Libmonster ID: RU-8014

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ В 10-х КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

После выхода в свет "Краткого курса истории ВКП(б)" у учащихся старших классов средней школы окрепло стремление в самостоятельному изучению произведений классиков марксизма-ленинизма. Они обращаются к преподавателям с просьбой указать им для чтения произведения Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина и с большим воодушевлением приступают к их изучению.

Преподавателю истории необходимо уделить большое внимание руководству этой самостоятельной работой учеников, тщательно организовывая и направляя ее в течение всего учебного года. В своей статье я хочу рассказать, как в текущем, 1938 - 1939 учебном году мною была организована самостоятельная работа учащихся по изучению произведений Ленина и Сталина и книги "Краткий курс истории ВКП(б)".

1

Кроме календарного учебного плана по истории, я составляю еще план для проведения самостоятельной работы учащихся.

Вот образец такого плана:

ПЛАН

заданий для самостоятельной работы учащихся по изучению произведений Ленина-Сталина

NN заданий

При изучении какой темы необходимо дать задание для самостоятельной работы

Какую подготовку нам провести в классе, прежде чем дать задание для самостоятельной работы

Какую работу должны выполнить учащиеся

1

Русско-японская война

1. Рассказать учащимся о приемах чтения Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина

1) Изучить самостоятельно статью Ленина "Падение Порт-Артура"

 

 

2. При изучении в классе статьи Ленина "Падение Порт-Артура" показать учащимся, как надо ее читать

1) Составить план этой статьи

2) Подготовить устно изложение статьи по плану

2

Революция 1905 года

1. Провести беседу о методах записи Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина

1) Изучить статью Ленина "Доклад о революции 1905 года"

2) Составить план статьи

2. Указать, как надо делать выписки при изучении произведений классиков марксизма-ленинизма

 

 

3) К вопросам плана выписать цитаты

стр. 125

Самостоятельная работа учащихся по изучению произведений Левина и Сталина проводилась у нас в тесной связи с изучаемым историческим материалом, способствуя таким образом более прочному усвоению курса истории. В начале учебного года ученикам давались несложные задания по изучению произведений классиков марксизма-ленинизма, но затем, в процессе изучения истории, по мере накопления учащимися опыта самостоятельной работы, эти задания становились все более сложными.

Прежде чем дать учащимся задание на дом для самостоятельной работы, я проводил в классе большую подготовительную работу. Я рассказывал учащимся, с помощью каких приемов они могут хорошо подготовить данное задание. Учащиеся предварительно выполняли в классе отдельные виды самостоятельной работы над произведениями Ленина и Сталина. Задание на дом по самостоятельному изучению классиков марксизма я давал только тогда, когда был уверен, что учащиеся вполне подготовлены для его выполнения.

Большой интерес у учащихся вызывали рассказы учителя о методах работы наших великих вождей Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина. Яркие примеры научной работы гениальных вождей, создателей теории марксизма-ленинизма, образцы их работы над книгой, газетой, документы, образцы их рукописей, планов, конспектов глубоко запечатлевались в памяти учащихся.

Помощь учащимся со стороны преподавателя была систематической. Некоторые задания для самостоятельной работы на дом рассчитаны были на длительный срок (например: составить тезисы доклада по прочтении нескольких работ Ленина и Сталина, подготовить письменный реферат). В процессе выполнения такого задания учащимся оказывалась помощь путем консультации. Консультации имели чрезвычайно большое значение. Учащиеся спрашивали совета, искали ответов по ряду вопросов, которые возникали у них в процессе выполнения ими самостоятельной работы, просили указать дополнительную литературу. Преподаватель внимательно и подробно отвечал на все вопросы, ободрял учащихся и направлял их дальнейшую работу.

Приступая к изучению с учениками произведений Ленина и Сталина, и прежде всего поставил перед собой задачу - научить учащихся 10-х классов правильно читать статьи Ленина и Сталина. Поэтому свою работу я начал с разъяснения приемов чтения. Я рассказал учащимся о том, что произведения Ленина и Сталина надо не просто читать: их надо изучать, штудировать. Приступая к чтению, не надо бояться трудностей, которые могут встретиться при изучении работ Ленина и Сталина. Я рассказал учащимся, как Ленин в своей лекции "О государстве" учил студентов Свердловского университета преодолевать трудности, возникающие при чтении произведений Маркса и Энгельса. Ленин говорил: "Сразу кое-кого может быть и отпугнет трудность изложения, - надо опять предупредить, что этим не следует смущаться, что непонятное на первый раз при чтении будет понятно при повторном чтении"1 .

Ленин так рекомендовал изучать произведение Ф. Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства": "Нет сомнения, что в этом сочинении не все части одинаково доступно, понятно изложены: некоторые предполагают читателя, обладающего уже известными историческими и экономическими познаниями. Но опять скажу: не следует смущаться, если это произведение по прочтении не будет понято сразу. Этого никогда почти не бывает ни с одним человеком. Но, возвращаясь к нему впоследствии, когда интерес пробудится, вы добьетесь того, что будете понимать его в преобладающей части, если не все целиком"2 .

Я советовал учащимся следовать этим указаниям В. Л. Ленина. Я привел также ряд поучительных примеров, показывающих, с каким исключительным вниманием читали книги Маркс, Энгельс, Ленин, Сталин. Вот что рассказывает Поль Лафарг о чтении Маркса: "Маркс работал всегда с величайшей добросовестностью; любой факт, любая цифра, приводимые им, подтверждались ссылкой на самые лучшие авторитеты. Он не довольствовался сообщениями из вторых рук; он сам всегда добирался до источника, какие бы трудности это ни представляло; даже ради второстепенного факта он шептал в Британский музей, чтобы в его библиотеке проверить этот факт..."3 .

Поль Лафарг рассказывает о большом трудолюбии Маркса. Он приводит такой пример. Маркс, чтобы написать в "Капитале" несколько страниц об английском рабочем законодательстве, проштудировал "целую библиотеку Синих книг, содержащих доклады следственных комиссий и фабричных инспекторов Англии и Шотландии; он прочитал их от начала до конца, как можно судить по многочисленным пометкам карандашом, встречающимся в них"4 .

С исключительным упорством работал и Ленин над книгой. Сестра Владимира


1 В. И. Ленин. Соч. Т. XXIV, стр. 362.

2 Там же, стр. 364 - 365.

3 См. Карл Маркс. Избранные произведения. Т. I, стр. 65.

4 Там же, стр. 66.

стр. 126

Ильича, М. И. Ульянова, в своих воспоминаниях рассказывает о том, как Ленин читал книги: "Он не просто читал книга, он изучал авторов, штудировал их, делал заметки и выписки из книг... Сохранилось много тетрадок и выписок Владимира Ильича, и по ним можно судить, какое громадное количество литературы по всем отраслям знания было им проштудировано. Он всю жизнь учился. Изучал великих мыслителей и живую жизнь, теорию и практику, факты и цифры"1 .

На образцах работы великих мыслителей Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина десятиклассники учатся самостоятельной работе над книгой.

2

При изучения первой темы программного материала ("Русско-японская война") учащимся задано было изучить статью Ленина "Падение Порт-Артура" (т. VII, стр. 44- 50).

По учебному плану я отвел специальный урок для изучения в классе статьи Ленина "Падение Порт-Артура". На этом уроке я решил показать учащимся, как надо изучать произведения Ленина.

Предварительно учащиеся установили, что статья эта была напечатана в большевистской газете "Вперед" 14 января 1905 года. Следовательно, сделали они вывод, Ленин написал ее сейчас же после первых известии о взятии японцами Порт-Артура.

После этого мы восстановили историческую обстановку начала 1905 года. Учащиеся рассказали о внутреннем и внешнем положении России в этот период, о начале русско-японской войны и об отношении к ней со стороны большевиков и меньшевиков. Такой прием приучал учащихся рассматривать работы Ленина, и Сталина в конкретной исторической обстановке.

Мы установили также, где находился Ленин в момент написания статьи "Падение Порт-Артура" (в Женеве). Большой интерес у учащихся вызвал мой рассказ о том, как Ленин написал эту статью. Для этого я использовал варианты плана статьи "Падение Порт-Артура", приведенные в Ленинском сборнике V (стр. 57- 59). На основе разбора этого плана статьи я мог рассказать, какое количество корреспонденции, статей и других материалов использовал Ленин для написания статьи. Из этого же плана мы установили, какие главнейшие мысли Ленин считал необходимым развить в этой статье.

Когда мы приступили к чтению и к логическому анализу статьи "Падение Порт-Артура", я указывал учащимся в процессе этой работы, что усвоить содержание статье - не значит заучить, "зазубрить" текст статьи. Усвоение требует продумывания, осмысливания содержания. Чтобы усвоить статью, надо не только понять каждую фразу, отдельную мысль, но выяснить их смысловую (логическую) связь и последовательность.

Я учил учащихся логическому анализу текста.

Кроме того в процессе изучения статьи в классе я показал учащимся, как надо пользоваться политическим и энциклопедическим словарями.

Проведя всю эту подготовительную работу в классе, я дал учащимся задание на дом для самостоятельной работы. В задание это входило: 1) изучить статью Ленина "Падение Порт-Артура", 2) составить план этой статьи, 3) подготовить устное изложение статьи по плану. Учащиеся легко справились с этой работой.

Навыки самостоятельной работы, которые получили учащиеся при изучении статьи Ленина "Падение Порт-Артура", были закреплены и развиты при дальнейшем изучении других произведений Ленина и Сталина.

Чтобы подготовить учащихся к самостоятельному изучению произведений Ленина и Сталина, надо не только научить их правильному чтению этих произведений, но также выработать у них уменье, навыки правильно делать выписки из работ Ленина и Сталина. Давая учащимся для самостоятельного изучения произведения Ленина и Сталина, я указывал, что на память свою полагаться нельзя, какой бы хорошей она ни была. Главные мысли из произведений Ленина и Сталина надо обязательно выписывать. Великие мыслители Маркс, Энгельс, Ленин и Сталин, обладающие замечательной памятью, как известно, с большой аккуратностью, постоянно, систематически делали выписки из прочитанного, конспектировали прочитанные книги и статьи.

Чтобы учащиеся поняли, как делал выписки Маркс, я рассказал им о его "Хронологических выписках", привел то место из воспоминаний Лафарга, где он говорит о том, как Маркс по нескольку раз перечитывал свои записи: "...У него была привычка после продолжительных перерывов перечитывать свои записные тетради и отмеченные в книгах места для того, чтобы закрепить их в своей памяти, которая отличалась исключительной остротой и точностью"2 .


1 Д. И. и М. И. Ульяновы "О Ленине" стр. 10. Партиздат. 1934.

2 См. К. Маркс. Избранные произведения. Т. I, стр. 60.

стр. 127

С необычайной тщательностью вел свои записи Ленин. Н. К. Крупская пишет: "Ленин не полагался на свою память, хотя память у него была прекрасная. Он никогда не излагал фактов по памяти, "приблизительно", он излагал их с величайшей точностью.

Он просматривал горы материала (читал, как и писал, чрезвычайно быстро), но то, что хотел запомнить, выписывал себе в тетрадки. В его тетрадках сохранилась масса выписок"1 .

Я привел учащимся ряд примеров, показывающих, как делал выписки Ленин, использовав для этого материалы "Философских тетрадей" Ленина и материалы Ленинских сборников. На этих примерах десятиклассники учились, как надо вести записи.

При изучении работ Ленина и Сталина и рекомендовал вести записи по следующей форме:

Статья В. И. Ленина "Доклад о революции 1905 года". Соч. Т. XIX, стр. 343- 357.

План статьи

Ответы на вопросы плана (цитаты)

1. Своеобразие русской революции 1905 - 1907 годов.

1. "Своеобразие русской революции заключается именно в том, что она была по своему социальному содержанию буржуазно-демократической, но по средствам борьбы была пролетарской. Она была буржуазно-демократической, так как целью, к которой она непосредственно стремилась и которую она могла достигнуть непосредственно своими собственными силами, была демократическая республика, 8-часовой рабочий день, конфискация колоссального крупного дворянского землевладения, - все меры, которые почти в полном объеме осуществила буржуазная революция во Франции в 1792 и 1793 гг." (стр. 345).

3

С выходом в свет "Краткого курса истории ВКП(б)" учащиеся 10-х классов вместе со всей страной получили замечательную книгу по истории большевизма. Простой, понятный и образный язык, сталинский стиль этой книги, популярное изложение исторических событий и теории большевизма - все эти прекраснейшие качества "Краткого курса истории ВКП(б)" сделали его настольной книгой всех партийных и непартийных большевиков. Из этой книги учащиеся черпают знания по теории марксизма-ленинизма, находя в ней ответы на многие вопросы, возникавшие у них при изучении курса истории СССР. "Краткий курс истории ВКП(б)" способствовал развитию у учащихся культуры речи: изучая его, учащиеся учились, как надо рассказывать об исторических событиях.

К изучению "Краткого курса истории ВКП(б)" я подготовлял учащихся прежде всего тем, что преподавал историю СССР в органической связи с историей ВКП(б). Важнейшие места этой книги я цитировал в классе. Знакомство с "Кратким курсом истории ВКП(б)" развивало у учащихся настойчивое стремление к самостоятельному изучению этой книги.

Я рассказывал учащимся, как надо самостоятельно работать над этой книгой, разъяснял им, что "Краткий курс истории ВКП(б)" требует глубокого и систематического изучения, что к этой книге надо обращаться снова и снова, отыскивая в ней ответы на вопросы марксистско-ленинской теории и на вопросы сегодняшней революционной практики. Я рассказывал учащимся, какие трудности могут встретить они при самостоятельном изучении этой книги, давал практические советы, как преодолеть эти трудности. Если для выполнения задания учащимся надо было работать над несколькими источниками (работы Ленина и Сталина, "Краткий курс истории ВКП(б)", "Краткий курс истории СССР", документы и др.), я указывал, какой источник нужно положить в основу и как в процессе выполнения домашнего задания привлекать остальные. Первое время учащиеся 10-х классов не умели работать над несколькими источниками сразу, не знали, как систематизировать прочитанное, но практические советы, постоянная помощь учителя помогли учащимся преодолеть эти трудности.

Чтобы приучить учащихся к самостоятельной работе, я провел в классе чтение и конспектирование одного раздела "Краткого курса истории ВКП(б)". Для этой работы был взят раздел "Теория и тактика большевистской партии по вопросам войны, мира и революции" (глава VI, стр. 160 - 166). Вначале я дал учащимся


1 Н. К. Крупская "Будем учиться работать у Ленина", стр. 10. Партиздат. 1933.

стр. 128

практические советы, как надо читать "Краткий курс истории ВКП(б)". Я советовал в первый раз медленно и вдумчиво прочитать весь заданный раздел книги, ни в коем случае не проявляя при чтении нетерпеливости и не стремясь скорее дочитать до конца. Встретив при чтении непонятное или неясное место, нельзя пропускать его. Надо внимательно продумать это место и, если самому не под силу будет разобраться в нем, подчеркнуть его и затем получить разъяснение от учителя. Прочитав заданный раздел один раз, надо переходить к повторному чтению. При повторном чтении надо стремиться понять основные, стержневые мысли книги, выяснить их взаимную связь и логическую последовательность. Главные мысли необходимо подчеркивать, а по прочтении всего раздела книги коротко записать (законспектировать). Чтобы учащиеся усвоили технику самостоятельной работы над текстом "Краткого курса истории ВКП(б)", мы прочитали в классе раздел книги - "Теория и тактика большевистской партии по вопросам войны, мира и революции". При чтении ученики обратили внимание на стиль и язык "Краткого курса истории ВКП(б)". Я указал учащимся, что таковы качества сталинского стиля. Все статьи и выступления нашего великого вождя товарища Сталина отличаются глубиной мысли и кристальной ясностью их выражения. Я советовал учащимся на работах Ленина и Сталина учиться, как надо содержательно, просто и понятно излагать свои мысли.

Когда учащиеся внимательно и вдумчиво прочитали первый раз указанный раздел книги, я провел с ними повторное чтение. При повторном чтении учащиеся проводили логический анализ текста книги по абзацам. Делали мы это следующим образом. Читаем первый абзац раздела:

"Большевики не были простыми пацифистами (сторонниками мира), вздыхающими о мире и ограничивающимися пропагандой мира, как это делило большинство левых социал-демократов. Большевики стояли за активную революционную борьбу за мир вплоть до свержения власти воинствующей империалистической буржуазии. Большевики связывали дело мира с делом победы пролетарской революции, считая, что наиболее верным средством для ликвидации войны в завоевания справедливого мира, мира без аннексий и контрибуций, - является свержение власти империалистической буржуазии" (стр. 160 - 161).

По прочтении этого абзаца устанавливаем, что в нем показано, как в период первой империалистической войны отнеслась большевистская партия к миру. Отношение большевиков к миру выражено в следующих основных мыслях: 1) "большевики не были простыми пацифистами", 2) они "стояли за активную борьбу за мир вплоть до свержения власти воинствующей империалистической буржуазии", 3) "большевики связывали дело мира с делом победы пролетарской революции". Я указывал учащимся, что эти главные мысли надо закрепить в памяти, а по прочтении всего раздела коротко записать в тетрадь. Учащиеся подчеркивают карандашом в книге выделенные главные мысли. Читаем второй абзац:

"Против меньшевистско-эсеровского отречения от революции и предательского лозунга о сохранении "гражданского мира" во время войны - большевики выдвинули лозунг "превращения войны империалистической в войну гражданскую". Лозунг этот означал, что трудящиеся, в том числе вооруженные рабочие и крестьяне, переодетые в солдатские шинели, должны повернуть оружие против своей буржуазии и свергнуть ее власть, если они хотят избавиться от войны и добиться справедливого мира" (161).

Я даю учащимся задание - самим выделить и подчеркнуть главную мысль этого абзаца. Учащиеся подчеркнули следующие слова: "Против меньшевистско-эсеровского предательского лозунга о сохранении "гражданского мира" во время войны - большевики выдвинули лозунг "превращения войны империалистической в войну гражданскую".

Выделив главные мысли в первом и во втором абзацах, закрепляем их в памяти и устанавливаем логическую связь между ними. После этого учащиеся получают задание - самостоятельно провести логический анализ всего текста. С этой работой учащиеся справились.

На следующем уроке я показал, как надо конспектировать "Краткий курс истории ВКП(б)". Я рассказал, какие формы конспекта существуют. Вместе с учащимися мы установили, что лучшей формой конспекта при изучении "Краткого курса истории ВКП(б)" является форма текстового конспекта, т. е. запись главных мыслей, которые они отметили карандашом при логическом анализе текста.

На стр. 130 дан образец текстового конспекта, который составили учащиеся при изучении раздела "Теория и тактика большевистской партии по вопросам войны, мира и революции".

Когда учащиеся поняли, как надо конспектировать "Краткий курс истории ВКП(б)", я для домашней работы дал им такое задание - изучить следующий раздел

стр. 129

книги - "Поражение царских войск на фронте. Хозяйственная разруха. Кризис царизма" - и составить конспект прочитанного. Когда учащиеся выполнили эту работу, я проверил их конспекты и дал им критическую оценку. Научившись составлять конспекты, учащиеся при дальнейшем самостоятельном изучении "Краткого курса истории ВКП(б)" тщательно конспектировали эту книгу.

КОНСПЕКТ "КРАТКОГО КУРСА ИСТОРИИ ВКП(б)". Глава VI, раздел 3 "Теория и тактика большевистской партии по вопросам войны, мира и революции".

Вопросы плана

Конспект

1. Отношение большевиков к миру.

1. Большевики не были простыми пацифистами (сторонниками мира). Они стояли за активную революционную борьбу за мир вплоть до свержения власти воинствующей империалистической буржуазии. Большевики связывали дело мира с делом победы пролетарской революции.

2. Отношение большевиков к империалистической войне.

2. Против меньшевистско-эсеровского предательского лозунга о сохранении "гражданского мира" во время войны - большевики выдвинули лозунг "превращения войны империалистической в войну гражданскую". Против меньшевистско-эсеровской политики защиты буржуазного правительства-большевики выдвинули политику "поражения своего правительства в империалистической войне". Политику поражения своего империалистического правительства должны проводить не только русские революционеры, но и революционные партии рабочего класса всех воюющих стран.

3. О войнах справедливых и несправедливых.

3. Большевики считали, что война бывает двух родов: а) война справедливая, незахватническая, освободительная, б) война несправедливая,захватническая... и т. д., и т. д.

Таким образом учащиеся приучались к губленному самостоятельному изучению марксистско-ленинской теории.

Кроме вышеуказанных видов самостоятельной работы над произведениями Ленина и Сталина и над "Кратким курсом истории ВКП(б)" учащиеся в процессе изучения курса истории СССР выполняли еще работу по составлению тезисов. При изучении в классе статьи Ленина "О задачах пролетариата в данной революции" (апрельские тезисы) я решил показать учащимся, как надо правильно составлять тезисы. Для этого я сравнил первоначальный набросок апрельских тезисов (соч., т. XXX, стр. 324 - 325) с тезисами в окончательной редакции (т. XX, стр. 87 - 90). Учащиеся при этом сравнении могли представить себе процесс работы Ленина по составлению тезисов и учились правильному составлению тезисов.

Чтобы научить их самостоятельно составлять тезисы для доклада, я дал им такое задание: 1) составить тезисы для доклада на тему "VI съезд РСДРП", 2) для этого прочитать такую литературу: Сталин. Политический отчет на VI съезде РСДРП; Сталин. Доклад о политическом положении и заключительное слово на VI съезде РСДРП (Ленин и Сталин. Т. I стр. 838 - 853); "Краткий курс истории ВКП(б)", стр. 187 - 191.

Крайне охотно учащиеся взялись за выполнение этой работы и справились с нею. Тезисы каждого ученика я проверил и дал им соответствующую оценку. Двое учеников в классе сделали доклады по тезисам.

Несомненно, навыки по составлению тезисов, которые учащиеся получили при изучении произведений Ленина и Сталина, имели для них большое значение. Самостоятельная работа над произведениями Ленина и Сталина и над "Кратким курсом истории ВКП(б)" принесла учащимся большую пользу. Выпускники средней школы идут в высшие учебные заведения подготовленными к большой самостоятельной работе по углубленному изучению основ марксизма-ленинизма.

Д. Ефимов

Средняя школа N 3 г. Пятигорска


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/История-в-школе-САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ-РАБОТА-УЧАЩИХСЯ-НАД-ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ-ЛЕНИНА-СТАЛИНА-И-НАД-КРАТКИМ-КУРСОМ-ИСТОРИИ-ВКП-б

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Анна СергейчикContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Sergeichik

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Д. ЕФИМОВ, История в школе. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ НАД ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ЛЕНИНА, СТАЛИНА И НАД "КРАТКИМ КУРСОМ ИСТОРИИ ВКП(б)" // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 28.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/История-в-школе-САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ-РАБОТА-УЧАЩИХСЯ-НАД-ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ-ЛЕНИНА-СТАЛИНА-И-НАД-КРАТКИМ-КУРСОМ-ИСТОРИИ-ВКП-б (date of access: 25.06.2021).

Found source (search robot):


Publication author(s) - Д. ЕФИМОВ:

Д. ЕФИМОВ → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Анна Сергейчик
Vladikavkaz, Russia
555 views rating
28.08.2015 (2127 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
ПРОФЕССОР МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В. И. ГЕРЬЕ (1837 - 1919)
16 hours ago · From Россия Онлайн
СУДЬБА "ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ДНЕВНИКОВ" А. М. КОЛЛОНТАЙ
Catalog: История 
16 hours ago · From Россия Онлайн
"ФИЛОСОФСКИЙ ПАРОХОД". ВЫСЫЛКА УЧЕНЫХ И ДЕЯТЕЛЕЙ КУЛЬТУРЫ ИЗ РОССИИ В 1922 г.
Catalog: История 
16 hours ago · From Россия Онлайн
О "НОТЕ СТАЛИНА" ОТ 10 МАРТА 1952 г. ПО ГЕРМАНСКОМУ ВОПРОСУ
Catalog: История 
16 hours ago · From Россия Онлайн
При развале материнского ядра на дочерние фрагменты, выделяется энергия, как разница потенциалов взаимодействия. Численно эта энергия равна разности структурных энергий частиц в материнском ядре и в дочерних ядрах.
Catalog: Физика 
Чтобы выделить энергию при распаде ядра, её надо накопить при синтезе. При любом распаде масса дочернего ядра увеличивается. Это заложено в основе расширения Вселенной. При любом распаде масса частиц распада увеличивается. Уменьшается структурная энергия, которая является энергией расширения Вселенной. Когда анализируется масса-энергия при ядерных реакциях, принимается во внимание Δ
Catalog: Физика 
Где больше всего денег идет на ставки на спорт? А где стоят самые однорукие бандиты?
Catalog: Экономика 
Yesterday · From Россия Онлайн
DEUTSCHE IN St. PETERSBURG. EIN BUCK AUF DEN DEUTSCHEN EVANGELISCH-LUTHERISCHEN SMOLENSKI-FRIEDHOF UND IN DIE EUROPAISCHE KULTURGESCHICHTE
Catalog: История 
2 days ago · From Россия Онлайн
ГРИГОРИЮ ЯКОВЛЕВИЧУ РУДОМУ - 80 ЛЕТ
Catalog: История 
2 days ago · From Россия Онлайн
ВУДРО ВИЛЬСОН И НОВАЯ РОССИЯ (февраль 1917 - март 1918 г.)
Catalog: История 
2 days ago · From Россия Онлайн

Actual publications:

Latest ARTICLES:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
История в школе. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ НАД ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ЛЕНИНА, СТАЛИНА И НАД "КРАТКИМ КУРСОМ ИСТОРИИ ВКП(б)"
 

Contacts
Watch out for new publications: News only: Chat for Authors:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2021, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones