Либмонстр - всемирная библиотека, репозиторий авторского наследия и архив

Зарегистрируйтесь и создавайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Это удобно и бесплатно. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора. Делитесь с миром Вашими работами!

Libmonster ID: RU-15190
Автор(ы) публикации: Ю. П. АНШАКОВ

поделитесь публикацией с друзьями и коллегами

М. Наука. 1985. 272 с.

Тема монографии старшего научного сотрудника Института востоковедения АН СССР И. Л. Фадеевой актуальна в политическом и научном отношении, т. к. в ней прослежены не только истоки светских тенденций в социально-политическом развитии Османской империи, но и становление панисламизма. Целью автора было рассмотрение основных тенденций идейной эволюции османского общества, зарождение и развитие в нем официальных доктрин османизма и панисламизма, их влияния на государственную жизнь и идеологию Османской империи.

Монография выходит за рамки собственно турецкой истории: в ней освещаются вопросы, связанные со становлением национального самосознания народов, входивших в состав империи - славян, греков, армян, албанцев, арабов и "самих турок. Развитие его было стимулом к национально-освободительному движению, охватившему в XIX в. многие провинции обширного Османского государства. Хотя эти вопросы в той или иной степени освещались в работах историков-арабистов, они до сих пор не рассматривались в контексте Османского государства и господствовавшей в нем религии - ислама, а трактовались изолированно, применительно к конкретным регионам1 .

И. Л. Фадеева на обширном архивном материале, опубликованных отечественных и зарубежных источниках с привлечением уникальных экземпляров первых турецких газет, вводимых ею в оборот, показывает сложнейшие перипетии, столкновения и, отчасти, взаимодействия идеологии угнетенных христианских и занимавших господствующее положение мусульманских народов, в первую очередь турок.

Монография дает представление об общих тенденциях и законах, определявших жизнь османского общества на протяжении нескольких столетий от XV до начала XIX века. Некоторые аспекты религиозных предписаний и ограничений позволяют понять политические и моральные нормы, определявшие условия и результат совместного существования мусульман и христиан в рамках единого теократического государства.

В связи с вопросом о предпосылках формирования идеологии османизма наибольший интерес вызывают страницы о личности и реформаторской деятельности Махмуда II (1784 - 1839 гг.). И. Л. Фадеева создала емкий политический портрет этого государственного деятеля, а привлечение материалов Архива внешней политики России позволило ей аргументировано изменить укоренившуюся в литературе оценку некоторых аспектов внутренней политики султана, в частности в вопросе о национальной политике (с. 36 - 39).

Автор вводит читателя в круг полемики между турецкой и европейской прессой по важнейшим вопросам исторического развития, перспективам развития Османского государства и других стран Востока. В европейских политических и научных кругах того времени существовали упрощенные представления о возможности ускорения экономического и культурного развития Османской империи путем насильственного насаждения европейского опыта. Большинство европейских политиков и ученых видело в исламе корень зла для дела прогресса на Востоке, а это, как показывает материал исследования, вызывало резкий отпор как в политических, так и в религиозных кругах этих стран, с чем вынужден был считаться и Махмуд II: для него нормы ислама служили формальным обоснованием реформ, хотя многие его практические шаги в этом направлении шли вразрез с обветшавшими предписаниями религии.

С Махмуда II, по справедливому замечанию автора, "начинается длительный процесс постепенного отделения государства и его политики от религии" (с. 53), Именно в 30-е годы XIX в. были заложены основы светского образования, появились государственные деятели и турецкая интеллигенция нового типа - носи-


1 См. напр.: Левин З. И. Развитие основных течений общественно-политической мысли в Сирии и Египте (новое время). М. 1972; Иванов Н. А. О некоторых социально- экономических аспектах традиционного ислама (на примере арабо-османского общества). В кн.: Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока. М. 1982.

стр. 123


тели новых общественных идей, в которых были намечены основные контуры политики османизма. Вероятно, автору следовало назвать имена наиболее видных сторонников султана-реформатора, дать им политическую характеристику, ибо при чтении книги складывается впечатление, что Махмуд II действовал в одиночку. Неясно, кто были его сторонники, на какие социальные слои опирался этот, как его называли фанатичные мусульмане, "падишах-гяур": о них упомянуто лишь вскользь (с. 51).

В монографии детально рассмотрен процесс развития и реализации доктрины османизма, призванной уничтожить религиозный антагонизм, способствовать установлению османского братства и равноправия подданных империи. Концепция османизма, наиболее полно воплотившаяся в законодательных актах и политике танзимата (1839 - 1871 гг.), носила отпечаток двойственности, а наступление европеизации на нормы жизни мусульманского общества проходило далеко не всегда гладко. В этой связи стоило бы остановиться более подробно на несоблюдении местными властями Гюльханейского хатт- и шерифа, что вызывало сопротивление в балканских владениях Порты.

И. Л. Фадеева вводит читателя в курс многолетних дискуссий внутри турецкого правительства по самым животрепещущим вопросам жизни османского общества. Глубоко проанализирована и раскрыта суть конфликта между концепциями деятелей той эпохи - Решид-паши, с именем которого связан первый период танзимата (1839 - 1856 гг.), Аали-паши и Фуад-паши, реформаторов второго периода танзимата (1856 - 1871 гг.) - и вполне сложившимся к середине XIX в. национальным самосознанием христианских народов Балканского полуострова. Реформы были предприняты в Османской империи со значительным опозданием, что предопределило их слабые стороны и малую эффективность самой доктрины османизма, целью которой была консолидация империи.

Автор объясняет это уровнем культурного, а отсюда - и политического развития самих турок, которые сравнительно поздно осознали угрозу гибели Османского государства, хотя реформы танзимата, и это отмечается в книге, способствовали формированию национального самосознания и внедрению буржуазных норм в жизнь общества (с: 99). Но процесс этот был медленным, и потребовались десятилетия, чтобы результаты реформ стали очевидны. К сожалению, в монографии мало использованы материалы исследований историков-балканистов, которые, несомненно, дополнили бы и обогатили ее содержание.

В книге убедительно объяснены причины отхода турецкого правительства от доктрины османизма и переориентации на панисламизм. Военные успехи турок, ошеломляюще быстрое завоевание ими огромных территорий в XIV - XVI вв. проходило под знаменем ислама. С усилением влияния религии на политическую жизнь и постепенным оформлением религиозных институтов был связан период расцвета Османского государства в XV - XVI вв. Вот почему даже вовремя начавшегося упадка и распада империи с исламом все еще связывались надежды на возможность возрождения ее былого военно-политического могущества. Кроме того, как верно отмечает автор, экспансия европейских держав вызвала в странах мусульманского Востока отпор и стремление к сопротивлению" объединенными силами.

Анализу этих сложных и неоднозначных процессов отводится большое место в монографии. В этой связи интересна оценка Абдул Хамида II, консерватора, реакционера, но в то же время человека, действовавшего в сложнейших условиях ослабленного войной 1877 - 1878 гг. государства (где недовольны были все: и мусульмане, и христиане) и испытывавшего сильнейший нажим со стороны великих держав. Да и многие мусульманские государства (Египет, Аравия и др.) были склонны мало считаться с притязаниями султана на лидерство в мусульманском мире, и это обстоятельство, по мнению автора, с которым нельзя не согласиться, служило препятствием для панисламистской политики Абдул Хамида II.

На основе тщательного анализа турецкой прессы И. Л. Фадеева убедительно доказывает, что идеология панисламизма получила распространение еще в годы танзимата, и это было вызвано просчетами политики османизма, от которой ожидали скорых и весомых результатов. Правомерен вывод автора, что и панисламизм, на который делали последнюю ставку правящие круги Османской импе-

стр. 124


рии, не стал панацеей, а лишь затормозил развитие национального самосознания и задержал процесс становления национальных государств у арабов и турок. Окончательный крах доктрины панисламизма ускорила первая мировая война, которая и погребла Османскую империю, а новое турецкое государство строилось уже на националистических принципах. Конечно, не все вопросы, поставленные в монографии, могли получить одинаково полное освещение. Это зависит от степени их разработанности, да и вряд ли достижимо в рамках одной работы. Однако сама попытка комплексного подхода к изучению достаточно сложной темы официальной идеологии турецкого правительства в период начавшегося распада" Османского государства является выходом на новый уровень в изучении истории народов, живших в его границах. Материалы содержательного исследования И. Л. Фадеевой уже используются историками2 .


2 См., напр., Формирование национальных независимых государств на Балканах. Конец XVIII - 70-е годы XIX в. М. 1986.

Orphus

© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/И-Л-ФАДЕЕВА-ОФИЦИАЛЬНЫЕ-ДОКТРИНЫ-В-ИДЕОЛОГИИ-И-ПОЛИТИКЕ-ОСМАНСКОЙ-ИМПЕРИИ-ОСМАНИЗМ-ПАНИСЛАМИЗМ-XIX-НАЧАЛО-XX-В

Похожие публикации: LRussia LWorld Y G


Публикатор:

Россия ОнлайнКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Ю. П. АНШАКОВ, И. Л. ФАДЕЕВА. ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДОКТРИНЫ В ИДЕОЛОГИИ И ПОЛИТИКЕ ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ (ОСМАНИЗМ - ПАНИСЛАМИЗМ). XIX - НАЧАЛО XX В. // Москва: Русский Либмонстр (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 09.02.2019. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/И-Л-ФАДЕЕВА-ОФИЦИАЛЬНЫЕ-ДОКТРИНЫ-В-ИДЕОЛОГИИ-И-ПОЛИТИКЕ-ОСМАНСКОЙ-ИМПЕРИИ-ОСМАНИЗМ-ПАНИСЛАМИЗМ-XIX-НАЧАЛО-XX-В (дата обращения: 22.02.2019).

Автор(ы) публикации - Ю. П. АНШАКОВ:

Ю. П. АНШАКОВ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Россия Онлайн
Moscow, Россия
61 просмотров рейтинг
09.02.2019 (13 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)

Похожие статьи
В период производства гоминидами орудий многократного использования формируется система понятий «моё – не моё орудие». В период образования парных союзов, взамен гаремов, формируются системы понятий «моя – не моя женщина», «мой – не мой мужчина». В конфликтах, возникающих в связи с рождением в стаде животных человеческих (правовых) отношений, больше шансов выжить получали те популяции гоминид, особи которых с меньшим количеством нарушений рождающихся правоотношений формировали условные рефлексы, тормозящие эти нарушения. Мать, осознав систему понятий «мой – не мой ребенок» и сформировав собственное «я», сразу же стала помогать своим детям (посредством второй сигнальной системы) осознавать системы понятий «моё – не моё», «я – не я», что сразу же сделало мозговые ресурсы человека современного вида на 95% излишними.
Каталог: Философия 
3 часов(а) назад · от Геннадий Твердохлебов
Антропосоциогенез есть процесс формирования социальных законов, посредством неопределенной и комбинативной изменчивости генотипов с элиминацией тех популяций, особи которых были наименее приспособлены подчинять свою деятельность зарождающимся правоотношениям. Правоотношения зарождались в период систематической трудовой деятельности гоминид по изготовлению орудий многократного использования, когда производители орудий стали требовать признания права собственности на орудие собственного изготовления.
Каталог: Право 
2 дней(я) назад · от Геннадий Твердохлебов
Основой движения и всех изменений в материальном мире признается ЭФИР.
Каталог: Философия 
2 дней(я) назад · от Александр Кумин
Суть и форма портала миров. The essence and form of the portal of worlds.
Каталог: Философия 
3 дней(я) назад · от Олег Ермаков
Диалектику нередко называют инструментом познания природы. Но, по мнению автора этой статьи, инструмент этот пока настолько же несовершенен, насколько были бы несовершенны ножницы, без объединяющего два лезвия этого инструмента центрального винтика. Этим "винтиком" в диалектике является тот факт, что "борьба" противоположностей, - являющаяся движущей силой развития всех процессов природы, -не абсолютна. "Борьба" рождается при отклонении диалектической системы от состояния равновесия, и цель этой "борьбы" восстановление утраченного равновесия системы.
Каталог: Философия 
7 дней(я) назад · от Геннадий Твердохлебов
Около двух с половиной тысяч лет тому назад Зенон Элейский пытался обратить внимание исследователей на то, как важно точно (адекватно реальности) определять понятия, которые используются в описании тех или иных процессов. Но, видимо, его попытки оказались тщетны, ибо исследователи, и поныне, не уделяют должного внимания определению базовых понятий при описании, в частности, физических процессов.
Каталог: Философия 
7 дней(я) назад · от Геннадий Твердохлебов
Событие №-90 --- Знаковое событие небесно-информационного характера нашего времени - это появление в небе над городом Шайенн в штате Вайоминг необычного солнечного столба.(США.2018 г.) Событие №-91 --- Знаковое событие небесно-информационного характера нашего времени - это появление в небе над Киевом необычно яркого разноцветного заката.(Украина.2018 г.) Событие №-92 --- Знаковое событие небесно-информационного характера нашего времени - это появление в небе над Набережными Челнами полукруглого гигантского облака.(Россия.2018 г.)
Каталог: Философия 
11 дней(я) назад · от Ваха Дизигов
АНГЛИЯ В ВОЙНЕ ЗА ФОЛКЛЕНДЫ (МАЛЬВИНЫ)
Каталог: Военное дело 
13 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ПЕРВЫЙ АНТИСОВЕТСКИЙ СГОВОР ИМПЕРИАЛИСТОВ: влияние на Россию через Украину и Кавказ (СЕНСАЦИЯ!)
13 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ЗА КУЛИСАМИ "ПАНАМСКОЙ АКЦИИ"
Каталог: Политология 
13 дней(я) назад · от Россия Онлайн

Либмонстр, международная сеть:

Актуальные публикации:

Загрузка...
ПОСЛЕДНИЕ ЗАГРУЖЕННЫЕ ФАЙЛЫ ЕСТЬ СВЕЖИЕ ЗАГРУЗКИ!
 

Актуальные публикации:

Загрузка...

Русский Либмонстр, последние СТАТЬИ:

Русский Либмонстр, последние КНИГИ:

Актуальные публикации:

Загрузка...

Либмонстр - всемирная библиотека, репозиторий авторского наследия и архив

Зарегистрируйтесь и создавайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Это удобно и бесплатно. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора. Делитесь с миром Вашими работами!
И. Л. ФАДЕЕВА. ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДОКТРИНЫ В ИДЕОЛОГИИ И ПОЛИТИКЕ ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ (ОСМАНИЗМ - ПАНИСЛАМИЗМ). XIX - НАЧАЛО XX В.
 

Форум техподдержки · Главред
Следите за новинками:

О проекте · Новости · Контакты · Реклама · Помочь Либмонстру($)

Русский Либмонстр ® Все права защищены.
2014-2019, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)


СЕТЬ ЛИБМОНСТР ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Узбекистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Германия Китай Индия Швеция Португалия Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для смартфонов