Libmonster ID: RU-7750

Перевод с грузинского.

I.

Все изменяется... Изменяется общественная жизнь и вместе с нею изменяется и "национальный вопрос". В разные времена различные классы выступают на арену борьбы" - и каждый класс по-своему понимает "национальный вопрос". Ясно, что "национальный вопрос" в разные времена служит различным интересам, принимает различные оттенки в зависимости от того, какой класс и когда выдвигает его.

Существовал, например, у нас так называемый дворянский "национальный вопрос", когда - после "присоединения Грузии к России" - грузинское дворянство почувствовало как невыгодно было для него потерять старые привилегии и могущество, которые оно имело при грузинских царях, и, считая "простое подданство" умалением своего достоинства, пожелало "освобождения Грузии". Этим оно хотело поставить во главе "Грузии" грузинских царей и дворянство и передать им, таким образом, судьбу грузинского народа! Это был феодально-монархический "национализм". Это "движение" не оставило никакого заметного следа в жизни грузин, не стяжало себе славы ни одним фактом, если не иметь в виду отдельные заговоры грузинских дворян против русских правителей на Кавказе. Достаточно было событиям общественной жизни слегка коснуться этого и без того слабого "движения", чтобы разрушить его до основания. И, действительно, развитие товарного производства, отмена крепостничества, основание дворянского банка, усиление классового антагонизма в городе и в деревне, усилившееся движение деревенской бедноты и т. п. - все это нанесло смертельный удар грузинскому дворянству и, вместе с ним, "феодально-монархическому национализму". Грузинское дворянство раскололось на две группы. Одна из них отказалась от всякого "национализма" и протянула руку русскому самодержавию о тем, чтобы взамен этого получить от него теплые местечки, дешевый кредит и сельскохозяйственные орудия, чтобы правительство обеспечило ее от сельских "бунтовщиков" и т. п. Другая же, более слабая, группа грузинского дворянства подружилась с грузинскими епископами и архимандритами и, таким образом, укрыла гонимый жизнью "национализм" под крылышко клерика-

стр. 3

лизма. Эта группа с большим увлечением занимается восстановлением разрушенных грузинских церквей (это является главной статьей ее "программы"!) - "памятников былого величия" - и благоговейно ждет чуда, призванного осуществить ее крепостническо-монархические "желания".

Таким образом, феодально-монархический национализм в последние минуты своей жизни принял клерикальную форму.

Вместе с тем современная жизнь выдвинула у нас национальный вопрос буржуазии. Когда молодая грузинская буржуазия почувствовала, насколько трудна для нее свободная конкуренция с "иностранными" капиталистами, она устами грузинских национал демократов начала лепетать о независимой Грузии. Грузинская буржуазия хотела оградить грузинский рынок таможенным кордоном, силой изгнать с этого рынка "иностранную" буржуазию, искусственно поднять цены на товары и такими "патриотическими" проделками добиться успеха на арене обогащения.

Такой была и остается цель национализма грузинской буржуазии. Нечего и говорить, что для осуществления этой цели нужна была сила, а сила - в пролетариате. Только пролетариат мог вдохнуть жизнь выхолощенному "патриотизму" буржуазии. Необходимо было привлечь на свою сторону пролетариат и, вот, на сцену выходят "национал демократы". Много пороху потратили они для опровержения научного социализма, много хулили они социал-демократов и советовали грузинским пролетариям отойти от них, восхваляли грузинский пролетариат и уговаривали его "в интересах самих же рабочих" усилить как-нибудь грузинскую буржуазию. Они неотступно умоляли грузинских пролетариев: не губите "Грузию" (или грузинскую буржуазию?!), забудьте "внутренние разногласия", подружитесь с грузинской буржуазией и т. п. Но тщетно! Слащавые сказки буржуазных публицистов не могли усыпить грузинский пролетариат! Беспощадные атаки грузинских марксистов, в особенности же мощное классовое столкновение, превратившее в один социалистический отряд русских, армянских, грузинских и других пролетариев, -нанесли нашим буржуазным националистам сокрушительный удар и изгнали их с поля борьбы.

"Для восстановления посрамленного имени" нашим сбежавшим патриотам необходимо было "изменить хотя бы окраску", хотя бы облечься в социалистический наряд, если они и не могли усвоить социалистических мыслей. И, действительно, на сцену вынырнул нелегальный... буржуазно-националистический - с позволения сказать - "социалистический" орган "Сакартвело"! Так хотели соблазнить грузинских рабочих! Но было уже поздно! Грузинские рабочие научились различать черное от белого, они легко догадались, что буржуазные националисты "изменили только окраску", а не существо своих взглядов, что у "Сакартвело" одно лишь название социалистическое. Да, поняли это и подняли на смех "спасителей" Грузии! Не оправдались надежды донкихотов из "Сакартвело"!

С другой стороны, наше экономическое развитие постепенно прокладывает мост между передовыми кругами грузинской буржуазии и "Россией", экономически и политически связывает эти круги с "Россией", и тем самым расшатывает почву и без того расшатанного буржуазного национализма. И это второй удар по нашему буржуазному национализму! На арену борьбы выступил новый класс, пролетариат, - и вместе с ним возник новый "национальный вопрос", "национальный вопрос" пролетариата. Насколько отличается пролетариат от дворянства и буржуазии, настолько же отличается выдвинутый пролетариатом "национальный вопрос" от "национального вопроса" дворянства и буржуазии.

Теперь поговорим об этом "национализме".

стр. 4

Как понимает социал-демократия "национальный вопрос"? Российский пролетариат давно заговорил о борьбе. Как известно, целью всякой борьбы является победа. Но для победы пролетариата необходимо объединение всех рабочих без различия национальности. Ясно, что разрушение национальных перегородок и тесное сплочение русских, грузинских, армянских, польских, еврейских и проч. пролетариев является необходимым условием победы российского пролетариата. Таковы интересы российского пролетариата.

Но российское самодержавие, как злейший враг российского пролетариата, постоянно оказывает сопротивление делу объединения пролетариев. Оно разбойнически преследует национальную культуру, язык, обычаи и учреждения "чужих" национальностей России; самодержавие лишает их необходимых гражданских прав, притесняет со всех сторон, фарисейски сеет между ними недоверие и вражду, подстрекает их к кровопролитным столкновениям, показывая этим, что единственная цель русского самодержавия заключается в том, чтобы рассорить нации, населяющие Россию, обострить между ними национальную рознь, укрепить национальные перегородки и тем самым с большим успехом разъединить пролетариев, с большим успехом распылить весь российский пролетариат на мелкие национальные группы и таким путем вырыть могилу классовому самосознанию рабочих, их классовому объединению.

Таковы интересы русской реакции, такова политика русского самодержавия.

Ясно, что интересы российского пролетариата, рано или поздно, неизбежно должны были столкнуться с реакционной политикой царского самодержавия. Так и произошло, и именно на этой почве возник в социал-демократии "национальный вопрос".

Как разрушить национальные перегородки, воздвигнутые между нациями, как уничтожить национальную замкнутость, чтобы лучше сблизить друг с другом российских пролетариев, чтобы теснее сплотить их?

Таково содержание "национального вопроса" в социал-демократии. Разделиться на отдельные национальные партии и создать из них "свободный союз", - отвечают федералисты социал-демократы.

То же самое твердит "социал-демократическая организация армянских рабочих".

Как видите, нам советуют не объединиться в одну российскую партию с единым центром во главе, а разделиться на несколько партий с несколькими руководящими центрами, и все это для усиления классового единства! Мы хотим сблизить друг с другом пролетариев разных наций. Что же мы должны предпринять? - Отдалите друг от друга пролетариев и достигнете цели! - отвечают федералисты социал-демократы. Мы хотим пролетариев объединить в одну партию. Что же мы должны предпринять? - Распылите российский пролетариат на отдельные партии и вы достигнете цели! - отвечают федералисты социал-демократы. Мы хотим уничтожить национальные перегородки. Какие меры предпринять? - Укрепите национальные перегородки организационными перегородками и достигнете цели! - отвечают они. И все это советуют нам, российским пролетариям, ведущим борьбу в одинаковых политических условиях, имеющим одного и того же общего врага! Одним словом, нам говорят: действуйте на радость врагам и похороните вашу святую цель вашими же руками!

Но согласимся на минуту с федералистами социал-демократами и последуем за ними, - посмотрим, куда они нас приведут! Сказано: преследуй лжеца до порога лжи.

Допустим, что мы послушались наших федералистов и основали отдельные национальные партии. Какие последуют за этим результаты?

Это не трудно понять. Если до настоящего времени, пока мы были централистами, главное внимание обращали на общие условия

стр. 5

положения пролетариев, на единство их интересов, а об их "национальных различиях" говорили лишь постольку, поскольку это не противоречило их общим интересам, - если до настоящего времени первейшим вопросом для нас был вопрос о том, - в чем сходятся между собой пролетарии национальностей России, что общего между ними, - чтобы на почве этих общих интересов построить одну централистскую партию рабочих всей России, - в настоящее время, когда "мы" стали федералистами, наше внимание привлекает новый главнейший вопрос: чем отличаются друг от друга пролетарии национальностей России, каково различие между ними, чтобы на почве "национального различия" построить отдельные национальные партии. Таким образом второстепенные для централиста "национальные различия" становятся для федералиста фундаментом национальных партий.

Если мы будем следовать по этому пути, то рано или поздно вынуждены будем заключить, что "национальные" и еще какие-либо иные "различия", например, армянского пролетария таковы же, как и армянской буржуазии, что у армянского пролетария и армянского буржуа одинаковые обычаи и характер, что они составляют один народ, одну неделимую "нацию" *). Отсюда недалеко до "почвы совместного действия", на которую должны стать и буржуа и пролетарии и протянуть друг другу руки, как члены одной и той же "нации". Фарисейская политика самодержавного царя может показаться "новым" доказательством такой дружбы. А разговоры о классовом антагонизме покажутся "неуместным


*) "Социал-демократическая организация армянских рабочих" только что сделала этот похвальный шаг. Она в своем "манифесте" решительно заявляет, что "пролетариат (армянский, И. С.) нельзя отделить от общества (армянского, И. С. ): объединенный (армянский) пролетариат должен быть самым разумным и сильным органом армянского народа", что "армянский пролетариат, объединенный в социалистическую партию, должен стремиться к определению армянской общественной мысли, что армянский пролетариат будет родным сыном своего племени" и проч. (см. ст. 3 Манифеста "Социал-демократической организации армянских рабочих").

Во-первых, непонятно: почему "нельзя отделить армянский пролетариат от армянского общества", если это "отделение" происходит на каждом шагу? Разве объединенный армянский пролетариат не "отделился" от армянского общества, когда он в 1900 году (в Тифлисе) объявил войну армянской буржуазии и буржуазно-мыслящим армянам?! Что же представляет собой "Социал-демократическая организация армянских рабочих", если не классовую организацию пролетариев армян, которые "отделились" от других классов армянского общества? Или, быть может, "Социал-демократическая организация армянских рабочих" является организацией всех классов!? Ну, а может ли борющийся армянский пролетариат ограничиться "определением армянской общественной мысли", не обязан ли он итти вперед, объявить борьбу этой - до мозга костей буржуазной "общественной мысли" и вдохнуть в нее революционный дух? Факты говорят, что он обязан. Но если это так, то само собой ясно, что "Манифест" должен был обратить внимание читателя не на "определение общественной мысли", а на борьбу с этой мыслью, на необходимость ее революционизирования: этим он лучше охарактеризовал бы обязанности "социалистического пролетариата". И, наконец, разве армянский пролетариат может быть "родным сыном своего племени", когда одна часть этого племени - армянская буржуазия - как паук сосет его кровь, а другая часть - армянское духовенство - помимо того, что сосет кровь рабочих, систематически развращает его сознание? Все эти вопросы просты и неизбежны, если смотреть на дело с точки зрения классовой борьбы, но авторы "Манифеста" не замечают этих вопросов, потому что они смотрят на дело с федералистически националистической точки зрения, перенятой ими у Бунда (еврейский рабочий союз). И вообще, авторы "Манифеста" как бы поставили себе целью - во всем подражать Бунду. В свой "Манифест" они внесли и вторую статью резолюции V съезда Бунда "О положении Бунда в партии". Они называют "Социал-демократическую организацию армянских рабочих" единственной защитницей интересов армянского пролетариата (см. ст. 3 указанного "Манифеста"). Авторы "Манифеста" забыли, что кавказские комитеты вашей партии вот уже несколько лет считаются представителями армянских (и других) пролетариев на Кавказе, что они развивают в них классовое самосознание путем устной и печатной пропаганды и агитации на армянском языке, руководят ими во время борьбы и проч., тогда как "Социал-демократическая организация армянских рабочих" родилась лишь позавчера. Все это они забыли, и, надо надеяться, многое еще позабудут, лишь бы в точности перенять организационные и политические взгляды Бунда.

стр. 6

доктринерством". А там еще чья-либо поэтическая рука "смелее" коснется узко-национальных струн, пока еще существующих среди пролетариев национальностей России, и заставит их зазвучать на соответствующий лад. Шовинистическому шарлатанству откроется кредит (доверие), друзья покажутся врагами, враги друзьями - произойдет переполох, измельчает классовое самосознание российского пролетариата! Вместо того, чтобы разрушить национальные перегородки, мы, по милости федералистов, еще больше укрепим их организационными перегородками; вместо того, чтобы двинуть вперед классовое самосознание пролетариата, мы отбросим его назад и подвергнем опасным испытаниям. И "возрадуется сердце" самодержавного царя, ибо ему никогда не удалось бы заполучить подобных нам даровых помощников.

Неужели это было нашей целью?!

И, наконец, в то время, когда нам необходима единая, гибкая, централизованная партия, Центральный Комитет которой сможет вмиг поставить на ноги рабочих всей России и повести их на решительный штурм самодержавия и буржуазии, - нам суют в руки уродливый, распыленный на отдельные партии "федералистический союз"! Вместо острого оружия нам дают заржавленное и уверяют: этим вы, дескать, скорее покончите с вашими кровными врагами!

Вот куда ведут нас федералисты социал-демократы!

Но так как мы добиваемся не "укрепления национальных перегородок", а их разрушения, так как нам необходимо не заржавленное, а острое оружие, чтобы с корнем вырвать нынешнюю несправедливость; так как мы хотим доставить врагу не радость, а горечь, хотим сравнять его с землею, ясно, что наша священная обязанность - отвернуться от федералистов и найти лучший ответ для решения "национального вопроса".

II.

До сих пор мы говорили о том, как не следует решать "национальный вопрос". Теперь поговорим о том, как надо решать этот вопрос, т. е., как разрешила его социал-демократическая рабочая партия *).

Прежде всего необходимо помнить, что действующая в России социал-демократическая партия назвала себя Российской (а не русской). Очевидно, этим она хотела нам показать, что она под своим знаменем будет собирать не только русских пролетариев, но и пролетариев всех национальностей России и, следовательно, она примет все меры для уничтожения воздвигнутых между ними национальных перегородок.

Далее, наша партия очистила "национальный вопрос" от окутывающего его тумана, придававшего ему таинственный вид, расчленила этот вопрос на отдельные элементы, придала каждому из них характер классового требования и изложила их в программе в виде отдельных статей. Этим она ясно нам показала, что взятые сами по себе так называемые "национальные интересы" и "национальные требования" не имеют никакой цены, что эти "интересы" и "требования" достойны внимания лишь настолько, насколько они двигают вперед или могут двинуть вперед классовое самосознание пролетариата, его классовое развитие.

Всем этим Российская социал-демократическая рабочая партия ясно наметила тот путь, на который она встала, и ту позицию, которую она заняла при решении "национального вопроса".

Из каких частей состоит "национальный вопрос", чего требуют г.г. федералисты социал-демократы?


*) Не лишним будет заметить, что нижеследующее является комментарием к статьям нашей партийной программы, относящимся к национальному вопросу.

стр. 7

1) "Гражданское равенство для национальностей России"?

Вас волнует господствующее в России гражданское неравенство? Вы хотите вернуть национальностям России отнятые правительством гражданские права и поэтому требуете для этих национальностей гражданского равенства? А мы разве против этого требования? Мы прекрасно понимаем, какое большое значение имеют гражданские права для пролетариев. Гражданские права - это оружие борьбы; отнять эти права - значит отнять оружие; а кто не знает, что безоружные пролетарии не могут хорошо бороться? Для российского пролетариата же необходимо, чтобы пролетарии всех национальностей, России боролись хорошо, ибо чем лучше будут бороться эти пролетарии, тем больше у них будет классового самосознания, а чем больше будет у них классового самосознания, тем теснее будет классовое единство российского пролетариата. Да, все это нам известно и потому всеми нашими силами мы боремся и будем бороться за гражданское равенство национальностей России! Прочтите 7-ю статью нашей партийной программы, где партия говорит о "полном равноправии всех граждан независимо от пола, религии, расы и национальности", - и вы увидите, что Российская социал-демократическая рабочая партия принимает на себя осуществление этих требований.

Чего еще требуют федералисты социал-демократы?

2) "Свободы языка для национальностей России"?

Вас волнует тот факт, что пролетариям "чужих" национальностей России почти воспрещено учиться на родном языке, говорить на родном языке в общественных, государственных и других учреждениях? Действительно, есть отчего волноваться! Язык-орудие развития и борьбы. У разных наций - разные языки. Интересы российского пролетариата требуют, чтобы пролетарии национальностей России имели полное право пользоваться тем языком, на котором они могут более свободно получить образование, на котором лучше могут бороться с врагами на собраниях, в общественных, государственных и др. учреждениях. Таким языком признан родной язык. Пролетариев "чужих" национальностей лишают родного языка, и разве мы можем молчать, - говорят они. Ну, а как отвечает на это российскому пролетариату наша партийная программа? Прочтите 8-ю статью нашей партийной программы, в силу которой наша партия требует: "Права населения получать образование на родном языке, обеспечиваемого созданием на счет государства и органов самоуправления необходимых для этого школ; права каждого гражданина объясняться на родном языке на собраниях; введения родного языка наравне с государственным во всех местных общественных и государственных учреждениях", - прочтите все это и убедитесь, что Российская социал-демократическая рабочая партия принимает на себя осуществление и этого требования.

Еще чего требуют федералисты социал-демократы?

3) "Самоуправления для национальностей России"?

Вы хотите этим сказать, что одни и те же законы нельзя одинаково применять к различным местностям российского государства, отличающимся друг от друга своеобразными бытовыми условиями и составом населения? Вы хотите, чтобы указанным местностям было предоставлено право приспособить общие государственные законы к их своеобразным условиям? Если это так, если таково содержание вашего требования, - то необходимо придать ему и соответствующую форму, нужно отбросить националистическую туманность, путаницу и назвать вещи своими именами. И если вы последуете этому совету, то вы убедитесь, что мы ничего не имеем против такого требования. Для нас само собой ясно, что различные местности российского государства, отличающиеся друг от

стр. 8

друга своеобразными бытовыми условиями и составом населения, не могут однообразно применять государственную конституцию, что необходимо таким местностям предоставить право осуществлять общую государственную конституцию в той форме, в которой они извлекут большую пользу, в которой они полнее разовьют имеющиеся в народе политические силы. Этого требуют классовые интересы российского пролетариата. И если вы перечитаете 3-ю статью нашей партийной программы, где наша партия требует "широкого местного самоуправления; областного самоуправления для тех местностей, которые отличаются особыми бытовыми условиями и составом населения", - то вы увидите, что Российская социал-демократическая рабочая партия сначала очистила это требование от националистического тумана, и затем - взяла на себя его осуществление.

4) Вы указываете нам на царское самодержавие, которое зверски преследует "национальную культуру" "чужих" национальностей России, которое разбойнически вмешивается в их внутреннюю жизнь и притесняет их со всех сторон, которое варварски разрушило (и продолжает разрушать) культурные учреждения финляндцев, разбойнически захватило армянское национальное имущество и т. д.? Вы требуете гарантии от разбойничьих насилий самодержавия? Но разве мы не видим насилий царского самодержавия, и разве мы не боролись постоянно против этих насилий?! В настоящее время для всякого очевидно, как притесняет и душит нынешнее российское правительство "чужие" национальности России. Не подлежит также сомнению, что подобная политика правительства изо дня в день развращает и подвергает опасным испытаниям классовое самосознание российского пролетариата. Следовательно, мы всегда и везде будем бороться против развращающей политики царского правительства. Следовательно, мы всегда и везде будем защищать от полицейских насилий самодержавия не только полезные, но даже бесполезные учреждения этих национальностей, так как интересы российского пролетариата подсказывают нам, что только сами национальности имеют право уничтожать или развивать те или другие стороны своей национальной культуры. Но читайте 9-ю статью нашей программы. Разве не об этом идет речь в 9-й статье нашей партийной программы, - которая, кстати сказать, вызвала много пересудов как среди наших врагов, так и среди друзей.

Но здесь прерывают нас и советуют прекратить разговоры о 9-й статье. Но почему? спрашиваем мы. "Потому", отвечают они, что эта статья нашей программы "коренным образом противоречит" 3-й, 7-й и 8-й статьям той же программы, что, если национальностям предоставляются права по своей воле устраивать все свои национальные дела (см. ст. 9), то тогда в упомянутой программе не должно быть никакого места статьям 3-й, 7-й и 8-й, - и, наоборот, если эти статьи остаются в программе, то тогда несомненно должна быть исключена из программы статья 9-я. Несомненно, нечто подобное говорит "Сакартвело" *), когда со свойственным ему легкомыслием спрашивает: "что за логика - сказать нации: я предоставляю тебе областное самоуправление, - и в то же самое время напомнить ей, что она имеет право по своему усмотрению устраивать все свои национальные дела?" (см. "Сакартвело" N 9). "Видно" в программу вкралось логическое противоречие, "видно" для устранения этого противоречия необходимо исключить из программы какую-либо одну или несколько статей! Да, "безусловно" нужно исключить, а то как же, смотрите, сама логика протестует устами нелогичного "Сакартвело".


*) Мы здесь касаемся "Сакартвело" лишь для того, чтобы лучше выяснить содержание 9-й статьи Целью настоящей статьи является критика федералистов социал-демократов, а не "сакартвелоистов", коренным образом отличающихся от первых (см. главу I).

стр. 9

Вспоминается одно древнее сказание. Жил когда-то "мудрец-анатом". В его распоряжении было "все необходимое" для "настоящего" анатома: диплом, помещение, инструменты, непомерные претензии. Не хватало ему лишь малого - знания анатомии. Однажды к нему обратились с просьбой объяснить, какая существует связь между частями скелета, которые были разбросаны им на анатомическом столе. Таким образом, нашему "прославленному мудрецу" представился случай отличиться. "Мудрец" с большой помпой и торжественностью приступил к "делу"! Но вот беда! - "Мудрец" ни аза не понимал в анатомии, он не знал, какую часть к чему приставить, чтобы в результате получить целый скелет! Долго возился бедняга, много потел, но тщетно! Наконец, когда у него все перепуталось и ничего не вышло, он схватил несколько частей скелета, отшвырнул их далеко от себя и при этом философски обругал "злонамеренных" лиц якобы положивших на его стол не настоящие части скелета. Зрители, конечно, подняли на смех "мудреца-анатома".

Подобное "приключение" произошло и с "Сакартвело". Ему вздумалось разобрать нашу партийную программу, но оно, оказывается, не знало, что же представляет собой наша программа и как ее следует разбирать, не поняло, какая существует связь между отдельными статьями этой программы и что представляет собой каждая статья в отдельности, - и вот "философски" советует нам: так как я не мог понять таких-то и таких-то статей вашей программы, то поэтому (?!) необходимо выбросить их вон из программы.

Но я не хочу поднимать на смех и без того смешного "Сакартвело", - говорят: лежачего не бьют! Наоборот, я готов даже оказать ему помощь в деле разъяснения нашей программы, но при условии, чтобы оно 1) собственными устами признало свое кричащее невежество; 2) внимательно слушало меня и 3) было бы в ладу с логикой *).

Дело вот в чем. 3-я, 7-я и 8-я статьи нашей программы возникли на почве политического централизма. Когда Российская социал-демократическая рабочая партия вносила эти статьи в свою программу, она руководствовалась тем соображением, что так называемое "окончательное" решение "национального вопроса", т. е. "освобождение" "чужих" национальностей России, вообще говоря, невозможно до тех пор пока политическое господство находится в руках буржуазии. Это имеет двоякую причину: во-первых, нынешнее экономическое развитие постепенно прокладывает мост между "чужими национальностями" и "Россией", устанавливает все большую и большую связь их друг с другом и тем самым порождает дружеские чувства в руководящих кругах буржуазии этих национальностей, что лишает почвы их "национально-освободительные" устремления; и во-вторых, вообще говоря, пролетариат не будет поддерживать так называемое "национально-освободительное" движение, так как до настоящего времени всякое такое движение совершалось в пользу буржуазии, развращало и калечило классовое самосознание пролетариата. Это общее убеждение породило идею политического централизма и обусловленные ею 3-ю, 7-ю и 8-ю статьи нашей партийной программы.

Но это, как сказано выше, является общим взглядом.

Могут создаться такие экономические и политические условия, при которых передовые круги буржуазии "чужих" национальностей захотят "национального освобождения".

Может случиться также, что такое движение окажется выгодным для развития классового самосознания пролетариата.

Как должна поступить тогда наша партия?


*) Считаю необходимым сообщить читателю, что "Сакартвело" с первых же номеров объявило войну логике, как оковам, с которыми необходимо бороться. Не следует обращать внимания на то обстоятельство, что "Сакартвело" часто говорит от имени логики, оно поступает так по свойственным ему легкомыслию и забывчивости.

стр. 10

Вот, именно, для таких возможных случаев и включена в нашу программу 9-я статья, именно в предвидении таких возможных обстоятельств предоставляется национальностям право, в силу которого они будут стараться устроить свои национальные дела согласно своим желаниям (например, вовсе "освободиться").

Наша партия, партия, ставящая своей целью быть руководителем борющегося пролетариата всей России, - должна встретить подготовленной такие возможные случаи в жизни пролетариата и потому она должна была внести соответствующую статью в свою программу. Так должна поступать всякая предусмотрительная, дальновидная партия.

Однако, оказывается, "мудрецов" из "Сакартвело", а также некоторых федералистов социал-демократов не удовлетворяет подобный смысл 9-й статьи. Они требуют "решительного", "прямого" ответа на вопрос выгодна или невыгодна пролетариату "национальная независимость"? *).

Я вспоминаю русских метафизиков 50-х годов прошлого столетия, которые назойливо спрашивали тогдашних диалектиков: полезен или вреден дождь для урожая, и требовали от них "решительного" ответа. Диалектикам не трудно было доказать, что такая постановка вопроса совершенно не научна, что в разное время различно следует отвечать на такие вопросы, что во время засухи дождь - полезен, а в дождливое время - бесполезен, и даже вреден, что, следовательно, требование "решительного" ответа на такой вопрос является явной глупостью.

Но подобные примеры "Сакартвело" не пошли впрок!

Такого же "решительного" ответа требовали от марксистов последователи Бернштейна на вопрос: полезны или вредны для пролетариата кооперативы (т. е. потребительско-производственные товарищества)? Марксистам не трудно было доказать бессодержательность подобной постановки вопроса, они очень просто разъяснили, что все зависит от времени и места, что там, где классовое самосознание пролетариата достигло должного уровня развития, где пролетарии объединены в одну крепкую политическую партию, - там кооперативы могут принести большую пользу пролетариату, если за их создание и руководство возьмется сама партия, там же, где этих условий нет - кооперативы являются вредными для пролетариата, так как они порождают у рабочих мелко-торгашеские тенденции и цеховую замкнутость и таким образом искажают их классовое самосознание.

Но и этот пример "сакартвелоистам" не пошел впрок. Они еще настойчивее спрашивают: полезна или вредна для пролетариата национальная независимость? Дайте решительный ответ!

Но мы видим, что тех обстоятельств, которые могут породить и развить "национально-освободительное" движение среди буржуазии "чужих" национальностей, - этих обстоятельств пока не существует и они не так-то уж неизбежны в будущем, - они допущены нами лишь как возможные обстоятельства. Кроме того, ведь пока и невозможно знать, на какой ступени развития будет тогда классовое самосознание пролетариата, насколько полезно или вредно будет это движение для пролетариата! Спрашивается, на какой же почве строить **) "решительный" ответ на этот вопрос, откуда вывести его? И разве не глупо требовать "решительного" ответа при таком положении вещей?

Ясно, что разрешение этого вопроса нужно предоставить самим "чужим" национальностям, а мы должны завоевать им право решения этого вопроса. Пусть сами национальности решают, когда это потребуется от них, полезна или вредна для них "национальная независимость" и если


*) См. статью "Старого (т. е. устаревшего!) революционера" в N 9 "Сакартвело".

**) Г.г. "сакартвелоисты" всегда строят свои требования на песке и не представляют себе существование людей, которые могут найти более прочную почву своим требованиям!

стр. 11

полезна - то в какой форме следует осуществить ее? Лишь они могут решить этот вопрос! Таким образом, в силу 9-й статьи "чужим" национальностям предоставлено право устраивать свои национальные дела соответственно своим желаниям. А мы, в силу той же статьи, обязаны добиваться того, чтобы желания этих национальностей были подлинно социал-демократическими, чтобы эти желания исходили из классовых интересов пролетариата. А для этого необходимо в социал-демократическом духе просвещать пролетариев этих национальностей, подвергнуть суровой социал-демократической критике некоторые реакционные "национальные" нравы, обычаи и учреждения, что вовсе не помешает нам защищать эти же нравы, обычаи и учреждения от полицейского насилия.

Такова основная мысль 9-й статьи.

Легко заметить, какую глубокую логическую связь имеет эта статья нашей программы с принципами пролетарской классовой борьбы. И так как вся наша программа построена на этом принципе, само собой ясна логическая связь статьи 9-й со всеми остальными статьями нашей партийной программы.

Тупоумное "Сакартвело" потому и называется "мудрым" органом печати, что оно не переваривает таких простых мыслей.

Что же еще осталось от "национального вопроса"?

5) "Защита национального духа и его свойств"?

Но что же такое этот "национальный дух и его свойства"? Наука устами диалектического материализма давно доказала, что никакого "национального духа" не существует и существовать не может. Опроверг ли кто-нибудь этот взгляд диалектического материализма? История говорит нам, что никто не опроверг. Следовательно, мы обязаны согласиться с указанным взглядом науки, обязаны вместе с наукой повторить, что никакого "национального духа" не существует и существовать не может. И если это так, если никакого "национального духа" не существует, - то само собой ясно, что всякая защита того, что не существует, является логической глупостью, которая неизбежно повлечет за собой соответствующие исторические (не желательные) последствия. Говорить о таких "философских" глупостях к лицу разве только "Сакартвело" - "органу революционной партии грузинских социал-федералистов" (см. "Сакартвело" N 9) *)


*) Что же представляет собой так странно именующая себя "партия"? "Сакартвело" повествует (см. приложение первое к N 10 "Сакартвело"), что "весной текущего года за границей собрались грузинские революционеры: грузинские анархисты, сторонники "Сакартвело", грузинские социал-революционеры и... объединились... в "партию" грузинских социалистов-федералистов"... Да, именно анархисты, которые всем сердцем и душой презирают всякую политику, социал-революционеры, которые обожают политику, "сакартвелоисты", которые отрицают всякие террористические и анархические мероприятия, - вот этакая пестрая и взаимно отрицающая друг друга публика, оказывается, объединилась... в "партию"! Идеальная разношерстность, какую, только когда-либо может себе представить человек! Вот где человеку не будет скучно! Ошибаются те организаторы, которые утверждают, что для объединения людей в партию необходима общность принципов! Не общность принципов, говорит нам эта пестрая публика, а отсутствие принципов является той почвой, на которой должна быть построена "партия"! Прочь от нас "теория", принципы - эти рабские оковы! Чем скорее мы освободимся от них, тем лучше, - философствует эта пестрая публика. И, действительно, как только эти люди освободились от принципов, они тотчас же одним взмахом построили... карточный домик - виноват - "партию грузинских социал-федералистов". Оказывается, "семь с половиной человек" в любое время могут создать "партию", когда они соберутся вместе! И как тут не посмеяться, когда эти невежды, "офицеры" без армии предаются философствованию: Российская социал-демократическая рабочая партия "является антисоциалистической, реакционной" и проч.; русские социал-демократы - "шовинисты", Кавказский союз нашей партии "рабски" подчиняется Централь-

стр. 12

"Национальный вопрос" исчерпан! Наша партия расчленила его на отдельные части, извлекла из него жизненные соки, разлила их по венам своей программы и всем этим показала как следует решать "национальный вопрос" в социал-демократии, чтобы до основания разрушить национальные перегородки, ни на минуту не отдаляясь от дорогих нам принципов.

Для чего нужны - спрашивается - отдельные национальные партии? Или где же тот социал-демократический "базис", "а котором должны быть построены организационные и политические воззрения федералистов социал-демократов? Такого "базиса" не видно, его не существует. Федералисты социал-демократы висят в воздухе.

Из такого неудобного положения они могут выйти двояким путем. Либо они должны окончательно отойти от точки зрения революционного пролетариата и принять принцип укрепления национальных перегородок (оппортунизм в федералистической форме); либо они должны отказаться от всякого федерализма в партийной организации, смело поднять знамя уничтожения национальных перегородок и сплотиться в лагере Российской Социал-Демократической Рабочей Партии.

Газета "Пролетариате брдзола" ("Борьба пролетариата") N 7.

1 (14) сентября 1904 г.


ному Комитету партии **) и т. д. (см. резолюции первой конференции грузинских революционеров). Лучшего и не следовало ожидать от археологических остатков времен Бакунина: каковы деревья - таковы и плоды, каковы фабрики - таковы и товары. Такова вкратце буржуазно-националистическая партия пестрой публики.

**) Должен отметить, что согласованные действия отдельных частей партии некоторым ненормальным "индивидам" показались "рабским подчинением". Это все от слабости нервов - говорят врачи.


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/КАК-ПОНИМАЕТ-СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЯ-НАЦИОНАЛЬНЫЙ-ВОПРОС

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Lidia BasmanovaContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Basmanova

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

И. СТАЛИН, КАК ПОНИМАЕТ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЯ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС? // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 24.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/КАК-ПОНИМАЕТ-СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЯ-НАЦИОНАЛЬНЫЙ-ВОПРОС (date of access: 13.04.2021).

Found source (search robot):


Publication author(s) - И. СТАЛИН:

И. СТАЛИН → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Lidia Basmanova
Vladivostok, Russia
850 views rating
24.08.2015 (2059 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
Заволжские владения Троице-Сергиева монастыря в XVII веке
5 hours ago · From Россия Онлайн
Рославльский концентрационный лагерь принудительных работ (1920-1921)
Catalog: История 
5 hours ago · From Россия Онлайн
Петр Дмитриевич Долгоруков
Catalog: История 
5 hours ago · From Россия Онлайн
Все массы Вселенной создают Градиент Потенциала Взаимодействия всех масс Вселенной, далее ГПВ. Каждая масса создаёт потенциал взаимодействия со всеми массами Вселенной. Потенциалы взаимодействия, скалярные величины и просто суммируются. Сумма этих потенциалов взаимодействия есть ГПВ.
Catalog: Физика 
18 hours ago · From Владимир Груздов
Ставки на керлинг. Что вы должны знать?
23 hours ago · From Россия Онлайн
Обзор приключенческой игры "ПРИЗРАЧНЫЙ ГОНЩИК"
Catalog: Разное 
Yesterday · From Россия Онлайн
Армия Российской империи в XVIII в.: выбор модели развития
Yesterday · From Россия Онлайн
Никита Иванович ПанинНикита Иванович Панин
Catalog: История 
Yesterday · From Россия Онлайн
Жалюзи – близкий родственник гардин, кисейных занавесок, портьер, значимая деталь современных комфортных интерьеров. В статье описаны сферы применения жалюзи, преимущества и недостатки разновидностей и советы по выбору изделия.
Yesterday · From Россия Онлайн
Разделение энергии в замкнутом мире имеет не однозначные определения. Энергия излучения, энергия связи в ядрах атомов, энергия связи нейтронов в нейтронных ядрах астрономических объектов. Энергия излучения Вселенной в целом. Проблемой является масса и энергия, “потеря” этих субстанций Природы.
Catalog: Физика 

Actual publications:

Latest ARTICLES:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
КАК ПОНИМАЕТ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЯ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС?
 

Contacts
Watch out for new publications: News only: Chat for Authors:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2021, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones