Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: RU-7910

Share with friends in SM

Для того, чтобы добиться в преподавании истории конкретности и занимательности, необходимо использовать на уроках картины и рисунки. В связи с этим следует остановиться на методике использования этого материала. Но прежде всего возникает вопрос, откуда взять необходимый иллюстрационный материал. Перечислим некоторые издания.

Издательства СССР выпустили еще очень немного картин по истории. Учпедгизом выпущены картины большого размера: 4 картины по истории доклассового общества, 6 картин по древней истории и 10 картин по истории СССР. Музей революции СССР выпустил несколько картин по истории рабочего движения в царской России и по истории СССР. Изданы альбомы по истории партии. Массовым тиражом вышли открытки, изданные Музеем революции СССР и Музеем Красной Армии. Однако все эти издания давно разошлись.

В последние годы появились книги с хорошими иллюстрациями, изданные Госиздатом. Очень хороши иллюстрации "Истории гражданской войны в СССР" и ряда книг Издательства политической литературы.

Госиздату следовало бы выпустить отдельным альбомом рисунки и картины из "Истории гражданской войны". Надо также шире развернуть выпуск открыток типа "(Москва - Кремль" (три серии), отпечатанных Гознаком.

Больше всего рисунков и картин можно найти в изданиях Изогиза. Вот некоторые из этих изданий: А. И. Некрасов "Древнерусское изобразительное искусство", В. В. Павлов "Очерки по искусству древнего Египта", Варшавский "Передвижники", В. В. и Е. В. Журавлевы "Художник Иванов", К. С. Кузьминский "Русская реалистическая иллюстрация XVIII-XIX вв.", Кукрыниксы "Кого мы били" (карикатура), Р. Кауфман "Д. Моор" и др. Отметим также в издании "Академии" такую книгу, как И. И. Врунова "Очерк по истории архитектуры". Прекрасные иллюстрации имеются в журнале "Юный художник" Детиздата ЦК ВЛКСМ. Иллюстрированный материал есть также в "Историческом журнале", в "Вестнике древней истории" и т. д. Снабжены интересными картинами и рисунками отдельные исторические книги, например Н. А. Куна "Что рассказывают древние греки о своих богах и героях" или Б. А. Тураева "История древнего Востока". Имеются иллюстрированные издания музеев и художественных галерей, например "Антирелигиозная экскурсия", изданная Государственной Третьяковской галереей. Необходимо использовать и дореволюционные издания. Однако достать старые серии исторических картин в издании Думнова, Гроссмана, Кнебеля, Сытина и др. очень трудно. Дореволюционные исторические картины относятся в основном к древней и средней истории. Новая история иллюстрировалась преимущественно портретами всяких царей и батальными сценами. Кроме того многие рисунки и картины, которые можно собрать по истории России, совершенно не удовлетворяют советского историка-преподавателя своим освещением событий. Сейчас в музеях идет большая работа по собиранию старых и написанию новых картин, рисующих положение угнетенных народов. Преподаватели должны также использовать рисунки и картины на исторические темы, помещаемые время от времени в наших центральных газетах: "Правде", "Известиях",

"Кого мы били". Колчак.

Рис. Кукрыниксы.

стр. 115


Охота. Фреска на лестнице Софийского собора.

Киев.

"Комсомольской правде" и "Пионерской правде", - например "Ледовое побоище ", "12-й год", "20 лет Краевой Армии" и др.

В общем нужно признать, что положение с рисунком и картиной по истории обстоит еще не достаточно хорошо.

Отбор рисунка

При отборе рисунка и картин для уроков приходится иметь дело главным образом с репродукциями картин или рисунков. Демонстрировать рисунок и картину полезно только тогда, когда они реалистичны и просты. Например фрески с лестницы Софийского собора в Киеве; с небольшими комментариями преподаватель может с помощью этих фресок дать ученикам отчетливое представление об охоте и о развлечениях киевских князей X ,и XI веков. Сильно действуют на учеников такие документы и картины, как портреты исторических деятелей, например Александра Македонского в битве с персидским царем Дарием (фреска из Помпеи). Исключительно большое впечатление производят на ребят карикатуры и композиции типа серии Кукрыниксы "Кого мы били".

По содержанию рисунка и картины историку приходится иметь дело со всевозможной тематикой: батальной, бытовой, социальной, пейзажной и т. п. Любая тематика представляет интерес, так как освещает какую-нибудь сторону жизни или быта.

Репродукция скульптурных и архитектурных произведений равноценна репродукции картин и рисунков.

Рисунки и картины-композиции существенно отличаются от рисунков и картин-документов. И рисунки и картины-композиции преподаватель должен подвергнуть критике, прежде чем использовать на уроках. Для целей преподавания важна историческая точность, а также четкость и ясность репродукции.

Рисунок и картина-композиция могут охватить всю тему урока, поэтому они удобны в младших классах. Такими композициями являются исторические картины под редакцией Тарасова и Маравского, Князькова, Лемана и др.

Примером картины-композиции может служить икона-плакат, находящаяся в Государственном историческом музее, изображающая осаду московскими войсками Новгорода-Великого. На иконе-плакате показано, как, помимо войск московского царя, по приказу "небесного царя" новгородцев осыпало стрелами "небесное воинство", как по тому же приказу "царя небесного" совершилось "чудо" и река Волхов изменила свое течение, потекла вверх, затопила высокие места и потопила массу новгородцев. Не довольствуясь истреблением новгородцев такими способами, "царь небесный", желая во что бы то ни стало покорить московскому царю Новгород, посылает огненную тучу, которая стала сжигать всех тех новгородцев, которым удалось укрыться и от стрел "ангелов" и от наводнения Волхова. Цель плаката-иконы

Парсуна Никона.

Гос. исторический музей.

стр. 116


Скоморохи и уличные представления в России. XVII век.

Рис. Олеария.

ясна, агитация его обнажена до деталей: новгородцы, не сопротивляйтесь войскам московского государя, это - дело безнадежное, ведь на их стороне сам царь небесный" с ангелами и со всей "чудотворной силой". А ты, московское войско, и вы, московские ратные люди, идите смело на приступ Новгорода: вы боретесь за "божье дело", вам помогает "небесное воинство".

Среди культовых рисунков и картин типа плакатов следует еще обратить внимание на парсуны полуиконы-полупортреты "земных" господ. Парсуны на уроках истории могут быть широко использованы. Вот большая парсуна с изображением греческого императора Константина и его матери Елены ("святые"), под ними Алексей Михайлович и его жена, а под Алексеем Михайловичем - патриарх Никон. Парсуна была написана по заказу патриарха Никона; она может быть использована на уроках истории на тему "Церковная реформа Никона и раскол". Этот плакат полуикона-полупортрет (есть святые и несвятые) утверждает близость к богу "земных властей", находящихся под особым высоким покровительством. Власти эти - лица светские и духовные, причем опорой светской власти на земле является духовная власть в лице патриарха.

Наши историки недостаточно внимания уделяют рисункам и картинам с изображением повседневной жизни масс. Такой документальный материал крайне необходим историку: он помогает показать ученикам развернутую картину быта народных масс. К категории подобных рисунков следует отнести известные многим историкам, но мало пока использованные гравюры Дюрера, отражающие эпоху крестьянских войн в Германии: рыцарь, захваченный в плен крестьянами, совещание крестьян и др.

Картины "В монастырской гостинице" Корзухина или "В монастырской трапезной" Перова ярко и остро рисуют быт монахов и их "благодетелей" купчих. Разве репинский "Крестный ход в Курской губернии" не дает представление о классовом составе царской помещичьей России?

Как читать рисунок и картину

Читать рисунок или картину - это значит уметь пользоваться ими так же, как писанным текстом для преподавания.

При чтении художественных картин и рисунков следует исходить из следующего положения: образ вызывает у зрителей известное представление, которое затем мы

стр. 117
выражаем словами. Это путь от образа к слову.

Принято читать и об'яснять всякий художественный рисунок и картину со стороны выполнения их и со стороны содержания. При искусствоведческом подходе часто делается упор на отдельных деталях, за которыми теряется самое содержание. С другой стороны, чтение и объяснение художественного рисунка и картины исключительно только по содержанию приводят к обесцениванию художественной ценности рисунка и картины. Поэтому необходимо при показе художественного рисунка или картины наряду с раскрытием сюжета указать на значение их с художественно-искусствоведческой стороны. Впоследствии у ребят под руководством грамотного преподавателя выработается уменье самостоятельно читать рисунок.

На правильное понимание картины нужно натолкнуть самих ребят двумя-тремя словами. В этом мастерство художественного истолкования картин и рисунков, к этому следует стремиться историку.

Проще, но тоже нелегко, читать и объяснять художественный рисунок или картину-документ, т. е. такой рисунок или картину, которые сделаны современниками. Если же рисунок или картина-документ является зарисовкой (Олеарий, Мейерберг), фиксирующей какой-либо факт или явление, то они объясняются ребятами исключительно по своему содержанию. В тех случаях, когда в рисунке не соблюдены перспективы или пропорции разных фигур или даны условные изображения, что наблюдается на рисунках Египта, Древнего Востока, Китая, Японии и т. д. - необходимо дать ребятам об'яснение этих особенностей.

Подготовляя к уроку иллюстративный материал и выбирая из него необходимый, историк сплошь и рядом сталкивается с тем, что некоторые картины и рисунки могут быть использованы на уроке только частично. Здесь можно провести аналогию со словесным художественным произведением или документом: как из словесного произведения берутся цитаты, параграфы, главы и т. п., так и из графического изображения берутся иногда части их.

Один и тот же рисунок и картина могут быть демонстрированы на разных по темам уроках. Поэтому историк должен тщательно изучать рисунки и картины, а не просто приносить их в класс для показа.

Демонстрируя ребятам бытовые картины и портреты, необходимо путем анализа приблизить их к ребятам, сделать их понятными. К серии таких рисунков и картин-документов можно отнести почти все рисунки и картины Древнего Востока, Греции, Рима, Древнего Китая, средневековья. К рисункам и картинам, извращающим реальность, нужно применять критику. Такие картины и рисунки можно найти по всем разделам истории.

Показ рисунка и картины

Когда и каким образом рисунок и картина того или другого размера могут быть использованы на уроках?

Легче пользоваться рисунком большого размера, который хорошо виден с мест, если он удачно поставлен.

Рисунки же и картины небольшого размера вызывают ряд затруднений при демонстрации. Если быстро пройти по классу с рисунками, то это едва ли оставит должное впечатление среди ребят, если же останавливаться дольше около смотрящих ребят, то это вызывает у несмотрящей части класса излишнюю пассивность, влекущую за собой нарушение дисциплины.

Поэтому следует предпочесть рисунки, соединенные в альбом, но не наклеенные, с тем чтобы можно было в любой момент и в любом порядке доставать их оттуда. Еще лучше, если отработанные рисунки и картины оформить на щите и некоторое время продержать их в классе.

Важным методическим вопросом является вопрос о времени пользования рисунком и картинами: до, во время или в конце урока. Этот вопрос разрешается применительно к теме урока, к картине и к классу. Задача эта довольно сложная и требует тщательного учета всех обстоятельств. Картина, показанная в начале урока, является зарядкой, показанная же в конце урока, после рассказа, помогает повторить проработанный на уроке материал. И в том и в другом случае роль преподавателя пассивна.

Иное положение создается при использовании преподавателем рисунка и картины в процессе самого урока. Тогда по рисункам и картинам идет либо повторение и контроль проработанного материала либо проработка нового материала и закрепление его. Самым ответственным моментом работы преподавателя с рисунком и картиной является проработка иллюстраций во время урока при изучении нового исторического материала.

При даче задания к следующему уроку преподаватель должен фиксировать внимание ребят на рисунках и картинах. Рисунки и картины должны сопровождать каждый урок истории. Они закрепляют и воспроизводят проработанный в классе материал.

Методика проверки урока по истории, по рисунку и картине разработана недостаточно. Преподаватели истории должны

стр. 118
поэтому наблюдать и учитывать эффективность ответа ребят по рисунку и картине.

Непраздным вопросом является количество рисунков и картин на уроке истории. Строго дозировать их число, безусловно, нельзя. Норма зависят от класса, от темы и от характера рисунков и картин. В младших классах предпочтительны уроки истории по картинам композиционного характера. В зависимости от об'ема содержания урока и композиции можно дать и две - три картины ("Новгородское вече" и "Новгородская торговля" Учпедгиза), но можно ограничиться и одной ("Во дворе удельного князя" или "Своз крестьян" и т. п. издания Гроссмана, Сытина, Думнова).

Чем старше класс и чем насыщеннее урок, тем больше приходится прибегать к отдельным рисункам, картинам-документам (миниатюры, рисунки Олеария, Мейерберга и т. п.), к отдельным отрывкам-"цитатам" из художественных картин (Сурикова, Рябушкина, Репина и др.) и к картинам, составленным по типу научно-исследовательских исторических произведений (А. Васнецов и др.). В старших классах возможны уроки, построенные на отрывках картин, рисунков (как документов, так и научных и художественных произведении и композиций). Единственно, о чем следует предостеречь преподавателя, это, чтобы он не обращал урок истории в беглый просмотр цельных серий рисунков и картин разных типов. Повторные уроки можно построить на целой серии рисунков. Это сравнительно широко практикуют преподаватели при помощи серий диапозитивов и исторических фильмов. К этой же категории можно отнести и посещение музеев и картинных галерей.

Как изготовить пособие из рисунков и картин для классного пользования

На каждую отдельную тему, которая проходится в один или в несколько уроков, наберется ряд рисунков и картин. Эти рисунки и картины требуют монтажа. Обычно их об'единяют в одной большой тетради. Но неудобство альбомного распределения рисунков и картин заключается в том, что смотрит альбом небольшая группа, смотрит, так сказать, бесконтрольно со стороны преподавателя. Кроме того учащиеся смотрят одни рисунки и картины без текста, для которого обычно нет места. Рисунки же и картины, скомпанованные на щите-плоскости, видит весь класс. Главное преимущество расположения рисунка на щите состоит в сочетании с текстом и в том разнообразии, какое можно придать расположению рисунков, картин, таблиц, диаграмм, карт и т. п. Имеются и неудобства в композиции щита, заблаговременно изготовленного. Но они легко устранимы, так как с помощью кнопок легко произвести перестановку материалов на щите. Следовательно, нисколько не снижаются преимущества щита перед альбомом, главное назначение которого в систематическом и тематическом расположении и хранении рисунков и картин. На щите всегда можно и нужно отвести место высказываниям классиков марксизма, цитатам из художественных произведений дли документов, высказываниям самих исторических личностей и т. п.

Взять хотя бы такую тему, как "Россия XVIII века - империя помещиков и купцов", т. е. эпоху Петра I. О Петре I имеется прекрасная характеристика товарища Сталина; дальше высказывание Ключевского и ряда буржуазных ученых-историков; художественные характеристики Петра I, сделанные Пушкиным, Алексеем Толстым и др.; есть фольклорный материал, также высказывания самого Петра I. Интересный материал имеется также по таким темам, как монголо-татарское иго, польская и шведская интервенции. На каждом щите следует помещать марксистско-ленинские цитаты, дающие установку всей теме.

На щитах помещаются также карты, диаграммы и хронологические даты. Щит делается на плотной бумаге, картоне или

Часть стенда о борьбе кавказских народов.

стр. 119

Антивоенный плакат Изогиза.

Художник Янг.

даже фанере размером в 1, 1 1/2 и 2 метра на 2, 3 метра. Приступая к монтажу определенной темы, преподаватель изучает содержание данной темы по трудам классиков марксизма, по документам, художественным произведениям и т. д. Одновременно он подыскивает рисунки-документы и рисунки-композиции. Под рисунком и картиной следует давать фамилию автора-художника и место хранения (музей, книга, альбом). Изучением писанного и графического изобразительного материала заканчивается первый период композиции темы. Затем наступает следующий, важнейший этап в оформлении щита - составление плана или, как говорят, макета, щита. Макетирование щита может идти по двум путям. Первый путь - на плоскости щита распределяется весь заготовленный материал в том порядке, в каком предположено его смонтировать. Это возможно, когда весь текст и весь изобразительный материал имеется налицо. Второй путь - предварительно делается проект макета; на уменьшенной плоскости, щита отводятся места для текста и иллюстраций в том порядке, как они запроектированы на щите. Текст выписывается целиком или обозначаются страницы книги, откуда он цитируется, рисунок берется только в названии, а если нужно, то в кратком описании. Тут же указываются размеры текста, иллюстраций, а также цвет фона.

Следует предусмотреть и чисто оформительные детали будущего щита: чтобы он был внешне привлекателен, не был перегружен рисунком или текстом; чтобы шрифт на щите соответствовал общему стилю. Как правило, желательно писать текст черной тушью и печатными буквами современного простого шрифта, но если по теме на щите сопоставляются два борющихся класса, то допустима красная тушь в цитатах о порабощенном классе. Можно также использовать в отдельных случаях шрифт, внешне приближающийся к древним или национальным шрифтам (клинопись, китайский, славянский и др.), но тоже в небольшой дозировке, как своеобразную графическую деталь щита.

Так как весь текст невозможно поместить на щите, то остальная его часть печатается на машинке и кладется в специальные конверты-кармашки, приклеенные к щиту с соответствующими надписями. В такие кармашки следует уложить и списки научно-популярной художественной литературы с указанием страниц, если это статьи, помещенные в журналах и с краткой аннотацией их. Желательно положить также в эти кармашки рисунки и картины, не поместившиеся на щите или имеющие второстепенное значение для данной темы, и описки рисунков и картин, относящихся к данной теме с указанием места их храпения. Сюда же следует положить методическую разработку дайной темы и

стр. 120
методические указания, как пользоваться текстом и иллюстрациями щита на уроке. Последнее делается, если щит обслуживает преподавателей.

Монтаж щита может быть сделан или перед демонстрацией его в классе или подготовлен с таким расчетом, чтобы на уроке по мере проработки материала размещать текст и иллюстрации на свои места. Щит, принесенный в класс в готовом, смонтированном виде, может отвлечь учеников младших классов от рассказа преподавателя. Заранее смонтированные щиты пригодны скорее для зарядки или для повторения. Наиболее целесообразно приносить щит в класс с одним лишь фоном и заголовком темы. Преподаватель по мере использования им текста или иллюстрации помещает их на соответствующее место щита с тем, чтобы потом закрепить их. Прежде чем водворить на свое место рисунок, преподаватель показывает его ученикам. Так, по мере изложения урока щит монтируется тут же, в классе, на глазах учеников.

Монтаж щита и работа с ним - дело пока еще новое и нелегкое, но оно уже проникло в практику преподавания истории и требует к себе внимания.

Отметим еще плакат как иллюстративное пособие на уроках истории. Плакат уже завоевал себе место в школе на уроках истории. По существу, плакат - это печатный щит, смонтированный и принесенный в класс уже в готовом виде. Плакат имеет те же недостатков, что и скомпанованный до урока щит. Мы имеем прекрасные плакаты по Великой Октябрьской социалистической революции, по истории Красной Армии, по истории нэпа, коллективизации, по развитию промышленности; плакаты на антирелигиозные, интернациональны" темы, по мировому революционному движению, по борьбе с фашизмом и т. п. Работа с плакатом в классе аналогична работе со щитом.

Было бы полезно и своевременно, если бы кабинет истории при Государственном научно-исследовательском институте школ Наркомпроса РСФСР поставил работу с рисунком и картиной на уроках истории на научно-исследовательские рельсы и организовал у себя очную и заочную консультацию по этому вопросу, а также накоплял опыт преподавателей и обобщал его.

Orphus

© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/История-в-школе-РИСУНОК-И-КАРТИНА-НА-УРОКЕ-ИСТОРИИ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Анна СергейчикContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Sergeichik

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

В. ЛАБУНСКИЙ, История в школе. РИСУНОК И КАРТИНА НА УРОКЕ ИСТОРИИ // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 28.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/История-в-школе-РИСУНОК-И-КАРТИНА-НА-УРОКЕ-ИСТОРИИ (date of access: 21.09.2019).

Found source (search robot):


Publication author(s) - В. ЛАБУНСКИЙ:

В. ЛАБУНСКИЙ → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Rating
0 votes

Related Articles
Преграды к созданью Единой Теории Поля и путь одоления их. Barriers to the creation of the Unified Field Theory and the path of overcoming them.
Catalog: Философия 
2 days ago · From Олег Ермаков
ЯНТАРНЫЙ ПУТЬ
Catalog: География 
4 days ago · From Россия Онлайн
ПЕРВАЯ В РОССИИ КНИГА О ФРАНЦУЗСКОЙ БУРЖУАЗНОЙ РЕВОЛЮЦИИ КОНЦА XVIII ВЕКА
4 days ago · From Россия Онлайн
АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ БРУСИЛОВ
4 days ago · From Россия Онлайн
ЕГИПЕТ: ЭВОЛЮЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
4 days ago · From Россия Онлайн
А. Т. БОЛОТОВ - УЧЕНЫЙ, ПИСАТЕЛЬ ЭНЦИКЛОПЕДИСТ
4 days ago · From Россия Онлайн
Несмотря на недолгое существование казино Crystal Casino на онлайн-рынке, сейчас оно является одним из самых развитых и уважаемых онлайн-казино. Это российское онлайн-казино предлагает несколько сотен различных игр, доступных на настольных компьютерах, а также на смартфонах и планшетах.
Catalog: Лайфстайл 
4 days ago · From Россия Онлайн
МОСКОВСКИЕ ОХОТНИКИ ПРЕДПОЧИТАЮТ ЯСТРЕБОВ И СЕТТЕРОВ
Catalog: Лайфстайл 
9 days ago · From Россия Онлайн
НЕНУЖНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ
Catalog: Лайфстайл 
9 days ago · From Россия Онлайн

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
 

Actual publications:

Загрузка...

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
История в школе. РИСУНОК И КАРТИНА НА УРОКЕ ИСТОРИИ
 

Contacts
Watch out for new publications:

About · News · For Advertisers · Donate $ to Libmonster ($)

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2019, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Germany China India Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Uzbekistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones