Libmonster ID: RU-7987

Преподаватель истории, желающий привлечь художественные произведения на уроках, должен научить своих учеников рассматривать художественное произведение как средство познания жизни.

Ф. Энгельс в письме к мисс Гаркнес пишет о крупнейшем французском писателе - реалисте Бальзаке:

"Бальзак, которого я считаю гораздо более крупным художником-реалистом, чем все Золя прошлого, настоящего и будущего, в своей "Человеческой комедии" дает нам самую замечательную реалистическую историю французского "общества", описывая в виде хроники нравы, год за годом, с 1816 до 1848, все усиливающийся нажим поднимающейся буржуазии на дворянское общество... вокруг этой центральной картины он группирует всю историю французского общества, из которой я узнал даже в смысле экономических деталей больше.., чем из книг всех профессиональных историков, экономистов, статистиков этого периода, взятых вместе"1 .

Многие произведения крупнейших русских писателей представляют собой настоящие эпопеи из истории великого русского народа, и их необходимо привлечь при изучении истории СССР. Таковы "Война и мир" Толстого, "Борис Годунов", "Евгений Онегин" Пушкина, "Что делать?" Чернышевского, "Мертвые души" Гоголя. Основоположник пролетарской литературы А. М. Горький своими произведениями "Фома Гордеев" и "Дело Артамоновых" дал яркую иллюстрацию развития капитализма в России. Замечательный роман А. Толстого "Петр I" является художественной картиной реформаторской деятельности Петра I.

К сожалению, некоторые педагоги не понимают огромного образовательного значения художественной литературы и не используют ее на уроках истории, что приводит к схематизму.

Приведем пример такого неправильного преподавания. На испытаниях по истории в 7-м классе в одной школе многие ученики слово в слово повторяли преподанные учителем "выводы" и получали отметку "отлично". Но когда ассистент спрашивал у этого "отличника" о таких крупнейших писателях и их произведениях, как Томас Мор и его "Утопия", как Эразм Роттердамский и его "Похвала глупости", как Раблэ и его "Гаргантюа и Пантагрюэль", то оказывалось, что этот мнимый отличник впервые слышит названные имена и произведения.

Один из учеников сравнительно хорошо и последовательно рассказал хронологию нидерландской революции, но о книге "Тиль Уленшпигель" он ничего не слыхал и, конечно, ничего не знает о ярких фактах героической борьбы голландского народа с испанскими интервентами во главе с кровожадным предком генерала Франко - герцогом Альба.

В другом классе этой же школы из 34 учеников лишь 2 читали "Дон-Кихота", но и они не могли назвать его бессмертного автора.

Ясно, что нельзя считать усвоенным курс средней истории без знакомства с величайшими гуманистами, выступавшими с критикой всесильной тогда поповщины, без знания деятелей, положивших, по словам Энгельса, "начало величайшего прогрессивного переворота". Преподаватель истории обязан был познакомить учащихся с произведениями гуманистов и при помощи этих произведений расширить исторический, образовательный и культурный кругозор учащихся.

Как при помощи художественной литературы закрепить в памяти учащихся важнейшие исторические события, образы исторических деятелей? Ответ на эти вопросы мы попытаемся проиллюстрировать рядом примеров из нашего опыта работы в 8 - 9-м классах по курсу истории СССР.

Перед каждой новой темой давался учащимся продуманный список художественной литературы. Например: к теме "Войны Петра I" были рекомендованы следующие художественные произведения: "Петр I" А. Н. Толстого, "Полтава" и вступление к поэме "Медный всадник" А. С. Пушкина; к теме "Дворянская империя XVIII века": "Путешествие из Петербурга в Москву" А. Н. Радищева, "Капитанская дочка" А. С. Пушкина, "Салават Юлаев" Злобина;


1 "Маркс и Энгельс о литературе", стр. 167. М. 1933.

стр. 95

к теме "Царь Александр I - Война 1812 г.": "Война и мир" Толстого (соответствующие главы, стихотворения и эпиграммы Пушкина на Александра I и его вельмож (Воронцова, Аракчеева и др.); к теме "В царстве жандармов и чиновников": "После бала" Л. Толстого, "Ревизор" Гоголя, "Па смерть поэта" Лермонтова, "Былое п думы" Герцена (в издании "Молодой гвардии").

Часто возражают, что у ученика не хватит времени прочесть указываемую литературу; нельзя, дескать, отвлекать учеников беллетристикой от подготовки к урокам. Это совершенно неправильная точка зрения, так как, во-первых, надо помнить, что ученик обычно сам что-нибудь читает и задача педагога в том и заключается, чтобы руководить и направлять это самостоятельное чтение учащихся; во-вторых, если даже он и не успеет прочитать всех рекомендованных произведений, а прочтет одно - два, то и это принесет несомненную пользу.

Исключительно большое значение имеет умелое зачитывание на уроке отрывков из художественных произведений, помогающих в образной форме зафиксировать в памяти учащихся историческое событие, исторического деятеля.

Так например на уроке на тему "Войны Петра I" очень уместно прочесть отрывок из вступления к поэме Пушкина "Медный всадник":

"На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел..."

и т. д.

Этот отрывок, во-первых, дает картину сурового, пустынного берега Невы, где затем выросла столица Российской империи; во-вторых. в нем ясно изложена цель постройки Петербурга - "в Европу прорубить окно".

Опыт показал, что многие учащиеся знают эти строки поэта даже наизусть, но большинство из них осмыслило эти слова Пушкина только на уроке истории.

Разгром шведов под Полтавой очень хорошо иллюстрируется отрывком из поэмы Пушкина "Полтава":

"И с ними царские дружины
Сошлись в дыму среди равнины:
И грянул бой, Полтавский бой!"

и т. д.

Урок на тему "Положение крестьян при Екатерине II" можно иллюстрировать потрясающей картиной жизни крепостных, нарисованной в главе "Пешки" книги Радищева "Путешествие из Петербурга в Москву".

Представив себе жуткую картину, данную Радищевым в "Пешках", наша счастливая, свободная молодежь зажжется ненавистью к проклятому крепостническому строю, научится сознательно ненавидеть мрачное прошлое и будет готовиться отстаивать наше прекрасное настоящее.

Каждый школьник должен знать об исключительном героизме русского народа, проявленном им неоднократно в борьбе с нашествием внешних врагов, и гордиться этими подвигами как патриот своей социалистической родины. Полезно прочитать на уроке отрывок из "Войны и мира", в котором описан Наполеон во время Бородинского сражения. Этот отрывок показывает учащимся, как не знавший поражений великий полководец Наполеон растерялся перед лицом русских войск, грудью защищавших свою родину от интервентов.

Палочный режим Николая I можно проиллюстрировать на рассказе Толстого "После бала", изображающем наказание солдат шпицрутенами.

Одной из трудностей в работе преподавателя истории являются характеристики исторических деятелен, показ главных, наиболее ярких отличительных черт виднейших исторических деятелей. Чем крупнее исторический деятель, тем труднее дать его портрет. И тут на помощь преподавателю снова приходит художественная литература. Исключительно велико значение замечательной работы А. М. Горького "В. И. Ленин", которая воссоздает живой образ этого великого вождя трудящихся, гениального мыслителя, простого и доступного человека.

К теме "В. И. Ленин - вождь рабочего класса и основатель большевизма" учитель должен рекомендовать учащимся прочесть, кроме воспоминаний А. М. Горького о Ленине, речь товарища Сталина на вечере кремлевских курсантов 28 января 1924 года "О Ленине", а также доступные для них статьи и речи В. И. Ленина, особенно "Речь на III с'езде РКСМ".

Опыт показывает, что именно в школе, на уроке, у ученика складывается взгляд на историческую личность, формируется определенное представление о роли того или иного исторического деятеля, о том или ином событии. Поэтому очень важно подбирать материал для характеристики исторического деятеля из вполне авторитетных источников.

Из прочитанных художественных произведений учащиеся узнают дополнительные исторические факты, черты быта, психологию и нравы людей того или иного исторического периода. Учителя-историки знают, как полезно для углубленного усвоения исторического материала на уроках предварительное знакомство учащихся с историческими событиями, деятелями и героями по прочитанным ими книгам.

 


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/История-в-школе-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ-ЛИТЕРАТУРА-НА-УРОКАХ-ИСТОРИИ-СССР-Из-опыта-работы-в-8-9-м-классах

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Анна СергейчикContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Sergeichik

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

П. ПЛЕТНЕВ, История в школе. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА НА УРОКАХ ИСТОРИИ СССР. (Из опыта работы в 8-9-м классах) // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 28.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/История-в-школе-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ-ЛИТЕРАТУРА-НА-УРОКАХ-ИСТОРИИ-СССР-Из-опыта-работы-в-8-9-м-классах (date of access: 18.06.2021).

Found source (search robot):


Publication author(s) - П. ПЛЕТНЕВ:

П. ПЛЕТНЕВ → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Rating
0 votes
Related Articles
Энергия Дао как суть НЛО. Tao energy as the essence of UFO.
Catalog: Философия 
9 hours ago · From Олег Ермаков
ИСТФАК МГУ 1947-1952 гг. (Окончание)
Catalog: История 
19 hours ago · From Россия Онлайн
ПОСЛЕ РОСПУСКА КОМИНТЕРНА
19 hours ago · From Россия Онлайн
ОБЪЕДИНЕНИЕ ГЕРМАНИИ 1989-1990 гг.: ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
19 hours ago · From Россия Онлайн
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ГЛОБАЛЬНОЙ ИСТОРИИ
Catalog: История 
19 hours ago · From Россия Онлайн
При любом взаимодействии масс, на любом уровне, создаются потенциалы взаимодействия масс в любых процессах расширения Вселенной. Этим определением рассмотрим вопросы, связанные с массой и энергией взаимодействующих объектов. Когда объекты (частицы, молекулы) потенциально взаимодействуют, они создают градиенты потенциального взаимодействия. Эти градиенты регулируют энергию и массу объектов и Вселенной в целом.
Catalog: Физика 
ПЕТР I В ДАНИИ В 1716 году
Catalog: История 
2 days ago · From Россия Онлайн
РОССИЙСКОЕ ПОСОЛЬСТВО В КОНСТАНТИНОПОЛЕ И ЕГО РУКОВОДИТЕЛЬ Н. П. ИГНАТЬЕВ (1864-1876 гг.)
Catalog: История 
2 days ago · From Россия Онлайн
МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ В СИСТЕМЕ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2 days ago · From Россия Онлайн
В оптике фундаментальной онтологии М. Хайдеггера рассматривается триада Единого «культура – цивилизация – язык». Ключевым является понимание культуры как Ответа на Вызов бытия/Бытия, что предполагает сущностное форматирование сопряженных с культурой цивилизации и языка. Исследуется состояние триады в фокусе первого и другого начал фундаментальной онтологии и возможных для них социально-политических систем. / In the optics of M. Heidegger's fundamental ontology, the triad of the Unified «culture – civilization – language» is viewed. The key thing is to understand culture as the Response to the Challenge of being/Being, which implies the essential formatting of civilization and language associated with culture. The state of the triad in the focus of the first and the other beginnings of fundamental ontology and socio-political systems possible for them is considered.
Catalog: Философия 
2 days ago · From Алекс Ральчук

Actual publications:

Latest ARTICLES:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
История в школе. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА НА УРОКАХ ИСТОРИИ СССР. (Из опыта работы в 8-9-м классах)
 

Contacts
Watch out for new publications: News only: Chat for Authors:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2021, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones