Libmonster ID: RU-9232

В. АНДРЕЕВ, руководитель проекта Департамента по управлению прямыми инвестициями МДМ Банка

Для успешного проведения модернизации и инновационного развития российской экономики необходимо, чтобы результаты проводимых исследований и разработок оправдывали ожидания ученых, предпринимателей и инвесторов. С этой целью в инновационном центре "Сколково" создаются особые условия для разработок в высокотехнологичных отраслях, способствующие созданию и экспорту российских технологий и инновационной продукции. Благодаря концентрации инвестиционного капитала и талантливых ученых можно реализовать новые интересные идеи и инновационные проекты. При этом требуется оценить их перспективность с различных точек зрения.

В первую очередь важно понять результативность и количественно оценить процессы отбора идей, формирования портфеля инновационных проектов, их технологической реализуемости, внедрения в производство, выхода на рынок, достижения ожидаемой доходности. Чтобы сформировать целостную картину успешности инновационных проектов, нужно анализировать международную инновационную практику. Вместе с тем инновационная среда каждого государства уникальна и зависит от специфики региона, уровня экономического развития и уклада национальной экономики, что определяет особые факторы успешности реализации инноваций. Выявление таких факторов в России может не только создать основу для реалистичной количественной оценки успешности конкретных инновационных проектов, но и ускорить темпы модернизации отечественной экономики.

Успешность инновационных проектов

В кругу специалистов сложилось устойчивое мнение о случайном характере и низкой вероятности успешности исследований и разработок. Считается, что прогнозировать развитие инновационного бизнеса очень сложно, поскольку не ясны механизмы его роста.

Прежде всего деятельность компаний оценивается по экономической эффективности как соотношению полученной выгоды и затраченных ресурсов. Есть и более общий подход к оценке результативности инновационной деятельности, включающий все полученные выгоды или результаты, важнейшие из которых - доходность и рост бизнеса.

стр. 41
Однако даже незавершенный инновационный проект, несмотря на отсутствие экономической эффективности в целом, может иметь положительный результат в виде созданной интеллектуальной собственности, новых технологий, представляющих интерес для патентования и последующей продажи, повышения компетентности сотрудников, их коммуникации и опыта1.

Для оценки инновационных проектов многие зарубежные исследователи используют экономическую категорию "успешность", которая считается "общей целью любой инновационной деятельности"2 и имеет различные интерпретации3. По нашему мнению, понятие "успешность инновационных проектов" предполагает достижение инвестором желаемых результатов инновационного процесса, что отражает субъективный подход к оценке полученных результатов. Экономическая успешность инновационных проектов как вероятность получения более высокой нормы прибыли, чем от сопоставимых не инновационных проектов, зависит от достижения технических целей проекта (вероятности технического завершения) и вывода на рынок нового продукта (вероятности коммерциализации)4. Из-за отсутствия оценки вероятности успеха компании нередко преждевременно завершают много технически интересных, но коммерчески бесполезных проектов или выбирают относительно тривиальные проекты с высокой вероятностью технического завершения и низкой потенциальной прибылью.

Для определения успешности инноваций необходимо оценивать ожидания заинтересованных лиц по неким разумным критериям, без которых даже реальные достижения могут быть истолкованы как неудача. Оценка успешности на уровне инновационной компании базируется на двух фундаментальных показателях: прибыльности и влиянии на бизнес. Поэтому критериями успешности инновационной деятельности на уровне предприятия могут быть: доля коммерчески успешных инновационных проектов; доля продаж введенных за последние три года продуктов; соотношение прибыли и затрат; уровень технической успешности; достижение намеченного объема продаж нового товара; достижение планируемого размера прибыли; прибыльность и успешность по сравнению с конкурентами5. Для крупных корпора-

1 Lewis M.A. Success, Failure and Organisational Competence: A Case Study of the New Product Development Process // Journal of Engineering Technology Management. 2001. Vol. 18, No 2. P. 185 - 206.

2 Jokioinen I., Suomala P. Concepts to Products: Lessons Learned from Industrial Success Stories // European Journal of Innovation Management. 2006. Vol. 9, No 4. P. 371.

3 Cooper R. G. Identifying New Product Success. Project NewProd // Industrial Marketing Management. 1979, Vol. 8, No 2. P. 124 - 135; Hart S. Dimensions of Success in New Product Development: An Exploratory Investigation // Journal of Marketing Management. 1993. Vol. 9, No 1. P. 23 - 41; Hultink E.J., Hart S., Robben H.S.J., Griffin A. Launch Decisions and New Product Success: An Empirical Comparison of Consumer and Industrial Products // Journal of Engineering and Technology Management. 2000. Vol. 17, No 1. P. 5 - 23. Например, "успешность - это сохранение преимуществ неопределенной собственности в контексте определяемой проблемы".

4 Mansfield E., Wagner S. Organizational and Strategic Factors Associated with Probabilities of Success in Industrial R & D // The Journal of Business. 1975. Vol. 48, No 2. P. 179 - 198.

5 Cooper R.G., Kleinschmidt E.J. Winning Businesses in Product Development: The Critical Success Factors // Research-Technology Management. 1996. Vol. 39, No 4. P. 18 - 29.

стр. 42
ций успешность инноваций определяется выходом нового продукта на рынок, доходностью и снижением издержек, а также достижением целей проекта, преимуществами для покупателей, коммерческой результативностью и будущим потенциалом6.

Опираясь на известные исследования инноваций7 и анализ успешной международной инновационной практики, мы сформулировали концепцию успешности инновационного бизнеса, в соответствии с которой необходимо выполнить ряд условий:

- финансовые результаты нового инновационного проекта не должны создавать угрозу существованию компании;

- следует организационно выделять успешный инновационный проект для его активного развития и мультипликации;

- объем инвестиций в проект и срок их окупаемости должны быть минимальными;

- целесообразность выпуска инновационной продукции определяется ее востребованностью у потребителей;

- необходимо оперативно оценивать результаты на всех стадиях инновационного процесса, принимая своевременные решения о продолжении, приостановлении или прекращении проекта с целью сократить потенциальные убытки.

Коммерческий потенциал новых идей и инновационных проектов

И новые инновационные компании, и крупные корпорации должны оценивать коммерческую перспективу своей инновационной деятельности, что позволит сформировать финансовую стратегию и снизить риски. Количественная оценка процесса трансформации новых идей или разработок в коммерчески успешный результат может базироваться на анализе результативности международной патентной деятельности, опыта внедрения новых разработок в производство или венчурного инвестирования.

Анализ международной патентной деятельности показал, что менее 10% поступивших идей могут претендовать на получение патента и только 5 - 10% полученных патентов обладают минимальной коммерческой ценностью8. Большая часть коммерчески ценных патентов направлена на защиту приоритетности исследований, поэтому количество экономически успешных патентов намного меньше 1% от числа выданных. Таким образом, соотношение творческих идей и успешных инновационных проектов со значительной доходностью составляет 3000 к 1, или 0,03% от количества творческих идей.

6 Shenhar A.J., Tishler A., Dvir D., Lipovetsky S., Lechter T. Refining the Search for Project Success Factors: A Multivariate, Typological Approach // R & D Management. 2002. Vol. 32, No 2. P. 111 - 126.

7 Друкер П. Ф. Бизнес и инновации. М.: Вильямс, 2009. С. 62 - 63, 213 - 220; Кристенсен К. М., Рейнор М. Е. Решение проблемы инноваций в бизнесе. Как создать растущий бизнес и успешно поддерживать его рост. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. С. 235 - 253.

8 Innovation and Its Enemies // The Economist. 2006. Jan. 14. P. 67.

стр. 43
В зарубежных исследованиях промышленных инновационных проектов установлен общий показатель их коммерческой успешности, составляющий примерно 0,04% от количества представленных творческих идей9. В то же время этот показатель может варьировать по отраслям. Так, для получения одного удачного коммерческого решения в фармацевтической отрасли нужно исследовать гораздо больше соединений (8000 - 10 000)10. Согласно большинству источников, шансы на успешность инновационных разработок, требующих значительных затрат на поисковые, финансовые и рыночные исследования, находятся в диапазоне от 1 из 7 до 1 из 10, что может объясняться выбором в качестве начальной стадии анализа различных этапов разработки новых продуктов.

Доля коммерчески успешных инновационных проектов с момента их запуска в полномасштабное производство и выхода на рынок в 1992 г. составляла в Японии 60%, а в Великобритании - 5411; в США в 1968 г. - 67, в 2004 г. - 59%12. Доля успешных инновационных проектов на стадии коммерческой реализации стабильно находится в диапазоне 40 - 65% и не увеличивается со временем, несмотря на постоянное совершенствование усложняющихся инновационных процессов, поэтому общая доля неудачных проектов устойчиво высока. Оценивая успешность или неудачу инновационного проекта, следует четко определять исходный этап инновационного процесса, поскольку верны оба следующих утверждения: "60% инновационных проектов успешны" с этапа коммерческой реализации и "99,7% идей терпят неудачу" с этапа их представления.

Анализ результативности инновационных проектов, поддержанных венчурными инвесторами, показывает, что около 35% в США и около 60% в Европе оказываются полностью неуспешными и не приносят никакой прибыли, от 20 до 30% дают прибыль до 10%, то есть исходя из стоимости вложенного капитала они не приносят ни убытков, ни ожидаемой доходности13. От 8 до 18% компаний, получивших венчурное финансирование, обеспечивают прибыль, значительно превышающую стоимость вложенного капитала, но менее 4% инвестируемых проектов дают венчурным инвесторам большую часть их прибыли.

Г. А. Стивенс и Дж. Берли подтвердили существование закономерности успешности промышленных инноваций по этапам инновационного процесса, так как для большинства отраслей характерно универсальное соотношение количества проектов, перешедших на следующий этап, в абсолютном и относительном выражении (см. рис. 1).

Первоначально из 3000 творческих идей формируются 300 концептуальных идей для проведения экспериментов или подачи патентной заявки (2-й этап инновационного проекта). Из 300 идей около 125 направляются для предварительной технической разработки, получения патента, маркетинга и технико-экономического обоснования

9 Hopkins D.S. New Product Winners and Losers: Report 773. N.Y.: The Conference Board, 1980. P. 1 - 34; New Products Management for the 1980s. N.Y.: Booz, Allen & Hamilton, 1982.

10 Lowe E.A., Taylor W.G.K. Creativity in Life Sciences Research // R & D Management. 1986. Vol. 16, No 1. P. 45 - 61.

11 Edgett S., Shipley D., Forbes G. Japanese and British Companies Compared: Contributing Factors to Success and Failure in NPD // Journal of Product Innovation Management. 1992. Vol. 9, No 1. P. 7.

12 Barczak G., Griffin A., Kahn K.B. Perspective: Trends and Drivers of Success in NPD Practices: Results of the 2003 PDMA Best Practices Study // Journal of Product Innovation Management. 2009. Vol. 26, No 1. P. 3 - 23.

13 Андреев В. А. Доходность инвестиций в инновационный бизнес // Вестник Финансовой академии. 2009. N 6. С. 48 - 61.

стр. 44
Универсальная кривая успешности

Источник: Stevens G.A., Burley J. 3000 Raw Ideas = 1 Commercial Success! // Research-Technology Management. 1997. Vol. 40, No 3. P. 16 - 27.

Рис. 1

(3-й этап). Из этих экспериментальных исследований около 9 превращаются в крупные опытно-конструкторские проекты, требующие значительных ресурсов для разработок, анализа рынка, детальной экономической оценки проекта (4-й этап). Из них 4 становятся основными инновационными проектами компании благодаря определению характеристик нового продукта, пробному маркетингу, анализу конкурентных преимуществ и промышленной апробации (5-й этап). Только 1,7 проекта направляются для коммерческой реализации путем запуска в производство в полном объеме, обучения персонала для продаж, последовательного освоения разных рынков (6-й этап). И в среднем, как правило, только один проект приносит коммерческий успех (7-й этап).

На основе статистического анализа успешности инноваций в реальном секторе экономики можно сделать вывод, что подавляющее большинство идей даже на этапе опытно-конструкторских разработок новых продуктов не имеет коммерческого успеха. Экономическая ценность результатов творческого процесса изобретателей минимальна, так как возможность их коммерческого применения отсутствует в 99,7% случаев.

Универсальные факторы успешности инновационных проектов

В 1979 - 1981 гг. Р. Купер предложил теорию успешности инноваций, поддержанную многими зарубежными учеными, что позволило идентифицировать более 75 ключевых факторов успешности инновационных проектов. Теорию Купера применяли при изучении успешности разработки новых продуктов в различных странах: в канадских компаниях, в Скандинавии и США14, в Великобритании15, Австралии16,

14 Souder W.E., Jenssen S.A. Management Practices Influencing New Product Success and Failure in the United States and Scandinavia: A Cross-cultural Comparative Study // Journal of Product Innovation Management. 1999. Vol. 16, No 2. P. 183 - 203.

15 Balbontin A., Yazdani B., Cooper R., Souder W.E. New Product Development Success Factors in American and British Firms // International Journal of Technology Management. 1999. Vol. 17, No 3. P. 259 - 280.

16 Dwyer L., Mellor R. Organizational Environment, New Product Process Activities and Project Outcomes // Journal of Product Innovation Management. 1991. Vol. 8, No 1. P. 39 - 48.

стр. 45
Китае17, Испании18, Южной Корее19, Германии и Японии20. Было установлено, что перечень важнейших факторов успешности инновационных проектов имеет региональную специфику, отражающую результативность инновационной деятельности каждой страны.

Так, факторы, незначимые для успешности разработки новых продуктов в китайских компаниях (новизна производственного процесса и степень конкуренции), имели большое значение в Корее, а факторы, положительно влияющие на успех инноваций в Канаде (например, новизна рекламы и потребностей покупателей), в Корее оказывали отрицательное воздействие. В Китае приоритетность разработок, их новизна на рынке служат важнейшими факторами успешности; адекватные объемы производства в наибольшей степени определяют успех промышленных инноваций в Корее, а целенаправленная рекламная поддержка особенно значима в Канаде.

Факторы, определяющие успешность инноваций, могут различаться по стадиям развития проекта, уровню новизны, типу нового продукта и отрасли промышленности21. На основе универсальных факторов, обусловливающих успех инновационных проектов, формируются модели количественной оценки вероятности достичь планируемые результаты проекта, применяемые для отбора инновационных проектов или формирования их портфеля, анализа динамики потенциальной доходности проектов по этапам инновационного процесса. Исследования успешности инноваций в рамках определенных отраслей или отдельных корпораций позволили создать ряд скоринговых моделей оценки инновационных проектов, способствующих достижению планируемой результативности инноваций. Такие модели эффективно применяются в автомобилестроении Германии и Японии, в европейских телекоммуникационных компаниях, причем благодаря накоплению успешного специфического отраслевого опыта повышается достоверность прогнозирования результатов новых проектов.

Зарубежные исследователи в области инноваций выделили наиболее важные факторы их успешности: поиск рыночной ниши с меньшей конкуренцией, менее удовлетворенными покупателями и меньшей частотой смены товаров; анализ привлекательности и емкости рынка; интенсивный предварительный технико-экономический анализ; детализация концепции продукта по комплексу свойств и позиционированию; конкурентное превосходство; соответствие нового продукта возможностям и стратегии фирмы; доступность финансовых и кадровых ресур-

17 Farley J. U., Lehmann D.R. Cross-national "Laws" and Differences in Market Response // Management Science. 1994. Vol. 40, No 1. P. 111 - 122; Ren L., Krabbendam K., Weerd-Nederhof P. de. Innovation Practices Success in China: The Use of Innovation Mechanisms in Chinese SOEs // Journal of Technology Management in China. 2006. Vol. 1, No 1. P. 76 - 91.

18 Sanchez A.M., Elola L.N. Product Innovation Management in Spain // Journal of Product Innovation Management. 1991. Vol. 8, No 1. P. 49 - 56.

19 Mishra S., Kim D., Lee D.H. Factors Affecting New Product Success: Cross-country Comparisons // Journal of Product Innovation Management. 1996. Vol. 13, No 6. P. 530 - 550.

20 Херстатт К., Стоксторм К., Нагахира А. Процесс РНП и планирование в японских машиностроительных компаниях // Управление технологией и инновациями в Японии: сб. статей. М.: Волтерс Клувер, 2009. С. 305 - 326; Херстатт К., Ферворн Б., Нагахира А. Снижение степени неопределенности в период нечеткой фронтальной деятельности - сравнительный анализ инновационных проектов японских и немецких компаний. Там же. С. 401 - 429.

21 Langley D.J., Pals N., Ortt J.R. Adoption of Behavior: Predicting Success for Major Innovations // European Journal of Innovation Management. 2005. Vol. 8, No 1. P. 56 - 78.

стр. 46
сов; поэтапная организационная структура инновационного процесса; поддержка инноваций руководством компании; координация между разработчиками, производственниками и маркетологами; ускоренный выход товара на рынок без ущерба для его качества22. На основе систематизации результатов зарубежных исследований можно разделить все факторы, обусловливающие успешность инноваций, на факторы среды, в которой реализуется инновационный проект, и на контролируемые компанией факторы инновационного процесса.

Как свидетельствует международный опыт, к основным причинам неуспешности исследований и разработок23 относятся: слабая предварительная оценка рынка; неадекватная техническая оценка разработок; недостаточный анализ бизнеса и производственных проблем для обеспечения заданных параметров продукта; нехватка финансовых ресурсов и сложность вывода нового товара на рынок. Кроме того, даже небольшие улучшения инновационного процесса позволяют сэкономить значительные финансовые ресурсы.

Методика исследования успешных и неуспешных инновационных проектов в России

Согласно теории Купера, закономерности успешности промышленных инноваций в большей степени проявляются в различиях при реализации проектов, оправдавших и не оправдавших ожидания предпринимателей. Кроме того, ключевые факторы успешности инноваций формируются благодаря опыту компаний - отраслевых лидеров, ведущих интенсивную инновационную деятельность и имеющих существенные инновационные достижения, завоевавших отраслевые и мировые рынки. В связи с этим представляет интерес анализ особенностей решения инновационных задач крупнейшими отечественными корпорациями и малыми инновационными предприятиями24.

Для формализации инновационного процесса был проведен опрос информированных руководителей инновационных компаний по разработанной нами анкете, содержащей 89 параметров описания проекта и требующей как письменных экс-

22 Johne A., Snelson P. Success Factors in Product Innovation: A Selective Review of the Literature // Journal of Product Innovation Management. 1988. Vol. 5, No 2. P. 114 - 128; Pinto J. K., Slevin D.P. Critical Success Factors in R&D Projects // Research-Technology Management. 1989. Vol. 32, No 1. P. 31 - 36; Lynn G.S., Mazzuca M., Morone J.G., Paulson A. S. Learning Is the Critical Success Factor in Developing Truly New Products // Research-Technology Management. 1998. Vol. 41, No 3. P. 45 - 51; Calantone R.J., Chan K., Cui A.S. Decomposing Product Innovativeness and Its Effects on New Product Success // Journal of Product Innovation Management. 2006. Vol. 23, No 5. P. 393 - 407; Grimpe C. Successful Product Development after Firm Acquisitions: The Role of Research and Development // Journal of Product Innovation Management. 2007. Vol. 24, No 6. P. 614 - 628.

23 Daude B. Analyse de la Maitrise des Risques // Revue Francaise de Gestion. 1980. Jan. -Feb. P. 44; Cooper R. G., Edgett S.J., Kleinschmidt E.J. New Problems, New Solutions: Making Portfolio Management More Effective // Research-Technology Management. 2000. Vol. 43, No 2. P. 18 - 33.

24 Компании были разделены на группы малых - до 49 сотрудников, средних - от 50 до 249 и крупных - от 250 работников в соответствии с европейской методикой, где группа малых и средних предприятий (SMEs) имеет численность сотрудников до 249 человек (см.: Innovation in Firms: A Microeconomic Perspective. P.: OECD Publishing, 2009. P. 194, 204).

стр. 47
пертных оценок по 10-балльной шкале, так и устных комментариев в ходе личного интервью. Совместно с Инновационным бюро "Эксперт" удалось получить конфиденциальную информацию о конкретной финансовой стратегии предприятия, результативности деятельности и возникающих проблемах. К настоящему времени изучены 133 инновационных проекта, включая 76 успешных и 57 неуспешных, благодаря поддержке исследования 76 ведущими российскими инновационными компаниями из различных отраслей (см. рис. 2) и регионов, в том числе из Москвы (41%), Санкт-Петербурга, Новосибирска, Московской, Брянской, Тульской, Свердловской, Нижегородской, Ростовской, Калужской и Тюменской областей, Пермского края и др. Из исследуемых инновационных компаний 51% имели меньше 50 сотрудников, а 28% - более 250. У 36,7% компаний доля инновационной продукции в выручке превысила 80%, у 32,4% годовая выручка была выше 250 млн. руб.

Распределение исследуемых компаний по отраслям (в %)

Источники: расчеты автора, данные автора и Инновационного бюро "Эксперт".

Рис. 2

Об эффективности инвестиций в инновации может свидетельствовать их окупаемость, которая зависит от скорости реализации проектов и способности уложиться в планируемый бюджет. В среднем в Европе и Северной Америке почти половина инновационных проектов (35 - 50%) не укладывается в планируемый срок выхода на рынок, при этом средняя продолжительность инновационного проекта от идеи до запуска нового продукта в продажу составляет 18 месяцев, для 23% проектов - до одного года. В России средняя продолжительность инновационного проекта до точки безубыточности составила 20 месяцев (при медиане выборки 1 год), а 51% исследуемых проектов достиг самоокупаемости за период до одного года, что соответствует мировой практике25 (см. рис. 3). На первый взгляд данные показатели относительно благоприятные, но по оценке предпринимателей время до запуска проекта в производство оказалось больше планируемого на 76,6%, что говорит о наличии у компаний возможностей сократить сроки реализации инновационных проектов.

25 Oakley P. High-tech NPD Success through Faster Overseas Launch // European Journal of Marketing. 1996. Vol. 30, No 8. P. 75 - 91; Cooper R.G., Edgett S.J., Kleinschmidt E.J. Benchmarking Best NPD Practices // Research-Technology Management. 2004, Vol. 47, No 1. P. 31 - 43.

стр. 48
Продолжительность исследуемых инновационных проектов

Источники: расчеты автора, данные автора и Инновационного бюро "Эксперт".

Рис. 3

Объем продаж превысил расходы в 90,6% реализованных инновационных проектов, при этом реальный возврат инвестиций составил в среднем по всем проектам 7,9 раза при медиане выборки 3,4 раза. Таким образом, даже с учетом самых неудачных проектов успешные российские инновационные компании по уровню доходности соответствуют показателям мировой инновационной экономики.

В качестве критериев, по которым оценивалась успешность недавно завершенных проектов - в какой мере оправдались ожидания предпринимателей, - мы использовали: величину прибыли; величину спроса; объем сбыта; цену единицы продукции; конкурентные преимущества (см. табл. 1).

Статистическая обработка данных была проведена с использованием программ Excel, Statistica и собственных разработок. По результатам исследований были установлены выборочное среднее и стандартное отклонение для каждого фактора, а для более робастной оценки центра распределения по каждому фактору была вычислена медиана ряда. Для выявления связи между результатом проекта и факторами применялся корреляционный анализ, позволяющий через коэффициент корреляции отразить степень линейной зависимости двух переменных. Поскольку исследуемый результат проекта - успешность - был представлен в дихотомической шкале (0 или 1), в качестве коэффициента корреляции использован коэффициент бисериальной корреляции Пирсона. При представлении результатов исследования мы выделили значимые коэффициенты корреляции.

Таблица 1

Соответствие результатов инновационных проектов ожиданиям инвесторов

Критерий успешности

Успешные проекты, %

Неудачные проекты, %

не оправдались

соответствовали

превзошли

не оправдались

соответствовали

превзошли

Величина прибыли

2,1

61,7

36,2

84,6

12,8

2,6

Величина спроса

4,1

77,6

18,4

63,2

31,6

5,3

Конкурентные преимущества

2,0

57,1

40,8

36,8

50,0

13,2

Объем сбыта

6,0

74,0

20,0

78,9

21,1

0,0

Цена единицы продукции

4,0

70,0

26,0

43,2

56,8

0,0

Источники: расчеты автора, данные автора и Инновационного бюро "Эксперт"

стр. 49
Факторы внешней среды, влияющие на успешность инноваций

Успешность нового продукта обусловлена прежде всего факторами среды, где реализуется инновационный проект. Обычно условия среды не поддаются контролю, поскольку невозможно устранить неблагоприятные обстоятельства или создать положительную ситуацию на рынке. Однако компания должна анализировать тенденции на потенциальном рынке, иначе можно потратить ресурсы на разработку нового продукта, на который практически нет спроса.

Среди факторов конкурентной рыночной среды наибольшее отрицательное влияние на успешность разработки новых продуктов оказывают степень удовлетворенности продуктами конкурентов, существование доминирующего конкурента и количество конкурентов (см. табл. 2). Конкуренты могут выбрать тактику копирования новинок, с опережением захватывать потенциальные сегменты рынка, что уменьшает конкурентоспособность фирмы на рынке и продажи инновационных продуктов. Для небольших компаний важны следующие факторы, негативно влияющие на успешность инноваций: интенсивность ценовой конкуренции, интенсивность конкуренции в целом и степень разнообразия продуктов на рынке. Конкурентная рыночная среда по-разному влияет на успешность инноваций в каждой стране; отметим, что стабильность рынка повышает вероятность успешности новых продуктов в странах, где значительна роль государства на рынке, например в Китае.

Наиболее важные характеристики рынка для успешности инноваций его рост и степень влияния государства (см. табл. 3). Увеличение роли государства в регулировании рыночных отношений обычно повышает стабильность рынка, однако в России воздействие государства на инновационную деятельность отрицательное, что, видимо, связано с проверками и давлением на бизнес, а не с содействием ему. Но в целом в абсолютном выражении компании невысоко оценивают степень влияния государства на инновационный рынок.

Оценка турбулентности рынка основана на интенсивности конкуренции, частоте изменений продуктов и потребностей покупателей как главных источниках неопределенности. Для обеспечения успешности инновационных проектов в условиях высокой турбулентности выгоднее ориентироваться на технологический прорыв, а не на рыночные исследования. И наоборот: чем стабильнее рынок, тем важнее знания о нем и менее значима новизна продукта, так как ясны потребности покупателей и действия конкурентов26.

Контролируемые факторы успешности промышленных инноваций

Контролируемые факторы успешности находятся в компетенции компаний. К ним относятся формальные процедуры инновационного

26 Droge C., Calantone R., Harmancioglu N. New Product Success: Is It Really Controllable by Managers in Highly Turbulent Environments? // Journal of Product Innovation Management. 2008. Vol. 25, No 3. P. 272 - 286.

стр. 50
Таблица 2

Конкурентная среда на рынке

Факторы конкурентной среды на рынке

Коэффициент корреляции фактора с успешностью

Среднее значение фактора, в баллах

все

разница значений

крупные

разница значений

МСП

разница значений

все

крупные

МСП

успех

неудача

успех

неудача

успех

неудача

Интенсивность конкуренции

-0,202*

-0,063

-0,256*

6,04

7,16

-1,12

6,73

7,06

-0,33

5,76

7,22

-1,46

Количество конкурентов

-0,248**

-0,148

-0,302**

5,21

6,76

-1,55

5,05

6,00

-0,95

5,28

7,14

-1,85

Существование доминирующего конкурента

-0,271**

-0,114

-0,357**

4,20

6,04

-1,84

4,18

5,00

-0,82

4,20

6,54

-2,34

Степень удовлетворенности продуктами конкурента

-0,279**

-0,148

-0,340**

4,87

6,49

-1,62

5,27

6,17

-0,89

4,70

6,65

-1,94

Интенсивность ценовой конкуренции

-0,203*

-0,022

-0,287**

5,68

6,87

-1,19

5,82

5,94

-0,13

5,63

7,32

-1,35

Степень разнообразия продуктов

-0,152

-0,009

-0,235*

5,25

6,16

-0,91

5,73

5,67

0,06

5,06

6,41

-1,35

Примечания. * Корреляция значима на уровне 0,05; ** корреляция значима на уровне 0,01; МСП - малые и средние предприятия.

Таблица 3

Привлекательность рынка

Факторы привлекательности рынка

Коэффициент корреляции фактора с успешностью

Среднее значение фактора, в баллах

все

разница значений

крупные

разница значений

МСП

разница значений

все

крупные

МСП

успех

неудача

успех

неудача

успех

неудача

Рост рынка

0,351**

0,134

0,455**

6,74

4,70

2,04

5,82

5,00

0,82

7,11

4,54

2,57

Степень влияния государства на рынок

-0,110

-0,132

-0,101

4,08

4,76

-0,68

3,90

4,78

-0,87

4,15

4,75

-0,60

Примечание. ** Корреляция значима на уровне 0,01.

стр. 51
процесса, действия по выводу нового продукта на рынок и информационная осведомленность.

С точки зрения совместимости проекта и стратегии компании для успешности инноваций важно наличие команды менеджеров, а для корпораций особенно значим уровень коммуникации между исследователями, производственниками и маркетологами (см. табл. 4). Отметим, что в целом на современном этапе ресурсы предприятия и опыт сотрудников не оказывают решающего влияния на успех исследований и разработок. На первый план выходит способность компании управлять проектом и обеспечивать взаимодействие сотрудников.

В многочисленных зарубежных исследованиях предлагается создавать многофункциональную команду для реализации инновационного проекта и выделять ее лидеров27. Низкую значимость этой группы факторов в России можно объяснить высоким уровнем удовлетворенности руководителей финансовыми и техническими ресурсами для реализации инновационных проектов, а также компетентностью своих специалистов, что позволяет говорить о формировании в нашей стране широкого круга самодостаточных успешных инновационных компаний. В то же время юридическая защита крайне незначима для успешности инновационных проектов, что лишь подтверждает отсутствие в российском инновационном секторе международного финансового капитала, требующего серьезного юридического структурирования инвестиционных сделок.

Важнейшая характеристика нового российского продукта, определяющая его успешность, - конкурентоспособность на внешнем рынке (см. табл. 5). Для небольших инновационных компаний существенное значение имеет новизна продукта для своей отрасли, что позволяет претендовать на определенную нишу отраслевого рынка; важен также относительный размер инвестиций в проект, при снижении которого увеличивается вероятность его провала. В то же время для крупных компаний большое значение имеет другой фактор - рынок в качестве поставщика идеи. Он служит источником практически всех инноваций в российских корпорациях в отличие от небольших компаний, где они инициированы как спросом, так и технологией. Однако в соответствии с международной практикой вероятность успеха проектов, "толкаемых технологией", меньше, чем проектов, "притягиваемых спросом".

Низкая цена в России, как и в других странах, не оказывает существенного влияния на успешность продукта, поэтому ценовое преимущество не выступает ключевым фактором, определяющим результативность разработок. Удивительно, что защищенность идеи патентом в России незначима для ее успешности в отличие от большинства промышленно развитых стран, что не способствует продаже технологий в качестве интеллектуальной собственности. В настоящее время и новизна продукта не определяет его успешность, однако российские инновационные компании готовы повышать техническую сложность и технологическую новизну продуктов. Вместе с тем, хотя

27 McDonough III E.F. Investigation of Factors Contributing to the Success of Cross-functional Teams // Journal of Engineering and Technology Management. 2000. Vol. 17, No 3. P. 221 - 235.

стр. 52
Таблица 4

Совместимость проекта и стратегии компании

Факторы совместимости проекта и стратегии компании

Коэффициент корреляции фактора с успешностью

Среднее значение фактора, в баллах

все

разница значений

крупные

разница значений

МСП

разница значений

все

крупные

МСП

успех

неудача

успех

неудача

успех

неудача

Уровень коммуникации между исследователями, производственниками и маркетологами

0,161

0,365*

0,088

7,58

6,69

0,89

8,14

6,42

1,72

7,35

6,83

0,52

Наличие исследовательского опыта сотрудников

0,143

0,294

0,070

8,08

7,49

0,59

8,45

7,17

1,29

7,93

7,65

0,28

Наличие разработчиков и технических ресурсов

0,100

0,282

0,006

7,95

7,49

0,46

8,55

7,11

1,43

7,70

7,68

0,03

Наличие команды менеджеров

0,177*

0,291

0,149

6,97

5,98

0,99

7,64

6,33

1,30

6,70

5,81

0,89

Примечание. * Корреляция значима на уровне 0,05.

Таблица 5

Основные характеристики инновационного продукта

Факторы, характеризующие инновационный продукт

Коэффициент корреляции фактора с успешностью

Среднее значение фактора, в баллах

все

разница значений

крупные

разница значений

МСП

разница значений

все

крупные

МСП

успех

неудача

успех

неудача

успех

неудача

Относительная величина инвестиций

0,138

0,046

0,181

5,56

4,98

0,58

5,55

5,37

0,18

5,57

4,77

0,80

Конкурентоспособность на внешнем рынке

0,226*

0,147

0,261*

6,28

4,83

1,45

6,35

5,47

0,88

6,25

4,53

1,72

Источник идеи (изобретатель - 0, рынок - 10)

0,083

0,267

0,031

7,04

6,46

0,58

8,55

6,95

1,60

6,44

6,21

0,23

Степень новизны продукта для данной отрасли в России

0,127

-0,036

0,203

6,38

5,47

0,91

6,50

6,74

-0,24

6,33

4,84

1,49

Примечание. * Корреляция значима на уровне 0,05.

стр. 53
инновационность продукта в целом увеличивает его конкурентные преимущества, высокий уровень новизны может отпугивать потребителей и уменьшать их заинтересованность в новом товаре. Кроме того, как показывает зарубежный опыт, новизна продуктов не оказывает прямого влияния на их доходность, что особенно важно для фирм, ошибочно стремящихся к инновациям ради инноваций.

Для успешной реализации инноваций конкретной компанией в большей степени важны способности предварительно оценивать рынок и разрабатывать новый продукт. Для крупных компаний характерно отрицательное влияние жесткого выполнения плана, но полезны предварительная оценка технической реализуемости проекта и наличие системы производственной апробации и эксплуатации (см. табл. 6). Жесткая формализованная структура отрицательно влияет на успешность инновационного процесса во многих странах.

В европейских странах нередко к разработке изделия привлекают клиентов, особенно в своей отрасли, однако их активное участие препятствует созданию радикальных инноваций и в целом негативно воздействует на успешность инноваций. Поэтому для достижения положительного эффекта можно ограничиться обсуждением новых разработок с внешними партнерами28. В России система тестирования образцов у потребителей не получила распространения и незначима для их успешности. Немало технически реализуемых инновационных проектов прекращаются благодаря их своевременной экономической оценке, задержка которой "может обойтись слишком дорого как компании, так и обществу"29. Отметим, что все российские инновационные компании уделяют должное внимание финансовому анализу инновационных проектов.

Наибольшее количество факторов, оказывающих существенное влияние на успешность новых разработок, относится к группе конкурентных преимуществ продукта (см. табл. 7). Это прежде всего: конкурентные преимущества по совокупности всех показателей; высокое качество; лучшее удовлетворение потребностей, чем у конкурентов; сокращение затрат потребителя; повышенная надежность. Для крупных компаний важно высокое качество инновационного продукта, а для небольших - наличие уникальных признаков, свойств и функций продуктов. Уникальность продукта может положительно влиять на его доходность, однако новые свойства и функции незнакомого изделия могут создавать для покупателей проблему адаптации к нему из-за различного понимания компанией и потребителями преимуществ продукта.

Наиболее значимый фактор успешности промышленных инноваций в России - способность компаний обеспечить планируемый объем выпуска нового продукта, что выявляет и самую уязвимую точку инновационной деятельности, позволяющую предвидеть неудачу проектов (см. табл. 8). Это подтверждает необходимость

28 Knudsen M. P. The Relative Importance of Interfirm Relationships and Knowledge Transfer for New Product Development Success // Journal of Product Innovation Management. 2007. Vol. 24, No 2. P. 117 - 138.

29 Mansfield E., Wagner S. Op. cit. P. 197.

стр. 54
Таблица 6

Способность компании реализовать инновационный проект

Факторы, отражающие способность к реализации инновационного проекта

Коэффициент корреляции фактора с успешностью

Среднее значение фактора, в баллах

все

разница значений

крупные

разница значений

МСП

разница значений

все

крупные

МСП

успех

неудача

успех

неудача

успех

неудача

Степень жесткости следования утвержденному плану

-0,100

-0,286

-0,038

5,53

6,15

-0,62

4,27

5,89

-1,62

6,04

6,28

-0,24

Предварительная оценка технической реализуемости проекта

0,136

0,229

0,091

7,52

6,93

0,59

7,68

6,68

1,00

7,45

7,06

0,40

Предварительная оценка рынка

0,158

0,111

0,181

7,01

6,25

0,76

6,91

6,37

0,54

7,06

6,19

0,86

Способность к разработке изделия

0,145

0,200

0,113

8,30

7,80

0,50

8,41

7,63

0,78

8,25

7,89

0,36

Наличие системы тестирования опытного образца

0,143

0,174

0,140

7,72

6,98

0,74

7,95

7,26

0,69

7,62

6,83

0,79

Наличие системы производственной апробации и опытной эксплуатации

0,137

0,220

0,122

7,32

6,53

0,79

8,00

7,00

1,00

7,04

6,28

0,76

стр. 55
Таблица 7

Преимущества нового продукта

Факторы конкурентных преимуществ

Коэффициент корреляции фактора с успешностью

Среднее значение фактора, в баллах

все

разница значений

крупные

разница значений

МСП

разница значений

все

крупные

МСП

успех

неудача

успех

неудача

успех

неудача

Наличие уникальных признаков, свойств и функций продукта

0,136

-0,204

0,258*

6,88

6,07

0,81

6,62

7,53

-0,91

6,98

5,31

1,68

Лучшее удовлетворение запросов потребителя, чем у конкурентов

0,275**

-0,010

0,402**

7,39

5,98

1,40

6,64

6,68

-0,05

7,70

5,61

2,09

Сокращение затрат потребителя

0,259**

0,150

0,301**

6,64

5,29

1,35

6,18

5,47

0,71

6,83

5,19

1,64

Низкая цена

0,073

0,215

-0,007

5,19

4,84

0,35

5,05

4,00

1,05

5,25

5,28

-0,03

Высокое качество

0,321**

0,314*

0,331**

8,11

6,89

1,22

8,23

7,16

1,07

8,06

6,74

1,31

Повышенная надежность

0,247**

0,199

0,270**

7,40

6,26

1,14

7,43

6,61

0,82

7,38

6,08

1,30

Конкурентные преимущества по совокупности всех показателей

0,357**

0,272

0,396**

7,52

5,98

1,54

7,45

6,53

0,93

7,55

5,69

1,85

Примечание. * Корреляция значима на уровне 0,05; ** корреляция значима на уровне 0,01.

Таблица 8

Продвижение на рынок

Факторы информационной осведомленности

Коэффициент корреляции фактора с успешностью

Среднее значение фактора, в баллах

все

разница значений

крупные

разница значений

МСП

разница значений

все

крупные

МСП

успех

неудача

успех

неудача

успех

неудача

Соответствие фактического объема производства планируемому

0,452**

0,572**

0,395**

7,25

4,51

2,74

7,55

4,06

3,49

7,14

4,74

2,39

Наличие адресной рекламы для отдельных категорий потребителей

0,240**

0,161

0,277**

6,24

4,77

1,47

6,24

5,33

0,90

6,25

4,49

1,76

Примечание. ** Корреляция значима на уровне 0,01.

стр. 56
восстановить производственные мощности для модернизации национальной экономики.

Кроме того, руководители большинства инновационных компаний отмечали наибольший дефицит финансирования, компетентных специалистов и личных связей именно на этапе расширения производства при внедрении образцов для промышленного изготовления. Поэтому привлекать дополнительные ресурсы здесь особенно эффективно. Чтобы ускорить выход нового российского продукта на рынок, полезна адресная реклама для отдельных категорий потребителей. В развивающихся странах в большей степени важны ее количество или интенсивность, а для промышленно развитых, как и для России, успешное продвижение нового продукта в значительной мере зависит от качества и целенаправленности маркетинговых и рекламных усилий.

Во многих странах выявлена тесная зависимость между обработкой информации о рынке и успешностью нового продукта, что требует качественного сбора информации, надлежащих действий по ее анализу и использованию30. Когда менеджеры уверены в будущем успехе нового продукта и способны реалистично оценивать риски, то скорее всего его ожидает успех (см. табл. 9). Для российских инновационных компаний также установлена существенная значимость восприятия топ-менеджментом степени риска до запуска проекта, знание размеров рынка и поведения покупателей, а также уверенность в успехе продукта до запуска проекта. Исследования показали, что успешности инновационных проектов способствует осведомленность об общих и детальных запросах потребителей, о продукции и стратегии конкурентов, ценовой чувствительности клиента, минимальной и максимальной приемлемых ценах.

Наибольшее негативное влияние на успешность инноваций оказывают степень рыночной неопределенности, отсутствие навыков промышленного маркетинга и продаж, технологическая неопределенность проекта, недостаток опыта реализации инновационных проектов у менеджмента (см. табл. 10). Реализации проекта часто мешают конфликты личных интересов инноваторов и инвесторов, а также отсутствие у менеджеров опыта работы в компаниях быстрого роста и на глобальных рынках. Многие крупные компании отмечают зависимость проекта от уникальных компетенций его ключевых участников и дефицита кадров. Неопределенность и неблагоприятные последствия считаются неотъемлемой частью инновационного процесса, поэтому многие инновации, как высоко рискованные, отклоняются, несмотря на их очевидные достоинства31.

Российская инновационная практика показывает, что при ограниченности и недостаточности финансовых ресурсов, особенно у малых и средних предприятий, привлечение заемных средств повышает успешность проектов. Наибольшие проблемы у инновационных компа-

30 Ottum B.D., Moore W.L. The Role of Market Information in New Product Success/ Failure // Journal of Product Innovation Management. 1997. Vol. 14, No 4. P. 258 - 273.

31 Saaksjarvi M., Lampinen M. Consumer Perceived Risk in Successive Product Generations // European Journal of Innovation Management. 2005. Vol. 8, No 2. P. 145 - 156.

стр. 57
Таблица 9

Осведомленность и владение информационными потоками

Факторы информационной осведомленности

Коэффициент корреляции фактора с успешностью

Среднее значение фактора, в баллах

все

разница значений

крупные

разница значений

МСП

разница значений

все

крупные

МСП

успех

неудача

успех

неудача

успех

неудача

Знание общих и детальных запросов потребителей

0,214*

0,297

0,181

7,81

6,96

0,85

7,95

6,89

1,06

7,75

7,00

0,75

Знание ценовой чувствительности клиента (минимальной и максимальной приемлемых цен)

0,192*

0,370*

0,124

7,64

6,78

0,86

7,91

6,47

1,44

7,53

6,94

0,58

Знание продукции и стратегии конкурентов

0,208*

0,352*

0,149

7,23

6,29

0,94

7,64

6,16

1,48

7,06

6,36

0,70

Знание поведения покупателя

0,268**

0,484**

0,185

7,09

5,85

1,24

7,27

5,37

1,90

7,02

6,11

0,91

Знание размеров рынка

0,294**

0,403**

0,243*

7,33

6,11

1,22

7,55

5,89

1,65

7,25

6,22

1,02

Восприятие топ-менеджментом степени риска до запуска проекта

0,350**

0,286

0,379**

7,28

5,82

1,46

7,09

5,89

1,20

7,36

5,78

1,58

Уверенность топ-менеджмента в успехе продукта до запуска проекта

0,261**

0,380*

0,220*

7,59

6,45

1,13

7,91

6,47

1,44

7,45

6,44

1,01

Примечание. * Корреляция значима на уровне 0,05; ** корреляция значима на уровне 0,01.

стр. 58
Таблица 10

Риски

Факторы информационной осведомленности

Коэффициент корреляции фактора с успешностью

Среднее значение фактора, в баллах

все

разница значений

крупные

разница значений

МСП

разница значений

все

крупные

МСП

успех

неудача

успех

неудача

успех

неудача

Технологическая неопределенность проекта

-0,196*

-0,234

-0,182

3,19

4,35

-1,16

2,77

4,21

-1,44

3,36

4,42

-1,06

Степень рыночной неопределенности

-0,303**

-0,401**

-0,262*

4,21

5,71

-1,50

3,59

5,68

-2,09

4,47

5,72

-1,25

Отсутствие у менеджеров опыта работы в компаниях быстрого роста и на глобальных рынках

-0,136

-0,128

-0,138

4,41

5,15

-0,74

4,55

5,21

-0,67

4,35

5,11

-0,76

Отсутствие навыков промышленного маркетинга и продаж

-0,198*

-0,226

-0,198

4,07

5,07

-1,01

3,52

4,74

-1,21

4,28

5,25

-0,97

Недостаток опыта реализации инновационных проектов у менеджмента

-0,181*

-0,160

-0,194

3,40

4,18

-0,78

3,32

4,00

-0,68

3,43

4,28

-0,84

Конфликт личных интересов инноваторов и инвесторов

-0,162

-0,144

-0,162

2,15

3,11

-0,96

2,77

3,63

-0,86

1,89

2,83

-0,95

Примечание. * Корреляция значима на уровне 0,05; ** корреляция значима на уровне 0,01.

стр. 59
ний возникали в связи с недостатком коммуникации внутри компании и конфликтами с внешними партнерами и ключевыми специалистами. Тем не менее негативного давления со стороны государственных и правоохранительных органов инноваторы не отмечают, и количество судебных процессов в этой области несоизмеримо меньше, чем за рубежом, что не стимулирует защиту интеллектуальной собственности. Результаты нашего исследования подтвердили мнение зарубежных ученых о целесообразности поэтапного гибкого прогнозирования развития проекта, которое снижает уровень рыночной и технологической неопределенности, особенно для радикальных инноваций32.

В настоящее время многие решения по отбору идей для инновационных проектов принимаются без учета объективных критериев оценки и сравнительного анализа, на интуитивном уровне. Вместе с тем существует мнение, что "единственный эффективный метод оценки инновационных проектов - это исчерпывающий список ключевых факторов успеха в каждой функциональной области, определение их относительной важности и оценки каждой идеи по всем факторам"33. Выявленный нами перечень факторов успешности инноваций в России позволит менеджерам лучше выстраивать стратегические приоритеты, делать более информативные оценки текущего состояния и потенциальной успешности своих проектов.

На базе ключевых факторов успешности инновационных проектов можно создать многофакторную модель количественного анализа, оценки вероятности успешности и текущего контроля инновационного процесса. К таким факторам в реальном секторе экономики России с учетом их значимости и характера влияния мы относим: соответствие фактического объема производства планируемому; конкурентные преимущества по совокупности всех показателей; рост рынка; восприятие руководством степени риска до запуска проекта; высокое качество; степень рыночной неопределенности; знание размеров рынка; степень удовлетворенности продуктами конкурентов; лучшее удовлетворение запросов потребителя, чем у конкурентов; существование доминирующего конкурента; знание поведения покупателей; уверенность руководства в успехе до запуска проекта; сокращение затрат потребителя; количество конкурентов; повышенная надежность; наличие адресной рекламы для отдельных категорий потребителей.

Для небольших инновационных компаний важны следующие факторы успешности инноваций: интенсивность ценовой конкуренции; наличие уникальных признаков, свойств и функций продукта; степень разнообразия продуктов. Для корпораций особую значимость имеет уровень коммуникации между исследователями, производственниками и маркетологами.

32 Lynn G.S., Akgiln A.E. Project Visioning: Its Components and Impact on New Product Success // Journal of Product Innovation Management. 2001. Vol. 18, No 6. P. 374 - 387; Rice M.P., O'Connor G.C., Peters L.S., Morone J.G. Managing Discontinuous Innovation // Research-Technology Management. 1998. Vol. 41, No 3. P. 52 - 58.

33 Ламбен Ж.-Ж., Чумпитас Р., Шулинг И. Менеджмент, ориентированный на рынок. СПб.: Питер, 2010. С. 400.

стр. 60
* * *

Хотя экономическая ценность результатов творческого процесса изобретателей минимальна, вероятность экономической успешности инновационных проектов с этапа внедрения разработок в производство составляет 40 - 65%. Согласно международной практике, в среднем прибыль, превышающая планируемый уровень, обеспечивается в 8 - 18% инновационных проектов, а в ведущих российских инновационных компаниях она превысила ожидания предпринимателей в 29% проектов. Результаты исследования подтвердили, что стабильно развивающиеся российские инновационные компании в различных отраслях по срокам выполнения и окупаемости инновационных проектов, по реальному возврату на вложенные инвестиции не уступают лидерам мировой инновационной экономики.

Рост и результативность отечественного инновационного бизнеса в первую очередь зависят от конкурентной рыночной среды, конкурентных преимуществ разрабатываемого продукта и информационной осведомленности компании. Знание размеров рынка, степени удовлетворенности продукцией конкурентов, поведения покупателей, продукции и стратегии конкурентов увеличивают вероятность успешности инновационных проектов благодаря снижению рыночной неопределенности проекта, как и рост рынка и адресная реклама для отдельных категорий потребителей.

Экономической успешности проектов содействует достижение конкурентных преимуществ нового продукта по совокупности всех показателей, прежде всего высокого качества. В целом российские компании способны эффективно реализовывать инновационные проекты, в том числе в силу профессиональной компетентности исследователей, разработчиков и финансистов. При этом недостаток опыта сотрудников в большей степени ощущается в области маркетинга и продаж, а также в реализации инновационных проектов.

Главная проблема инновационного сектора российской экономики - ограниченность современной производственной базы, что препятствует развитию полномасштабного производства инновационной продукции в стране и модернизации ее экономики. В результате ключевым фактором успешности промышленных инноваций в России как для крупных корпораций, так и для новых компаний во всех отраслях выступает способность обеспечить производство планируемого объема инновационных продуктов.


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/КЛЮЧЕВЫЕ-ФАКТОРЫ-УСПЕШНОСТИ-РОССИЙСКИХ-ИННОВАЦИОННЫХ-ПРОЕКТОВ-В-РЕАЛЬНОМ-СЕКТОРЕ-ЭКОНОМИКИ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Elena CheremushkinaContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Cheremushkina

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

В. АНДРЕЕВ, КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ УСПЕШНОСТИ РОССИЙСКИХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В РЕАЛЬНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 17.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/КЛЮЧЕВЫЕ-ФАКТОРЫ-УСПЕШНОСТИ-РОССИЙСКИХ-ИННОВАЦИОННЫХ-ПРОЕКТОВ-В-РЕАЛЬНОМ-СЕКТОРЕ-ЭКОНОМИКИ (date of access: 04.08.2021).

Found source (search robot):


Publication author(s) - В. АНДРЕЕВ:

В. АНДРЕЕВ → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Elena Cheremushkina
Актобэ, Kazakhstan
1991 views rating
17.09.2015 (2147 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
Творцы Сфинкса и Пирамид, его свиты — Атланты, Луны древний люд.
Catalog: Философия 
3 hours ago · From Олег Ермаков
КРУГЛЫЙ СТОЛ" НА ИСТОРИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ МГУ
Catalog: История 
Yesterday · From Россия Онлайн
Р. В. Долгилевич. СОВЕТСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ И ЗАПАДНЫЙ БЕРЛИН (1963-1964 гг.)
Catalog: Право 
Yesterday · From Россия Онлайн
Анонс Изучение новой теории электричества, пожалуй, нужно начинать с анекдота, который актуален до сих пор. Профессор задаёт вопрос студенту: что такое электрический ток. Студент, я знал, но забыл. Профессор, какая потеря для человечества, никто не знает что такое электрический ток, один человек знал, и тот забыл. А ларчик просто открывался. Загадка электрического тока разгадывается, во-первых, тем что, свободные электроны проводника не способны
Catalog: Физика 
Как нам без всякой мистики побеседовать с человеческой душой и узнать у нее тайны Мира.
Catalog: Философия 
5 days ago · From Олег Ермаков
АВГУСТ ФОН КОЦЕБУ: ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО УБИЙСТВА
5 days ago · From Россия Онлайн
ОТТО-МАГНУС ШТАКЕЛЬБЕРГ - ДИПЛОМАТ ЕКАТЕРИНИНСКОЙ ЭПОХИ
Catalog: Право 
5 days ago · From Россия Онлайн
ПРОТИВОБОРСТВО СТРАТЕГИЙ: КРАСНАЯ АРМИЯ И ВЕРМАХТ В 1942 году
5 days ago · From Россия Онлайн
ИСТОРИЯ ДВУСТОРОННИХ ОТНОШЕНИИ РОССИИ И БОЛГАРИИ В XVIII-XXI веках
Catalog: История 
5 days ago · From Россия Онлайн
Г. С. Остапенко, А. Ю. Прокопов. НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ XX - начала XXI века.
Catalog: История 
6 days ago · From Россия Онлайн

Actual publications:

Latest ARTICLES:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ УСПЕШНОСТИ РОССИЙСКИХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В РЕАЛЬНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ
 

Contacts
Watch out for new publications: News only: Chat for Authors:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2021, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones