Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: RU-8106

Share with friends in SM

1

Целью статьи является обратить внимание педагогов-историков, преподающих историю СССР, на эпиграммы как на разновидность историко-литературного материала, могущего быть с пользою привлеченным к работе на уроках истории СССР в средней школе.

Умело примененная, сатирическая характеристика исторического деятеля или явления поможет учащимся ярче запомнить и лучше усвоить материал урока. Резко подчеркивая отрицательные черты определенных исторических деятелей и событий, эпиграммы эмоционально насыщают и оживляют урок. Иногда своей заостренностью и едкостью они дают больше чем многословное описание.

Возьмем, например, известную эпиграмму, приписываемую А. С. Пушкину, в нескольких строках ярко, вскрывающую реакционную внутреннюю политику царя Александра I:

"Сказал деспот: "Мои сыны,
Законы будут вам даны;
Я возвращу вам дни златые
Благословенной старины".
И обновленная Россия
Надела с выпушкой штаны"
1
.

Здесь в предельно краткой форме дана характеристика так называемой "реформационной деятельности" царя Александра I и осмеяна шумиха вокруг "реформ", сведшихся к переменам в мундирах и тому подобным мелочам. Такая эпиграмма дает четкую политическую оценку деятельности Александра I.

С успехом может быть также использована, например, эпиграмма поэта - Н. П. Огарева на работу комиссии под председательством Я. И. Ростовцева (в эпиграмме "Иаков", как писал свое имя сам Ростовцев), человека, близкого к царю.

Эпиграмма высмеивает факт "представительства" интересов крестьян в учреждении, занимавшемся Подготовкой освобождения крестьян от крепостной зависимости, не самими крестьянами, ачиновниками и крепостниками-помещиками.

Занятия редакционных комиссий (руководящий состав которых и высмеян в этой эпиграмме) начались 4 марта 1859 года. Кроме Ростовцева в комиссию входили финансовый деятель "Фирс" - Е. И. Ламанский, бывший товарищ Герцена и Огарева по Московскому университету, к этому времени превратившийся из либерала в реакционера; умеренный либерал чиновник И. П. Арапетов, Н. А. Милютин, известный деятель реформы, и Ю. Ф. Самарин, публицист-славянофил, крупный помещик.

"Ростовцевская комиссия

Там во школе во Фламандской
Заседает Фирс Ламанской,
А ему же для советов
Дан бездарный Арапетов.
Для гармоньи, вместо лютен,
К ним прибавлен сам Милютин,
Для рассеяния мраков
Взят из Библии Иаков,
В мужиках же только барин,
Юрий Федорыч Самарин"2.

При применении эпиграмматических текстов на уроке необходимо помнить, что этот литературный жанр с наибольшей яр-


Настоящая статья является результатом работы студенческого кружка исторического факультета Московского областного педагогического института по собиранию и комментированию эпиграмматических материалов по истории СССР. За 1937 - 1938 учебный год членами кружка было собрано и прокомментировано около 150 эпиграмм и сатир, представляющих несомненный интерес для педагога-историка.

1 См. "Большую советскую энциклопедию". Т. 64, стр. 509

2 Н. П. Огарев "Избранные стихотворения и поэмы". Под ред. Я. З. Черняка, стр. 182 - 183. ГИХЛ. М. 1938. Материал для комментирования. Там же, стр. 405.

стр. 119

костью выражает симпатии и антипатии автора, его политические убеждения и партийную принадлежность. Поэтому нужно тщательно подбирать эпиграммы, внимательно их анализировать, ибо не но всегда об'ективны, а следовательно, не все годны для иллюстрации на уроке истории.

Например эпиграмму Н. Ф. Щербины "Реформа Петра I" не следует использовать в школьной работе при изучении времен Петра I.

Вот текст этой эпиграммы:

"Реформою своей стяжал он много
                                                       славы:
Ведь он европеизм настолько к нам
                                                   привил,
Что сущий искони батог наш велича-
                                                       вый
Спицрутеном немецким заменил"1.

В этой эпиграмме осуждение жестокости петровских методов используется как ширма для осуждения всей петровской реформы. Не смазывая и не прикрашивая угнетения крестьянства и жестокости расправ с ним в петровскую эпоху, надо правильно оценивать громадное историческое значение петровских реформ.

Борьба славянофильствующего барина Щербины против реформ Петра I, смелых и прогрессивных для своего времени, была выражением борьбы консервативно-реакционных элементов против буржуазных реформ 60-х годов.

Вообще пользоваться эпиграммами следует преимущественно в старших классах средней школы, тем более, что эпиграммы в русской литературе - детище почти исключительно XIX века и, следовательно, могут быть использованы в основном лишь при изучении истории XIX века.

Ввиде примера применения эпиграммы можно привести урок по истории СССР в 9-м классе 330-й школы Москвы (Красногвардейский район).

Тема урока - "Первые годы царствования Александра III". Задача педагога - дать личные характеристики Александра III и его ближайших царедворцев (например К. П. Победоносцева) и вскрыть перед детьми в ярких образах реакционное направление политики Александра III.

Александр III страшно боялся подвергнуться участи своего отца, убитого в 1881 году. Страх этот в соединении с другими чертами характера Александра III сделал уединенную, "семейственную жизнь" его пристрастием. Царь любил проводить время в тесном кругу близких; часто он запирался один на антресолях дворца и развлекался там игрою на тромбоне. Этот момент и использовал в своей сатире поэт-демократ некрасовской школы Л. Н. Трефолев. Характеристика Александра III из сатиры Трефолева была приведена за уроке:

"Царь наш - юный музыкант -
На тромбоне трубит,
Его царственный талант
Ноту "рэ" не любит:
Чуть министр преподнесет
Новую реформу, - 
"Ре" он мигом зачеркнет
И оставит "форму"..."2.

Продолжая урок, преподаватель об'ясняет, почему Александр III не любил ноты "ре", с которой начинаются такие "крамольные" слова, как, революция, реформы и т. п. Чем хороша эта эпиграмма? В ней и в комментарии, которым она сопровождена, Александр III показан как реакционер, как человек, который боится назревающего революционного движения. Образ Александра III, играющего на тромбоне, забившись где-то на антресолях, надолго запомнится ученикам.

При характеристике друга и руководителя Александра III оберпрокурора синода К. П. Победоносцева было приведено другое, широко в свое время распространенное четверостишие из сатиры того же Трефолева:

"Кто такой Победоносцев?
Для попов - Обедоносцев,
Для народа - Бедоносцев,
Для желудка - Едоносцев,
Для царя он злой Доносцев"3.

Такая эпиграмма значительно усиливает характеристику этого ярого реакционера, душителя всякой свободной мысли, и обличает лакейство царедворцев Александра III. Блестящая по форме, она заинтересовала ребят игрой слов. В ней поэт путем отсечения первых букв от фамилии "Победоносцев" достигает значительного сатирического эффекта. Ученики просили преподавателя продиктовать им эпиграммы.

Применение эпиграмм внесло оживление в урок. Характеристика Александра III и Победоносцева была дана в образной, живой форме.


1 Н. Ф. Щербина "Стихотворения", стр. 224. "Малая серия библиотеки поэта" N 40, "Советский писатель". М. и Л. 1937.

2 Л. Н. Трефолев "Собрание стихотворений", стр. 150 - 151. М. и Л. 1931.

3 Там же, стр. 149 - 150. Существует и другая редакция этого четверостишия, распространявшаяся в списках:

"Победоносцев для синода,
Обедоносцев при дворе,
Он Бедоносцев для народа,
Доносцев просто - при царе".

См. "Литературное наследство" N 22/24, стр. 498. Журнально-газетное об'единение. М. 1035.

стр. 120

2

Работу по отбору эпиграмматического материала может проделать любой преподаватель истории СССР. Для этого даже не потребуется большой предварительной подготовки. В сочинениях таких русских поэтов, как А. С. Пушкин, Н. П. Огарев, В. С. Курочкин, П. А. Вяземский, Д. Д. Минаев, Д. В. Давыдов и другие, можно найти много эпиграмм, пригодных для использования на уроках истории. При поисках эпиграмм нужно помнить, что, по цензурным условиям, политические эпиграммы в большинство прижизненных изданий этих поэтов не попали и искать их следует поэтому в первую очередь в советских изданиях. Лучше пользоваться комментированными изданиями. Имеются следующие издания упомянутых выше авторов. Пушкин А. С. "Юмор и сатира" под редакцией М. Козмана. "Советский писатель". М. 1937, или Пушкин А. С. "Собрание сочинений в одном томе" (несколько изданий). Н. П. Огарев "Избранные стихотворения и поемы". Под редакцией Я. З. Черняка. Гослитиздат. М. 1938, или П. П. Огарев "Избранные стихотворений", "Большая серия библиотеки поэта". Т. I-II. "Советский писатель". М. -Д. 1937. П. А. Вяземский "Избранные стихотворения", редакция, статья и комментарии В. С. Нечаевой. "(Academia. 1932.

Эпиграммы В. С. Курочкина, Д. Д. Минаева и других можно найти в изданиях: "Поэты "Искры". "Большая серия библиотеки поэта". Ленинград. "Советский писатель". 1933, или Вл. Орлов и А. Островский (составители) "Эпиграмма и сатира". Из истории литературной борьбы XIX века. М. -Л. 1931 - 1932. Т. I-II или "Сатира 60-х г.". Составители Кравцов и Морозов, редакция и предисловие Н. Бельчикова. "Academia". 1932.

Ниже мы приводим еще несколько образцов прокомментированных эпиграмм. Первая из них подводит итог николаевского царствования:

"Всеобщий благоприятель

Он меж, холопами считался мудрецом
За то, что мысль давить была его
                                                отрада,
Он был фельдфебелем под царственным
                                                венцом
И балетмейстером военного парада
1855 г.

Н. Ф. Щербина"1 .

Интересно сравнить характеристику, которую дал Николаю I Н. Ф. Щербина, с характеристикой Фридриха Энгельса: "Эта была самодовольная посредственность, с кругозором ротного командира, человек... выше всего ценивший внешнюю видимость власти и готовый ради этой видимости пойти на все"2 .

Следующая эпиграмма выражает отношение славянофилов-дворян к буржуазным реформам 60-х годов и, в частности, высмеивает новый питейный устав, введенный К. К. Гротом:

"Заметка

Мы крестьян освободили:
Но по страсти к крепостям,
Прикрепить их поспешили
К повсеместным кабакам.

Н. Ф. Щербина"3 .

Эпиграмма Тютчева посвящена фавориту Александра II графу Шувалову:

"На графа Шувалова

Над Россией распростертой
Встал внезапною грозой -
Петр по прозвищу четвертый,
Аракчеев же второй.

Ф. И. Тютчев"4 .

Петр Андреевич Шувалов занимал различные посты на русской бюрократической лестнице. С 1857 по 1860 год он был санктпетербургским оберполицмейстером, с ноября 1860 года - директором департамента общих дел министерства внутренних дел. С 1861 года он был назначен начальником штаба корпуса жандармов и управляющим III отделением его императорского величества канцелярии. С 1866 года Шувалов уже был главным начальником III отделения и шефом жандармов; в этих должностях он пробыл до 1873 года. Это время наиболее сильного реакционного влияния его на внутреннюю политику России. Еще в 1860 году Шувалов выступал как ярый противник отмены крепостного права, а в дальнейшем активно боролся против проведения в жизнь других буржуазных реформ 60-х годов. Эпиграмма характеризует возросшее реакционное влияние Шувалова после назначения его главноуправляющим III отделением в 1866 году. Именно в этот пе-


1 Н. Ф. Щербина "Альбом ипохондрика", стр. 34. "Прибой". 1929. Эпиграмма N 12.

2 К. Маркс и Ф. Энгельс. Собр. соч. Т. XVI. Ч. 2-я, стр. 24.

3 Н. Ф. Щербина "Стихотворения", стр. 255. "Малая серия библиотеки поэта" N 40. М. "Советский писатель". 1937.

4 Ф. И. Тютчев "Полное собрание стихотворений", стр. 205. М. -Л. Т. II. 1934.

стр. 121

риод за ним установились клички "Петр IV" и "Аракчеев II".

Д. Д. Минаев следующим образом характеризует известного реакционера Каткова:

"М. Н. Катков

С толпой журнальных кунаков
Своим изданьем, без сомненья,
С успехом заменил Катков
В России Третье отделенье.

Д. Д. Минаев"1 .

Михаил Никифорович Катков - один из вдохновителей реакционной политики Александра. II и Александра III, публицист 50 - 80-х годов XIX века. С 1851 года он был редактором "Московских ведомостей", а с 1856 года вместе с К. М. Леонтьевым издавая журнал "Русский вестник".

Эпиграмма Вяземского высмеивает М. Л. Магницкого:

"На М. Л. Магницкого

N. N. вертлявый по природе,
Магницкий, глядя по погоде,
То ходит в красном колпаке,
То в рясах, в черном клобуке,
Когда безбожье было в моде,
Он был безбожья хвастуном,
Теперь в прихожей и в приходе
Он щеголяет ханжеством.

П. А. Вяземский"2 .

Магницкий Михаил Леонтьевич - ханжа, противник просвещения. В молодости был близок к М. М. Сперанскому, но в 20-х годах, поступив на службу в министерство народного просвещения, перешел в лагерь откровенной реакции и стал явным мракобесом, пресмыкающимся перед Аракчеевым.

Эпиграмма Вяземского отмечает быстроту смены взглядов Магницкого от "либеральных" до явно реакционных.

Укажем также на несколько эпиграмм, относящихся к периоду 1905 года:

"Напутствие (на Победоносцева)

Благочестивый старичок,
Он вынес бы антихриста явленье,
Он вынес бы и светопреставленье,
Но конституции он вынести не мог"3.

Победоносцев продолжал играть крупную роль и при Николае II. После манифеста 17 октября он ушел в отставку.

Ярко и образно освещают царскую цензуру следующие стихи:

"О чем можно писать

Нельзя писать о бюрократе,
Об офицерстве, о солдате,
О забастовке, о движеньи,
О духовенстве, о броженьи,
О мужике, о министерстве,
О казни, о казачьем зверстве,
О полицейских, об арестах,
О грабежах, о манифестах,
Но остальное все печать
Должна сурово обличать.
Когда ж напишешь, посмотри
"128" и "103"4.

Статьи "128" и "103" говорили об оскорблении его императорского величества и о покушении на свержение существующего строя. Под последнюю статью можно была подвести все, что угодно.

Очень интересна, например, подпись под плакатом-лубком, сделанным Маяковским. Плакат выпущен издательством "Парус" в первые месяцы революции:

"Забывчивый Николай

"Уж сгною, скручу их уж я!", -
Думал царь, раздавши ружья.
Да забыл он, между прочим,
Что солдат рожден рабочим.

Вл. Маяковский"5 .

* * *

Весь приведенный нами эпиграмматический материал в острой и запоминающейся форме подчеркивает ряд моментов в рассказе учителя.

Однако необходимо отметить, что ни в коем случае нельзя перегружать урок эпиграммами. В противном случае от восприятия учащихся может ускользнуть основное содержание урока, а самый урок станет слишком "веселым".

Применяя эпиграммы, надо находить такие, которые легко уловимы учениками и ярко отражают основную тему урока.


1 "Поэты "Искры", стр. 292. "Советский писатель". 1933.

2 П. А. Вяземский "Избранные стихотворения", стр. 416 - 417. 1935.

3 "Зритель" N 19 за 1905 год. Цитируется по книге С. Исакова "1905 год в сатире и карикатуре", стр. 235. Л. "Прибой". 1928.

4 "Бурелом" N 2 за 1906 год. Цитируется по книге Боцяновского и Голлербаха "Русская сатира первой русской революции 1905 - 1900 годов", стр. 118. Л. 1925.

5 В. В. Маяковский. Полное собрание сочинений. Т. IV. Ч. 1-я, стр. 9.

Orphus

© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/История-в-школе-ЭПИГРАММА-НА-УРОКАХ-ИСТОРИИ-СССР

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Анна СергейчикContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Sergeichik

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Б. УДЛЕР, Л. ШНЕЙДЕРМАН, История в школе. ЭПИГРАММА НА УРОКАХ ИСТОРИИ СССР // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 29.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/История-в-школе-ЭПИГРАММА-НА-УРОКАХ-ИСТОРИИ-СССР (date of access: 15.09.2019).

Found source (search robot):


Publication author(s) - Б. УДЛЕР, Л. ШНЕЙДЕРМАН:

Б. УДЛЕР, Л. ШНЕЙДЕРМАН → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Rating
0 votes

Related Articles
МОСКОВСКИЕ ОХОТНИКИ ПРЕДПОЧИТАЮТ ЯСТРЕБОВ И СЕТТЕРОВ
Catalog: Лайфстайл 
3 days ago · From Россия Онлайн
НЕНУЖНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ
Catalog: Лайфстайл 
3 days ago · From Россия Онлайн
Российское онлайн-казино предлагает нам игры производства NetEntertaiment, Microgaiming и других менее известных разработчиков.
Catalog: Лайфстайл 
3 days ago · From Россия Онлайн
Рассматривается гравитационное поле, как энергетическая структура взаимодействия гравитирующих объектов. Предлагается расчёт гравитационных взаимодействий с точки зрения гравитационного потенциала взаимодействия частиц. Даны определения потенциала гравитационного пля. Вводится понятие ГРАДИЕНТА гравитационного потенциала взаимодействующих частиц. Вычислена энергия Вселенной, которая является постоянной величиной.
Catalog: Физика 
3 days ago · From Владимир Груздов
В событиях электорального Майдана 2019 года, приведшего к власти команду Зеленского, прямо явила себя Мать живущих Луна, устремив Украину, корабль наш, стезею Добра.
Catalog: Философия 
5 days ago · From Олег Ермаков
Симультанный синестетический образ "Музыка красоты", созданный Ириной Мирошник для синестетической музыкотерапии, объединяет комплементарные (взаимодополняющие) и скоординированные художественные образы: изобразительный — картина «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли и музыкальный — «Музыка Первичного Океана» Ирины Мирошник. Создание симультанных (от франц. simultane — одновременный) художественных образов в синестетических композициях — это новая тенденция персоналистической культуры будущего — синестетический симультанизм. Синестетический симультанизм основывается на законах и принципах Координационной парадигмы развития (КПР), как общенаучной теории координации, альтернативной диалектике и метафизике.
Причина утраты людьми смысла древних имен. The reason of loss of the meaning of ancient names by people.
Catalog: Философия 
13 days ago · From Олег Ермаков
За последние месяцы международным общественным мнением очередной раз была выражена крайняя обеспокоенность напряженностью в споре о суверенитете в Южно-Китайском море, внезапно обострившемся после ряда внезапных и необоснованных действий Китая в районе ЮКМ
18 days ago · From Марина Тригубенко
3 июля 2019 года крупнейшее исследовательское судно Китая «Морская геология 8» в сопровождении двух тяжелых кораблей береговой охраны и целой флотилии вспомогательных судов незаконно вошла в район отмели Ты Тинь в блоке 06-01 в юго-западной части архипелага Спратли, расположенный в исключительной экономической зоне (ИЭЗ) и континентальном шельфе в Южно-Китайском море. Ряд китайских морских судов спровоцировали действия против вьетнамской береговой охраны вокруг буровой установки проекта Нам Кон Шон - проект совместного предприятия Вьетнама с Россией. Китайские морские геологи сразу начали проводить сейсмические исследования дна. Одновременно они потребовали вывода оттуда японской буровой платформы Хакури 5, которая по контракту с «Роснефтью» и «Петровьетнам» уже более месяца ведёт разведочное бурение в этом же месте.
24 days ago · From Марина Тригубенко

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
 

Actual publications:

Загрузка...

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
История в школе. ЭПИГРАММА НА УРОКАХ ИСТОРИИ СССР
 

Contacts
Watch out for new publications:

About · News · For Advertisers · Donate $ to Libmonster ($)

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2019, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Germany China India Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Uzbekistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones