Libmonster ID: RU-8259

Проф. А. Мишулин

1

За последние 5 - 6 лет произошел поворот в развитии исторической науки в СССР. Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 16 мая 1934 года, последующие указания товарищей Сталина, Кирова и Жданова; и особенно выход сталинского "Краткого курса истории ВКП(б)" дали принципиальные установки исключительного значения для перестройки работы на историческом фронте. Особую важность имели эти директивные указания в связи с подготовкой учебников по всем разделам истории для средней и высшей школы.

Учитывая огромную роль учебников по истории для правильной организации преподавания в школе, для постановки исторического образования и теоретического роста советской интеллигенции, научно-исследовательские, профессорско-преподавательские кадры высшей и средней школы поставили составление учебников в центр своей работы.

В своей речи на I Всесоюзном совещания работников высшей школы 15 мая 1938 года тов. Молотов указал на ту исключительной важности задачу, которая стоит перед высшей школой в деле составления учебников: "Нам нужен учебник, отвечающий современным требованиям. Он должен быть на уровне современной науки и вполне доступен учащимся по своему языку. Он должен дать необходимый об'ем знаний и вместе с тем подготовлять учащегося к его будущей практической деятельности. Он должен широко использовать прежние наши учебники и иностранные учебники, где очень много ценного для учебы, и вместе с тем он должен в необходимой мере отвечать задачам идейно-политического воспитания молодежи"1 .

Это указание тов. Молотова об учебниках для высшей школы было положено в основу работы при составлении учебников по истории и для средней школы. Большую роль в этой работе сыграло постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 16 мая 1934 года "О преподавании гражданской историй в школах СССР". В этом постановления говорилось о необходимости живо и ярко излагать исторический материал, давать его в хронологической последовательности, отчетливо характеризовать исторических деятелей и о совершенной недопустимости подменять связное изложение гражданской истории отвлеченными социологическими схемами.

Развитие народного образования в третьей пятилетке настойчиво ставит вопрос о школе, о школьных кадрах педагогов, о поднятии народного образования на еще более высокую ступень. Задача идейно-политического воспитания нашей молодежи поистине колоссальна, в особенности в связи с введением всеобщего среднего образования и с воспитанием молодежи в новых советских республиках, влившихся в общую семью народов великого Советского Союза.

В разрешении поставленной XVIII партийным с'ездом задачи коммунистического воспитания граждан Советского Союза советская школа является одним из решающих факторов.

Совершенно очевидно, что серьезная постановка идейно-политического воспитания да и вообще всякого обучения в школе, возможна только при наличии учебников.

Работа в школе без учебников, без пособий, с одними рассказами педагогов и записями учеников (поглощавшими большую часть урока), не могла дать положительных результатов.

За последние пять лет кадры историков-марксистов перестроились: были организованы авторские коллективы, активизировалась историческая исследовательская мысль, начали издаваться новые исторические журналы ("Вестник древней истории", "Военно-исторический журнал"). Институт истории Академии наук СССР возглавил организационно всю исследовательскую работу историков и подготовку учебников по истории как для высшей, так и для средней школы.

В результате к настоящему времени уже проделана большая работа. Вышли

1 В. М. Молотов "О высшей школе", стр. 12. Госполитиздат. 1938.

стр. 123
учебники по истории (средней, новой, истории СССР) для высшей школы. Теперь страна получает учебники по истории и для средней шкалы и в первую очередь учебник по древней истории, изданный тиражом в 2 миллиона экземпляров.

2

Изучение прошлого, изучение культурного наследства древности, представление об отправных пунктах развития человеческой культуры в различных областях знания, имеет большое значению для школьников: оно расширяет их общеобразовательный кругозор, подготавливает их к пониманию процесса развития общества, сметы форм социальной жизни и в конечном итоге подводит к марксистскому восприятию действительности.

Изучая историю, мы осваиваем культурное наследство, и тут нужно в первою очередь остановиться на истории древне-восточных цивилизаций.

Культура народов древнего Востока дала человеческой мысли завоевания в области астрономии, математики, строительного искусства, эпического творчества. Эти первые начатки знания были переданы античному, греко-римскому миру. Античность отправлялась в своем развитии от этого культурного наследства. Влияние Востока можно проследить в культурной эволюции не только Греции, но и Рима. Однако античная цивилизация развивалась не только на базе этого наследства: она вносила в него новые творческие элементы, создавала свои собственные культурные ценности, которые были в свою очередь завещаны современной европейской цивилизации. Современные науки, искусство, философия и техника уходят своими корнями в глубь прошлых веков, к далеким временам античности.

Культурная история античности поставила перед человеком ряд общих проблем, явилась исходным пунктом для постановки многих философских вопросов. В области естествознания и философии, как и в других областях, античность создавала начатки тех элементов культуры, которые еще до сих пор не перестают нас интересовать и волновать. Античность создала театр с его драмой и комедией, этими двумя и до сих пор господствующими видами драматического искусства. В области строительного искусства она создала те законченные формы, которые служат канонизированными образцами для современной архитектуры. Скульптура, пластика, эпическая поэзия античности создали такие совершенные произведения, которые до сих пор продолжают доставлять нам подлинное наслаждение. Вот почему Маркс, отмечая классические образцы, представшие нам в наследство от античной культуры, имел полное право сказать: "И почему детство человеческого общества там, где оно развилось всего прекраснее, не должно обладать для нас вечной прелестью, как никогда не повторяющаяся ступень?"1 .

Огромное значение культурного наследства древности, в особенности в области философии, отмечал и Энгельс, говоривший, что "мы вынуждены будем в философии, как и во многих других областях, возвращаться постоянно к подвигам того маленького народа, универсальная одаренность и деятельность которого обеспечили ему такое место в истории развития человечества, на которое не может претендовать ни один другой народ... в многообразных формах греческой философии имеются в зародыше, в возникновении, почти все позднейшие типы мировоззрения"2 .

Именно в силу преемственности развития человеческого общества ознакомление с материалами прошлого, конкретное изучения древности позволяют глубже понять явления последующих веков и явления современности.

Известно, например, что к образам, созданной античной мифологией и историей, часто возвращались в самые различные эпохи. Так, в период Ренессанса светлые образы античности, перед которыми, по словам Энгельса, "исчезли призраки средневековья"3 , становятся девизом прогресса. Передовые люди в эпоху Французской буржуазной революции давали своим детям имена великих реформаторов давности - Тиберия и Кая Гракхов. В 30-х годах во Франции рабочие в борьбе с реакцией создавали "полки Антея", этого легендарного героя античности, миф о котором был так прекрасно истолкован товарищем Сталиным. Спартак, вождь рабов в древнем Риме, на протяжении почти всего XIX века являлся символом непримиримой борьбы с эксплоататарами. А в 1916 году его именем назвала себя группа, революционеров, заложившая основы Коммунистической партии Германии ("Союз Спартака").

Таким образом, целый ряд современных терминов, представлений и даже институтов (как театр, общественные игры и т. д.) ведет свое происхождение от древних времен, и только зная прошлое, можно уяснить себе их значение в настоящем. "Мы хорошо знаем, - Говорит В. М.

1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Т. XII. Ч. 1-я, стр. 204.

2 Ф. Энгельс "Диалектика природы", стр. 72. Партиздат. 1936.

3 Там же, стр. 86.

стр. 124
Молотов, - что настоящий прогресс, который возможен только на базе социализма, должен опираться на всю историю народов и на все их достижения в прошлых веках..."1 .

Изучение античности имеет для историков-марксистов большое теоретическое значение. Сталинский "Краткий курс истории ВКП(б)" ставит перед историками крупнейшие теоретические задачи в области развития исторической науки. И в числе этих задач изучение закономерностей развития, раскрытие закономерностей каждой социально-экономической формаций, каждого типа производственных отношений. Поэтому, чтобы выработать для себя правильное, подлинно научное, марксистское представление об историческом процессе, о развитии (общества, необходимо изучить конкретно историю каждой фазы общества. И, с этой точки зрения, изучение древней истории, греко-римского мира, является совершенно необходимым звеном в марксистском познании закономерностей исторического процесса. Нужно хорошо знать прошлое, чтобы понимать настоящее и правильно наметить пути будущего. Чтобы понять какое-либо историческое явление, необходимо знать, как оно связано с прошлым, как оно возникло, как стало настоящим и к чему приведет в будущем, "...если рассматривать, - говорит Ленин, - какое угодно общественное явление в процессе его развития, то в нем всегда окажутся остатки прошлого, основы настоящего и зачатки будущего"2 .

Из этого видно, что настоящий революционер не может не знать истории человеческого общества, жизнь которого он хочет перестроить, что без исторического образования не могут быть идейно-политического воспитания молодежи, что без знания истории не могут быть обеспечены марксистское образовании и теоретический рост советской интеллигенции. Недаром товарищ Сталин говорил, что "есть одна отрасль науки, знание которой должно быть обязательным для большевиков всех отраслей науки, - это марсистко-ленинская наука об обществе, о законах развития общества, о законах развития пролетарской революции, о законах развития социалистического строительства, о победе коммунизма"3 .

В системе этой науки об обществе соответствующее место занимает и наука о рабовладельческих обществах в древности, о законах социальной борьбы в ту эпоху, о законах перехода от рабовладельчества к следующей, более прогрессивной фазе развития.

3

Работа над составлением учеников, описывающих сложнейшие исторические события в популярной форме, крайне ответственна и серьезна.

Подготовка учебника древней истории явилась целой школой марксистско-ленинской разработки ряда проблем истории человечества. Старая, буржуазная наука освещала прошлое человечества, со своих классовых позиций, с точки зрения защиты интересов господствующих классов. Буржуазные историки модернизировали прошлое, стремясь придать ему капиталистический характер, то есть сделать капитализм извечной категорией. Эта установка была разоблачена Марксом и Энгельсом.

На пути создания подлинной марксистско-ленинской исторической науки в СССР громадным препятствием, как известно, являлась так называемая "школа" Покровского. Вульгарное социологизирование, схоластические способы доказательства, цитатничество - таковы были основы всех исторических "изысканий" этой "школы". Изучение живой, конкретной истории с целью установления закономерностей развития различных обществ в прошлом подменялось в "школе" Покровского или привнесением в прошлое закономерностей настоящего или освещением исторических явлений как "политики, опрокинутой в прошлое". И тем и другим приемом создавалась обычно вульгарно-социологическая система рассуждений, прямо фальсифицировавшая историю, известно, что "рабовладельческий строй для современных условий есть бессмыслица, противоестественная глупость"4 . Для современных условий, для века социализма, такой же глупостью является феодальный строй. Но "Краткий курс" при этом указывает на главное, что является сущностью исторического подхода к прошлому. Ведь то, что является глупостью для современных условий, было исторически закономерным в свое время и могло являться прогрессивным. "Все зависит от условий, места и времени"5 .

Как раз изучение такой закономерности и установление того, что являлось прогрессивным в развитии общества, становится главным в исследовательской работе историка-марксиста. Естественно, что и в подготовке учебника по древней истории

1 В. М. Молотов "XXII годовщина Октябрьской революции", стр. 14. Огиз. 1939.

2 Ленин. Т. I, стр. 94.

3 И. Сталин "Вопросы ленинизма", стр. 598. 11-е изд.

4 "История ВКП(б)", стр. 101.

5 Там же, стр. 105.

стр. 125
это положение являлось отправным пунктом в работе.

Последователи так называемой школы Покровского рассматривали общественные явления прошлого с точки зрения сегодняшнего дня. Понятно, что при таких антиисторических установках история превращалась в "политику, опрокинутую в прошлое", а явления прошлого могли лишь осуждаться как "глупость" для настоящего.

При составлении учебника, древней история необходимо было заняться восстановлением исторической науки в духе указаний классиков марксизма-ленинизма, основываясь главным образом на "Кратком курсе истории ВКП(б)" и известных указаниях товарищей Сталина, Кирова и Жданова. Работа над учебником явилась, по существу, исходным пунктом в развитии исследовательской работы на исторических факультетах, в исторических журналах, в работе отдельных специалистов.

Ответственность при составлении учебника именно для средней школы возрастала оттого, что здесь каждое положение, каждое слово должны быть сформулированы с предельной четкостью и ясностью. Материал должен быть отобран и надежен так, чтобы не оставалось места сомнительным, спорным вопросом, чтобы он оставался в памяти ребят на долгие годы. Самый отбор фактов, и изложение материала должны были подводить учащегося к марксистским выводам, к формулированию марксистских взглядов на историю.

"... популярная литература только та хороша, только та и годится, которая служит десятилетия. Ибо популярная литература есть ряд учебников для народа, а учебники излагают азы, не меняющиеся по полустолетиям"1 .

* * *

При составлении учебника по древней истории пришлось столкнутся со множеством трудностей теоретического порядка, а также с трудностями, связанными с отбором материала, с необходимостью живо и вместе с тем строго научно наложить материал.

Большую работу пришлось проделать прежде всего над введением - разделом, открывающим историю древности. Представление о первобытной жизни людей, об исторических памятниках о летосчислении и об истории как науке нужно было дать в простых, четких понятиях, которые должны ввести ребят в историю. Этот раздел занимает всего два параграфа. Для того чтобы облегчить учащимся усвоение материала, этот раздел иллюстрирован.

Следующий раздел - "Древний Восток" - занимает один из основных мест в учебнике. Он содержит 25 параграфов. Здесь дана история не только стран так называемого классического Востока, но также Индии и Китая, история которых отсутствует в старых учебниках и в ныне существующих заграницей. Для марксистского изучения истории Востока очень важно было сопоставить такие древние государства, как. Египет, или Ассиро-Вавилонию с древнейшими Индией и Китаем, оказавшими большое культурнее влияние на соприкасавшиеся с ними народы. Старой, буржуазной установке на изучение только классического Востока новый, марксистский учебник наносит сокрушительный удар.

При составлении этой части учебника возникло немало спорных вопросов. Так, между академиками Никольским и Струве дебатировался вопрос о характере социалистического строя в странах древнего Востока, причем один из них недооценивал роль рабства, на Востоке, а другой явно переоценивал ее, не учитывая роли общины как значительного фактора в развитии древневосточных обществ. Этот спор между учеными продолжается и до сих пор, но в учебнике нужно было дать точные и определенные формулировки, не вызывающие у учащихся никаких сомнений. Эта задача была разрешена после кропотливой, упорной работы.

Раздел истории древнего Востока сопровождается также большим количеством иллюстраций и тремя картами (из них одна цветная на отдельном листе).

Разделам по собственно античной истории по Греции и Риму - в учебнике отводится особенно много места. Да и вполне понятно: "Греция и Рим... являются странами наиболее высокого "исторического развития" среди народов древнего мира"2 .

Изложение истории древней Греции занимает в учебнике 35 параграфов. Здесь кратко описываются греческая мифология (в основных ее сюжетах), возникновение и рост Афинского государства, дается характеристика рабовладельческой демократии, явившейся в тех исторических условиях наиболее развитой, и, наконец, относительно подробно даются сведения о важнейших моментах древнегреческой культуры, с которой связано возникновение многих отраслей человеческого знания. Характеризуя это "...детство человеческого общества там, где оно развилось всего прекраснее..." (Маркс), авторы учебника отвели наряду

1 Ленин. Т. V, стр. 232.

2 К. Маркс и Ф. Энгельс. Т. I, стр. 180.

стр. 126
с этим немало места и социальной борьбе, первым выступлениям рабов против своих угнетателей. Так например впервые в учебниках истории дается материал о восстаниях рабов в Греции. Как известно, старые ученые пытались вообще отрицать наличие восстаний рабов в Греции.

В итоге на примере изучения этой части учебника школьники получают законченное представление о рабовладельческом обществе Греции, и вместе с тем о культурном наследии, которое древняя Эллада оставила человечеству.

Часть, посвященная Риму, состоит из 32 параграфов. Работа над этой частью также представляла немало трудностей, связанных главным образом не столько с изложением материала, сколько с теоретическими вопросами, с необходимостью дать новое, марксистско-ленинское толкование недостаточно исследованных вопросов. К числу таких вопросов относится, например, падение республики и происхождение Римской империи. Старая трактовка "принципата Августа" являлась типично буржуазной, модернизаторской, основанной на формальном толковании памятников, на юридическом крючкотворстве и ошибочной интерпретации источников. В учебнике показано, что возникновение империй было обусловлено союзом господствующих групп Рима и провинций в борьбе против революционных выступлений рабов и угнетенных масс провинции.

Красочные, полные драматизма картины героической борьбы рабов против своих угнетателей показаны на примере восстания в Сицилии и знаменитого восстания Спартака. В учебнике впервые дана реконструкция помпейской фрески, изображающей Спартака.

Не только Рим, но и его провинции, борьба народов на периферии против римского владычества получили отражение в учебнике: в нем рассказано например, о борьбе Испании за независимость, о восстаниях в Галии, об освободительных войнах в далекие времена.

Немало трудностей представлял собой материал о христианстве. Известно, что так называемая школа Покровского, лишенная какого-либо историзма в анализе явлений, относилась к первоначальному христианству так, как относимся мы сейчас ко всем религиям, то есть как к "опиуму для народа". Точка здания "сегодняшнего дня" подменяла анализ той исторической среды, в которой возникло первоначальное христианство, когда его носителями были "рабы, колоны и угнетенные Римом народы" (Энгельс). В учебнике дана характеристика раннего христианства, которое являлось в тех исторических условиях движением угнетенных масс; показано, чем это христианство стало потом, когда от борьбы с Римом совершился переход к заключению союза церкви с государством. Положительная роль раннего христианства подчеркнута также в связи с указанием на то, что варвары, приняв христианство, приняли вместе с ним наследство античной культуры.

Распад империи, в связи с революцией рабов и вторжением варваров подводит учащихся к заключительному периоду истории рабовладельческих обществ.

Таким образом, в учебнике для школьников мы старались раскрыть на различном материале, (гражданской историй, социальной борьбы, татарин культуры и т. д.) историю стран древнего Востока и античных Греции и Рима от появления первых классовых рабовладельческих обществ и социальной борьбы внутри них до гибели античного мира.

Значение учебника выходит за рамки одной только школы. Еще до своего появления в свет он являлся отправным пунктом при составлении учебников для высшей школы.

Наконец, учебник должен оказать существенную помощь развитию самообразования, росту исторических знаний у самых широких слоев советской интеллигенции.


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/КАК-СОЗДАВАЛСЯ-ПЕРВЫЙ-МАРКСИСТСКИЙ-УЧЕБНИК-ПО-ДРЕВНЕЙ-ИСТОРИИ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Julia GaponContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Gapon

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

А. МИШУЛИН, КАК СОЗДАВАЛСЯ ПЕРВЫЙ МАРКСИСТСКИЙ УЧЕБНИК ПО ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ // Moscow: Libmonster Russia (LIBMONSTER.RU). Updated: 31.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/КАК-СОЗДАВАЛСЯ-ПЕРВЫЙ-МАРКСИСТСКИЙ-УЧЕБНИК-ПО-ДРЕВНЕЙ-ИСТОРИИ (date of access: 05.11.2024).

Found source (search robot):


Publication author(s) - А. МИШУЛИН:

А. МИШУЛИН → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Julia Gapon
Pskov, Russia
962 views rating
31.08.2015 (3354 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
ИНВЕСТИЦИИ И ИНФЛЯЦИЯ В КНР: ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ
Catalog: Экономика 
2 days ago · From Вадим Казаков
Работа ветеринарно-санитарной службы 201 МСД по организации ветеринарного обеспечения в республике Таджикистан имеет особенности. Эти особенности обусловлены во-первых - политической, экономической и социальной обстановкой в республике Таджикистан; во-вторых - условиями размещения и спецификой деятельности дивизии; в-третьих - эпизоотической и эпидемической обстановкой в республике Таджикистан.
РОССИЙСКО-КИТАЙСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
Catalog: Экономика 
3 days ago · From Вадим Казаков
ПРАВЛЕНИЕ МУХАММАДА ЗИЯ-УЛЬ-ХАКА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ПАКИСТАНА
3 days ago · From Россия Онлайн
ОБ ЭТИМОЛОГИИ ЭТНОНИМА МОНГОЛ
Catalog: История 
4 days ago · From Россия Онлайн
ВЕДИЙСКИЙ МИФ О ПРИРОДНОМ КАТАКЛИЗМЕ
Catalog: Экология 
4 days ago · From Россия Онлайн
Перевод сайта компании на систему Bitrix24
5 days ago · From Россия Онлайн
Поиск информации о 118 Арсенале ВМФ (в/ч 53140) в г.Новосибирске, Пашино, пос. Флотский, 1951-61гг. Журнал 65 лет ФГУП "118 арсенал ВМФ", 1942-2007 гг. Выходные данные исторического очерка "20 лет из жизни улицы Флотской". Из переписки в "Одноклассниках".
Роль и значение ветеринарной службы в годы войны определялись наличием большого количества конского состава в Советской Армии, численность которого достигала 2 млн. голов, необходимостью сохранения его боеспособности. Главными задачами службы были: ветеринарное обеспечение конского состава и ветеринарный надзор за довольствием личного состава войск продуктами животного происхождения. Об объеме ветеринарного надзора за довольствием личного состава войск продуктами животного происхождения можно судить хотя бы по тому, что только один фронт за месяц войны потреблял на мясо до 60 тыс. голов крупного рогатого скота. 412. На каждой бойне, мясокомбинате, базе, с которых поступало мясо для снабжения войск, дежурили войсковые ветеринарные врачи.

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

LIBMONSTER.RU - Digital Library of Russia

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners
КАК СОЗДАВАЛСЯ ПЕРВЫЙ МАРКСИСТСКИЙ УЧЕБНИК ПО ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: RU LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Libmonster Russia ® All rights reserved.
2014-2024, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android