Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: RU-7505

Share with friends in SM

Просеминары как один из методов учебной работы известны в практике как дореволюционной высшей школы, так и советских вузов, но печатных работ, подытоживающих практику просеминарской работы, у нас почти нет. Объясняется это тем, что каждый вузовский преподаватель работал по-своему, его опыт считался личным делом, не обсуждался, не делался общественным достоянием, а тем более не публиковался в печати.

В прошлом учебном году в связи с проведением просеминарских занятий по ряду дисциплин появились некоторые материалы, касающиеся вопросов содержаний и характера просеминарских работ в вузах. Нам известны по крайней мере три методических разработки на эту тему: а) указания Наркомпроса РСФСР, б) материалы, составленные Калининским пединститутом и в) тезисы доклада о методах семинарской работы по историческим дисциплинам, сделанного на курсах для директоров педвузов в Ленинграде. За исключением последних тезисов все имеющиеся материалы не говорят специально об исторических дисциплинах; к тому же почти все методические разработки большей частью затрагивают вопросы вузовской методики в общих чертах.

Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 16 мая с. г. о преподавании гражданской истории в школе бесспорно должно способствовать активизации работы над методами преподавания в вузах применительно к отдельным дисциплинам. Общие указания есть. Их немало. Теперь нужна детальная работа по каждой дисциплине, работа углубленная, а не скольжение по поверхности, до настоящего времени наблюдавшееся в практике методической работы вузов. Необходимо теперь же организовать обмен опытом между вузами, подвергнуть анализу всю систему занятий по истории в связи с новыми планами исторических факультетов, выработанными Наркомпросом.

Не претендуя на то, чтобы полностью исчерпать вопрос, хотелось бы поделиться итогами опыта веления просеминаров, изложить свои взгляды на их содержание и организацию, установить, какими они должны быть в связи с новыми задачами подготовки преподавателя историка для средней школы.

Термин "просеминар" в прошлом учебном году объединял самые разнородные виды занятий: работу с книгой (по не учебникам), работу с источником, повторение и закрепление материала лекций и т. д.

Не отрицая пользы, а подчас и необходимости различного рода способов укрепления пройденного материала и его расширения, в особенности с аудиторией, имеющей недостаточную подготовку, вместе с тем нельзя считать это укрепление и расширение единственной целью просеминара.

стр. 56

Всякий метод работы в вузе должен соответствовать основный задачам высшего образования. По отношению к истории эти задачи могут быть сформулированы так: 1) научить студента на основе правильной научной методологии овладеть определенной суммой знаний, 2) дать представление об основных исторических источниках, 3) и основное - научить самостоятельно применять метод материалистической диалектики к исследование исторического процесса, чтобы студент не только знал его динамику (на основе изложения профессора или книги), но и сам мог разобраться в узловых вопросах по важнейшим источникам той или другой эпохи. Говоря коротко, суть высшего образования историка сводится к ответу на два вопроса: 1) где найти исторический источник и научную литературу по изучаемому вопросу и 2) как на основе исторического материализма понять, проанализировать и сделать самостоятельно обобщения.

Как ни странно, но в отношении исторического образования именно анализу составных элементов исторического знания - особенно источнику и основной научной литературе - не уделялось должного внимания, а потому и получалось положение, при котором молодой преподаватель-историк, вышедший из педвуза, не умел приложить теорию исторического материализма к практике, не умел в школе даже как следует использовать хрестоматии по истории.

Сравнивая историка с инженером, хочется спросить, каковы были бы знания инженера, если бы он студентом видел и изучал машины, но не умел чертить детали, из которых они состоят? А ведь в высшей педагогической школе дело обстояло именно так: "детали" и "составные части" исторического процесса не изучались, и конечно оканчивавшие курс в большинстве случаев не знали и не умели их применять.

В этой взаимной связи задач исторического образования и методов работы нужно рассматривать и вопрос о просеминарских занятиях по историческим дисциплинам.

Под просеминаром в условиях дореволюционного университетского преподавания разумелись самостоятельные упражнения студентов под руководством научного работника, в первичном анализе источников и основной литературы по той или другой эпохе или по отдельному вопросу, способствующие углубленному пониманию курса или отдельной проблемы. Огромным недостатком как просеминара, так и семинара было то, что студент работал только над своей темой, а при остальных только "присутствовал", иногда выступая в прениях.

Этот прежний опыт должен быть учтен и теперь при построении занятий просеминарского и семинарского типа.

Исходя из целей и задач высшего исторического образования, с одной стороны, и из недостатков организации просеминаров в прежнее время, с другой, определим содержание просеминарских работ и методику их организации и проведения.

На наш взгляд, содержание просеминарских работ должно состоять не в "разучивании" со студентами тем предшествовавших лекций, хотя бы с расширением объема материала. Не следует подменять этим выработку у студента навыков к самостоятельной работе с научной книгой. Содержание работы просеминара должно состоять: 1) из изучения основной литературы вопроса целью приобретения навыков в сопоставлении и критическом подходе к неверным научным взглядам тех или других авторов; 2) главное - в ознакомлении - параллельно с курсом - источниками, в приобретении уменья их интерпретировать и анализировать и 3) в приобретении навыков связывать изучаемое явление с наблюдениями из области "живой истории" (пережитки, памятники материальной культуры и т. п.) там,

стр. 57

где это возможно (курс истории доклассового общества, истории СССР, меньше - истории Запада).

Следует особенно подчеркнуть значение изучения исторических источников. Если не поставить дела именно так, то с уверенностью можно сказать, что студенты будут знать более или менее достаточно только тот круг источников, который впоследствии войдет в содержание семинара и темы дипломной работы. В остальных случаях знакомство будет "по-наслышке".

Может ли сколько-нибудь серьезно удовлетворить теперешняя постановка изучения источников в исторических курсах? На это в программах обычно отводилась двухчасовая лекция в начале курса (см. программы Наркомпроса по истории доклассового общества, Древнего Востока, античного общества) или же об источниках совсем не упоминалось (программы Наркомпроса по истории России и народов СССР).

Может ли это изучение серьезно заменить бывший в 1933 - 1934 учебном году, а в новом учебном плане 1934/1935 г. исторических отделений выпавший из плана специальный курс источниковедения? Конечно нет. Даже за 65 часов, отводившихся на этот курс, бесспорно можно дать только знание общих приемов подхода к источникам, но не ознакомить студентов с основными памятниками по отдельным эпохам, а тем более научить интерпретировать их. Следовательно упор на изучении исторических источников должен быть сделан в просеминарских занятиях.

Так решается вопрос о содержании просеминарских работ по истории.

Переходим теперь к их организации. Первым вопросом здесь является вопрос о том, как должны итти просеминары - параллельно общему курсу истории или отдельно от него. Принципиальное решение вопроса во многом зависит от привходящих факторов: уровня развития студентов, ведения курса и просеминара одним и тем же лицом или разными, возможности контакта тем курса и просеминара и т. д.

На I курсе нам казалось бы целесообразным просеминарские занятия вести после усвоения общего курса, когда в результате работы первого полугодия студент получит некоторый запас знаний, наблюдений.

Просеминар может вестись в конце семестра как занятие, углубляющее и дополняющее курс лекций и способствующее углубленному пониманию предмета.

На II и III курсах целесообразнее било бы вести просеминарские занятия параллельно прорабатываемым о делам курса истории.

Как строить просеминарские занятия? Здесь возможны две системы: первая - доклады студентов на определенные, заранее намеченные для каждого темы; вторая - работа каждого студента над определенным циклом источников эпохи, ведущаяся всей группой совместно под руководством преподавателя. Каждая из этих систем имеет свои достоинства и недостатки.

Первая система способствую более углубленному пониманию вопроса путем привлечения необходимой литературы в том размере, который не может уложиться в рамки учебного времени. Недостаток его - знаний студентом только одного изучаемого вопроса при слабой проработке остального материала, а иногда и при полной пассивности студента на протяжении всех занятий просеминара.

Вторая система - разбор и комментирование источника студентами в аудитории - бесспорно имеет то преимущество, что активности всей аудитории остается в течение всего периода занятий. Его дефектами являются: а) затруднения, вытекающие из недостатка времени на углубленный анализ источника и относящейся к нему литературы; б) мень-

стр. 58

шая ответственность студентов на поручаемый им для разработки вопрос.

Нам кажется, что недостаток первой системы, испытанной в практике вузов, более существенен. Недостатки второй - устранимы. Вот почему казалась бы целесообразной комбинация двух систем.

Приняв за основу просеминарских занятий разбор и комментирование источника, необходимо дополнить его докладами каждого студента по специальной, порученной ему теме.

При этом условии ход просеминарских занятий мог бы наметиться в следующих чертах:

1) Определение круга тем просеминарских работ. Они должны состоять в изучении главных источников каждой исторической эпохи, параллельно с читаемыми курсами (например в первом полугодии по общему курсу истории СССР - феодализм в древней Руси).

2) Отбор основных вопросов для проработки их по источникам с охватом наиболее типичных из них, но с привлечением литературы как вспомогательного материала к темам.

3) Поручение каждому студенту специального вопроса или полтемы для анализа и изучения с таким расчетом, чтобы все узловые вопросы темы были охвачены всей аудиторией.

4) Подготовка всех студентов к разбору темы-доклада путем ознакомления с текстом источника и с привлечением минимума дополнительной литературы.

5) Проведение просеминарского занятия, которое может состоять примерно из: а) анализа содержания источника докладчиком-студентом - при условии предварительного знакомства с ним всех студентов - и комментария, который к нему дается студентом, специально готовившимся к этой подтеме по основной литературе; б) высказываний аудитории; в) обобщений, поправок и оценки произведенной работы преподавателем и г) фиксации этих обобщений студентами.

Что же достигается при этой комбинированной системе просеминарских работ?

Во-первых, изучение всеми студентами всех основных источников темы просеминара; во-вторых, углубление работы путем привлечения научной литературы к каждой подтеме," делающееся достоянием всех студентов; в-третьих, максимальная активность всей аудитории на протяжении всего периода занятий, дающая возможность действительно полного и всестороннего углубления курса на основе изучения первоисточников.

Просеминар, построенный таким именно образом, будет в состоянии дать подлинное знание источников по каждой эпохе, являющееся базой, с одной стороны, для специализации по отдельным проблемам в семинарских занятиях на III и IV курсах, с другой стороны, обеспечит будущему преподавателю истории в средней школе возможность широкого применения хрестоматийного материала. Последнее поможет углублению знаний и устранению того ненормального положения, когда преподаватель в школе не решается применить хрестоматию из-за незнания источников или же из-за неумения правильно вскрыть классовый их характер.

Если просеминарские занятия от "разучивания материала", от "пережевывания" пройденного переедут к просеминару, являющемуся предварительной работой в лаборатории исторического знания, готовящей к на-

стр. 59

учной работе, если просеминарским работа, будет уделено внимание и время, то вопрос о качестве подготовляемого в педвузах преподавателя истории средней школы будет решен в положительном направлении.

Могут сказать, что все это хорошо для вновь организуемых исторических факультетов, но не дело педвузов заниматься столь углубленной работой, так как они готовят не исследователя, а педагога. На это надо ответить, что каждый советский педагог-историк должен быть в известной степени исследователем; противопоставлять научно-исследовательскую работу педагогической - неверно. Та и другая неразрывно связаны друг с другом.

Одна из очередных задача кафедр истории в данное время - это отбор круга тех основных источников, которые должны быть включены в работу просеминаров по каждому историческому курсу.

 

Orphus

© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/КАКИМ-ДОЛЖЕН-БЫТЬ-ПРОСЕМИНАР-ПО-ИСТОРИЧЕСКИМ-ДИСЦИПЛИНАМ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Lidia BasmanovaContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Basmanova

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

А. ВЕРШИНСКИЙ, КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ПРОСЕМИНАР ПО ИСТОРИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 22.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/КАКИМ-ДОЛЖЕН-БЫТЬ-ПРОСЕМИНАР-ПО-ИСТОРИЧЕСКИМ-ДИСЦИПЛИНАМ (date of access: 21.09.2020).

Found source (search robot):


Publication author(s) - А. ВЕРШИНСКИЙ:

А. ВЕРШИНСКИЙ → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Lidia Basmanova
Vladivostok, Russia
988 views rating
22.08.2015 (1857 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes

Related Articles
Новый социализм нужно строить, опираясь на новую теорию социализма. Новая теория социализма отказывается от диктатуры пролетариата, ибо практика развития старого социализма показала, что диктатура пролетариата не может быть не чем иным, как только диктатурой кучки коммунистических чиновников, или, как очень остроумно назвала её Роза Люксембург «диктатурой НАД пролетариатом». А появление у руля этой диктатуры таких предателей как Ельцин, неизбежно ведёт социализм к краху. Новый социализм, построенный на старой теории, ждёт такая же участь.
Малоизвестные страницы истории Великой Отечественной войны. Сейчас, когда открылись как отечественные, так и зарубежные архивы, стало возможным воссоздать картину одного из драматических эпизодов самого начального периода войны..... Западный фронт, бои в июне-июле 1941 года на втором стратегическом рубеже..... 22-ая армия под командованием генерал-полковника Ф.А. Ершакова..... Бои армии в Белоруссии на берегах реки Западная Двина на участке Дрисса - Дисна - Полоцк..... Начало широкого наступления немцев на восток было положено с маленького плацдарма в районе города Дисна
Catalog: История 
В статье рассматривается отражение образа Соловья-разбойника в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита" в связи с эпизодом свиста Бегемота и Коровьева при прощании героев с Москвой, а также связь образа Бегемота с образом Соловья-разбойника и героя древнеиндийского эпоса - Панду, а шире - связь русской литературы через "Закатный роман" Булгакова и поэму "Руслан и Людмила" А. С. Пушкина с древнеиндийскими произведениями: "Махабхаратой" и "Рамаяной".
Солнечная система является фрагментом распада нейтронного ядра нашей Галактики Млечный путь. Выброс нейтронного фрагмента Солнца из нейтронного ядра нашей Галактики произошёл приблизительно 10млр. лет назад. Всё это время нейтронный фрагмент перемещается по одному из спиральных рукавов нашей Галактики. Расширение происходит примерно по гиперболической траектории, которая вращается вокруг центра. Полный оборот вокруг центра нейтронного ядра Галактики, Солнце совершает примерно за 230млн.лет. Удаление от центра Галактики до Солнечной системы \simeq27700св. ле
Catalog: Физика 
9 days ago · From Владимир Груздов
Раскрытие тайны диалектики идеального и материального в реальном мире и в сознании человека
Catalog: Философия 
19 days ago · From Аркадий Гуртовцев
Энергия частицы является ключевым объяснением расширения Вселенной. В процессе расширения Вселенной участвуют пять частиц. Четыре массовые - нейтрон, протон, электрон и позитрон. Пятая частица условно без массовая - фотон. Позитрон и фотон не являются строительными кирпичиками материи Вселенной. Эти частицы выполняют вспомогательные функции в процессах преобразования материи и расширения Вселенной. Окружающий материальный мир организован из нейтронов, протонов и электронов. Сочетания, комбинации и перестановки этих трёх частиц, образуют окружающий нас мир
Catalog: Физика 
23 days ago · From Владимир Груздов
При любом взаимодействии масс, на любом уровне, создаются потенциалы взаимодействия в любых процессах расширения Вселенной. Этим определением рассмотрим вопросы, связанные с массой и энергией взаимодействующих объектов. Когда объекты (частицы, молекулы) потенциально взаимодействуют, они создают градиенты потенциального взаимодействия. Эти градиенты регулируют энергию и массу объектов и Вселенной в целом.
Catalog: Физика 
39 days ago · From Владимир Груздов
Жан Ланн
Catalog: История 
43 days ago · From Россия Онлайн
Кризис муниципальных финансов в России в 1917 г.
Catalog: Экономика 
43 days ago · From Россия Онлайн
Благотворительная деятельность предпринимателей Парамоновых на Дону. 1914-1915 гг.
Catalog: История 
43 days ago · From Россия Онлайн

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
 
Наталья Свиридова·jpg·25.22 Kb·131 days ago

Actual publications:

Загрузка...

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ПРОСЕМИНАР ПО ИСТОРИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ
 

Contacts
Watch out for new publications:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2020, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones