Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: RU-15190
Author(s) of the publication: Ю. П. АНШАКОВ

share the publication with friends & colleagues

М. Наука. 1985. 272 с.

Тема монографии старшего научного сотрудника Института востоковедения АН СССР И. Л. Фадеевой актуальна в политическом и научном отношении, т. к. в ней прослежены не только истоки светских тенденций в социально-политическом развитии Османской империи, но и становление панисламизма. Целью автора было рассмотрение основных тенденций идейной эволюции османского общества, зарождение и развитие в нем официальных доктрин османизма и панисламизма, их влияния на государственную жизнь и идеологию Османской империи.

Монография выходит за рамки собственно турецкой истории: в ней освещаются вопросы, связанные со становлением национального самосознания народов, входивших в состав империи - славян, греков, армян, албанцев, арабов и "самих турок. Развитие его было стимулом к национально-освободительному движению, охватившему в XIX в. многие провинции обширного Османского государства. Хотя эти вопросы в той или иной степени освещались в работах историков-арабистов, они до сих пор не рассматривались в контексте Османского государства и господствовавшей в нем религии - ислама, а трактовались изолированно, применительно к конкретным регионам1 .

И. Л. Фадеева на обширном архивном материале, опубликованных отечественных и зарубежных источниках с привлечением уникальных экземпляров первых турецких газет, вводимых ею в оборот, показывает сложнейшие перипетии, столкновения и, отчасти, взаимодействия идеологии угнетенных христианских и занимавших господствующее положение мусульманских народов, в первую очередь турок.

Монография дает представление об общих тенденциях и законах, определявших жизнь османского общества на протяжении нескольких столетий от XV до начала XIX века. Некоторые аспекты религиозных предписаний и ограничений позволяют понять политические и моральные нормы, определявшие условия и результат совместного существования мусульман и христиан в рамках единого теократического государства.

В связи с вопросом о предпосылках формирования идеологии османизма наибольший интерес вызывают страницы о личности и реформаторской деятельности Махмуда II (1784 - 1839 гг.). И. Л. Фадеева создала емкий политический портрет этого государственного деятеля, а привлечение материалов Архива внешней политики России позволило ей аргументировано изменить укоренившуюся в литературе оценку некоторых аспектов внутренней политики султана, в частности в вопросе о национальной политике (с. 36 - 39).

Автор вводит читателя в круг полемики между турецкой и европейской прессой по важнейшим вопросам исторического развития, перспективам развития Османского государства и других стран Востока. В европейских политических и научных кругах того времени существовали упрощенные представления о возможности ускорения экономического и культурного развития Османской империи путем насильственного насаждения европейского опыта. Большинство европейских политиков и ученых видело в исламе корень зла для дела прогресса на Востоке, а это, как показывает материал исследования, вызывало резкий отпор как в политических, так и в религиозных кругах этих стран, с чем вынужден был считаться и Махмуд II: для него нормы ислама служили формальным обоснованием реформ, хотя многие его практические шаги в этом направлении шли вразрез с обветшавшими предписаниями религии.

С Махмуда II, по справедливому замечанию автора, "начинается длительный процесс постепенного отделения государства и его политики от религии" (с. 53), Именно в 30-е годы XIX в. были заложены основы светского образования, появились государственные деятели и турецкая интеллигенция нового типа - носи-


1 См. напр.: Левин З. И. Развитие основных течений общественно-политической мысли в Сирии и Египте (новое время). М. 1972; Иванов Н. А. О некоторых социально- экономических аспектах традиционного ислама (на примере арабо-османского общества). В кн.: Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока. М. 1982.

стр. 123


тели новых общественных идей, в которых были намечены основные контуры политики османизма. Вероятно, автору следовало назвать имена наиболее видных сторонников султана-реформатора, дать им политическую характеристику, ибо при чтении книги складывается впечатление, что Махмуд II действовал в одиночку. Неясно, кто были его сторонники, на какие социальные слои опирался этот, как его называли фанатичные мусульмане, "падишах-гяур": о них упомянуто лишь вскользь (с. 51).

В монографии детально рассмотрен процесс развития и реализации доктрины османизма, призванной уничтожить религиозный антагонизм, способствовать установлению османского братства и равноправия подданных империи. Концепция османизма, наиболее полно воплотившаяся в законодательных актах и политике танзимата (1839 - 1871 гг.), носила отпечаток двойственности, а наступление европеизации на нормы жизни мусульманского общества проходило далеко не всегда гладко. В этой связи стоило бы остановиться более подробно на несоблюдении местными властями Гюльханейского хатт- и шерифа, что вызывало сопротивление в балканских владениях Порты.

И. Л. Фадеева вводит читателя в курс многолетних дискуссий внутри турецкого правительства по самым животрепещущим вопросам жизни османского общества. Глубоко проанализирована и раскрыта суть конфликта между концепциями деятелей той эпохи - Решид-паши, с именем которого связан первый период танзимата (1839 - 1856 гг.), Аали-паши и Фуад-паши, реформаторов второго периода танзимата (1856 - 1871 гг.) - и вполне сложившимся к середине XIX в. национальным самосознанием христианских народов Балканского полуострова. Реформы были предприняты в Османской империи со значительным опозданием, что предопределило их слабые стороны и малую эффективность самой доктрины османизма, целью которой была консолидация империи.

Автор объясняет это уровнем культурного, а отсюда - и политического развития самих турок, которые сравнительно поздно осознали угрозу гибели Османского государства, хотя реформы танзимата, и это отмечается в книге, способствовали формированию национального самосознания и внедрению буржуазных норм в жизнь общества (с: 99). Но процесс этот был медленным, и потребовались десятилетия, чтобы результаты реформ стали очевидны. К сожалению, в монографии мало использованы материалы исследований историков-балканистов, которые, несомненно, дополнили бы и обогатили ее содержание.

В книге убедительно объяснены причины отхода турецкого правительства от доктрины османизма и переориентации на панисламизм. Военные успехи турок, ошеломляюще быстрое завоевание ими огромных территорий в XIV - XVI вв. проходило под знаменем ислама. С усилением влияния религии на политическую жизнь и постепенным оформлением религиозных институтов был связан период расцвета Османского государства в XV - XVI вв. Вот почему даже вовремя начавшегося упадка и распада империи с исламом все еще связывались надежды на возможность возрождения ее былого военно-политического могущества. Кроме того, как верно отмечает автор, экспансия европейских держав вызвала в странах мусульманского Востока отпор и стремление к сопротивлению" объединенными силами.

Анализу этих сложных и неоднозначных процессов отводится большое место в монографии. В этой связи интересна оценка Абдул Хамида II, консерватора, реакционера, но в то же время человека, действовавшего в сложнейших условиях ослабленного войной 1877 - 1878 гг. государства (где недовольны были все: и мусульмане, и христиане) и испытывавшего сильнейший нажим со стороны великих держав. Да и многие мусульманские государства (Египет, Аравия и др.) были склонны мало считаться с притязаниями султана на лидерство в мусульманском мире, и это обстоятельство, по мнению автора, с которым нельзя не согласиться, служило препятствием для панисламистской политики Абдул Хамида II.

На основе тщательного анализа турецкой прессы И. Л. Фадеева убедительно доказывает, что идеология панисламизма получила распространение еще в годы танзимата, и это было вызвано просчетами политики османизма, от которой ожидали скорых и весомых результатов. Правомерен вывод автора, что и панисламизм, на который делали последнюю ставку правящие круги Османской импе-

стр. 124


рии, не стал панацеей, а лишь затормозил развитие национального самосознания и задержал процесс становления национальных государств у арабов и турок. Окончательный крах доктрины панисламизма ускорила первая мировая война, которая и погребла Османскую империю, а новое турецкое государство строилось уже на националистических принципах. Конечно, не все вопросы, поставленные в монографии, могли получить одинаково полное освещение. Это зависит от степени их разработанности, да и вряд ли достижимо в рамках одной работы. Однако сама попытка комплексного подхода к изучению достаточно сложной темы официальной идеологии турецкого правительства в период начавшегося распада" Османского государства является выходом на новый уровень в изучении истории народов, живших в его границах. Материалы содержательного исследования И. Л. Фадеевой уже используются историками2 .


2 См., напр., Формирование национальных независимых государств на Балканах. Конец XVIII - 70-е годы XIX в. М. 1986.

Orphus

© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/И-Л-ФАДЕЕВА-ОФИЦИАЛЬНЫЕ-ДОКТРИНЫ-В-ИДЕОЛОГИИ-И-ПОЛИТИКЕ-ОСМАНСКОЙ-ИМПЕРИИ-ОСМАНИЗМ-ПАНИСЛАМИЗМ-XIX-НАЧАЛО-XX-В

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Россия ОнлайнContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Libmonster

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Ю. П. АНШАКОВ, И. Л. ФАДЕЕВА. ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДОКТРИНЫ В ИДЕОЛОГИИ И ПОЛИТИКЕ ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ (ОСМАНИЗМ - ПАНИСЛАМИЗМ). XIX - НАЧАЛО XX В. // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 09.02.2019. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/И-Л-ФАДЕЕВА-ОФИЦИАЛЬНЫЕ-ДОКТРИНЫ-В-ИДЕОЛОГИИ-И-ПОЛИТИКЕ-ОСМАНСКОЙ-ИМПЕРИИ-ОСМАНИЗМ-ПАНИСЛАМИЗМ-XIX-НАЧАЛО-XX-В (date of access: 26.04.2019).

Publication author(s) - Ю. П. АНШАКОВ:

Ю. П. АНШАКОВ → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
157 views rating
09.02.2019 (75 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes

Related Articles
Мистический корень победы Владимира Зеленского на выборах Президента Украины. The mystical root of the victory of Vladimir Zelensky in the election of the President of Ukraine.
Catalog: Философия 
3 days ago · From Олег Ермаков
Революция Коперника, поставившая Землю в безличный ряд небесных тел, лишив ее исключительности, порвала тем в лохмотья исконную слитность Вселенной и Зрящего. В час этот в наших очах рухнул Мир.
Catalog: Философия 
9 days ago · From Олег Ермаков
Мы и звездные Братья в едином строю. We and our star Brothers are in one line. The Anthrops of the Universe, to which belong the anthrops of the Earth humans, constitute a single order. This article of mine tells about principles of its composition.
Catalog: Философия 
15 days ago · From Олег Ермаков
Рецензии. Е. В. АНИСИМОВ. РОССИЯ В СЕРЕДИНЕ XVIII ВЕКА. БОРЬБА ЗА НАСЛЕДИЕ ПЕТРА
Catalog: История 
17 days ago · From Россия Онлайн
400-ЛЕТИЕ ПЕРВОГО РУССКО-ГРУЗИНСКОГО ДОГОВОРА
17 days ago · From Россия Онлайн
ПРАВДА ОБ А. Г. ШЛЯПНИКОВЕ
Catalog: История 
17 days ago · From Россия Онлайн
ДОБРОВОЛЬНЫЕ ОБЩЕСТВА ЛЕНИНГРАДА 1920-Х ГОДОВ
17 days ago · From Россия Онлайн
Рецензии. Ю. А. ПОЛЯКОВ. СОВЕТСКАЯ СТРАНА ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ: ТЕРРИТОРИЯ И НАСЕЛЕНИЕ
Catalog: История 
17 days ago · From Россия Онлайн
Металлы как слуги землян в их возврате в Луну, Лоно их. Metals as servants of earthlings in their return to the moon, their Bosom.
Catalog: Философия 
18 days ago · From Олег Ермаков
В. И. ПЕТУХОВ. У истоков борьбы за единство и независимость Кореи. М. Наука. 1987. 236 с.
23 days ago · From Россия Онлайн

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
 

Actual publications:

Загрузка...

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
И. Л. ФАДЕЕВА. ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДОКТРИНЫ В ИДЕОЛОГИИ И ПОЛИТИКЕ ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ (ОСМАНИЗМ - ПАНИСЛАМИЗМ). XIX - НАЧАЛО XX В.
 

Support Forum · Editor-in-chief
Watch out for new publications:

About · News · Contacts · For Advertisers · Donate to Libmonster($)

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2019, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Germany China India Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Uzbekistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones