Libmonster ID: RU-8212

Лучшие школьные учителя приходят в настоящее время с учащимися большую и интересную работу по истории. Многочисленные и разнообразные кружки, экскурсии: в музеи, просмотр и обсуждение исторических пьес и кинофильмов, организация вечеров на исторические темы и прочее - вот наиболее распространенные формы работы по истории в наших передовых школах.

Московский Дом пионеров также имеет опыт успешной работы с учащимися по истории.

Но исторические факультеты вузов до сих пор всерьез со школьниками не работали, тоща как они могли бы оказать существенную помощь школе в деле коммунистического воспитания молодого поколения.

Почин в организации живой, увлекательной работы среда учащимся старших классов принадлежит историческому факультету ныне орденоносного Московского государственного университета жменя Ломоносова. В 1939 - 1940 учебном году им был об'явлен и проведен конкурс на лучшее сочинение по истории среди школьников Москвы. Этот первый опыт оказался удачным. Он показал, что подобного рода конкурсы являются одной из лучших

стр. 133

форм работы исторических факультетов с учащимися старших классов.

В конкурсе приняли большое участие Московской городской комитет комсомола и редакция газеты "Вечерняя Москва". Последняя даже выцедила в распоряжение жюри три премии.

Как же отнеслись к конкурсу сами школьники?

Всего было зарегистрировано 400 участников, но, кроме москвичей, еще 100 ребят из'яснили свое горячее желание участвовать в конкурс, прислав в МГУ письма, со всех концов нашей необ'ятной страны.

Члены жюри: член-корреспондент Академии наук проф. С. В. Бахрушин, профессора М. С. Зоркий, Н. М. Дружинин, С. Н. Протасова и др. - проделали огромною работу. В консультировании школьников и в рецензировании сочинений принимали участие все поколения университета: студенты, аспиранты, доценты, профессора, академики. Ребятам помогали выбрать тему, подбирали литературу, давали необходимые методологические установки; школьников учили работать с книгой, с источником: документом, мемуарной литературой, летописью.

Работали юные историки с жаром, с увлечением, очень серьезно и добросовестно но дело оказалось нелегким. Преодолеть все препятствия, т. е. достать необходимую литературу, изучить ее в сравнительно короткий строк, обдумать и сделать выводы из прочитанного и, наконец, написать сочинение сумели из 400 лишь 100 участников.

Что представляют собой эти первые серьезные работы школьников по истории? Каковы итого конкурса?

Из 100 сочинений 70 получили положительный отзыв жюри. Это серьезные, основанные на сравнительно обширной литературе, исторически верные, подчас художественно изложенные работы. Большинство юных авторов было премировано. 14 первых премий получили школьники, написавшие выдающиеся сочинения. Среди них есть ученики 10, 9, 8, 7-го и даже 6-го классов как мальчики, так и девочки. Упоминаем лишь о нескольких из этих работ.

Юра Брейтман, ученик 6-го класса 114-й школы, написал работу "Москва в 1812 году". Она основана на большой литературе, серьезных источниках (мемуарах, документах) и снабжена большим количеством иллюстраций.

Нина Гюрджан, ученица 10-го класса 43-й школы, выбрала тому по новой истории - "Маркс, Энгельс и Парижская коммуна". Это добросовестная, хорошая работа.

Ученик 8-го класса 175-й школы Юра Гец писал сочинение на тему "Москва в XII - XV веках". Он использовал обширную литературу (35 названий), среди которой имели место и летописи. Результатом его работы явилась вдумчивое изложении истории Москвы с XII по XV век.

Есть среди премированных работ сочинения и несколько иного рода.

Николай Евдокименков, ученик 9-го класса школы имени Шацкого, Московской области работал над темой "Из истории пореформенных отношений в бывшей Калужской губернии". Под руководством своего учителя-энтузиаста, тов. Кузина, воспитанника Московского университета, этот ученик, пользуясь местными архивными материалами, частично еще не опубликованы, написал большое научное исследование по истории своего края. Подобного же рода сочинения написало еще несколько учащихся этой школы. Безусловно, такой краеведческо-политический метод работы нужно приветствовать.

Костя Гурвич, ученик 10-го класса 281-й школы, написал очень интересное сочинение на тему "Виновность английского императора в убийстве 26-ти бакинских комиссаров".

Из работ по истории средних веков следует прежде всего отметить сочинение о Мюнстерской коммуне, написанное учениками 8-го класса Брушлинскими и Дрюбиным, а из работ по истории древнего мира - сочинение ученика 7-го класса 312-й школы Памировского "Древнеегипетский фараон Эхнатон".

Из приведенных примеров видно, что темы брались участниками конкурса самые разнообразные. Однако вполне естественно, что наибольший интерес у школьников вызывали темы по истории родной страны, по истории народов СССР.

Особенностью работ юных историков является то, что "они написаны не только языком мысли, но и языком чудесного молодого сердца" (проф. Дружинин). Огромная любовь к истории чувствуется у юных авторов.

Характерно также отсутствие шаблона в изложении, отсутствие избитых, трафаретных выражений. Некоторые сочинения написано настолько ярко. Выразительно, что производит впечатление художественного произведения (например по истории Москвы Юры Якушева, ученика 9-го класса 645-й школы).

Типичным для юных авторов является творческое, исследовательское отношение к теме, особенно десятиклассников.

стр. 134

Наиболее существенным недочетом юных историков является правильно оценить роль той или другой исторической личности, например в сочинении ученика 7-го класса Любарского "Разгром третей коалиции Наполеоном" наблюдается некритический подход к личности Наполеона I. Юный автор написавший работу, свидетельствующую о прекрасном знании фактического материала, не учел, не понял до конца той характеристики, которую дал наполеоновскому правительству тов. Сталин. Другой автор - Минкова, ученица 9-го класса 58-й школы, - написавшая сочинение о Сен-Жюсте, так же не могла дать достаточно верной оценки этого деятеля якобинской диктатуры. Работа получилась односторонней некритической, сплошным восхвалением Сен-Жюста. Правда, тема у ученицы Минковой была сложная, однако если бы ей вовремя, на консультации в МГУ или в беседе с учителем раз'яснили, в чем состоит величие Сен-Жюста и в чем его слабости, работа выглядела бы по новому.

Нет еще у наших юных историков критического подхода к старой исторической литературе, которой они широко пользовались. Поэтому часто тот или иной автор попадал в плен то к Ключевскому, то к Соловьеву.

В будущем учебном году при историческом факультете МГУ будет создано силами профессоров, аспирантов и студентов старших курсов постоянное бюро консультаций для школьников. Учителя и учащиеся, серьезно занимающиеся историей (а таких как показал опыт), должны это иметь ввиду. Уже в настоящем учебном году исторический факультет дал участникам конкурса более пятидесяти консультаций. Интересно отметить что те учащиеся, которые сумели их надлежащим образом использовать, продолжают работать над своими темами и после конкурса. Они взялись серьезно за изучение иностранных языков. Некоторые из них предприняли поездки в Ленинград, в Гатчину и т. д., что бы близко познакомиться с теми историческими местами, о которых они много читали в книгах.

Кроме недостатков методического порядка, в сочинениях школьников есть и другие недочеты, о которых умолчать нельзя. В целом ряде работ имеется большое количество орфографических и синтаксических ошибок. Жюри конкурса снижало оценку хорошим, но недостаточно грамотным сочинениям. Иногда можно было наблюдать у некоторых участников конкурса, правда, не у большинства, черезмерную самоуверенность и переоценку своих сил, что приводило неизбежно к неуменью правильно использовать консультации, к игнорированию указаний консультанта, а отсюда уже и к неуменью правильно оценить ту или иную книгу, к неуменью правильно оценить ту или иную книгу, к неуменью правильно сделать вывод. Однако есть все основания надеяться, что у юных авторов, получивших блестящие отзывы о своих работах, не закружится голова, что они будут настойчиво, последовательно, серьезно и скромно работать над изучением истории. Наукой этому слова ученика 8-го класса, получившего первую премию на конкурс, Брушлинского. "Я думаю, - сказал он, что участникам конкурса не следует зазнаваться, а необходимо признать наши сочинения за первые робкие шаги в деле изучения истории. В дальнейшем нужно еще очень много работать, чтобы наспех оформленные работы превратить в действительно полные и исчерпывающие".

Ясно, что по мере роста знаний у учащихся их требования к самим себе будут повышаться, и этому можно лишь радоваться.

Успех конкурса меньше всего можно считать случайным. Понятно, что без того внимания, которое уделяют историческому образованию в нашей стране партия, правительство и лично товарищ Сталин, такие успехи были бы невозможны. В результате разгрома антиленинской, антиисторической школы Покровского, в результате ряда указаний об историческом образовании со стороны партии и правительства, наконец, в результате той огромной роли, сыграл выпуск "Краткого курса истории ВКП(б)", неизмеримо вырос интерес к исторической науке в широких народных массах в том числе, конечно, у школьников.

Успех этот об'ясняется также и тем, что участники конкурса - это ребята, которые не только любят историю, интересуются ею, но и серьезно, глубоко, "по-взрослому" стараются ее изучить.

Большую роль в работе школьников над сочинениями сыграли и учителя. Авторы наилучших работ являются часто питомцами передовых учителей или активными кружковцами Московского Дома пионеров.

Следовательно, от того, насколько энергично будут участвовать в последующих конкурсах учителя, в значительной степени зависит успех учащихся. Немалую помощь участникам конкурса оказали так же профессора МГУ своими советами, беседами, консультациями. Они с неослабевающим интересом следили и следят за первыми опытами серьезной работы школьников в изучении истории.

стр. 135

Наконец, филиал Публичной исторической библиотеки, единственной доступной библиотеки для школьников, тоже усердно помогал участникам конкурса в их трудном, но благодарном деле. Литературу доставать участникам было чрезвычайно трудно: ведь даже многие из десятиклассников не могут быть записаны в Библиотеку имени Ленина, а работа, в основном, строились на источниках, иногда даже редких. Школьники были очень энергичны в этом вопросе: они использовали все имеющиеся в их распоряжении возможности. При помощи родителей, знакомых или по ходатайству МГУ ребята проникали даже в ИМЭЛ.

Филиалу Публичной истерической библиотеки надо иметь в виду, что в будущем учебном году, наплыв школьников, жаждущих работать над историей, будет еще больше, а запросы шире и настойчивее. Что касается других библиотек, в первую очередь Библиотеки имени Ленина, то им надо серьезно подумать над тем, чем и как можно помочь участникам конкурса, глубоко и серьезно изучать историю.

Конкурс, об'явленный историческим факультетом МГУ, обнаружил что среди учащихся имеется немало молодых людей, которые собираются всецело посвятить себя исторической науке.

Работа среди школьников является, таким образом, кровным долгом исторических факультетов. Не надо доказывать, что воспитывать советского историка, образованного, горячо любящего свою науку, глубоко преданного партии и правительству, следует со школьной скамьи. Исторические факультеты вузов должны развернуть среди учащихся старших классов большую и интересную работу по истории. Конкурсы, лектории, консультационные бюро, популярные брошюры для школьников и прочее - все это не трудно создать людям, которые действительно любят свою науку и заботятся о ее будущем.

Передовые учителя-историки должны всеми силами содействовать такой работе среди учащихся и серьезно помогать своим питомцам в их первых опытах глубокого изучения истории.


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/КОНКУРС-ЮНЫХ-ИСТОРИКОВ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Анастасия КольцоContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Kolco

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

О. КЕЛЬ, КОНКУРС ЮНЫХ ИСТОРИКОВ // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 31.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/КОНКУРС-ЮНЫХ-ИСТОРИКОВ (date of access: 08.06.2023).

Found source (search robot):


Publication author(s) - О. КЕЛЬ:

О. КЕЛЬ → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Анастасия Кольцо
Saint-Petersburg, Russia
1561 views rating
31.08.2015 (2838 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
РОССИЙСКО-САУДОВСКИЙ ФОРУМ "ИСЛАМ - РЕЛИГИЯ МИРА"
21 hours ago · From Zakhar Prilepin
РОССИЙСКАЯ ПРЕМИЯ АФРИКАНСКОМУ ЖУРНАЛИСТУ, ИЛИ СКРОМНОЕ НАЧАЛО КЕСТЕРА КЕННА КЛОМЕГАХА
21 hours ago · From Zakhar Prilepin
ДРУГОЙ МАННЕРГЕЙМ
21 hours ago · From Zakhar Prilepin
ВПЕРВЫЕ НА РУССКОМ
21 hours ago · From Zakhar Prilepin
ИРАКСКИЙ УЧЕНЫЙ КРИТИКУЕТ "РЕЦЕПТЫ" АМЕРИКАНСКОЙ ДЕМОКРАТИИ
21 hours ago · From Zakhar Prilepin
ВЕСТНИК МИРА
Catalog: Разное 
21 hours ago · From Zakhar Prilepin
Важно, что в результате проведенных исследований удалось сформулировать две истины: процесс звездообразования в Галактике продолжается и в нашу эпоху, звезды, как правило, возникают не по одиночке, а группами. Эти исследования укрепили убеждение, что эволюционные процессы, относящиеся к звездам и их агрегатам, связаны с расширением и рассеянием, и что формирование звезд происходит в каких-то малых объемах. Не оставалось ничего другого, как, отбросив ни на чем не основанные предвзятые представления о сгущении рассеянного вещества в звезды, просто экстраполируя наблюдательные данные, выдвинуть диаметрально противоположную гипотезу о том, что звезды возникают из плотного, скорее сверхплотного вещества, путем разделения (фрагментации) массивных дозвездных тел на отдельные куски
Catalog: Физика 
23 hours ago · From Владимир Груздов
СЛЕД "АЛЬ-КАИДЫ" НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ
Yesterday · From Zakhar Prilepin
РОССИЯ И АФРИКА: КТО КОМУ БОЛЕЕ НУЖЕН?
Catalog: Экономика 
Yesterday · From Zakhar Prilepin
РОССИЯ - ИНДИЯ: НЕ ВСЕ ПОТЕРЯНО
Catalog: Экономика 
Yesterday · From Zakhar Prilepin

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

LIBMONSTER.RU - Digital Library of Russia

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners
КОНКУРС ЮНЫХ ИСТОРИКОВ
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: RU LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2023, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android