Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: RU-8160

Share with friends in SM

В этой статье мы расскажем: об опыте проведения экскурсий с учащимися 9-х классов по курсу "Истории СССР". Тема описываемой экскурсии - "Революционное движение в первой четверти XIX века".

Во вступительной беседе экскурсовод ознакомил учащихся с темой, напомнил им то, что они прошли по этой теме в классе, и выделил те вопросы, на которые экскурсанты должны обратить особое внимание. В начале экскурсии учащимся были показаны материалы Музея, иллюстрирующие тему "Буржуазная революция 1789 года и царизм в конце XVIII века". При этом экскурсовод предложил учащимся вспомнить, что им рассказывал преподаватель в 8-м классе о французской революции. О начале революции - 14 июля 1789 года - экскурсовод рассказывал по гравюре "Штурм Бастилии". Попутно он говорил о прокатившихся по всей Франции революционных восстаниях крестьян и городских ремесленников против господства дворян, против феодального строя.

Гравюра "Казнь Людовика XVI" и портреты Марата и Робеспьера" помогли учащимся возобновить в памяти переход власти к Конвенту, установление диктатуры якобинцев.

Экскурсовод показал ученикам карикатуру того времени, изображающую коалицию королей Европы против революционной Франции. На этой карикатуре изображены австрийский император, короли прусский и английский и Екатерина II.

Об'ясняя экскурсантам содержание этой карикатуры, руководитель привел слова В. И. Ленина: "...политика революционного класса, не могла не потрясти до основания всей остальной самодержавной, царской, королевской, полуфеодальной Европы" (т. XXX, стр. 334).

Далее экскурсовод рассказал об активном участии Екатерины II в коалициях против республиканской Франции. Царское правительство оказывало помощь дворянам-эмигрантам, бежавшим из Франции. Живущих в России французов заставляли давать присягу об их непричастности к революции. Ученикам были показаны карикатура на Екатерину II, подлинное свидетельство об "отречении", от революции, подписанное одной француженкой в 1793 году.

Затем экскурсовод рассказал о расправе Екатерины II над А. П. Радищевым за его знаменитую книгу "Путешествие из Петербурга в Москву" и показал хранящийся в особой витрине рукописный экземпляр книги А. П. Радищева.

Экскурсовод прочитал одно место из замечаний Екатерины II на книгу Радищева. Екатерина обвиняла Радищева в том, что он написал свою книгу под влиянием идей французских революционеров: "Намерение сей книги на каждом листе видно. Сочинитель той наполнен и заражен французским заблуждением, ищет всячески и защищает все возможное к умалению почтения к власти и властям, к приведению народа в негодование противу начальников и начальства".

Вот почему Екатерина II так жестоко расправилась с Радищевым.

После смерти Екатерины II борьбу против республиканской Франции продолжал Павел I. Об этом свидетельствуют экспонаты Музея: английская карикатура того времени на Павла I, негодующего по поводу революционных событий во Франции, указ о запрещении ввоза из-за границы книг и др. Руководитель, показывая эти материалы, привел ряд интересных фактов, характеризующих контрреволюционную политику Павла I: введение цензуры и помощь русского правительства эмигрантам.

Далее группа ознакомилась с материалами Музея о крепостничестве в России. При этом экскурсовод указал на экономическую отсталость России того времени по сравнению с передовыми странами: Западной Европы (Англией и Францией), Уче-

стр. 122
ники осмотрели подлинный царский трон, экономическую карту России, диаграммы, характеризующие русскую экономику на рубеже XIX в. Задача экскурсовода состояла в том, чтобы дать учащимся представление о крепостном праве и о начале его разложения. Учащиеся, уже знавшие о крепостном праве из школьных уроков, с интересом рассматривали копии с картин "Барщина", "Продажа с аукциона", "Вид помещичьей усадьбы", "Гонят рабочих на Урал". Они охотно отвечали на задаваемые экскурсоводом вопросы о положении крестьян и посессионных рабочих.

Сильное впечатление произвели, на группу подлинные орудия для истязаний крепостных, расположенные в специальной витрине (деревянная колодка на шею, цепи, кнуты, плети), и богатая одежда помещика, выставленная рядом с рубищем крепостного крестьянина. Экскурсовод привел слова Ленина о том, что крепостное право в России "наиболее долго держалось и приняло наиболее грубые формы, оно ничем не отличалось от рабства" (т. XXIV, стр. 367). Подневольное положение крепостных руководитель характеризовал следующими словами Ленина:

"При крепостном праве крестьянин не смел жениться без разрешения помещика... крестьянин должен был работать непременно на своего барина в такие дни, когда бурмистр укажет... крестьянин не смел никуда отлучиться из деревни без разрешения барина... не смел приобретать имущества без разрешения барина, не смел покупать земли... При крепостном праве крестьянин мог быть телесно наказан помещиком" (т. V, стр. 266, 267).

Начало разложения крепостничества, связанное с ростом промышленности и торговли в России в начале XIX века, иллюстрируют виды главных портов России, диаграммы роста числа парадных рабочих и роста фабрик с применением наемного труда. Показывая учащимся эти материалы, экскурсовод отметил, что крепостное право было главным тормозом развития капитализма.

Далее экскурсия остановилась у экспозиции, характеризующей первые годы царствования Александра I. Здесь размещены портреты членов негласного комитета, текст указа о вольных хлебопашцах, материалы о войне с Наполеоном (1805 - 1807 годы) и Тильзитском мире. Представление об участии России в континентальной блокаде дает карикатура на Александра I и диаграмма состояния финансов накануне войны 1812 года. Весь просмотренный материал подготовил учащихся к изучению интереснейшей страницы русской истории - отечественной войны 1812 года. На электрифицированной карте "Война 1812 года" учащиеся увидели передвижение армий, отдельные сражения, весь ход войны России против вторгшихся на ее территорию завоевателей. С захватывающим интересом следили учащиеся за движением светящейся линии на карте: вот наполеоновская армия переходит границу России, переправляется через Неман (24 июня); линия движется дальше, к Вильно. Русские армии, будучи гораздо малочисленнее наполеоновских войск, отступают в глубь России. Вот 1-я русская армия под командованием Барклая-де-Толли: (экскурсовод показал портрет полководца) стягивается к Дрисскому лагерю. Но, чтобы не быть отрезанной французами, она вынуждена отступить еще дальше, к Витебску. Светящиеся зеленые линии показывают передвижение отдельных частей армии Наполеона (корпуса Мюрата, Даву, Жерома). 2-я русская армия под командованием Багратиона (показывается его портрет) пытается еще под Могилевом соединиться с 1-й русской армией. Но Могилев уже занят войсками маршала Даву, и соединение русских армий происходит только в Смоленске в начале августа. Экскурсовод рассказал о бое под Смоленском, об уходе русских войск из об'ятого пламенем города, о начале партизанской, народной войны с иноземными захватчиками. Затем экскурсовод дал характеристику вновь назначенного главнокомандующего Кутузова, показал его большой портрет и напомнил учащимся биографию полководца - любимого ученика Суворова. Рассказ о знаменитом Бородинском бое 26 августа (7 сентября) иллюстрировался репродукцией с картины Гесса "Бородинский бой". Учащиеся отвечали на вопросы о расположении армий, о количестве войск, принимавших участие в бою, о роли отдельных полководцев во время боя.

Затем экскурсовод рассказал об отступлении русской армии после Бородинского боя и показал пути дальнейшего передвижения русских войск.

По литографии с картины Кившенко руководитель рассказал о военном совете в деревне Фили, на котором Кутузов принял решение оставить Москву и сохранить армию для дальнейших, решающих сражений с неприятелем. Ученики проследили по карте за отступлением русской армии через Москву и за гениальным маневром Кутузова - поворотом с Рязанской дороги к Боровскому Перевозу, на Калужскую дорогу. Красными языками пламени на электрифицированной карте отмечен пожар Москвы 14, 15 и 16 сентября. Экскурсовод, демонстрируя литографии с картин Верещагина, рассказал о вступле-

стр. 123

"Союз трех императоров". Карикатура.

Музей революции в Ленинграде.

нии французов в Москву, оставленную населением, о пожаре Москвы, о действиях партизанских отрядов, о разложении наполеоновской армии. Светящаяся линия отступления французов на карте круто поворачивается от Малоярославца к северо-западу, на Можайск, - это русская армия и партизаны заставили наполеоновскую армию отступать из России по голодной, ими же разграбленной местности. Русская армия и партизанские отряды преследовали поспешно отступавшие, все время уменьшавшиеся части наполеоновской армии. Экскурсовод привел интересные факты о сражениях под Красным и при переправе через Березину. В Музее выставлены русские полковые знамена с вышитыми на них надписями: "За отличие при поражении и изгнании неприятеля из пределов России".

Экскурсовод привел в заключение выдержку из показаний декабристов о влиянии войны 1812 года на русское общество: "Наполеон вторгся в Россию, и тогда народ русский ощутил свою силу, тогда пробудилось во всех сердцах чувство независимости, сперва политической, а впоследствии народной. Вот начало свободомыслия в России. Правительство само произносило слова: свобода! освобождение! Само рассеивало сочинения о злоупотреблении неограниченной власти Наполеона. Еще война длилась, когда ратники, возвратясь в домы, первые разнесли ропот в народе: "Мы проливали кровь, - говорили они, - а нас опять заставляют потеть на барщине; мы избавили родину от тирана, а нас вновь тиранят господа" ("Декабристы", стр. 2. Центрархив. Сборник отрывков из источников. 1926).

Учащимся были показаны материалы, иллюстрирующие войну Александра I против Франции в 1813 - 1814 годах ("Битва при Лейпциге", "Вступление русских войск в Париж", реставрация Бурбонов); карикатуры на Александра I, австрийского императора Франца и прусского короля Фридриха-Вильгельма, на Венский конгресс и "Священный союз".

Экскурсовод рассказал учащимся, как возвратившиеся из Западной Европы на родину солдаты и офицеры остро почувствовали отличие русской жизни от европейской. В витрине выставлены подлинные рукописи декабристов Н. И. Тургенева и В. И. Штейнгеля, относящиеся к началу 20-х годов XIX века. Тургенев и Штейнгель резко критиковали тогдашний экономический строй и предлагали различные реформы. Экскурсовод прочитал отрывок из письма А. А. Бестужева, написанного из Петропавловской крепости Николаю I. Бестужев писал о том угнетающем впечатлении, какое производила русская жизнь на вернувшихся из заграничного похода офицеров.

Передовые люди из дворян начали сознавать, что крепостное право является тормозом дальнейшего экономического развития России, что необходимы преобразования в стране. Усилившаяся политическая реакция, связанная с деятельностью царского временщика Аракчеева, насаждение военных поселений, произвол, поли-

стр. 124
цейский сыск, цензура, гонения на просвещение - все это еще больше возбуждало недовольство во всех слоях русского общества. Экскурсовод показал портрет Аракчеева, картины "Вид военных поселений", "Муштра в военных поселениях", карикатуры, изображающие наказания в царской армии, вид Чугуевских военных поселений, в которых произошло восстание в 1819 году.

Экскурсовод привел знакомые учащимся эпиграммы А. С. Пушкина на Аракчеева и на Александра I. О борьбе крестьян против крепостного гнета и борьбе крепостных рабочих против безудержной эксплоатации на мануфактурах в начале XIX века учащиеся получили представление по диаграмме, фотоматериалам о восстании Семеновского полка, о наказаниях на заводах и по рисунку художника Кочергина, изображающему восстание крестьян на Дону в 1820 году.

Показав схему организации первых тайных обществ и портреты декабристов, экскурсовод дал историческую деятельности этих обществ ("Союз спасения" и "Союз благоденствия") и их участников (портреты Пестеля, Никиты Муравьева, Якушкина, С. Н. Муравьева-Апостола и др.). Затем группа перешла к материалам о "Южном обществе" (картина "Собрание в Каменке", портреты), "Северном обществе" и "Обществе соединенных славян". В специальной витрине выставлены издание "Русской Правды" Пестеля и фото с рукописи "Конституции" Н. Муравьева. Экскурсанты рассматривали портреты участников тайных обществ, диаграмму социального состава обществ, подлинные издания 20-х годов XIX века под редакцией будущих декабристов ("Мнемозина" изд. В. Одоевского и В. Кюхельбекера, "Полярная Звезда" Рылеева и А. Бестужева).

Движение декабристов было направлено против крепостничества и самодержавного строя. Одни декабристы требовали замены самодержавной власти республикой (Пестель), другие были сторонниками конституционной монархии (Н. Муравьев). Экскурсовод прочел ленинскую характеристику декабристов (Ленин. Т. XIX, стр. 351), выставленную на плакате, и подчеркнул оторванность тайных организаций дворянских революционеров от стихийной борьбы широких народных масс. Затем он привел выдержки из показаний декабристов, свидетельствующие о том, что декабристы боялись революционной борьбы масс, стремились предотвратить "излишнее кровопролитие крестьянских восста-

"Выступление "Северного общества" декабристов 14 декабря 1825 года на Сенатской площади в Петербурге".

С картины Р. Р. Френца. Музей революции в Ленинграде.

стр. 125

"Встреча Пушкина с Кюхельбекером".

С картины Федорова. Музей революции в Ленинграде.

ний" (выдержки из показаний Пестеля на суде и из записок Штейнгеля).

В этой оторванности декабристов от масс и состояла главная причина поражения первого открытого революционного выступления с оружием в руках против самодержавия и крепостничества - восстания 14 декабря 1825 года в Петербурге.

Затем экскурсантам были показаны материалы о междуцарствии (документы "Сообщение о смерти Александра I", "Текст присяги Сената Константину", "Карикатура на междуцарствие") и материалы о подготовке выступления (собрание "Северного общества" 13 декабря на квартире у Рылеева). С большим интересом учащиеся рассматривали полотно художника Френца, изображающее восстание 14 декабря 1825 года на Сенатской площади в Петербурге. Экскурсовод спрашивал участников экскурсии, какие полки пришли на площадь под руководством офицеров-декабристов (на картине видно расположение восставших Московского и Гренадерского полков и Гвардейского экипажа), где стояли правительственные части, как развертывались события этого дня, каково было соотношение сил восставших (около 3 тысяч) и правительственных войск (свыше 9 тысяч).

На картине видно, что площадь окружили собравшиеся толпы народа, особенно рабочие, занятые на постройке Исаакиевского собора. Митрополит Серафим, пытавшийся уговорить солдат разойтись, уезжает ни с чем; здесь же показано, как декабрист Каховский ранил генерал-губернатора Милорадовича и как атакует правительственная конница карре восставших.

С особым интересом учащиеся осмотрели подлинные орудия царской артиллерии, из которых были расстреляны на площади восставшие войска.

Рисунок художника Френца изображает столкновение Черниговского полка под руководством С. И. Муравьева-Апостола с правительственной кавалерией и артиллерией. Кровавая расправа Николая I с дворянскими революционерами была иллюстрирована следующими материалами: "Допрос участников восстания Николаем I в Зимнем дворце", "Заседание следственной комиссии", "Казнь пяти декабристов", "Декабристы на каторжных работах", (художник Моравов).

Рядом с материалами о расправе с декабристами в Музее выставлена картина художника Федорова "Встреча А. С. Пушкина с В. К. Кюхельбекером осенью 1827 года". На ней изображена встреча двух старых друзей, товарищей по Лицею, на захолустной почтовой станции Залазы в момент, когда одетого в арестантскую одежду, закованного в кандалы декабриста В. Кюхельбекера отправляют из Шлиссельбург-

стр. 126
ской в Динабургскую крепость. А. С. Пушкин в это время возвращался из ссылки в Петербург. Друзья бросаются в об'ятия друг другу, но жандармы с яростью оттаскивают Кюхельбекера. Экскурсовод рассказал учащимся о близости к декабристам величайшего русского поэта Пушкина. Ученики, отвечая на вопросы руководителя, называли политические стихотворения Пушкина ("Деревня", "Вольность", "Кинжал"), рассказывали о встречах поэта с отдельными декабристами (Пестелем, Рылеевым), о его дружбе с Пущиным.

В заключение один ученик прочитал знаменитое пушкинское "Послание в Сибирь" и ответ Одоевского, знакомые учащимся по курсу русской литературы.

В заключительной беседе экскурсовод рассказал об историческом значении движения декабристов. Он показал учащимся плакаты со словами В. И. Ленина: "В 1825 году Россия впервые видела революционное движение против царизма, и это движение было представлено почти исключительно дворянами" (т. XII, стр. 348). "Узок круг этих революционеров. Страшно далеки они от народа. Но их дело не пропало. Декабристы разбудили Герцена. Герцен развернул революционную агитацию" (т. XV, стр. 468).

Учебные экскурсии помогают школьникам закрепить в памяти пройденный в школе материал. На экскурсии учащиеся получают наглядное представление об изучаемой эпохе, об исторических событиях и деятелях.

К сожалению, многие преподаватели ленинградских школ пренебрегают учебными экскурсиями. Связь работников школы с работниками музеев совсем не достаточна. Школьная экскурсия должна стать необходимым элементом учебной работы преподавателей истории.

Orphus

© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/История-в-школе-ШКОЛЬНАЯ-ЭКСКУРСИЯ-ПО-МАТЕРИАЛАМ-ВВОДНОГО-ОТДЕЛА-МУЗЕЯ-РЕВОЛЮЦИИ-В-ЛЕНИНГРАДЕ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Анастасия КольцоContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Kolco

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Т. АЛЕКСАНДРОВА, История в школе. ШКОЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ ПО МАТЕРИАЛАМ ВВОДНОГО ОТДЕЛА МУЗЕЯ РЕВОЛЮЦИИ В ЛЕНИНГРАДЕ // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 29.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/История-в-школе-ШКОЛЬНАЯ-ЭКСКУРСИЯ-ПО-МАТЕРИАЛАМ-ВВОДНОГО-ОТДЕЛА-МУЗЕЯ-РЕВОЛЮЦИИ-В-ЛЕНИНГРАДЕ (date of access: 06.12.2019).

Found source (search robot):


Publication author(s) - Т. АЛЕКСАНДРОВА:

Т. АЛЕКСАНДРОВА → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Rating
0 votes

Related Articles
Учебное пособие составлено автором из отдельных глав и лекций, предварительно опубликованных онлайн в 2018-2019 гг. В пособии рассматриваются физические основания ряда применяемых моделей; некоторые аспекты нерелятивистского формализма в неупругом рассеянии протонов; взаимодействие нуклонов в свободном пространстве; метод связанных каналов; нерелятивистские и релятивистские подходы в изучении процессов рассеяния и ядерной структуры; релятивистские и нерелятивистские эффекты в рассеянии протонов; деформационная модель в методе искаженных волн, практическое применение деформационных моделей к неупругому рассеянию протонов. оптическая модель ядра в неупругом рассеянии протонов; применение некоторых элементов формализма для анализа экспериментальных данных по неупругому рассеянию протонов.
Catalog: Физика 
5 hours ago · From Анатолий Плавко
В 2019 году Российская Федерация и Вьетнам проводят «Перекрёстный год Вьетнама и России», посвященный 25-й годовщине подписания Договора об основах дружественных отношений и приуроченный к 70-летию установления дипломатических отношений между Вьетнамом и Россией (30/01/1950-30/01/2020). Участвуя в мероприятиях в рамках Перекрёстного года, парламенты двух стран играют важную роль в развитии российско-вьетнамского сотрудничества, а также в углублении всеобъемлющего стратегического партнерства между двумя странами.
Рецензии. РЕЦ. НА: Н. Ф. МОКШИН. МИФОЛОГИЯ МОРДВЫ: ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК
5 days ago · From Россия Онлайн
ВЫДАЮЩИЙСЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ СЕВЕРНЫХ НАРОДОВ (К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В. И. ИОХЕЛЬСОНА)
5 days ago · From Россия Онлайн
ПРИРОДА И ХАРАКТЕР НЕКОТОРЫХ МИФОЛОГИЧЕСКИХ ПЕРСОНАЖЕЙ В ЭПОСЕ И БЫТОВОЙ КУЛЬТУРЕ ЧЕРКЕСОВ
5 days ago · From Россия Онлайн
Обычное право сегодня
Catalog: Право 
5 days ago · From Россия Онлайн
Обычное право сегодня
Catalog: Право 
5 days ago · From Россия Онлайн
  Расширения, Вселенной устанавливает функцию перехода энергии в массу. Предполагается, Вселенная замкнутая система, энергия и масса не излучается и сохраняется. Сохраняется число нуклонов при расширении Вселенной. Сохраняется структурная единица энергии нуклонов при расширении Вселенной. При образовании ядра дейтерия, энергия не выделяется. Законы сохранения массы и энергии, являются ключевыми законами в физике.
Catalog: Физика 
6 days ago · From Владимир Груздов
Рассматриваются физические параметры нейтронного ядра Земли. Масса ядра. Градиент гравитационного взаимодействия нуклонов в ядре Земли и их свойства. Ядро Земли предоставляет собой нейтронный объект. Диаметр ядра \sim125m. Дан качественный анализ образования ядра Земли. Гипотеза образования взрывов сверхновых. Образование планеты Земля.
Catalog: Физика 
8 days ago · From Владимир Груздов
Расчёт нуклонных ядер, начнём с общего понятия ядра, которое состоит из нейтронов и протонов. Ядро имеет много физических значений. Основное значение, радиус ядра, плотность и число нуклонов в единице объёма. Нейтронное вещество обладает уникальными свойствами. Самое главное сохраняет число нуклонов в единице объёма. В нейтронном веществе происходят ядерные взаимодействия, как в однородной и изотропной сфере. Эту сферу будем рассматривать, как нейтронное ядро.
Catalog: Физика 
10 days ago · From Владимир Груздов

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
 

Actual publications:

Загрузка...

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
История в школе. ШКОЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ ПО МАТЕРИАЛАМ ВВОДНОГО ОТДЕЛА МУЗЕЯ РЕВОЛЮЦИИ В ЛЕНИНГРАДЕ
 

Contacts
Watch out for new publications:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2019, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones