Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: RU-8681
Author(s) of the publication: К. В. МОЛЧАНОВ

Share with friends in SM

Опыт - это инструмент познания, и, как определил Гегель, "...не познается ничего, чего нет в опыте " [1, т. 4. С. 429]. Иными словами - опыт или практика как опыт есть основа познания мира. При этом, однако, необходимо учитывать трансцендентные возможности познания и трансцендентный опыт , который есть, в частности, опыт: а) объективный, б) познаниятрансцендентивного 1 .

Трансцендентный опыт есть отрицание естественно-научного опыта и опыта сознания.

В работе, посвященной определенности (отрицание есть определенность) трансцендентного опыта [4], выступило понимание того, что естественно-научный опыт или опыт сознания есть опыт рассудка , опыт реальности , а опыт разума - трансцендентный опыт - есть действо в свойствах Всеобщего , опыт в проистекающей объективности .

Трансцендентный опыт определяется как актуализация (например, выявление вне времени и пространства) информации познания, информации о движении вообще познания и о его моментах, в том числе не проявленных, например, о характеристиках движения познания или о его предмете и существе . Можно сказать, что трансцендентный опыт - это возвращающееся движение возвышающегося рассудка к разуму 2 , возвышающее преодоление рассудком себя посредством философского знания (см. рис. 1).


1 Трансцендентивное (понятие, определение, нечто...) - понятие материализма (см., напр., [2]), определяющее действительность или существенность (нечто) вне реально проистекающего бытия, доступное только посредством трансцендентного опыта, например, Событий Пространство (согласно "Началам...", [3]). В частном случае - трансцендентивное определяет идеализированное трансцендентное.

2 В своем труде "Феноменология духа" Гегель показал восхождение сознания, которое, углубляясь в постижение внутреннего существа предмета и выхода за рамки воспринимающего сознания (первая стадия первой ступени развития сознания), погружается во Всеобщее и приводит к разуму.

стр. 166


Рис. 1

Трансцендентный опыт - конкретный трансцендентный опыт - определяется как актуализация информации в выбранной области познания и ее понятий, т. е. о движении вообще познания в ней, о его характеристиках, предмете и выбранных моментах. Таким образом, трансцендентный опыт - это в первую очередь инструмент познания.

Однако для обоснования понятия "трансцендентный опыт" необходимо: а) убедиться в различии рассудка и разума (п. I); б) определиться с качеством 3 трансцендентного опыта (п. II).

I

Сознание на начальном этапе своего развития имеет предметный характер, что полагает рассмотрение взаимоотношения сознания и предмета, отношения, которое широко освещено в философских трудах, но только Гегелем оно раскрыто в диалектической целостности. Все дело в том, что для Гегеля существенным является становление сознания как рассудка, переход от предметного сознания к самосознанию, когда снимается различие между сознанием и предметом. Поэтому Гегель вскрывает противоречия во всех формах предметного сознания. При этом в свете снятия различия между сознанием и предметом и становления более высокой формы сознания критический анализ Гегеля становится основой метода, в котором конструируется путь развития сознания, отметается ряд его заблуждений и восстанавливается истинный ход диалектического развития сознания.


3 Далее, следуя по конструирующему самого себя пути исследований и учитывая развертывание исследований от актуализированного в "Началах..." [3] определенного порожденного неопределенного непосредственного - трансцендентного опыта, - необходимо определяться с количественными моментами и характеристиками трансцендентного опыта. Они не являются предметом настоящей статьи, но с некоторыми из них можно ознакомиться в нашей работе "Магия философии" ( Молчанов К. В. "Магия философии. На новом пути к познания; основы философии и космоэнергетики". М., 2003).

стр. 167


Поэтому Гегель, последовательно развивая свою мысль, начинает анализ с непосредственного индивидуального сознания - с чувственной достоверности. На этой стадии развития сознанию кажется, что чувственная достоверность является самой конкретной и самой истинной формой знания. "......Чувственная достоверность имеет видимость самой подлинной достоверности; ибо она еще ничего не упустила из предмета, а имеет его перед собой во всей его полноте. Но на деле эта достоверность сама выдает себя за истину самую абстрактную и самую бедную. О том, что она знает, она говорит только: оно есть; и ее истина заключается единственно в бытии вещи" [1, т. 4. С. 51]. Однако опыт показывает, что непосредственное выражение чувственной достоверности есть абстрактная форма знания. Так, "на вопрос: что такое "теперь"? мы...... ответим, например, "теперь" - это ночь......Мы запишем эту истину......Если мы опять взглянем на записанную истину теперь, в этот полдень, мы должны будем сказать, что она выдохлась" [1, т. 4. С. 52 - 52]. "То же самое относится к другой форме "этого" - к "здесь". "Здесь" - это, например, дерево. Я поворачиваюсь, и эта истина исчезла и превратилась в противоположную: "Здесь" - это не дерево, а, скажем, дом" [1, т. 4. С. 53].

В силу обнаруженного противоречия (истинности знания и его абстрактности, неполной достоверности) сознание приходит на следующую, более высокую стадию - стадию восприятия,стадию воспринимающего сознания. Оно исходит из наблюдений, но сопоставляет их, размышляет о них и, подводя рассуждения под определенные категории, получает обобщенные положения. Воспринимающее сознание, таким образом, ставит чувственное в отношение к элементам всеобщего, которое еще не может познать. Для воспринимающего сознания, согласно Гегелю, существенно противоречие: происходит смешение единичного и всеобщего. Например, "...вещь есть "одно" именно в силу того, что она противополагает себя другим. Но она исключает из себя другие не постольку, поскольку она есть "одно", - ибо быть "одним" означает всеобщее соотнесение себя с собою, и благодаря этому, что она есть "одно", она, напротив, равна всем, - а исключает их в силу определенности" [1, т. 4. С. 65]. Тем самым Гегель обнаружил проблему диалектики единичного и общего, которая не обозначена ни в сенсуализме, ни в кантовской философии (именно поэтому, в частности, подвергаемых критике со стороны Гегеля).

стр. 168


Противоречие воспринимающего сознания снимается переходом от наблюдения непосредственной единичности. Сознание углубляется в постижение внутреннего существа предмета, которое не имеет чувственного характера. "В диалектике чувственной достоверности для сознания исчезли слышание, видение и т. д., и как воспринимание оно перешло к мыслям, которые, однако, оно впервые связывает в бузусловно-всеобщем" [1, т. 4. С. 71]. Сознание выходит за пределы воспринимающего сознания и вступает в "царство рассудка". Только на стадии рассудка общее становится истинным предметом сознания, хотя сознание еще и не достигло себя, не постигло себя в форме понятия, но видит сущность действительности. "Эта подлинная сущность вещей определилась теперь таким образом, что она не есть непосредственно для сознания, а что это последнее имеет опосредствованное отношение к "внутреннему" и в качестве рассудкаприникает взором сквозь этот средний термин игры сил к истинной скрытой основе вещей" [1, т. 4. С. 77].

Иными словами, рассудок является третьей стадией первой ступени развития сознания.

Когда рассудок становится предметом сознания, тогда оно поднимается на ступень самосознания, снимая (отрицая) все предыдущие формы сознания (чувственная достоверность, воспринимающее сознание и рассудок). Для самосознания существенны, по меньшей мере, два аспекта - философский (исследовательский, научный) и общественный:

а) "самосознание есть предмет для сознания" [1, т. 4. С. 98], т. е. само сознание, в частности, становится предметом своего же интереса;

б) сознание постигает свою общественную сущность, ибо "самосознание достигает своего удовлетворения только в некотором другом самосознании" [1, т. 4. С. 98] 4 .

Затем сознание возвышается до разума, когда "...оно удостоверилось в самом себе как в реальности, или в том, что вся действительность есть не что иное, как оно; его мышление непосредственно само есть действительность" [1, т. 4. С. 124]. "Только тут... оно открывает мир как свой новый действительный мир... устойчивость мира становится для сознания его собственной истиной и его собственным наличием" [1, т. 4. С. 125].


4 См. также п. "Истинный дух, нравственность" [1, т. 4, с. 235-260].

стр. 169


Таким образом, сознание, восходя от своих простейших форм и проходя ступень самосознания, достигает ступени разума - достоверности реальности. Следовательно, рассудок (третья стадия первой ступени развития сознания) и разум необходимо различать. При этом в своем труде "Наука логики", последовавшем за книгой "Феноменология духа", Гегель определяет отличия рассудка и разума. В частности, Гегель пишет о том, что "рассудок определяет и твердо держится за свои определения; разум же отрицателен и диалектичен, ибо он разрешает определения рассудка в ничто; он положителен, ибо он порождает 5 всеобщее и постигает в нем особенное. Подобно тому, как рассудок обычно понимается как нечто отдельное от разума вообще, точно так же и диалектический разум обычно признается чем-то отдельным от положительного разума (и, необходимо добавить, от разума вообще. - К. М. ). Но в своей истине разум есть дух,который выше их обоих; он есть рассудочный разум или разумный рассудок. Он есть отрицательное, то, что составляет качество, как диалектического разума, так и рассудка. Он отрицает простое, и тем самым он полагает определенное различие, за которое держится рассудок. Но вместе с тем он также и разлагает это различие, и тем самым он диалектичен" [1, т. 5. С. 4]. При этом "обращенный против разума, он (рассудок. - К. М. ) ведет себя как обыкновенный здравый смысл и выдвигает свой взгляд, согласно которому истина покоится на чувственной реальности, мысли суть только мысли в том смысле, что чувственное восприятие впервые сообщает им содержательность и реальность, что разум, поскольку он сам остается сам по себе, порождает лишь химерические домыслы" [1, т. 5. С. 22] 6 .

Таким образом, с учетом труда "Феноменология духа" становятся существенными:

а) взаимное отрицание (диалектическое) рассудка и разума;


5 Имеется в виду то, что развитие природы в широком смысле (всеобщее) соответствует действительным законам. "Что разумно, то действительно; и что действительно, то разумно", определили Гегель в труде "Философия права" [1, т. 7 С. 15]. Однако следует делать отличия между действительностью и существенностью. Согласно Гегелю, "действительность есть единство сущности и существования", а "существование есть происшедшая из основания непосредственность" [1, т. 5. С. 636]. Иными словами, Гегель определил различие между действительностью и существованием; последнее представляет собой преходящее.

6 См. также [1, т. 5. С. 1]

стр. 170


б) различие рассудка и разума (а также "форм" рассудка, например, рассудка как такового и теоретического разума 7 ). Так, например, согласно труду "Феноменология духа", для рассудкаистинное "есть простое "внутреннее"" [1, т. 4. С. 80], а для разума "...достоверность того, что он - вся реальность, возведена в истину" [1, т. 4. С. 233].

Следовательно, разум не только качественно отличен от рассудка и выше него, он - дух, вся реальность, порождает всеобщее (управляет развитием, "конструирует") и постигает в нем особенное, достигает тайны.

Разум един с действительным миром, поэтому только он может познать весь мир, ибо "разум есть дух, так как достоверность того, что он - вся реальность, возведена в истину; и разум сознает себя самого как свой мир, а мир - как себя самого" [1, т. 4. С. 233 ]. Высшее познание доступно только разуму, которому открыт весь действительный мир. Это обусловливает два вывода.

Во-первых, для современных исследований целесообразно, очевидно, использовать не только известные методы познания, но и новые методы и технологии, обусловленныедействительностью разума.

Во-вторых, в смысле философии Гегеля существенны различные определения опыта: опыт рассудка (естественно-научный опыт или опыт сознания) и опыт разума, т. е. трансцендентный опыт, ибо "...определения рассудка необходимо сталкиваются с самими собою. - ...Рефлексия (рассудка. - К. М. ) заключается в том, что (определения рассудка. - К. М. ) выходят за пределыконкретно непосредственного и о пределяют и разделяют его. Но она необходимо должна равным образом выходить и за пределы этих своих разделяющих определений и, прежде всего,соотносить их. В стадии этого соотнесения выступает наружу их столкновение. Это совершаемое рефлексией соотношение принадлежит в себе к разуму (выделено мной. - К. М. )" [1, т. 5. С. 23].


7 Необходимо отметить, что для рассудка существенно смешение формы "теоретический" и понятия "разум". Это порождает в некоторых случаях неоднозначность суждения о разуме, на что неоднократно обращал внимание Гегель (см., напр.: [1, т. 5, с.1]).

стр. 171


II

Опыт рассудка есть естественно-научный опыт или опыт сознания, а опыт разума - трансцендентный опыт - есть действо в свойствах Всеобщего (понимаемых согласно труду Гегеля "Феноменология духа"). В определенном смысле можно также сказать, что естественно-научный опыт или опыт сознания есть опыт материального мира (физического бытия), а трансцендентный опыт есть опыт энергетный, пронзающий и материю вообще и сознание. (В целом трансцендентный опыт возможен и по отношению к моментам вне реально проистекающего бытия.) При этом опыт рассудка и трансцендентный опыт качественно различны. Например, опыт рассудка (естественно-научный опыт или опыт сознания) может не признавать те или иные положения, например, мистическое, ибо мистика вне него, точнее вне его разумения (или желания). Но для опыта разума, для трансцендентного опыта даже мистика не таинственна, а познаваема и требует осознания. ("...Мистика, несомненно, есть нечто таинственное, но она таинственна лишь для рассудка" [1, т. 1. С. 141].)

При этом существенны два положения, проявляющие качество трансцендентного опыта.

Во-первых, в определенном смысле можно сказать, что трансцендентный опыт - это сверхъестественно-научный опыт (сверхъестественный опыт), ибо ему может быть доступно то, чтонеподвластно современным естественно-научным опытам. (Очевидно, что трансцендентный опыт будет вне естественных наук, пока он не станет одним из их методов познания.)

Во-вторых, необходимо отметить, что понятие "трансцендентный опыт" - опыт разума - отражает, в частности, возможность познания трансцендентного или познания а) того, что "находится" вне возможностей естественно-научного опыта и опыта рассудка или б) например, трансценденталий. Тогда, получается (в обоих случаях), трансцендентный опыт в определенном смысле трансцендентален 8 , т. е. сам, якобы, является идеалистичес-


8 Существуют различные, порой противоречащие друг другу, трактовки терминов "трансцендентный" и "трансцендентальный" (См., напр.: Новая философская энциклопедия. М., 2000).

Для настоящей работы достаточным является следующее полное, цельное и непротиворечивое определение понятий "трансцендентный" и "трансцендентальный". Первый термин относится к свойству мира, его началу, еговнутреннему содержанию. Второй характеризует категории науки, научный язык или

стр. 172


ким. Это, на первый взгляд, определение или противоречие невозможно разрешить в рамках существующих философских воззрений и их пониманий. Однако это противоречие снимается по крайней мере в том, что рассуждения велись не об опыте рассудка, а о возможностях рассудка, возвышающегося до разума, которому подвластна вся реальность. Иными словами, говорится не о трансцендентальности, довлеющей априорностью, а о трансцендентном опыте, определяемом возможностями людей, постигших хотя бы некоторые тайны философии Гегеля. Но все же обсужденное противоречие снято (снятие проявлено) только в негации 9 , и упущено сохранение, так как оно существенно не в самом трансцендентном опыте.

III

Подводя итоги проведенным рассуждениям (с учетом [3; 4]), можно сказать, что, с одной стороны, дано определение трансцендентного опыта, который выходит за существующие философские и естественно-научные представления (и их возможности). При этом, с другой стороны, становится очевидным, что вопрос существен не в самом трансцендентном опыте. Вопрос существен в том, что выступило положение, определяемое некоторым новым (например, некоторым новым воззрением на определенную философскую систему, либо вообще новой философской системой), ибо рассуждения имели новое качество и дали новую определенность, принципиально новую определенность,


даже саму науку, любое знание, несущее на себе отпечаток трансцендентальности, т. е. включающее в свои внутренние смыслы некую неопределенность , погруженность в тайну мира, недосказанность" [5. С. 124]. Необходимо отметить, во-первых, что в данном определении трансцендентного не отрицается (в отличие от философии И. Канта) возможность его познания (хотя и не утверждается возможность его полного познания). При этом, во-вторых, в проводимых исследованиях понимание "трансцендентальности" в целом шире, чем наука и знание, "несущее на себе отпечаток трансцендентальности". Если трансцендентность "относится к свойству мира и его внутреннему содержанию" и выражает "тайну мира, недосказанность", то трансцендентальность определяется и как отражение существа и свойств мира, его смысла, что, например, определяет абстракции , сущностный материал и фактор постижения (в том числе "тайн мира") в научном познании мира человеком.

9 "Снятие проявляет свое подлинное двойное значение, которое мы видели в негативном: оно есть процесс негации и в то же время сохранение (выделено мной. - К. М. )" [1, т. 4. С. 61].

стр. 173


таившуюся за естественно-научным опытом. Однако рассуждения были осуществлены на основе философии Гегеля. Но они были осуществлены и вне нее, например, в частности, потому, что определилось восхождение рассудка к разуму вне самосознания (без прохождения самосознания) и его возвращаемость, не рассмотренная Гегелем и лежащая вне гегелевской системы. Какэто понимать? Это и есть новое - единство философии Гегеля и ее качественное развитие в единстве с диалектическим отрицанием философии Гегеля (тезис) ее качественным развитием (антитезис). Это - становление процесса воспроизведения философии Гегеля, ведущего, так как рассуждения восходят от философии Гегеля, к синтезу...

1. Гегель Г. В. Ф. Соч. М. -Л., 1929.

2. Молчанов К. В. О философско-экономических основах и форме современной определенной теории социально-экономического развития. Моменты формирования современной базы исследований // Философские исследования. 2002. N 1.

3. Молчанов К. В. Начала или моменты актуализации единства сознания и бытия в процессе воспроизведения философии Гегеля // Философские исследования. 2002. N 3 - 4.

4. Молчанов К. В. Трансцендентный опыт или о первом моменте трансцендентного познания // Философские исследования. 2003. N 1.

5. Осипов Ю. М. Значение философии хозяйства С. Н. Булгакова для современной экономической теории // Преодоление времени (по материалам международной научной конференции, посвященной творческому наследию С. Н. Булгакова). М., 1998.

Отзывы, вопросы и предложения принимаются по электронной почте: molchanov@mail.magelan.ru

Orphus

© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/КАЧЕСТВО-ТРАНСЦЕНДЕНТНОГО-ОПЫТА

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Iosif LesogradskiContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Lesogradski

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

К. В. МОЛЧАНОВ, КАЧЕСТВО ТРАНСЦЕНДЕНТНОГО ОПЫТА // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 10.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/КАЧЕСТВО-ТРАНСЦЕНДЕНТНОГО-ОПЫТА (date of access: 18.09.2019).

Publication author(s) - К. В. МОЛЧАНОВ:

К. В. МОЛЧАНОВ → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Iosif Lesogradski
Москва, Russia
1224 views rating
10.09.2015 (1469 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes

Related Articles
ЯНТАРНЫЙ ПУТЬ
Catalog: География 
9 hours ago · From Россия Онлайн
ПЕРВАЯ В РОССИИ КНИГА О ФРАНЦУЗСКОЙ БУРЖУАЗНОЙ РЕВОЛЮЦИИ КОНЦА XVIII ВЕКА
9 hours ago · From Россия Онлайн
АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ БРУСИЛОВ
9 hours ago · From Россия Онлайн
ЕГИПЕТ: ЭВОЛЮЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
9 hours ago · From Россия Онлайн
А. Т. БОЛОТОВ - УЧЕНЫЙ, ПИСАТЕЛЬ ЭНЦИКЛОПЕДИСТ
9 hours ago · From Россия Онлайн
Несмотря на недолгое существование казино Crystal Casino на онлайн-рынке, сейчас оно является одним из самых развитых и уважаемых онлайн-казино. Это российское онлайн-казино предлагает несколько сотен различных игр, доступных на настольных компьютерах, а также на смартфонах и планшетах.
Catalog: Лайфстайл 
10 hours ago · From Россия Онлайн
МОСКОВСКИЕ ОХОТНИКИ ПРЕДПОЧИТАЮТ ЯСТРЕБОВ И СЕТТЕРОВ
Catalog: Лайфстайл 
6 days ago · From Россия Онлайн
НЕНУЖНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ
Catalog: Лайфстайл 
6 days ago · From Россия Онлайн
Российское онлайн-казино предлагает нам игры производства NetEntertaiment, Microgaiming и других менее известных разработчиков.
Catalog: Лайфстайл 
6 days ago · From Россия Онлайн

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
 

Actual publications:

Загрузка...

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
КАЧЕСТВО ТРАНСЦЕНДЕНТНОГО ОПЫТА
 

Contacts
Watch out for new publications:

About · News · For Advertisers · Donate $ to Libmonster ($)

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2019, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Germany China India Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Uzbekistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones