Libmonster ID: RU-10148

Н. РОЗАНОВА, доктор экономических наук, профессор ГУ-ВШЭ

КОНКУРЕНТНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ОТРАСЛИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ: МИРОВОЙ ОПЫТ И РОССИЯ*

Облик современной экономики все больше изменяется под воздействием информационных технологий. О постоянном росте значимости соответствующих отраслей свидетельствует и статистика.

По оценкам экономистов1, вклад информационных технологий (далее - ИТ) в рост ВВП развитых стран в середине 2000-х годов составлял порядка 20 - 40%, причем ИТ определяют до 70 - 80% в положительной динамике совокупной факторной производительности. Расходы на информационные технологии достигают 9 - 10% совокупной выручки компаний и 5% их капитала. Доля расходов на ИТ в ВВП составляет, к примеру, в Новой Зеландии 10,3%, в Швеции - 8,8, в Великобритании - 8,0, в США - 7,8, в Канаде - 7,7, в Японии - 7,1%. В развивающихся странах эти цифры скромнее: в Чили - 5,5%, в Бразилии - 5,4, в Словении - 3,7, в Мексике - 3,5, в Болгарии - 3,1, в Индии - 2,7, в Индонезии - 2,1, в Румынии - 1,5%. В России соответствующий показатель составляет пока скромные 2,9%2.

Ежегодно расходы на ИТ во всем мире увеличиваются на 5 - 6%. И даже в период кризиса, в 2009 г., ожидается рост этих затрат на 2,6%. Основной прирост в области ИТ приходится на развивающиеся страны: до кризиса они демонстрировали прирост порядка 9 - 10% в год по сравнению с 1% в развитых странах. В России до кризиса расходы на ИТ увеличивались высокими темпами - 18 - 20% в год3.

Информационные технологии выступают в настоящее время главной движущей силой рыночной экономики, позволяя реализовать сложные производственные решения, контролировать прозрачность финансовых и товарных потоков, управлять затратами на персонал и оптимизировать взаимоотношения с поставщиками. По некоторым оценкам, выигрыш для потребителей от внедрения компьютеров, оцененный на макроуровне, составляет 2 - 4% всех потребительских расходов США4.

Чтобы эффективнее использовать потенциал отрасли ИТ, правильно регулировать данную сферу, руководствуясь принципом "не навреди!", необходимо проанализировать механизм функционирования отрасли. Некоторые полезные выводы можно получить на основе экономического анализа конкурентных взаимодействий в этой отрасли. Так как характеристики продукта ИТ определяют особые формы конкуренции в данной сфере, то с этого и начнем анализ.


* Автор выражает признательность выпускнику программы МВА Высшей школы бизнес-информатики ГУ-ВШЭ С. Бакаеву за ценные замечания.

1 Jorgenson D., Motohashi К. Information Technology and the Japanese Economy // Journal of the Japanese and International Economies. 2005. Vol. 19, No 4. P. 460 - 481.

2 Indjikian R., Siegel D. The Impact of Investment in IT on Economic Performance: Implications for Developing Countries // World Development. 2005. Vol. 33, No 5. P. 682.

3 Данные исследовательской компании IDC размещены на сайте журнала "Эксперт": www.expert.ru.

4 Greenwood J., Kopecky K. Measuring the Welfare Gain from Personal Computers: a Macro-economic Approach // NBER Working Paper No 13592. 2007. www.nber.org/papers/w13592.

стр. 91

Особенности продукта ИТ

Рынок информационных технологий охватывает: производство оборудования (материальный продукт); разработку программного обеспечения (нематериальный продукт); услуги поддержки и консалтинга; дистрибуцию и поставку оборудования и ПО в рамках интеграционных проектов; услуги системной интеграции5; сетевые услуги6, включая электронную торговлю. При всем разнообразии данной сферы продукты ИТ имеют общие черты, которые определяют специфику конкуренции в данной области.

Сетевой эффект. Наличие положительного внешнего эффекта в потреблении позволяет выделить особый класс товаров и услуг, так называемые "сетевые продукты" (Network products). Полезность, получаемая каждым потребителем (U) от такого товара, напрямую зависит от числа пользователей (N) этого (или схожего, совместимого) продукта: ∂U/N > 0.

Типичным примером сетевого продукта может служить телефон. Если только у одного пользователя есть телефон, то полезность товара минимальна - звонить некому. По мере роста числа людей, имеющих телефоны, увеличивается полезность каждого отдельного телефона для каждого отдельного индивида. Создается сеть потребителей, использующих один и тот же продукт.

Информационные продукты обладают высоким потенциалом сетевого эффекта. Однако этот потенциал может реализоваться только при достижении некоей критической массы пользователей. Если клиентская сеть меньше уровня эффективной конкуренции, то компания проигрывает, даже если предоставляет технически более продвинутый товар.

Интересную проверку наличия сетевого эффекта провели американские экономисты7. По результатам обследования 110 тыс. домохозяйств США было установлено, что люди чаще покупают свой первый компьютер в тех районах, где большая доля домохозяйств уже имела ПК и активно пользовалась электронными ресурсами (электронная почта, Интернет). Внешние эффекты сети распространялись от опытных и активных пользователей путем обучения и собственного примера на потенциальных клиентов. Чем больше был размер локальной сети, тем выше оказывались выгоды от ПК: новые пользователи могли общаться с большим числом индивидов и обмениваться с ними ИТ-продуктами.

Рынки с сетевыми эффектами растут быстрее, чем обычные. На рисунке представлена типичная картина роста сетевого рынка по сравнению с рынком обычного товара.

Как только число клиентов достигает критической массы, наблюдается эффект взрывного роста (эскалации) - рынок полностью переходит к фирме-победителю. Отсюда неэффективность совершен-


5 Системная интеграция позволяет заказчикам, предприятиям объединить различные информационные и коммуникационные технологии в рамках одной хорошо отлаженной ИТ-системы.

6 К сетевым услугам относятся: установка и поддержание в рабочем состоянии доступа к Интернету, разработка сайта предприятия, хостинг, создание внутренней сети (интранет), обеспечение информационной безопасности при выходе в виртуальные внешние сети, другие виды электронного посредничества.

7 Godsbee A., Klenow P. Evidence on Learning and Network Externalities in the Diffusion of Home Computers // NBER Working Paper No 7329. 1999. www.nber.org/papers/w7329.

стр. 92

ной конкуренции. Объем сети при совершенно конкурентном рынке оказывается меньше общественного оптимума, поскольку ресурсы фирм затрачиваются на многочисленные, но малообъемные продукты, и равновесие не достигается. Поэтому для таких рынков часто необходимы государственные субсидии, например, правительство США выделяет субсидии для развития Интернета.

Динамика сетевого рынка по сравнению с обычным

Пакетный товар. Продукты отрасли ИТ - будь то аппаратное обеспечение, компьютерные программы или аксессуары - отличаются комплексным характером. Наличие "железа" или "софта" само по себе не является для пользователя источником потребительских свойств. Извлечение ценности из ИТ-продукта означает правильную установку оборудования, наладку программ, регулярный мониторинг процессов работы ИТ-системы и периодическое обновление ПО.

Продукт ИТ - это пакетный товар: его продажа осуществляется в виде пакета товаров и услуг. Не случайно многие ИТ-компании наряду с большим числом непосредственно ИТ-ингредиентов предлагают заказчикам учебные курсы разного уровня (от пользовательского до предназначенного для разработчиков и ИТ-специалистов промышленных фирм), пуско-наладочные работы и последующее обслуживание.

Как правило, компьютерные фирмы разрабатывают базовую конфигурацию ПО (например, операционную систему или базу данных), без которой ценность ИТ-системы равна нулю, и многочисленные прикладные приложения. Установить эти приложения можно одновременно с пуском базовой версии или отложить на некоторое время (например, когда фирма-клиент достигнет запланированного роста, увеличит степень диверсификации или получит необходимые финансовые ресурсы). Но чем больше приложений написано для какой-либо ИТ-платформы, тем ценнее в глазах потенциальных потребителей становится сам базовый продукт. Пакетный характер ИТ-продукта во многом объясняет неудачи проектов в области ИТ, в частности преждевременный запуск незаконченной системы.

Высокая степень комплементарности. Комплементарность ИТ-продуктов очевидна. Потребительскую ценность представляют не отдельные товары, а их наборы: монитор + системный блок + ПО; CD-плеер + CD-диск; видеокамера + видеокассета. На сетевых рынках потребители покупают скорее не товары, а товарные наборы. Фирмы сталкиваются с необходимостью производить дополняемые товары, которые были бы совместимы в использовании и подчинялись бы определенным стандартам.

Некоторые ИТ-компании намеренно выбирают стратегии сложной совместимости. Например, фирма "Apple" руководствуется стратегией платформы, когда практически все ее программные продукты могут быть установлены исключительно на компьютеры данной компании.

стр. 93

Дополняемость приводит к формированию сложного двустороннего вертикального рынка8, поскольку каждая группа покупателей и поставщиков вынуждена координировать стандарты комплементарных продуктов. Например, программное обеспечение клиента должно соответствовать программному обеспечению компании-сервера.

В 1990-х годах для подсоединения к Интернету могли применяться две конкурирующие версии модема 56K - "US Robotics" и "Rockwell". Они обладали одинаковыми функциональными характеристиками, но технологически были не совместимы9. Если интернет-провайдер и клиент (потребитель) использовали разную технологию, то скорость передачи данных резко снижалась, а иногда такая передача вообще не могла состояться. В 1998 г. к этой войне стандартов подключился Международный телекоммуникационный союз, который объявил о внедрении третьего, также несовместимого, стандарта "V.90".

Не товар длительного пользования. Как это ни парадоксально на первый взгляд, ИТ-продукты не относятся к товарам длительного пользования. В производстве аппаратного обеспечения действует "закон Мура", то есть удвоение мощности компьютеров происходит каждые 18 - 24 месяца. Без соответствующего обслуживания ИТ-система теряет свои потребительские качества почти мгновенно. Об этом свидетельствует отсутствие вторичного рынка (рынка подержанных ИТ-продуктов).

Хотя ПО не является материальным продуктом и не подвержено физическому износу, то есть не требует повторных закупок и амортизации, программные продукты не относятся к товарам длительного пользования в силу особенностей разработки ИТ-товаров, а именно необходимости постоянной и непрерывной модернизации ПО. О том, что даже аппаратное обеспечение с трудом можно назвать товаром длительного пользования в экономическом смысле, свидетельствуют многочисленные исследования ИТ-рынка.

Например, американские экономисты установили, что в течение двух лет после приобретения цена "использованного" компьютера падает до 73 его первоначальной стоимости, хотя двухлетний ПК может производить те же операции, что и новый10. Однако новые компьютеры к этому времени оказываются дешевле и мощнее. Кроме того, поскольку за это время изменяется программное обеспечение (часто резко и непредсказуемым образом), старые ПК оказываются несовместимы с новыми операционными системами и/или с новыми вариантами периферийных устройств, ставших отраслевыми стандартами (CR-RW, DVD). Поэтому если физическое устаревание компьютерного оборудования, согласно расчетам, составляет 3% в год, то модификационные потери равняются 21%.

Межвременной товар со встроенным реальным опционом. Поскольку ИТ-продукт требует постоянного обновления, кроме того, развитие компьютерной индустрии идет по пути разработки новых прикладных приложений к базовому продукту, он приобретает характе-


8 Подробнее об этом см.: Gellaugher J., Yu-Ming Wang. Understanding Network Effects in Software Markets: Evidence from Web Server Pricing // MIS Quarterly. 2002. Vol. 26, No 4. P. 303 - 327.

9 Augereau A., Greenstein S., Rysman M. Coordination versus Differentiation in a Standards War: 56K Modems // The RAND Journal of Economics. 2006. Vol. 37, No 4. P. 887 - 909.

10 Geske M., Ramey V., Shapiro M. Why Do Computers Depreciate? // NBER Working Paper No 10831. 2004. www.nber.org/wp10831/.

стр. 94

ристики реального опциона. Приобретая первоначальный ИТ-продукт, клиент одновременно получает опцию будущих модификаций. Если выбор ИТ-компании оказался удачным - компания первая в своей отрасли развивает новые продукты либо просто движется в более эффективном направлении, которое выявляется к тому времени, - то потребитель имеет возможность реализовать опцион, устанавливая последующие обновления и дополнительные программы по более низкой цене. Если же первоначальный выбор лежит вне последующего оптимального технологического и/или сетевого решения, опцион не будет реализован, и компания обратится к другому поставщику.

О том, что компании осознают эту проблему и пока не могут найти удовлетворительного решения, свидетельствуют данные о типе использования ИТ-продуктов. Так, 80% американских компаний, в том числе 65% крупнейших из списка "Fortune", для приобретения компьютерной техники и ПО используют лизинг11, который дает больше свободы с точки зрения реального опционного процесса, чем купля-продажа.

Высокий компонент риска. На ИТ-рынках важную роль играют защитные программы, поскольку неудовлетворительная защита деловой и личной информации от несанкционированного доступа и вирусов может не только затруднить нормальную деятельность компании, но и стать фактором ее банкротства.

Объективный риск, сопровождающий функционирование информационной системы предприятия, составляют технические сбои, отключения электроэнергии при выполнении важной работы с возможной потерей данных, несанкционированный доступ к базам данных и коммерческой информации сторонних лиц как внутри фирмы, так и за ее пределами через Интернет. Достаточно упомянуть хакерские атаки на сайты многих банков и госучреждений, перевод денежных средств клиентов финансовых организаций на счета мошенников, кражи баз данных с персональными характеристиками покупателей, владельцев сотовых телефонов и т. д.

Субъективный риск связан с потерей бдительности человеком, не имеющим непосредственного контакта с контрагентом. Например, проблемы больших финансовых потерь нескольких банков и финансовых компаний, приведших к их банкротству (например, падение "Barings", старейшего банка Великобритании), во многом были связаны с тем, что трейдеры (исполнители) ориентировались исключительно на программное обеспечение по торговле на финансовых рынках и забывали о реальных рисках.

Товар с сигнальной функцией. ИТ обеспечивают в целом более высокий уровень организации бизнес-процессов на фирме. При этом, как свидетельствуют некоторые авторы12, чем более высокий уровень информационной системы использует компания (например, ERP против 1С), тем выше внешние наблюдатели, в первую очередь фондовой рынок и зарубежные инвесторы, оценивают степень управляемости


11 Ахундов Р. О. Лизинг объектов интеллектуальной собственности в США: современный опыт и перспективы // США-Канада: экономика, политика, культура. 2006. N 9. С. 51.

12 См., например: Дзюба С. А. ERP-системы: мейнстрим или тупик? // ЭКО. 2009. N 4. С. 134 - 146.

стр. 95

фирмы. Более сложные ИТ-продукты, которые приобретает компания (даже если они будут использоваться минимальным образом), служат для стороннего наблюдателя (не владеющего инсайдерской информацией) сигналом о наличии эффективных стандартов мониторинга бизнес-процессов и об отсутствии управленческого хаоса. Таким образом, вложения в ИТ становятся фактором конкурентной борьбы промышленных компаний.

Товар с высокими издержками переключения. Как правило, информационные продукты сложны в техническом отношении. Освоение такого продукта требует от потребителя времени и усилий, поэтому издержки переключения между конкурирующими продуктами велики. Например, для банковской отрасли издержки переключения в зависимости от объема займа клиента и от числа филиалов банка составляют 4 - 8% от суммы счета13.

Высокие издержки переключения порождают сетевую монополию. Как только компании удается достичь критической массы клиентов раньше своих конкурентов, она может рассчитывать на лояльность настоящих и будущих покупателей в связи с запретительно высокими затратами на смену поставщика. Клиенты оказываются в ситуации инвестиционной ловушки: раз освоив какой-либо сетевой продукт, потребитель вынужден придерживаться данного сетевого стандарта вне зависимости от его реальной эффективности.

Зная об этих особенностях сетевого рынка, компании разрабатывают стратегические планы по созданию дополнительных инвестиционных ловушек. К ним относятся разнообразные программы для лояльных клиентов, бонусы и скидки в зависимости от длительности отношений с фирмой, бесплатные обновления и техническая поддержка инновационных продуктов, тренинги и обучение персонала клиентских компаний, а также штрафы и компенсации за разрыв контрактов.

Издержки переключения влияют на жесткость ценовой конкуренции. Для "старых" клиентов, потребителей, попавших в инвестиционную ловушку, можно увеличивать цену без риска потерять клиента. Для новых покупателей предусматриваются бонусы, скидки, бесплатные дополнительные товары и услуги, демонстрационные версии программ и другие подобные схемы, нацеленные на привлечение клиента, который впоследствии окажется в инвестиционной ловушке.

Товар с возрастающей предельной полезностью. Обычно при характеристике ИТ-продукта исходят из того, что он используется полностью. Однако в действительности для высокотехнологичных продуктов степень применения может зависеть от типа пользователя: начинающий, продвинутый или профессиональный. Чем больше индивид использует какой-либо ИТ-продукт, тем выше его способность применять более сложные опции, предоставляемые компанией-разработчиком. Технологическая и информационная насыщенность продукта усиливается, а издержки пользования сокращаются. Следовательно, дополнительная (предельная) полезность ИТ-продукта растет по мере обучения.


13 Shy O. The Economics of Network Industries. Cambridge: Cambridge University Press, 2001. P. 195.

стр. 96

Таким образом, современный ИТ продукт представляет собой сложный набор различных характеристик, которые могут по-разному комбинироваться в зависимости от стратегии ИТ-фирмы и пожеланий клиента. Это означает, что с микроэкономической точки зрения данный продукт не однороден, а представляет собой изначально дифференцированный товар. К факторам продуктовой дифференциации в ИТ-сфере относятся: степень совместимости различных версий; простота и легкость (или сложность) в использовании; легкость (или сложность) интеграции; дизайн интерфейса; технические характеристики; наличие компонента реального опциона; степень защищенности от несанкционированного доступа.

Поэтому для понимания процессов в ИТ-сфере целесообразно применить модель рынка с дифференцированным продуктом, в частности с вертикальной продуктовой дифференциацией.Вертикальная продуктовая дифференциация имеет место, когда уровень всех характеристик возрастает или убывает одновременно для всех потребителей, а продукты ранжируются в порядке, одинаковом для всех потребителей. Это характерно для ИТ-рынка.

Вертикальная дифференциация предполагает распределение товаров в соответствии с их качеством: высококачественные товары расположены, с точки зрения потребителя, "выше" на шкале оценок их полезности, а низкокачественные - "ниже". На таком рынке потребители различаются по готовности платить за улучшение качества товара.

Модель рынка14

Предположим, на рынке действуют две фирмы, которые могут выбирать качество производимого товара: от уровня a - низкое качество до уровня b - высокое качество, a < b. Представим ситуацию на рынке в виде двухпериодной игры: на первой стадии фирмы выбирают качество товара; на второй между ними начинается ценовая конкуренция.

Пусть каждая фирма предлагает товарный набор (Uipt). При этом фирма 1 предлагает товар более высокого качества, чем фирма 2, то есть U1 > U2. Предпочтения потребителей (которые распределены равномерно на оси качества) и их готовность платить за дополнительную единицу качества описываются параметром т, так что a < τ < b.

Выразим потребительский излишек на рынке как CS = τU - p. Найдем характеристику предельного потребителя (которому все равно, покупать товар чуть более высокого или чуть более низкого качества). Для него потребительский излишек от покупки чуть более качественного товара по более высокой цене будет равен потребительскому излишку от покупки чуть менее качественного товара по более низкой цене: τ*U1 - p1 = τ*U2 - p2. Отсюда получаем характеристику предпочтений предельного потребителя: τ* = ((p1 - p2) / (U1 - U2)) > 0.

Рынок можно разделить между двумя фирмами таким образом: [τ*, b] - доля потребителей, покупающих товар у фирмы 1; [a; τ*] - доля потребителей, покупающих товар у фирмы 2.


14 См.: Phlips L., Thisse J.-F. Spatial Competition and the Theory of Differentiated Markets: an Introduction // Journal of Industrial Economics. 1982. Vol. 31, No 1 - 2. P. 1 - 9; Shaked A., Sutton J. Natural Oligopolies // Econometrica. 1983. Vol. 51, No 5. P. 1369 - 1483; Shaked A., Sutton J. Product Differentiation and Industrial Structure // Journal of Industrial Economics. 1987. Vol. 36, No 2. P. 131 - 146; Shaked A., Sutton J. Relaxing Price Competition through Product Differentiation // Review of Economic Studies. 1982. Vol. 49, No 1. P. 3 - 13.

стр. 97

Рассмотрим решения, которые принимают фирмы на второй стадии игры. Каждая из фирм стремится к максимизации собственной прибыли:

Равновесие достигается на второй стадии, исходя из условий первого порядка:

Фирмы будут назначать следующие равновесные цены:

Характеристика предельного потребителя равна: 

Фирмы получат следующие по величине прибыли.

Вернемся к первой стадии. Фирмы выбирают уровень качества товара, исходя из того, что на второй стадии оптимальные цены и прибыли окажутся такими, как показано выше. Какие у фирм стимулы выбирать качество товара?

Если выбор качества не влечет за собой значительных дополнительных издержек, то зависимость будет иметь вид: . Это означает, что оптимальные прибыли фирм возрастают, когда качество товара фирмы 1 повышается, а качество товара фирмы 2 снижается. Чем выше качество высококачественного товара и чем ниже качество низкокачественного товара, тем выше прибыль обеих фирм. Тем самым у фирм будет стимул к максимальной продуктовой дифференциации: фирма 1 выберет товар наивысшего качества (для данного рынка), фирма 2 - минимального. Максимальная вертикальная продуктовая дифференциация на первой стадии ослабляет ценовую конкуренцию на второй стадии. Если фирмы продают товары примерно одинакового качества, ценовая конкуренция оказывается чрезвычайно острой, что снижает их прибыль.

Рассмотрим теперь дополнительную предпосылку модели. Так как a < b, то τ* < b. Но чтобы равновесие на второй стадии имело смысл, должно выполняться условие τ* > a. Тогда b + a > 3a, или a < b/2. Этот результат следует из условия положительности рыночных цен на второй стадии: p1* > 0 и p*2 > 0. Данное условие означает, что предпочтения потребителей на рынке должны значимо различаться.

Что произойдет, если b < 2a? Тогда предпочтения на рынке окажутся не сильно дифференцированы. Доля предельного потребителя сдвигается к нижней границе рынка: τ* → a. На рынке может остаться только одна фирма, вне зависимости от размера рынка. Потребители будут покупать только товар более высокого качества. Если фирма 2 предлагает товар слишком низкого качества, покупатели не купят его. Если она будет предлагать товар слишком высокого (для нее) качества, то есть этот продукт будет приближаться к товару фирмы 1, слишком интенсивная конкуренция позволит выжить только одной фирме. Таким образом, при недостаточной дифференциации предпочтений потребителей на рынке возникают условия для естественноймонополии - в данном промежутке качества остается только одна фирма.

При увеличении числа фирм и достаточном различии в предпочтениях рынок будет разбит на отдельные сегменты, в каждом из которых останется конечное число фирм. Возникаетестественная олигополия: даже при увеличении размера рынка (входе новых потребителей с теми же предпочтениями) будет возрастать абсолютная величина продаж, но не доли фирм и, следовательно, не их число. С этой точки зрения, отрасль информационных технологий представляет собой естественную олигополию, конкурентные взаимодействия в которой проявляются на основе вертикальной продуктовой дифференциации в виде числа приложений, степени совместимости различных версий базового продукта, уровня сетевого эффекта и прочих характеристик ИТ-продукта.

стр. 98

Данный вывод хорошо согласуется с формами конкуренции в ИТ-сфере. ИТ-компании, опираясь на те или иные особенности ИТ-продукта, разрабатывают стратегии, которые позволяют им реализовать вертикальный сетевой эффект и вертикальную продуктовую дифференциацию в виде сегментации рынка на товары с различной конфигурацией, чтобы общий результат (при достаточном числе клиентов и соответствующем многообразии предпочтений) оказывался как можно менее конкурентным - олигопольным или монопольным.

Формы конкуренции в сфере ИТ

Использование принципа открытого кода. Наиболее распространенной формой взаимодействия ИТ-фирм в настоящее время становится конкуренция двух принципов написания программ для ИТ-продуктов: так называемые "открытый" и "закрытый" коды. Таким образом продукция ИТ-компаний дифференцируется, что уже само по себе является формой конкурентного взаимодействия.

Закрытый код подразумевает, что структура программы может быть воспроизведена исключительно фирмой-разработчиком или по ее лицензии. Программы с открытым кодом доступны для доработки любому человеку, сведущему в этом деле. Практически все коммерческие ИТ-продукты имеют свои аналоги в системах открытого кода15. Открытый код позволяет модифицировать программы под конкретные задачи. Заметим, что непрофессиональные пользователи - к которым в первую очередь относятся промышленные предприятия - не имеют возможности самостоятельно дорабатывать ПО с открытым кодом.

Компании, использующие технологии открытого кода (в частности, Linux), ищут обходные пути для внедрения своих продуктов - через смартфоны, коммуникаторы, беспроводные маршрутизаторы, цифровые видеомагнитофоны и коммутаторы телекомпровайдеров. Системы с открытым кодом оказываются на 80 - 90% дешевле, поскольку не требуют переговоров с компанией "Microsoft" и лицензионных платежей.

Многие ИТ-фирмы выделяют средства и людей для разработки проектов ПО с открытым кодом с целью захвата данного сегмента рынка, использования принципа сетевого эффекта, поскольку одновременно они производят большое число коммерческих дополняемых продуктов16.

Непрерывное upgrade. Каждый год-два на рынке ИТ появляются новые версии ПО, операционных систем и систем управления базами данных. Улучшенные версии программ обладают неполной совместимостью. Файлы, сохраненные в предыдущих версиях ПО, могут быть прочитаны новым софтом, но не наоборот. Кроме того, компьютерные фирмы отказываются от технической поддержки устаревших версий,


15 Lerner J., Tirole J. Some Simple Economics of Open Source // Journal of Industrial Economics. 2002. Vol. 50, No 2. P. 209.

16 Например, компания "Hewlett Packard" выпустила проект Spectrum Object Model Linker в открытом коде, чтобы стимулировать компании и индивидов, разрабатывающих и модифицирующих операционную среду Linux, писать компьютерные программы, подходящие для ИТ-архитектуры продуктов и услуг самой HP (Lerner J., Tirole J. The Economics of Technology Sharing: Open Source and Beyond // NBER Working Paper No 10956. 2004. P. 13. www.nber.org/papers/w10956).

стр. 99

либо заключая ограничительный договор, либо резко повышая цены на обслуживание предыдущих ПО. Новые версии, как правило, также предусматривают расширение пакета прикладных программ, которые не могут работать со старой версией.

Например, компания "Microsoft" в начале 2007 г. выпустила новую версию операционной системы Vista, а летом 2009 г. объявила о выводе на рынок осенью системы Windows 717. Предыдущая версия Windows 2003 была разработана в 2002 - 2003 гг. Часто переход на продвинутый продукт требует замены оборудования. Так, разработчики Windows 7 рекомендуют одновременно покупать новый компьютер, поскольку для установки операционной системы необходим DVD-ROM, предъявляются повышенные требования к памяти, дисковому пространству и мощности графической подсистемы.

Многие пользователи, как индивиды, так и компании, выражают недовольство чрезмерным и слишком быстрым обновлением базовых ИТ-продуктов. Они обвиняют ИТ-компании в увлечении излишней модернизацией, которая в принципе не нужна клиентам18. Но что представляет собой модернизация с экономической точки зрения? Это способ вертикальной продуктовой дифференциации: качественный продукт с постоянным обновлением и дальнейшие версии, все более низкого качества в зависимости от платежеспособности потребителя.

Типизация vs. спецификация. Фирмы стремятся снизить качество типового ПО, чтобы клиенты, которые имеют соответствующие финансовые ресурсы, могли заказать себе специфическую версию ИТ-продукта.

Выбрав стратегию стандартизации, компания добивается совместимости своих продуктов с изделиями конкурентов, что расширяет потенциальную клиентскую базу и ускоряет действие сетевого эффекта за счет более быстрого достижения критической массы пользователей. Стратегия спецификации и отсутствие совместимости изначально означают меньшую клиентскую базу.

Стандартизация порождает ряд специфических проблем. Обычная конкурентная борьба на таких рынках сопровождается конкуренцией сетевых стандартов. Получает ли фирма выгоду, создавая товар, который может работать с продуктом конкурирующей фирмы? С одной стороны, да. Чем больше дополняемых продуктов, совместимых с базовым товаром фирмы-конкурента, производит какая-либо компания, тем выше ожидания потребителей в отношении рыночного успеха ее собственных стандартов. С другой стороны, необходимость координировать свои действия в процессе производства порождает проблемы промышленного шпионажа и нарушения антимонопольного законодательства (возможность фиксировать цены на продукцию и другие антиконкурентные действия).

Результат конкуренции между фирмами - принятие потребителями того или иного технического стандарта - зависит от того, как потребители формируют свои ожидания относительно размера сети потенциальных пользователей. Поэтому возникает важный вопрос стратегии и тактики


17 См.: Моссберг У. Персональные технологии: переход на Windows 7 будет непростым // Ведомости. 2009. 27 июля.

18 См., например: Ellison G., FudenbergD. The Neo-ludditie's Lament: Excessive Upgrades in the Software Industry // The RAND Journal of Economics. 2000. Vol. 31, No 2. P. 253 - 277.

стр. 100

каждой компании сетевого рынка: каким должно быть минимальное число пользователей (критическая масса), чтобы стимулировать всех потенциальных потребителей выбрать этот стандарт!

С точки зрения конкуренции стандартизация и совместимость выступают на сетевых рынках как антиконкурентные меры. При отсутствии совместимости фирмы стремятся получить как можно больше клиентов, что сопровождается ценовой войной, жесткой конкуренцией, снижением цен на продукцию (Pnon). Когда совместимость технологических стандартов присутствует (Pcom), фирмы меньше озабочены размером сети (объемом клиентуры), и конкуренция смягчается. Поэтому потребителям лучше с точки зрения цены, когда стандарты несовместимы: Pnon <Pcom19.

Конкуренция стандартов. Конкуренция стандартов оборудования наблюдалась до конца 1980-х годов. Основные поставщики компонентов компьютеров могли производить звуковые и графические платы, мышки и клавиатуры с различными разъемами и разной конфигурацией, которые зачастую подходили только к продукции одной фирмы.

Например, в 1980-е годы компании "AdLib", "Roland", "Creative Labs" первыми начали выпускать звуковые платы для игр. Однако этот продукт не пользовался высоким спросом, поскольку был бесполезен для конкурирующих игр. И только технология DirectX от "Microsoft" позволила интегрировать прочие решения под Windows, что положило начало эскалационному росту спроса на соответствующие игры.

Аналогичные проблемы возникли при внедрении в широкую эксплуатацию мультимедийного компьютера. После 1996 г. в среде ИТ было принято решение о соответствии производимых мультимедийных ПК минимальным требованиям стандарта с точки зрения процессора, оперативной памяти, параметров жесткого и гибкого дисков, типов дисководов, уровня разрешающей способности мониторов и видеокарт VGA, устройств ввода-вывода, разъемов периферийных устройств (микрофона, джойстика, наушников, колонок, накопителей памяти и т. д.).

В 2000-х годах наблюдалась конкуренция сетевых стандартов. Основные платформы созданы компаниями "IBM", "Microsoft", "Novell". Сетевой стандарт может стать "узким местом" для развития бизнеса как ИТ-компании, так и ее клиента-заказчика. Логика конкурентных взаимодействий в данном случае аналогична: дифференцировать рынок в такой степени, чтобы реализовалась естественная олигополия.

Чтобы повысить свои шансы на установление отраслевого стандарта, компании прибегают к особым стратегиям. Например, компания "Sun Microsystems" продает лицензии на использование своих новых технологий сразу по окончании работы над ними. Тем самым достигается максимально быстрое и широкое распространение технологических решений данной фирмы.


19 Пример односторонней совместимости наблюдался в 1980-е годы на компьютерном рынке. Дискеты стандарта Macintosh нельзя было читать на IBM PC, а дискеты IBM PC можно было использовать и на PC, и на Macintosh. В результате соотношение цен на компьютеры двух фирм оказалось PMac > PIBM, как это и предсказывает экономическая теория.

стр. 101

В ходе войны технологических стандартов каждая фирма - разработчик сетевого продукта сталкивается с дилеммой: выбрать совместимый стандарт (это даст больший внешний эффект, но фирма должна разделить рынок с конкурентами) или несовместимый (здесь нет конкурентов, весь рынок принадлежит данной фирме и весь создаваемый внешний эффект - ее, но размер внешнего эффекта - сети - будет гораздо меньше). Выбор фирмы зависит от следующих факторов: законодательства (например, закон о телевидении предусматривает определенные стандарты передачи сигнала); издержек разработки нового стандарта; сравнительной доли рынка при разных стратегиях; способности фирмы сохранить доминирующее положение в новом стандарте.

Конкуренция стандартов, эффект взрывного роста и требование скорейшего набора критической массы клиентов приводят к крайней неравномерности долей (естественная черта этого типа рынка), даже при отсутствии неконкурентного поведения. Победитель здесь получает все или большую часть. Фирма с большей долей рынка имеет больший объем продаж дополняемых товаров, поэтому потребители выше оценивают ее продукты. При сетевой монополии можно достичь максимума общественного благосостояния (излишка потребителя и излишка производителя), поскольку у монополии более широкий рынок, чем у двух и более конкурирующих продавцов.

Свободный вход на рынок не ведет к совершенной конкуренции, так как конкуренция здесь имеет другую природу: преобладает конкуренция за рынок, а не внутри рынка, конкуренция платформ (инновационная гонка). Монополизация сетевого рынка может быть связана также с наличием "узких мест" (bottlenecks): одна компания владеет исключительным правом на часть сети, что затрудняет другим фирмам предоставление их услуг.

Почему часто не самый эффективный продукт оказывается победителем на сетевом рынке? Дело в том, что многое зависит от ожиданий потребителей в отношении наиболее перспективного в коммерческом плане товара. Потребители хотят получить товар, который будет обладать максимальным сетевым эффектом. Если индивид покупает товар, качество которого выше, чем у конкурента, а рыночный охват ниже, потребитель вынужден нести затраты не только на покупку нового продукта с новыми сетевыми стандартами и дополняющих его изделий, но и на обучение пользованию им.

Терпимость к пиратству. Необходимость быстро привлечь значительное число пользователей определяет и специфическое отношение фирм на сетевом рынке к пиратству. Пиратство способствует более широкому распространению базового продукта компьютерной компании.

По мере роста рынка и ужесточения конкуренции, благодаря значительным сетевым эффектам, фирмам становится выгодно снижать защиту сетевого продукта для расширения числа потребителей. Ценность специфического сетевого продукта растет с числом пользователей, как легальных, так и нелегальных, что способствует формированию нужных фирме ожиданий. Стратегия отсутствия серьезной

стр. 102

защиты сетевого продукта выгодна в случае, когда потребители высоко оценивают дополнительные услуги фирмы для легальных пользователей. Стратегия полной защиты целесообразна, когда потребители невысоко оценивают эти услуги.

Кредитная конкуренция. Многие ИТ-компании оказывают финансовую поддержку ИТ-проектам своих заказчиков. Например, компания HP в июле 2009 г. объявила о широкомасштабной кредитной программе развития ИТ-структуры российских компаний20. Заказчики услуг и оборудования HP смогут приобрести ПО и лицензии в кредит. Кроме того, HP обязуется оплатить затраты на внедрение оборудования и ПО, если эти продукты будут приобретены у HP.

Интернет-конкуренция. В настоящее время наблюдается переход ИТ-компаний от чисто технологической конкуренции (разработки технологически более продвинутого продукта и исключительно технических преимуществ) к конкуренции дополнительных, в частности сетевых, услуг. ИТ-фирмы предлагают ряд разнообразных информационных и функциональных программ (электронная торговля, создание и поддержка веб-сайта компании, поиск и фильтрация информации в Интернете, поиск по другим, более традиционным ресурсам - журналы, газеты, телевидение, электронные библиотеки, интернет-консультирование онлайн). Во всех этих случаях ИТ-компании выступают в качестве электронных посредников между покупателями и продавцами товаров и услуг, между различными промышленными и торговыми фирмами, между коммерческими фирмами и домохозяйствами и между самими индивидами.

Технологическая vs. сервисная конкуренция. С одной стороны, фирмы продолжают конкурировать в области технологии, увеличивая мощность ПК и высокотехнологичных серверов. С другой стороны, стратегии изменяются в сторону укрепления партнерской и сервисной сетей и центров ИТ-консультирования, чтобы максимально приблизить ИТ-фирму к заказчику.

Данный тип конкуренции во многом развивается по следующему сценарию. Типичная сервисная ИТ-компания, специализирующаяся на одном виде электронных услуг, например поисковые серверы в Интернете, начинает разрабатывать технически более сложный ИТ-продукт для узкого сегмента рынка. Одним из наиболее ярких образцов подобной стратегии являются действия компании "Google"21, которая объявила о создании операционной системы для мобильных телефонов Android и браузера Chrome, оптимизированных для работы с веб-приложениями, чтобы использовать офисные веб-программы, не загружая их в компьютер. В 2010 г. компания, как ожидается, выпустит модифицированную версию собственной ОС для владельцев недорогих ноутбуков.

С технологической конкуренцией связано такое явление, как "война объявлений". Поскольку на ИТ-рынках высоки издержки переключения для потребителей, потенциальные покупатели опасаются, что, купив один ИТ-продукт, они попадут в инвестиционную


20 Сальманов О. Hewlett-Packard даст взаймы // Ведомости. 2009. 22 июля.

21 Вателларо Дж. Google замахнулась на Microsoft // Ведомости. 2009. 9 июля.

стр. 103

ловушку, когда в будущем технологические усовершенствования со стороны другой ИТ-фирмы приведут к устареванию приобретенного товара. В этих условиях клиенты нуждаются в определенных гарантиях того, что аналогичные или даже более продвинутые обновления будут характерны и для продукта той фирмы, клиентами которой они собираются стать. Поэтому ИТ-компании заранее объявляют о своих новейших разработках в данной области. Такие объявления служат сигналом для потребителей о долгосрочной политике фирмы в выбранной сфере и предупреждают риски невозвратных потерь.

Как правило, после появления для широкой публики подобного объявления со стороны конкурирующей фирмы текущий производитель ИТ-продукта начинает кампанию по снижению текущих цен с целью предотвратить снижение спроса. Войны объявлений могут продолжаться довольно долго.

Например, в 1980-х годах компания "Sega" - лидер на рынке игровых приставок - продавала 16-битовую приставку за 190 долл., а каждую видеоигру - за 40 - 70 долл.22 Когда в 1988 г. фирма "Nintendo" объявила о собственной грядущей разработке 16-битовой консоли, "Sega" сразу снизила цену, предоставив покупателям комплект "приставка + игра" за 150 долл. Когда "Nintendo" вышла на рынок, цена за комплект снизилась до 100 долл.

В 1994 г. ситуация повторилась с другой фирмой. Компания "Sony" объявила о производстве 32-битовой приставки, которая должна была поступить в продажу в следующем году. В 1995 г. компания "Nintendo" объявила о разработке 64-битовой приставки. В результате войны объявлений цены на 32-битовую приставку снизились с 299 до 149 долл.

Товар как конструктор. Поскольку ИТ-продукт содержит множество достаточно самостоятельных компонентов, конкуренция и продуктовая дифференциация могут наблюдаться в различных способах комплектования итогового товара. Типичным примером служит стратегия компании "Microsoft". В 2005 г. "Microsoft" разработала программу "Открытая ценность", которая позволила потребителям самим комплектовать пакет условий получения ИТ-продуктов, включая лицензионные и лизинговые компоненты23.

Стратегия нейтрализации издержек переключения. В несетевых отраслях переманивание клиентов происходит "естественным" путем за счет предоставления более качественного товара, изделия, которое отвечает потребностям покупателей в большей степени, или за счет дополнительных услуг. В сетевых отраслях эти методы играют второстепенную роль, поскольку переход пользователя от одного ИТ-продукта к другому связан со значительными издержками переключения. Компании пытаются снизить подобные издержки. В частности, большое распространение получили бонусы и скидки за переход от конкурирующего производителя. Например, в 1994 г. около 20% домохозяйств Великобритании сменили провайдеров интернет-услуг и услуг дальней связи, когда новые поставщики предложили рынку


22 Пример из: Gerlach H. Entry, and Preemption when Consumers Have Switching Costs // The RAND Journal of Economics. 2004. Vol. 35, No 1. P. 184 - 185.

23 Ахундов Р. О. Лизинг объектов интеллектуальной собственности в США: современный опыт и перспективы. С. 53.

стр. 104

одноразовое снижение цен за переход24. Предоставление клиентам возможности нейтрализовать издержки переключения также в большей или меньшей степени дифференцирует потребителей на тех, кто готов воспользоваться этой опцией и перейти к ИТ-продукту другого качества, и тех, кто остается лояльным первоначальному выбору.

Итак, данные конкурентные взаимодействия в ИТ-сфере демонстрируют движение этого рынка к вертикальной продуктовой дифференциации с преобладанием естественной олигополии или монополии, в зависимости от степени сетевого эффекта в каждом сегменте рынка. Какова же конкурентная ситуация в России?

Конфигурация ИТ-рынка в России

В России в настоящее время завершился процесс первичной автоматизации предприятий. Все крупные и большинство средних и мелких российских компаний автоматизированы. Экстенсивный рост возможен здесь либо за счет вновь возникающих фирм, либо в области среднего и малого бизнеса.

Так как российские предприятия оказались в большинстве своем "поделены" в качестве клиентов ИТ-компаний, загнав себя тем самым в инвестиционную ловушку, конкуренция из преимущественно ценовой переходит к сферу продуктовой дифференциации. Компьютерные фирмы начинают конкурировать за будущие ИТ-рынки, за возможность обновления оборудования и ПО.

Крупнейшие игроки ИТ-рынка в России действуют в различных сегментах отрасли25. В производстве оборудования можно выделить "Крафтвэй Корпорейшн"; "К-Systems"; "Нонолет" и "Утилекс Ай Ти". Здесь в равной степени действуют как московские, так и фирмы из других регионов. Разработкой ПО занимаются, главным образом, компании из Москвы и Санкт-Петербурга: "CBOSS"; "Congnitive Technologies"; "Диасофт"; "АСКОН"; корпорация "Галактика". Наиболее обширная область ИТ представлена услугами, где выделяются российские фирмы "Ланит", "Техносерв А/С"; "Открытые технологии"; "Микротест"; "КомпьюЛинк" и др. По данным рейтингового агентства "Эксперт-РА", ИТ-услуги в России предоставляют порядка 100 фирм. В некоторых российских компаниях сфера деятельности распределена примерно поровну между производством оборудования, разработкой ПО, услугами в области ИТ, дистрибуцией и поставками оборудования. К таким фирмам относятся Национальная компьютерная корпорация (НКК); группа компаний IBS; группа компаний "Ай Ти"; "Ниеншанц"; "Ками-Север"; группа компаний АСК.

Различаются ИТ-компании и по размеру. Равномерно диверсифицированные фирмы, как правило, представлены крупными игроками, с численностью занятых 1000 - 2000 и более человек. В сегменте ИТ-услуг выделяются 2 - 3 доминирующие фирмы с численностью занятых порядка 1000 человек, действующие в конкурентном окружении более мелких фирм, занятость на которых не превышает 100 - 200 человек. В наибольшей степени по размерам различаются компании в сегменте разработки ПО. Здесь и сверхкрупные фирмы, и большое число мелких и мельчайших компаний с численностью занятых от 5 до 50 человек.


24 Fudenberg D., Tirole J. Customer Poaching and Brand Switching // The RAND Journal of Economics. 2000. Vol. 31, No 4. P. 634.

25 По данным журнала "Эксперт" и рейтингового агентства "Эксперт-РА" на середину 2000-х годов.

стр. 105

Анализ активных участников российского ИТ-рынка свидетельствует, во-первых, о наличии различных сегментов ИТ-отрасли с разным числом участников и различной региональной принадлежности игроков; во-вторых, о преобладании в разных сегментах компаний разного размера. За последние годы и особенно в период кризиса на российском рынке увеличилось число игроков, оказывающих дешевые, но некачественные ИТ-услуги. Это вызвано сокращением спроса потребителей на технику с улучшенными техническими характеристиками, так как в глазах клиентов дополнительные преимущества модернизированных ИТ-продуктов незначительны по сравнению с затратами на их внедрение и обслуживание. Исследования ИТ-рынка показывают, что полноценный продукт, например ERP (система планирования ресурсов предприятия), пользуется меньшим спросом у российских предприятий, чем более дешевые (хотя и менее качественные) версии, скажем бизнес-анализ BI (business intelligence).

На региональных рынках в России действует большое число сравнительно мелких ИТ-компаний, обслуживающих фирмы (телекомы, компании с распределенной филиальной структурой, сетевые ритейлеры), использующие в своей ежедневной деятельности высокотехнологичные сервисы, для поддержания которых в рабочем состоянии требуются специалисты очень узкой квалификации. Происходит естественная технологическая сегментация рынка как рынка решений по запросу.

Однако конкуренция в ИТ-сфере в России еще не достигла уровня, характерного для зарубежных стран. Об этом, в частности, говорят данные о сроках реализации ИТ-проектов. Если в США в среднем 44% ERP-систем было установлено за 3 - 6 месяцев, а еще 25% - за 6 - 9 месяцев, то в России около 70% подобных проектов было реализовано за 9 - 12 месяцев, а для более 10% установок потребовался срок свыше 1 года26. Это свидетельствует о высокой степени терпеливости клиентов - руководителей промышленных предприятий, которые редко сравнивают различные варианты ИТ-систем конкурирующих фирм, а однажды выбрав, возможно случайным образом, ИТ-архитектуру, будут придерживаться своего решения довольно долго.

Таким образом, Россия в настоящее время находится в процессе преобразования ИТ-отрасли из конкурентной в естественную олигополию. Какой будет отрасль в ближайшем будущем, в какой степени продуктовая дифференциация сможет смягчить ценовую конкуренцию и выявить анклавы рыночной власти отдельных ИТ-фирм, почувствуют ли потребители преимущества снижения цен на ИТ-продукты - станет понятно в ближайшем будущем.


26 Forbes. 2006. Декабрь. С. 97.


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/КОНКУРЕНТНЫЕ-ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ-В-ОТРАСЛИ-ИНФОРМАЦИОННЫХ-ТЕХНОЛОГИЙ-МИРОВОЙ-ОПЫТ-И-РОССИЯ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Sergei KozlovskiContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Kozlovski

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Н. РОЗАНОВА, КОНКУРЕНТНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ОТРАСЛИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ: МИРОВОЙ ОПЫТ И РОССИЯ // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 07.10.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/КОНКУРЕНТНЫЕ-ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ-В-ОТРАСЛИ-ИНФОРМАЦИОННЫХ-ТЕХНОЛОГИЙ-МИРОВОЙ-ОПЫТ-И-РОССИЯ (date of access: 19.06.2021).

Found source (search robot):


Publication author(s) - Н. РОЗАНОВА:

Н. РОЗАНОВА → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Sergei Kozlovski
Бодайбо, Russia
2593 views rating
07.10.2015 (2082 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
А. В. Ревякин. СОЦИАЛИЗМ И ЛИБЕРАЛИЗМ ВО ФРАНЦИИ В СЕРЕДИНЕ XIX века. М., 1999
Catalog: История 
Yesterday · From Россия Онлайн
ПРОЕКТ СОЗДАНИЯ ЕВРЕЙСКОГО ГОСУДАРСТВА НА ГЕРМАНСКОЙ ЗЕМЛЕ В 1945 году
Yesterday · From Россия Онлайн
ОПЫТ МЕЖЦИВИЛИЗАЦИОННОГО СИНТЕЗА НА РУБЕЖЕ XIX И XX ВЕКОВ
Yesterday · From Россия Онлайн
Энергия Дао как суть НЛО. Tao energy as the essence of UFO.
Catalog: Философия 
2 days ago · From Олег Ермаков
ИСТФАК МГУ 1947-1952 гг. (Окончание)
Catalog: История 
2 days ago · From Россия Онлайн
ПОСЛЕ РОСПУСКА КОМИНТЕРНА
2 days ago · From Россия Онлайн
ОБЪЕДИНЕНИЕ ГЕРМАНИИ 1989-1990 гг.: ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
2 days ago · From Россия Онлайн
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ГЛОБАЛЬНОЙ ИСТОРИИ
Catalog: История 
2 days ago · From Россия Онлайн
При любом взаимодействии масс, на любом уровне, создаются потенциалы взаимодействия масс в любых процессах расширения Вселенной. Этим определением рассмотрим вопросы, связанные с массой и энергией взаимодействующих объектов. Когда объекты (частицы, молекулы) потенциально взаимодействуют, они создают градиенты потенциального взаимодействия. Эти градиенты регулируют энергию и массу объектов и Вселенной в целом.
Catalog: Физика 
3 days ago · From Владимир Груздов
ПЕТР I В ДАНИИ В 1716 году
Catalog: История 
3 days ago · From Россия Онлайн

Actual publications:

Latest ARTICLES:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
КОНКУРЕНТНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ОТРАСЛИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ: МИРОВОЙ ОПЫТ И РОССИЯ
 

Contacts
Watch out for new publications: News only: Chat for Authors:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2021, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones