Libmonster ID: RU-8015

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ В 9-х КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ*

1

При изучении истории СССР в старших классах средней школы "Краткий курс истории ВКП(б)" должен быть основным пособием на тех уроках, где излагается революционная теория марксизма-ленинизма, где показывается марксизм-ленинизм: в действии.

При прохождении других тем истории СССР преподаватель глубоко продумывает соответствующие главы "Краткого курса истории ВКП(б)" во время подготовки к уроку, для того чтобы построить изложение конкретного исторического материала на основе указаний "Краткого курса истории ВКП(б)".

Излагая новый материал, преподаватель кладет в основу своего рассказа оценку событий, выводы и обобщения, данные в "Кратком курсе истории ВКП(б)" и в произведениях Левина и Сталина.

Преподаватель зачитывает на уроках небольшие отрывки: из "Краткого курса истории ВКП(б)" и на его классических формулировках учит учащихся точно и ясно выражать свои мысли.

Таким образом, изучение "Краткого курса истории ВКП(б)" при прохождении курса истории СССР имеет огромное значение.

Особенно важной и в то же время наиболее трудной является самостоятельная работа учащихся над "Кратким курсом истории ВКП(б)".

Не по всем разделам истории СССР можно организовать самостоятельную работу учащихся над "Кратким курсом истории ВКП(б)". Целесообразнее всего рекомендовать учащимся для самостоятельной работы лишь отдельные страницы "Краткого курса истории ВКП(б)".

Очень большое значение имеет предварительная подготовка учащихся к изучению "Краткого курса".

2

Прежде всего надо научить учащихся самостоятельно углубленно читать марксистско-ленинский текст. Такое обучение можно проводить на уроке во время изложения нового материала, отведя для этого специальное время. Полезно знакомить учащихся с тем, как Ленин работал над книгами.

При изложении нового материала преподаватель обращает внимание учащихся на наиболее важные формулировки, выводы и обобщения, данные в "Кратком курсе истории ВКП(б)", и предлагает подчеркнуть их в книге или отметить на полях вертикальной чертой. Давая задание для домашней работы по "Краткому курсу истории ВКП(б)", преподаватель советует учащимся при чтении, во-первых, отмечать на полях книги все непонятные слова и выражения, во-вторых, подчеркнуть главные мысли данного параграфа, в-третьих, поставить на полях книги номера вопросов против тех строк или страниц, где имеется материал для ответа на заданные вопросы, в-четвертых, особым знатоком отметить на полях книги те места, где надо привести дополнительный конкретный материал, указывая источник, где можно найти этот материал.

После двух-трех занятий под руководством учителя учащиеся IX класса усваивают первые приемы работы над книгой.

Одновременно под руководством преподавателя учащиеся овладевают техникой записи прочитанного. Иногда преподаватель предлагает учащимся составить дома письменный план данного параграфа. При самостоятельной записи полезно рекомендовать учащимся следующий широко распространенный прием. Лист тетради разделить пополам и на одной половине записывать развернутый план параграфа, а, на другой половине, против каждого пункта, - материал по данному вопросу, а именно: основные выводы и обобщения "Краткого курса истории ВКП(б)", примеры и цифры, а также дополнительную литературу и названия газетных статей. Такой развернутый план заменяет конспект.

Вот что пишет один ученик X класса 1-й школы Свердловского района Ленинграда о своем изучении истории СССР: "Изучая историю народов СССР преимущественно по "Краткому курсу истории ВКП(б)", мы не берем в классе дополнительный материал, сам же я дополнительно изучил много статей В. И. Ленина и И. В. Сталина. При этом отдельные работы я изучаю таким образом: прочитываю статью два-три раза, отмечаю в тексте наиболее важные места - выводы, обобщения и т. д., затем часто выписываю


* Работа проведена на основании учета опыта ряда ленинградских школ. В статье, использован главным образам материал трех школ: 1-й школы Свердловского района (преподаватель - К. В. Новопашенная), 14-й школы Куйбышевского района (преподаватель - И. Г. Кондратьев) и 8-й школы Василеостровского района (преподаватель - Д. С. Фролов).

стр. 131

некоторые примеры и обязательно общие положения-выводы. Я изучил таким образом следующие работы В. И. Ленина: "О кооперации", "Карл Маркс", "Фридрих Энгельс", "Три источника и три составные части марксизма" и некоторые другие.

Изучая "Краткий курс истории ВКП(б)", я внимательно читаю его по отдельным параграфам и подчеркиваю то, что, по-моему, необходимо запомнить".

Другой ученик X класса этой же школы пишет: "Прежде чем приступить к серьезному и глубокому изучению "Краткого курса истории ВКП(б)", я внимательно прочел главу I, а некоторые места, мало знакомые или трудные, перечитал по несколько раз. Попутно я составлял список тех произведений Ленина, на которые имеются сноске. В библиотеке взял произведения классиков марксизма, рекомендованные списком-минимумом. Все эти произведения или отдельные главы из произведений я прочел и проконспектировал. Кроме этого я просмотрел соответствующие главы "Истории XIX века" Лависса и Рамбо, конспекты и планы школьных уроков, несколько статей из газету и журналов, напечатанных в помощь изучающим историю партии. Мне еще удалось прослушать лекцию в Доме партактива. После этого я снова взялся за учебник. Работал я так: прочту абзац или два, смотря по смыслу, и стараюсь найти главную, основную мысль прочитанного. Найдя ее, записываю и подбираю к ней фактический материал из указанных преподавателем источников. Таким образом, у меня получалось нечто в виде конспекта-плана. Так как он получался слишком обширным, то я его сократил, оставляя только самое существенное по данному вопросу".

Другие ученики X класса начинали изучение "Краткого курса истории ВКП(б)" с прочтения всей книги и затем лишь приступали к изучению отдельных глав.

Полезно рекомендовать учащимся во время самостоятельной работы не только выписывать основные положения из "Краткого курса истории ВКП(б)" и из произведений классиков марксизма-ленинизма, но также и основные хронологические даты. Нужно также рекомендовать учащимся записывать и вопросы, возникающие при чтении "Краткого курса истории ВКП(б)" и первоисточников, чтобы ответ на них получить либо путем консультации у учителя, либо путем работы со справочником, либо путем дальнейшей углубленной самостоятельной работы.

С большим интересом знакомятся учащиеся с тем, как Ленин писал сочинения, когда учился в гимназии. После объявления темы сочинения Владимир Ильич сразу начинал собирать материал для своей работы. "Он составлял на четвертушке бумаги план сочинения с введением и заключением. Затем брали лист бумаги, складывал его пополам в длину и на левых полосах листа набрасывал черновик, проставляя буквы и цифры согласно составленного плана. Правые полосы листа или широкие поля оставались чистыми. На них в последующие дни он вносил дополнения, пояснения, поправки, а также ссылки на литературу - смотри там-то, страница такая-то.

Постепенно, день за днем, правые полосы листа первоначального черновика испещрялись целым рядом пометок, поправок, ссылок и т. д. Затем, незадолго до срока подачи сочинения, он брал чистые листы бумаги и писал все сочинение начерно, справляясь со своими пометками в различных книгах, которые у него уже были припасены заранее. Теперь ему оставалось только взять чистую тетрадь и переписать чернилами набело вполне обработанное и готовое сочинение"1 .

На примере работы Ленина еще на школьной скамье учащиеся видят, как тщательно и планомерно надо вести работу по накоплению материала, прежде чем приступить к его обобщению в виде сочинения или доклада.

Домашние задания, организующие самостоятельную работу учащихся, должны быть строго индивидуализированы. Наряду с общими заданиями всему классу даются особые задания более сильным учащимся. Например в X классе 14-й школы Куйбышевского района Ленинграда на уроке "Двоевластие" всем учащимся было предложено прочитать по "Краткому курсу истории ВКП(б)" § 5 главы VI и продумать ответы по вопросам плана урока. Более сильным учащимся рекомендовалось прочитать В. И. Ленина "Письма из далека", письмо 1-е (Соч. Т. XX. стр. 13 - 20).

В этом же классе на уроке "Трехмесячная передышка" предлагалось всем прочитать соответствующую часть § 3 главы VIII "Краткого курса истории ВКП(б)" (стр. 228 - 229) и статью Левина "От разрушения векового уклада к творчеству нового" (Соч. Т. XXV, стр. 148 - 152). Более сильным рекомендовалось дополнительно прочитать статью Сталина "Три года пролетарской диктатуры" (Ленин-Сталин, т. II, стр. 326 - 332).


1 Д. П. и М. И. Ульяновы "О Ленине". Отрывки из воспоминаний, стр. 6, Партиздат. 1934.

стр. 132

Иногда преподаватель параллельно с общим заданием по "Краткому курсу истории ВКП(б)" предлагает в виде дополнительного задания более сильным учащимся приготовить небольшие доклады по отдельным статьям Ленина. Например в 1-й школе Свердловского района Ленинграда в IX классе на уроке "Начало революционной деятельности В. И. Ленина и петербургский "Союз борьбы за освобождение рабочего класса" всем учащимся рекомендовалось прочитать § 3 и первую половину § 4 (стр. 17 - 21) главы I "Краткого курса истории ВКП(б)" и конец произведения Ленина "Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?" (Соч. Т. I, стр. 193 - 194). На основе этого материала ученикам было предложено ответить на следующие вопросы:

1) Какую основную задачу ставил В. И. Ленин перед петербургским "Союзом борьбы за освобождение рабочего класса"?

2) Как под руководством В. И. Ленина петербургский "Союз борьбы за освобождение рабочего класса" стал осуществлять "соединение социализма с рабочим движением"?

3) Чьи интересы выражали народники 90-х годов, и как они относились к царскому правительству?

4) Как Ленин окончательно разгромил народничество в 90-х годах?

5) Какие основные задачи русских марксистов наметил В. И. Ленин в книге "Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?"?

Для доклада более сильному ученику предлагается дополнительно тема "В. И. Ленин в Петербурге в 90-х годах XIX века".

Так преподаватель, индивидуализируя задания, постепенно усложняет характер самостоятельной работы учащихся.

3

Особенно большое значение имеет "Краткий курс истории ВКП(б)" при повторении пройденного материала на уроках истории СССР.

Очень важно правильно наметить тему и план повторительного урока. Периодизация истории партии определяет и основные этапы истории СССР начиная с 1883 года. Поэтому отдельные главы "Краткого курса истории ВКП(б)" могут быть положены в основу работы при обобщении большого фактического материала, пройденного по истории СССР. В этом отношении особенно ценными являются "Краткие выводы" в конце каждой главы и отдельные параграфы, обобщающие большие разделы курса. Выводы главы I дают возможность построить интересный повторительный урок в IX классе на тему "Развитие капитализма и борьба за создание социал-демократической рабочей партии в России". Очень удачно в школьной практике проходят повторительные уроки с использованием "Кратких выводов" главы III - "Первая русская революция 1905 года".

Большой интерес представляют повторительные уроки в X классе. Остановимся для примера на одном из таких уроков, проводимом в двух вариантах, а именно рассмотрим повторительный урок по гражданской войне (глава VIII "Краткого курса истории ВКП(б)").

Задание на повторительный урок должно быть четкое и конкретное. Надо признать неправильной очень распространенную в школьной практике формулировку задания общего характера, примерно такого типа: повторить весь пройденный материал по гражданской войне. Такая формулировка задания не учит учащихся систематизировать пройденный материал вокруг основных, стержневых вопросов темы, не подводит их к нужным выводам и обобщениям, не помогает выделить основное и главное, не учит отбору фактического материала. Основной задачей повторительного урока является не только закрепление пройденного материала, но и обобщение его, установление взаимной зависимости отдельных событий друг от друга.

В рассматриваемом варианте1 повторительного урока для обобщения и закрепления пройденного материала были выдвинуты четыре основных вопроса:

1) Руководящая роль товарища Сталина в гражданской войне.

2) Гражданская война в национальных районах (роль партизанского движения).

3) Социалистическое строительство в годы гражданской войны.

4) Причины победы Красной Армии.

Для подготовки к повторительному уроку рекомендовалось положить в основу главу VIII "Краткого курса истории ВКП(б)", статью Ленина "Великий почин" и статью Ворошилова "Сталин и Красная Армия", а также использовать дополнительную литературу, рекомендованную при прохождении данной темы, и материал экскурсии. Повторительному уроку предшествовала экскурсия в Музей революции на тему "Партия большевиков в период иностранной военной интервенции и гражданской войны". Перед экскурсией учащиеся получили задание: на основе мате-


1 8-я школа Василеостровского района Ленинграда.

стр. 133

риалов Музея революции охарактеризовать роль товарищей Сталина, Фрунзе и Ворошилова в гражданской войне.

К повторительному уроку силами учащихся было изготовлено соответствующее оборудование-все карты по истории гражданской войны. В результате такой подготовительной работы урок прошел очень удачно, интересно и живо, учащиеся отвечали повторенный материал на "хорошо" и "отлично".

Ответы учащихся на первый вопрос - "Роль товарища Сталина в гражданской войне" - были построены на основе сочетания материала экскурсии, статьи тов. Ворошилова "Сталин и Красная Армия" и главы VIII "Краткого курса истории ВКП(б)".

В своих ответах на второй вопрос - "Роль партизанского движения в гражданской войне в национальных районах" - учащиеся использовали только отдельные места из "Краткого курса истории ВКП(б)" для подтверждения своих выводов, сделанных на основе изучения конкретного, фактического материала. Характеристика международного положения и внутреннего положения страны во время гражданской войны была дата на основе "Краткого курса истории ВКП(б)".

В своих ответах на третий вопрос - "Социалистическое строительство в годы гражданской войны" - учащиеся излагали содержание соответствующих разделов "Краткого курса истории ВКП(б)" (частично §§ 2 и 3) и расширили этот материал изложением статьи Ленина "Великий почин".

Ответ на четвертый вопрос - "Причины победы Красной Армии" - учащиеся излагали исключительно на основе § 5 главы VIII "Краткого курса истории ВКП(б)", причем каждая причина победы Красной Армии иллюстрировалась и подтверждалась конкретным историческим материалом. В заключение была дана общая характеристика гражданской войны как войны отечественной. В итоговой характеристике пользовались "Краткие выводы" главы VIII.

В заключение учитель обращал внимание учащихся на героические традиции Красной Армии, закаленной в боях гражданской войны, традиции, которые живут в делах героев Дальнего Востока, сокрушительным ударом разбивших японских самураев в районе озера Хасан.

Результатом повторительного урока явилась самостоятельная работа учащихся по оформлению общешкольной выставки к 21-й годовщине Красной Армии. Учащиеся провели большую работу по подбору и оформлению материала для выставки по истории гражданской войны и Красной Армии. Образовательное и воспитательное значение такого повторительного урока очень велико. Учащиеся но только закрепили в своей памяти основные факты, но сделали необходимые выводы и обобщения, органически связав исторический матерная с современностью.

В другом варианте1 повторительный урок был проведен только на основе § 5 главы VIII "Краткого курса истории ВКП(б)": весь фактический материал по истории гражданской войны был сгруппирован вокруг восьми основных причин, обеспечивших победу Красной Армии. Предварительно учащимся было дано задание - перечитать § 5 главы VIII "Краткого курса истории ВКП(б)" и к пунктам-выводам привести примеры из изученного ими конкретного исторического материала. Учащиеся прекрасно справились со своим заданием.

Конкретизируя шестой вывод "Краткого курса истории ВКП(б)"- о роли военных и политических руководителей, героев-самородков и военных комиссаров, - учащиеся приводили много ярких примеров. Они рассказывали о военных руководителях нового типа: М. В. Фрунзе (восточный фронт, борьба с Врангелем, борьба в Средней Азии). К. Е. Ворошилове (борьба под Царицыном, Конная армия), С. М. Будённом (воронежский прорыв, поход от Майкопа и прорыв юго-западного, польского фронта, разгром Врангеля в Северной Таврии); приводили факты из истории борьбы героев-самородков: Лазо, Чапаева, Щорса; упоминали военных комиссаров Фурманова и В. В. Куйбышева.

При характеристике политических деятелей Красной Армии учащиеся подробно останавливались на руководящей роли Ленина и Сталина, Ортжоникидзе (Кавказ), Кирова (Астрахань), Куйбышева (восточный фронт).

Серьезная, вдумчивая самостоятельная работа над материалом "Краткого курса истории ВКП(б)" не только помогла учащимся хорошо закрепить пройденный материал, но подвела их к необходимым выводам и обобщениям, научила отбирать фактический материал для подтверждения основных положений.

Таким образом, "Краткий курс истории ВКП(б)" является замечательным пособием при проведении повторительных уроков но истории СССР. Он помогает привести в систему большой конкретный материал, показать закономерность развития историческо-


1 14-я школа Куйбышевского района Ленинграда.

стр. 134

го процесса. При правильной организации повторительных уроков возникает ряд новых теоретических вопросов, и таким образом преподавание истории СССР поднимается на более высокий теоретический уровень. Так например социалистическое строительство в период гражданской войны выдвигает теоретический вопрос о коммунистической организации труда (коммунистические субботники); вопрос о строительстве Красной Армии в период гражданской войны связан с теоретическим вопросом: о роли армии в социалистическом государстве в условиях капиталистического окружения; вопрос о гражданской войне как отечественной войне заставляет обратить внимание учеников на очень важный теоретический вопрос о справедливых и несправедливых войнах.

4

Огромное воспитательное значение работы с "Кратким курсом истории ВКП(б)" в средней школе определяется двумя моментами.

Во-первых, самим содержанием материала, так как здесь со всей четкостью выступает перед учащимися "марксистско-ленинская наука об обществе, о законах развития общества, о законах развития пролетарской революции, о законах развития социалистического строительства, о победе коммунизма"1 . Здесь выступают в действии и корифеи передовой социальной науки, величайшие вожди пролетариата - Ленин и Сталин.

Во-вторых, воспитательное значение работы с "Кратким курсом истории ВКП(б)" определяется характером самостоятельной работы учащихся. Правильно организованная самостоятельная работа учащихся развивает их инициативу, помогает более глубоко осознать вопросы марксистско-ленинской теории.

Работа с "Кратким курсом истории ВКП(б)" является одним из видов работы с классическим материалом марксизма-ленинизма. Но эта работа имеет свои особенности.

Во-первых, здесь мы имеем не статьи и произведения по отдельным вопросам, а систематическое изложение событий в историко-хронологической последовательности. Это дает возможность широко использовать "Краткий курс истории ВКП(б)" при повторении пройденного материала по истории СССР.

Во-вторых, здесь мы имеем энциклопедию основных знаний в области марксизма-ленинизма.

В-третьих, изучение "Краткого курса истории ВКП(б)" дает возможность широко организовать самостоятельную работу учащихся, разработать целую систему домашних заданий. Начиная с самостоятельного чтения "Краткого курса истории ВКП(б)" и простой записи прочитанного, учащиеся переходят к выполнению более сложных заданий - к составлению докладов и к работе сначала над одним, а потом над несколькими первоисточниками.

В-четвертых, изучение "Краткого курса истории ВКП(б)" дает возможность показать марксизм-ленинизм в действии, показать творческий характер марксистско-ленинской теории. Марксизм-ленинизм "поднимает теорию на подобающую ей высоту и считает своей обязанностью использовать до дна ее мобилизующую, организующую и преобразующую силу"2 .

К. Новопашенная

Средняя школа N 1 Свердловского района Ленинграда


1 И. В. Сталин. Отчетный доклад на XVIII съезде партии о работе ЦК ВКП(б), стр. 48. Госполитиздат. 1939.

2 "Краткий курс истории ВКП(б), стр. 112.

 


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/История-в-школе-САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ-РАБОТА-С-КРАТКИМ-КУРСОМ-ИСТОРИИ-ВКП-Б-В-9-Х-КЛАССАХ-СРЕДНЕЙ-ШКОЛЫ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Анна СергейчикContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Sergeichik

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

К. НОВОПАШЕННАЯ, История в школе. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С "КРАТКИМ КУРСОМ ИСТОРИИ ВКП(Б)" В 9-Х КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 28.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/История-в-школе-САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ-РАБОТА-С-КРАТКИМ-КУРСОМ-ИСТОРИИ-ВКП-Б-В-9-Х-КЛАССАХ-СРЕДНЕЙ-ШКОЛЫ (date of access: 28.07.2021).

Found source (search robot):


Publication author(s) - К. НОВОПАШЕННАЯ:

К. НОВОПАШЕННАЯ → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Анна Сергейчик
Vladikavkaz, Russia
559 views rating
28.08.2015 (2161 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
Г. С. Остапенко, А. Ю. Прокопов. НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ XX - начала XXI века.
Catalog: История 
2 hours ago · From Россия Онлайн
ЭУДЖЕНИО КОЛОРНИ: АНТИФАШИЗМ, ЕДИНАЯ ЕВРОПА, СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ИДЕЯ И ФЕДЕРАЛИЗМ
Catalog: История 
2 hours ago · From Россия Онлайн
МЕЖДУ "ПРОЛЕТАРСКИМ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМОМ" И "СЛАВЯНСКИМ БРАТСТВОМ". РОССИЙСКО-ЮГОСЛАВСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ В СРЕДНЕЙ ЕВРОПЕ
Catalog: История 
2 hours ago · From Россия Онлайн
Великая война 1914-18 гг. Наградной лист от 09.06.1915 на Начальника пулеметной команды 10-го Кубанского пластунского батальона, Прапорщика Ивана Дмитриева. Обоснования награждений орденами Св. Анны 4 ст. с надписью "За храбрость" (Аннинское оружие) за бои на ст. Сарыкамыш (Кавказский фронт), Св. Станислава 3 ст. с мечами и бантом, за бои в Галиции (Юго-Западный фронт), производства в чин хорунжего, за бои в с.Баламутовка (Юго-Западный фронт, Буковина,).
8 hours ago · From Анатолий Дмитриев
РУССКО-ЯПОНСКАЯ ВОЙНА 1904-1905 годов. ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДАЛЬНИМ ВОСТОКОМ В НАЧАЛЕ XX века
Yesterday · From Россия Онлайн
"ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ АФРИКИ" ЮНЕСКО - ПЕРВЫЙ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЙ КОЛЛЕКТИВНЫЙ ВЗГЛЯД ИЗ АФРИКИ НА ИСТОРИЮ ЧЕРНОГО КОНТИНЕНТА
Yesterday · From Россия Онлайн
США И ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА В УСЛОВИЯХ НЕФТЯНОГО КРИЗИСА 1973-1974 годов
Catalog: Экономика 
Yesterday · From Россия Онлайн
В. В. ДЕГОЕВ. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ СИСТЕМЫ: 1700 - 1918 ГГ.
2 days ago · From Россия Онлайн
ПРЕПОДАВАНИЕ ПРОБЛЕМ МЕТОДОЛОГИИ ИСТОРИИ В МГУ ИМ. М. В. ЛОМОНОСОВА
Catalog: История 
2 days ago · From Россия Онлайн
БРИТАНСКОЕ СОДРУЖЕСТВО НАЦИЙ: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ
2 days ago · From Россия Онлайн

Actual publications:

Latest ARTICLES:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
История в школе. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С "КРАТКИМ КУРСОМ ИСТОРИИ ВКП(Б)" В 9-Х КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
 

Contacts
Watch out for new publications: News only: Chat for Authors:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2021, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones