Огиз. Горьковское издательство. 1939. 9000 экз. 184 стр. 4 р. 20 к.
Автор сделал попытку осветить историю Нижегородского Поволжья X-XVI вв., написав ряд отдельных очерков, связанных между собою хронологически. История Нижегородского Поволжья - это история развития народов Поволжья - мари, мордвы, чувашей и др. Вследствие ограниченности письменных источников вопросы о разложении первобытного общинного строя, зарождении и развитии феодальных отношений у этих народов остаются почти неизученными.
Л. Каптерев основывает свою работу на довольно большом материале, но опубликованном еще в дореволюционную эпоху, новых же материалов он не привлекает, поэтому рецензируемая работа не вносит ничего нового в исследование прошлого Нижегородского Поволжья, Излагая историю мордвы, автор допускает ряд неправильных утверждений; есть у него грубые ошибки и методологического порядка.
Автор слепо повторяет также затасканные и ненаучные выражения буржуазных историков, как "исчезнувшие народности", "поглощение народностей" и т. д. (стр. 10, 15). В действительности в Среднем Поволжье в, этот период народы и этнические группы не "исчезали" и тем более не "поглощались", а происходил длительный процесс постепенного слияния племен.
Автор неправильно отожествляет мордву с другими этническими группами Поволжья,
например с бурта сам" (стр. 32, 35)1 , несмотря на ряд свидетельств о существования мордвы, как определенного народа. Так например сам автор приводит известие готского историка Иордана о племени mordens (мордва) в VI в. (стр. 12), свидетельство Константина Багрянородного, который также упоминает о мордве, как об отдельной, самостоятельной народности. В X в. хазарский каган Иосиф, перечисляя народы, платящие дань хазарам, говорит о племени арису, имея в виду, - несомненно, эрзю.
"По завоевании волжских болгар в 1237 г. сыновья Бату-Урда и Берке, - пишет персидский историк Рашид-ад-дин, - напали на мокшу и буртасов и в малое время овладели ими"2 . Надо полагать, что разделение мордвы на племена мокша и эрзя древнее чем дошедшие до нас письменные источники, поэтому смешивать мордву с буртасами нет оснований.
Буржуазные историки и лингвисты до революции игнорировали языковые особенности мокши и эрзи, они считали, что это простые говоры-наречия одного языка. Это было направлено к тому, чтобы задушить всякое проявление национальной культуры. "Однако, Октябрьская революция, порвав старые цепи и выдвинув на сцену целый ряд забытых народов и народностей, дала им новую жизнь и новое развитие"3 . Мордовский народ - мокша и эрзя - свои языковые и бытовые особенности сохраняет и по сей день. И мокша и эрзя, как известно, имеют свою самостоятельную письменность4 . Терюхан же и кадатаев нет оснований считать представителями мордовских племен (стр. 14) подобно тому, как это делали представители старой, буржуазной историографии Лепехин, Мельников и др.: это не племена, а частью отатарившиеся, частью обрусевшие жители селений Большой Терюши и Каратая, откуда они и получили свои названия.
Буржуазная индоевропейская лингвистика объединяет языки на основе внешнего сходства словесных форм и считает, что каждое языковое семейство обязательно должно иметь праязык и прародину. Так, один из представителей индоевропеизма, тазе называемый угрофинновед М. Веске, в 90-х гг. прошлого столетия, исходя из принципов формальной фонологии, считал у современных прикамских, приволжских и прибалтийских народов общее происхождение, так как в названиях рек у них якобы имеется общая частица "ма"5 . Л. Каптерев, позаимствовав из арсенала индоевропеизма окончание "ма" (стр. 10), утверждает, что оно "на языке местных народов" обозначает воду, реку. В действительности же не только в языке мордвы, но и у смежных народов - мари и чувашей - пресловутая частичка "ма" ни к реке, ни вообще к воде никакого отношения не имеет.
Следуя далее за теорией индоевропеизма, Л. Каптерев на основании формально этимологического созвучия слов делает попытки некоторые современные географические названия вывести из языка эрзи (стр. 14), неверно объясняя смысл ряда эрзянских слов. Названия селений Кетово и Мушкалей, несомненно, эрзянские, как правильно считает Каптерев, но все же утверждение о древности происхождения этих названий у него осталось немотивированным. Название города Ардатова происходит от старинного мордовского имени Ардат, а не от сочетания эрзянских слов "арда" - пойди и "тов" - туда (стр. 14)6 . Название селения Вередеева по этимологическому созвучию можно толковать по-разному. Антинаучность объяснения происхождения названий на основе только формально этимологического созвучия слов доказывать не приходится. Некоторые буржуазные историки по такому способу распространяли древнее расселение мордвы от Поволжья на запад на Киева и на юг до Керчи, считая, что названия и этих городов мордовского происхождения7 .
Автор считает, что общественно-политический строй мордвы "до освоения Поволжья русскими" представлял "сочетание уже отмиравшего древнеродового уклада с зарождающимся феодализмом" (стр. 17). Завоевание Поволжья московским царизмом происходило во второй половине XVI. в., а по изложению у Л. Каптерева получается, что на протяжении нескольких столетий (XII-XVI) все происходит отмирание древнеродового уклада и зарождение феодализма до тех пор, пока "потомки упорно враждебного Пургаса", забыв о своей гордости, входят в состав служилых люден Московского государства и принимают участие в последнем казанском походе (стр. 119).
Автор искажает марксистско-ленинское учение о роде и семье, утверждая, что
1 Путем палеонтологического анализа двухплеменного гибридного названия болгар Н. Я. Марр установил, что название буртас происходит "из одного круга с хазарами и чувашами, материально представляет лишь фонетическую разновидность термина булгар". См. Марр Н. Соч. Т. V, стр. 363 - 364. 1935.
2 Березин И. "Нашествие Батыя на Россию". "Журнал министерства народного просвещения N 5 за 1855 г., стр. 96.
3 И. Сталин "Марксизм и национально-колониальный вопрос", стр. 158. 1934.
4 Постановление президиума ЦИК Мордовской АССР от 28 апреля 1938 г. "Морфология, орфография и грамматическая терминология эрзянских и мокшанского языков". Мордизд. Саранск, 1939.
5 Веске М. "Славяно-финские культурные отношения по данным языка". "Известия Общества археологии, истории и этнографии". Т. VIII. Вып. 1-й, стр. 11 - 12. Казань. 1890.
6 Веселовский С. "Нижегородские платежницы 7116 и 7120 гг.", стр. 198 М. 1910.
7 Орлов В. "Памятники мордовской старины". "Журнал министерства внутренних дел" за 1851 г. Ч. 33-я, стр. 401 - 402. Смирнов М. "Мордва". "Известия Общества археологии, истории и этнографии". Т. X. Вып. 2-й, стр. 187. Казань. 1892.
"семьи, образующие селение-"веле", возглавляются старшим в роде" (стр. 17). Это неверно: отдельные семьи появляются только с распадом рода. Наличие поселений, в которых происходило образование территориальных, поземельных общин самостоятельных домохозяев - "кудазорт", - свидетельствовало о процессе разложения кровных родовых союзов у мокши и эрзи, ибо "род был первоначальной естественно сложившейся формой человеческого общества, покоящегося на кровном родстве, так что различные формы семьи развиваются лишь впоследствии из начавшегося разложения родовых союзов"1 .
Отрывая экономику у мордовского народа от социальных отношений, автор облекает схоластически в форму феодальных отношений "подчинение отдельных родов местным князьям - "прявтам"2 . "Прявты" будто бы считали своим владением определенную территорию, собирали дань с населения и, наконец, являлись поставщиками сырья для иноземных купцов (стр. 17). По летописным данным известно, что у мордвы в начале XIII в. были князья Пургас, Пуреш и его сын. Полагают, что Пургас был князем у племени эрзя, а Пуреш и его сын - у мокши. Племенные объединения, как известно, возникают в доклассовом обществе, и недопустимо племенного вождя или князя возводить в ранг феодального князя.
В языке мокши и языке эрзи есть термин раб - "уре", - который в настоящее время считается архаизмом. Глава семьи - домохозяин - у эрзи называется "кудазор". Укажем, что в языке эрзи сохранилось еще старинное слово "инязор", а у мокши - "оцязор", означающие, по смыслу, великий хозяин; очевидно, это название у мордвы было присуще племенным князьям. Парные захоронения (с обилием бытовых вещей, приобретенных покупкой), характерные для начала патриархата, обнаружены в Коринском могильнике (Шатковский район. Горьковской области), ранний слой которого с ямным ритуальным погребением датируется XII-XIII веками.
В дореволюционной и современной исторической литературе принято считать, что государство волжских болгар к западу простиралось до реки Суры3 , и утверждение Л. Кантерева, что Ока была западной границей болгарского царства, не соответствует исторической действительности.
Автор совершенно неправильно утверждает, будто вся мордва была в вассальной зависимости от болгарского государства (стр. 17). Неправильно также считает он, что "Волжско-Окско-Сурско-Пьянское междуречье" (стр. 75, 164) по договору русских князей с болгарами 1221 г. отошло к Владимиро-Суздальскому княжеству - в договоре 1221 г. нет ничего об этом.
Мордовский народ для защиты своей самостоятельности использовал естественные условия края, устраивая на территории междуречья Оки и Суры и к югу от Волги до истоков реки Мохши в лесных дебрях городища - "тверди". Под 1103 г. летописец сообщает о победе мордвы над муромским князем Ярославом. В 1184 г., при объединенном походе русских князей на болгар, князь Всеволод Юрьевич считался с самостоятельностью мордовского народа и заключил с ним мирный договор, по которому мордва обязалась продавать русской рати продовольствие4 . Русским князьям не раз приходилось предпринимать военные походы с целью захвата мордовской земли, даже после основания Нижнего Новгорода а-1221 году.
Вульгаризируя принципы исторического материализма, автор переход к применению труда рабов - челяди - в земледелии рассматривает вне зависимости от уровня развития производительных сил и изменения производственных отношений. "Рабы-челядь долгое время служили предметом экспорта, пока, с развитием крупного землевладения, рабовладельцы не пришли к мысли (разрядка моя. - В. Л. ), что их выгоднее использовать не в качестве рыночного товара, а бесплатной рабочей силы" (стр. 52).
Л. Каптерев не вскрывает классовой сущности деятельности духовных и светских феодалов, ряд же стихийных восстаний крестьян против усилившегося феодального гнета сводит к борьбе "между христианством - в лице духовенства и князей - и язычеством - в лице волхвов" (стр. 60). Основатель Нижегородского благовещенского монастыря изображается как бесплотный "религиозный мистик и аскет, совершенно чуждый политическим и миссионерско-завоевательным замыслам" (стр. 79).
Жестокая эксплоатация крепостных крестьян на хозяйственных предприятиях ремесленно-промыслового типа Печерского монастыря (в столярных, сапожных и других мастерских, на кожевенных заводах, в судостроительной верфи и т. д.) изображается как обычное обслуживание, а не как изнурительный подневольный крепостной труд. "Все эти предприятия обслуживались (разрядка моя. - В. Л. ) преимущественно собственными монастырскими крестьянами" (стр. 127).
Свирепая колонизаторская деятельность князя Юрия в Поволжье, получившая благословение епископа Симона, по Каптереву, будто бы поддерживалась также и всем русским народом: князь и епископ, утверждает он, "были не одиноки, за ними стояли народные массы - не отмеченные
1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. T. XVII, стр. 387 Примечание.
2 В языке эрзи слово "поя" равнозначаще слову "голова"; так, русское "во главе" переводится "прявтокс". См. "История СССР" под ред. А. Шестакова на эрзя-мордовском языке, стр. 54, 66, 74. М. 1938
3 Голубовский П. "Болгары и хазары". "Киевская старина". Т. VII, стр. 35. 1888; Смирнов А. "Возникновение государства волжских булгар". "Вестник древней истории" N 2 за 1938 г., стр. 97.
4 Воздвиженский Т. "Историческое обозрение Рязанской губернии", стр. 65 М. 1822.
летописью безвестные герои истории" (стр. 70).
В "Приложениях и примечаниях" отрывок из Воскресенской летописи о походе на болгар в 1220 г., помещенный в разделе, носящем заголовок "Новград Нижний" (стр. 154 - 155), напечатан безграмотно, с искажением транскрипции отдельных слов - "людей" вместо "люди" (стр. 154), "зажегше" вместо "зажгоша" (стр. 154); с пропуском целых слов - "и побегоша" вместо "и возмятшеся побеготда" (стр. 154), "и потече князь" вместо "и потече сам князь" и т. п.; после слов Святослава, в которых содержится распоряжение русской рати повести наступление на город с другой стороны, пропущена фраза: "они же воставше поидоша объону страну града" (стр. 154)1 . Без всякого пояснения автор опустил очень важную часть летописного повествования, где сказано об условиях мира, заключенного великим князем Юрием Всеволодовичем с болгарами "по старине", как было при отце его и дедушке2 .
Можно было бы указать в книге еще на ряд искажений исторических событий, происходивших в Поволжье, но и приведенных фактов достаточно, чтобы получить представление о той безответственности, с какой Л. Каптерев отнесся к истории Нижегородского Поволжья, а в особенности к истории мордовского народа, часто употребляя к тому же ненаучные определения буржуазных историков.
1 См. "Полное собрание русских летописей". Т. VII, стр. 126 - 128. СПБ. 1856.
2 Там же, стр. 128.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
![]() |
Editorial Contacts |
About · News · For Advertisers |
Libmonster Russia ® All rights reserved.
2014-2025, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Russia |