Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: RU-8212

Share with friends in SM

Лучшие школьные учителя приходят в настоящее время с учащимися большую и интересную работу по истории. Многочисленные и разнообразные кружки, экскурсии: в музеи, просмотр и обсуждение исторических пьес и кинофильмов, организация вечеров на исторические темы и прочее - вот наиболее распространенные формы работы по истории в наших передовых школах.

Московский Дом пионеров также имеет опыт успешной работы с учащимися по истории.

Но исторические факультеты вузов до сих пор всерьез со школьниками не работали, тоща как они могли бы оказать существенную помощь школе в деле коммунистического воспитания молодого поколения.

Почин в организации живой, увлекательной работы среда учащимся старших классов принадлежит историческому факультету ныне орденоносного Московского государственного университета жменя Ломоносова. В 1939 - 1940 учебном году им был об'явлен и проведен конкурс на лучшее сочинение по истории среди школьников Москвы. Этот первый опыт оказался удачным. Он показал, что подобного рода конкурсы являются одной из лучших

стр. 133

форм работы исторических факультетов с учащимися старших классов.

В конкурсе приняли большое участие Московской городской комитет комсомола и редакция газеты "Вечерняя Москва". Последняя даже выцедила в распоряжение жюри три премии.

Как же отнеслись к конкурсу сами школьники?

Всего было зарегистрировано 400 участников, но, кроме москвичей, еще 100 ребят из'яснили свое горячее желание участвовать в конкурс, прислав в МГУ письма, со всех концов нашей необ'ятной страны.

Члены жюри: член-корреспондент Академии наук проф. С. В. Бахрушин, профессора М. С. Зоркий, Н. М. Дружинин, С. Н. Протасова и др. - проделали огромною работу. В консультировании школьников и в рецензировании сочинений принимали участие все поколения университета: студенты, аспиранты, доценты, профессора, академики. Ребятам помогали выбрать тему, подбирали литературу, давали необходимые методологические установки; школьников учили работать с книгой, с источником: документом, мемуарной литературой, летописью.

Работали юные историки с жаром, с увлечением, очень серьезно и добросовестно но дело оказалось нелегким. Преодолеть все препятствия, т. е. достать необходимую литературу, изучить ее в сравнительно короткий строк, обдумать и сделать выводы из прочитанного и, наконец, написать сочинение сумели из 400 лишь 100 участников.

Что представляют собой эти первые серьезные работы школьников по истории? Каковы итого конкурса?

Из 100 сочинений 70 получили положительный отзыв жюри. Это серьезные, основанные на сравнительно обширной литературе, исторически верные, подчас художественно изложенные работы. Большинство юных авторов было премировано. 14 первых премий получили школьники, написавшие выдающиеся сочинения. Среди них есть ученики 10, 9, 8, 7-го и даже 6-го классов как мальчики, так и девочки. Упоминаем лишь о нескольких из этих работ.

Юра Брейтман, ученик 6-го класса 114-й школы, написал работу "Москва в 1812 году". Она основана на большой литературе, серьезных источниках (мемуарах, документах) и снабжена большим количеством иллюстраций.

Нина Гюрджан, ученица 10-го класса 43-й школы, выбрала тому по новой истории - "Маркс, Энгельс и Парижская коммуна". Это добросовестная, хорошая работа.

Ученик 8-го класса 175-й школы Юра Гец писал сочинение на тему "Москва в XII - XV веках". Он использовал обширную литературу (35 названий), среди которой имели место и летописи. Результатом его работы явилась вдумчивое изложении истории Москвы с XII по XV век.

Есть среди премированных работ сочинения и несколько иного рода.

Николай Евдокименков, ученик 9-го класса школы имени Шацкого, Московской области работал над темой "Из истории пореформенных отношений в бывшей Калужской губернии". Под руководством своего учителя-энтузиаста, тов. Кузина, воспитанника Московского университета, этот ученик, пользуясь местными архивными материалами, частично еще не опубликованы, написал большое научное исследование по истории своего края. Подобного же рода сочинения написало еще несколько учащихся этой школы. Безусловно, такой краеведческо-политический метод работы нужно приветствовать.

Костя Гурвич, ученик 10-го класса 281-й школы, написал очень интересное сочинение на тему "Виновность английского императора в убийстве 26-ти бакинских комиссаров".

Из работ по истории средних веков следует прежде всего отметить сочинение о Мюнстерской коммуне, написанное учениками 8-го класса Брушлинскими и Дрюбиным, а из работ по истории древнего мира - сочинение ученика 7-го класса 312-й школы Памировского "Древнеегипетский фараон Эхнатон".

Из приведенных примеров видно, что темы брались участниками конкурса самые разнообразные. Однако вполне естественно, что наибольший интерес у школьников вызывали темы по истории родной страны, по истории народов СССР.

Особенностью работ юных историков является то, что "они написаны не только языком мысли, но и языком чудесного молодого сердца" (проф. Дружинин). Огромная любовь к истории чувствуется у юных авторов.

Характерно также отсутствие шаблона в изложении, отсутствие избитых, трафаретных выражений. Некоторые сочинения написано настолько ярко. Выразительно, что производит впечатление художественного произведения (например по истории Москвы Юры Якушева, ученика 9-го класса 645-й школы).

Типичным для юных авторов является творческое, исследовательское отношение к теме, особенно десятиклассников.

стр. 134

Наиболее существенным недочетом юных историков является правильно оценить роль той или другой исторической личности, например в сочинении ученика 7-го класса Любарского "Разгром третей коалиции Наполеоном" наблюдается некритический подход к личности Наполеона I. Юный автор написавший работу, свидетельствующую о прекрасном знании фактического материала, не учел, не понял до конца той характеристики, которую дал наполеоновскому правительству тов. Сталин. Другой автор - Минкова, ученица 9-го класса 58-й школы, - написавшая сочинение о Сен-Жюсте, так же не могла дать достаточно верной оценки этого деятеля якобинской диктатуры. Работа получилась односторонней некритической, сплошным восхвалением Сен-Жюста. Правда, тема у ученицы Минковой была сложная, однако если бы ей вовремя, на консультации в МГУ или в беседе с учителем раз'яснили, в чем состоит величие Сен-Жюста и в чем его слабости, работа выглядела бы по новому.

Нет еще у наших юных историков критического подхода к старой исторической литературе, которой они широко пользовались. Поэтому часто тот или иной автор попадал в плен то к Ключевскому, то к Соловьеву.

В будущем учебном году при историческом факультете МГУ будет создано силами профессоров, аспирантов и студентов старших курсов постоянное бюро консультаций для школьников. Учителя и учащиеся, серьезно занимающиеся историей (а таких как показал опыт), должны это иметь ввиду. Уже в настоящем учебном году исторический факультет дал участникам конкурса более пятидесяти консультаций. Интересно отметить что те учащиеся, которые сумели их надлежащим образом использовать, продолжают работать над своими темами и после конкурса. Они взялись серьезно за изучение иностранных языков. Некоторые из них предприняли поездки в Ленинград, в Гатчину и т. д., что бы близко познакомиться с теми историческими местами, о которых они много читали в книгах.

Кроме недостатков методического порядка, в сочинениях школьников есть и другие недочеты, о которых умолчать нельзя. В целом ряде работ имеется большое количество орфографических и синтаксических ошибок. Жюри конкурса снижало оценку хорошим, но недостаточно грамотным сочинениям. Иногда можно было наблюдать у некоторых участников конкурса, правда, не у большинства, черезмерную самоуверенность и переоценку своих сил, что приводило неизбежно к неуменью правильно использовать консультации, к игнорированию указаний консультанта, а отсюда уже и к неуменью правильно оценить ту или иную книгу, к неуменью правильно оценить ту или иную книгу, к неуменью правильно сделать вывод. Однако есть все основания надеяться, что у юных авторов, получивших блестящие отзывы о своих работах, не закружится голова, что они будут настойчиво, последовательно, серьезно и скромно работать над изучением истории. Наукой этому слова ученика 8-го класса, получившего первую премию на конкурс, Брушлинского. "Я думаю, - сказал он, что участникам конкурса не следует зазнаваться, а необходимо признать наши сочинения за первые робкие шаги в деле изучения истории. В дальнейшем нужно еще очень много работать, чтобы наспех оформленные работы превратить в действительно полные и исчерпывающие".

Ясно, что по мере роста знаний у учащихся их требования к самим себе будут повышаться, и этому можно лишь радоваться.

Успех конкурса меньше всего можно считать случайным. Понятно, что без того внимания, которое уделяют историческому образованию в нашей стране партия, правительство и лично товарищ Сталин, такие успехи были бы невозможны. В результате разгрома антиленинской, антиисторической школы Покровского, в результате ряда указаний об историческом образовании со стороны партии и правительства, наконец, в результате той огромной роли, сыграл выпуск "Краткого курса истории ВКП(б)", неизмеримо вырос интерес к исторической науке в широких народных массах в том числе, конечно, у школьников.

Успех этот об'ясняется также и тем, что участники конкурса - это ребята, которые не только любят историю, интересуются ею, но и серьезно, глубоко, "по-взрослому" стараются ее изучить.

Большую роль в работе школьников над сочинениями сыграли и учителя. Авторы наилучших работ являются часто питомцами передовых учителей или активными кружковцами Московского Дома пионеров.

Следовательно, от того, насколько энергично будут участвовать в последующих конкурсах учителя, в значительной степени зависит успех учащихся. Немалую помощь участникам конкурса оказали так же профессора МГУ своими советами, беседами, консультациями. Они с неослабевающим интересом следили и следят за первыми опытами серьезной работы школьников в изучении истории.

стр. 135

Наконец, филиал Публичной исторической библиотеки, единственной доступной библиотеки для школьников, тоже усердно помогал участникам конкурса в их трудном, но благодарном деле. Литературу доставать участникам было чрезвычайно трудно: ведь даже многие из десятиклассников не могут быть записаны в Библиотеку имени Ленина, а работа, в основном, строились на источниках, иногда даже редких. Школьники были очень энергичны в этом вопросе: они использовали все имеющиеся в их распоряжении возможности. При помощи родителей, знакомых или по ходатайству МГУ ребята проникали даже в ИМЭЛ.

Филиалу Публичной истерической библиотеки надо иметь в виду, что в будущем учебном году, наплыв школьников, жаждущих работать над историей, будет еще больше, а запросы шире и настойчивее. Что касается других библиотек, в первую очередь Библиотеки имени Ленина, то им надо серьезно подумать над тем, чем и как можно помочь участникам конкурса, глубоко и серьезно изучать историю.

Конкурс, об'явленный историческим факультетом МГУ, обнаружил что среди учащихся имеется немало молодых людей, которые собираются всецело посвятить себя исторической науке.

Работа среди школьников является, таким образом, кровным долгом исторических факультетов. Не надо доказывать, что воспитывать советского историка, образованного, горячо любящего свою науку, глубоко преданного партии и правительству, следует со школьной скамьи. Исторические факультеты вузов должны развернуть среди учащихся старших классов большую и интересную работу по истории. Конкурсы, лектории, консультационные бюро, популярные брошюры для школьников и прочее - все это не трудно создать людям, которые действительно любят свою науку и заботятся о ее будущем.

Передовые учителя-историки должны всеми силами содействовать такой работе среди учащихся и серьезно помогать своим питомцам в их первых опытах глубокого изучения истории.

Orphus

© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/КОНКУРС-ЮНЫХ-ИСТОРИКОВ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Анастасия КольцоContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Kolco

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

О. КЕЛЬ, КОНКУРС ЮНЫХ ИСТОРИКОВ // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 31.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/КОНКУРС-ЮНЫХ-ИСТОРИКОВ (date of access: 26.09.2020).

Found source (search robot):


Publication author(s) - О. КЕЛЬ:

О. КЕЛЬ → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Анастасия Кольцо
Saint-Petersburg, Russia
1408 views rating
31.08.2015 (1853 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes

Related Articles
Новый социализм нужно строить, опираясь на новую теорию социализма. Новая теория социализма отказывается от диктатуры пролетариата, ибо практика развития старого социализма показала, что диктатура пролетариата не может быть не чем иным, как только диктатурой кучки коммунистических чиновников, или, как очень остроумно назвала её Роза Люксембург «диктатурой НАД пролетариатом». А появление у руля этой диктатуры таких предателей как Ельцин, неизбежно ведёт социализм к краху. Новый социализм, построенный на старой теории, ждёт такая же участь.
Малоизвестные страницы истории Великой Отечественной войны. Сейчас, когда открылись как отечественные, так и зарубежные архивы, стало возможным воссоздать картину одного из драматических эпизодов самого начального периода войны..... Западный фронт, бои в июне-июле 1941 года на втором стратегическом рубеже..... 22-ая армия под командованием генерал-полковника Ф.А. Ершакова..... Бои армии в Белоруссии на берегах реки Западная Двина на участке Дрисса - Дисна - Полоцк..... Начало широкого наступления немцев на восток было положено с маленького плацдарма в районе города Дисна
Catalog: История 
В статье рассматривается отражение образа Соловья-разбойника в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита" в связи с эпизодом свиста Бегемота и Коровьева при прощании героев с Москвой, а также связь образа Бегемота с образом Соловья-разбойника и героя древнеиндийского эпоса - Панду, а шире - связь русской литературы через "Закатный роман" Булгакова и поэму "Руслан и Людмила" А. С. Пушкина с древнеиндийскими произведениями: "Махабхаратой" и "Рамаяной".
Солнечная система является фрагментом распада нейтронного ядра нашей Галактики Млечный путь. Выброс нейтронного фрагмента Солнца из нейтронного ядра нашей Галактики произошёл приблизительно 10млр. лет назад. Всё это время нейтронный фрагмент перемещается по одному из спиральных рукавов нашей Галактики. Расширение происходит примерно по гиперболической траектории, которая вращается вокруг центра. Полный оборот вокруг центра нейтронного ядра Галактики, Солнце совершает примерно за 230млн.лет. Удаление от центра Галактики до Солнечной системы \simeq27700св. ле
Catalog: Физика 
14 days ago · From Владимир Груздов
Раскрытие тайны диалектики идеального и материального в реальном мире и в сознании человека
Catalog: Философия 
24 days ago · From Аркадий Гуртовцев
Энергия частицы является ключевым объяснением расширения Вселенной. В процессе расширения Вселенной участвуют пять частиц. Четыре массовые - нейтрон, протон, электрон и позитрон. Пятая частица условно без массовая - фотон. Позитрон и фотон не являются строительными кирпичиками материи Вселенной. Эти частицы выполняют вспомогательные функции в процессах преобразования материи и расширения Вселенной. Окружающий материальный мир организован из нейтронов, протонов и электронов. Сочетания, комбинации и перестановки этих трёх частиц, образуют окружающий нас мир
Catalog: Физика 
28 days ago · From Владимир Груздов
При любом взаимодействии масс, на любом уровне, создаются потенциалы взаимодействия в любых процессах расширения Вселенной. Этим определением рассмотрим вопросы, связанные с массой и энергией взаимодействующих объектов. Когда объекты (частицы, молекулы) потенциально взаимодействуют, они создают градиенты потенциального взаимодействия. Эти градиенты регулируют энергию и массу объектов и Вселенной в целом.
Catalog: Физика 
44 days ago · From Владимир Груздов
Жан Ланн
Catalog: История 
48 days ago · From Россия Онлайн
Кризис муниципальных финансов в России в 1917 г.
Catalog: Экономика 
48 days ago · From Россия Онлайн
Благотворительная деятельность предпринимателей Парамоновых на Дону. 1914-1915 гг.
Catalog: История 
48 days ago · From Россия Онлайн

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
 
Наталья Свиридова·jpg·25.22 Kb·136 days ago

Actual publications:

Загрузка...

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
КОНКУРС ЮНЫХ ИСТОРИКОВ
 

Contacts
Watch out for new publications:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2020, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones