Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: RU-14468
Author(s) of the publication: Ю. В. ЕМЕЛЬЯНОВ

Share with friends in SM

Победа народной революции в стране, расположенной в 90 милях от берегов США и являвшейся в течение многих десятилетий придатком американской экономики, вызвала бурную реакцию правящих кругов США. Вопрос о политике в отношении Кубы на долгие годы занял одно из важных мест во внутриполитической жизни Соединенных Штатов. Это отразилось и в работе конгресса. В 1959 - 1977 гг. свыше 60 сенаторов и 130 членов палаты представителей посвятили свои выступления вопросу о Кубе.

Попытки американского империализма подорвать и затормозить развитие народной революции на Кубе привлекли внимание многих исследователей. И хотя вопрос об участии конгресса в разработке политики США в отношении Кубы не стал еще предметом специального изучения, дискуссии по кубинскому вопросу и роль тех или иных членов конгресса в принятии внешнеполитических решений по этой проблеме уже освещались в литературе. Эти вопросы нашли отражение в ряде работ советских1 и зарубежных2 авторов. Специально дискуссии в конгрессе, в том числе и происходившие в период наибольшего обострения кубинского кризиса (1961 - 1962 гг.), затронуты в трудах Анат. А. Громыко, В. Воронцова3 , а также американских авторов4 . Наиболее полные сведения по данному вопросу содержат протоколы конгресса и комиссий обеих его палат.

Большие капиталовложения североамериканских монополий в кубинской экономике, традиционное стремление империалистических кругов США укрепить свои экономические, военно-стратегические и политические позиции на острове обусловили враждебность американского правительства в отношении Кубинской революции. Оно оказывало широкую военную помощь режиму Р. Батисты в его борьбе против повстанцев. Как отмечали американские авторы: "Отношение Соединенных Штатов к революции (на Кубе. - Ю. Е. ) даже в ее первой фазе, когда еще не затрагивались экономические интересы США, было в целом враждебным"5 .

Последовательно антиимпериалистический характер Кубинской революции, перерастание в социалистическую придали ей черты принципиально нового явления в Западном полушарии. В то же время характерные особенности исторической обстановки (наличие мировой систе-


1 Л. Ю. Слезкин. История Кубинской революции. М. 1966; В. В. Листов и Вл. И. Жуков. Тайная война против революционной Кубы. М. 1966; "Куба. 10 лет революции". М. 1968.

2 Н. Thomas. Cuba, or the Pursuit of Freedom. L. 1971; L. R. Bender. The Politics of Hostility. Castro's Revolution and US Policy. Hato Rey. 1975.

3 Анат. Громыко. 1036 дней президента Кеннеди. М. 1968; Ч. Воронцов. Сенатор от Арканзаса. М. 1971.

4 Т. Szule and К. Е. Meyer. The Cuban Invasion. N. Y. 1962; L. Fitzsimons. The Kennedy Doctrine. N. Y. 1972.

5 S. Scheer and M. Zeitlin. Cuba: An American Tragedy. L. 1963, p. 83.

стр. 55


мы социализма, значительная активизация антиимпериалистических сил, подъем национально-освободительного движения в Латинской Америке) способствовали тому, что правящие круги США оказались ограничены в выборе средств борьбы против революционного острова.

С первых же дней революции политика США в отношении Кубы стала объектом дискуссий в конгрессе. Большинство выступлений было откровенно враждебным, исполненным прямых угроз. Лишь немногие члены конгресса призывали к известной осторожности. Вернувшиеся из поездки на остров, состоявшейся в начале 1959 г., члены палаты представителей А. Пауэлл и И. Портер призывали к гибкости. "Наше будущее в Латинской Америке зиждется на наших отношениях с доктором Кастро", - утверждал А. Пауэлл, выдвинувший предложение осуществить программу экономической помощи Кубе, а также расследовать деятельность батистовских лоббистов в конгрессе США6 . Отмечая роль сахарных монополий, потерпевших убытки "вследствие недавних событий на Кубе", в развертывании антикубинской кампании, сенатор У. Фулбрайт призывал к терпению. "Лучший способ удержать Кубинскую революцию от движения влево", - говорил он, - это воздерживаться от "бестактных действий, откровенной оппозиции и угроз интервенцией"7 . Конечно, позиция либералов не была последовательной. Как правило, она основывалась на уверенности, что новое правительство Кубы будет придерживаться "лояльного курса" (характерно в этом плане выступление члена палаты представителей Б. О'Хара 18 февраля 1959 г.8 ). Однако большинство членов конгресса не поддержало либералов.

По мере углубления революционных преобразований на острове антикубинская кампания в конгрессе усиливалась. В начале 1960 г. это проявилось в ходе обсуждения вопроса о продлении действия Закона о сахаре. Среди тех, кто требовал сокращения сахарной квоты, были прежде всего члены конгресса, связанные с сахарными монополиями. Сенатор Г. Дворжак (из сахаропроизводящего штата Айдахо) требовал, чтобы часть квоты, предназначенной для Кубы, была передана местным производителям сахара, того же добивался сенатор Р. Ярборо из Техаса для тамошних сахарозаводчиков. Антикубинский курс отстаивали представители 979 компаний, имевших в прошлом капиталовложения на Кубе. Компенсации за национализированную собственность в качестве первоочередного условия восстановления отношений с Кубой требовали такие монополии, как ИТТ, Юнайтед Брэндз, Тексако, Кока Кола, Колгейт Палмолив, Файрстоун и другие9 .

Активное участие в развертывании кампании против Кубы приняли члены конгресса, связанные с военно-промышленными монополиями (Д. Флад, М. Риверс и др.). В начале 1960 г. в ходе обсуждения поправки к Закону о сахаре Риверс заявил: "Мы должны вновь подтвердить доктрину Монро. Мы должны угрожать Кастро блокадой. Мы должны, если это необходимо и если этого потребуют обстоятельства, оккупировать Кубу"10 . Решением конгресса президенту США было предоставлено право вносить сокращения в сахарную квоту. Это открыло путь для развертывания экономической войны против Кубы. Вскоре после принятия 30 июня и 2 июля 1960 г. в палатах конгресса соответствующих резолюций президент США Д. Эйзенхауэр подписал прокламацию об аннулировании кубинской сахарной квоты.

В поддержку революционной Кубы выступил СССР. Советское правительство заявило о своей готовности оказать всестороннюю по-


6 "Congressional Record" (далее - CR). 1959, р. 1118.

7 Ibid., p. 11442.

8 Ibid., p. 2354.

9 "United States News and World Report", 13.IV.1977, p. 61.

10 CR, 1960, p. 14151.

стр. 56


мощь кубинскому народу. В коммюнике, которое было подписано во время пребывания в Москве в июле 1960 г. министра вооруженных сил Кубы Р. Кастро, Советское правительство обязалось обеспечить снабжение Кубы нефтью и другими жизненно необходимыми товарами11 . Позиция СССР явилась сдерживающим фактором в отношении агрессивных намерений правительства США.

Кубинский вопрос становится в Соединенных Штатах предметом безответственной спекуляции во внутриполитической борьбе. В ходе предвыборной кампании 1960 г. оба кандидата на пост президента США, играя на шовинистических настроениях определенной части избирателей, открыто говорили о своих планах раздавить Кубинскую революцию12 . Враждебные акции правительства США (торговые ограничения, введенные 19 октября 1960 г., разрыв дипломатических отношений с Кубой в 1961 г.) получили поддержку в конгрессе, где вносятся предложения о полном прекращении торговли с Кубой (проект резолюций конгрессмена П. Роджерса и сенатора Т. Бриджеса в начале 1961 г.13 ), раздаются требования об установлении вооруженной блокады и организации интервенции против Кубы (предложения сенаторов К. Китинга и А. Брэдена14 ). В то же время представители реалистически мыслящих кругов (например, У. Фулбрайт) пытаются помешать реализации интервенционистских планов правительства США15 .

Подготовка интервенции против Кубы, начатая правительством Эйзенхауэра, была продолжена правительством Дж. Кеннеди. Планы разгрома Кубинской революции стали составной частью широкой программы подавления национально-освободительного движения в Латинской Америке. В основе интервенционистских намерений лежал расчет на широкую поддержку десанта наемников со стороны населения острова. Однако интервенция на Плайя-Хирон 17 апреля 1961 г. была разгромлена в ходе героической борьбы кубинского народа, опиравшегося на всестороннюю помощь и поддержку Советского Союза и других социалистических стран. Это заставило многих членов конгресса задуматься относительно причин разгрома антикубинской авантюры. Участились выступления в пользу отказа от агрессивной политики16 .

Однако правящие круги США не отошли от враждебного Кубе курса. Наиболее активными в разработке новых агрессивных планов были представители сахарных монополий, призывавшие к "энергичным действиям" (выступление сенатора Г. Оллота 27 апреля 1961 г., а также сенаторов Б. Голдуотера, Б. Джонстона, А. Уайли, членов палаты представителей А. Стэггреса, Ф. Ковалского, В. Анфузо, П. Роджерса, Д. Олфорда и др.17 ). 26 апреля 1961 г. в палату представителей было внесено сразу пять проектов антикубинских резолюций18 . 17 мая 402 голосами против 2 (при 28 отсутствующих) она одобрила резолюцию, призывавшую к "переоценке роли правительства Кубы в межамериканской системе и принятию против него необходимых санкций в соответствии с договором Рио-де-Жанейро"19 . Члены конгресса участвовали в работе конференции министров иностранных дел стран Организа-


11 "СССР и Латинская Америка. 1917 - 1967 гг.". М. 1967. стр. 143.

12 Т. Szulc and К. Е. Meyers. Op. cit., pp. 66 - 69; H. Thomas. Op cit p. 1297.

13 CR, 1961, pp. 5351, 3541.

14 Ibid., pp. 1306, 2532.

15 M. Eisenhower. The Wine is Bitter. The United States and Latin America. N. Y. 1963, p. 271; R. F. Kennedy. To Seek a Newer World. N. Y. 1967, p. 152; В. Воронцов. Указ. соч., стр. 134 - 135.

16 CR, 1961, pp. 6386, 6179 - 6185, 6647, 10872.

17 Ibid., pp. 5093 - 5094, 6167, 6273, 6375 - 6376, 6907, A 2911.

18 Ibid., p. 6330.

19 Ibid., p. 7448. Имеется в виду "договор об обороне полушария", подписанный 2 сентября 1947 г. на конференции министров иностранных дел американских государств.

стр. 57


ции американских государств (ОАГ) в Пунта дель Эсте (январь - февраль 1962 г.). Демократы и республиканцы из подкомиссий по межамериканским делам сената и палаты представителей У. Морзе, А. Селден, Б. Хикенлупер и И. Мерроу оказывали давление на делегатов стран Латинской Америки, добиваясь исключения Кубы из ОАГ20 . Под давлением США конференция (минимально допустимым большинством голосов) приняла такое решение.

Многие члены конгресса внесли свою лепту в раздувание антикубинской кампании 1962 г., которая подготовила почву для наиболее опасного международного кризиса послевоенных лет - карибского21 . Кубинский народ в сложной обстановке того времени, опираясь на помощь социалистических стран, и прежде всего СССР, уверенно решал задачи революционных преобразований в стране и укрепления ее обороноспособности. Политика империалистов, говорил Ф. Кастро 1 мая 1962 г., "заключалась в том, чтобы помешать нам вооружиться, в то время как они сами готовились к вторжению... Только со стороны социалистических государств мы встретили дружественное отношение. Когда все капиталистические страны, подчинившись нажиму Соединенных Штатов, отказались продавать нам оружие, социалистические страны проявили готовность продавать его нам. И даже больше чем продавать - доверить нам оружие"22 . Укрепление советско- кубинских отношений воспринималось в США с крайней нервозностью.

Как правило, в американских работах о событиях 1962 г. в Карибском бассейне почти целиком обходится вопрос об антикубинской кампании, которая развертывалась в США с 1959 года. Действия Соединенных Штатов связываются исключительно с наличием на Кубе советского ракетного оружия. Проблема советских ракет сознательно раздувалась американскими правящими кругами. Между тем, по справедливому замечанию Б. Рассела, "вопрос о том, поставили или не поставили Советы ракеты на Кубу, был, без сомнения, менее важен, чем действия, предпринятые президентом, потому что ракеты находились во всем мире, что достойно осуждения, но соединение военной блокады и угрозы ядерной войны подвели человечество к чрезвычайной угрозе"23 .

Антикубинская кампания 1962 г. совпала с очередными "промежуточными" выборами в конгресс, которые бывают в середине срока пребывания у власти президента. В соответствии с многолетней практикой американской политической жизни в ходе этих выборов происходит отлив части избирателей, поддержавших правящую партию на выборах президента и разочаровавшихся в ней за два года ее пребывания у власти. Республиканцы стремились использовать это обстоятельство, превратив вопрос о Кубе в ведущий вопрос избирательной кампании24 . Этим были продиктованы, в частности, выступления 28 августа республиканского сенатора Х. Кейпхарта (Индиана), заявившего, что на Кубе


20 A. Schlesinger, Jr. A Thousand Days. N. Y. 1967, p. 715.

21 Подробнее о нем см. Анат. А. Громыко. Кубинский кризис. "Вопросы истории", 1971, NN 7, 8.

22 Ф. Кастро. Речи и выступления 1961 - 1963 гг. М. 1963, стр. 735.

23 В. Russеl. Unarmed Victory. L. 1963, p. 24. Тема "советских ракет на Кубе" начиная с 1959г. все время присутствовала в антикубинской пропаганде, использовавшей с этой целью "неопровержимые свидетельства" и "убедительные детали". Об их истинной цене говорит следующий факт: в досье за 1959 г. было 20 докладов, в которых упоминалась ракетная установка в районе Сьенага де Сапата и даже приводились описания строений, связанных якобы с пусковыми установками. Между тем "этот район на самом деле был пустым болотом и остается таковым до настоящего времени" (R. Hilsman. To Move a Nation. The Politics of Foreign Policy in the Administration of John F. Kennedy. N. Y. 1967, p. 169).

24 "Президент Кеннеди явно обеспокоен тем, что кубинский вопрос может перетянуть голоса избирателей на сторону республиканцев" ("New York Herald Tribune", 26.IX.1962).

стр. 58


находятся советские войска (на следующий же день президент США опроверг это заявление), сенатора К. Китинга - 31 августа, 4 сентября25 .

Несмотря на заверения лидера республиканского меньшинства в сенате Э. Дирксена и бывшего президента Эйзенхауэра в том, что республиканцы не намерены превращать вопрос о Кубе в предмет предвыборной дискуссии, их нападки на правительство, "бездействующее" перед лицом "кубинской угрозы", и требования военного вмешательства в дела острова продолжались26 . В палате представителей к военным действиям против Кубы призывал Д. Фасселл27 . "Республиканцы... утверждали, что правительство не предпринимает необходимых шагов, чтобы защитить безопасность США. Некоторые... предлагали принять военные меры против Кубы", - вспоминал впоследствии Р. Кеннеди28 . В конце сентября совещание республиканцев - членов палаты представителей единодушно оценило кубинский вопрос как "наиболее выигрышный" для их партии29 . Когда журнал "Congressional Quarterly" предложил ряду членов конгресса назвать пять наиболее крупных вопросов предвыборной кампании, 208 членов конгресса ответили, что самой важной проблемой является вопрос о Кубе30 .

В сенате П. Буш настаивал на включении резолюции, провозглашавшей "право и обязанность Соединенных Штатов с помощью или без помощи других стран Западного полушария положить конец коммунистическому господству на Кубе", а Дж. Милнер предлагал дать президенту директиву принять необходимые меры для "предотвращения нарушения доктрины Монро"31 . Выступая по телевидению 7 сентября, Э. Дирксен потребовал, чтобы конгресс принял резолюцию, уполномочивающую правительство прибегать к необходимым мерам для "решения" кубинской проблемы. Его поддержал лидер республиканцев в палате представителей Ч. Халлек32 . 19 сентября комиссии по иностранным делам и по вооруженным силам сената утвердили резолюцию, в которой содержалось требование "использовать любые необходимые меры, включая оружие", против революционного острова. 24 сентября эта резолюция была принята сенатом33 . 3 октября сенат одобрил еще одну резолюцию, в которой говорилось о возможности применения вооруженной силы против Кубы34 .

Некоторые видные политические деятели США призывали к благоразумию. Сенатор М. Мэнсфилд предупреждал об опасностях, которыми чреваты призывы к военному нападению на остров35 . Однако эти голоса заглушались истерической кампанией джингоистского большинства. Вопрос об агрессии против Кубы оказался в центре избирательной кампании, которую вело правительство Кеннеди. Столкнувшись с серьезными политическими трудностями в период своего пребывания у власти, демократы опасались значительного отлива избирателей от своей партии, что могло нанести удар по политическим планам Кеннеди на вто-


25 Е. Abel. The Missile Crisis. Philadelphia. 1966, p. 6; L. Fitzsimons. Op. cit. pp. 129, 130, 134; CR, 1962, p. 18538.

26 См. выступления сенаторов А. Уайли, Д. Пирсона и Б. Голдуотера (CR, 1962, р. 18648; L. Fitzsimons. Op. cit., p. 131).

27 CR, 1962, p. 18676.

28 R. F. Kennedy. Thirteen Days. A Memoir of the Cuban Missile Crisis. N. Y. 1969, p. 25

29 L. Fitzsimons. Op. cit., p. 138.

30 Ibid., pp. 138 - 139.

31 "New York Herald Tribune", 13.IX. 1962.

32 "The Cuban Crisis of 1962". Selected Documents and Chronology. Ed. by D. Larson. Boston. 1963, p. 5; "New York Herald Tribune", 8.IX.1962.

33 "The Cuban Crisis of 1962", p. 19; CR, 1962, pp. 18951, 19753; "New York Herald Tribune", 24. IX. 1962.

34 "Documents on American Foreign Relations. 1962". N. Y. 1963, pp. 372 - 373.

35 "New York Herald Tribune", 9.IX.1962.

стр. 59


рую половину его президентства и свести к нулю его шансы на победу во время президентских выборов 1964 года. За два часа до своего выступления по телевидению 22 октября 1962 г., положившего начало Карибскому кризису, Кеннеди принял лидеров конгресса. Хотя и республиканцы и демократы выразили недовольство "формальным" характером консультаций, которое правительство вело с членами конгресса по вопросам войны и мира, никто из них не подверг критике агрессивные планы правительства в отношении Кубы. Даже У. Фулбрайт считал предложенные президентом меры слишком осторожными. В целом позиция членов конгресса способствовала усилению агрессивных тенденций в действиях США против Кубы.

"Кризис, равного которому по остроте не было во все послевоенные годы, который поставил человечество вплотную перед угрозой всемирной термоядерной катастрофы, был разрешен в результате твердой и гибкой позиции Советского правительства, решимости народа Кубы отстоять справедливое дело независимости своей страны, поддержки этой независимости со стороны социалистических стран - участниц Варшавского Договора"36 . Наиболее агрессивные деятели в конгрессе США были крайне недовольны мирным урегулированием Карибского кризиса. В 1963 г. ими было внесено более 50 проектов антикубинских резолюций, значительная часть которых прямо или косвенно отражала это недовольство. 7 ноября специальный "подкомитет по Кубе и подрывной деятельности в Западном полушарии", созданный комитетом республиканцев в палате представителей в начале 1963 г. в составе Дж. Баттина, У. Крамера, Э. Адэйра, Д. Эшбрука, Э. Деревинского, С. Девине, У. Р. Холла, К. Макгрегора и Э. Шрайвера, опубликовал рекомендации, которые предусматривали "принятие максимальных усилий для полной изоляции Кубы", "отказ от признания Кубы и признание правительства в изгнании", осуществление "координированной кампании партизанской войны и диверсий" на острове.

Деятели в конгрессе, выступавшие с позиций реализма, осуждали нападки на решение карибского конфликта. В сенате 11 февраля (а затем 8 марта) М. Мэнсфилд призывал к "большей сдержанности в... публичных выступлениях"37 . Отказа от авантюристических действий против Кубы требовали и конгрессмены У. Грин, А. Харт, К. Галахер, сенатор С. Янг38 . Член палаты представителей Х. Джонсон осудил "шумную группу в обеих палатах конгресса, признававшую лишь единственную кубинскую политику, суть которой безумие", и требовал "покончить с демагогическими выступлениями"39 . Вновь избранный сенатор Дж. Макговерн также говорил о необходимости прекратить агрессивные акции против Кубы40 .

После карибского кризиса основным методом в антикубинском курсе США стала экономическая блокада острова. 17 сентября в палату представителей был внесен законопроект о запрещении "любому судну, посетившему какой-либо кубинский порт", заходить в порты США. 16 октября сенатская комиссия по иностранным делам приняла резолюцию, требующую лишения американской помощи тех стран, суда и самолеты которых доставляют на Кубу "военные или стратегические товары". Целью экономической блокады, как разъяснялось в документе государственного департамента "Политика США в отношении Кубы", являлось создание максимальных трудностей для ее экономики41 . С особой настойчивостью политику блокады проводила администрация


36 "История внешней политики СССР. 1917 - 1975". Т. 2. М. 1976, стр. 361 - 362.

37 CR, 1963, pp. 2123 - 2124, 3803 - 3805.

38 Ibid., pp. 3422, 9449, 11657, 4297 - 4298.

39 Ibid., p. 2681.

40 Ibid., p. 4344.

41 "United States Policy Toward Cuba". Washington, 1964, pp. 7, 12.

стр. 60


Л. Б. Джонсона. 17 декабря 1963 г. правительство США объявило о новых мерах, направленных против революционного острова. Репрессии теперь должны были касаться не только судов, перевозящих грузы на Кубу, но и в целом торгового флота той страны, под флагом которой они ходят42 .

Ряд трезво мыслящих политических деятелей США, уже тогда понимавших бесперспективность свержения народного строя на острове с помощью экономической блокады или прямых агрессивных действий, призывали отказаться от этой политики и решительно пересмотреть всю систему отношений с Кубой. В своем выступлении в конгрессе 25 марта 1964 г. "Мифы и реальность", получившем широкую известность, руководитель сенатской комиссии по иностранным делам У. Фулбрайт заявил: "Мне кажется, настало время для откровенной переоценки нашей кубинской политики, даже если это приведет к неприятным выводам". "Сейчас ясно, - заявил сенатор, - что эта политика провалилась и нет причин считать, что мы преуспеем в будущем... Политика бойкота провалилась потому, что Соединенные Штаты не всесильны и не могут на это рассчитывать". Фулбрайт поставил вопрос о признании факта "продолжительного существования (Кубинской революции. - Ю. Е. ) как неприятного раздражителя, но не как невыносимой угрозы". Он предложил исходить из того, что народный строй на Кубе "не находится на грани развала и не будет свергнут с помощью политики, которую мы осуществляем", и что его существование "не является непреодолимым препятствием для достижения целей" США43 . Фулбрайта поддержал У. Морзе. Напомнив, что в свое время он был первым сенатором, начавшим кампанию против революционного правительства Кубы, Морзе также настаивал на более реалистической политике44 .

Фактически выступление Фулбрайта, призвавшего начать поворот в сторону улучшения американо-кубинских отношений, являлось признанием провала политики, проводившейся в течение пяти лет. Однако в правящих кругах США господствовали авантюристические настроения, что нашло отражение в эскалации войны против народов Индокитая. Агрессивный курс в отношении Кубы оставался неотъемлемой частью экспансионистских планов сторонников военных авантюр. Призывы к реализму и трезвости подверглись резким нападкам в конгрессе. Конгрессмен Л. Ваймэн оценил заявление Фулбрайта как "поразительное, невероятное и ошарашивающее", особенно возмущаясь предложением признать факт существования революционного правительства на Кубе. Против Фулбрайта выступили сенаторы Дж. Джавитс и Дж. Миллер, председатель подкомитета палаты представителей по межамериканским делам А. Селден, конгрессмены Ф. Бау, С. Дерунян, Р. Пучински и П. Роджерс. Последний назвал Фулбрайта проповедником "политики полной капитуляции США во всем мире"45 . Дискуссия в конгрессе наглядно продемонстрировала, что значительная его часть исходила из возможности добиться скорого свержения народного строя на Кубе.

Решения Вашингтонского консультативного совещания министров иностранных дел стран ОАГ (июнь 1964 г.), которые навязали проведение блокады Кубы всем государствам Латинской Америки, были одобрены конгрессом США46 . Однако, по мнению ряда конгрессменов, эти решения были недостаточно эффективными. Член палаты представителей У. Кремер выразил, например, сожаление, что на Вашингтонском совещании не было принято решение о прекращении воздушного сообщения между странами ОАГ и Кубой (оно не было поддержано Мексикой)47 .


42 "The Department of State Bulletin", January 6, 1964, p. 10.

43 "Documents on American Foreign Relations, 1964", N. Y. 1965, pp. 25, 26, 27.

44 CR, 1964, pp. 6241 - 6242.

45 Ibid., pp. 6237, 6361 - 6362, 6397, 6398 - 6399, 6363.

46 Ibid., pp. 16964, 16988 - 16990.

47 Ibid., p. 16690.

стр. 61


Планы удушения Кубинской революции с помощью блокады были сорваны благодаря поддержке, оказанной Кубе Советским Союзом и другими социалистическими странами. Экономическая агрессия, создавшая значительные трудности для острова, не смогла сломить народного строя. Как отмечал Ф. Кастро в выступлении на праздновании 50-летия СССР: "Куба... сумела отразить натиск самого могучего империализма в истории не только благодаря твердости, самоотверженности и решимости своего народа, но также в результате беспримерной солидарности Советского Союза"48 . Несмотря на американский нажим, к антикубинской блокаде не присоединились некоторые крупные государства Запада, а также ряд развивающихся стран.

В 1964 - 1967 гг. многие сенаторы и члены палаты представителей высказывались в поддержку политики экономической блокады Кубы, проводимой правительством США, на все лады превознося ее "эффективность". Они неоднократно предрекали неминуемый развал кубинской экономики (это делали, например, члены палаты представителей П. Роджерс и Д. Фасселла)49 . С удовлетворением отмечались переживаемые островом экономические трудности в докладе подкомитета палаты представителей по межамериканским делам, озаглавленном "Коммунизм в Латинской Америке" (от 14 апреля 1965 г.)50 . Некоторые члены конгресса (в палате представителей Р. Мичел и Эд. Формэн, в сенате Т. Додд и Х. Скотт51 ) требовали усилить блокаду.

Ряд членов конгресса связывал вопрос о Кубе с проблемой отношений с социалистическими странами в целом, считая, что "действенная блокада" острова возможна лишь при условии проведения соответствующей политики в отношении других социалистических стран. Сенатор Ф. Лауши призывал прекратить торговлю с СССР52 . Выдвигались требования о привлечении к блокаде Кубы и других капиталистических стран. Злобным нападкам подвергались те западные державы, которые не разорвали торговые отношения с островом (выступления членов палаты представителей П. Роджерса, К. Пеппера, Х. Гросса, И. Хойвена, С. Стайгера, Дж. Элленборна, У. Дикинсона, Д. Фасселла, Э. Гарматца, У. Холла, У. Стэффорда, Т. Пелли, Э. О'Конского, У. Кремера, сенатора Ф. Харта53 ). Предлагалось распространить метод экономических санкций на ряд стран Азии, Африки и Латинской Америки, торгующих с Кубой.

При обсуждении законопроекта об иностранной помощи член палаты представителей И. Чемберлен внес следующую поправку: "Экономическая помощь не будет представляться в соответствии с этим законом любой стране, которая продает, предоставляет или позволяет любым кораблям, у нее зарегистрированным, перевозить предметы экономической помощи Кубе, пока она управляется режимом Кастро"54 . 25 мая 1965 г. У. Кремер внес поправку к законопроекту об иностранной помощи, в соответствии с которой предлагалось прекратить оказание помощи любой стране, поддерживающей отношения с Кубой55 . Однако это предложение не получило поддержки в конгрессе: К. Галахер и Х. Макдауэлл заявили, что принятие предложения Кремера серьезно подорвало бы внешнеполитические позиции США56. Поправка к закону об иностранной помощи, внесенная в 1966 г., также предусматривала прекраще-


48 "Известия", 23.XII.1972.

49 CR, 1966, pp. 9698 - 9699, 9844 - 9845, 10037, 26158, 16900.

50 CR, 1965, p. 9844.

51 CR, 1964, pp. 4740, 2539, 2671 - 2672, 1037 - 1038.

52 Ibid., p. 5260.

53 Ibid., pp. 2539, 2671 - 2672, 1037 - 1038, 9660, 9947, 13278; CR, 1966, pp. 577, 6048 - 6049; CR, 1967, p. 23167.

54 CR, 1965, p. 23266.

55 Ibid., p. 11531.

56 Ibid., p. 11535.

стр. 62


ние всякой помощи странам, которые осуществляют торговлю с Кубой и Демократической Республикой Вьетнам. Однако принятие такой поправки могло бы осложнить отношения США с рядом капиталистических стран, о чем говорилось в письме Д. Раска спикеру палаты представителей Д. Маккормаку от 5 октября. Эти соображения были встречены в штыки рядом конгрессменов57 .

В середине 60-х годов в конгрессе предпринимались новые попытки усилить антикубинскую блокаду. 11 апреля 1967 г. член палаты представителей У. Рэрик внес проект резолюции, которая требовала от всех правительств стран-членов "Союза ради прогресса" отказа от признания "любого коммунистического правительства на Кубе" и введения торгового эмбарго в отношении "любой страны, торгующей с Кубой в размерах, равных импорту этой страны в США"58 . 24 августа 1967 г. палатой представителей была принята поправка К. Пеппера, запрещавшая допуск в США судов, перевозящих грузы на Кубу, а 16 ноября 1967 г. - поправка Х. Гросса (к законопроекту об иностранной помощи) о прекращении выделения средств для "программы развития ООН" в случае, если они будут использованы для "оказания экономической или технической помощи правительству Кубы"59 .

Интервенция США против Доминиканской республики явилась новым поводом для усиления нападок на Кубу. 2 мая 1965 г. президент Джонсон заявил, что революционеры в Санто-Доминго будто бы получили специальную подготовку на Кубе60 . Эти измышления неоднократно повторяли конгрессмены (например, член палаты представителей И. Беннет от штата Флорида на заседании подкомитета по межамериканским делам 31 августа 1965 года61 ). Выступления в поддержку интервенции против Доминиканской республики сопровождались выпадами против Кубы и призывали к "решительным действиям" (сенатор Г. Оллот 20 мая 1965 г.62 ). Ряд антикубинских заявлений сделал сенатор Т. Додд (личный друг президента) осенью 1965 г. в ходе полемики с Фулбрайтом по вопросам латиноамериканской политики США. Додд призывал к свержению правительства Ф. Кастро руками контрреволюционных эмигрантов63 .

Тогда же в палате представителей развернулась дискуссия по проекту резолюции А. Селдена, призванной обосновать "право" США на новое вмешательство в дела стран Западного полушария. Это обсуждение, по словам Д. Фасселла, предоставляло "исключительную возможность пересмотреть курс, проводимый правительством в отношении Кубы... и внести некоторые предложения по его усилению". В ходе дискуссии последовали новые призывы к военным действиям против острова. Некоторые члены конгресса заявляли: "Мы сражаемся во Вьетнаме и послали морскую пехоту в Доминиканскую республику - почему же мы не можем вторгнуться на Кубу и избавиться от Кастро?"64 . В то же время раздавались голоса, требовавшие, чтобы война во Вьетнаме не отвлекала внимания США от борьбы против Кубинской революции (сенатор С. Термонд и член палаты представителей Р. Пучински65 ). Последнему


57 CR, 1966, pp. 25322, 23524.

58 CR, 1967, p. 21932. "Союз ради прогресса" - принятая в 1961 г. программа американского империализма по борьбе с освободительным движением в странах Латинской Америки посредством "экономической помощи".

59 Ibid., p. 32886.

60 "Documents on American Foreign Relations. 1965". N. Y. 1966, pp. 243, 244.

61 "US Congress House. 89-th Congress. 1-st Ses. International Communism in the Western Hemisphere. Hearings before the Subcommittee on the Inter-American Affairs of the Committee on Foreign Affairs House of Representatives. August 31 - September 1. 1965". Washington 1965, p. 5.

62 CR, 1965, pp. 11051 - 11052.

63 Ibid., pp. 22340, 22769, 26196.

64 Ibid., p. 24358.

65 Ibid., p. 18143.

стр. 63


строительство социализма на острове служило "основанием" для оправдания усиления агрессивности США во всех районах земного шара66 .

Тезис о том, что Куба якобы угрожает США и странам Латинской Америки, с середины 60-х годов постоянно звучал в конгрессе. Особенно участились утверждения, что Куба является "источником подрывной деятельности" в Западном полушарии, после Гаванской конференции народов Азии, Африки, Латинской Америки 1966 года. Наиболее усердствовали в этом направлении члены палаты представителей Д. Бьюкенен, Р. Пучински, П. Роджерс, П. Родино, А. Селден, Д. Фасселл, Дж. Флад, О. Хансен и сенаторы Ф. Лауши, С. Тёрмонд67 . Часть республиканской оппозиции продолжала использовать кубинский вопрос во внутриполитических целях, обвиняя правительство в отсутствии должного внимания к нему и настаивая на "решительных действиях" (выступления членов палаты представителей У. Кремера, Э. Эдвардса, М. Лэйрда, С. Гиббонса, сенатора П. Доминика)68 .

Некоторые члены конгресса, сознавая опасность новой авантюры против Кубы, выступали с призывами к реализму и отказу от агрессивных действий. Пересмотреть политику США в отношении Кубы предлагал 29 сентября 1965 г. член палаты представителей Дж. Браун (Калифорния): "Для нас трудно представить себе, что какой-либо народ может отдать предпочтение революционной коммунистической системе... Однако именно это американский народ и члены конгресса должны научиться понимать"69 . Тем не менее твердолобые конгрессмены Д. Фасселл, К. Пеппер, Дж. Бёрк, У. Рэрик продолжали отстаивать антикубинский курс и требовать ужесточения блокады и усиления давления на страны, торговавшие с Кубой, и даже организации новой интервенции против нее70 .

Кризис внешнеполитического курса США, наглядно проявившийся в провале американской агрессии в Индокитае, ослабил и внутриполитическую базу антикубинской политики. Начавшаяся в правящих кругах США переоценка внешнеполитических установок привела к тому, что в конгрессе усилились голоса в пользу пересмотра политики США в отношении Кубы. 23 июня 1968 г. сенатор С. Янг призвал к восстановлению дипломатических и торговых отношений с нею71 . Но правительство Р. Никсона не пошло на этот шаг. Миссия Н. Рокфеллера в страны Латинской Америки 1969 г. и подготовка доклада нового республиканского правительства относительно латиноамериканской политики США, получившей название "политики партнерства", сопровождались продолжавшимися нападками на Кубу. Это продемонстрировали заявление Н. Рокфеллера 11 мая 1969 г. и выпады против Кубы, содержавшиеся в его докладе72 . Определенную роль сыграло и то, что сам Никсон участвовал в 1959 - 1960 гг. в выработке антикубинской политики и подготовке интервенционистской акции на Плайя-Хирон. Верность Никсона этой политике была подтверждена им в ряде предвыборных заявлений в 1968 году.

Ряд лиц, влиявших на руководителей нового правительства, и многие работники аппарата Белого дома и конгрессмены были связаны с кубинской контрреволюционной эмиграцией. Антикубинской активностью отличались прежде всего конгрессмены от штатов Флорида, Нью-Йорк, Нью-Джерси, Калифорния, Иллинойс (число эмигрантов в них


66 Ibid., р. 17.158.

67 CR, 1966, pp. 871, 17602; CR, 1967, pp. 13442 - 13443, 13305 - 13306, 16393, 26286, 32886.

68 CR, 1967, pp. 17233, 23175, 20684, 20535 - 20538.

69 CR, 1965, p. 25459.

70 CR, 1968, pp. 13933, 22095, 20666, 22500, 22723, 30696 - 30697.

71 Ibid., pp. 22935 - 22936.

72 "The Department of State Bulletin", June 2, 1969, p. 472; December 8, 1969, pp. 506, 507, 510.

стр. 64


соответственно составляло 350000, 76845, 54483,36700, 20724 человека)73 .

В начале 70-х годов совместные усилия контрреволюционной эмиграции и военно-промышленных кругов, направленные на то, чтобы не допустить каких- либо изменений в антикубинской политике США, шли по следующим линиям: 1) раздувание версии об "угрозе" со стороны Кубы. Эта тема преподносилась в нескольких вариантах: "Куба как военная база СССР" (выступления К. Пеппера, Д. Фасселла, П. Роджерса74 ); "Куба как источник подрывной деятельности против стран Латинской Америки" (выступления конгрессменов П. Роджерса, У. Рэрика, Дж. Флада75 ); "Куба как база террористических организаций в США" (выступление сенатора Дж. Истленда 16 марта 1970 г.76 , резолюция палаты представителей 1971 г. N 16077 ); "Куба как источник мирового терроризма" (выступление Р. Пучинского78 ). 2) Распространение утверждения о "скором и неминуемом" развале кубинской экономики, о "росте сопротивления правительству" и "массовых политических репрессиях" на острове, о "возможности" свержения там народного строя (выступления членов палаты представителей Д. Фасселла, У. Кремера, К. Пеппера, сенатора Э. Гёрни79 ). 3) Требования усилить экономическую блокаду (выступления конгрессмена О. Пассмэна, сенатора Х. Бёрда80 ). 4) Требования ужесточить политику США в отношении Кубы и призывы "перейти к действиям" (выступления Л. Сайкса, У. Кремера, У. Варни, Дж. Флада, У. Рэрика, Дж. Шмица, К. Пеппера81 ).

Широко использовались для антикубинских выступлений в конгрессе годовщины провозглашения независимости Кубы от испанского господства82 . Адвокаты военно-промышленных монополий неизменно выдвигали "кубинский фактор" как предлог для требований об увеличении военного бюджета. Так, в конце сентября - начале октября 1970 г. им удалось под шумок очередной антикубинской кампании добиться утверждения крупных расходов на вооружение83 .

Дальнейшее изменение в соотношении сил на мировой арене обусловило поворот во внешней политике США в сторону реализма. Советско- американские встречи на высшем уровне и подписанные соглашения способствовали созданию атмосферы разрядки международной напряженности, а следовательно, и предпосылок для пересмотра курса США в отношении Кубы. В Западном полушарии ширится оппозиция политике изоляции Кубы. С начала 70-х годов восстанавливаются ее отношения с латиноамериканскими государствами. Предложения, направленные на отмену антикубинских решений ОАГ, находят все большую поддержку внутри этой организации.

Все это настоятельно ставит перед правительством США вопрос о необходимости пересмотра политики в отношении Кубы. Успешное


73 CR, 1971, p. S10057.

74 CR, 1972, pp. Е3382, Е294, Н4183, Н4124, Е5529.

75 CR, 1970, pp. 16280 - 16281; CR. 1971, p. E1221; CR, 1972, p. E8332.

76 "United States News and World Report", 30.III.1970, p. 16.

77 CR, 1970, p. H170.

78 Ibid., pp. 31253 - 31255.

79 Ibid. pp. 16276 - 16277, 16451; CR, 1971, pp. El 1971, S18442.

80 CR, 1970, pp. 18375, 10269 - 10270.

81 Ibid, pp. 16277, 16451, 19773, 19774; CR, 1971, pp. H4256, H1789, E5253 - 5254, E1222. E6401, H1861; CR, 1972, p. H4183.

82 CR, 1970.. pp. 16280 - 16281, 16276 - 16277, 16451; CR, 1971, pp. H256 - 258, H4157 - 4161, E4809 - 4810. H4189 - 4190, E4900, S7464; CR, 1972, pp. H4730 - 4732, E5138 - 5139, H4821.

83 14 октября 1970 г. в палате представителей А. Миква заявил по поводу этой кампании: "Нас просили принять решение относительно миллиардов долларов. Крайне огорчительно, что нас ввели в заблуждение, заверив, что на Кубе создана полностью оборудованная база подводных лодок... Сейчас выясняется, что это - сильное преувеличение, и такой базы нет" (CR, 1970, р. 36651).

стр. 65


проведение переговоров и подписание первого за 14 лет соглашения между Кубой и США - по принятию мер против угона самолетов - вызвало благоприятные отклики в конгрессе США. "Мы должны продолжать нормализацию наших отношений с Кубой", - заявил Фулбрайт84 . 22 февраля 1973 г. член палаты представителей Р. Леггет призвал 93-й конгресс пересмотреть "отношение к Кубе"85 .

Единичные выступления в пользу нормализации отношений с Кубой, характерные для конца 60-х - начала 70-х годов, сменяются коллективными акциями. 29 января 1973 г. член палаты представителей И. Уэйлен (Огайо) представил конгрессу доклад "Сближение с Кубой", подготовленный им совместно с другими членами этой палаты (А. Беллом и П. Макклоски от Калифорнии, Э. Бистером от Пенсильвании, Д. Делленбэком от Орегона, С. Маккини от Коннектикута, И. Мослером от Огайо, У. Френзелом от Миннесоты, О. Хансеном от Айдахо и М. Эшем от Мичигана86 ). В апреле 1974 г. сенатская комиссия по иностранным делам одобрила резолюцию, призывавшую к отмене эмбарго на торговлю с Кубой и восстановлению дипломатических отношений с нею. Резолюция М. Харрингтона в поддержку нормализации отношений с Кубой была одобрена членами палаты представителей Б. Абзугом, Г. Бадильо, Д. Бингхэмом, Э. Брауном, Э. Холменом, П. Макклоски, Т. Риссом, Р. Старком87 . К этой позиции присоединились и сенаторы У. Фулбрайт, Э. Кеннеди, К. Пелл, И. Макги, И. Матиас88 .

Сторонники пересмотра кубинской политики США констатировали ее полный провал. Они подчеркивали, что отказ США от торговли с Кубой лишь способствовал укреплению советско-кубинского сотрудничества. Отмечалось, что союзники не поддержали блокаду, проводимую Соединенными Штатами. Торговля Кубы с другими капиталистическими странами существенно возросла, а Западная Европа, Канада и Япония фактически заняли место США на кубинском рынке89 . Сторонники нормализации отношений отвергали фальшивый тезис о "невыгодности" восстановления кубино-американских отношений, отмечая, что от существующего положения США не только ничего не выигрывают, а напротив, несут политические потери, лишая себя определенных экономических преимуществ. Члены конгресса, выступавшие за нормализацию отношений с Кубой, подчеркивали, что их состояние не соответствует международной реальности: антикубинская политика США не пользуется поддержкой в Латинской Америке и фактически усугубляет противоречия между США и странами этого региона. Кроме того, это противоречит политике разрядки90 .

Отставка Никсона и приход к власти Дж. Форда облегчали возможности для устранения упомянутых выше субъективных моментов в кубинской политике США. Лица, ответственные за ее проведение, неоднократно заявляли о намерении улучшить отношения между двумя странами. Осенью 1974 г. ряд конгрессменов выступил в поддержку нормализации отношений с Кубой (сенатор Ф. Хаскелл, члены палаты представителей Г. Бадильо, Б. Абзуг, Р. Калвер). Были внесены соответствующие резолюции91 . Поездка на Кубу сенаторов К. Пелла и Дж. Джавитса в конце сентября 1974 г. и их переговоры с кубинскими


84 "The New York Times", 19.II.1973.

85 CR, 1973, p. H1112.

86 Ibid., p. H532.

87 Ibid., pp. H2524, E5000; CR, 1974, pp. E619, H7301.

88 CR, 1974, pp. S1252, S12871 -12872, S1347, S674.

89 См. выступление М. Харрингтона 10 апреля 1974 г. (Ibid., p. H2885).

90 См. выступление Э. Кеннеди в сенате 5 февраля 1974 г. (Ibid., p. S1252), выступления М. Харрингтона в палате представителей 13 февраля и 10 апреля 1974 г. (Ibid., pp. H2885, Е619), выступление Р. Бёрда в сенате 6 февраля 1974 г. (Ibid., p. S1347).

91 Ibid., p. H9564.

стр. 66


руководителями прошли под знаком стремления к нормализации отношений. Это было первое за 15 лет посещение острова государственными деятелями США. В 1975 г. в конгрессе все настойчивее раздавались призывы нормализовать двусторонние отношения. Большую активность в этом плане проявляли сенаторы К. Пелл, И. Макги, Дж. Спаркмэн, Э. Кеннеди, Дж. Макговерн и др.92 . Последний в мае 1975 г. совершил поездку на Кубу, о результатах которой информировал сенатскую комиссию по иностранным делам. В своем докладе Дж. Макговерн обвинил правительство в том, что оно "игнорировало усилия Кубы, продемонстрировавшей желание улучшить отношения с США и сделавшей в последнее время ряд жестов доброй воли". Сенатор подчеркнул, что "эти жесты заслуживают серьезного ответа", каковым должны стать "полная отмена эмбарго и установление отношений с Кубой на тех же основаниях, как и с другими коммунистическими странами". Сенатор Э. Кеннеди внес проект резолюции, в котором предлагалось отменить блокаду Кубы. Аналогичная резолюция была предложена К. Пеллом и Дж. Джавитсом93 . Вопрос об изменении политики в отношении Кубы стал предметом обсуждения сенатской комиссии по иностранным делам. Ряд инициатив в том же направлении был предпринят в палате представителей (резолюция М. Харрингтона, выступление И. Уэйлена в поддержку выводов доклада 1973 г.94 ). Член палаты представителен Д. Бингхэм организовал в 1975 г. слушание вопроса о политике США в отношении Кубы на заседаниях подкомиссий палаты.

Этим инициативам противостояла активность противников нормализации отношений с Кубой. Среди них был сенатор Р. Стоун (Флорида), который неоднократно выступал с обвинениями Кубы в агрессивности и с нападками на политических деятелей США, требовавших нормализовать отношения с Кубой. Стоун явился автором и соавтором ряда резолюций, содержавших призывы не допустить нормализации отношений с Кубой95 . Его поддерживали сенаторы К. Кёртис, Дж. Макклур, Х. Бёрд, У. Бакли, Б. Голдуотер, Э. Гёрни96 . В палате представителей с яростными нападками на тенденции к нормализации выступали конгрессмены К. Пеппер, Д. Флад, Ф. Крейн, Д. Фасселл, У. Чеппел, Л. Макдоналд. К. Пеппер и У. Чеппел внесли резолюцию, которая призывала к сохранению эмбарго на торговлю с Кубой. Аналогичные резолюции предложили конгрессмены П. Шредер, Дж. Макфолл и другие97 . Аргументация противников нормализации отношений сводилась к утверждению, что их улучшение якобы невыгодно для США98 .

Давление противников налаживания американо-кубинских отношений способствовало развертыванию новой антикубинской кампании в связи с помощью, оказанной Кубой ангольскому народу в борьбе против внутренней реакции и наемников империализма. Как и в прошлом, антикубинские выпады использовались в предвыборной кампании"99 . Выступая в Майами 1 марта 1976 г., президент Дж. Форд в качестве условия нормализации двусторонних отношений выдвинул, в частности, требо-


92 CR, 1975, pp.S 17017 - 17022, S7466, S1558, S2944 - 2947, S2928, S2033, S2985- 2986; см. также "Правда", 11.II, 10.V, 18.VIII, 10.IX.1975; "Известия", 14.VI. 1975.

93 CR, 1975, p. S2944, S2985 - 2986.

94 Ibid., pp. H538, Н541, Н6787 - 6788.

95 Ibid., pp. S8228 - 8230, S16058, S16059, S10483 - 10484, S6737, S6001 - 6004

96 Ibid., pp. S6000, S6737, S11566, S8230, S17360, E2367, E1093, S17672, S7576, S18136, S17374.

97 Ibid., pp. H2621, H1565 - 1566, H1605, H3648, E1844, El90, E241 - 242, H282, H9667. E5701, H2883 - 2884.

98 См. выступление члена палаты представителей Л. Макдоналда (Ibid., p. E2425).

99 Особый накал антикубинские выступления приобрели в Майами. "Фидель Кастро... возможно, будет... играть решающую роль на первичных выборах в штате Флорида", - не без иронии: писал об этом обозреватель "The New York Times" Д. Рсстон (3.III.1976).

стр. 67


вание прекращения кубинской помощи Анголе и одновременно угрожал принятием "надлежащих мер"100 . За день до "первичных выборов" в штате Флорида претендент на пост президента от республиканской партии Р. Рейган заявил, что если его изберут, то он обратится к ОАГ с просьбой отменить решение, принятое ею в июне 1975 г., и восстановить эмбарго на торговлю с Кубой в Западном полушарии101 . 24 марта 1976 г. состоялось совещание Дж. Форда с группой сенаторов, на котором обсуждалась политика в отношении Кубы. По словам сенатора Р. Стоуна, президент США заверил, что угрозы в отношении Кубы "не являются блефом". Они были повторены в выступлении Дж. Форда в Далласе 29 марта. В разработке новых агрессивных планов против Кубы принимали участие члены Объединенного комитета начальников штабов102 .

Группа деятелей конгресса (сенаторы Р. Стоун, Д. Хелмс, Х. Бёрд, Д. Бартлет, члены палаты представителей Д. Фасселл, К. Пеппер, Ф. Крейн, Л. Макдоналд и другие) включилась в новую кампанию против Кубы103 . Некоторые поспешили отмежеваться от курса на нормализацию отношений с Кубой (как это сделал сенатор Д. Пирсон 19 февраля 1976 г.)104 . Тем не менее многие конгрессмены осудили новую кампанию против Кубы (сенаторы И. Макги, М. Мэнсфилд, Э. Кеннеди, члены палаты представителей Р. Хетфилд, Дж. Брадемас)105 . Поражение республиканцев на выборах 1976 г. и приход к власти демократов вновь поставили в повестку дня вопрос о пересмотре политики США в отношении Кубы. Комиссия, состоявшая из видных общественных деятелей под руководством министра финансов М. Блюменталя, в своем докладе о проблемах отношений США со странами Латинской Америки рекомендовала новому правительству "создать условия для нормализации отношений с Кубой", воспрепятствовав деятельности террористических элементов в США, "выступающих против президента Фиделя Кастро, и отменив эмбарго, введенное 16 лет назад"106 . Характерно, что рекомендации доклада нашли поддержку даже у тех, кто постоянно выступал против нормализации отношений с Кубой (конгрессмен Д. Фасселл в газете "Miami Herald"107 ). На пресс-конференции, 31 января 1977 г. новый государственный секретарь С. Вэнс заявил о намерении правительства добиваться нормализации отношений с Кубой108 . Результатом неофициальных переговоров между США и Кубой, начатых в марте 1977 г., было соглашение об открытии при посольстве Чехословакии в США и при посольстве Швейцарии на Кубе отделов, представляющих интересы двух стран, что способствовало нормализации отношений между ними. "Я за безоговорочную отмену эмбарго в качестве первого шага на пути нормализации отношений", - заявил член палаты представителей Д. Бингхэм. Эти мероприятия одобрили конгрессмены-либералы (Дж. Абурезк и Дж. Макговерн). В то же время консерваторы как из числа республиканцев (сенатор Р. Доул), так и демократов (член палаты представителей Л. Макдоналд) продолжают выступать против нормализации отношений109 . Естественно, что противодействие части правящих кругов США создает новые препятствия на этом пути.


100 "The New York Times", 2.III.1976.

101 "New York Daily News", 9.III.1976.

102 "The New York Times", 25, 26.III.1976.

103 CR, 1976, pp. S1447, H35, E467, S3286 - 3287, S3040, E1124 - 1126, S3012, S4886, S4769, S4770, H2560, S5396, S6332, S5974 - 5975, E2071, E3643, E3444, S9330, S9331.

104 Ibid., p. S1990.

105 Ibid., pp. S4868, S5389, S329, H2489, S4489 - 4450.

106 "Christian Science Monitor", 1.II. 1977.

107 CR, 1977, p. H556.

108 "Christian Science Monitor", 1.II.1977.

109 "United States News and World Report", 3.III.1977, pp. 73, 74.

стр. 68


Дискуссии по кубинскому вопросу в конгрессе, о которых шла речь выше, проливают дополнительный свет на эволюцию взглядов правящих кругов США по кубинскому вопросу. В выступлениях конгрессменов получил отражение мучительный и сложный процесс перехода от прямой вражды к вынужденному признанию неизбежности мирного сосуществования с социалистической Кубой. Полемика, начавшаяся с призывов к агрессии против нее, сопровождавшаяся принятием ряда законодательных актов, способствовавших усилению антикубинской политики, трансформировалась в дискуссию по вопросам нормализации двусторонних отношений и сопровождалась инициативами ряда сенаторов и членов палаты представителей, направленными на восстановление отношений с Кубой.

Обсуждение различных вариантов американской политики в сенате и палате представителей показало, что в конгрессе имелась группа реалистически мыслящих политических деятелей, сознававших обреченность антикубинского курса США и с самого начала понимавших необходимость признания факта революционных изменений на Кубе. В то же время другие конгрессмены, выполнявшие волю монополий, имевших большие капиталовложения в экономике дореволюционной Кубы, военно-промышленных кругов, контрреволюционной эмиграции, были инициаторами враждебных акций против Кубы и противниками нормализации отношений с нею.

Orphus

© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/КОНГРЕСС-США-И-РЕВОЛЮЦИОННАЯ-КУБА

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Россия ОнлайнContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Libmonster

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Ю. В. ЕМЕЛЬЯНОВ, КОНГРЕСС США И РЕВОЛЮЦИОННАЯ КУБА // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 24.12.2017. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/КОНГРЕСС-США-И-РЕВОЛЮЦИОННАЯ-КУБА (date of access: 02.12.2020).

Publication author(s) - Ю. В. ЕМЕЛЬЯНОВ:

Ю. В. ЕМЕЛЬЯНОВ → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
547 views rating
24.12.2017 (1073 days ago)
0 subscribers
Rating
1 votes

Related Articles
В статье показано, что утверждение А. Эйнштейна о влиянии движения часов на их показания является ошибочным, поскольку противоречит постулату о равенстве физических законов во всех инерциальных системах. Поэтому показания часов, находящихся в движущейся и покоящейся системах, при их встрече будут одинаковыми. Движущиеся часы идут медленнее чем такие же часы, покоящиеся относительно системы К только с точки зрения системы К, если показания часов будут сравниваться при помощи сигнала, распространяющегося с конечной скоростью.
Catalog: Физика 
8 hours ago · From джан солонар
Кроме того, по мнению некоторых ученых [2] время не есть понятие производное, а поэтому не может быть ни доказано, ни анализируемо. Время есть нечто всецело созданное нашим мышлением. Т. е., согласно этому высказыванию нельзя брать производную времени по координате или по времени.
Catalog: Физика 
9 hours ago · From джан солонар
Астрономические объекты такие, как планеты, звёзды, галактики, имеют нейтронные ядра. В процессе своего развития нейтронные ядра распадаются и происходят сложные процессы преобразования нейтронного ядра в протон-электронную плазму или в водород. На поверхности звёзд образуется плазменная «шуба». На астрономических объектах планетарного типа образуются плотные оболочки. Это заложено в цикле расширения Вселенной.
Catalog: Физика 
2 days ago · From Владимир Груздов
Органы управления отечественного Военно-морского флота в 1917-1921 гг.
Catalog: История 
4 days ago · From Россия Онлайн
Н. Н. Полянский - непременный член Московского губернского присутствия
Catalog: История 
4 days ago · From Россия Онлайн
"Якобсон, конечно, возмутится..."
Catalog: История 
4 days ago · From Россия Онлайн
Многими авторами рассматривался “парадокс близнецов” и большинство из них придерживаются выводов А. Эйнштейна по этому вопросу в той или иной форме видоизменяя его. Поэтому в данной статье рассмотрены некоторые вопросы, по теории относительности А. Эйнштейна и показаны ряд неточностей и ошибок, которые, в конечном итоге, привели к неверным выводам и постулатам этой теории. Показано, что положение А. Эйнштейна о влиянии движения системы на возраст живых, заключенных в футляр, является не верным, т.к. оно противоречит постулату о равенстве физических законов в инерциальных системах
Catalog: Физика 
4 days ago · From джан солонар
Реликтовое излучение можно рассматривать как элементарные волны возмущения эфирной среды, фотонов и гравитонов, состоящих из микроэлементарных частичек - реликтов и фононов, которые являются квазистабильными частицами, не распадающимися на более мелкие частицы.
Catalog: Физика 
4 days ago · From джан солонар
Вьетнам принимал 37-й Саммит АСЕАН с 12 по 15 ноября 2020 года. В условиях беспрецедентной региональной и глобальной неопределенности под председательством Вьетнама АСЕАН проявила решимость и стойкость, став сильнее, чем раньше.
Выдающийся успех в организации саммита АСЕАН 2020 помог Вьетнаму стать специальным гостем саммита G20 По приглашению Короля Саудовской Аравии Салмана ибн Абдул-Азиза Аль Сауда Премьер-министр Вьетнама Нгуен Суан Фук принял участие в Саммите «Большой двадцатки» (группа двадцатки, G20), который состоялся в онлайн-формате. Это важная многосторонняя дипломатическая деятельность Вьетнама в этом году в качестве Председателя АСЕАН-2020 и непостоянного члена Совета Безопасности ООН на срок 2020-2021 гг., что демонстрирует конструктивный дух, ответственный вклад Вьетнама в решение глобальных вопросов.

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
 
Наталья Свиридова·jpg·25.22 Kb·202 days ago

Actual publications:

Загрузка...

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
КОНГРЕСС США И РЕВОЛЮЦИОННАЯ КУБА
 

Contacts
Watch out for new publications:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2020, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones