago · From Олег Ермаков
Симультанный синестетический образ "Музыка красоты", созданный Ириной Мирошник для синестетической музыкотерапии, объединяет комплементарные (взаимодополняющие) и скоординированные художественные образы: изобразительный — картина «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли и музыкальный — «Музыка Первичного Океана» Ирины Мирошник. Создание симультанных (от франц. simultane — одновременный) художественных образов в синестетических композициях — это новая тенденция персоналистической культуры будущего — синестетический симультанизм. Синестетический симультанизм основывается на законах и принципах Координационной парадигмы развития (КПР), как общенаучной теории координации, альтернативной диалектике и метафизике.
Причина утраты людьми смысла древних имен. The reason of loss of the meaning of ancient names by people.
Catalog: Философия 
13 days ago · From Олег Ермаков
За последние месяцы международным общественным мнением очередной раз была выражена крайняя обеспокоенность напряженностью в споре о суверенитете в Южно-Китайском море, внезапно обострившемся после ряда внезапных и необоснованных действий Китая в районе ЮКМ
18 days ago · From Марина Тригубенко
3 июля 2019 года крупнейшее исследовательское судно Китая «Морская геология 8» в сопровождении двух тяжелых кораблей береговой охраны и целой флотилии вспомогательных судов незаконно вошла в район отмели Ты Тинь в блоке 06-01 в юго-западной части архипелага Спратли, расположенный в исключительной экономической зоне (ИЭЗ) и континентальном шельфе в Южно-Китайском море. Ряд китайских морских судов спровоцировали действия против вьетнамской береговой охраны вокруг буровой установки проекта Нам Кон Шон - проект совместного предприятия Вьетнама с Россией. Китайские морские геологи сразу начали проводить сейсмические исследования дна. Одновременно они потребовали вывода оттуда японской буровой платформы Хакури 5, которая по контракту с «Роснефтью» и «Петровьетнам» уже более месяца ведёт разведочное бурение в этом же месте.
24 days ago · From Марина Тригубенко

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
 

Actual publications:

Загрузка...

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
История в школе. РАБОТА АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА МОСКОВСКОГО ДОМА ПИОНЕРОВ
 

Contacts
Watch out for new publications:

About · News · For Advertisers · Donate $ to Libmonster ($)

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2019, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Germany China India Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Uzbekistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones