Libmonster ID: RU-8627
Author(s) of the publication: Г. А. ЮГАЙ

С каждым составляющим эпоху открытием в естествознании материализм не может не менять форму.

Ф. Энгельс

Максимум информации означает неустойчивое положение популяции, меняющей свой состав. Минимум средней информации означает решительное преобладание нормы, редкость вариантов и, следовательно, устойчивость популяций.

И. И. Шмальгаузен

Хотя в приведенном высказывании И.И. Шмальгаузена речь идет о биологических системах, оно в то же время имеет отношение к формулировке универсального принципа золотой середины и устойчивости развития любых информационных систем. Поиск средней линии как результата сближения и соединения противоположностей составляет предмет конвергентной философии. Источником развития и основным детерминирующим фактором в большей мере признается единство противоположностей, нежели их борьба. В этом состоит одно из принципиальных отличий конвергентной философии от неконвергентной. В статье раскрывается как роль этой философии в формулировке и разработке проблем информационного детерминизма, так и авторские приоритеты в их постановке и обсуждении. Автор претендует и на приоритет в постановке и обсуждении проблем информационного детерминизма в их соотношении с формационным детерминизмом марксизма. Конвергентная философия и информационный детерминизм рассматриваются как парадигмы нового направления в философии в связи с составляющими эпоху современными научными открытиями.

стр. 5


1 .Философское определение понятия информации: формационный и информационный детерминизм

Философское определение категории информации открывает возможность по новому осмыслить и принцип детерминизма. Информация рассматривается, наряду с движением, как наиболее универсальный самодетерминирующийся атрибут материи. Отсюда возможность и необходимость информационного подхода не только к природным явлениям, но к историческому процессу в целом и, в частности, к цивилизационным явлениям. Он отличается наибольшей полнотой и целостностью по сравнению с формационно- экономическим, представляющим собой основу материалистического понимания истории. В отличие от этого в информационной концепции истории взаимодополняются ее материалистические и феноменологические, формационные и информационные направления. В результате такого взаимодействия лапласовская линейная вертикаль формационно-экономического детерминизма сменяется на спиралевидную форму исторического процесса, где сливаются его вертикаль и горизонталь, линейность и цикличность, образуя единую цивилизационную спираль.

В этой цивилизационной концепции единого исторического процесса обозначены новые тенденции в философии, в частности, конвергенция материализма и идеализма, диалог культур и цивилизаций Востока и Запада, Севера и Юга и т.д. Соотношение различных, порой и прямо противоположных, основных философских и культурологических направлений также составляет предмет и содержание конвергентной философии, имеющей свою сложную структуру: в виде единства материализма и идеализма; онтологии, гносеологии и феноменологии; единства субъекта и объекта и т.д. И основной задачей ее является упорядочение этой структуры, достигаемое путем систематизации самой философии в целом.

Конвергентная философия является методологической основой глобальной цивилизации, развивающейся в единстве с региональными, или локальными, цивилизациями. Существуют различные цивилизационные регионы, совокупное и конвергентное единство которых составляет глобальную цивилизацию, которая возникает путем диалога и взаимодействия региональных цивилизаций, исторически появившихся локально и развивавшихся до определенного периода независимо друг от друга. Но у истоков всех локально возникших цивилизаций оказалась одна фундаментальная и в этом смысле глобальная закономерность - информационная, следовательно, и информационного детерминизма. Формационный детерминизм можно рассматривать как частный момент этого более универсального принципа.

Сознавая потребность в философском осмыслении информационного вида детерминизма, его исследование проводилось автором, начиная

стр. 6


с 70-х годов прошлого столетия. Результаты этой работы нашли отражение в раде публикаций, в том числе в монографиях: "Философские проблемы теоретической биологии". М., 1976, "Общая теория жизни (Диалектика формирования)". М., 1986, "Средний путь России. (Конвергентное общество)". М., 1998 и брошюре "Антропосоциогенез: философские и психологические аспекты". М., 1982.

Продолжая это направление исследований применительно к социологическим проблемам, автор развивает идею информационного подхода к истории в целом, а в более широком плане - к социальным и этнонациональным объединительным процессам. Наряду с публикациями в России, свои идеи автор развивает и в связи с проблемами объединения Кореи. Они нашли отражение в опубликованных его докладах на всех трех Всемирных корейских форумах по философии (Сеул, 1991, 1995, 1999). А в 2000 г. им опубликована учебная программа "Философия объединения Кореи" на корейском и русском языках в южнокорейском журнале "Корус форум", N 12. В первых двух номерах этого журнала за 2002 г. содержится продолжение обсуждаемого материала. В 2001 г. выступил с докладом по цивилизационной тематике на 1-ом Всемирном конгрессе по глобальной цивилизации (Сидней, 16-18 июля 2001). В номере за 5 апреля 2002 г. газеты "Известия" опубликована авторская статья "Сумма знаний и религии. Альтернативность и конвергенция материи и духа, науки и мистики".

В изучении информации обозначились два подхода: общенаучный и философский. И сейчас наметилась переходная стадия между ними, связанная с тенденцией философского осмысления в аспектах самоотражения и атрибутивного свойства материи (В.Сифоров, А.Сидоров, А.Урсул, И.Силин и др.), информационный подход к цивилизации (Р.Абдеев), синергетический подход к самоорганизации информационно-энергетических процессов (И.Пригожин) и т.д. На основе этих данных можно предложить философское определение информации, состоящее из двух частей. Первую - онтологическую - часть философского определения этого понятия можно сформулировать так: информация -самодетерминирующийся атрибут материи, а также ее самоотражения, самоорганизации, самодвижения. Здесь информация, как атрибут материи, представлена с материальной стороны, без подчеркивания роли и места идеального момента, т.е. частично, не полностью.

В этой части философского определении понятия информации мы опираемся также и на общенаучные определения, близкие к философскому. Среди них можно выделить подходы таких естествоиспытателей, как К.Колин, Э.Лийв, И.Юзвишин и др., которые отмечают наибольшую универсальность информационных связей. На этом основании Лийв в своей книге "Инфодинамика. Обобщенная энтропия и негэнтропия" (Таллин, 1998) все связи в мире считает информацией. Ближе к

стр. 7


философскому пониманию информации подошел И.Юзвишин: "Информация - это всеобщий бесконечный единый законопроцесс фундаментальных отношений, связей, взаимодействий и взаимозависимостей энергии (Э), движения (Д), массы (М) и антимассы (А) микро- и макроструктур Вселенной. Мир - информационен. Вселенная - информационна; первичное - информация, вторичное - материя. Не бытие определяет сознание, а информация (сознание) определяет бытие" [1].

Первая часть определения Юзвишина выдержана больше в естественнонаучном плане, а во второй половине обсуждается основной вопрос философии. Однако с такой идеалистической трактовкой трудно согласиться. Мы считаем более объективной конвергентную позицию ~ признание равнозначности соотношения материи и сознания хотя бы потому, что информационно-кодовая структура мира в ее философском значении также состоит из материи и духа в их паритетном, равнозначном соотношении. Это и было выражено в таких первых и самых фундаментальных философских категориях как на Западе, так и на Востоке:

Логос, Дао, Брахман и т.д. Но это лишь один аспект конвергентного подхода, наряду с которым имеется и другой, относящийся к собственно философскому определению понятия информации. Речь идет о необходимости конвергенции двух противоположных подходов в философском определении информации: структурной и функциональной.

Позиции структурного подхода придерживаются сторонники признания информации как всеобщего атрибутивного свойства материи, согласно которой вся материя - неорганическая и органическая - изначально наделена и обладает информационной структурой. В отличие от этого функционалисты признают информацию лишь свойством саморегуляции, начиная с живых систем. Неорганическая материя, якобы, не обладает таким свойством. При этом функционалисты придерживаются узкого понимания информации как передача сигналов в управляющих системах, т. е. такого свойства, которое присуще в неживым системам. Противоборство двух подходов может быть снято при конвергентном признании единства структуры и функции, присущей не только живым, но и неживым системам, их информационной структуре. Вся сложность вопроса заключается в уяснении природы функций, присущих неживым структурам. Прежде всего это отражательная функция, связанная с информацией. Но какова природа отражательной функции информации: материальная или идеальная?

Наряду с материальной, отражение имеет и идеальную природу. Как отмечает А.И. Лисин, "наиболее существенна тенденция трактовать идеальное как свойство материи, связанное с отражением, которое понимается как взаимодействие на уровне и живой, и неживой природы" [2]. Это вполне в духе признания объективного существования идеального Э.В. Ильенковым. И в этой связи весьма конструктивна также позиция

стр. 8


отождествления идеального с информацией, проводимая А.А. Братко, А.Н. Кочергиным и З.Ф. Цайер. Они определяют идеальное как "свойство материи содержать информацию, которая проявляется в материальных системах особой организации. Специфичность такой организации состоит в том, что элементы ее обладают способностью как выражать информацию о своих состояниях, так и оказывать всегда одинаковое материальное воздействие на другие материальные системы" [3]. Ими признается существование идеального и на уровне неживой материи, понимаемого как "самопроявление, самокодирование информациогенных свойств материи" [4].

Отождествление информации с идеальным все большее подтверждение получает в современном естествознании, особенно в связи с развитием теории физического вакуума. Все это позволяет выделить и вторую часть философского определения информации, которую можно назвать феноменологической. В отличие от изложенной выше первой части - онтологической, феноменологический аспект понимания информации связан с ее идеальной природой. И при дополнении феноменологией онтологической части определения информации можно дать более полное философское определение ее как наиболее универсального самодетерминирующего атрибута материи с помощью ее как материального, так и идеального моментов самоотражения, самоорганизации и самодвижения.

В данном определении достигнута конвергенция материального и идеального, материи и духа в решении как основного вопроса философии, так и проблем информационного детерминизма. Если до последнего времени признавался лишь один всеобщий атрибут материи - движение, то сейчас уже утверждается и другой всеобщий атрибут материи - информация. Возникает в связи с этим вполне естественный вопрос о соотношении указанных двух самых универсальных атрибутов материи, а именно, что их объединяет и в чем состоит их различие. Кроме атрибутивности, объединяющим моментом выступает их взаимодействие. Уяснение их различий легче представить через соотношение энергии и информации. Если энергия выступает как мера движения, то информация является мерой организованности как самой материи, так и самого движения.

Вопрос этот подробнее рассмотрен нами в работе "Общая теория жизни". В ней показано, что если упорядоченность системы характеризуется энергетическими показателями, то организация - распределением и перераспределением их, т.е. организацией вещественно-энергетических процессов. Обеспечивается это информацией, которая не только организует вещественно-энергетические процессы, но и придает им целесообразность, особенно живым системам.

Специфичность этой организации, как уже отмечалось, состоит и в способности выражать информацию о своем собственном состоянии. Напри-

стр. 9


мер, кибернетическая обратная связь на основе обратной информации, по Н. Винеру, или обратной афферентации, по П. Анохину. В последнее время естествоиспытатели все больше стали говорить о наличии подобной информационной структуры саморегуляции и в неживой природе. Возможно, здесь имеется определенная доля антропомофизма, но тенденция к возрождению гилозоизма налицо. Возрождения того гилозоизма, развитие которого было подавлено успехами материализма, позитивизма и атеизма в европейской науке. (Подробнее об этом см. в статье автора "Сумма знаний и религии. Альтернативность материи и духа, науки и мистики" // Известия, 5 апреля 2002). Подобная тенденция гилозоизма в современной науке выражена в понимании идеальности информации и информационной причинности. Только в отличие от видимой материальной причинности, информационная причинность в большей части невидима, виртуальна. Это подобно кислороду, который невидим, но действие его весьма чувствительно. Только в отличие от кислорода информация может быть и идеальной. И активность ее связана с соотношением материального и идеального. В их взимообусловленности и взаимопереходах друг в друга заключена особая природа и сила информации.

Идеальная информация организует и активизирует само материальное. Особенно это заметно в биологической эволюции, не говоря уже о социальной форме движения. Вспомним в этой связи известные слова К. Маркса о том, что идеи становятся материальной силой, когда они овладевают массами. Нечто подобное происходит и с идеальной информацией, функционирующей в соединении с материальным носителем и не действующей без него. Огромна детерминирующая роль ее и в неживой природе, что доказано данными по современному гилозоизму, не говоря уже о достижениях кибернетики по изучению самодетерминации и управления биологическими и социальными системами.

2. Феноменологическая теория добиологической эволюции и современный гилозоизм

Тенденции гилозоизма в современном естествознании получили фундаментальное освещение в работе лауреата Нобелевский премии М. Эйгена "Самоорганизация материи и эволюция биологических макромолекул" (М., 1973). В ней применен феноменологический подход к изучению эволюции на молекулярном уровне неживой материи с помощью таких специальных понятий, как осознание смысла и ценности информации, узнавание и т. д. И основная суть этой работы совпадает с заголовком второй главы - "Феноменологическая теория отбора". Основной язык его феноменологической теории - это информация. Но информация особого рода, фактически такая же, как у живых систем. Она функционирует не по линейной связи лапласовского детерминизма, а по принципу кибернетической обратной связи, где ""информация" приоб-

стр. 10


ретает смысл только через "функцию", которую она кодирует. Такую систему можно сравнить с замкнутой петлей. Хотя очевидно, что линия, из которой образовалась петля, должна была где-то начаться, начальная точка теряет свое значение, как только круг замкнется. Взаимоотношения нуклеиновых кислот и белков в современных условиях соответствует сложной иерархии "замкнутых петель" (С. 10-11).

Такое замыкание кольца делает систему автокаталитической, гарантируя самовоспроизведение, означающее возникновение самоорганизации. В силу замыкания системы на себя развитие приобретает спиралевидную форму, означающую самоорганизацию с помощью особой функциональной организации или кода, способного преобразовать воздействия среды для собственных нужд. Возникновение подобной самоорганизации и степень ее упорядоченности определяется "ценностью" информации, появляющейся, в свою очередь, также посредством отбора. Первая фаза эволюции - это фаза дивергенции, и только посредством функциональной организации она может превратиться во вторую фазу - фазу " конвергентного воспроизведения и "оцененной" эволюции". (С. 26). Наряду с автокатализом, конвергентными оказываются и "кооперативные действия определенных кислотных и основных групп, локализованных на боковых цепях аминокислот...". (С. 27).

Указанные кооперативные процессы являются конвергентными между информационной структурой ДНК и РНК, с одной стороны, и информационной функцией белков, с другой стороны. Идеальная природа информации в процессах самоорганизации выступает в разнообразных формах, среди которых выделяется свойство "комплементарного самоинструктирования": "Для того чтобы появились общие "матричные" свойства, необходимы "самоинструктирующиеся" носители информации. Это означает, что любая последовательность единиц инструктирует свое собственное воспроизведение". (С. 41). Сочетание комплементарного инструктирования с каталитической связью приводит к появлению нелинейного селективного отборочного поведения. Это важный момент перехода от линейного детерминизма к циклическому, феноменологическому, присущему и эволюции неживой материи, знание которой "может дать правила построения простых молекулярных моделей, соответствующих возможным предшественникам "живых" клеток" (С. 185).

Гилозоизм, связанный с открытием Эйгеном у молекулярного уровня неживой материи свойств, аналогичных живой материи, подчеркивается им и в другом месте работы: "Такая (нелинейная) связь между нуклеиновыми кислотами и белками приводит к образованию иерархии реакционных циклов, которая обладает существенными свойствами "живой" системы и "открыта" для дальнейшей эволюции вплоть до живой клетки" (С. 206). Подобное гщюзоистическое признание имеет принципиальное значение для разделяемого нами принципа материали-

стр. 11


стического монизма, означающего равнозначность материального и идеального как атрибутов материи. Материальность и идеальность являются двумя неразрывными ипостасями третьего момента - материи. Это можно проследить на двух видах - материального и идеального -как отражения, так и информации. В конце концов, и космический разум, и Бог, и все другие виды идеального существуют как отчужденные формы материального, виды его виртуализации. Таковы "идея" Платона, "форма форм" Аристотеля, "абсолютный дух" Гегеля и т.д., существующие объективно, но отчужденно и виртуально как особый, идеальный вид информации.

Гилозоистическое признание универсальности информации подразумевается и в определении академиком В.М. Глушковым информации как меры "неоднородности в распределении энергии (или вещества) в пространстве и во времени. Информация существует постольку, поскольку существуют сами материальные тела и, следовательно, созданные ими неоднородности. Всякая неоднородность несет с собой какую-то информацию" [5].

3. Идеальность, инфы и активность материи

При рассмотрении материальности и идеальности как атрибутивных свойств материи мы невольно испытываем терминологическую нечеткость, ибо утверждение о материальности материи напоминает масло масляное. Тем не менее, приходится мириться с таким фактом, чтобы выдержать оппозиционность материального и идеального. "Идеальность как предельно общая категория вначале характеризуется негативистки ("от противного"): это "не то", "не то", "не то"... Это не материальность, не сила, не энергия, не вещество, не корпускула, не волна и т.д. и т.п. Затем следуют приближения: идеальность, возможно, связана с отношениями. Но тогда что это такое - "отношения"? Можно ли говорить о материальных отношениях? Существуют ли действительно идеальные отношения? Материальным отношениям придают силовые взаимодействия. Вместе с тем, даже у материальных отношений наличествует не только сила (импульс) и обмен материальными частицами, но и "нечто иное" информационное, а следовательно, идеальное. Но возможны и собственно идеальные отношения, базирующиеся на материальных субстратах, но в ценностном, целевом отношении выражающие идеальные (информационные) взаимозависимости двух (и более) дискретностей" [2. С. 755].

Идеальность информационного детерминизма имеет несиловую, невещественную природу. В этом его специфика. Но при этом следует учесть относительность этой нематериальности, ибо идеальность является свойством самой материи. Идеальное есть свойство и функция отражения и атрибут самой материи и на уровне неживой материи, что соответствует современному гилозоизму. Такое уточнение необходимо хотя

стр. 12


бы потому, что идеальное вовсе не обязательно связывать только лишь с сознанием человека как видом идеального, ибо вся материя одушевлена. Если материальная причинность визуальна, то информационная - виртуальна и в то же время более активна по сравнению с силовой, вещественной. Действие информационной причинности, возможно, слабее в силовом, материально-вещественном отношении, но активнее в виртуально-идеальном отношении. Учитывая, что в информационном детерминизме взаимодействуют оба указанных вида причинности, здесь тоже нужно прибегнуть к принципу "золотой середины", соблюдения меры в соответствии с экстремальным принципом сочетания максимума и минимума информации, как визуальной, так и виртуальной, материальной и идеальной.

В более широком плане суть информационного детерминизма раскрывается в процессе взаимодействия основных видов информации и информационных процессов в природе, обществе и истории. При этом, мы пришли к идее классификации типов информационных связей, беря за основу "инфы", понимаемые как системную совокупность информации, их взаимосвязь (по В.И. Кремянскому). Системы информации - инфы являются источником и организатором активности материи. Связь между понятиями инфов и активности можно обнаружить, обратив внимание на этимологию самого слова информация, в которой были отражены именно моменты активности. Термин этот производят теперь от латинского (informatio) - разъяснение, изложение. Но еще в XIX в. он производился иначе ~ от слов "ин" - в, и "форма" - образ, вид, т.е. в смысле того, что вносит форму. Здесь подчеркивается интенсивное начало, характерное для информации. Значит, активность - атрибут самой материи, а не производное от неатрибутивных для материи явлений.

Инфы формируют, организуют активность изнутри материальных систем. Поэтому "в дефинициях активности обычно указывается, что для нее характерны не внешние, а внутренние источники и движущие силы изменений и внешних действий системы... Общее позитивное определение получается таким: существенная активность материальной системы есть преобладание внутренних компонентов детерминации во всей совокупности ее изменений и движении и действий" [6]. Инфы являются инициаторами и организаторами активности материи, будучи той "узловой линией", где концентрируются отображенные отношения между основными уровнями организованности материи. Но, будучи инициаторами и организаторами активности, инфы в то же время не могут быть ее движущими силами.

Например, антиэнтропийность - самая существенная черта активности живой материи, но ее движущей силой выступает поток вещества, энергии и информации, т.е. не инфы, взятые сами по себе, без вещества и энергии. Более подробно об этом мы сказали в своих указанных выше публикациях 70-80-х годов прошлого века. Более конкретный анализ

стр. 13


взаимодействия триады - вещество, энергия и информация - предпринят позднее другими авторами, которые применили математический аппарат к анализу общих положений: "Источником самодвижения является взаимодействие различных частей материи. Количественная мера этого взаимодействия - энергия, а информация - ни что иное, как совокупность причинно-следственных связей взаимодействия" [7]. Но все это касается природных закономерностей. А как в обществе?

4. Социальные инфы как единство материи и духа

Если материальный, формационно-экономический детерминизм основан на грубой механической силе причинения, то информационный детерминизм - на тонкой природе информационных связей, порой виртуальных, невидимых, их взаимодетерминации. Виртуальность - первая черта информационного детерминизма. Переходя к другим чертам, отметим, во-вторых, цикличность информационных связей как кибернетического взаимодействия прямой и обратной связи. В-третьих, их мгновенность, как проявления особого вида тонкой психической, мыслительной энергии. На фалесовский вопрос: что быстрее всего, сейчас можно дать ответ - мысль как информация, скорость распространения которой допустима быстрее света. Тонкая психическая энергия, как особая мыслеформа, выполняет детерминирующую роль не прямо, а опосредованно, в том числе и путем овеществления и превращения в определенный материальный процесс. Например, проявление ее в энергии или энергийности деятельности как отдельных личностей, особенно харизматических, так и народа, в его пассионарности (Л.Н. Гумилев) и т. д. В-четвертых, нетленность информации, сохранение и функционирование в виде информационного отображения (ИО) материи самостоятельно, при отсутствии самого автора-субъекта, творца информации. Например, тиражирование книг и другой печатной продукции без их авторов. В таком информационном, нефизическом, смысле книги не горят. Или же "тиражирование" наследственной информации с помощью генетического кода в эволюционном процессе. В-пятых, глобальность информационных связей: Интернет, радио, телевидение, спутниковая связь, телефон, включая и мобильный, и т.д. Потоки информации передаются в глобальных масштабах по всей планете не только с помощью радио и телекоммуникаций, но и все расширяющихся компьютерных сетей. В-шестых, приоритетность информационных технологий как в материальном производстве, так и во всех других сферах жизни. В-седьмых, единство материального и идеального, созидаемое конвергирующей, интегрирующей, организующей функцией информации. В-восьмых, наиболее общая черта информационного детерминизма - взаимодетерминация трех потоков: материи, энергии и информации.

Сказанное относится больше к характеристике социальной информации. Что касается информации в природе, то здесь имеется своя спе-

стр. 14


цифика. Здесь действие информации носит менее активный характер и потому, возможно, имеет некоторое основание утверждение о безразличии, пассивной роли ее в неживой материи. Однако такая точка зрения оказалась в противоречии с последними данными, хотя бы с рассмотренной выше активностью информации, по М. Эйгену, ее ролью в самоорганизации материй на молекулярном уровне. По мере развития естествознания все больше подтверждается и актуализируется ленинская мысль о том, что в самом фундаменте здания материи заложены свойства, сходные с отражением. Вполне вероятно, что информация является свойством отражения материи, подобным ощущению. Причем настолько сходным, что уже многие представители современного естествознания, и прежде всего физики, заговорили о единстве материи и духа в неживой природе.

Сказанное относится не только к теории физического вакуума, но и к другим отраслям физики, где изучаются информационные свойства воды, света, цвета, кристалла и т.д. Позиция сторонников признания единства материи и духа в неживой природе с помощью тезиса об информации как универсальном атрибуте материи, наряду с энергией, усиливается и данными геологии, прежде всего геохимии. Неслучаен тот факт, что В.И. Вернадский, будучи геохимиком, развивал идею ноосферы, параллельно с французским философом-теологом Тейяром де Шарденом, разумности Космоса, наличия в нем целого пласта, сферы разума. Неслучаен, возможно, и факт некоторого сходства взглядов русского астрофизика Н. Козырева об особой природе космического времени, отличного от физического, и немецкого философа Э. Гуссерля - автора "Лекции по феноменологии внутреннего сознания времени".

Вопросы, связанные с особенностями информации в природе, информационного детерминизма в ней, относятся к мировоззренческой роли конвергентной философии. Здесь нужно подчеркнуть также и особую природу биологической информации. В своих публикациях мы выделяем следующие ее особенности, связанные с тем, что материальным носителем наследственной информации являются гены: 1) закрытость информации путем кодирования в генах; 2) минимизация и канализирование информации путем передачи ее половым путем, возникшего для ограниченного обмена информацией; 3) замедленность передачи информации от одного поколения к другому; 4) асинхронность и асимметричность передачи информации лишь в одну сторону - от прошлого к настоящему и будущему; 5)невозможность передачи по наследству благоприобретенной информации.

По сравнении с социальной биологическая информация явно проигрывает в сторону меньшей активности, и возможно поэтому, наверное, возникает социальная форма движения с ее прежде всего экономическим детерминизмом. Известно, что чем выше, тем быстрее. Поэтому не исключено, что основу прогресса и в природе, и в обществе составляют

стр. 15


закономерности ускорения информационных процессов. Но поскольку передача информации осуществляется через ее материализацию, овеществление, постольку в социальном развитии возникает иллюзия не конвергентности, а доминантности, даже первичности материи по отношению к духу. Отсюда и предпочтение, особенно на Западе, экономическому детерминизму, нежели географическому или же информационному. И как следствие, одни цивилизации пошли по пути экономического детерминизма, а другие же - по другие видам детерминизма: географическому или же информационному.

Поскольку информационный детерминизм связан с кодированием и социальных структур, правомерна и постановка проблем, связанных с политтехнологией и информтехнологией, как и рассмотрение их в аспекте соотношения основных видов детерминизма в социальном развитии. При этом необходимо отметить, что в современных условиях глобализации мира важно не растрачивать богатство цивилизационных палитр, связанных с исторически сложившимися различными видами социального детерминизма. Не стоит ли идею многополярного мира конвергировать с социальным полидетерминизмом, чтобы покончить раз навсегда с расизмом в социологии, связанным с делением мира на цивилизованный и нецивилизованный? Таким образом, вертикаль лап" ласовского детерминизма в социологии предпочтительно сменить на спиралевидную форму рассмотрения цивилизационного развития именно конвергентным путем.

Переходя от социологии к собственно конвергентной философии, мы отмечаем, что триединство материи, энергии и информации составляет архетип (первоначало) всего сущего в мире. Оно является субстанцией, глубинной причиной самой себя (causa sui), всего мира и всего в мире. Им объясняется также единство материи и духа на вполне паритетных началах, без признания их первичности или вторичности, т.е. на конвергентной основе. Архетип триединого потока материи, энергии и информации по форме своей представляет спиралевидность, состоящей из круга кругов. Поэтому в нее может и должен быть включен, как часть или ее отрезок, линейный лапласовский механистический детерминизм, в том числе и экономический детерминизм. Информационный детерминизм полнее охватывает и объясняет мир как целое. Потому именно "здесь Родос - здесь прыгай", как сказал бы К. Маркс. Здесь раскрывается во всей полноте истина и как процесс, и как целое.

Излагаемая нами концепция информационного детерминизма открывает новые горизонты и для самой философии, прежде всего для рассмотрения по-новому или новой формулировки ее основного вопроса. Продолжая обсуждение, отметим прежде всего историческую несправедливость или неточность, связанную с тем, что в качестве ведущего направления в решении основного вопроса философии, особенно в клас-

стр. 16


сической, западной философии, признан узкий принцип монизма, выдержанный в духе доминирования, превосходства и даже первичности или же, наоборот, вторичности материи или духа, бытия или сознания. Подобная дискриминация одного из двух взаимодействующих сторон основного вопроса философии, выдержанная в духе лапласовского детерминизма, явно устарела и не отражает нового взгляда на мир, новых принципов мироустроения, основанных на информационном детерминизме.

Мы разделяем также принцип материалистического монизма, в соответствии с которым материальность и идеальность информационных связей составляют две равнозначные ипостаси самой материи. Соблюдение паритетных начал во взаимодействии двух сторон основного вопроса философии возможно при более широком подходе к материалистическому принципу монизма, согласно которому имеется не один только наиболее универсальный атрибут материи - движение, но и второй - информация.

Основными принципами взаимодействия компонентов системы -материи и духа в рамках информационного детерминизма являются не прямолинейная вертикаль, а плюрализм и горизонтальные связи. Применительно к обществу это связано с его демократизацией и расширением связей, противоположных тоталитарным принципам: доминантности и второсортности, господства и подчинения. Что касается демократизации в самой философии, то она осуществляется уже давно. Так, в истории философии, наряду с принципами первичности или вторичности в соотношении материи и духа, бытия и мышления, развивались и другие направления, которые так или иначе сочетались, пересекались друг с другом. К ним относятся деизм, пантеизм, дуализм, рационализм, эмпиризм, экзистенциализм, прагматизм, персонализм, постмодернизм и т.д. С этим связано утверждение В.В. Соколова о наличии в истории философии сильно выраженной конвергентной тенденции. Считая эту тенденцию преобладающей, он склонен признать предметом истории философии не борьбу материализма и идеализма, а их соотношение. Стало быть, нуждается в переформулировке и предмет истории философии.

Присоединяясь к такому мнению, мы еще раз подчеркнем, что в предлагаемой нами конвергентной философии основной вопрос философии формулируется как единство и взаимодействие материи и духа, бытия и мышления на вполне паритетных началах. Гармоничность и устойчивость системы взаимодействия материи и духа, бытия и мышления обеспечиваются абсолютностью единства противоположностей и относительностью их борьбы. Как видно, данная позиция противоположна марксистской философии, согласно которой абсолютный характер носит не единство, а борьба противоположностей. Вспомним в этой связи статью В.И. Ленина "К вопросу о диалектике" с признанием абсолютности борьбы противоположностей и относительности их единства.

стр. 17


Конвергентная формулировка основного вопроса философии уже давно проделана в восточной философии. В силу плодотворности, она берется нами за основу в предполагаемом проекте систематизации философии. В ней наиболее значительные западные философские направления располагаются в промежуточной системе между двумя крайностями: воинствующий материализм и атеизм, с одной стороны, и, с другой стороны, объективный идеализм и теизм. Позиции эти полярно противоположны друг к другу в силу своей стерильности, лишенной примеси, отсутствия смешения друг с другом. Между тем, посередине между ними располагаются философские направления по степени конвергенции в них материи и духа, бытия и мышления. Критерием истины является степень их конвергенции. Истинная концепция окажется посередине между двумя крайностями. В результате крайности сойдутся в одной точке сближения, сопряжения - конвергенции, как узловой линии отношений или средней линии в философии.

Как видно, систематизация философии строится на трех принципах: 1) историзма, или периодичности, 2) конвергенции, или сближения и сопряженного развития на вполне эквивалентно-равноправных началах различных философских направлений, 3) "золотой середины", сформулированного на Западе Аристотелем, а на Востоке Конфуцием, и провозглашающего, что истина - посередине. "Золотая середина" конвергентной философии обозначает точку пересечения, схождения и объединения крайностей материализма и идеализма в философии. В этом смысле провозглашается абсолютность единства противоположностей и относительность их борьбы и в самой философии. Принцип "золотой середины" подтверждается и информационным детерминизмом, в частности, мыслью И.И. Шмальгаузена, приведенной в качестве эпиграфа к данному материалу.

В предлагаемой конвергентной системе философии временная вертикаль сочетается с пространственной, конвергентной горизонталью. При этом далеко не всегда актуальна только современная философия, а античность - история, лишенная своей значимости в наши дни. С позиции конвергентной философии, наоборот, античность может быть сегодня гораздо ближе к нам, чем, допустим, постмодернизм. Но при этом нужен конкретный подход. Например, по проблеме единства субъекта и объекта имеет преимущества древняя восточная философия по сравнению с западной. Если в западной философии признаны классическими лишь два раздела - онтология и гносеология, то в восточной на равных с ними утвердился и третий раздел - феноменология. В силу своей конвергентной серединности между онтологией и эпистемологией, феноменологический подход, конечно, ближе к истине и по вопросу о единстве субъекта и объекта.

В своем утверждении мы опираемся на авторитетные мнения российских философов-синологов. В частности - на мнение главного науч-

стр. 18


ного сотрудника Института Дальнего Востока РАН В.Ф. Феоктистова. Приведем соответствующие выдержки из его недавно опубликованной статьи "Роль личности в традиционной китайской философии: дискуссия в западной синологии". (Запад - Россия - Восток. К 70-летию академика В.С. Мясникова. М., 2001). Первая: "...В традиционной китайской модели личности общественный интерес и интересы личности взаимозависимы и отнюдь не исключают друг друга". Казалось бы, что тут особенного. Разве марксизм не утверждает то же самое? Конечно, утверждает. Но, к сожалению, в практике советской модели социализма это не получило подтверждения, что и послужило одной из существенных причин развала СССР. А в соседнем Китае в процессе реформы социализма во главу угла поставили реализацию на деле этого важнейшего принципа. В отличие от России увлечение западным либерализмом там считают нежелательным уклоном, нарушающим хрупкий баланс и гармонию личных и общественных интересов. И это совершенно верно.

Вторая выдержка: "...Чэн Чжунъин (специалист по китайской философии, работающий на Западе - Г.Ю.) ...подвергает... детальному анализу концепцию собственно "я" во взглядах Конфуция и Мэнцзы... выделяя два слоя, два аспекта: временной, или "я"-объект, и трансцендентный, или "я"- субъект". Примечательно здесь признание еще в древнекитайской философии концепции трансцендентального субъекта, которая на Западе и в России, особенно в советской период, воспринималась как неклассическое, незаконное дитя философии. Между тем, учение о трансцендентальном субъекте составляет центральный пункт особого раздела философии - феноменологии, которой нет в программах и в учебных планах по изучению философии в вузах Российской Федерации. Чтобы исправить это упущение, нужен нетрадиционный подход - утвердить в своих правах данный раздел философии, наряду с двумя другими - онтологией и эпистемологией.

Нужно возродить и развивать в России феноменологическое направление в философии, опираясь при этом на солидные национальные традиции, представленные прежде всего в русской религиозной философии, теософии Е. Блаватской, этике Е. Рерих, философии неделания Л. Толстого и т.д. Кроме представителей русской религиозной философии, все названные авторы в своих учениях оттолкнулись от восточной философии, ее феноменологии. При этом обе русские дамы - Е. Блаватская и Е. Рерих - Елены прекрасные подолгу жили на Востоке, глубоко осваивая и творчески развивая философское наследие того региона. Памятуя о том, что новое является хорошо подзабытым старым, надо бы проявить более уважительное отношение не только к феноменологии в истории русской философии, но и к истории китайской, индийской, японской и корейской философии.

И лучше всего это осуществить усилением внимания восточной философии, где классическую разработку получил весь комплекс дисциплин,

стр. 19


относящихся к феноменологии, в единстве с онтологией и гносеологией. Феноменология на Востоке развивалась полнее, чем на Западе, ибо включала в себя и эзотерическую интуицию, против чего рьяно выступали в свое время многие философы, в том числе даже отцы западной феноменологии, особенно Гегель. Да и в России отношение к эзотерике Блаватской как было негативным, так и остается таким же, что очень печально. Как говорят в таких случаях, нет пророков в своем отечестве.

В нашей же конвергентной философии предлагается рассмотрение всех философских направлений на вполне объективных и даже объективистских основаниях.

5. Инфы как универсальные единицы, клеточки познания целостных систем

Выше отмечалось, что инфы стали инициаторами и организаторами активности материи, но не ее движущей силой. Движущая сила в виде триединства вещества, энергии и информации представляет собой весьма сложное системное образование, поэтому анализ не может начаться с них сразу. Началом, исходным пунктом анализа системы может быть, во- первых, более простое, элементарное явление, каким выступает система информации - инфы. Во-вторых, логическим правилом служить здесь всеобщность, универсальность единицы, клетки познания в плане инвариантной воспроизводимости этого элементарного образования на всех уровнях структурной организации системы. И в этом смысле совпадают принципы элементарности и универсальности. Такова логика познания, которая получила успешную реализацию пока лишь в таких областях знания, как биология - клетка; физиология высшей нервной деятельности - условный рефлекс, по И.П. Павлову; политэкономия капитализма - товар, по К. Марксу.

Но клетка, условный рефлекс и товар оказались формами проявления более универсальной закономерности, присущей инфам, ибо все они - особого рода информационные системы. Все они - средоточие двоякой природы информации: визуальной и виртуальной, видимой и невидимой. В клетке - виртуальной генотипической и визуальной фенотипической информации; в условном рефлексе - визуальной физиологической и виртуальной психической информации; в товаре - визуальной стоимости, определяемой количеством затраченного труда, и виртуальной потребительной стоимости. Недаром Маркс говорил, что потребительная стоимость отличается от вдовицы Квикли тем, что не знаешь, с какой стороны подойти к ней в силу виртуальности информации о ней.

На основании двоякой природы информации уже можно заключить о единстве материи и духа в самой информации, о ее материальности и идеальности. Видимая, визуальная информация материальна, а невидимая, виртуальная информация порой идеальна. Такова универсальная

стр. 20


биполярная, двуединая природа инфов, присущих не только живым и социальным системам, но и неживой материи. Это и выразил Лисин: "Единицей живой материи выступает клетка, а единицей неоргагнической - виртуальный вакуум" [2. С. 778]. Физический вакуум не абсолютно, а относительно пуст хотя бы потому, что он насыщен информацией торсионных полей. Возможно, не столько вещество, сколько виртуальное поле и виртуальная информация заполняют физический вакуум. Мы допускаем подобную несколько условную форму выражения, потому что любая информация предполагает своего материального носителя. Отсюда не исключена возможность и того, что в виртуальном вакууме материальным носителем информации являются не только виртуальное поле, но и виртуальные атомы. Говорил же Демокрит об атоме и пустоте, их единстве. Примерно такую же трактовку получает категория пустоты и в восточной философии.

Физический вакуум, клетка, условный рефлекс, товар - все это инфы универсальной природы в том смысле, что они - единицы, клетки не только познания, но и развития, управления любых соответствующих системных образований. Подробно об этом изложено у автора концепции инфов В.И. Кремянского в его книге "Методологические проблемы системного подхода к информации", на которую мы уже ссылались.

Но особого внимания и обсуждения заслуживает проблема инфов как клеток познания социальных систем. В этой области, кроме блестящего решения Марксом проблемы товара как клетки познания социально-экономических отношений капитализма, к сожалению, пока никаких успехов нет. Возможное объяснение здесь в том, что в социологии никак не могут методологически верно определить средний, компромиссно-конвергентный путь между двумя крайностями: холизма и меризма. Между тем, это очень актуальная тема, хотя бы применительно к России, где поиски точки опоры для ее революционного преобразования, или же реформирования мирным путем, пока терпят больше крах, нежели одерживают успех. Для России исторически характерны политический и экономический субъективизм холизма и меризма в решении проблемы инфов - клеток познания. В поисках точки опоры, или клетки познания и преобразования общества, одни, например, В.И. Ленин и большевики, искали в субъективном факторе - партии, как наилучшем выразителе интересов целого общества. Такому холистическому субъективизму противостоит экономический субъективизм меризма - либерализма, признающего примат части над целым. Казалось бы, экономизм - явление или течение объективное, а не субъективное. Это внешне, на самом же деле и он грешит субъективизмом, ибо нарушается логика инфов, как единства материи и духа.

В постсоветской России драма холизма и меризма была продолжена в очередных актах с участием таких действующих лиц - лидеров, как

стр. 21


М.С. Горбачев и Б.Н. Ельцин. Линию целостного, холистического подхода выразил Горбачев, пытавшийся перестроить общество в духе российских традиций реформирования обязательно тотально и притом сверху, с государственной и политической системы. И в таком подходе уже закладывалась мина замедленного действия - развала СССР, ибо в тоталитарной системе так называемые экономический базис и политическая надстройка поменялись местами, т.е. политика играла первенствующую роль по отношению к экономике. Когда же перестройка началась с тотального реформирования политической системы, рухнула вся политическая система СССР, символизировавшая и подменявшая роль экономического базиса. Затем последовал процесс продолжения государственного распада, завершенный Ельциным, провозгласившим меристический призыв - берите суверенитета столько, сколько надо.

В методологическом плане меристическим оказался и либерализм, позиции которого четко выразил автор "Манифеста российского либерализма" Б. Березовский: "Основополагающим принципом формирования системы власти в любом либеральном государстве является приоритет личности над государством" (НГ, 11 апреля 2002 г.). Таковы российские крайности холизма и меризма, целостности и частичности в вопросах государственного устройства, свидетельствующие об отсутствии осознания необходимости правильного определения "золотой" середины между ними. Между тем, в исторической практике России и по обсуждаемому вопросу были позитивные моменты, связанные с преодолением крайностей холизма и меризма в определении инфов как клетки социального развития. В соотношении государства и личности личность никак не может выступать в роли инфов - клеток познания целого - государства, тем более в такой гипертрофированной интерпретации его роли, как у Березовского.

В истории России более правильно решалась эта проблема снизу, демократически, самим народом, который организовался во вполне рациональные инфы-клетки труда и объединения народа - производственные кооперативы, которые успешно развивались в период после отмены крепостного права с середины 60-х годов XIX в., и завершился после Октябрьской революции 1917 г. В отличие от кооперативов других стран, в русских кооперативах их члены были тогда сами собственниками и тружениками, без эксплуатации труда и капитала. Отсутствие эксплуатации труда и капитала составляло здоровый элемент социалистических производственных отношений с гармонизацией общественных и личных интересов в условиях рыночных отношений, т.е. капитализма. Уже в инфах- кооперативах как бы в зародыше заключено было будущее конвергентного общества - капитализма и социализма. Подумать только, в течение более 50-летнего развития на рубеже XIX и XX веков Россия практически утверждала путь своего прогресса по конвергентному пути социального развития. Но путь этот был прерван всем известными

стр. 22


социальными потрясениями в XX в. и вот уже на протяжении почти векового страдания и мук Россия никак не может обрести свое лицо, идентичность социально-экономического и духовного развития общества. Подробнее об этом см. в авторской книге "Средний путь России (Конвергентное общество)".

6. Резюме. Информационный детерминизм и тезисы о марксизме.

1). Важнейшая роль принадлежит информации как наиболее универсальному атрибуту материи, наряду с движением, в достижении конвергентного соотношения материи и духа, их самодетерминации в процессах взаимного самоотражения, самоорганизации и самодвижения. Это принцип информационно-конвергентного решения основного вопроса философии.

2). Онтологический принцип информационного бытия материи и духа, в соотношении материи и духа. Если информация является мерой упорядоченности, организации, а инфы - инициаторами и организаторами активности материи, то энергия - мерой интенсивности движения, или движущей силой. Информационный детерминизм осуществляется в процессах взаимодействия как информационных структур и функций (через их кодирование и наследование), так и видов информации в неживой и живой природе, а также социальной информации. Их типология и классификация даны в тексте. Что касается онтологии сознания, то она полнее представлена в феноменологии.

3). Феноменологический принцип информационного понимания сознания. Сознание или дух, идеальное, объективно существует в виде определенных нематериальных, психологических энергоинформационных процессов, наличие которых получило признание в буддизме и в других восточных эзотерических учениях. На Западе феноменология сознания, духа менее развита из-за предпочтений онтологии и гносеологии.

4). Принцип информационного тождества материи и духа, субъекта и объекта, основывающийся на признании феноменологией тождества объект-субъектных отношений, а также материи и духа. Что добавляется здесь информационным детерминизмом? Здесь вклад информационного детерминизма весьма существенен. В общенаучном плане информация понимается как связь и мера организации как материальных, так и нематериальных систем. Обнаруживается определенная аналогия функциональной роли информации последних с вирусами и нуклеиновыми кислотами (ДНК, РНК), которые сами, не будучи живыми, однако успешно выполняют функции живого, но лишь в системе живого. Например, роль наследственной информации - наиболее важной в живой природе, в характеристике ее сущности. Сама по себе социальная информация, будучи не всегда Материальной, весьма успешно выполня-

стр. 23


ет и материально-духовные функции. Все это подтверждает тождество материи и духа в информационных процессах.

5). Принцип информационного тождества материи и духа, бытия и мышления достигает апогея в социальной антропологии. Определяющая роль информационного детерминизма в социальной антропологии позволяет преодолеть декартовский дуализм материи и духа, субъекта и объекта не только в онтологии, но и в гносеологии. Подобный дуализм неизбежен при одностороннем либо материалистическом, либо идеалистическом решении основного вопроса философии. Он преодолим лишь рамках информационно-феноменологического и конвергентного соотношения материи и сознания, бытия и мышления. С помощью инфов - внутреннего источника активности материи - преодолим и провозглашенный еще в античности идеалистический монизм пассивной материи и активности идеи, духа, сознания, разума и т.д.

6). Экстремальный принцип максимума или минимума информации и его значение для научного познания и социальной практики. Он совпадает во многом с принципом "золотой" середины или же серединного (среднего) пути и устойчивости развития.

7). Способом или средством минимизации и оптимизации информационных процессов развития являются информационные структуры - коды, состоящие из противоположных полюсов или зарядов инь и янь, плюсов и минусов. В неживой природе - полюса магнита, в биологии - половой процесс передачи генов - информационной структуры в виде спирали ДНК и информационной функции белков. По сравнению с ним вегетативный способ передачи информации у бактерий и растений явно уступает, ибо таким способом невозможно обеспечить необходимый минимум разнообразия информации. Потому природа отдала предпочтение половому способу размножения и развития. По сравнению с биологией, еще большую прогрессивность и перспективность невегетативного способа размножения и передачи информации доказала общественная форма движения. В обществе - семья и другие кооперативные процессы представляют собой полноценные информационные структуры ~ истинные инфы, клетки развития и познания. При таком подходе либерализм уподобляется клонированию человека. Поскольку клоны являются бесполыми, вегетативно полученными личностями, постольку они ущербны в плане информационного детерминизма. Отсюда и социальная дисгармония и связанная с этим ущербность либерализма, особенно в условиях России с преобладанием в ней информационного детерминизма, нежели формационно- экономического детерминизма.

8). Отсюда и методологическое значение учения об информационно-структурном коде в античной философии - логос, китайской - дао, индийской - брахман и т.д., представляющим собой единство, или тождество, материи и духа, в современном научном познании. Универсальность инфов как

стр. 24


наиболее простых элементарных клеток научного познания, в которых представлен инвариантно воспроизводимый на всех уровнях организации структурный код целостности системы. Инфы - элементарные единицы развития и познания целостных систем. Нецелостное познание обходится без них. Целостное же познание предполагает восхождение от абстрактных инфов к конкретным, как единству многообразия.

9). Они же являются и информационно-структурными кодами цивилизационного развития. Нарушение этих кодов - единства инь и янь, или же тождества материи и духа, неизбежно влечет за собой цивилизационные катастрофы, наподобие нынешним. По образному выражению М. Пришвина, цивилизация - "связь вещей", а культура - "связь людей". Все нынешние цивилизационные кризисы и катастрофы происходят на почве разрыва материи (связь вещей) и духа (связь людей). Эту тенденцию отметил еще О. Шпенглер, утверждавший, что цивилизация хоронит культуру. Выход из тупика - в устранении его причин.

10). К сожалению, в формационном детерминизме марксизма нарушен логос единства материи и духа. Развитие получает в нем преимущественно материально-экономическая сторона, а духовность рассматривается как вторичное, производное от материального. Нарушен принцип паритетности и конвергентного единства материи и духа. Недостаток этот преодолевается в информационном детерминизме.

11). На смену однолинейной формационной теории исторического процесса марксизма утверждается информационная теория спиралевидного развития истории, с допущением возможного и обратного течения социального времени. Например, попытки возрождения в постсоветской России капитализма, поиски этнонациональной идентичности и у русских и т.д. В соответствии со спиралевидностью истории, ее прогресса нуждается в переформулировке одиннадцатый тезис Маркса о Фейербахе следующим образом: "Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его в направлении восточного неделания, или недопущения, всего того, что разрушает гармонию его логоса, или дао, как единства материи и духа". Сказанное особое значение имеет прежде всего для экологии, ибо экологические парадигмы оказались решающими в сохранении цивилизации.

Таковы тезисы о марксизме.

1. Юзвишин И.И. Информациология, М., 1996. С. 15.

2. Лисин А.И. Идеальность. М., 1999. С. 129.

3. Братко А.А., Кочергин А.Н. Информация и психика. Н., 1977. С. 22.

4. Кочергин А.Н., Цайер З.Ф. Информациогенез и проблемы его оптимизации. Н., 1977. С. 70.

5. Глушков В.М. О кибернетике как науке // Кибернетика, мышление, жизнь. М., 1964. С. 64.

6. Кремянский В.И. Методологические проблемы системного подхода к информации. М., 1977. С. 122.

7. Заличев Н.Н. Энтропия, информация и сущность жизни. М., 1995. С. 168-169.


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/КОНВЕРГЕНТНАЯ-ФИЛОСОФИЯ-ИНФОРМАЦИОННОГО-ДЕТЕРМИНИЗМА-И-ТЕЗИСЫ-О-МАРКСИЗМЕ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Iosif LesogradskiContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Lesogradski

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Г. А. ЮГАЙ, КОНВЕРГЕНТНАЯ ФИЛОСОФИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ДЕТЕРМИНИЗМА И ТЕЗИСЫ О МАРКСИЗМЕ // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 09.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/КОНВЕРГЕНТНАЯ-ФИЛОСОФИЯ-ИНФОРМАЦИОННОГО-ДЕТЕРМИНИЗМА-И-ТЕЗИСЫ-О-МАРКСИЗМЕ (date of access: 05.08.2021).

Publication author(s) - Г. А. ЮГАЙ:

Г. А. ЮГАЙ → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Iosif Lesogradski
Москва, Russia
792 views rating
09.09.2015 (2156 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
ОДОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ К АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ КАВКАЗА
10 hours ago · From Россия Онлайн
СТОЛ И КРАСНЫЙ УГОЛ В ИНТЕРЬЕРЕ КРЕСТЬЯНСКОЙ ИЗБЫ СЕВЕРО-ЗАПАДА РОССИИ И ВЕРХНЕГО ПОВОЛЖЬЯ
10 hours ago · From Россия Онлайн
РУССКИЕ РАЗГОВОРЫ С НЭНСИ РИС
10 hours ago · From Россия Онлайн
О ВКЛАДЕ НЭНСИ РИС В "РУССКИЙ МИФ"
10 hours ago · From Россия Онлайн
ОТРЫВКИ РУССКИХ РАЗГОВОРОВ
10 hours ago · From Россия Онлайн
Творцы Сфинкса и Пирамид, его свиты — Атланты, Луны древний люд.
Catalog: Философия 
Yesterday · From Олег Ермаков
КРУГЛЫЙ СТОЛ" НА ИСТОРИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ МГУ
Catalog: История 
2 days ago · From Россия Онлайн
Р. В. Долгилевич. СОВЕТСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ И ЗАПАДНЫЙ БЕРЛИН (1963-1964 гг.)
Catalog: Право 
2 days ago · From Россия Онлайн
Анонс Изучение новой теории электричества, пожалуй, нужно начинать с анекдота, который актуален до сих пор. Профессор задаёт вопрос студенту: что такое электрический ток. Студент, я знал, но забыл. Профессор, какая потеря для человечества, никто не знает что такое электрический ток, один человек знал, и тот забыл. А ларчик просто открывался. Загадка электрического тока разгадывается, во-первых, тем что, свободные электроны проводника не способны
Catalog: Физика 
Как нам без всякой мистики побеседовать с человеческой душой и узнать у нее тайны Мира.
Catalog: Философия 
6 days ago · From Олег Ермаков

Actual publications:

Latest ARTICLES:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
КОНВЕРГЕНТНАЯ ФИЛОСОФИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ДЕТЕРМИНИЗМА И ТЕЗИСЫ О МАРКСИЗМЕ
 

Contacts
Watch out for new publications: News only: Chat for Authors:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2021, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones