Libmonster ID: RU-9344

(ОПЫТ ЭМПИРИЧЕСКОГО АНАЛИЗА)

Е. ГАЛИЦКИЙ, кандидат экономических наук, ведущий специалист Фонда "общественное мнение", доцент ГУ-ВШЭ

М. ЛЕВИН, доктор экономических наук, зав. кафедрой ГУ-ВШЭ, главный научный сотрудник ЦЭМИ РАН

В современной России многие предприятия сталкиваются с разного рода трудностями, для преодоления которых одни стараются пользоваться законными методами, а другие склонны прибегать к коррупции. В нашей работе предпринята попытка описать и количественно оценить данный комплекс явлений. Для этого используется ряд статистических методов, с помощью которых на основе реальных данных строится типология предприятий, анализируются обстоятельства, склоняющие к выбору той или иной стратегии преодоления препятствий, оценивается эффективность каждой из этих стратегий.

Эмпирической основой нашего анализа служит опрос представителей бизнеса, проведенный в 2005 году Региональным общественным фондом "Информатика для демократии" (Фонд ИНДЕМ) совместно с Исследовательским холдингом "РОМИР Мониторинг" в рамках проекта по исследованию коррупции, реализованного Фондом ИНДЕМ под руководством Г. А. Сатарова. Эмпирический материал был собран в ходе опроса руководителей 1030 предприятий по анкете, разработанной в Фонде ИНДЕМ при участии одного из авторов данной статьи.

Выборка для опроса была построена с применением квот, обеспечивающих ее соответствие исследуемой совокупности по отраслевой принадлежности (масштаб был укрупнен), по размеру бизнеса и в региональном аспекте. Анкета включала вопросы, призванные оценить различные стороны деятельности предприятия, в частности с точки зрения коррупционных сделок, что и позволило провести всестороннее изучение объема, характера и механизмов возникновения коррупционных отношений.

Исследование таких "чувствительных" для респондента проблем, как коррупция, естественно, нельзя проводить, что называется, "в лоб": на прямые вопросы ответы заведомо не могут быть получены. Поэтому анкета содержала в основном вопросы, позволяющие лишь косвенно судить об исследуемом предмете.

Говоря более конкретно, на основе эмпирических данных методами структурно-типологического анализа1 было построено так называемое

1 См.: Браверман Э. М., Мучник И. Б. Структурные методы обработки эмпирических данных. М.: Наука, 1983.

стр. 19

институционально-экономическое пространство функционирования бизнеса (ИЭК-пространство) и исследовано место коррупции в нем. Предполагалось, что коррупция как неформальный институт является, по сути дела, элементом этого пространства.

Институционально-экономическое пространство функционирования предприятия

Рассмотрим более подробно, каким образом строилось указанное институционально-экономическое пространство. На приводимом ниже рисунке темный прямоугольник иллюстрирует изучаемое предприятие. В виде светлых прямоугольников изображены группы соответствующих индикаторов, а стрелками показаны исследуемые причинные зависимости. Факторы, указанные в скобках, - результат описываемого ниже статистического анализа. Эти факторы и есть координаты конструируемого пространства.

Схема построения институционально-экономического пространства функционирования бизнеса

Слева от прямоугольника "предприятие" изображены индикаторы, описывающие характер бизнеса на этом предприятии и тип препятствий, с которыми пришлось столкнуться руководству компании. Таким образом, мы получаем описание исходной ситуации, в которой действует предприятие. Справа изображены индикаторы, описывающие действия предприятия в создавшихся условиях. Наконец, еще правее изображен скалярный индикатор условного результата - успешности бизнеса на предприятии, действующем определенным образом в определенных условиях.

Используя такую типологию, можно сказать, что первая задача изучения коррупции в данном контексте состоит в построении всех фигурирующих на рисунке индикаторов, а вторая - в отыскании зависимостей между ними. Перейдем к обсуждению первой задачи.

Индикаторы характера бизнеса (A)

Для построения индикаторов характера бизнеса использовались ответы респондентов на вопросы о виде и масштабах деятельности их

стр. 20

предприятия, численности сотрудников, организационно-правовой форме предприятия, о текущей динамике прибыльности, о структуре собственности, о характере отношений компании с государственными и муниципальными органами.

Ответы на эти вопросы далее преобразовывались следующим образом. Если в качестве ответа фигурировало число (например, величина оборота), то преобразований не осуществлялось. Если ответ представлял собой номер выбранного варианта, то проводилась дихотомизация данных2. В случае анализа совокупности переменных, описывающих тип бизнеса (блок А), были оставлены для дальнейшего анализа 5 взаимно ортогональных факторов, суммарно объясняющих 22% дисперсии экспериментальных данных.

Исходя из анализа факторных нагрузок, ключевым факторам были даны следующие названия: A1 - масштаб бизнеса; A2 - характерная форма собственности - ООО (далее для краткости - "ООО"); A3 - характерная форма собственности - государственная (далее - "госсобственность"); A4 - характерная форма собственности - собственность третьих лиц; A5 - характерная форма собственности - кооперативная (далее - "кооператив").

Индикаторы препятствий ведению бизнеса (B)

Для выявления индикаторов препятствий ведению бизнеса использовались ответы респондентов на вопросы о различных типах ограничений их деятельности (участие чиновников в борьбе за собственность на стороне "своих" фирм, налоговые льготы, неэффективность судебной системы и т. д.) Для дальнейшего анализа были оставлены четыре фактора, суммарно объясняющих 42% дисперсии экспериментальных данных. В результате анализа факторных нагрузок факторам были даны следующие названия: B1 - неэффективность госрегулирования; B2 - захват бизнеса представителями власти; B3 - обременительность механизма взяток, платы криминалу, индивидуальный подход чиновников; B4 - административные препятствия.

Индикаторы направлений коррупции (C)

Для построения индикаторов направлений коррупции использовался вопрос о том, какого типа проблемы пришлось решать руководителю предприятия, взаимодействуя с властями (ускорить решение вопроса, который и так должен решить орган власти, получить преиму-

2 Это означает следующее. Если, к примеру, вопрос предусматривал пять возможных ответов, то данному вопросу после преобразования соответствовало пять дихотомических векторов. Каждый вектор соответствовал одному из ответов и формировался следующим образом: в векторе респонденту присваивалось значение 1, если он выбрал ответ, соответствующий данному вектору; в противном случае присваивалось значение 0. В результате таких преобразований получалась числовая матрица данных, допускающая ее обработку методом главных компонент. Далее отбирались компоненты с собственными значениями больше единицы, а затем осуществлялось вращение пространства факторов методом "Oblimin" с нормализацией Кайзера. Новые факторы интерпретировались на основании факторных нагрузок исходных переменных. Респонденты (их фирмы) отображались в этом пространстве факторными весами. Описанная техника применялась ко всем блокам переменных, представленных на рисунке 1.

стр. 21

щество в конкурентной борьбе, государственный или муниципальный заказ, возможность арендовать помещения для работы на льготных условиях и т. д.). По результатам применения метода главных компонент было выделено четыре фактора, суммарно объясняющих 35% дисперсии экспериментальных данных. Исходя из использованных данных факторам были даны следующие названия: C1 - борьба с проволочками; C2 - использование власти в конкурентной борьбе; C3 - подкуп контролирующих органов; C4 - обеспечение бизнеса производственной недвижимостью.

Следует отметить, что три предполагаемых направления коррупционных сделок (принятие нужного законодательного или административного решения, получение лицензии или разрешения на определенный вид деятельности, обеспечение нужного судебного решения) значимых нагрузок ни на один из факторов не продемонстрировали.

Индикаторы способов преодоления препятствий (D)

При построении индикаторов, показывающих, каким образом компании преодолевают препятствия, использовались ответы респондентов на вопросы о характере их отношений с властями. После сопоставления собственных чисел с единицей были выделены для дальнейшего анализа шесть факторов, суммарно объясняющих 50% дисперсии экспериментальных данных. Этим факторам (то есть способам преодоления препятствий ведению бизнеса) были даны следующие названия: D1 - создание объединений (далее - "объединения"); D2 - жалобы; D3 - наглядная агитация; D4 - "свои люди" во власти; D5 - формирование сильных партнерств (далее - "сильные партнерства"); D6 - блат.

Важный для нас признак предприятия - согласие или несогласие респондента с высказыванием: "Любая моя проблема имеет свою цену в наших органах власти, и я готов ее заплатить" - практически не нашел отражения в приведенном выше наборе из шести факторов. Интересна содержательная интерпретация данного факта. Он свидетельствует о том, что вариация этого признака относительно невелика (иначе он образовал бы самостоятельный фактор), причем согласие или несогласие с данным высказыванием примерно одинаково часто встречается как у руководителей, декларирующих, что они борются с коррупцией тем или иным способом, так и у руководителей, не делающих таких заявлений.

Поэтому набор факторов D1 - D6 был нами дополнен показателем, рассчитанным путем центрирования и нормирования признака, отражающего согласие или несогласие с коррупционным способом решения проблем. В дальнейшем мы пользовались этим показателем как дополнительным фактором: D0 коррупция.

Индикаторы характера коррупции (F)

Для построения индикаторов характера коррупции использовались ответы респондентов на вопросы о том, какую долю оборота их (или любой другой) фирмы приходится тратить на "стимулирование"

стр. 22

должностных лиц, как часто это делается и т. д. После сопоставления собственных чисел с единицей были выделены 2 взаимно ортогональных фактора, суммарно объясняющих 64% дисперсии экспериментальных данных. Факторам были даны следующие названия: F1 - объем взятки; F2 - частота взяток.

Индикатор успешности бизнеса (S)

Для построения индикатора успешности бизнеса использовались ответы респондентов на вопросы о том, каково текущее состояние предприятия, каковы его перспективы, удовлетворен ли респондент своей деятельностью (в том числе и по сравнению с другими фирмами). Был выявлен один фактор, суммарно объясняющий 63% дисперсии экспериментальных данных. Шкалы всех вопросов были таковы, что чем выше оказывалась успешность бизнеса, тем меньше, а не больше, было значение каждого из показателей. Поэтому фактор успешности бизнеса (S), полученный с помощью процедуры факторного анализа, был затем инвертирован путем умножения на - 1.

Структура институционально-экономического пространства функционирования бизнеса

Исследуем структуру институционально-экономического пространства функционирования бизнеса, построение которого описано выше. Для решения данной задачи был применен арсенал различных методов, что позволило представить эту структуру объемно. Вначале приведем коэффициенты корреляции между выявленными факторами из различных групп. Коэффициенты, превышающие по модулю 0,15, выделены жирным шрифтом (см. табл. 1).

Мы видим, что успешность бизнеса напрямую мало зависит от каких-либо факторов. Единственное, что проявилось на уровне слабой линейной связи (коэффициент корреляции 0,14), - это некоторый рост успешности бизнеса с увеличением частоты взяток. В свою очередь, частота взятки растет (коэффициент корреляции 0,25) с использованием такого метода преодоления проблем, как внедрение "своих людей" во власть.

Размер же взятки увеличивается, если создаются объединения и партнерства (коэффициенты корреляции 0,26 и 0,18 соответственно). Создается впечатление, что эти легальные методы преодоления трудностей иногда используются для облегчения установления нелегальных контактов с властью.

Отметим еще ряд закономерностей. Успешность бизнеса обычно ниже там, где жалуются на неэффективность госрегулирования и обременительность механизма взяток (коэффициенты корреляции - 0,18 и - 0,15 соответственно). Размер взяток выше там, где они служат методом борьбы с проволочками (коэффициент корреляции 0,17), а также там, где предприятия сталкиваются с административными препятствиями (коэффициент корреляции 0,22) или жалуются на

стр. 23

Таблица 1

Коэффициенты линейной корреляции между индикаторами, образующими ИЭК-пространство

стр. 24

обременительность механизма взяток, платы криминалу и т. д. (коэффициент корреляции 0,25).

Приведем дендрограмму, иллюстрирующую структуру взаимосвязей между факторами в целом (см. рис. 2). Данная дендрограмма получена с помощью иерархического кластерного анализа. В качестве меры связи использовался коэффициент корреляции. В качестве функционала применялась средняя связь между элементами кластеров. Длина линии иллюстрирует взаимную удаленность "факторов". Например, ближе всего расположены факторы "неэффективность государственного регулирования" и "обременительность механизма взяток". Действительно, коэффициент корреляции между ними наибольший (0,53).

Дендрограмма взаимосвязей между индикаторами ИЭК-пространства

Мы видим, что набор факторов можно условно разделить на три кластера индикаторов, в той или иной мере связанных между собой в смысле среднего коэффициента корреляции. Первую группу составляют факторы: неэффективность государственного регулирования; обременительность механизма взяток; административные препятствия; объем взятки; подкуп контролирующих органов; коррупция как способ преодоления препятствий; кооперативы; блат; госсобственность. Вторую - факторы: "свои люди" во власти; частота взяток; использование власти в конкурентной борьбе; собственность третьих лиц; успешность бизнеса; захват бизнеса представителями власти. Третью - факторы: ООО; сильное партнерство; воздействие на законодательном уровне; объединения; наглядная агитация; жалобы; борьба с проволочками; размер бизнеса.

Приведенная структура взаимосвязей вновь свидетельствует о том, что взятки больше по величине там, где надо устранять административные препятствия и подкупать контролирующие органы. Взятки даются обычно в ситуациях, когда во власти "свои люди" и это ис-

стр. 25

пользуется в конкурентной борьбе. Характерно, что успех несколько чаще сопутствует тем предприятиям, которые дают много взяток, а не тем, чьи взятки велики по сравнению с оборотом.

Анализ структурных зависимостей между индикаторами

В данном подразделе описывается ряд зависимостей, полученных методом AnswerTree из программного пакета SPSS. Этот метод позволяет выбрать зависимую переменную и разбить пространство независимых переменных таким образом, чтобы средние значения зависимых переменных в разных областях различались как можно сильнее.

Для начала приведем зависимость фактора "Способ преодоления препятствий - коррупция" от факторов, описывающих тип бизнеса и характеристики трудностей, с которыми сталкивается предприятие. Установлено, что отношение к коррупции как способу преодоления трудностей наиболее сильно различается у предприятий разного размера. Затем наиболее мелкие предприятия следует разделить в зависимости от того, сталкиваются ли они с административными препятствиями или нет. В итоге выясняется, что в наибольшей степени склонны прибегать к коррупции мелкие предприятия, которым в значительной мере мешают административные препятствия. В соответствующей вершине среднее значение фактора готовности прибегнуть к коррупции наиболее велико (0,348). Это означает, что руководители почти 35% таких предприятий согласились в ходе опроса с высказыванием: "Любая моя проблема имеет свою цену в наших органах власти, и я готов ее заплатить". На втором месте по готовности руководства прибегнуть к коррупции - средние предприятия. Здесь сформулированную выше точку зрения разделяли в 18,5% случаев. На остальных предприятиях ее разделяли не чаще чем в 10% случаев.

Дальнейший анализ показал, что попытки противостоять трудностям с помощью образования объединений и наглядной агитации наиболее характерны для предприятий, не сталкивающихся с проблемой захвата бизнеса властью; с помощью жалоб - для предприятий с большой долей государственной собственности; путем опоры на "своих людей" во власти - для ООО; с помощью создания сильных партнерств - для самых крупных предприятий3.

Теперь рассмотрим, чем детерминируются такие показатели коррупционной активности бизнеса, как размер взяток и их частота. Выясняется, что размер взяток выше на тех предприятиях, которые острее ощущают обременительность механизма взяток и платы криминалу, которым мешает индивидуальный подход чиновников. Мы видим также, что взятки велики там, где острее ощутимы административные препятствия бизнесу. То же самое относится к частоте взяток. Порог, отделяющий предприятия, редко прибегающие к взяткам, от предприятий, часто их

3 Осмысленную зависимость для такого способа преодоления препятствий, как блат, получить не удалось. По-видимому, он примерно одинаково распространен на предприятиях самого разного типа.

стр. 26

дающих, заметно ниже аналогичного порога для размера взяток (лишь 20% предприятий дают взятки заметно реже, чем остальные, тогда как заметно меньшие по размеру взятки дают 40% предприятий).

В завершение рассмотрим зависимость успешности бизнеса от всех остальных индикаторов. В первую очередь удается установить, что предприятия, не ощущающие на себе неэффективность государственного регулирования, в среднем успешнее остальных фирм. Из этих предприятий, не испытывающих упомянутых выше трудностей, заметно более успешны те, для которых выше значение фактора "государственная собственность". Наконец, среди последних более успешны те, которые не испытывают необходимости давать взятки или платить криминалу и те, кого не затрагивает индивидуальный подход чиновников.

Типы предприятий в ИЭК-пространстве

Итак, мы построили пространство экономико-коррупционных индикаторов (ИЭК-пространство) и изучили статистические зависимости между разными группами индикаторов. Мы показали, какой стратегии преодоления преград обычно придерживаются руководители предприятий, находящихся в той или иной ситуации, а также какие предприятия в итоге оказываются успешными, а какие - нет. Теперь выясним, какие типы предприятий можно выделить в ИЭК-пространстве.

Для построения этой типологии в пространстве всех факторов был проведен иерархический кластерный анализ. В итоге было выделено 8 кластеров предприятий. В таблице 2 эти кластеры описаны средними значениями размера взяток и частоты взяток (в шкале построенных факторов), а также приведены размеры кластеров, выраженные процентным распределением респондентов по кластерам. Кластеры, как можно заметить, пронумерованы в порядке убывания среднего объема взяток.

Таблица 2

Кластеры фирм в ИЭК-пространстве

Кластер

Средний размер взятки

Средняя частота взятки

Объем кластера, в %

1

0,33

-0,4

9,0

2

0,33

0,0

6,8

3

0,03

0,3

23,7

4

-0,02

-0,1

13,0

5

-0,14

0,0

16,0

6

-0,20

-0,1

27,8

7

-0,44

0,0

26,1

8

-0,91

-1,7

1,1

Покажем те же данные графически (рис. 3). Кластер 8 на графике не приводится, так как он резко отличается от остальных чрезвычайно низким уровнем коррупции. В случае его демонстрации различия между прочими кластерами не были бы заметны.

Итак, с точки зрения количественных характеристик коррупции все предприятия условно можно разбить сначала на два резко отличающихся друг от друга типа. Первый тип составляют представители

стр. 27

Расположение кластеров предприятий на плоскости, образованной индикаторами, характеризующими объем (ось X) и частоту (ось Y) взяток*

-----

* Кластеры представлены своими центрами тяжести.

Рис. 3

кластера 8, а второй - все остальные предприятия. Руководители фирм из кластера 8 почти не дают взяток. К сожалению, этот кластер крайне мал и составляет по объему 1,1% всех предприятий.

Большинство кластеров, относящихся ко второму типу, различаются между собой характерным для них объемом взяток. Относительно мало взяток дают представители кластера 7 (2,6% всех предприятий) а больше всего - кластеров 1 и 2 (9,0% и 6,8% всех предприятий соответственно). Частотой дачи взяток отличаются от основной массы предприятий лишь представители кластера 1, где взятки даются редко, и кластера 3 (23,7% всех предприятий), где при среднем объеме взятки даются сравнительно часто.

Перечисленные свойства кластеров позволяют дать им следующие характеристики: кластер 1 - "много, но редко дающие"; кластер 2 - "высокий объем взяток при средней их частоте"; кластер 3 - "частые взятки среднего объема"; кластер 4 - "средние объем и частота взяток"; кластер 5 - "взятки средние по объему, а по частоте ниже среднего"; кластер 6 - "частота и объем взяток чуть ниже, чем в кластере 5"; кластер 7 - "низкий объем взяток при средней их частоте"; кластер 8 - "фирмы, практически не дающие взяток".

Индикаторный анализ типологии предприятий

Выше типология предприятий была описана в терминах количественных характеристик коррупции. Теперь проанализируем другие особенности предприятий каждого типа на основе представленных на рисунках данных о средних значениях индикаторов из различных групп для каждого кластера (рис. 4 - 8).

Различия между кластерами, которые без труда усматриваются из представленных выше диаграмм, мы сводим в таблицу 3. Данные этой таблицы позволяют сделать следующие выводы.

стр. 28

Средние значения индикаторов группы а - характер бизнеса - для построенных кластеров предприятий

Рис. 4

Средние значения индикаторов группы B - препятствия, стоящие перед бизнесом, - для построенных кластеров предприятий

Рис. 5

Средние значения индикаторов группы D - способы преодоления препятствий - для построенных кластеров предприятий

Рис. 6

стр. 29

Средние значения индикаторов группы C - направления коррупции - для построенных кластеров предприятий

Рис. 7

Средние значения индикаторов группы S - успешность бизнеса - для построенных кластеров предприятий

Рис. 8

Наибольшего успеха сегодня добиваются предприятия, идущие двумя путями. Первый путь - коррупция (кластер 2). Хотя взятки для них обременительны, они вынуждены идти на это в силу ощущаемой ими неэффективности государственного регулирования и значительных административных препятствий. Другой путь к реализации успешности бизнеса (кластер 6) - захват бизнеса властью. Предприятия, идущие по этому пути, достаточно крупны и, более того, вступают в сильные партнерства. В итоге им практически нет необходимости прибегать к обычной коррупции в виде дачи взяток.

Следующая по результативности стратегия (кластер 7) - систематически "подкармливать" представителей власти в сравнительно небольших размерах. Тем самым бюрократы фактически становятся лицами, заинтересованными в успешности коммерческой деятельности предприятия, то есть, по сути дела, партнерами по бизнесу. Интересно, что для внешнего мира предприятия этого типа представляются борцами с коррупцией: вступают в различные объединения и пользуются наглядной агитацией. Подчеркнем, что этой стратегии придерживается достаточно малое количество предприятий. Скорее всего она неустой-

стр. 30

Таблица 3

Описание построенных кластеров предприятий посредством их типичных проявлений в значениях индикаторов разных групп

Кластер

Типы бизнеса

Типы препятствий

Способы преодоления препятствий

Направления коррупции

Успешность бизнеса

1. "Много, но редко дающие"

Много ООО

Административные препятствия и обременительность взяток при редком захвате бизнеса властью

Участия в объединениях, наглядная агитация

Успешность ниже среднего

2. "Высокий объем взяток при средней частоте"

Неэффективность госрегулирования и административные препятствия при сильной обременительности взяток. Захват бизнеса властью редок

Блат и "свои люди" во власти

Борьба с проволочками и подкуп контролирующих органов

Относительно успешны

3. "Частые взятки среднего объема"

Блат и "свои люди" во власти еще значительней, чем в кластере 2

Успешность выше среднего

4. "Средние объем и частота взяток"

Коррупция и блат

Успешность ниже среднего

5. "Средние по объему, по частоте ниже среднего"

Сравнительно мало ООО

Неэффективность госрегулирования и административные препятствия при сильной обременительности взяток. Захват бизнеса властью редок

Чуть чаще обычного обращаются с жалобами

Сравнительно малоуспешны

6. "Частота и объем взяток чуть ниже, чем в кластере 5"

Бизнес больше среднего

Захват бизнеса властью. Остальное крайне редко

Ориентация на сильное партнерство

Относительно успешны

7. "Низкий объем взяток при средней частоте"

Много ООО и мало с собственностью третьих лиц. Бизнес больше среднего

Сравнительная неэффективность госрегулирования

Объединения и наглядная агитация

Использование власти в конкурентной борьбе

Успешность выше среднего

8. "Практически не дающие"

Мало кооперативов и госсобственности, размер бизнеса относительно невелик

Неэффективность госрегулирования, обременительность взяток. Редко захватываются властью

Жалобы

Только борьба с проволочками

Низкая успешность

стр. 31

чива по сравнению с другими, к которым прибегают многочисленные и практически столь же успешные предприятия кластера 3.

Опишем стратегию этих предприятий. Как и предприятия упоминавшегося ранее кластера 7, они очень часто дают средние по размеру взятки "своим людям" во власти и активно прибегают к блату по-видимому тоже хорошо оплачиваемому. И эта стратегия захвата бизнесом представителей власти приносит свои плоды: бизнес этих предприятий сравнительно более успешен.

Остальные стратегии, как показывает приведенная выше таблица, менее успешны. В качестве крайнего случая отметим немногочисленные предприятия кластера 8. У них есть объективная потребность давать взятки, в частности для борьбы с проволочками, но такие взятки для них были бы очень обременительны. Поэтому предприятия данного типа вынуждены редко давать взятки, причем в небольших размерах. Результатом (а возможно, и причиной) выбора такой стратегии является очень низкая эффективность бизнеса.

Итак, наш анализ показал, что в настоящее время эффективными с точки зрения успешности бизнеса являются, по существу, лишь две стратегии: "сдача" своего бизнеса представителям власти и "взятие" представителей власти на регулярное содержание. Все остальные стратегии либо являются неустойчивыми, либо не приводят к успеху в бизнесе. Особенно показательна в этом смысле стратегия, при которой предприятия практически не дают взяток. Для таких предприятий характерен самый низкий уровень эффективности.


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/КОРРУПЦИОННЫЕ-ВЗАИМООТНОШЕНИЯ-БИЗНЕСА-И-ВЛАСТИ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Elena CheremushkinaContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Cheremushkina

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Е. ГАЛИЦКИЙ, М. ЛЕВИН, КОРРУПЦИОННЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ БИЗНЕСА И ВЛАСТИ // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 17.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/КОРРУПЦИОННЫЕ-ВЗАИМООТНОШЕНИЯ-БИЗНЕСА-И-ВЛАСТИ (date of access: 31.07.2021).

Found source (search robot):


Publication author(s) - Е. ГАЛИЦКИЙ, М. ЛЕВИН:

Е. ГАЛИЦКИЙ, М. ЛЕВИН → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Elena Cheremushkina
Актобэ, Kazakhstan
1573 views rating
17.09.2015 (2144 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
Анонс Изучение новой теории электричества, пожалуй, нужно начинать с анекдота, который актуален до сих пор. Профессор задаёт вопрос студенту: что такое электрический ток. Студент, я знал, но забыл. Профессор, какая потеря для человечества, никто не знает что такое электрический ток, один человек знал, и тот забыл. А ларчик просто открывался. Загадка электрического тока разгадывается, во-первых, тем что, свободные электроны проводника не способны
Catalog: Физика 
Как нам без всякой мистики побеседовать с человеческой душой и узнать у нее тайны Мира.
Catalog: Философия 
2 days ago · From Олег Ермаков
АВГУСТ ФОН КОЦЕБУ: ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО УБИЙСТВА
2 days ago · From Россия Онлайн
ОТТО-МАГНУС ШТАКЕЛЬБЕРГ - ДИПЛОМАТ ЕКАТЕРИНИНСКОЙ ЭПОХИ
Catalog: Право 
2 days ago · From Россия Онлайн
ПРОТИВОБОРСТВО СТРАТЕГИЙ: КРАСНАЯ АРМИЯ И ВЕРМАХТ В 1942 году
2 days ago · From Россия Онлайн
ИСТОРИЯ ДВУСТОРОННИХ ОТНОШЕНИИ РОССИИ И БОЛГАРИИ В XVIII-XXI веках
Catalog: История 
2 days ago · From Россия Онлайн
Г. С. Остапенко, А. Ю. Прокопов. НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ XX - начала XXI века.
Catalog: История 
3 days ago · From Россия Онлайн
ЭУДЖЕНИО КОЛОРНИ: АНТИФАШИЗМ, ЕДИНАЯ ЕВРОПА, СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ИДЕЯ И ФЕДЕРАЛИЗМ
Catalog: История 
3 days ago · From Россия Онлайн
МЕЖДУ "ПРОЛЕТАРСКИМ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМОМ" И "СЛАВЯНСКИМ БРАТСТВОМ". РОССИЙСКО-ЮГОСЛАВСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ В СРЕДНЕЙ ЕВРОПЕ
Catalog: История 
3 days ago · From Россия Онлайн
Великая война 1914-18 гг. Наградной лист от 09.06.1915 на Начальника пулеметной команды 10-го Кубанского пластунского батальона, Прапорщика Ивана Дмитриева. Обоснования награждений орденами Св. Анны 4 ст. с надписью "За храбрость" (Аннинское оружие) за бои на ст. Сарыкамыш (Кавказский фронт), Св. Станислава 3 ст. с мечами и бантом, за бои в Галиции (Юго-Западный фронт), производства в чин хорунжего, за бои в с.Баламутовка (Юго-Западный фронт, Буковина,).

Actual publications:

Latest ARTICLES:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
КОРРУПЦИОННЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ БИЗНЕСА И ВЛАСТИ
 

Contacts
Watch out for new publications: News only: Chat for Authors:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2021, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones