Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: RU-14373

Share with friends in SM


ВРЕЗ 1

Открывая примерно раз в полгода огромную "концептуальную" выставку, Русский музей в Петербурге уже давно завоевал репутацию крупнейшего выставочного центра страны. Но нынешняя выставка, пожалуй, самая амбициозная. Не ограничиваясь, как прежде, хронологическими рамками, устроители решили обозреть все русское искусство - от икон до современной живописи. Отбирались картины исключительно по цветовому признаку: наличие красного пятна или хотя бы слова "красный" в названии (например, "Ударницы на фабрике "Красная заря") обеспечивало тому или иному произведению место в экспозиции. Выставку назвали незамысловато - "Красный цвет в русском искусстве". Параллельно выпущен каталог-альбом: три небольших заметки на трех с половиной страницах и репродукции, причем в основном картин, которых на выставке нет. И наоборот, большинство произведений, включенных в экспозицию, в альбоме отсутствует.

врез 2:

Из книги отзывов:

"Все очень клево! Но от красного цвета рябит в глазах" (врач-окулист).

"Мало красного".

"Красный бред".

"Прекрасная выставка. Напоминает детство".

"Лучше бы открыли Айвазовского, Куинджи".

"Господи, прости моего деда - члена партии с 1906 года, расстрелянного в Москве 28 ноября 1937 года. Не дай вернуться красному цвету".

Залы корпуса Бенуа, где проходит выставка, покрылись красными пятнами: красные мундиры и платья, шали и шарфы, косоворотки и кумачные сарафаны, красные флаги и депутатские мандаты, румяные щеки и алые губы на портретах, красные тарелки и стулья из красного дерева, картонные реконструкции Красной площади, красного угла в избе и "красного уголка управления Энской железной дороги", где на столе лежат красные томики собрания сочинений Ленина. Эмблемой выставки стал "Красный квадрат" Казимира Малевича, подвешенный, будто лампочка, к ампирной люстре (на столь смелое решение подвиг устроителей сам мэтр авангарда, когда-то подвесивший свой "Черный квадрат" к потолку). Красные номерки в гардеробе и красные пожарные краны тоже кажутся органичной частью экспозиции. И даже смотрительницы в залах надели красные юбки и блузки и вплели в волосы красные банты.

Замысел выставки основывается на том общеизвестном факте, что в русском языке, в отличие от всех других языков, слово "красный" имеет (или, по крайне мере, имело) два значения - собственно красный и красивый. Что зафиксировал еще Владимир Иванович Даль, в словаре которого можно найти огромный список красных предметов (красное крыльцо, красна девица, красное словцо, красное солнышко), а также пословиц, типа "Рад дурак красному" или "Тем и краше, что наше".

Убежденность, что русские смотрят на мир сквозь красные очки, дала устроителям выставки основание объявить красный национальным цветом русского искусства. По этой логике краснуху следовало бы назвать русской национальной болезнью, а фразеологизм "красный нос" считать комплиментом. Впрочем, дело, разумеется, не в игре слов.

История красного цвета в России не лишена парадоксов (известно, например, что Зимний дворец, когда его брали красные, сам был окрашен в красный цвет). Символика красного тоже постоянно менялась: красный цвет одежд Богоматери (кстати, независимо от конфессиональной принадлежности изображавшего ее художника), театральный красный - у Брюллова, праздничный - у Малявина и символистский - у Петрова-Водкина, красный цвет классовой борьбы ("Клином красным бей белых" - этот знаменитый плакат Эль Лисицкого свидетельствует, что классовая борьба была борьбой красок), ставший потом официальным цветом советской риторики - все это разные красные. Не говоря уже о том, что у красного есть различные оттенки - кроваво-красный, огненно-красный, клюквенно-красный и т. д. Устроители вроде бы не отрицают этих различий, но толком их и не фиксируют, упуская из виду то, что сегодня красный цвет по-прежнему вызывает совершенно определенные ассоциации. В результате выставка приобрела ностальгический, а для некоторых зрителей и политический характер, о чем, в частности, свидетельствуют очень эмоциональные "разноцветные" записи в книге отзывов.

Появление в русском искусстве красного цвета имеет и другое, художественное, объяснение: красный - один из цветов радуги, и обойтись без него как в природе, так и в живописи затруднительно. Следуя замыслу выставки, задаешься вопросом: как быть с иностранными художниками, которые тоже красный цвет любили? Матисс изображал "Красных рыб", Ван Гог - "Красные виноградники", а для Тициана красный был высшим цветом колористической живописи. А как быть с кабаре "Мулен руж" (то есть "Красная мельница") в Париже или со знаменитой улицей красных фонарей, или с "Мартини россо" (тем более что "россо" читается почти как "руссо")? Или уже с совсем далекими примерами - красной коровой в знаменитой пещере Ласко (эпохи палеолита, между прочим) и античными красно-фигурными расписными сосудами?

Собрав гигантскую выставку, заполнившую более двадцати залов музея, устроители скромно написали в каталоге, что "не претендовали на обобщения и полноту раскрытия темы". Имеется в виду отсутствие в экспозиции ключевых для данной темы картин из Третьяковской галереи - "Купания красного коня" Кузьмы Петрова-Водкина или "Красной мебели" Роберта Фалька.

Но дело вовсе не в том, что картин мало (в конце концов красного коня на выставке заменяет "Фантазия" того же Петрова-Водкина и "Красный бык" Александра Ситникова), а в том, что их слишком много. И большинство из них вряд ли выражает национальные вкусы русских.

Строго говоря, в истории русского искусства было только два периода, когда красный цвет действительно оказывался главным - древнерусская иконопись и советская живопись, а также творчество Петрова-Водкина, который мог писать красным все - и коня, и натюрморт с яблоками, и Богоматерь. В остальных случаях красный лишь маркировал на холсте детали костюма, предметы повседневности, красочные явления природы. Поэтому выставка красных пятен является не столько художественной концепцией, сколько пособием по цвету для начинающего художника (правда, не очень хорошим - на многих из представленных картин красный либо выцвел от времени, либо превратился в коричневый под слоем потемневшего лака).

Впрочем, у выставки есть и более заинтересованный зритель. Соединив вместе иконопись, фольклор, авангард и соцреализм, устроители действительно предложили новый взгляд на русское искусство. Только вот взгляд этот слишком уж напоминает классический набор русских сувениров во главе с "matrioshk'ой", которые продаются на столиках у Зимнего дворца или на Арбате. Русская душа - и без того загадочная, да еще окрашенная красной краской, - покажется иностранному туристу еще более привлекательной.

"Красный цвет", как и все предшествующие выставки Русского музея, в Москве показан, видимо, не будет. Хотя будто специально для него между двумя столицами регулярно курсирует "Красная стрела". (Кстати, согласно словарю Даля, "красный поезд" означает - свадебный.)

Санкт-Петербург - Москва

Orphus

© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/КРАСНУХА-О-национальной-красности-великороссов

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Россия ОнлайнContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Libmonster

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

КРАСНУХА. О национальной красности великороссов // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 20.10.2017. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/КРАСНУХА-О-национальной-красности-великороссов (date of access: 23.05.2019).

Found source (search robot):


Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
442 views rating
20.10.2017 (580 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes

Related Articles
Работа рассказывает об истинном месте планеты Луна в системе Мироздания и человеческих очах. The modern apprehension of the Universe as an dimensionless isotropic bag is not true. The truth is that the Universe is an Undivided Integral System — the Wheel which has the Axis and the border. Тhe mysterious Axis is the God, the Maker of existing, and the obvious Axis is the Moon, the God's throne and our sacred Origin.
Catalog: Философия 
4 days ago · From Олег Ермаков
Вывод Coin (USDC) на карту Сбербанка – простая задача. Но, нужно знать, где финансовую сделку выполнить наиболее выгодно. Здесь лучшим помощником будет мониторинг сайтов по обмену криптовалют.
Catalog: Экономика 
5 days ago · From Россия Онлайн
POluavtobia
Catalog: Разное 
8 days ago · From Сергей Адамян
Суть и связь Огня, Света и Цвета. The essence and relation of Fire, Light and Color.
Catalog: Философия 
9 days ago · From Олег Ермаков
Учёные испокон веков были озабочены поиском во Вселенной системы отсчёта, которая могла бы однозначно определить, к примеру, Земля крутится вокруг Солнца, или наоборот. Ни система Птолемея, ни система Коперника не обладают такой однозначностью. Законы Кеплера также не проясняет этот вопрос. Теория относительности Эйнштейна предполагает равноправие обеих точек зрения. Но для многих исследователей вопрос оставался открытым. И вот, наконец, однозначность, как будто бы, появилось. Однозначность формируется разностью гравитационных потенциалов.
Catalog: Физика 
Первое, что меня сподвигло на это открытие это шок, который испытывают исследователи сверхпроводимости. И это понятно. Если ток проводимости формируется свободными электронами, то почему сверхпроводимость повышается, когда свободные электроны практически исчезают, примораживаясь к атомам. Второе, это упёртость российского учёного дтн Федюкина Вениамина Константиновича, который усомнился в том, что сверхпроводимость существует. Он пишет: "исходя из общенаучных, мировоззренческих положений и практики о том, что всякому действию есть противодействие и любому движению есть сопротивление, можно утверждать, что движению и электрического тока вдоль проводника должно быть сопротивление. Поэтому так называемой "сверхпроводимости" электрического тока нет, и не может быть". .
Catalog: Физика 
В данный момент существует множество специализированных средств для обозначения линий отреза, области производства работ, зоны прокладки инженерных коммуникаций. Одним из наиболее востребованных и универсальных являются строительные карандаши.
16 days ago · From Россия Онлайн
ЗАРУБЕЖНАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ О СОЦИАЛЬНОМ ПОЛОЖЕНИИ ЖЕНЩИНЫ В ДРЕВНЕЙ РУСИ
19 days ago · From Россия Онлайн
УМБЕРТО МОНТЕОН Г. Мексика и Великая Отечественная война советского народа.
19 days ago · From Россия Онлайн
Рецензии. ЧЕРНЫЕ АМЕРИКАНЦЫ В ИСТОРИИ США. В 2-Х ТТ.
19 days ago · From Россия Онлайн

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
 

Actual publications:

Загрузка...

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
КРАСНУХА. О национальной красности великороссов
 

Support Forum · Editor-in-chief
Watch out for new publications:

About · News · Contacts · For Advertisers · Donate to Libmonster($)

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2019, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Germany China India Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Uzbekistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones